Исторический клуб «Алые маки» в течение этого учебного года работал над проектом «Мы - правнуки Победы» в память о своих прадедах, которые были участниками Великой Отечественной войны. Они были призваны на фронт в разное время, воевали на разных фронтах, но все вместе сделали великое дело: они отстояли для нас мирную жизнь.
Создание проекта «Мы - правнуки Великой Победы»» направлено на по воспитание у обучающихся чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.
Тип проекта: средне - срочный, творческий
Участники проекта: дети, родители, учителя.
Цель проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время забота о детях является делом государственной важности, потому что дети - это будущее любой страны. Сегодня разработана и действует государственная программа под названием «Дети войны».
Наш проект посвящается памяти о Великой Отечественной Войне. Все меньше и меньше остается на земле ветеранов ВОВ, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей. В проекте используются исторические события той далекой войны. Реализовывался данный проект через изучение памятных дат Великой Отечественной войны, изучение биографий ветеранов ВОВ, близких и родных людей, участвовавших в этих событиях, участии в городских мероприятиях, посвященных великой дате.
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_tvorcheskogo_proekta.docx | 55.39 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Гимназия № 1
Сценарий творческого проекта
«Мы – правнуки Победы»
подготовила
учитель истории и обществознания
Нефедова Ольга Юрьевна
г. Белогорск 2015
Ведущий 1
Нам нельзя допустить, чтобы жизнь наших дедов
Затеряли бы мы в исторической мгле.
Кто-то - дети войны, а мы – дети Победы.
Нам Победа дала право жить на Земле.
Н. Шабалина
Ведущий 2
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
Владимир Златоустовский.
Ведущий 1
9 мая 2015 года исполнилось 70 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистской Германией.
Исторический клуб «Алые маки» в течение этого учебного года работал над проектом «Мы - правнуки Победы» в память о своих прадедах, которые были участниками Великой Отечественной войны. Они были призваны на фронт в разное время, воевали на разных фронтах, но все вместе сделали великое дело: они отстояли для нас мирную жизнь.
Создание проекта «Мы - правнуки Великой Победы»» направлено на по воспитание у обучающихся чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.
Ведущий 2
Тип проекта: средне - срочный, творческий
Участники проекта: дети, родители, учителя.
Цель проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время забота о детях является делом государственной важности, потому что дети - это будущее любой страны.
Сегодня разработана и действует государственная программа под названием «Дети войны».
Ведущий 1
Наш проект посвящается памяти о Великой Отечественной Войне. Все меньше и меньше остается на земле ветеранов ВОВ, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей. В проекте используются исторические события той далекой войны. Реализовывался данный проект через изучение памятных дат Великой Отечественной войны, изучение биографий ветеранов ВОВ, близких и родных людей, участвовавших в этих событиях.
Нам ценными были любые сведения, любые факты. История страны – в пожелтевших фотографиях, письмах с фронта, в рассказах - семейных хрониках, из которых складывается летопись Великой Отечественной войны.
Ведущий 2
Из поколения в поколение в нашей стране передают эту память в рассказах, кинофильмах и семейных фотографиях. В каждой семье бережно хранятся воспоминания и реликвии. Герои живут, пока живет память о них. Если мы помним войну, значит, они живут в нас, в нашей памяти. Может быть, именно наши детские искренние голоса, рассказывающие о далеких трагических событиях 1941-1945 гг., заставят многих задуматься: благодаря кому мы живем и любуемся чистым небом над головой.
Война затронула каждую семью в нашей стране. Ужасы войны испытали на себе не только взрослые, но и дети. Дети встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере и в глубоком тылу.
Я предоставляю слово Поповой Софье, учащейся 8 А класса. На городской краеведческой конференции движения «Отечество» она заняла 2 место с исследовательской работой «Детство, опаленное войной».
Попова Софья.
Я хочу рассказать о судьбах наших ровесников – военном поколении детей города Куйбышевка-Восточная, так назывался наш город в годы войны, о том, как они жили, как боролись с врагом.
Наступил грозный 1941 год. 18 июня в средних школах проводились выпускные вечера, а 22-го началась война. Многие старшеклассники и учителя ушли на фронт. А те, кто учились и учили, делали всё возможное для победы. В то суровое время все школы работали под девизом «Всё для фронта, всё для победы!». Учащиеся школы и учителя собирали деньги на строительство самолёта, отправляли на фронт посылки с тёплой одеждой для партизан, бойцам Красной армии, переписывались с фронтовиками, помогали раненым в городских госпиталях, давали там концерты.
