Данная экологическая - экскурсионная тропа предназначена для детей (7-10 лет)обучающихся в клубе "Живая планета" и их родителей.
К сожалению не смогла загрузить презентацию к работе.
Вложение | Размер |
---|---|
ek.tropa_udivitelnoe_ryadom_kuznecovoy.doc | 831 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Куровской Дом художественного творчества детей»
областного этапа Всероссийского конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Эколого-краеведческие путеводители
Экскурсионная тропа
«Удивительное рядом»
Автор работы:
Кузнецова Елена, 8 класс
Научный руководитель:
Антонова Лидия Игоревна,
клуб «Живая планета»
п. Куровской
2012 г.
Содержание
1. Введение 3
2. Материалы и методы 4
3. Литературный обзор 4
4. Результаты исследований 8
5. Выводы 13
6. Интернет сайты 14
7. Приложение 15
Природа – это единственная книга,
каждая страница которой полна
глубокого содержания.
И.В. Гёте
Введение
Экскурсионная тропа - специально оборудованный, тщательно изученный маршрут, проходящий через наиболее характерные и интересные в природном и (или) историко-культурном отношении участки какой-либо территории, где проводники-экскурсоводы дают посетителям (экскурсантам) представление (проводят беседы, лекции, занятия, демонстрации) о явлениях и объектах окружающей природы, исторических и культурных памятниках, об особенностях проживающего здесь населения.
Цель организации экскурсионных троп – образование, просвещение, воспитание населения (экскурсантов). (Алексеев С.К. и Сионова М.Н.)
Представленная ниже экскурсионная тропа организована на прилегающей к Дому творчества территории и даёт неограниченные возможности для организации учебной деятельности. Она также позволяет развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Эта тропа безопасна (не нужно, например, переходить автодорогу).
Наша тропа рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Разработка экологической тропы позволит решить следующие задачи:
1. Познакомить ребят с особенностями жизни некоторых животных (насекомых) и растений.
2. Показать знакомые объекты с неизвестной стороны.
3. Сделать небольшое исследование, показывающее взаимосвязь живой и неживой природы.
Цель: разработать экологическую тропу и подготовить экскурсию для детей младшего школьного возраста на территории Куровского Дома художественного творчества детей.
Задачи:
1. Выбрать интересные объекты живой и неживой природы на территории Дома творчества.
2. Разработать маршрут и составить план-схему.
3. Подобрать информационный материал для проведения экскурсии.
4. Сделать эскизы аншлагов на маршруте.
5. Подготовить экскурсоводов.
6. Оформить экологическую тропу.
7. Использовать маршрут для проведения занятий в клубе «Живая планета».
Выбор и протяжённость маршрута.
Данная экскурсионная тропа располагается на территории Дома художественного творчества детей. Маршрут эколого-биологической тропы «Удивительное рядом» имеет протяженность 300 – 400 метров. Площадь участка 0,28 га. Состав объектов: натуралистические (животные и растения) и следы деятельности человека (альпийская горка). Время на маршруте 30 – 45 минут.
В зависимости от объектов, представленных вдоль тропы и демонстрируемых экскурсоводом – тропа эколого-биологическая.
- В зависимости от сезона посещения тропы – осенняя.
- В зависимости от способа передвижения по маршруту – пешая.
- В зависимости от контингента и продолжительности экскурсии – учебная (образовательная) (Материалы по доп. эколог. образованию, 2005).
Требования, предъявляемые к учебной экскурсионной тропе:
1. Доступность для учащихся (территориальная, временная, физическая и информационная).
2. Максимальная безопасность.
3. Оптимальная региональная информативность и максимальная насыщенность экскурсионными объектами.
4. Соответствие природоохранным (созологическим) требованиям.
5. Сезонность.
6. Эстетическая привлекательность.
В работе использована методика разработки экологической тропы Волгоградской областной станции юных натуралистов (Методический бюллетень …, 1988)
Станции на маршруте «Удивительное рядом»:
1. Дерево - символ России (берёза бородавчатая или повислая)
2. Тайна клопа пожарника! (красноклоп бескрылый).
