Работа «История названия района Костычи» посвящена истории одного из районов города Октябрьска и его названию. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данного материала на уроках краеведения, истории, классных часах.
Цель и задачи исследовательской работы соответствуют её теме. По мнению автора, эта тема является для неё увлекательной и перспективной: познавать историю своей малой Родины – это очень интересно и полезно.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_nazvaniya_rayona_kostychi.doc1_.doc | 1020 КБ |
Городские краеведческие диалоги,
посвященные памяти краеведа К. И. Евдокимова
Секция «От слободы до города живем одной историей»
История названия района Костычи
Автор: Спирина Диана,
учащаяся 7-А класса
ГБОУ СОШ № 9
«Центр образования»
г.о.Октябрьск
Научный руководитель:
Фомичева Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 9
«Центр образования» г.о. Октябрьск,
пер. Железнодорожный, 11 «А»
тел.: 8(84646)2-26-35
Октябрьск 2016 г.
Содержание :
Введение стр. 2-3
Глава I. Истоки стр. 4-6
Глава II. История слова костыч стр. 7-10
Заключение стр. 11
Список использованной литературы стр. 12
Приложение стр. 13-17
Введение
В среднем течении Волга, встретившись с грядой Жигулевских гор, изгибается крутой дугой, как бы опоясывая их голубой лентой. Это Самарская Лука. На её излучине расположено несколько замечательных городов. Среди них – наш родной город Октябрьск, самый молодой в Самарской области. В этом году ему исполнится 60 лет.
7 августа 1956 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о выделении из состава города Сызрани Октябрьского района и преобразовании его в город областного подчинения. С этой даты пошел отсчет новейшей истории современного Октябрьска, хотя первое упоминание о поселении Городище датировано 1684 годом. Жители нашего города, бережно храня в благодарной памяти все вехи своего исторического развития, ведут отсчет именно с этой даты. Мы, учащиеся школы № 9, любим свой город, исследуем интересные малоизученные места, стараемся открыть и прочитать неизвестные страницы истории нашей малой Родины.
Приглашаю всех, кому интересна история нашего родного Самарского края, совершить небольшое путешествие в прошлое.
Исторически сложилось так, что наш город состоит из нескольких районов: Пристань, Батраки, Костычи, Правая Волга, Первомайск. Я и многие мои одноклассники проживаем в районе Костычи. Это большой район, застроенный частными домами. На его территории нет промышленных предприятий, зато большинство духовно – исторических объектов расположено именно здесь. Это храм смоленской Божией Матери, возрождающийся Смоленский женский монастырь, источник Параскевы Великомученицы (рис. 1, 2 ).
Мне стало интересно, откуда пошло это название, что означает данное слово. Произведя опрос одноклассников, я выяснила, что большинство из них не знают, почему район так называется, и лишь немногие кое-что слышали.
История района Костычи является объектом, а его название - предметом моего исследования.
Предшествующая работа позволила выдвинуть следующую гипотезу: название района связано с родом деятельности основного населения.
Приступая к данной работе, я поставила перед собой цель – узнать, что означает слово костычи, откуда оно произошло и почему стало названием района. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
-изучить историю возникновения поселка Костычи на территории нынешнего Октябрьска;
-познакомиться с историей слова костыч;
-собрать иллюстративный материал;
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данного материала на классных часах, уроках краеведения и истории.
Источником информации для данного проекта стала краеведческая литература, словари, справочники, музейные фонды.
Методы исследования: анализ литературы, поиск и классификация фотоиллюстраций
Глава I. Истоки
На начальном этапе работы я познакомилась с историей возникновения первого поселения на территории нашего города.
На высоком берегу реки Сызранки, там, где в неё впадает приток Крымза, при симбирском воеводе Козловском построили в 1683 году крепость Сызрань. Это был важный стратегический пункт для защиты русского государства от набегов восточных кочевников. У Сызрани возвели засечную (оборонительную) черту, левый фланг которой уходил на восток, в Самарскую луку. На засечной черте создавались опорные пункты. В 1684 году под охраной пятидесяти казаков был основан один из таких пунктов, названный Печерской слободой.
Вокруг Сызрани появляются поселения крестьян-новоприходцев. Одна из первых групп избрала местом жительства полуразрушенную крепость. Оставленная в прошлом татарами, она располагалась на крутом волжском берегу, в пятнадцати верстах восточнее Сызрани. Новоселов привлекала красота горного берега и богатые залежные земли. Река обещала большой рыбный промысел и надежный путь сообщения.
