описание архитектурных культовых и светских сооружений и зданий Алькеевской земли XVIII -начала XX вв
Вложение | Размер |
---|---|
arhitekturnoe_nasledie_alkeevskogo_rayona.doc | 40.5 КБ |
Доклад
на научно-практическую конференцию
на тему
«Архитектурное наследие Алькеевского района»
Архитектурное наследие Алькеевского района представлено в основном старинными культовыми сооружениями или их останками и каменными торгово-купеческми домами районного центра Базарные Матаки конца XIX-XX вв.
Одна из самых ранних религиозных культовых сооружений, сохранившихся сегодня в районе это Спасская церковь в селе Салманы, воздвигнутая в 1795 г. Храм не работал почти 30 лет по причине того, что он был построен на средства помещика Сергея Федоровича Желтухина без разрешения епархии и поэтому не давалось согласие на его освещение, оно было получено почти через 30 лет.
Она представляла собой кирпичный трехпрестольный храм с приделами в честь иконы Божьей Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
В настоящее время первоначальный облик церкви утрачен.
В селе Сиктерме-Хузангаево сохранились останки бывшей деревянной Церкви Николая Чудотворца.Год постройки: Между 1865 и 1868 г.
В годы Советской власти и до 20 г. в в ней располагалась средняя школа. На сегодняшний день является не действующей.
В районном центре селе Базарные Матаки между 1878 и 1880 г. была воздвигнута деревянная Церковь Троицы Живоначальной. На сегодня является действующей. Рядом на средства пожертвования воздвигается большой каменный храм.
В селе Кошки между 1880 и 1889 г.была также воздвигнута Троицкая Церковь, автором проекта выступил казанский архитектор, барон Генрих Владимирович Розен, который построил Воскресенскую церковь (не сохранилась) в Казани, а строительство вел архитектор Александр Ефимович Остовский. Подрядчиком был крестьянин Макар Александрович Шапошников. Правый придел освящен в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Крупная, выразительного силуэта церковь с осевой композицией. Основа композиции – пятиглавый храм, к которому примыкает трапезная на два окна и колокольня (утрачена). На широкий односветный нижний ярус храма вознесен центральный барабан под полусферическим куполом. По углам посажены еще четыре световых барабана меньших размеров под высокими куполами. Барабаны раскрепованы широкими архивольтами на полуколоннах. Апсида – полукруглая в плане под конхой – примыкает к стене, завершенной треугольным фронтоном. Углы храма срезаны, на востоке несколько выступают, образуя подобие аспид боковых престолов. Южный и северный фасада раскрепованы центральными ризалитами, которые завершаются по осям полуциркульными арками с аттиками над ними. Южный и северный фасады раскрепованы центральными ризалитами, которые завершаются арками с аттиками над ними. В оформлении церкви применены: архивольты на полуколонках , стилизованные капители, декоративные ленты, рельефные кресты. Памятник культовой архитектуры в стиле эклектики русско-византийского направления.
В настоящее время храм Пресвятой Троицы восстанавливается силами прихода церкви Архангела Михаила.
В населенном пункте Аппаково сохранились останки деревянной Покровской церкви, воздвигнутая в 1899 г.В настоящее время является не действующей.
Из мусульманских культовых сооружений в районе сохранилась деревянная мечеть в селе Старые Ургагары, построенная по разрешению Казанского губернского правления от 19 июля 1905 года. Мечеть была по проекту Абдуллы Мансурова, вместо пришедшего в ветхое состояние старого здания мечети первого прихода, образованного в 1885 году. Духовным наставником махали на рубеже 19 – 20 вв. являлся М. Сагдетдинов. Здание всегда использовалось по назначению.
Здание принадлежит к типу зальных мечетей с минаретом в центре крыши. В плане оно состоит из двух молельных залов и несколько смещенного вправо от основной оси прямоугольного вестибюля, который имеет вход с северной стороны. На южной стороне расположен прямоугольный михраб под двускатной крышей. Первый молельный зал освещен тремя парами окон, второй зал – четырьмя. Над смежной стеной, соединяющей молельные залы, размещен восьмигранный трехчастный минарет. Его высокий шатер отделен от остекленной беседки для муэдзина двумя разновеликими карнизами. Нижний из них решен в виде выступающих друг над другом консольных ступеней. Высокие окна фасадов обрамлены резными наличниками. Мечеть срублена из сосновых бревен и обшита досками. Памятник культовой архитектуры – хорошо сохранившийся, характерный образец сельской деревянной мечети. На сегодняшний день является действующей мечетью.