3. Стреляющее растение (кислица на альпийской горке)
4. В гостях у великана (ясень).
5. Тараксакум официане (одуванчик)
6. Отчего дрожит осинка.
7. Талисман удачи.
Обоснование выбора объектов.
1. Близость маршрута.
2. Хорошая изученность и безопасность территории.
3. Соответствие психологическим и физиологическим особенностям младших школьников.
4. Материал, предложенный детям, поможет понять красоту природы и понимать её язык.
Необходимые материалы и оборудование для тропы.
• Аншлаги.
• Оборудованная стоянка.
• Информационные щиты в начале и конце маршрута.
• Маркировка станций.
Перед проведением экскурсии в помещении, экскурсовод знакомит экскурсантов с правилами поведения на тропе.
Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука
- и он умер у меня на ладони. И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
П. Гнездослов.
Мы Вас приглашаем совершить заочное путешествие по экскурсионной тропе «Удивительное рядом».
1 станция.
Дерево - символ России (берёза бородавчатая или повислая)
Около дома творчества (при входе в ворота) растут два больших дерева. Это Берёза повислая или бородавчатая, которая считается символом России для иностранцев.
- Ребята как вы считаете, почему у нашей берёзы такое название?
Потому что с возрастом её молодые ветви повисают вниз, это придаёт кроне берёзы очень характерный облик.
- А почему нашу березку ещё называют бородавчатой?
Возьмите в руки веточку берёзки и посмотрите на неё внимательно. На коричневой веточке – белые точки, похожие на бородавочки (за это берёзу называют бородавчатой) это чечевички, через них дерево дышит. В белой бересте также есть своеобразные отдушины (чечевички) – довольно крупные чёрные пятна и чёрточки, идущие по стволу.
Удивительно, но ствол молодой берёзки такого же цвета, как веточка у вас в руках. Дерево растет и кора его становится белой. И за это берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой. Береста – это защитный покров дерева. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин, оно и придает цвет березовой коре.
2 станция.
Тайна клопа пожарника!
Вам всем хорошо знакомо это насекомое? Как его зовут?
Дети отвечают – пожарник.
Почему его так называют? Потому, что его покров красного цвета и когда их скапливается много на одном месте, создается впечатление что зажёгся огонёк.
Научное название этого насекомого Красноклоп бескрылый.
Бескрылым он называется потому что у него нет крыльев и летать он не умеет, а только ползает.
Клоп бескрылый не прячется так как он несъедобен для большинства птиц, и его яркая окраска сигнализирует об этом.
Игра «Где больше?»
Цель: найти самое большое скопление Красноклопа бескрылого, на территории ДХТД. Для этого дети делятся на пары. Все деревья на территории Дома творчества имеют №, который поставлен масляной краской. Каждая пара обходит те номера, которые проставлены на бумаге и отмечает, где и сколько особей Красноклопа бескрылого найдено.
Таблица 1
№ дерева | Видовое название дерева | Количество жуков на дереве |
1 (7) (13) | ||
2 (8) (14) | ||
3 (9) (15) | ||
4 (10) (16) | ||
5 (11) (17) | ||
6 (12) (18) |
Затем каждая пара называет 3 дерева на котором самое большое скопление этих клопов, и делаем вывод общий вывод. По предварительным данным, самое большое скопление Красноклопа бескрылого в октябре отмечено на дереве № 1 (берёза бородавчатая).
Присмотритесь к этими насекомыми и ответьте на вопросы:
- Все ли насекомые одинакового размера, цвета? Если нет то почему?
- Где зимуют клопы? И что они едят?
Осенью легко можно заметить как в одной группе существуют клопы этого вида разные по размеру и цвету. Это взрослые особи и их дети. Причем часто на глаза попадаются насекомые чисто красные, которые стараются держаться подальше от остальных. Дело в том, что у них произошла линька, то есть они поменяли маленькую одежку на большую.
Зимуют клопы в опавшей листве и в коре деревьев, большими группами.