Это было первое поселение русских людей на территории нынешнего Октябрьска. За свою историю оно было и слободой, и селом, и рабочим поселком. Менялись и названия: Городище, Вознесенское, Костычи, старые Костычи – в зависимости от географического объекта, вблизи которого основано поселение, от желаний хозяев, которым принадлежали крестьяне, от ремесла коренного населения.
1684 год является годом основания Городища. Его население быстро росло. Через восемь лет перепись крестьян Симбирского уезда показала, что в Городищенской слободе имелось 68 дворов, в них проживало 300 душ.
Крестьяне Городищенской слободы, как и Печерские казаки, участвовали в охране Волги от кочевников. « Для защиты от набегов диких народов, кочующих по луговому берегу Волги, построена была на сих развалинах деревянная крепосца», - писал о них русский путешественник Иван Лепехин.
Не успели новоселы хорошо обжиться на вольной земле, как над ними появился хозяин. Первым помещиком в Городищенской слободе был Полуэкт Белозерцев.
В 1695 году помещик Белозерцев продал Городищенскую слободу вместе с населением Вознесенскому девичьему монастырю.
По указу монастыря в 1698 году проводится перепись. Переписчики сделали подробное описание и самого поселка: «Монастырского строения городок, кругом огорожен заборами. В нем две башни без верху, да в нем церковь Вознесения господня построена дубовая… В том же городке двор дьячков. За городом двор попов Григория Федорова.
… В той же слободе крестьянских дворов 150, в них проживает 814 человек».
Власти Вознесенского монастыря в конце XVII века приняли решение переименовать селения. Городищ в Поволжье было много. Для лучшего отличия от других сел ему дали наименование с религиозным оттенком, увековечивая этим самым название монастыря. Городищенская слобода стала называться селом Вознесенским.
Крестьяне села Вознесенского занимались хлебопашеством, в котором участвовало в основном мужское население. В целях получения больших доходов игуменья монастыря Варсонофия Бутурлина заставила работать и женщин. Для них ввела ткацкое и швейное ремесла. Из самотканой материи изготовлялась верхняя одежда для крестьян, которая на Руси называлась костычами.
Местные мастерицы хорошо освоили дело. Их костычи расходились по всей округе. Это было выгодно монастырю, и он стал еще больше эксплуатировать женский труд.
Село Вознесенское среди крестьян окружающих деревень чаще называли по профессии его населения – Костычами. В официальных документах впервые это село названо Костычами в 1710 году. Чтобы не допускать путаницы, в казенных бумагах оно упоминалось под тройным наименованием: «Городище, село Вознесенское, Костычи тож».
Вторая половина XVIII века ознаменовалась заметным оживлением экономики России. Вместе с тем усилилась эксплуатация крестьян. На их плечи легло чрезмерное выросшее налоговое бремя. Крестьяне задыхались под гнетом помещиков, не выдерживали такой жизни. В это время шло интенсивное заселение Заволжья, куда переселялись крестьяне из центральных губерний.
На левый берег Волги, на свободные земли, уходили и жители Костычей. Уходили от нищеты, от безземелья. Там они разбивали палатки. К зиме рыли землянки, перевозили свои старые дома и ставили их на новом месте. Поселение назвали Новыми Костычами ( ныне село Обшаровка Приволжского района). Костычи же стали называться Старыми Костычами. [2]
Глава II. История слова костыч
На втором этапе работы над проектом мне захотелось узнать подробнее, что же представляли собой костычи, давшие название поселку, находящемуся на территории нынешнего города Октябрьска, как выглядела эта одежда, для кого предназначалась.
В толковом словаре В. И. Даля говорится, что слово костыч имеет несколько значений:
-короткий будничный понитковый сарафан;
-короткий кафтан с нашивными костылями по бокам спины;
-будничный крашенинный сарафан, широкий в подоле и косоклинный, носят его более старухи и староверки;
-женский саван из холста, вроде сарафана. [3]
Знакомясь далее со значением слова костыч, которое даётся в книге « Были о словах и вещах», я убедилась, что наиболее часто оно употребляется для обозначения разных типов женской одежды.