Учиться было сложно: не было ни тетрадей, ни учебников, приходилось писать на газетах. В нашей школе расположился военный госпиталь, а занятия проходили в одноэтажном здании по улице Кирова, как раз за городским музеем. Помимо учёбы, ребята и учителя ходили рыть противотанковые рвы, траншеи, заготавливали дрова для отопления школы.
В это суровое военное время школа старалась помочь своим ученикам, облегчить им нелёгкое детство. Желая подкормить детей, первоначально каждому ребёнку выдавали в день по булочке, затем её выдавали раз в два дня, потом раз в четыре дня. Дети, чьи отцы ушли на фронт, у кого сложилось трудное материальное положение, получали талоны на питание. Для них варили похлёбку в ресторане «Восток».
И, конечно же, всё время не покидали детей добрые люди, замечательные педагоги: Ковалёва Вера Павловна, Рахманина Юлия Алексеевна, Санжаровская Галина Павловна, Девина Мария Ивановна и многие другие. Какой же благодарности заслуживают учителя тех лет, которые по две, а то и по три смены проводили в школе, да ещё ходили разгружать вагоны с углём.
В школьном музее хранятся материалы о многих учителях-ветеранах, которые в годы войны были детьми.
Клавдия Андреевна Каредина, учитель истории, родилась 5 октября 1928 года на Украине в городе Днепропетровске в рабочей семье, папа был машинистом, мама работала бухгалтером. Родители в 1936 г. уехали на Дальний Восток на станцию Ерофей Павлович, работать на железной дороге. Жизнь в далёком краю была трудной, поэтому дочку оставили с бабушкой и дедушкой. И только в 1940 году пятиклассницей она приехала к родителям на Дальний Восток. Здесь и встретила семья войну. Папа Клавдии Андреевны, как и все железнодорожники, был оставлен в тылу.
Клавдия Андреевна вспоминает: «В то суровое время все школы работали под девизом «Всё для фронта, всё для победы!».
Предприятия работали по 24 часа в сутки. Всех ушедших на фронт мужчин заменили женщины и дети, которым было трудно выстоять у станка смену в 12 часов. Подростки не только хотели спать, но и кушать. В городах с начала войны появились продовольственные карточки. Если человек работал на заводе или в железнодорожном депо, то он получал карточку на 800 грамм хлеба. Других продуктов питания достать было трудно.
Трудности были с одеждой, обувью. Учебников не хватало, а ручек, чернил, карандашей не было вообще. Ребятам приходилось делать ручки самим из гусиных перьев. Чернила дети тоже делали сами из свёклы. Тетради заменяли старые газеты, книги, брошюры.
Но, несмотря на все трудности, дети горели желанием учиться. Помимо учёбы, ребята работали на лесозаготовках».
Левшина Анна Федосеевна родилась в 1928 году в селе Переяславка Октябрьского района Амурской области. В 1941 году окончила 6 классов. Сдав последний экзамен, в тринадцать лет пошла работать. Ей приходилось работать на лошадях, развозить навоз на поля. Она вспоминает: «Каникул у школьников не было, потому что с весны до осени ребята работали в колхозах и совхозах. Дети начальной школы собирали колоски, которые оставались после уборки хлеба серпом. Взять колоски домой дети очень боялись, за это было положено уголовное наказание для детей с 7 лет.
После работы днём два часа отдыха и шли работать в ночь, утром отдыхали еще два часа и выходили работать в день. Зимой после уроков запрягали лошадей, на телегу ставили бочки и собирали по деревни золу для колхозного поля.
В годы войны из колхозных амбаров вывозили всё. Колхозникам оставалось то, что выращивали на приусадебном участке. В основном сеяли рожь, пшено. В хлеб добавляли отруби, замёрзшую картошку, которую не успели собрать осенью. Была мечта поесть настоящего хлеба. Самыми голодными были послевоенные 1947 и 1948 годы».
Калякин Алексей Яковлевич - учитель истории нашей школы, воевал в партизанском отряде, и было ему в начале войны 14 лет. Во время войны до 1944 года находился в партизанском отряде, который действовал в Брянских лесах. В 1944г. его призвали в армию.
