Исследовательская работа ученицы 11 класса
Вложение | Размер |
---|---|
kalendar_rossii_i_t.f.osipovskiy.docx | 79.68 КБ |
kalendar_rossii_i_osipovskiy.pptx | 2.58 МБ |
Областная научно - практическая конференция обучающихся, посвященная 250-летию со дня рождения русского математика Т. Ф. Осиповского Исследовательская работа на тему: «Тимофей Фёдорович Осиповский и реформы календаря России» |
Работу выполнила: Исакова Надежда, ученица 11 класса МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля» Работу проверила: Плотникова Татьяна Владимировна учитель математики МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля»
|
Суздаль, 2016
Содержание
№ | Название параграфа | Номер страницы |
Введение | 3 | |
§1. | Биография Тимофея Фёдоровича Осиповского. | 4 |
§2. | Определение календаря и единицы изменения времени. | 7 |
§3. | История нашего календаря. | 9 |
§4. | Реформы календаря. | 10 |
§5. | Проекты по созданию универсального календаря. | 15 |
Заключение | 17 | |
Литература | 19 | |
Приложение. | 20 |
Мы так привыкли пользоваться календарем,
что даже и не вполне отдаем себе отчет в том,
как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль
упорядоченного счета времени;
между тем нетрудно видеть,
что никакая куль тура невозможна без него.
Н. И. Идельсон[1]
Введение
Для всех нас календарь является вещью привычной и даже обыденной. Это древнейшее изобретение человека. Для чего же нужен календарь? В нынешних экономических условиях, календарь - это неотъемлемая часть жизни деловых людей. Современному человеку нужно систематизировать свой рабочий день, назначать встречи, быть пунктуальным. Календарь помогает не забывать о важных событиях в жизни: днях рождения, значимых датах, праздниках.
На уроках физики, астрономии, истории, я узнала, что одним из разработчиков календарной реформы был Тимофей Фёдорович Осиповский[2]. Кто такой Тимофей Фёдорович? Чем он занимался? В чём заключалась суть его реформы календаря? Ответить на эти вопросы я и постаралась в своей исследовательской работе. Кроме того, актуальности данного исследования способствовало желание принять участие в научно - практической математической конференции обучающихся, посвящённой 250-летию со дня рождения Тимофея Фёдоровича Осиповского
Цель работы – изучив вклад Т.Ф.Осиповского в реформу календаря, показать, что наш земляк - прогрессивный деятель своего времени.
Задачи:
Объект исследования: календарь России.
Предмет исследования: реформы календаря, в том числе календарная реформа Т.Ф.Осиповского
Методы: изучение литературы (чтение и анализ), описание, использование электронного учебного ресурса.
Гипотеза: Т.Ф.Осиповский был прав, что календарь, действовавший в его время, нуждался в реформе. С помощью реформы Т.Ф.Осиповского можно было наверстать отставание от истинного года.
В этом параграфе мы рассмотрим главные события в жизни Т.Ф.Осиповского и его вклад в развитие науки.
Т.Ф.Осиповский родился в семье сельского священника 2 февраля 1765(1766) года в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии. Для получения среднего образования его отдали во Владимирскую семинарию, которую он должен был окончить в 1783 году по классу риторики, но незаурядные способности юного семинариста обратили на себя внимание его воспитателей и его оправили в Санкт-Петербург, — в открываемую там учительскую семинарию. Курс обучения, начавшись в ноябре 1783 года, продолжался до августа 1786 года. Так состоялся первый выпуск учителей. С сентября 1876 г. он начал работать в Москве, в главном народном училище учителем физико - математических наук и русской словесности. Осенью 1799 года Тимофею Фёдоровичу предложили занять кафедру физико-математических наук Петербургской учительской гимназии со званием исполняющего должность профессора математики. В марте 1800 года он переезжает в Петербург. Спустя несколько лет Тимофей Фёдорович принял предложение основателя Харьковского университета В.Н. Каразина[3] занять место профессора математики в открываемом Харьковском университете. 7 февраля 1803 года он был утверждён в этой должности, и в числе первых из назначенных в Харьков профессоров, принял активное участие в подготовительных работах к открытию университета. В феврале 1805 года профессор Т.Ф.Осиповский приступил к чтению лекций. Он читал различные курсы математики: так называемую чистую математику, или механику, а также оптику и астрономию. С 1813 по 1820 годы Т. Ф. Т.Ф.Осиповский был ректором Харьковского университета; к 1820 году выслужил звание заслуженного профессора. Но из – за возникших разногласий с профессором физики и бывшим ректором Харьковского университета А.И. Стойковичем 1 ноября 1820 года Т. Ф. Т.Ф.Осиповский был отправлен в отставку. Вместе с семьёй он переезжает в Москву и занимается научной деятельностью.