Так, с 1595 года отмечается в актах Двинского и Важского уездов костыч –
крашенинный сарафан особого покроя, который имел нашивки из шнура на боковых швах. Их называли костылями, отсюда и сарафан – костыч.[1] Позднее костычи носили в архангельских краях и Поморье. Подробнее об этом я узнала из книги «Народный костюм русских кемского поморья XIX – первой половины ХХв.в.»
Сарафан является одним из основных видов традиционной женской одежды жителей северных губерний. Носили сарафаны с раннего детства и до глубокой старости: надевали их и по будням, и по праздникам. Постепенно видоизменяясь, эта одежда сохранилась до ХХ в. В селениях Поморья сарафаны довольно широко бытовали до 1920-х годов, причем использовались не только старинные сарафаны, но изготовлялись новые. Позже, для молодых девушек сарафаны уже почти не шили, но старинные ( бабушкины, материнские и т.п. ) тщательно хранили. Их молодежь надевала по праздникам: в Святки, на Масленицу, на гуляния по случаю больших престольных праздников. Активно использовались старинные одежды участниками фольклорных групп, которые появились в поморских селах уже в конце 1930-х годов.
Староверческое население Поморья не только использовало, но и постоянно самостоятельно изготовляло себе одежду, в том числе и сарафаны « по – старому» крою, вплоть до последнего времени.
Наиболее архаичный по форме – косоклинный сарафан – костыч, который имел шов посередине переднего полотнища, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокройную спинку. Эта спинка, переходящая в лямки имеет форму, напоминающую перевернутую трапецию. Многие исследователи рассматривали наличие такой спинки как пережиток древнего «глухого» сарафана. Такие «глухие» сарафаны шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, со вставленными по бокам слегка скошенными или продольными клиньями. «Сарафаны – долгоплечи, с клиньями по бокам», «сарафаны широкоплечи», - так говорили в разных селах Поморья.
Именно сарафаны – костычи во второй половине ХIХ века – первой половине ХХ века являлись отличительной одеждой пожилых женщин – староверок, хотя среди православного, церковного населения в это время были уже широко распространены «круглые» «прямые» сарафаны. Причем новых костычей, как правило, не шили, а донашивали старые.
Косоклинные сарафаны могли быть распашными с застежкой впереди по всей высоте из небольших оловянных, медных или серебряных пуговиц ( рис. 3). Но полотнища переда могли быть и сшитыми вместе (а не распашными), тогда по шву они имели декоративную застежку в виде нескольких пуговиц и накидных петель из шнура. Старались пришить побольше пуговичек – «это как краса была…». «На праздничный сарафан пуговицы «как под золото», а сверху узор «решеточкой»; а вот на костычи для будней – так и пуговички попроще, без узоров…». Пуговицы отливались из серебра и меди в мастерских Даниловского монастыря на Выге, наряду с другими предметами домашнего обихода (рис. 4). Края подолов, лямок и верха сарафанов обшивались в тон ткани тесьмой, лентой или бейкой, обычно другого цвета.
Существовали костычи «выходные» («выездные»), в которых отправлялись на праздничные моления. Назывались они в зависимости от использованного для шитья материала «гарусники» (из шерстяной тонкой ткани), «шелковники», «матерьи» (из шелковых, в т.ч. муаровых).
Старушечьи костычи были темных цветов: коричневые, темно-зеленые, синие, черные; костычи девушек–староверок – светлыми: голубые, розоватые, бордовые.
В коллекции музея «Кижи» имеется три костыча: гарусник черного цвета из села Шишня (рис. 5), темно-зеленый костыч из узорнрй шерстяной ткани (Сумской Посад), третий сарафан – из синего сатина с семью медными пуговицами посередине по шву – из деревни Нильмозеро (рис. 6). [4]
Примерно такое же толкование слова костыч находим в «Словаре редких и забытых слов»:
«Женская горничная одежда на коротких лямках типа сарафана из штофного шелка, кумача или черного холста. Шился из трех полотнищ ткани – двух передних и одного заднего. В его швы вшивалось большое количество клиньев и подклинков, что значительно расширяло нижнюю часть сарафана, придавая костычу в разложенном виде форму полукруга. Лямки выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища и украшались нашивками кумача, шелка, бархата.