Работая над темой исследования, я встречалась с некоторыми ветеранами трудового фронта.
Вспоминает Терскова Пана Федоровна.
«Трудно вспоминать то время. Я родом из села Хитровка Серышевского района. На начало войны мне было одиннадцать лет, окончила 4-й класс. В 5-й класс не пришлось идти, началась война. Трудно было выживать во время войны. Работали в поле. Управляли быками, подъезжали к комбайнам, нагружали, силёнок не хватало, поэтому помогали выехать на дорогу взрослые, а дальше везли зерно на ток. На току сами его выгружали.
На вторую весну нам доверили пахать поле на коровах, вспаханное поле боронили. К концу рабочего дня очень уставали, так как ходить по вспаханному полю было тяжело.
На третий год войны нас – подростков отправили на лесозаготовки в Шимановский район. Взрослые рубили лес, а мы девчонки и мальчишки обрезали ветки и сучья. Работать приходилось с конца лета и до глубокой осени. Готовый лес грузили на платформы, сами садились на них и так добирались до Куйбышевки - Восточной. В четырнадцать лет меня и моих друзей наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Емельяновой Валентине Федоровне в начале войны было чуть больше 5 лет, но она помнит своё голодное детство: «Трудно было выживать во время войны: ни одежды, ни еды, ни тепла. Чтобы затопить печь, мы дети, летом собирали кизяк (помет коров), сушили и потом зимой топили избу. Даже не знаю, что мы ели: летом спасали суслики: и мясо, и жир. Зимой - летние запасы: засушивали семена трав и варили кашу. Выручала картошка. Спасала нас и корова, которую держала мама, но большую часть молока в то время отдавали в колхоз. Еще помнится, что всегда хотелось кушать, а ласковые мамины слова и доброта ее, человечность вселяла в нас уверенность, что все будет хорошо».
Вот в каких тяжёлых условиях пришлось жить детям военной поры. Но никто не роптал, а мечтал только об одном: о скорой победе над врагом.
Ведущий 1
В преддверие великого праздника Первый канал Центрального телевидения организовал новые циклы «Внуки Победы» и "Правнуки Победы". Известные актеры, политики, музыканты рассказывали о своих родственниках-участниках войны и тыла. Мы предлагаем вам посмотреть некоторые фрагменты из цикла «Внуки Победы».
ПОКАЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ: Сергей Безруков, Нона Гришаева, Михаил Галустян.
История страны - в пожелтевших фотографиях, письмах с фронта, в семейных хрониках, из которых складывается летопись Великой Отечественной войны. Цикл «Правнуки Победы» был представлен рассказами детей о своих прадедах – великом поколении победителей.
Исторический клуб «Алые маки» представляет вам свой вариант цикла «Правнуки Победы».
Зубарева Анна, ученица 7 В класса.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…
Чёрные дни от пожаров и гари -
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.
Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!
Я хочу рассказать о своем дедушке Шпилько Владимире Павловиче и бабушке Шпилько Татьяне Семеновне.
Мой дедушка Шпилько Владимир Павлович родился 10 июля в 1940 году в селе Новосергеевка. В семье было 8 детей. Дедушка с братом были близнецы, и они были самые младшими в семье. Отец дедушки ушел на Японский фронт. Мать работала в колхозе. Старшие дети работали в поле, учились в школе. Папа с братом ходили в детский сад. В школе с бумагой было трудно, и старшие дети писали на газетах. Семья была дружная, помогали друг другу, вместе вели домашнее хозяйство.
Закончилась война. Прадедушка пришел с фронта. Принес с собой японскую белую бумагу с красными черточками. Дети, которые ходили в школу, обрадовались. Дедушка помнит, как по селу шли пленные японцы. Ему запомнился 1947 год - это был год голода. Был неурожай. Еды было мало. Картошку ели с кожурой. Приходилось варить суп из крапивы и свёклы. Осенью варили суп из свежей капусты. Собирали почки, щавель, собирали дикий лук, летом грибы и ягоды. Пережили голодный год. Дедушка пошел в школу. Школа была в 7 километрах в селе Рождественка. С собой в школу носили пищу: картофель, молоко, хлеб. Ходили до школы пешком в любую погоду, одежда была дряхлая, часто бегали босиком. Дедушка закончил 7 классов. Остался работать в колхозе. Проработал там больше 40 лет.