Научные работы:
Умер Тимофей Фёдорович 12 июня 1832 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В память о нашем земляке названы: улица в Киеве, международная открытая олимпиада по программированию им. Т. Ф. Осиповского — «Osipovsky Cup»(рис.24) и «Осиповская средняя общеобразовательная школа» Ковровского района(рис.23).
Вывод: Мы видим, что Т.Ф.Осиповский изучал математику, интересовался астрономией, физикой, механикой. Его труды способствовали развитию естествознания первой четверти 19-го столетия, причём во всех областях Т.Ф.Осиповский высказал некоторые идеи, опережавшие современный ему уровень знаний.
§2. Определение календаря и единицы изменения времени.
В этом параграфе я постараюсь познакомить Вас с определением «календаря» и единицами его измерения.
Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить. Поэтому люди изобрели календарь. По нему люди узнавали время и выходили на вспашку, орошение, полив полей и огородов, сбор урожая. Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать (древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо) и "calendarium" - долговая книга (первого числа месяца было принято уплачивать проценты по долгам.)
Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Календарь – система счета больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел.
Календарь — это печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже лет). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)
(Из статьи А. В. Толмачева из «Большой Советской Энциклопедии»).
В том, что время течет, люди убеждались, наблюдая движение, развитие окружающих материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем мире находится несколько:
Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и
тропического года несоизмеримы между собой, поэтому возникали разные календарные системы:
Календарь фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века. За одни сутки Земля совершает один полный оборот вокруг собственной оси. За год она проходит один раз вокруг Солнца. Солнечный или астрономический год длится триста шестьдесят пять суток пять часов сорок восемь минут сорок шесть секунд. Следовательно, целого числа суток не существует. Отсюда сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени.
Вывод: Потребность в календаре возникла у людей в связи с проведением сельскохозяйственных работ и календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков, периодичность которых измеряется в сутках, в месяцах и годах. Несоизмеримость продолжительности суток, синодического месяца и тропического года привело к возникновению разных календарных систем.
§3. История нашего календаря.
В этом параграфе мы узнаем: где и для чего появился первый календарь?
Прототип современного календаря возник в древнем Египте (рис 8). Египет находится на севере Африки, в долине реки Нил. Климат в Египте жаркий и сухой, дождей в некоторых областях страны совсем не бывает. Со всех сторон к Египту подступают пески пустыни, а между тем узкая полоса земли в долине Нила весело зеленеет и земледельцы несколько раз в год снимают урожай со своих полей. Потому что Нил каждый год широко и надолго разливается, щедро напитывает влагой и удобряет плодороднейшим илом землю. Потому-то еще в древности родилась поговорка: «Египет — дар Нила». Не было бы реки с ее разливами - не было бы и Египта. Инженеры древности создали в Египте замечательную сеть оросительных каналов и плотин и неусыпно о ней заботились. Они научились правильно использовать излишки воды во время разливов, сберегать их на время засухи. Разлив Нила — очень важное событие в жизни египтян, от реки зависит вся жизнь страны. В те годы, когда вода в реке поднималась недостаточно высоко, в стране начинался голод, болезни, страшные бедствия. К каждому разливу нужно подготовиться: прочистить каналы, починить плотины; тут каждый день дорог, важно не упустить время. А как узнать, когда настанет этот знаменательный день? Сколько до него осталось времени? Где найти приметы, точно указывающие важные сроки? Эти приметы ученые древности — жрецы - искали не на земле, а на небе. Они были искусными математиками, астрономами, хорошо знали звездное небо. Когда темнело, они поднимались на свои наблюдательные посты, на крыши храмов или на какие-либо другие возвышения, и оттуда наблюдали за ходом небесных светил. Приборы у них были самые простые, нехитрые: не подзорные трубы или телескопы, о которых в те времена и понятия не имели, а просто отвес и дощечка с расщепом. Жрецы долго, внимательно всматривались в небо, что-то вычисляли, записывали на папирусе (рис 9). Дальнейшие изменения произошли в сорок шестом году до н. э.