Питаются преимущественно опавшими семенами деревьев, иногда высасывает сок ягод. Но могут съесть и более мелкого насекомого, например: тлю.
3 станция.
Стреляющее растение.
На нашей альпийской горке растет удивительное растение с бордовыми тройчатыми листочками и маленькими жёлтыми цветочками. Это Кислица рожковая. Кислица – невысокая травка. А почему она так называется вы сможете сказать если попробуете на вкус ее маленькие листочки. Она кислая – отсюда и название. Перед дождём кислица быстро складывает листочки пирамидкой.
На месте жёлтеньких цветочков в скором времени созревает мелкий, невзрачный плод. Попробуйте найти несколько плодов. Не отрывая их от растения, слегка сдавите двумя пальцами сначала один из них, потом другой, третий. Если среди них окажется хоть один созревший плод, из которого еще не успели высыпаться семена, вас ждет сюрприз. Дотронувшись до такого шарика, вы почувствуете резкий толчок, точно в ваших пальцах разорвалась микроскопическая граната. Это плод "выстрелил" своими семенами.
Затем каждому ребёнку предлагается проверить это и сосчитать количество семян оказавшееся в ладошке.
Стреляющих растений у нас много. Если ты будешь наблюдательным, то увидишь как стреляет мышиный горошек, фиалка, гвоздика, недотрога и тюльпан.
А теперь мы идём в гости к «Дереву великану»
4 станция.
Дерево великан.
Исследовательская работа. Но для этого проделаем небольшую исследовательскую работу.
Цель: найти самое толстое дерево, используя сантиметр.
Для этой работы дети разбиваются на пары. Каждой паре дается сантиметр, лист плотного картона с таблицей (в таблице указывается номер дерева, видовое название дерева и ширина ствола на высоте 1,3 м) и простой карандаш.
Таблица 2
№ дерева | Видовое название дерева | Ширина ствола на высоте 1,3 метра, см. |
1 (7) (13) | ||
2 (8) (14) | ||
3 (9) (15) | ||
4 (10) (16) | ||
5 (11) (17) | ||
6 (12) (18) |
На территории ДХТД находится 36 деревьев, поэтому каждая пара измеряет по 6 деревьев. Все деревья меряются на одном уровне (на высоте от земли 1,3 м). После чего, каждая пара называет свое самое толстое дерево.
Вывод, что самым большим деревом по толщине является Ясень.
Ясень – родственник прославленной маслины, давшей название семейству, к которому также относятся жасмин и сирень.
Ясень обыкновенный считается одной из самых ценных лиственных пород Европы. Воины древности делали из ясеня луки, стрелы, а также боевые дубинки и копья, которые не ломались даже при очень сильных ударах. Из его древесины гнули обручи, коромысла, колеса. На Руси из ясеня делали прекрасную посуду.
Плоды ясеня излюбленный корм для снегирей, даже лошади не прочь полакомиться ими. Ведь в крылатках ясеня много жиров и белков. Англичане собирают крылатки ясеня летом, когда они мягкие, и маринуют. Получается пикантная приправа к овощным и мясным блюдам.
Используют ясень и в народной медицине. Его кора имеет горький вкус, и раньше употреблялась вместо хины для лечения лихорадки и изгнания глистов. Если сочную сторону коры приложить к свежей ране, она быстрее заживет.
На территории Дома творчества три года назад росло два ясеня, а теперь одно дерево спилили оставив большой пень.
Детям предлагается на зачищенных участках посчитать, сколько лет было ясеню, когда его спилили. Ему было 48 лет.
А сейчас мы превратим этот пень в стол с угощением, для этого накроем его скатертью и попьём тёплого и ароматного кофе, приготовленного из корней растения, с которым мы познакомимся на следующей остановке.
5 станция.
Тараксакум официане (Одуванчик лекарственный)
Напиток из корней одуванчика.
Тщательно промытые корни подсушить на воздухе, поджарить до побурения и измельчить в кофемолке. Заваривать, как кофе.