Моя бабушка Шпилько Татьяна Семёновна родилась 15 марта 1940 года в селе Рождественка. В семье у бабушки было 5 детей, она была самая младшая.
Отец бабушки не был на фронте, так как был инвалидом детства, но он работал в колхозе с утра до вечера. Маму бабушка не помнит, ей было 7 месяцев, когда ее мама умерла. Старшие дети работали в колхозе. Войну бабушка не помнит, она была еще маленькая, но помнит также 1947 год. Когда был голод, они ели гнилую картошку, хлеба не было, выживали, как могли. Бабушка пошла в школу, закончила 3 класса. Помогала вести домашнее хозяйство, обрабатывала огород, ухаживала за скотиной и в 12 лет пошла, работать на ферму. Проработала в колхозе больше 40 лет. Была награждена грамотами и похвальными письмами, а также медалью «Мать - Героиня» и медалью «Ветеран труда».
Бабушка с дедушкой прожили больше 50 лет вместе, воспитали 5 детей. У них 5 внуков и трое правнуков.
Я люблю бабушку и дедушку и горжусь ими. В нашей семье всегда очень уважительно относятся к людям, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. День Победы в нашей семье считается большим праздником. Но этот праздник не только радостный, но и грустный, потому что на этой войне погибло очень много людей.
Я хочу, чтобы никогда и нигде в мире не было никаких войн.
Ведущий 2.
Мы предоставляем слово Васильевой Ангелине, ученице 7 В класса.
Васильева Ангелина, ученица 7 В класса.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Папа моей бабушки (мой прадед) Остапенко Василий Архипович ушел защищать Родину. А прабабушка, Нина Яковлевна Остапенко, осталась работать в колхозе. В 1943 году под городом Смоленском, во время бомбежки самолетов, ее папа был сильно ранен, и долго лечился в военном госпитале. После лечения он был отправлен домой, ему оформили инвалидность, так как, у него в правом боку была глубокая рана в виде воронки, в которой находились мелкие осколки. Его очень долго лечили, и последний осколок удалили лишь в 1954 году.
Мои прабабушка и прадедушка жили в селе Луговое Ивановского района, занимались сельским хозяйством в колхозе, разводили овец, свиней, крупный рогатый скот, курей, уток и гусей. Выращивали они в колхозе рожь, пшеницу, овес, сою, фасоль, кукурузу и разные овощи. Собранный урожай и продукты животноводства отправляли на фронт, в селе не было электрического света, использовали керосиновые лампы. Электрический свет появился в 1952 году. Новости передавали друг другу устно, так как радиовещание появилось в 1957 году. Избы отапливались дровишками, которые собирали в небольших рощах, на речке рубили тальник, срезали камыши и все это приносили домой для отопления, угля и настоящих дров не было. Основным транспортом были лошади. На них перевозили почти все. Бабушка помнит, как ее отец вернулся с войны, зашел в маленький низенький домик, где они жили, повесил ружье на гвоздик у двери, взял бабушку на руки и дал ей кусочек сахара. По тем временам это был большой подарок.
По окончании войны почти все выращенное сдавалось государству для восстановления страны, в семьях оставалось совсем не много продуктов. Население было вынужденно идти на почти убранные поля и собирать остатки урожая. Моя бабушка тоже принимала в этом участие. Иногда запрещали делать это. С западных районов страны приезжали переселенцы, это были большие семьи, в которых было по 6 и 7 и более детей, местные жители оказывали им помощь одеждой и питанием. Все дружно работали на полях от мало до велика. У всех в огороде были вырыты землянки, на случай, если японцы начали бы войну, а в конце деревни были еще большие окопы.
Все работали дружно и надеялись на скорую победу. Во время войны в селе была маленькая начальная школа с одной классной комнатой, в первую смену занимался 1 и 3 класс, а во вторую 2 и 4 классы. Всего в школе было до 30 учеников, 2 учителя и 1 техничка. В 1948 году бабушка пошла в школу, тогда было в классе по 1 учебнику на всех, их читали по очереди, тетрадей не было, писали на газетах и плакатах, первоклассники писали карандашами
(простым и фиолетовым), а остальные классы писали ручками, в которые вставлялись металлические перья, лузгу от семечек подсолнечника варили и получали чернила.
Прошло уже семьдесят лет после окончания войны. Но память жива о страшной беде, которая до сих пор отдается болью.
