Данный проект обобщает информацию о культурном наследии Древнего Рима. Мателиал можно использовать на урокух искусства, истории.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasledie_drevnego_rima.doc | 70 КБ |
Содержание
Введение 3
Гипотеза 4
Обоснование гипотезы 5
Культура Древнего рима
Архитектура
Скульптура
Живопись 6
Стенная живопись 7
Литература
Религия 8
Наука и философия 9
Доказательство гипотезы 10
Наследие Древнего Рима
Латинский язык
Архитектура 11
Памятники архитектуры
Колизей
Римский форум 12
Пантеон
Культурные ценности Древнего Рима 13
Вывод 15
Заключение 16
Источники информации 17
Введение
Я и мой одноклассник Рогов Илья решили выяснить, какое культурное наследие оставила после себя великая держава древности Древний Рим.
Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Гипотеза
Культура Древнего Рима оставила после себя большое культурное наследие.
Глава 1. Культура Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Литература. Религия
Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура усвоила важнейшую форму этрусского зодчества - циркульную арку. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям.
Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии.
Среди самых ценных архитектурных памятников Древнего Рима находятся мосты, акведуки и термы.
Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура.
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.— греческими скульпторами.
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров.
Господствующей идеей, пронизывающей римскую скульптуру I—II вв., была центральная идея официальной культуры — идея величия Рима, мощи императорской власти. Эта идея воплощалась в разных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций на стенах различных зданий, изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима или царствующей династии.
В круглой скульптуре формируется официальное направление — портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев.
Живопись, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Римляне были наделены способностью к ней, получив первое знакомство с нею от этрусков. Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же отавалась в руках греков.
Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.
Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, либо рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд. При этом художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. Что касается приёмов исполнения этой живописи, то они были те же самые, как и у греков: художник работал водяными красками по мокрой штукатурке, или же по сухой.
Римская литература начала своё формирование в третьем веке до нашей эры. В это время создавлись римские летописи.
Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги. В 240 до н. э. римляне познакомились с трагедией и комедией. Появились элогии в честь представителей знатных фамилий. Зачатки римской народной драмы появились во время разных сельских празднеств. Основным видом драматических произведений стали ателланы.
Последний век Республики был отмечен расцветом прозы и поэзии. Умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. Видное место в прозаической литературе конца Республики занял Цезарь со своими мемуарами.
Эпоха Августа, названная «золотым веком римской литературы», стала дальнейшим развитием поэзии. Появились кружки́ Мецената и Мессалы Корвина.
При Нероне получила известность поэма Лукана «Фарсалия» и «Сатирикон» Петрония Арбитра — одно из произведений художественной латинской прозы. Марк Валерий Марциал и Децим Юний Ювенал также внесли большой вклад в римскую сатиру. Последним крупным писателем периода расцвета империи стал Апулей — сохранилось его полусатирическое произведение «Метаморфозы, или Золотой осёл». В то же время расцвета достигала специализированная проза. Развился и биорафический жанр.Фёдр ввёл в Древнеримскую литературу жанр басни. В III в. появилась раннехристианская литература, усилившая свои позиции в следующем веке.
Как и в древнегреческой религии, римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.
Наука и философия
Известны римляне своей философией. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.
В науке римляне тоже достигли довольно высокого уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицне особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории - Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе - Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется вся Европа.
Глава 2. Наследие Древнего Рима
Язык латино-фалискской ветви италийских языков индоевропейской языковой семьи. На сегодняшний день это единственный активно употребляемый италийский язык (считается мёртвым языком).
В наши дни латинский язык является официальным языком Святого Престола, Мальтийского ордена и города-государства Ватикан, а также, отчасти, Римско-Католической церкви. Латинский язык является основой письменности многих современных языков. Латинский язык в его народной разновидности явился языком-основой для новых национальных языков, объединяемых под общим названием романских. К ним принадлежит итальянский язык, создавшийся на территории Апеннинского полуострова в результате исторического изменения латинского языка, французский и провансальский языки, развившиеся в бывшей Галлии, испанский, каталанский и португальский — на Пиренейском полуострове, ретороманский — на территории римской колонии Реции (в части нынешней Швейцарии и в северо-восточной Италии), румынский — на территории римской провинции Дакии (нынешняя Румыния), молдавский и некоторые другие, из которых следует особо отметить сардинский язык, как наиболее близкий к классической латыни из всех современных романских языков.