На этой остановке мы вам предлагаем прослушать легенду и ответить на вопрос: «О каком растении идёт речь?»
1) На Руси об этом растении рассказывали такую легенду: он был самым любимым цветком, ибо давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Цветок (Одуванчик) спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но цветок (одуванчик) ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.
2) Еще одна легенда рассказывает, что как-то богиня цветов спустилась с неба, чтобы выбрать любимый цветок. Ей хотелось, чтобы цветок мог расти повсюду и не требовал постоянного ухода.
Сначала взор богини упал на розу, но та захотела жить в роскошном саду, и чтобы её лелеяли ежедневно не менее дюжины садовников. Тюльпан тоже потребовал ухода и восхищения. Даже фиалка сказала, что она не может жить без внимания и любви. Богиня ходила от цветка к цветку и слышала похожие ответы.
И лишь наш незнакомец (одуванчик), который она поначалу даже не заметила, сказал, что готов жить везде, где есть дети, потому что их шумные игры и смех сродни его искромётному характеру. Обрадовалась богиня и воскликнула: «Вот мой любимый цветок!» и расселила его (одуванчик) по всей планете. Теперь растёт он на полянках, в скверах, парках, дворах и на обочинах дорог, радуясь смеху детей и принося людям радость с весны до осени.
Латинское название растения Тараксакум официане
Одуванчик — одно из многих названий этого растения. Слово образовано с суффиксом -ан от глагольной формы оду́ть, равной литературному обдуть. В этом названии отражается особенность растения — его опушённые семянки сносятся ветром или лёгким дуновением. (Слово «одуванчик» московского происхождения, и образован отглагольной основы одуть или обдуть.)
У нас к Одуванчику относятся с некоторым пренебрежением, а в странах Европы и Азии его ценят в за великолепные целебные свойства, и за высокие питательные качества.
Во Франции Одуванчик выращивается как огородная культура, и утонченные французы с удовольствием едят салаты из молодых и нежных листьев одуванчика.
Ну и на последок, маленькая притча: Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.
Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»
Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их». (источник 1)
А сейчас, чтобы попасть на следующую станцию мы вам предлагаем найти на территории ДХТД дерево с круглыми листочками, которое всё время дрожит.
6 станция.
От чего дрожит Осинка?
Есть всем известная поговорка "Дрожит как осиновый лист"
Сейчас мы вам предлагаем, снова разбиться на пары и внимательно рассмотреть две веточки (один из них осиновая, а другая - тополя серебристого), после чего заполнить таблицу. Оборудование: таблица, линейка, простой карандаш.
Таблица 3
Видовое название дерева | Цвет листовой пластинки 1 сторона 2 сторона | Длина и ширина листовой пластинки, см. | Длина черешка, см. | Вид черешка (плоский, цилиндрический) | Расположение черешка с листом на ветке (вверх или горизонтально) |
Тополь серебристый | 1. зеленый 2.серебристый | 5 см. | цилиндрический | вверх | |
Осина обыкновенная или Тополь дрожащий | 1. желтый 2. бледно-жёлтый | 10 см. | плоский | горизонтально |
Возьмите две веточки и сначала подуйте на ветку тополя серебристого, а затем на ветку осины. Что наблюдаете?
Лист тополя слегка колеблется, а лист осины колеблется сильно.
С чем это связано? Листовые черешки у Осины длинные и верхней части сильно сплющены. Лист на таких черешках очень неустойчив. Поэтому при малейшем движении воздуха лист колеблется. Если же ветер подует посильнее – черешок поворачивается, а вместе с ним поворачивается лист.
Осина (Populus tremula) - ближайший родственник тополей. Латинское название осины в переводе на русский язык означает "тополь дрожащий".
А вы знаете, из какого дерева делают спички?
Спички делают главным образом из – осины.
Из осиновых кряжей выдалбливают и поныне лодки, а прежде делали корыта. Резали из осины разную утварь, а хохломскую посуду вытачивают из осины и сегодня. Из нее же гнут лыжи, дуги, санные полозья.
