Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие ещё не до конца сформировались. Отсутствие идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становление молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации. А с другой стороны – для неё обязательно должны быть определённые идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности. По мнению польского психолога К.Обуховского, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл – одна из важнейших потребностей личности, причем, наиболее остро она переживается в период взросления. В период сознательного выбора жизненного пути.
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti_npk.docx | 78.27 КБ |
XXIII Городская научно- практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
« ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ПОДРОСТКОВ ».
Выполнила: Елизова Валерия
Сергеевна, ученица 10 А класса
Руководитель: Туманова Екатерина
Вячеславовна,
учитель истории и обществознания, высшая категория.
Улан – Удэ
2016г.
Содержание:
Введение………..………………………………………………………….………………..3
Глава I. Формирование ценностей у подрастающего поколения.……..……………….4-9 1.1. Что такое ценностные ориентации?.……………............................………......4
1.2. Виды ценностей и ценностных ориентаций……………..…………………….…5
Глава II Практические исследования…….………………………….………………..10-14
2.1 Развитие ценностных ориентации в подростковом возрасте…………….……….
2.2. Анализ и интерпретация социологического опроса………………………….13
Заключение ….…………………………………………………………………………....14
Список использованной литературы……………………………………………………15
Приложение1……..………………….…………………………………………………….16
Приложение 2 (презентация - диск)
Введение
Актуальность темы
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие ещё не до конца сформировались. Отсутствие идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становление молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации. А с другой стороны – для неё обязательно должны быть определённые идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности. По мнению польского психолога К.Обуховского, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл – одна из важнейших потребностей личности, причем, наиболее остро она переживается в период взросления. В период сознательного выбора жизненного пути.
Отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация складывается в подростковой и молодёжной сфере. Удовлетворяя потребность поиска смысла жизни, человеку приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей. В процессе работы над исследованием ценностей современного подростка мне хотелось расширить свои знания по предмету, а также приобрести навыки самостоятельной исследовательской работы, поближе познакомиться с психологией подростков.
Цель исследования:
Целью нашего исследования являлось выявление и описание ценностных ориентаций современных подростков 13–17 лет.
Задача исследования: .
Изучить научную литературу по интересующей меня проблеме.
Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
Освоить методику проведения опроса среди учащихся и способы обработки полученных результатов.
Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
Провести исследование ценностных ориентаций подростков 13-17 лет МАОУ «ФМШ№56» .
Составить портрет современного школьника 13-17 лет.
Объект исследования: учащиеся 7-10 классов МАОУ «ФМШ№56»
Предмет: особенности ценностных ориентаций школьников 13-17 лет МАОУ «ФМШ№56» .
Методы исследования: общетеоретические: анализ специальной литературы, информации СМИ, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов
II социологические: анкетирование, интервью.
Гипотеза исследования: понятие ценности отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, результатом которой служат различные продукты: материальные и духовные, причем в основе жизненных ценностей лежит то, что имеет для человека положительное значение.
Глава 1. Формирование ценностей у подрастающего поколения.
«Сегодняшние молодые россияне поставлены вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Молодым приходится самим решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних морально- нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования»
В. Д. Лисовский
1. Что такое ценностные ориентации?
Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределённости, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активной личности, являющейся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина её – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.
Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно в период юности для человека одной из основных важнейших задач является создание собственной системы ценностей. Этот период – один из самых ярких, творческих периодов жизни.
Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.
С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения.
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.
Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.
Ценностная ориентация включает в себя три компонента:
1. когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;
2. эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
3. поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.
Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде. Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей. Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность — интерес - установка — ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности.
Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения.
Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.
Ценность является продуктом жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом. Преломляясь через призму социальной жизнедеятельности, ценности входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации её поведения. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.
Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта.
1.2 Виды ценностей и ценностных ориентаций
Проявляясь в различных формах ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как ценность, достойную того, чтобы на неё ориентироваться в своём поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».
Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторону.