При общности происхождения романских языков между ними в настоящее время имеются и значительные различия. Это объясняется тем, что латинский язык проникал на завоёванные территории на протяжении целого ряда веков.
Наконец, латинский язык до сих пор служит источник образования научной терминологии.
Древний Рим создал великую архитектуру: городские ансамбли и крепостные стены, акведуки-водопроводы и гигантские общественные бани-термы, прекрасные дороги и грандиозные амфитеатры.
В древнем Египте и Греции не знали, что такое "высотные" дома - это изобретение римлян. Стало оно возможным только благодаря одному из трех великих римских открытий в архитектуре - римскому бетону.
Практичность римлян привела к открытию второго великого изобретения. В Риме, как и в Греции, акведуки сооружали давно. От горных источников прокладывали глиняные трубы под небольшим наклоном, возводя высокие водопроводные каменные стены. В какой-то момент пришла смелая идея - делать в стене проёмы, требуется меньше камня и тратится меньше времени на укладку. Главное, что форму проёмов решили делать полукруглой, которая распределяет нагрузку и делает конструкцию прочной. Так родилась арочная форма конструкции - неотъемлемая принадлежность всей римской архитектуры. Некоторые из этих сооружений дожили до наших дней в рабочем состоянии.
Третье открытие стало продолжением второго. Если много каменных арок поставить вплотную одна за другой, получится коридор с полукруглым потолком. Такое перекрытие получило название свод. Если этот коридор сделать в виде замкнутой окружности и убрать центральную колону, то свод не обрушится, а будет держать сам себя - получится купол.
Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашеrо времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.
Строительство самого большого амфитеатра Рима и всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.
Площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции.
Эта площадь служила центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.
«Храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.
Культурные ценности Древнего Рима прошли достаточно долгий путь формирования, ведь на них влияли традиции и художественные ценности двух выдающихся культур античного мира: греков и этрусков.
Формирование и развитие римской цивилизации и культуры способствовало появлению нового типа города. Римские города – это важная культурная ценность, равной которой просто не существует. Древнеримские города, как правило, развивались вокруг одного городского центра
Уникальными культурными ценностями жизни Древнего Рима являются цирки и амфитеатры, где устраивались бои гладиаторов, стравливались животные и проводились публичные казни. Римляне с охотой посещали эти жестокие зрелища.
Еще одним важным достоянием Древней Римской культуры была литература и живопись. Лучшими образцами древнеримской прозы являются работы Цицерона. До наших дней сохранилось более пятидесяти речей и сочинений этого великолепного оратора и писателя. Невероятно ценными образцами древнеримской литературы являются работы великих римских поэтов Катулла и Лукреция. Вообще, древнеримская литература включает в себя сотни выдающихся имен.
Уникальная ценность Древнего Рима - это, безусловно, его скульптура. Несмотря на то, что римляне часто копировали греческие традиции в сфере скульптуры, они создавали оригинальные скульптурные портреты, которые передавали внутренний мир человека.
Даже сейчас, через полторы тысячи лет после падения Римской империи, ее культура отображает большое влияние на нашу жизнь. Не мало современных зданий возведены по древнеримским канонам. Наши юриспруденция и политические системы походят из римских времен. Период Римской империи показал, что одна власть может контролировать огромную территорию. Римское гражданство взращивало у людей чувство общественности.
Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.
Вывод
Римская культура оставила после себя богатейшее наследие. Скульптура, живопись и архитектура Древнего Рима до сих пор поражают нас своей красотой. Многие современные здания возведены по Древнеримским канонам.
Гипотеза подтвердилась. Культура Древнего Рима оставила богатое наследие.
Источники информации
http://www.kultmir.ru/zarubejnaya-skulptura/nasledie-drevnego-rima.html
http://otvet1.ru/culture/history/kakoe-nasledie-drevnego-rima/
http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/
http://www.nachideti.ru/istorija/152-nasledie-drevnego-rima.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://ru.wikipedia.org/wiki/B9
http://viimiracula.ru/russian/styles/rome.htm
http://xn----itbbmggodakptejdc9c1eo.xn
http://www.diletant.ru/excursions
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Весенние чудеса
Нарисуем попугая цветными карандашами
Глупый мальчишка
Шум и человек