Низкий поклон всем защитникам Родины. Спасибо Вам за наше чистое небо и спокойную жизнь.
Ведущий 1. Свой рассказ представит Олексик Софья, ученица 10А кадетского класса.
Олексик Софья.
Я расскажу о своем прапрадедушке Гаранском Сергее Илларионовиче. Он родился 25 сентября 1908 года в городе Вяземске Хабаровском края. Родители рано умерли из-за болезни, когда моему прапрадедушке было 5 лет. Также сиротами остались его брат Трофим, которому было 8 лет, и сестра Ольга трех лет. До своей гибели, родители построили пятистенный дом. Детей взяла под опеку семья Мазарчук, маленькие ребята звали главу семьи дядя Гриша.
В 1939 году общий стаж работы Гаранского Сергея Илларионовича по найму, до поступления в Нанайское РОНО составил 19 лет. В этом же году принят на должность печника. Через 5 месяцев был уволен в связи с переходом на другую работу и начал работать временным исполняющим заместителем райкомхозом. Уже на следующей день стал заведующим колхозом. 16 сентября 1941 уволен в связи с призывом на Военную службу. Но в связи с тем, что он был слеп на один глаз, освобожден от призыва и остался на работе в райкомхозе в качестве десятника. 13 февраля 1942 пошёл добровольцем в РККА, оставив свою беременную жену с пятью детьми, среди которых была мой прадедушка Лёня. Уходя на фронт, Сергей Илларионович сказал, чт, если его жена родит девочку, чтобы её назвали Эля, его желание исполнилось, но он её так не увидел.
В сентябре 1943 года прапрадедушка пропал без вести. Долгое время родные ничего не знали о его судьбе. Из-за того, что не могли определить его местонахождение, его жене Полине Михайловне, в девичестве Вершининой, не выплачивали пенсию по потере кормильца в военных действиях. О гибели Сергея Илларионовича родные узнали от снайпера Ходжера, который по возвращению с фронта рассказал, что видел как погиб мой прапрадедушка. Также он вспомнил, что до форсирования реки он сказал моему прапрадедушке, что не умеет плавать. На что мой прапрадед ответил: "А ты хватайся за любую деревяшку, и плыли на ней". Но, к сожалению, по трагическим обстоятельствам сам Сергей Илларионович, не смог спастись. После воспоминаний однополчанина, бабушке стали выплачивать повышенную пенсию за потерю кормильца семьи. Только мои родные не знали причину, по которой они получали пенсию младшего офицерского состава, и только недавно из книги Памяти мы узнали, что Сергей Илларионович получил звание ефрейтора. Выяснилось, что мой прапрадедушка погиб при форсировании реки притока Днепра в сентябре 1943 года.
Только в конце семидесятых годов отряд следопытов нашел его останки и личный медальон военнослужащего. Похоронен в городе Харькове на Украине. Сестра моего прадедушки Алексея, ездила на открытие памятника, её пригласили как почетного гостя. После войны к нам пришло письмо от сына того самого дяди Гриши Мазарчука, он рассказал, что он жив и забрал отца к себе из Находки в Киев, и что у них всё хорошо.
Брат Сергея Илларионовича Трофим, также был участником войны. Сестра Ольга во время военных действий потеряла руку и получила ранение в живот.
Их имена увековечены на Стене Славы в городе Хабаровске, а также в книге Памяти.
С каждым годом ветеранов войны становится все меньше. И те, кто ещё жив, могут рассказать нам, их внукам о том, что им пришлось пережить, чтобы мы всегда помнили, благодаря кому над нами мирное небо.
В преддверие Победы наш класс присутствовал на концерте, посвященном дню рождения ветерана Отечественной войны Дрёмина Леонида Васильевича. Под впечатлением мероприятия я написала стихотворение «Юность, опалённая войной».
Из глубины кричало время:
"Живи спокойно в забвенье сна..."
Но он не мог оставить бремя,
Его жизнь забрала война.
Вся боль, тревога, муки
Прошли с ним до конца.
Но он не опустил ни голову, ни руки,
Не опустила их война.
Он помнит всё:
И плен, побег, бомбежки дома,
Как был спасен,
Он не был сломлен!
Решил - фашистам отомстит,
А после был связист.
И штурмом брал Берлин,
За что его сам Сталин наградил!
