ЖЕЛТОЕ МОРЕ
ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ МОРЯКИ
Большинство морей не оправдывает свои названия. Черное море вовсе не черное. Белое — не белое. Красное бывает красным только тогда, когда на его поверхность всплывают сорванные штормом бурые водоросли.
И только Желтое море действительно желтое.
В западную его часть впадает Хуанхэ, одна из самых полноводных рек мира. «Хуанхэ» — значит «Желтая река». Вода, зачерпнутая здесь стаканом, мутна и едва пропускает свет.
Часами идет пароход к порту Тяньцзинь по непрозрачной воде. Желтые волны смыкаются за его кормой.
Впрочем, такое оно — море — только здесь. Восточнее, где раскачивает поверхность воды океанская зыбь, вода зеленая с синим оттенком — это обычный цвет открытого моря.
Здесь уступами вторгаются в море корейские шхеры и разноцветные паруса джонок с утра покрывают рейды.
Здесь хорошо просматривается дно.
По нему, медленно сокращая тело, ползают шишковатые голотурии-трепанги; в расселинах скал мерцают красноватые иглы морских ежей.
Тут мы и пойдем — по чистой воде.
ДАЛЬШЕ-БЫСТРЕЕ
В путь идти — дорогу выбирать.
По какому пути плывется быстрее? По самому короткому? А вот и нет.
Сотни лет корейские моряки возили с юга на север рис. Они плыли вдоль побережья, шли у самого берега, обходя каждую мель, огибая опасные скалистые мысы.
Долог был путь торговых кораблей. Часто приходилось им менять курс, переставлять паруса.
И тогда какой-то смельчак предложил плыть не этим — коротким путем, а другим — длинным. Он повел свой корабль далеко в море и там, используя попутные ветры, прямым курсом добрался до северных портов. Получилось намного быстрее.
Сейчас его курс назвали бы рекомендованным. В научных институтах на берегу теперь сидят специалисты, рассчитывают корабельные пути. Они принимают во внимание ветер, течение, льды. И если курс быстрый, рекомендуют его судам.
КТО ПРЕДУПРЕДИЛ МЕДУЗ?
День начался странно. Еще вчера в желтоватой воде гавани было полно медуз. Синеватые, круглые, как тарелки, они появлялись из глубины и, колыхаясь, медленно плавали вокруг судна.
И вдруг медузы исчезли. Сколько ни всматривались матросы в желтую воду, медуз не было.
Наступил вечер. С запада пришла и закрыла полнеба туча. Порывистый ветер помчал по воде черные шквальные полосы. Разыгрался шторм.
Волны выбрасывали на берег пучки водорослей, доски. Между двух камней лежал брюшком кверху и шевелил сломанными ногами краб. Даже его выкинуло море на сушу.
А медуз на берегу не было.
Слабые студенистые существа, плохие пловцы, они перехитрили шторм. Они заранее уплыли подальше от берега и там погрузились на глубину.
Кто предупредил медуз?
Никто. Они сами услыхали приближение шторма.
У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка. В ней плавают камешки. Когда, обгоняя ветер, издалека приходят колебания воды — первые вестники шторма, камешки начинают качаться. Их движения воспринимает чуткий нерв. Сам шторм предупреждает медузу: «Берегись!»
Есть наука, которая учит людей строить машины и приборы, подражая живой природе. Она называется «бионика».
Ученые построили прибор, напоминающий колбочку медузы. Опустили его в воду, и он… заработал. Приход шторма этот прибор предсказывает за пятнадцать часов.
СУДНО ИЛИ КОРАБЛЬ
— Плыл я как-то пассажиром из Владивостока в Инчхон. Лес, бумагу везли… Вот на корабле были чистота и порядок!
— Бывал я на этом судне. Убирают его. Только настоящую чистоту, батенька, не тут искать надо! Ходил я юнгой на паруснике. Как выскоблим его, аж светится! Ляжешь в белой рубахе на палубу и лежишь. Ни пятнышка! Что там ваше судно!..
Чистота — это хорошо. Но почему старый моряк в разговоре упорно называл пароход судном, а не кораблем? Не всё ли ему равно?
Не всё.
Моряки — народ строгий. Каждому слову у них свое место.
Корабли у них — военные да парусные, суда — все остальные.
Подводная лодка — корабль. Парусный бриг — тоже.
А вот пассажирский турбоэлектроход — судно. Лесовоз, рефрижератор, китобоец — суда.
Прежде чем сказать «судно» или «корабль», подумай!
— Интересно, куда это реки спешат?
— Как — куда? В моря.
— А зачем торопиться? До моря добежал, и конец — вспять не повернешь.
— Всяко бывает. Видишь, туча плывет? Это море воду реке возвращает. По воздуху.
Автор: детский писатель Святослав Сахарнов (1923-2010). "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия" (отрывок)
На заметку. Святослав Владимирович Сахарнов замечательный детский писатель. В 1941 году, будучи курсантом первого курса военно-морского училища, был призван на фронт. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был ранен. Воевал на Черном море под Новороссийском, затем на Дальнем востоке. После войны был направлен на учёбу в Морской институт в Ленинграде, где защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата военно-морских наук. Именно во время учёбы в Ленинграде Святослав Сахарнов начал писать свои первые рассказы и сказки. Большую роль в становлении Сахарнова как писателя сыграл детский писатель Виталий Бианки, учеником которого стал Сахарнов. В течение пятнадцати лет С.В. Сахарнов был главным редактором журнала «Костёр». Участвовал в экспедициях в Арктику, на Командорские и Курильские острова, на Кубу. В 1974 и 1977 годах он изучал заповедники Танзании и Индии.
И, конечно, в своих книгах он писал о море, о подводном мире, был автором энциклопедий и научно-популярных книг, посвящённых мореходству. Не правда ли, эти книги могут стать замечательным подарком? Ведь взрослые так часто не знают что подарить. Подскажите им!
Астрономический календарь. Март, 2019
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Калитка в сад
Два Мороза
Заяц, косач, медведь и весна
Комментарии
Замечательная статья))
Замечательная статья)))Интересная,еще раз отправиться в путешествие по морям)))Да еще в такое увлекательное!!!
Спасибо. Очень познавательно
Спасибо. Очень познавательно и интересно.
Очень интересная статья,
Очень интересная статья, познавательная. Спасибо автору и проекту "Алые паруса" за публикацию.