С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т.д. являются важными. Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:
• теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;
• экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;
• эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство;
• социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям – любви, дружбе, преданности и т. д.;
• политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния;
• религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определённой системе представлений (вере).
Ценностные ориентации могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные (М. Рокич).
К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре.
Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый и т. д. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта .
В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и в конечном счёте формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом – более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
2.1 Развитие ценностных ориентации в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – это возраст «второго рождения личности. Выделим то основное, что усваивается в ходе подросткового возраста и кризиса подросткового возраста. «У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным». Ценностные ориентации определяют направленность личности молодого человека на цели и средства деятельности, и таким образом выражают ее отношение к миру. Таким образом, ценностные ориентации рассматриваются как элемент мировоззрения формирующейся личности. Мировоззрение представляет собой систему претворяемых в жизни, в деятельности человека философских, политических, нравственных убеждений, идеалов и ценностных ориентации, отношений к природному и социальному миру, осознание субъектом своего назначения. Подростковый возраст – это возраст, когда впервые в онтогенезе возникают необходимые условия для формирования ценностных ориентации. Развитые ценностные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры ее социализации. Таким образом, подростковый возраст рассматривается как сензитивный период для присвоения системы ценностей общества, построения картины мира, отражающей конкретно-исторический фон и особенности социальной ситуации развития подростка. А. Ю. Стойлик в начале 00-х гг. провел сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций подростков и юношей, полностью повторяющее эмпирическую схему работ, проведенных в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО в 70 – 80-х годах ХХ века. Использовалась традиционная для данной проблемы методика М. Рокича (см. Приложение 2). Полученные данные подтверждают выдвинутое предположение: существенные отличия ценностных ориентаций современных юношей и девушек от ориентаций их сверстников 70 – 80-х годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей. Современные подростки среди терминальных отдают предпочтение таким ценностям, как «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы и искусства». Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимавшие у старшеклассников 70–80-х годов одно из последних мест. Такие первостепенные для подростков 70–80-х годов прошлого века инструментальные ценности, как «высокие запросы» (этот факт очень интересен, поскольку противоречит явно наблюдаемым тенденциям и требует дополнительного анализа) и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимают одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. В 70-80-е годы ХХ века в СССР пропагандистская составляющая ценностных установок «вчерашней »молодежи полностью оставалась под влиянием власти. Не смотря на навязчивость идеологии, она прививала молодежи такие ценности как ответственность, порядочность, работа в коллективе, чувство патриотизма. Молодежь того времени мечтала обучиться ремеслу, которое было ей интересно, была цель стать профессионалом в своей области. Молодежь активно шла как в науку, так и на производство. Человек чувствовал себя частью коллектива, был движим общей целью.
Происходящие в последние десятилетия в нашей стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, вызвали значительные переориентацию в нравственных ценностях. Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений.
Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов. Обобщая их, можно сделать вывод, что современные подростки ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя». Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
2.2.Социологический опрос старшеклассников 7-10 классов средней школы № 56.
Выявив общероссийские тенденции в ценностных ориентациях молодежи, следует перейти к результатам нашего исследования. Практическая часть реализовывалась с участием учащихся 7-10 классов нашей школы. Исследование проводилось путем анкетирования. В анкетировании участвовало 96 человек. Из них 30 человек являются семиклассниками, 22 – восьмиклассники, 22 – девятиклассники, 22 десятиклассники. Опрос был анонимный и проводился среди школьников от 13 до 17 лет. Было проведено социологическое исследование по теме: «Ценности современных подростков» Учащимся МАОУ «ФМШ»56» было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1.О качествах, ценимых в людях, сложилось такое мнение (наименьший показатель указывает на большую значимость):
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Доброта | 1,5 | 2 | 4,4 | 2,5 |
Искренность | 3,3 | 3,3 | 3,9 | 2,7 |
Вежливость | 3,5 | 4,9 | 3,2 | 5,7 |
Решительность | 4,2 | 4,2 | 3,3 | 4,9 |
Чувство юмора | 3,6 | 4,5 | 3,5 | 3,8 |
Верность | 2,7 | 3,8 | 3,3 | 2,6 |
Вывод. Согласно проведённому анкетированию учащиеся 7 класса на первое место ставят доброту и верность, 8 класса – доброту и искренность, 9 класс – вежливость, решительность и верность, 10 класс – доброту и верность.