Вывод: Жрецы Египта были искусными математиками, астрономами и хорошо знали звездное небо и поэтому календарь Египтян связан с движением небесных тел.
§4. Реформы календаря.
В этом параграфе мы изучим реформы, произошедшие с календарём, их последствия и узнаем авторов этих реформ.
Год | Имя учёного | Содержание его реформы | ||
46 г. до н.э | Римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь [8](100 - 44 гг. до н.э.) | Юлий Цезарь побывав в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. | ||
45 году до н. э Юлианский календарь
| Календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном[9]. | В основу календаря положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365 суток и 6 часов. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный. Он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января, а Рождество по юлианскому календарю стали отмечать седьмого января. | ||
Так произошел переход на новое летоисчесление. В благодарность за реформу и учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц Квинтилис (в этом месяце Цезарь родился) в Юлиус. Но после смерти Юлия Цезаря, римские жрецы запутали календарь, объявляя високосным каждый третий год календаря. В результате с сорок четвертого по девятый год до н. э. вместо девяти было объявлено двенадцать високосных лет. | ||||
император Октавиан Август[10] | По его распоряжению в последующие шестнадцать лет високосных годов не было, и ритм календаря был восстановлен. Поэтому, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н.э. | |||
В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. | ||||
324 г | Римский император Константин[11] (ок. 285 - 337 гг.)(рис.15) | Провозгласил христианство государственной религией. | ||
325 г | Он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. Начиная с IV в. н.э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. | |||
Из – за расхождений в дате весеннего равноденствия 21 марта или 23 марта и дат пасхальных новолуний, принятых в качестве основы для расчета пасхи, которые не соответствовали реальным астрономическим явлениям, проблема календарной реформы обсуждалась католической церковью на Базельском (1437 г.), Латеранском (1512-1517 гг.) и Тридентском (1545-1563 гг.) соборах. | ||||
Установление христианского летосчисления в России. В конце Х в. Древняя Русь под началом князя Владимира Святославовича приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешёл юлианский календарь. Вместе с календарём с продолжительностью года в 365, 25 суток, счет годов в нем велся от «сотворения мира» ( с 5508 лет до нашего летосчисления). Однако полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, на Руси принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября. Древнеславянское же начало года приходилось на весну - на 1 марта. Оно и сохранилось в наших летописях на многие века. В конце XIV в. христианская церковь обнаружила, что весеннее равноденствие уже не совпадает с 21 марта и каждые 128 лет наступает раньше еще на один день. Следовательно, все праздники передвигались "вперед": весенние - на лето, летние - на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы. | ||||
сентябрь 1492 года | Московский церковный собор | Принял решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября. | ||
врач Луиджи Лильо (Алоизия Лилиуса)([12]рис. 16) | Чтобы остановить движение календаря, он предлагал выбросить накопившиеся со времен Юлия Цезаря лишние дни, а потом считать високосными те года, которые делятся на 4 и не делятся на 100 | |||
Казалось бы, всем хорош был юлианский календарь, по которому Европа прожила более шестнадцати веков. Однако Григорий XIII[13] посчитал, что реформа необходима для определения более точной даты празднования Пасхи, а также для того, чтобы день весеннего равноденствия вновь вернулся к двадцать первому марта. | ||||
1582 год Григорианский календарь | Папа Римский Григорий XIII(рис 17) | Задачей реформы 1582 г. было возвратить весеннее равноденствие не к эпохе эры, а к моменту, когда складывались правила расчета даты пасхи. Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта. На будущее же была введена поправка, из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, ошибка в один день накапливается лишь через 3333 года.( Если номер года заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы). Во всех остальных случаях год считается невисокосным (например, 1900 и 2100 годы). Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора (325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 г. не пятым, а сразу 15 октября. | ||
Реформа календаря ликвидировала двухнедельное отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Високосные годы, когда февраль насчитывает 29 дней, устанавливались реже (отныне не являлись високосными годы, кратные 100, но не кратные 400, например, 1700, 1800, 1900). | ||||