Дрова осиновые - дают мало жару. Зато они не коптят трубы, и поэтому их специально жгут, чтобы очистить печи (не только деревенские, но и фабричные) от сажи.
Осина – дерево первоцвет. Цветы в виде мохнатых сережек, быстро вытягиваются и повисают серыми пуховыми червячками. Среди пуха видны розовые мужские цветки - из них полетит пыльца. На других деревьях - зеленые женские сережки.
Посмотрите пожалуйста, на засушенные серёжки и скажите, какое дерево Осины на нашем участке: мужское или женское? Мужское.
Цветет осина на двадцатом году жизни. Но живет дерево мало: редко дольше ста лет, ее век укорачивают паразитические древесные грибы.
Ни одно дерево в нашем лесу не поражается грибами-трутовиками столь часто и обильно, как осина. Легче заражается дерево, у которого повреждена кора. (Наука и жизнь).
Давайте теперь повнимательней посмотрим на ствол нашей осинки и ответим на вопросы:
1) встречаются ли на стволе Тополя дрожащего «непрошенные гости», в виде трутовиков?
2) Если пока нет, то где на этом дереве они могут проникнуть в первую очередь и погубить дерево?
А для того чтобы этого не произошло места с повреждённой корой смазываем садовым варом.
7 станция
Талисман УДАЧИ.
Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах).
Латинское название клевера – Trifolium (трифолиум), в буквальном переводе означает - трилистник. Действительно, почти у всех видов клевера лист состоит из трех маленьких листочков.
Тройчатый листочек клевера считался в Европе символом Святой Троицы и часто встречается в орнаментах, в вышивке, ювелирном деле и даже архитектуре, особенно готического стиля. Особой удачей считалось найти клевер с четырьмя листиками - он приносит счастье человеку нашедшему его (1-й листик – символизирует веру; 2-ой надежду; 3-й любовь, а 4-й счастье и удачу). А для того чтобы вам всегда сопутствовала удача во всех начинаниях, достаточно найти и засушить четырехлистный клевер и всегда носить с собой.
Какова же вероятность встретить четырехлистный клевер?
Учённые подсчитали, что четырёхлистный клевер встречается 1 раз на 10 тыс. обычных трехлистных клеверов.
И сейчас в завершении нашей экскурсии мы предлагаем всем найти на участке ДХТД «свою удачу». (Примечание только в октябре 2012 года на территории ДХТД нами было найдено около 10 таких листочков.
Вот и подошла к завершению наша экскурсия на экологической тропе «Удивительное рядом». Мы надеемся, что вам было интересно.
Давайте подведём итоги.
1. С какими растениями и животными мы сегодня с вами встретились?
2. Узнали ли Вы что-нибудь нового об уже известных вам растениях?
3. Просим оценить экскурсию, нарисовав на асфальте смайлика с соответствующим выражением ваших эмоций на экскурсии.
Для закрепления полученных данных на последующих занятиях клуба «Живая планета» мы планируем проведение конкурса загадок, эссэ и сказок, а самые лучшие будут из них будут прочитаны на отчетном Родительском собрании.
Предполагаемые результаты
1. Эколого-биологическая тропа – действенное средство образования и воспитания детей.
2. Данный маршрут способствует непосредственному общению с объектами природы и укреплению здоровья как физического, так и духовно-нравственного.
3. Экологическая тропа предполагает выполнение последующих научно-исследовательских (проектных) работ:
- Лекарственные растения рядом с нами;
- Одуванчик – эликсир жизни;
- Деревья лекари;
- Одуванчик – борьба за существование.
- Разработка маршрутов экологических троп по сезонам (зима, весна, лето).
Выводы
1. Произведена разведка и составлен маршрут экскурсионной тропы.
2. Разработана экскурсионная тропа «Удивительное рядом».
3. Совместно с изостудией разрабатываются эскизы аншлагов.
4. Начата подготовка экскурсоводов.
Активное обустройство и занятия на экскурсионной тропе планируются в сентябре – октябре 2013 года.
Литература.