2. Какие качества Вы не допускаете в людях? (наименьший показатель указывает на большую значимость):
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Бесчеловечность | 3,2 | 3,1 | 2,4 | 2,9 |
Лживость | 2 | 3,8 | 4 | 3,1 |
Эгоизм | 3 | 3,5 | 3,2 | 4,3 |
Лицемерие | 3,3 | 3 | 2,8 | 3 |
Предательство | 1,8 | 2,5 | 3,8 | 1,6 |
Грубость | 4,3 | 4,9 | 4,6 | 2,6 |
Вывод. Анализ ответов выявил, что самым неприемлемым для опрошенных является предательство, далее это лицемерие и бесчеловечность.
3. Какие личностные качества Вы находите у себя?
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Эгоизм | 3 | 6 | 25 | 9 |
Ленивость | 28 | 20 | 19 | 21 |
Вспыльчивость | 12 | 5 | 11 | 11 |
Наглость | 14 | 5 | 6 | 8 |
Стеснительность | 17 | 10 | 10 | 8 |
Доброта | 20 | 15 | 14 | 10 |
Общительность | 25 | 15 | 9 | 10 |
Доверчивость | 18 | 11 | 10 | 6 |
Честность | 7 | 12 | 12 | 8 |
Скромность | 8 | 7 | 8 | 10 |
Смелость | 18 | 8 | 6 | 6 |
Самокритичность | 9 | 6 | 11 | 27 |
Отзывчивость | 11 | 8 | 12 | 13 |
Жадность | 6 | 4 | 3 | 0 |
4. Что бы Вы хотели развить в себе?
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Общительность | 7 | 8 | 4 | 6 |
Трудолюбие | 25 | 19 | 17 | 19 |
Честность | 6 | 8 | 3 | 4 |
Смелость | 18 | 8 | 12 | 11 |
Гордость | 12 | 1 | 1 | 3 |
Независимость | 19 | 11 | 12 | 10 |
Вывод. Больше всего респонденты хотели бы развить в себе трудолюбие. Следующие качества по значимости учащиеся назвали независимость и смелость.
5. От каких качеств Вы хотели бы избавиться?
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Эгоизм | 8 | 3 | 2 | 6 |
Обидчивость | 13 | 3 | 11 | 8 |
Стеснительность | 16 | 7 | 3 | 8 |
Лицемерие | 6 | 8 | 3 | 9 |
Другие | 18 | 6 | 6 | 0 |
Вывод. Опрошенные осознают наличие качеств личности, от которых необходимо избавиться. Наиболее часто называемые респондентами качества – это обидчивость, стеснительность, лицемерие.
6. Каким я вижу своё будущее?
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Карьера | 13 | 12 | 9 | 8 |
Семья | 7 | 8 | 3 | 6 |
Тихая и спокойная жизнь | 5 | 1 | 6 | 3 |
Жизнь в удовольствие | 3 | 1 | 4 | 5 |
Свой вариант | 2 | 0 | 0 | 0 |
Анализ полученных данных показал, что большинство участников анкетирования видят свое будущее в построение карьеры.
7. Предполагаемый вид занятий в будущем?
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Частное предпринимательство | 12 | 3 | 3 | 7 |
Госслужба | 5 | 8 | 9 | 10 |
Индивидуальное творчество | 3 | 3 | 5 | 1 |
В области науки и образования | 1 | 3 | 1 | 2 |
Спортивная карьера | 5 | 2 | 2 | 1 |
Медицина | 3 | 1 | 2 | 2 |
Отсутствие желание работать | 1 | 1 | 0 | 1 |
Вывод. Если в 7 классе большая часть учащихся (40%) предполагают заниматься предпринимательством, то в 10 классе приоритеты меняются в пользу госслужбы. Меньше всего опрошенные выбирали науку и образование.