19 декабря 1699 г. | Петр I[14](рис. 6) | Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира»т.е. от ныне начало года приходилось на 1 января. На Руси Юлианский календарь был Петром I сохранён, но это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат - в то время - на 10 дней. | ||
Итак: на Руси пользуются юлианским календарём, а страны ближнего и дальнего зарубежья живут по григорианскому календарю. Им пользуются иностранное и внешнеэкономическое ведомства, различные структуры торгового и военно-морского флота, астрономические и метеорологические службы. Подобная двойственность была связана с большими неудобствами. Поэтому назревала необходимость во введении единого, общепринятого способа счисления времени во всех сферах жизнедеятельности российского общества. | ||||
1816 г | Т.Ф. Осиповский | Он обратил внимание на необходимость реформы календаря. В своей статье "О календаре", опубликованной в майском номере журнала "Украинский вестник" Т.Ф. Осиповский показал отставание астрономического года от старого календаря, приведшее к огромным расхождениям с календарным годом, так что, если в начале 19-го столетия старый календарь отставал от истинного года на 12 дней, то в дальнейшем это отставание будет еще большим. Он понимал, что ни церковь, ни царское правительство не пойдут ни на какие новшества, но, тем не менее, предложил реформу календаря - высказался за замену его более точным. Поскольку Т.Ф. Осиповский предвидел ожесточенную оппозицию со стороны церкви и царизма, он предложил, начиная с 1817 г. или с 1812 г., подряд на протяжении 48 лет не отмечать високосных годов, т. е. считать в каждом году 365 дней, пока отставание календаря не будет компенсировано. | ||
В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля, но бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен [15]отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I[16] представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указывал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После получения такого «доклада» царь написал на нем: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы». На долгое время этот вопрос был закрыт. | ||||
1864 год | Учёный астроном И. Г. Медлер[17] (1794-1874 гг.), профессор Дерптского университета | Он выступил со статьёй "О реформе календаря", написав: "Наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут неверно". Учёный предлагал ввести следующую корректирующую схему: каждые 128 лет исключать из счёта один день. Это обеспечивало бы высокую точность календаря: погрешность в одни сутки накапливалась бы приблизительно за 90 000 - 100 000 лет. | ||
Однако и на этот раз никаких мер по проведению календарной реформы принято не было. | ||||
1899 г | Комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. | Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. | ||
Реформа вновь не состоялась из-за противодействия царского правительства и церкви, которые считали, что введение нового календаря несвоевременно. Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Октябрьского переворота. | ||||
26 января 1918 г | Совета Народных Комиссаров | За 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу четырнадцатое. | ||
23 января 1918 г. | Совет Народных Комиссаров | Принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, … постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».(рис.22) Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Григорианский календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три високосных года. Именно его стали придерживаться. | ||
Долгожданная реформа с большим удовлетворением была встречена в стране, но Русская Православная Церковь осталась при ветхом календаре. | ||||
В период с 1929г. по 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. |
Вывод: Многие ученые неоднократно предлагали реформы для календаря, но до прихода к власти большевиков, по сути, никаких указаний власти к изменению календаря не было. Почти 10 тысяч лет человечество мечется в поисках оптимального календаря, но так и не нашло его. За это время человечество проникло в тайну атомного ядра, а вот "тайна" рационального летоисчисления (календаря) для него оказалась непреподъемной. Конечно, ввести новый календарь – довольно сложное дело, даже если он уже принят в большинстве стран мира. Изучив реформы календаря, я увидела, что все изменения в календаре происходили с большими препятствиями со стороны церкви (православная церковь опасалась, что может произойти "повреждения пасхалий" т.е. совпадения дня празднования христианской пасхи с еврейской) и огромными трудностями. Многие календарные реформы вообще не претворились в жизнь, несмотря на то, кто их автор: русский ли учёный Т.Ф.Осиповский, учёный ли астроном И. Г. Медлер, комиссия ли из представителей научных учреждений, ведомств и министерств.