Победа,
Звучит всё громче из года в год,
Как заслужил её тот парень,
Никто подумать и не мог.
Утраты, смерть и гибель,
Всё пробежало мимо его глаз.
Из боя вышел победитель,
Сумев связать лишь пару фраз.
Про смерть друзей, боль за родных,
Про мощь врагов, усилий трудных.
Из года в год он вспоминает,
Случайно с глаз слезу роняет.
Ведущий 2.
Мы предоставляем слово Крицкой Виктории, ученице 7 В класса.
Крицкая Виктория.
Я хочу рассказать о моей прабабушке Крицкой Евдокии Ивановне. Война застала Евдокию в возрасте 10 лет. Ее отец, Крошка Иван Григорьевич, мой прапрадедушка в 1941 году ушел на фронт. В семье Евдокия была старшим ребенком, у нее были младшие братья и сестры. Мать Евдокии работала в животноводстве на ферме, сама Евдокия сидела с детьми.
Работать в колхоз Евдокия пошла в 1943 году, на тот момент ей было 13 лет. В тот же год, защищая Родину, погиб ее отец. На хрупкие плечи Евдокии легли тяжелые обязанности. Девочка вместе с женщинами и другими ребятами ее возраста, возила солому на лошадях. Евдокия косила пшеницу и связывала ее в снопы, эти снопы возила на зерновой двор. Помогала заготавливать дрова на лесозаготовках, порой уезжая далеко от дома.
Было тяжело. Но Евдокия работала, стараясь хотя бы на минуту приблизить конец страшной войны. Пока добирались на работу, пели песни, и на душе становилось теплее. Жили в землянках, было холодно и очень хотелось есть, но все терпели. « Ведь мы люди военной закалки» - говорила Евдокия. Моя прабабушка-ветеран трудового фронта, награждена юбилейными медалями.
Евдокия закончила 4 класса. В 1947 году вышла замуж за моего прадедушку, Крицкого Михаила Ивановича. Стала работать на ферме телятницей. Прожила долгую и счастливую жизнь. У неё 4 детей, 9 внуков и 15 правнуков. Умерла Евдокия в 2014 году.
Ведущий 1. Проценко Елена, ученица 10 А кадетского класса расскажет нам о своем прадеде.
Проценко Елена.
Мой прадед, Архангельский Моисей Николаевич, 1914 года рождения - участник Великой Отечественной войны, имеет медаль «за Отвагу» и медаль «За Победу над Германией». Служил прадед с августа 1942 года по октябрь 1945 года в составе 225 отдельного батальона Аэродромного обслуживания. По рассказам, мой прадед получил медаль «за Отвагу» за свою смекалку, смелость и мастерство вождения автомобиля. Немцы сильно бомбили, и самолеты Советской Армии не могли взлететь в небо, чтобы атаковать внезапное нападение противника, самолеты просто не могли даже заправить топливом. Мой прадед один смог проехать на аэродром и заправить несколько самолетов, в результате чего летчики смогли взлететь и отразить нападение вражеских самолетов. За эти действия сержанта Архангельского Моисея Николаевича наградили медалью «за Отвагу». Во время Великой Отечественной войны мой прадед был награжден и другими наградами Министерства обороны СССР. ФИО прадеда занесено в книгу Памяти и увековечено на Мемориале Славы города Белогорска. Умер прадедушка в 1986 году.
Мы в семье трепетно храним все награды, которые сохранились за долгие годы. Память о мужестве и стойкости наших прадедов не только не угасла, а наоборот становится ярче с каждым годом. Вот уже второй год мои родные участвуют в шествии Бессмертного полка. 70-летие Великой Победы встретил и мой прадедушка - Архангельский Моисей Николаевич.
Ведущий 1. Мы предоставляем слово Смиркиной Дарье ученице 7 В класса.
Смиркина Дарья.
След Великой Отечественной войны в моей семьи очень многогранен. Среди моих родственников есть те, кто прошёл всю войну с фашистской Германией, кто воевал с Японией, есть и те, кто пропал без вести и те, кто ковал победу в тылу.
Пропавшие без вести.
Смиркин Иван Иванович, мой прадедушка.
Родился в 1904 году в деревни Старолавкино Малосердобинского района Энгельской области. Пропал без вести в марте 1943 года в звании рядовой.
Макшанцев Савелий Иванович (красноармеец), мой прадедушка.
