Язык является важнейшим средством общения людей. Все многообразные области человеческой деятельности связаны с использованием языка. Изучение природы высказывания и многообразия жанровых форм высказываний в различных сферах человеческой деятельности имеет большое значение практически для всех областей лингвистики. Данная работа направлена на исследование жанра порицания, представленного в семейной и школьной речи.
Цель работы – выявить жанровую специфику жанра "порицание", а также средства речевого поведения родителей и учителей.
Задачи:
1) Определить понятия «речевая ситуация» и «речевой жанр»
2) Определить понятия семейная и школьная речь;
3) Выявить специфические черты семейной и школьной речи;
4) Определить жанр "порицание" и описать его в плане содержания и средств языкового выражения;
5) Сравнить типы порицания у родителей и учителей;
6) Сравнить типы порицания в русской и американской лингвокультурах.
Предметом исследования является жанровая специфика семейной и школьной речи в русской и американской лингвокультурах. Объектом изучения являются средства, используемые родителями и учителями при порицании.
Гипотеза: Жанр "порицание" имеет ярко выраженные характерные черты. Порицание в семейной речи имеет отличия от порицания в школьной речи. Порицание имеет лингвокультурные особенности.
Ожидаемые результаты:
- мы составим определение понятия "порицание" и выделим его характерные черты;
- мы выявим и опишем сходство и отличия семейной и школьной речи;
-мы предполагаем обнаружить, чем различаются российская и американская лингвокультуры в контексте порицания.
В работе мы использовали следующие методы:
1. Анализ литературы по данной теме.
2. Опрос школьников, их родителей и учителей.
3. Проведение анкетирования учащихся школ в России и Америки, анализ полученных результатов.
4. Обобщение полученной информации.
Анализируя имеющуюся в настоящее время литературу по теме "порицание", мы определили, что семейная и школьная речь, по большей части, относятся к первичным речевым жанрам (по классификации М.М. Бахтина). Дальнейший анализ позволил нам определить термин "порицание" как "высказывание, содержащее в себе негативное отношение к поведению и/или поступкам кого-либо". Также были выделены основные причины, вызывающие порицание родителей и учителей.
Исследование научных публикаций, а также опрос школьников и их родителей позволил нам выявить не только сходство, но и существенные отличия между семейной и школьной речью.
Мы провели опросы и анкетирование среди представителей российской и американской школ. Результаты анкетирования оказались очень интересными и, в целом, подтвердили наши предположения.
В заключении хочется отметить, что проблема порицания еще мало изучена. Нам кажется интересным расширить исследования в сторону других культур и народов. Также важным, по нашему мнению, является дифференциация типов порицания в зависимости от социального положения.
Слайд 1
ЖАНР ПОРИЦАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В РУССКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХСлайд 2
Задачи: 1. определить понятия «речевая ситуация» и «речевой жанр» 2. определить понятия семейная и школьная речь; 3. выявить специфические черты семейной и школьной речи; 4. определить жанр "порицание" и описать его в плане содержания и средств языкового выражения; 5. сравнить типы порицания у родителей и учителей; 6. сравнить типы порицания в русской и американской лингвокультурах.
Слайд 3
Предметом исследования является жанровая специфика семейной и школьной речи в русской и американской лингвокультурах.
Слайд 4
являются средства, используемые родителями и учителями при порицании. Объектом изучения
Слайд 5
Жанр "порицание" имеет ярко выраженные характерные черты. Порицание в семейной речи имеет отличия от порицания в школьной речи. Порицание имеет лингвокультурные особенности. Гипотеза:
Слайд 6
мы составим определение понятия "порицание" и выделим его характерные черты; мы выявим и опишем сходство и отличия семейной и школьной речи; мы предполагаем обнаружить, чем различаются российская и американская лингвокультуры в контексте порицания. Ожидаемые результаты:
Слайд 7
Анализ литературы по данной теме. Опрос школьников, их родителей и учителей. Проведение анкетирования учащихся школ в России и Америки, анализ полученных результатов. Обобщение полученной информации. методы:
Слайд 8
Речевая ситуация включает говорящего слушающего «определенные условия»
Слайд 9
Элементы ситуации речи: I . Элементы, которые в совокупности образуют «сцену действия»: а) События б) Тема в) Функция (например, сообщение информации, проверка знаний) г) Место и время действия II . Участники, их социальный статус, ролевые отношения III . Коммуникативно-речевое пространство, в котором реализуется речевое поведение.
Слайд 10
Речевой жанр Речевой жанр - это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказывания» ( М.Н.Кожина )
Слайд 11
Определение понятия семейная и школьная речь. Семейная речь - домашняя разговорная речь совместно проживающих людей, связанных кровно родственными связями или вступивших в родственные отношения. Школьная речь – это разговорная речь, возникающая в рамках учебно-воспитательного процесса, участниками которой являются преподаватели и ученики .
Слайд 12
Специфические черты семейной и школьной речи. В семейной речи в беседах затрагивается огромное количество тем, речь строится всеми участниками коммуникации, для нее характерен резкий переход от одной темы к другой и жанровое многообразие (похвала, порицание, замечание, утешение, совет, упрек, и т. д. ) Школьная речь является более организованной и официальной, чем семейная.