§5. Проекты по созданию универсального календаря.
Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений и все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов, а речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уровнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье. В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28,29,30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня. Кроме того каждое государство тратит ежегодно крупные суммы на печатание новых календарей.
На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан
специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН. Какие же существуют проекты календаря?
Проекты календарей:
1. 13 - месячный календарь. Он был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом [18] (1798- 1857). В этом календаре каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца. Преимущество такого календаря заключается в том, что в нем месяцы имеют одинаковую продолжительность, а недели оказываются не разбитыми по месяцам. Одним из существенных недостатков этого календаря заключается в том, при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы.
2. 12 - месячный. Это вариант был предложен в 1888 году французским астрономом Гюставом Армелином[19](рис.21). Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных - по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. В простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня.
Вводить же календарь Армелина удобно с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье. Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств.
Однако Генеральная Ассамблея ООН все откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение. В настоящее же время эта деятельность под эгидой ООН вообще прекратилась.
Позиция церкви: С введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому. Церковь же не возражает только против таких вечных календарей.
Заключение:
Високосный год | На сколько суток сокращалась разница: |
1820 год | 1 сутки |
1824 год | 2 суток |
1828 год | 3 суток |
1832 год | 4 суток |
1836 год | 5 суток |
1840 год | 6 суток |
1844 год | 7 суток |
1848 год | 8 суток |
1852 год | 9 суток |
1856 год | 10 суток |
1860 год | 11 суток |
1864 год | 12 суток |
Изучая реформы календаря, я увидела, что в разработке календаря пробовали свои силы ученые и философы, правители, поэты и бароны. Очень приятно осознавать, что среди таких известных имён как Юлий Цезарь, Пётр 1 наш земляк – Тимофей Фёдорович Осиповский. Его статья о внесение изменений в календарь – предложение достаточное смелое, прогрессивное. Мало того, что он знал о накопившихся отставаниях календаря от истинного времени, он ещё и предложил верный способ наверстывания времени, причём не резкого, а постепенного. Итак, предположим, что с 1820 года по предложению Т.Ф.Осиповского не отмечались високосные годы, тогда:
Заметим, что наверстать отставание в календаре Тимофей Фёдорович предлагал ещё в 1816 году, но произошло оно только в 1917 году. В наш лексикон добавились выражения «старый стиль», «новый стиль», т.е. возникла некоторая путаница в датах. Появились «двойные праздники»: Новый год, Рождество. Не прислушался бы тогда Николай 1 к мнению министра народного просвещения, всего этого можно было бы избежать. Получается: то, что предлагал Тимофей Фёдорович было во – первых необходимо (т.к. отставание на уже 13 накопившихся суток было навёрстано декретом Совета народных комиссаров), а во – вторых менее проблемно для народа(нет путаницы в датах).
Т.Ф.Осиповский был образцом передового ученого, боровшегося за прогресс в науке, а в истории отечественной науки и образования его имя стоит по времени между М.В. Ломоносовым и Н.И. Лобачевским и на одном уровне с ними.