Последний шов или края пол костыча обшивались полосами фабричной тесьмы с растительным орнаментом, между которыми нашивались оловянные, медные или стеклянные пуговицы и круглый шнур или тесьма, образовывавшие петли-застежки. Проймы лямок и подол костычей, шившихся из штофных тканей, обрамлялись позументом, а исполнявшихся из кумача или холста – лентами, тесьмой, аппликацией, фабричной тканью.
Некоторые костычи делались на холщевой или стеганой подкладке. В XIX веке были известны в Архангельской и Вологодской губерниях как старинная праздничная одежда.[5]
Работая с материалами музейного фонда, я узнала, что говорят ученые об одежде костыч.
Доктор исторических наук Г. С. Маслова, автор книги «Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX – начале ХХ в.»:
«Термин костыч относится к верхней одежде, а иногда к сарафану, также сукман шубка – верхняя одежда, но нередко сарафан.
Костыли – это клинья, в верхней части украшенные нашивками темного цвета.
Костыч - сарафан шился из разнообразных материалов: холста, кумача, штофа, шелка, набойки.
Костыч – верхняя одежда из понитчины, то есть полушерстяной или шерстяной ткани, шедшей на верхнюю одежду.
Общее между костычом верхней одеждой и сарафаном – это клинья по бокам сзади».[6]
Исследователь старины К. И. Невоструев писал:
«Костычами, как передают сторожилы, селение названо от того, что прежде жители долгое время промышляли распродажею костычей – крестьянского простого платья – пониток».[6]
Познакомившись с материалом нескольких источников, я сделала вывод, что костычи как крестьянская одежда были распространены на территории Руси, начиная с XVI века, особенно у жителей северных регионов. Воссозданные по чертежам костычи из музейного фонда, позволяют сделать вывод, что именно такой тип одежды изготавливали женщины поселения, находившегося на территории современного города Октябрьска, получившего впоследствие название Костычи. (рис. 7 -8)
Заключение
Что для человека может быть дороже и ближе того края, где он родился, рос и живет?
Я край родной отождествляю
С благословенною землей
Всегда себя я ощущаю
Ее частицею живой.
И с зовом отчего привала
О, как мне дороги края,
Где, как исток, берет начало
Вся сущность русская моя. Л. Федотова.
Я собрала данный материал, чтобы узнать самой и познакомить своих одноклассников с историей района, в котором они живут.
Далее планирую изучить период возникновения и развития остальных районов нашего города, потому что считаю, что познавать историю своей малой Родины – это очень интересно и полезно.
Список использованной литературы:
1. «Были о словах и вещах» Г. В. Судаков, Северо- Западное книжное издательство, 1989 г.
2. «Город Октябрьск» Историко – экономический очерк, К. И. Евдокимов. Куйбышевское книжное издательство, 1972 г.
3. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», В. И. Даль. М.,
Эксмо, 2007г.
4. « Книжный вестник» № 8, статья «Народный костюм русских кемского Поморья XIX – первой половины ХХ в.в. в коллекции музея Кижи», Е. И. Яскеляйнен, Петрозаводск, 2003г.
5. «Словарь редких и забытых слов» В. П. Сомов, Астрель, 2002г.
6. «Описание сарафана- костыч и кафтена (свитки) – костыч, распространенных в нашей местности в XVII-XVIII веках».
Рис.1 Храм Смоленской Божией Матери
Рис.2 Крест у источника Параскевы Великомученицы
Рис.3 Старушка в костыче. Фотография из книги «Досюльная свадьба. Песни, игры и танцы в Заонежье. Олонецкая габерния». Собр. И изложено драм. Формате В. Д. Лысановым. Петрозаводск, 1916г. с. 68
Рис.4 Литые металлические пуговицы. (Фонды музея «Кижи»: КП-4337, КП-4335)
Рис. 5 Сарафан-костыч: «гарусник» черного цвета из с.Шижня. ( Фонды музея «Кижи»: КП-3599).
Рис 6. а) вид сзади: синий сатиновый костыч из д.Нильмозеро., б) фрагмент: спиночка с лямками
( Фонды музея «Кижи»: КП-203/12).
Рис.7 Костыч, воссоздаииый по чертежам (музей г.о. Октябрьск)
Рис.8 Костыч, воссоздаииый по чертежам (музей г.о. Октябрьск)
Муравьиная кухня
Шум и человек
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
В Китае испытали "автобус будущего"
Кто грамотней?