Родился в 1904 году в селе Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области. Пропал без вести в ноябре 1941 года под Вязьмой.
Долгопол Василий Федорович, брат моей прабабушки.
Пропал без вести в районе Черного моря, последнее письмо пришло именно оттуда. Плыл на корабле, предположительно попал под бомбежку и утонул в водах Черного моря.
Мне очень жаль, что я так и не смогла увидеть их, что так мало знаю о них, но я очень благодарна им за их подвиг.
Среди воевавших был мой дедушка Смиркин Илья Иванович.
Родился 15 июля 1926 года в селе Старославкино Малосердобинского района Энгельской области. В 16 лет (1943) призван в ряды вооруженных сил, попал служить на Дальний Восток. Принял военную присягу 5 декабря 1943 года. Участник войны с Японией, которая началась из-за договора Англии, США и СССР. В ноябре и декабре 1943 года проходила Тегеранская конференция, в ходе которой было принято следующие решение: СССР объявляет войну Японии через несколько месяцев после окончания войны с Германией. Второй фронт был открыт 6 июля 1944года. Война с Германией закончилась 8мая 1945года. Пришло время исполнять договор СССР. Война с Японией была начата 8 августа 1945 года, а закончилась 2 сентября 1945 года.
Мой дедушка - участник Парада Победы во Владивостоке. Принимал участие в установке линии связи СССР - Китай, в строительстве дорог. Демобилизован в 1951 году. Сержант, заместитель командира пулеметного полка, есть награды. Умер 20 сентября 2007 года.
Ларченко Никифор Афиногенович, мой прадедушка.
Родился 26 мая 1915 года. Вступил в бой 22 июня 1941 года в 4 часа утра в городе Перемышль (так как находился на службе в армии в этом городе), что на границе с Польшей, вернулся с фронта в октябре 1945 года. Всю войну прослужил на передовой шофером. Умер 4 июля 1984 года
Многое о войне я узнала благодаря моему дедушке, его рассказы были очень интересны, со временем я начинаю понимать, как тяжело им далась эта победа. К сожалению, своего прадедушку я никогда не видела, но я всегда помню о нем.
Я безмерно горжусь своими прадедом и дедом, подарившим нам возможность сегодня осуществлять свои мечты.
Среди моих родственников были и труженики тыла.
Макшанцева Полина Савельевна, моя бабушка.
Родилась 25 января 1925 года в селе Большая Ольшанка Саратовской области. В 12 лет (1937 год) пошла работать в колхоз. С 1947 – 1949 гг. работала на нефтяном заводе без трудовой книжке, с 1949 г. с трудовой книжкой.
Бабушка до сих пор рассказывает мне истории военного времени, но больше всего меня поражает история, рассказанная моей прабабушкой.
Долгопол Матрена Федоровна рассказывает: « В начале весны 1944 года, когда мой сын был совсем маленьким, мы ехали на поезде в Гомель. Сашенька не умолкая плакал, в вагоне было несколько вооруженных немцев. Один из них встал и подошел к нам, я уже начала прощаться с жизнью, думая, что он убьет и меня, и ребенка. Но к моему удивлению, немец достал шоколадку и отдал ее Саше. Самое удивительное - Саша сразу успокоился».
Я очень благодарна всем моим родственникам за чистое небо над головой, не зависимо от того, служил ли он на фронте или ковал победу в тылу, я считаю, что их вклад в эту Победу был одинаков. Всем им было очень тяжело во время Великой Отечественной войны. Все они совершили огромный подвиг. Спасибо им за это!
Ведущий 2.
Война окончилась, унеся с собой миллионы жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.
Каждый год 9 Мая пылает Вечный огонь, и горят золотыми буквами имена тех, кто отдал свою жизнь за наше счастливое детство, за мирные пашни, за тихие сады.
Мы должны помнить тех, кто совершал подвиги во имя нашей Родины!
Я предоставляю слово Музыченко Анастасии, учащейся 4 Г класса.
Сергей Михалков «После Победы».
Ведущий 1.
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Спасибо прадедам за нашу Победу! Растет уже третье послевоенное поколение и оно, к счастью, еще способно плакать, думая о том страшном времени.
Клип песни «О той весне».
Шум и человек
Аэродинамика и воздушный шарик
Нора Аргунова. Щенята
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Лиса и волк