Мы вправе гордиться своим земляком!
Источники информации:
[1] Нау́м Ильи́ч Идельсо́н( 1885-1951) - советский астроном-теоретик и специалист по истории физико-математических наук. Рисунок 1.
[2] Осиповский Тимофей Федорович (1766- 1832) - русский математик и философ-рационалист. Рисунок 2.
[3] Василий Назарович Каразин (1733 – 1842) - был одним из инициаторов основания Харьковского университета. К мысли об основании он склонил местное дворянство, которое пожертвовало для этого 400 000 рублей. Другие пожертвования (купечества и граждан, Екатеринославского дворянства и т. п.) получены были также благодаря влиянию Каразина. Рисунок 3.
[4] Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Рисунок 4.
[5] Пьер-Симо́н, маркиз де Лапла́с (1749-1827) — французский математик, механик, физик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей. Рисунок 5.
[6] Христиан Готлиб Кратценштейн (1723-1795) - немецкий врач, механик и физик. Рисунок 6.
[7] Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) - французский философ-просветитель, член Французской академии. Рисунок 7.
[8] Гай Ю́лий Це́зарь - древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э. рисунок 10.
[9] Созиген Александрийский - александрийский ученый, жил в I в. до н. э. Был приглашен Юлием Цезарем в Рим для работ по исправлению календаря, в которых Созиген и принял деятельное участие. Философские труды Созигена, в том числе комментарий на трактат Аристотеля «De Caelo», не сохранились. Рисунок 11.
[10] Октавиа́н А́вгуст - при рождении — Гай Окта́вий Фури́н, древнеримский политический деятель, основатель Римской империи. Рисунок 12.
[11] Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (ок. 285 - 337 гг.)( – римский император. Рисунок 13.
[12] Алоизий Лилий (ок. 1510 — 1576) - итальянский врач, астроном, философ и хронолог, а также автор предложений, которые легли в основу календарной реформы 1582 года. Рисунок 14.
[13] Григо́рий XIII - папа римский с 13 мая 1572 по 31 марта (10 апреля 1585 года). Рисунок 15.
[14] Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (1672—1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Рисунок 16.
[15] Карл Андре́евич Ли́вен (1767 - 1844) — генерал от инфантерии, министр народного просвещения Российской империи, член Государственного совета Российской империи. Рисунок 17.
[16] Никола́й I Па́влович (1796 – 1855) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II. Рисунок 18.
[17] Никола́й I Па́влович (1796 – 1855) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II. Рисунок 19.
[18] Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт (1798 – 1857) - французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Рисунок 20.
[19] Гюстав Армелин – французский астроном. Рисунок 21.
Слайд 1
«Тимофей Фёдорович Осиповский и календарь России» Работу выполнила: Исакова Надежда , ученица 11 класса МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля » Районная научно - практическая конференция обучающихся, посвящённая 250-летию со дня рождения русского математика Т. Ф. Осиповского .Слайд 2
Цель работы – изучив вклад Т.Ф.Осиповского в реформу календаря, показать, что наш земляк - прогрессивный деятель своего времени
Слайд 3
Задачи: • подобрать литературу и Интернет-ресурсы для изучения данного вопроса; • познакомиться с биографическими и историческими материалами по теме, с биографией Т.Ф.Осиповского ; • ознакомиться с историей календаря от истоков до наших дней; • составить таблицу, отражающую реформы, которые претерпел календарь России.
Слайд 4
Гипотеза: Т. Ф. Осиповский был прав, что календарь, действовавший в его время, нуждался в реформе. С помощью реформы Т. Ф. Осиповского можно было наверстать отставание от истинного года.
Слайд 5
Определение календаря и единицы изменения времени Календарь — это печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)
Слайд 6
История нашего календаря Прототип современного календаря возник в древнем Египте. Жрецы Египта были искусными математиками, астрономами и хорошо знали звездное небо и поэтому календарь Египтян связан с движением небесных тел.