8. Отношение к деньгам
Это пропуск в жизни, лишённую проблем и наполненную удовольствиями | 13% |
Универсальная социальная основа, помогающая жить независимо | 15% |
Средство, необходимое для удовлетворения физических потребностей | 55% |
Зло, но необходимое для существования | 8% |
Цель жизни, счастье в их обладании | 9% |
Вывод. Подавляющее большинство респондентов рассматривают деньги как средство. Только для 9% опрошенных деньги являются самоцелью.
9. Модель счастливой жизни
Любовь + деньги | 30% |
Взаимная любовь | 28% |
Финансовый достаток | 18% |
Верные друзья | 22% |
Свой вариант | 2% |
Вывод. 30% опрошенных модель счастливой жизни определяют через тандем любови и материального благополучия, 28% считают, что счастье возможно при взаимной любви. 22% - когда рядом верные друзья. 18% на первое место ставят финансовый достаток.
10. Отношение к образованию
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Высшее образование | 12 | 10 | 15 | 11 |
Два высших образования | 8 | 3 | 5 | 10 |
Среднее профессиональное образование | 9 | 9 | 2 | 0 |
Закончить образование школой | 1 | 0 | 0 | 1 |
Вывод. Анализ ответов опрошенных говорит о том, что высшее образование является наиболее престижным.
11.Отношение к Родине
Да | |
Любите ли свою Родину? | 89% |
Хотели бы жить за границей? | 54% |
Вывод. 89% респондентов любят Родину. Но при этом необходимо заметить, что 54% хотели бы жить за границей.
12.Взаимопонимание с окружающими? (да/нет)
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | |
Всегда ли понимают Вас родители? | 6 | 7 | 10 | 11 |
Всегда ли понимают Вас учителя? | 16 | 2 | 5 | 0 |
Тяжело ли учиться в школе? | 20 | 14 | 12 | 15 |
Всегда ли понимают Вас друзья? | 16 | 17 | 12 | 14 |
Всегда ли Вы делаете, что хотите? | 7 | 1 | 5 | 3 |
Определились ли Вы конкретно, чего хотите в жизни? | 10 | 12 | 9 | 12 |
Вывод: анализ ответов показал, что большинство учащихся 7-8 классов имеют сложности в общении с родителями, 8-10 классов не находят взаимопонимания с учителями. Наибольшие трудности в учебной деятельности испытывают семиклассники. Подавляющее большинство опрошенных не могут делать все, что хотят.
13.Вредные привычки
| 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс |
Пробовали ли Вы курить? | 16 | 14 | 11 | 16 |
Курите ли Вы регулярно? | 0 | 6 | 9 | 6 |
Пробовали ли Вы алкоголь? | 8 | 15 | 12 | 19 |
Пробовали ли Вы наркотики? | 2 | 4 | 1 | 4 |
Получаете ли Вы удовольствие от курения, алкоголя, наркотиков? | 2 | 4 | 2 | 7 |
Вывод: 57 (59%) учащихся пробовали сигареты и алкоголь, 11 (12%) - наркотики. 21 человек курят регулярно, что составляет 22% опрошенных.
Таким образом, в результате социологического анкетирования мы пришли к следующим выводам:
Современный подросток – это жизнерадостный, стремящийся к успеху , знаниям и независимости человек; он аккуратный во всех делах, проявляет твёрдую волю и инициативность, но не всегда действия его отличаются ответственностью, и доведением дел до конца. Подавляющее большинство опрошенных подростков, как и молодежь прошлых лет, руководствуется нормальными морально-нравственными принципами, для него стоят на первом месте общечеловеческие ценности (доброта, искренность, вежливость, решительность, трудолюбие, любовь, семья, друзья, образование и т.п.).
Пока же он думает о будущей материально-обеспеченной жизни, но как добиться этой жизни он не думает. О будущей профессии он пока не думал, скорее, не определился, что для него интереснее. Но в нём пока нет рационализма, потому что все материальные вопросы за него в этом возрасте решают родители. В этом возрасте больше ценят свободу и чувство взрослости и независимости. Современный подросток 14 -15 лет знает, что здоровье для него имеет важное значение, он активно занимается танцами и спортом (в нашей школе созданы хорошие условия для занятий спортом – 60% подростков занимаются танцами и спортом). Отсюда и вытекает приоритет активной жизненной позиции подростка – выезды на соревнования, отдых в лагерях, общение со сверстниками из других районов и т.д. также он ценит семейную жизнь, думает о будущем на примере своих родителей, верные друзья – это непреходящие ценности – это вечно. Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. К сожалению, сегодня часто можно услышать обвинения в адрес современной молодежи в отсутствии у нее патриотизма. Так ли это? Опрос показал, что для большинства патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У молодого поколения формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин, «быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности». Вызывает тревогу трудности в общении подростков с родителями и учителями. Среди негативных качеств подростков следует выделить большую подверженность вредным привычкам (алкоголизм, курение), которые стали почти нормой.
При исследовании главных ценностных ориентаций подростков выявилось 5 наиболее обсуждаемых и актуальных тем. Это личностное отношение опрошенных к самим себе, будущая жизнь и деятельность, любовь и семья, этические нормы поведения, ролевая и половая идентификация .Наименее обсуждаемые темы: религия , волонтёрские движения и помощь ближним, вредные привычки.
Опросник, разработанный профессором Иркутского государственного университета Асеевым В.Г. «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ).
Данная методика является техникой, направленной на исследование индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей
Каждый человек не просто выбирает для себя ценности: он определяет их значимость для себя, выстраивает их в определенной иерархической последовательности.
Что ценят подростки, которые обучаются в нашей школе?
На основании средних показателей привлекательности, ценности для подростков различных жизненных сфер мы составили рейтинг подростковых ценностей.
Выглядит он следующим образом:
На первом месте у уч-ся ценностная ориентация на общение.
На втором – ценностная ориентация на познание и развитие волевых
качеств.
На третьем месте – ценностные ориентации на труд, на общественную
деятельность и материальные ценности.
На четвертом месте - ориентация на развитие деловых качеств.
На пятом – ориентация на развитие нравственных качеств.
Таким образом, качественный анализ результатов опроса показывает, что для современных подростков наиболее значимыми являются ценностные ориентации на общение и саморазвитие, на познание и общественную деятельность, на материальные ценности и труд.
Количественные показатели ценностей
Класс |
На труд | На общение | На познание | На общественную деятельность | На материальные ценности | На развитие нравственных качеств | На развитие волевых качеств | На развитие деловых качеств |
7 класс | 5,6 | 6,1 | 6,0 | 5.8 | 5.8 | 4.8 | 5.8 | 5.3 |
8 класс | 5.2 | 6,3 | 5.8 | 5,7 | 5.6 | 5,1 | 6,0 | 6,0 |
9 класс | 5,4 | 6,5 | 5,9 | 5,2 | 6,0 | 4,3 | 6,3 | 5,0 |
10 класс | 5,8 | 6,8 | 6,1 | 5,3 | 6,1 | 5,0 | 5,9 | 5,1 |
5,5 | 6,4 | 5,9 | 5,5 | 5,8 | 4,8 | 6,0 | 5,4 |
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы
Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.
Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.
В русле воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. I/под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского / А. Анастази. – М., 1982. – 320 с.
3. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. –1999. – №4. – С.176–185.
4. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем / И. Артюхова // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно-стике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
6. Буякас, Т.М., Зевина, О. Г. Опыт утверждения человеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании / Т.М. Буякас, О.Г. Зеви-на // Вопросы психологии. – 1997 – № 5. – С. 44-56.
7. Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., Савченко, И.П., Шаповалов, В.А. Социология молодежи / Ю.Г. Волков. – Ростов-на-Дону.: Фе-никс, 2001. – 576 с.
8. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО– Пресс, 2000. – 1008 с.
9. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности /Е.В. Киприянова // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.
10. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова // Вопр. психологии. – 2000. – №4. – С.29–37.
11. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35 – 43.
12. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35 – 43.
13. . Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
14. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социол. исслед. – 1999 – №6. – С.96–99.
15. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсовет-ского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. – 2003. – №1. .115–123.
16. Стойлик А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. [Электронный ресурс] / А.Ю. Стойлик // – Режим доступа: URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143 – сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование.
Приложение 1
Анкета. «Ценности современного подростка подростка»
0. Ваша возраст, в каком классе вы учитесь?
1.Что вы цените в людях? Прономеруй ценности в порядке убывания их значимости для тебя (1-самая важная, 6-наименее значимая):
Доброта (1… )
Искренность (2… )
Вежливость (3… )
Решительность (4… )
Чувство юмора (…5 )
Верность (…6 )
2.Какие ценностные качества вы не допускаете в людях? 2.Прономеруй ценности в порядке убывания их недопустимости для тебя (1-самая недопустимая, 6-наименее недопустимая):
Бесчеловечность (…1 )
Лживость ( 5…)
Эгоизм ( 3…)
Лицемерие ( 4…)
Предательство ( 2)
Грубость (6… )
3.Какие личностные качества вы находите у себя? (Отметьте «+»)
1.эгоизм
2.лень
3.вспыльчивость
4.наглость
5.стеснительность
6.доброта
7.общительность
8.доверчивость
9.честность
10. скромность
11. смелость
12. самокритичность
13. отзывчивость
14.жадность
4.Что бы вы хотели бы развить в себе? (Отметьте «+»)
1.общительность
2.трудолюбие
3.честность
4.смелость
5.гордость
6.независимость
5.От чего бы вы хотели избавиться? (Отметьте «+»)
1.эгоизм
2.обидчивость
3.скромность
4.лицемерие
5. другие качества
6.Каким я вижу своё будущее?
А) карьера
Б) семья
В) тихая спокойная жизнь
Г) удовольствие
Д) свой вариант
7. Предполагаемый вид занятий?
А) Частное предпринимательство
Б) Государственная служба
В) Индивидуальное творчество
Г) Научно-педагогическая карьера
Д) Спорт
Е) Не хочу работать
Ж) свой вид деятельности.
8. Отношение к деньгам.
А) Деньги - это пропуск в жизнь, лишённую проблем и наполненную удовольствиями.
Б) Деньги - универсальная социальная основа помогающая жить независимо.
В) Деньги - это не цель жизни, а средство, необходимое для удовлетворения физических потребностей.
Г) Деньги - это зло, но необходимы для существования.
Д) Деньги- это цель жизни, счастье в их обладании.
9.Модель счастливой жизни.
А) Любовь + деньги.
Б) Любить и быть любимым(ой)
Г) Финансовый достаток.
Д)Верные и честные друзья
Е) Свой вариант (Служение Богу, Раскрытие своих спосбностей).…….
10. Отношение к образованию.
А) Высшее образование.
Б) Два высших образования.
В) Не продолжать образование после школы.(работать)
Г) Среднее профессиональное образование.
11. Отношение к Родине.
А) Любите ли вы свою Родину?
Б) Хотели бы жить за границей?
12.Всегда ли понимают вас родители?
13.Всегда ли понимают вас учителя?
14.Всегда ли понимают вас друзья?
15.Всегда ли я делаю, что хочу?
16. Пробовал ли я курить?
17. Пробовал ли я алкоголь?
18.Пробовал ли я наркотики?
19. Курю ли я?
20.Получаю ли я удовольствие от алкоголя, курения, наркотиков?
21. Определил ли я в жизни, чего хочу?
22. Тяжело ли учиться в школе?
Приложение 2
Стимульные списки по методике
«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» М. Рокича
Инструкция: «Перед вами наборы из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача – распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».