Слайд 13
высказывание, содержащее в себе негативное отношение к поведению и/или поступкам кого-либо". «Порицание» -
Слайд 14
Edina High School ( Edina , Minnesota ) Gonzaga College High School ( Roman Catholic High School )
Слайд 15
Анкета для учеников Как часто вас ругают родители/учителя? За что вас чаще ругают ваши родители/учителя? Что вам говорят родители/учителя, ругая вас? Как они вас называют? Что вам больше всего (не) нравится в речи ваших родителей/учите - лей? 1. How often do your parents or teachers tell you off? 2. Why do your parents or teachers tell you off? 3. How do they tell you off? Do they call names? 4. What do you hate the most in the speech of your parents or teachers?
Слайд 16
Как часто вы ругаете своих детей/учеников? За что вы чаще всего ругаете своих детей/учеников? Зависит ли ваше порицание от возраста и пола детей? Что вы чаще всего говорите своим детям/ученикам, ругая их? Как вы их при этом называете? Повышаете ли вы голос , ругая детей/учеников ? 1. How often do you tell off your children or students? 2. Why do you usually tell off your children or students? 3. Does your reprobation depend on how old and what sex the child is? 4. How do you tell off your children or students? Do you call names? 5. Do you raise your voice, when you tell off your children or students? Анкета для родителей/учителей
Слайд 17
Причины (о родителях) По мнению российских детей: оценки, поведение, домашние обязанности, распорядок дня, лень, непонимание объясненного урока, невыполненное домашнее задание, ложь. По мнению американских детей : неуважительный тон, отсутствие информации о своем местонахождении, поведение, ненужная забота с их стороны, сломанная машина, желание иметь идеального ребенка, оценки, домашние обязанности.
Слайд 18
Причины (об учителях) По мнению российских детей : домашнее задание разговоры поведение не вовремя сданные долги оценки прогулы ложь лень упрямство неисполнительность безалаберность По мнению американ-ских детей неуважительный тон, поведение, потому что они думают, что все знают лень ложь
Слайд 19
№ Причины Рос . родит . Амер . родит . Рос . учителя Амер . учителя 1 оценки 4 4% 2 8.5% 2 поведение 1 1% 57% 76.9% 2 8.5% 3 домашние обязанности 55.5% 57% 4 распорядок дня 2 2% 5 лень 7 7.7% 7.7% 6 непонимание объясненного урока 2 2% 7 домашнее задание 3 3% 61.5% 8 ложь 55.5% 7.7% 9 неуважительный тон 1 4% 10 отсутствие информации о своем местонахождении 1 4% 11 ненужная забота с их стороны 1 4% 12 сломанная машина 1 4% 13 желание иметь идеального ребенка 1 4% Основные причины порицания родителей и учителей
Слайд 22
Причины негодования родителей Российских: невыполненное домашнее задание, распорядок дня, лень, неуважение к старикам. Американских: поведение, потому что дети думают, что все знают; шум, неряшливость
Слайд 23
Причины негодования учителей Российских: ложь, лень, упрямство, поведение, домашнее задание, неисполнительность безалаберность. Американских: ?
Слайд 24
You never let me stay out late. Ты никогда не разрешаешь мне гулять допоздна. You are never there for me. Ты никогда меня не понимаешь. What have I done now? Что я сделал на этот раз? I am busy at the moment. Мне сейчас некогда. It’s not my fault. Я не виноват. I’ll do it later. Я сделаю это позже You never let me watch what I want on TV. Ты никогда не разрешаешь мне смотреть по телевизору то, что я хочу. I am doing my homework now. Я сейчас делаю уроки. I couldn’t care less. Мне все равно. You don’t understand a thing. Ты ничего не понимаешь. Leave me alone. Отстань. That’s really not fair. Это нечестно.
Слайд 25
« Что вы чаще всего говорите своим детям/ученикам, ругая их? Как вы их при этом называете?» Российские родители: - Называю по имени - Разговариваю как с равным -Говорю: « Подумай над своим поведением» Американские родители: - Я считаю до трех - Не обзываю - Они сжимаются от моего взгляда - Прекращаю разговаривать
Слайд 26
“ Mommisms ” (То, что повторяет мама сотни раз) I would never have talked to my mother like that. Я бы никогда так не разговаривала со своей мамой . Why? Because I said so, that’s why. Почему ? Потому что я так сказала. Вот почему. I’m going to give you until the count of three! Вот досчитаю до трех, и ты у меня получишь! ‘ I don’t know’ is NOT an answer. ‘ Не знаю’ – это не ответ. If everyone jumped off a cliff, would you do it, too? Если все прыгнут со скалы, ты тоже это сделаешь? I’m not talking just to hear my own voice. Я не сама с собой разговариваю.