Архитектурное наследие села Базарные Матаки.
К концу XIX в. село Базарные Матаки в составе еще шестнадцати деревень и сел входило в Казанскую губернию, Спасский уезд, Базарно-Матаковскую волость. Базарные Матаки были волостным центром. Базарными его называли потому, что здесь проходили большие базары и ярмарки. В селе насчитывалось примерно около 500 хозяйств, население в основном было русским, только на одной улице (ныне улица III Интернационала) жили чуваши. В селе насчитывалось 7 улиц.
В селе.была одна церковно-приходская школа, построенная в 1880-х годах. Образование находилось тогда под контролем церкви. Школа эта была с трехклассным сроком обучения, работал там один учитель. Учащиеся обязаны были изучать «закон божий», два раза в неделю посещать церковную службу. В школу принимались только мальчики, преимущественно из богатых семей.
В 1903 году построили еще одну, земскую, школу на 2 классные комнаты, где работал также один учитель. У него имелись помощники из старших классов.
Всего в обеих школах обучалось 60 мальчиков.
После окончания этих школ ученики не могли поступать в другие учебные заведения, так как не имели дворянского или мещанского происхождения.
Волостное правление выписывала одну газету, которая называлась «Русское слово». Крестьяне по вечерам собирались в правлении и вслух читали эту газету.
В центре села (где сегодня расположен магазин по продаже строительных материалов возвышалась церковь, окруженная фруктовым садом и красивой изгородью. На территории нынешнего центрального парка имени Ленина была в ту пору Базарная площадь, где располагались деревянные лавки и крытые лабазы.
Большинство домов было на 2-3 окна, под соломенными крышами. Тесом и железом были крыты только дома зажиточных крестьян.
В Матаках было много торговцев, зажиточных крестьян, которые имели добротные кирпичные или бревенчатые дома, нередко двухэтажные. Улицы села были зелеными, грязи почти не было. В селе имелись 2 паровые мельницы и около десятка ветряных мельниц. Размалывать зерно приезжали из многих деревень. Владельцы мельниц были богатыми людьми.
В настоящее время в селе сохранились некоторые старинные, сооруженные в конце XIX века, дома:
1.Дом, где располагался ранее магазин «Сельхозпродукты»
принадлежал господину Соколову Алексею. На первом этаже был магазин, на втором - жила семья. Торговали промышленным товаром (ситец, сатин, платки головные, шали и др.)
2.Здание, где размещается музыкальная школа -дом бывшего купца Спиридонова Михаила. На втором этаже были жилые комнаты, а на первом – магазин. Торговали мануфактурой, мукой и продуктами (сахар, конфеты, чай и др.)
3.Старое здание узла связи(РУЭС) принадлежало Крылову, который имел несколько лошадей, коров и много пахотной земли, пользовался наемной рабочей силой.
4.Дома, где сейчас размещается учреждение БТИ(бывший райвоенкомат) и бывший склад районного потребительского отдела (РАЙПО), сейчас частные магазины по улице Крайнова, принадлежали кулакам Беляковой Марии, Мясничкиной Анастасии, Чвановым, Фенагентовым, которые имели много арендованной земли и применяли наемный труд.
5. Дом, где ранее размещалась налоговая инспекция, а теперь –районный историко-краеведческий музей, принадлежал купцу Лисенкову.
Сергей Михайлович Лисенков считался зажиточным купцом и имел очень хороший доход от частной торговли в селе. Также он был одним из крупных меценатов в селе. Свои сбережения он направлял на строительство земских школ и учреждений.
Построен он, предположительно в конце XIX- начале XX веков. На главном фасаде дома расположены семь окон, на короткой - четыре. Оконные проемы первого этажа имеют лучковую перемычку и наличник, повторяющий форму окна. Проемы второго этажа более крупные и детализированы. Широкий карниз и высокая четырехскатная кровля, массивная «люкарна» завершают фасад. Памятник архитектуры – типичный образец жилой застройки рубежа веков в стиле эклектики «кирпичного направления».
Сергей Михайлович Лисенков после революции бросил все свое богатство в Базарных Матаках и бежал с семьей в Сибирь, а позже - в Америку.
6. Жилой дом купца Манякина построен в конце конце XIX- начале XX веков. На первом этаже размещался магазин, а на втором жил сам купец.Двухэтажное здание, расположенное на пересечении улиц, имеет четкое деление на первый (торговый) и второй (жилой) этажи. В настоящее время находится в стадии реставрации.
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
По морям вокруг Земли
Знакомимся с плотностью жидкостей
Рисуем крокусы акварелью
Два плуга