Терминальные ценности | Инструментальные ценности | ||
1. Активная деятельная жизнь | 1. Аккуратность | ||
2. Жизненная мудрость | 2. Воспитанность | ||
3. Здоровье | 3. Высокие запросы | ||
4. Интересная работа | 4. Жизнерадостность | ||
5. Красота природы и искусства | 5. Исполнительность | ||
6. Любовь | 6. Независимость | ||
7. Материально обеспеченная жизнь | 7. Непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
8. Наличие хороших, верных друзей | 8. Образованность | ||
9. Общественное признание | 9. Ответственность | ||
10. Познание | 10. Рационализм | ||
11. Продуктивная жизнь | 11. Самоконтроль | ||
12. Развитие | 12. Смелость в отстаивании своего мнения | ||
13. Развлечение | 13. Твёрдая воля | ||
14. Свобода | 14. Терпимость | ||
15. Счастливая семейная жизнь | 15. Широта взглядов | ||
16. Счастье других | 16. Честность | ||
17. Творчество | 17. Эффективность в делах | ||
18. Уверенность в себе | 18. Чуткость |
Обработка результатов методики
Индивидуальная диагностика включает в себя различные блоки ценностей. М. Рокич предлагает выделять и анализировать блоки ценностей.
Так, например, в блоке терминальных ценностей нередко группируются вместе конкретные «жизненные» ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно объединение ценностей профессиональной самореализации (работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, друзья, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, свобода, творчество, развлечения, уверенность в себе и др.) в противовес ценностям межличностных отношений (друзья, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
По близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).
Рецензия на научно-исследовательскую работу
ученицы 10 «а» класса МАОУ ФМШ№56
«Ценностные ориентации подростков»
Елизовой Валерии Сергеевны
Работа Елизовой Леры посвящена интересной теме формирование ценностных ориентаций у современных подростков. Проблема ценностных ориентаций приобретает особую актуальность в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределённости, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Структура работы соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям такого рода ( введения, основная часть состоящая из двух глав, одна из них носит теоретический характер, другая – практический, в заключении сделаны выводы, библиография. В качестве методологического обоснования были использованы общенаучные методы: тестирование, сбор материала, изучение трудов отечественных психологов, сформулированы ценности современных подростков, также проведен анализ собранного материала и результатов тестирования.
Первая глава посвящена следующим вопросам что такое ценностные ориентации , какие виды ценностных ориентаций существуют в современное время. Во второй главе показаны ценностные ориентации в подростковом возрасте, проведено анкетирование среди учащихся МОАУ ФМШ №56 на тему « Развитие ценностных ориентации у подростков» , сделан анализ и интерпретация социологического опроса , а также сравнительный анализ подростков 70-80ых гг. ХХ века с современными. В настоящее время очень важно уделять внимание вопросу формирования духовных ценностей – это результат жизнедеятельности социальных групп и общностей, являющихся одним из источников мотивации её поведения. Следует отметить полноту, детализированность и содержательность собранного обществоведческого материала, а также использование социологического опроса , представленные диаграммы демонстрирующих глубокое изучение данной темы. Автором сделан, вывод о том, что у учащихся 13–17 лет наблюдается низкий уровень морального сознания, духовно-нравственных основ воспитания, этических качеств, главными ценностными ориентирами подростков является: личностное отношение опрошенных к самому себе, будущая жизнь и деятельность, любовь и семья, этические нормы поведения, ролевая и половая идентификация. Наименьшие ценности представляют: религия, волонтёрские движения и помощь ближним, вредные привычки. На эти ценностные ориентиры необходимо обратить особое взимание при проведении занятий с учащимися, так как они являются основополагающими в духовно-нравственном воспитании.
Данная работа также свидетельствует о научно-исследовательских способностях автора: умении самостоятельно обозначить проблему, увидеть ее основные составляющие, рассмотреть, что ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде. Автор приводит факты и убедительные аргументы и, наконец, сформулированы логичные выводы. Можно сказать, что автор проделала большую исследовательскую работу по данной проблеме и поставленная цель ею достигнута. Считаю, что данная работа может быть рекомендована для участия в научно-практической конференции.
Учитель истории и обществознания Будаева И.В.
МАОУ «ФМШ№56»
первая квалификационная категория
За еду птицы готовы собирать мусор
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Красочные картины Джастина Геффри
В Китае испытали "автобус будущего"
Кто должен измениться?