1. Большая книга леса: Сборник / Сост. А.Н. Стрижёв. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999. – 731 с.: ил.
2. Всё о цветах лесов, полей и рек. Атлас – определитель. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2008. – 224 с., ил.
3. Головкин Б.Н. О чём говорят названия растений. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Колос, 1992. – 192 с., 174 с., ил.
4. Губанов И.А., Кисилёва К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- 160с.
5. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999, 265., 44 ил.
6. Кортиков В.Н., Кортиков А.В. Справочник лекарственных растений. – Ростов н/Д: «Издательский Дом «Проф-Пресс», 2002. – 800 с., ил. (Домоводство).
7. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I./ Под ред. В.В. Королёва и Э.А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2004. – 199 с.
8. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II./ Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2005. – 218 с.
9. Методический бюллетень №1. Волгоградская областная станция юных натуралистов, 1988. 27 с.
10. Определитель сосудистых растений центра европейской России/ И.А. Губанов, К.В. Кисилёва, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. 2-е изд., дополн. И перераб. – М.: Аргус, 1995. – 560 с., ил.
11. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.-222 с., ил. – (Зелёный дом).
16. Популярная энциклопедия растений / Ю.И. Смирнов.- СПб., 1997. – 353 с.
17. Ремезова Г.Л., Эратолва М.Е. Войди в зелёный мир: Кн. Для учашихся. – М.: Просвещение, АО «Учеб. Лит.», 1996. – 192 с., ил.
18. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002. – 192 с.
19. Смирнов А.В. Мир растений. / Худож. А. Колли. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 319 с., ил.
20. Шашков М.П., Алексеев С.К., Сионова М.Н. Краеведческие тропы – одна из форм работы по краеведению // Образование и Здоровье: Тез. докл. IV Всеросс. научно-практич. конф. – Калуга, 1998. –С. 278-280
Интернет ресурсы:
1. Берёза http://plants-and-animals.ru/
2. Кислица http://природа.рф/encyclopedia/
3. Клевер http://herbalogya.ru/
4. Осина http://plants-and-animals.ru/
5. Притчи об одуванчике http://www.liveinternet.ru/users/kru_iz/post165753231/
Приложение 1
Схема маршрута по Экскурсионной тропе «Удивительное рядом»
Приложение 2
Веточка берёзы бородавчатой с чечевичками
Приложение 3
Красноклоп бескрылый
Приложение 4
Стреляющее растение
Приложение 5
Ясень
Приложение 6
Тараксакум официане
Приложение 7
Тополь дрожащий и тополь серебристый
Приложение 8
Талисман удачи
АНКЕТА-ЗАЯВКА
участника областного этапа Всероссийского конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Название работы Экскурсионная тропа «Удивительное рядом»
Предполагаемая номинация Эколого-краеведческие путеводители
Фамилия, имя, отчество автора (полностью), год и дата рождения Кузнецова Алёна
Фамилия, имя, отчество руководителя работы Антонова Лидия Игоревна
место работы, должность МКОУ ДОД «Куровской Дом художественного творчества детей», педагог дополнительного образования.
Место учебы (школа, класс), адрес, индекс, телефон Куровская СОШ, 8 класс
Название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, адрес, индекс, телефон, e-mail
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей “ Куровской Дом художественного творчества детей»
249850 Калужская область, посёлок Куровской, ул. Мира, дом 7А
Название объединения учащихся - клуб «Живая планета»
Домашний адрес, индекс, телефон, e-mail
Дата заполнения «14 » ноября 2012 г..
Ф.И.О. лица, заполнившего анкету
Подпись
Остановка
№4
В гостях у великана
Остановка
№5
Тараксакум официане
Остановка
№1
Дерево - символ России
МКОУ ДОД
«Куровской Дом художественного творчества детей»
Остановка
№2
Тайна жука пожарника
Остановка
№7
Талисман удачи
Остановка
№6
Отчего дрожит осинка.
Остановка
№3
Стреляющее растение
Разноцветное дерево
В Китае испытали "автобус будущего"
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Если хочется пить...