Слайд 7
Реформы календаря Гай Юлий Цезарь в 46 г. до н.э Составлен юлианский календарь, по которому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней . Так же было решено что в четных месяцах будет 30, а в нечётных 31 день.
Слайд 8
Реформы календаря После смерти Юлия Цезаря, римские жрецы запутали календарь, объявляя високосным каждый третий год календаря. В результате с 44 по 9 год до н. э. вместо девяти было объявлено двенадцать високосных лет. Император Октавиан Август - По его распоряжению в последующие шестнадцать лет високосных годов не было, и ритм календаря был восстановлен.
Слайд 9
Реформы календаря Римский император Константин в 325 году созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи.
Слайд 10
Врач Луиджи Лильо ( Алоизия Лилиуса ) в 1492 предлагал выбросить накопившиеся со времен Юлия Цезаря лишние дни, а потом считать високосными те года, которые делятся на 4 и не делятся на 100. Реформы календаря В Х веке Русь под началом Владимира Святославовича приняла христианство Московский церковный собор в сентябре 1492 принял решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября.
Слайд 11
Реформы календаря Папа Римский Григорий XIII в 1582 году провёл реформу календаря, которая ликвидировала двухнедельное отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Високосные годы, когда февраль насчитывает 29 дней, устанавливались реже (отныне не являлись високосными годы, кратные 100, но не кратные 400, например, 1700, 1800, 1900).
Слайд 12
Петр I 19 декабря 1699 года подписал указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира » Реформы календаря
Слайд 13
Реформы календаря Т.Ф. Осиповский предложил начиная с 1817 г. или с 1812 г., подряд на протяжении 48 лет не отмечать високосных годов, т. е. считать в каждом году 365 дней, пока отставание календаря не будет компенсировано. «…выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики» К. А. Ливен
Слайд 14
Реформы календаря Учёный астроном И. Г. Медлер в 1864 году предлагал каждые 128 лет исключать из счёта один день. Это обеспечивало бы высокую точность календаря: погрешность в одни сутки накапливалась бы приблизительно за 90 000 - 100 000 лет.
Слайд 15
Совета Народных Комиссаров 23 января 1918 г. принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Реформы календаря
Слайд 16
Проекты по созданию универсального календаря Календарные месяцы имеют продолжительность в 28,29,30 и 31 день длина квартала меняется от 90 до 92 дней первое полугодие на три-четыре дня короче второго. На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы.
Слайд 17
13 - месячный календарь. Он был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом . В этом календаре каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Преимущество : месяцы имеют одинаковую продолжительность, а недели оказываются не разбитыми по месяцам. Один из недостатков : при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Проекты календарей:
Слайд 18
12 - месячный. Это вариант был предложен в 1888 году французским астрономом Гюставом Армелином . Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных - по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. Проекты календарей:
Слайд 19
Заключение Изучая реформы календаря, я увидела, что в разработке календаря пробовали свои силы ученые и философы, правители, поэты и бароны. Статья Т.Ф.Осиповского о внесение изменений в календарь – предложение достаточное смелое, прогрессивное. Мало того, что он знал о накопившихся отставаниях календаря от истинного времени, он ещё и предложил верный способ наверстывания времени, причём не резкого, а постепенного.
Слайд 20
Источники информации: Идельсон Н. И. История календаря. Наука, 1976. Буткевич А. В., Зеликсон М. С. Вечные календари. Наука, 1984 И. А. Климишин Календарь и хронология. Изд. "Наука", 1985 Изд. "советская энциклопедия" Советский энциклопедический словарь, 1982 http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm http://calendareveryday.ru/index.php?id=raznoe/ocaltndare4-5 http://fb.ru/article/131989/chem-grigorianskiy-kalendar-otlichaetsya-ot-yulianskogo-yulianskiy-kalendar-v-rossii
Ёжикина Радость
Глупый мальчишка
Марши для детей в классической музыке
В Китае испытали "автобус будущего"
Два морехода