Слайд 27
I hope, some day, when you have kids, they’re just like you, then you’ll know. Надеюсь, что когда-нибудь, когда у тебя будут свои собственные дети, и они будут поступать как ты, ты меня поймешь. Wait till your Father gets home! Вот придет папа домой! If you fall out of that tree and break your leg don't come running to me. Если ты свалишься с этого дерева и свернешь себе шею, не беги ко мне! Why do you bother asking me a question and then don't bother to listen to the answer? Почему ты, задавая мне вопрос, не утруждаешь себя выслушать ответ. Look into my eyes! You are telling lies. Посмотри мне в глаза! Ты лжешь. You’d better not do it again! Только попробуй сделать это еще раз!
Слайд 28
“ Daddisms ” (То, что сотни раз говорит папа) Come here, boy. Ну-ка подойди, парень! This story reminded me of my childhood...... Эта история напомнила мне мое детство… Stop crying before I give you something to cry about. Прекрати реветь без повода, или я найду его. “ Can't” means “won't try” «Не могу» не значит «не попробую» My dad would unbuckle his belt and whip me with it before I could even think of running away..... Мой отец обычно снимал ремень и начинал пороть меня до того, как ко мне приходила мысль убежать You start to worry about your parents’ health! Ты начнешь думать о здоровье своих родителей! and...and....and........... и…и…и…
Слайд 29
Money doesn’t grow on trees. Деньги не растут на деревьях. What's that you say? Что ты сказал? I am fed up. Я сыт по горло. That’s none of your business. Это не твое дело. Might tempt fate again....... Попробуй, испытай судьбу..
Слайд 30
« Что вы чаще всего говорите своим детям/ученикам, ругая их? Как вы их при этом называете?» Лентяй, трус, хам, бессовестный, наглый, невоспитанный, клоун, редиска, оболтусы, горе луковое, птицы мои, рыбка, птичка, ребята, хулиганчики. Либо не называют никак.
Слайд 31
Типы порицания родителей и учителей Учителя: довод к чувству ответственности и совести. Родители: довод к совести, к чувству жалости и доброты.
Слайд 32
Доводы для порицания американских родителей и учителей Довод к стремлению и успеху: If you want something from your life, you’d better stop it! (Если ты хочешь достичь чего-либо в жизни, прекрати это) Довод к чувству принадлежности к семье: I hope, some day, when you have kids, they’re just like you, and then you’ll know. (Надеюсь, что когда-нибудь, когда у тебя будут свои собственные дети, и они будут поступать как ты, ты меня поймешь) Довод к чувству собственного достоинства: You are a good girl and a good girl would never do such a thing! (Ты ведь хорошая девочка, а хорошие девочки никогда бы этого не сделали) Довод к чувству приобретения и сохранения: Money doesn’t grow on trees. Get up lazybones! (Деньги не растут на деревьях. Вставай, лентяй!)
Слайд 33
Доводы для порицания российских родителей и учителей Довод к совести У тебя есть совесть, сын? Совесть не мучает? Довод к чувству жалости и доброты Палец о палец за весь день не ударила. Пожалела бы мать, посуду помыла бы! Довод к чувству стыда Вам не стыдно врать. А я-то считала вас хорошими ребятами! Тебе должно быть стыдно так разговаривать с дедушкой. Довод к чувству ответственности Ты уже взрослый и должен отвечать за свои поступки сам! Довод к чувству собственного достоинства и самостоятельности Вы же будущие мужчины! Довод к интересам Сделаешь уроки - пойдешь гулять! Довод от угрозы (самый распространенный психологический довод порицания. Он довольно часто встречается, как в речи учителей, так и родителей.) Только попробуй сделать это! Оставите хоть одну бумажку в классе - убью!
Слайд 34
Языковые средства выражения порицания грамматическое Высказывания с функцией порицания могут быть представлены вопросительными, восклицательными и повествовательными предложениями, модальными конструкциями, условным и повелительным наклонениями; стилистическое В речи с элементами порицания используются сравнения, метафоры, обобщения, гиперболы, повторы; лексическое Лексические средства выражения отрицательной оценки представлены оценочной лексикой и антифразисом.
Слайд 35
ВЫВОДЫ Причины вызывающие порицание У родителей - невыполнение домашних обязанностей, распорядок дня, лень и неуважительное отношение к старшим (российские родители); поведение, потому что дети думают, что все знают; шум, неряшливость ( американские родители) У учителей - ложь, лень, упрямство, поведение, домашнее задание, неисполнительность, безалаберность (российские учителя).
Слайд 36
Черты жанра порицания Использование логических аргументов. Использование риторических аргументов и психологических доводов: в русском языке: довод к совести, довод к чувству жалости и доброты, довод к чувству стыда, довод в виде угрозы в английском языке: довод к стремлению к успеху, довод к чувству товарищества и принадлежности к семье, довод к чувству собственного достоинства.
Слайд 37
Коммуникативно-речевые стратегии родителей и учителей: в русском языке - стратегия наказания, стратегия отрицательной оценки личности ребенка, стратегия оскорбления; в английском языке - стратегия отрицательной оценки поступка, стратегия "мне не нравится", стратегия наказания.
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Любимое яичко
«Течет река Волга»
Если хочется пить...
О путнике