Доклад содержит рассказ о новом экспонате, поступившем в музей МОУ "Совхозная СОШ" в 2012 году - переписке пионеров 4 класса, оформленной в альбом-раскладушку «Пионер-герой Анатолий Шумов» с расшифровкой почерка в виде печатного текста.
В исследовании ставилась задача - попытаться соотнести работу в детской организации в 80-е годы 20 века и в 10-е годы нашего 21 века, выявить преемственность или общие истоки основного содержания работы в детских организациях
Актуальность работы связана прежде всего с членством исследователей-краеведов в детской организации «Юные патриоты России»; многим участникам этого детского объединения представляется интересным и познавательным знакомство не только с информацией общего характера по теме, но и с живым опытом работы в другой детской организации – удалённой от нас во времени на 28 лет. Практическая значимостьработы состоит в том, что она позволяет открыть новое содержание понятия «духовное краеведение». Исторический материал переписки может быть использован на уроках по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» в качестве дополнительной информации краеведческого характера, касающейся работы подмосковного партизанского подполья в годы ВОВ.
Основным методом исследования в работе является метод описания и нтервьюирования. А также метод изучения теории вопроса, касающегося развития детского движения в России по различным Интернет-источникам.
МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»
Работа ученицы 9 класса
Сорокиной Анны
на тему
«История одного экспоната.
(К вопросу изучения детского движения в Подмосковье)».
Руководитель:
учитель истории
Баранова Ю.П.
2012 год
посёлок Успенский
Цель:
- рассказать о новом экспонате, поступившем в музей Совхозной средней школы в этом году – переписке пионеров 4 класса, оформленной в альбом-раскладушку «Пионер-герой Анатолий Шумов» с расшифровкой почерка в виде печатного текста
Задачи:
- попытаться соотнести работу в детской организации в 80-е годы 20 века и в 10-е годы нашего 21 века, выявить преемственность или общие истоки основного содержания работы в детских организациях
Актуальность
-актуальность работы связана прежде всего с членством исследователей-краеведов в детской организации «Юные патриоты России»; многим участникам этого детского объединения представляется интересным и познавательным знакомство не только с информацией общего характера по теме, но и с живым опытом работы в другой детской организации – удалённой от нас во времени на 28 лет
Практическая значимость:
- работа позволяет открыть новый контент понятия «духовное краеведение»;
- исторический материал переписки может быть использован на уроках по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» в качестве дополнительной информации краеведческого характера, касающейся работы подмосковного партизанского подполья в годы ВОВ.
Основным методом исследования в нашей работе является метод описания и нтервьюирования. А также метод изучения теории вопроса, касающегося развития детского движения в России по различным Интернет-источникам.
В нашей школе (посёлка Успенский) пока нет музея, но есть музейная комната, где мы начали сбор материалов, экспонатов, связанных с историей школы, совхоза, биохимзавода. Цель нашего доклада – рассказать о новом экспонате, поступившем в музей в этом году – переписке пионеров 4 класса, оформленной в альбом-раскладушку с расшифровкой почерка в виде печатного текста. Альбом передала учитель нашей школы Баранова Юлия Петровна. В 1984-1986 годах она была председателем совета отряда 4 класса, который боролся за присвоение отряду имени пионера-героя Анатолия Шумова. Классным руководителем была будущий Заслуженный учитель России Макарова Галина Фёдоровна. В своём интервью нам, членам организации «Юные патриоты России», Юлия Петровна рассказала о своём пионерском детстве и о том, как она воспринимает свою работу в пионерской организации сейчас: «
В качестве примера приведу одно из писем Евдокии Степановны:
«Здравствуйте, дорогие пионеры 4Б класса! От вас получила письмо. Спасибо за его содержание. Из письма я узнала, что вы имели переписку с учениками нашей школы, которая носит имена Анатолия Шумова и Володи Колядова. Из этой школы они пошли на защиту своей Родины, свободы и погибли. Они отдали самое дорогое – свою юную жизнь – за наше счастье. Их короткая жизнь, они ещё ничего не успели сделать.
Толя учился в 888 школе г. Москва 4 класса, где его приняли в пионеры, а 7-8 классы учился в Осташёве. 22 сентября 1939 года вступил в комсомол, учился на «4» и «5». За восемь лет учёбы не имел троек, он любил школу, ценил труд учителя, сам хотел быть учителем, но война не дала сбыться мечте.
В партизанах был разведчиком, иногда его забирали в немецкий штаб, но он всякими обманными путями убегал и приносил ценные сведения, которые передавали за линию фронта., а 30 ноября его выследил полицай и сдал в немецкий штаб, где он и погиб. Толя принял все муки, на что были способны фашисты, выдержал и слова не сказал. Его посмертно наградили орденом Ленина, медалью за оборону Москвы. Есть теплоход «Толя Шумов», его имя носит Усовская начальная школа, школа в ГДР в г. Пизивальк. В селе есть музей «Декабристы и партизаны». Музей организован в 1967 году на общественных началах. Совет музея 28 человек: из них 8 учителей, пенсионеров-учителей 6 человек. Работаем мы 4 дня в неделю: вторник, четверг, суббота и воскресенье, но я принимаю в любой день. Многие приезжают и вне наших рабочих дней. У меня есть дома телефон, можно договориться.
Вы меня простите, немного приболела и задержала ответ, да и не писала в надежде, что вы приедете, тогда вам всё расскажу, что вам будет интересней, подробно. Но и в музее увидите, узнаете тоже. Желаю вам крепкого здоровья, успехов в учёбе, радости, счастья, благополучия в жизни, чистого неба, мира на нашей земле. Обнимаю вас. Шумова».
В качестве иллюстрации к утверждению об актуальности работы по изучению подобных экспонатов, для доказательства того, что и нашему поколению интересна та работа, которой занимались дети 28 лет назад, хочу привести интервью с моей одноклассницей Аветисян Мариам: «Изучение альбома заставило меня задуматься над многими вопросами. Не только касающимися детского движения. Жизнь не такая долгая и бесконечная, как нам порой кажется. Наша жизнь – малейшая частичка истории и нужно прожить так, чтобы много лет спустя наши правнуки рассказывали своим детям о подвигах, победах, достижениях, которых мы добились, а не о том, как мы бессмысленно прожили жизнь. Нужно сохранить нашу историю до последних мелочей, а иначе зачем жить? Именно такие мысли возникли у меня, когда я читала альбом «Пионер-герой Анатолий Шумов». Я с интересом и жадностью пересматривала странички, читала письма и открытки. Мне хотелось хоть на миг окунуться в те годы, почувствовать то, что чувствовали люди, которые шли на войну и встречали каждый рассвет, прощаясь… Вскоре я поняла, что заблудилась во времени: я забыла обо всём, что меня окружало, я забыла, что я сижу у себя дома, я была там, я была с ними… У меня тоже шли мурашки по коже, когда я читала каждую строчку, каждое слово, когда почувствовала запах пожелтевших от времени страниц… Мне хотелось крикнуть всему миру: «Что мы делаем? Мы губим память нашей Родины, мы губим нашу историю, тем самым мы губим себя…» Во мне всё бушевали эмоции, но с дрожащими руками я продолжала читать. Мне вдруг стало стыдно. Перед кем? Почему? Не знаю. Анатолий Шумов, Володя Колядов, были ещё совсем юные ребята, но уже успевшие повзрослеть за короткий срок. Забыв о своих мечтах, забыв о себе, они кинулись в жестокую схватку с войной, на ней и остались. Ради нашей Родины, истории, ради нас… А мы… А что мы?! Мы живы, мы дышим и радуемся, но за всю свою жизнь мы не сможем сделать того, что сделали эти юные герои. Так давайте хотя бы сохраним их подвиги, сохраним нашу историю, сохраним частичку нас».
Считаю давно назревшей необходимость поставить вопрос о духовном краеведении как предмете, который выходит за рамки отдельного региона. Духовное краеведение как понятие шире, чем мы его себе иногда представляем. Ещё во время учёбы в аспирантуре у меня возникал вопрос: как включить в краеведческую работу школьника, например, деятельность великого русского философа, литературного критика Николая Александровича Бердяева после изгнания? Он уроженец Харькова. Жил в Киеве, Москве, пригороде Парижа… Разве только эти географические факторы должны определять, кому он должен быть интересен? Ведь в этих местах может и не найтись людей, которым близки его взгляды, его философия. Несмотря на известность Бердяева, ни в Москве, ни в Киеве, ни в Кламаре нет музея философа. Вернее, во французском Кламаре хотя бы что-то похожее на музей существует — дом, где Бердяев прожил долгие годы, где написаны многие его работы, сохранен и его можно осмотреть: если заранее договориться о времени визита, дом для вас откроют и покажут подлинные вещи Николая Александровича.
В Москве музей начинался: бердяевед Александр Цветков, умерший от тяжелой болезни в 28 лет, успел собрать множество материалов о жизни Николая Александровича. После его смерти про музей, как у нас водится, забыли. В Киеве, родном городе Бердяева, ситуация еще более нелепая: даже попытка открыть в честь Бердяева мемориальную доску на здании Киевского национального университета им. Тараса Шевченко не была поддержана (Николай Александрович не делил философию на русскую и украинскую, что не всем в годы становления украинской государственности нравилось). Вот так и получается: всемирного признания Бердяеву не хватило для того, чтобы в России и Украине память о нем была увековечена. И так обстоят дела не только с Н.А.Бердяевым.
Считаю, что для духовного краеведения определяющим должен быть не географический фактор, а фактор духовного родства с предметом исследования. Но родство это появляется тоже не на пустом месте. Чтобы знать свои духовные корни, нужно изучать историю русской духовности, историю русской духовной мысли в том числе. А эта история гораздо шире, чем, например, только история церкви, история храмов Руси. Это история личностей, которые творили храмы своей души и смогли запечатлеть её в своих исторических, литературных, философских сочинениях или в своих поступках, память о которых сохранилась и продолжает жить и влиять на нравственное сознание поколений.
Шум и человек
Лепесток и цветок
Вокруг света за 80 дней
Зимний дуб
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды