ЖЕЛТОЕ МОРЕ
ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ МОРЯКИ
Большинство морей не оправдывает свои названия. Черное море вовсе не черное. Белое — не белое. Красное бывает красным только тогда, когда на его поверхность всплывают сорванные штормом бурые водоросли.
И только Желтое море действительно желтое.
В западную его часть впадает Хуанхэ, одна из самых полноводных рек мира. «Хуанхэ» — значит «Желтая река». Вода, зачерпнутая здесь стаканом, мутна и едва пропускает свет.
Часами идет пароход к порту Тяньцзинь по непрозрачной воде. Желтые волны смыкаются за его кормой.
Впрочем, такое оно — море — только здесь. Восточнее, где раскачивает поверхность воды океанская зыбь, вода зеленая с синим оттенком — это обычный цвет открытого моря.
Здесь уступами вторгаются в море корейские шхеры и разноцветные паруса джонок с утра покрывают рейды.
Здесь хорошо просматривается дно.
По нему, медленно сокращая тело, ползают шишковатые голотурии-трепанги; в расселинах скал мерцают красноватые иглы морских ежей.
Тут мы и пойдем — по чистой воде.
ДАЛЬШЕ-БЫСТРЕЕ
В путь идти — дорогу выбирать.
По какому пути плывется быстрее? По самому короткому? А вот и нет.
Сотни лет корейские моряки возили с юга на север рис. Они плыли вдоль побережья, шли у самого берега, обходя каждую мель, огибая опасные скалистые мысы.
Долог был путь торговых кораблей. Часто приходилось им менять курс, переставлять паруса.
И тогда какой-то смельчак предложил плыть не этим — коротким путем, а другим — длинным. Он повел свой корабль далеко в море и там, используя попутные ветры, прямым курсом добрался до северных портов. Получилось намного быстрее.
Сейчас его курс назвали бы рекомендованным. В научных институтах на берегу теперь сидят специалисты, рассчитывают корабельные пути. Они принимают во внимание ветер, течение, льды. И если курс быстрый, рекомендуют его судам.
КТО ПРЕДУПРЕДИЛ МЕДУЗ?
День начался странно. Еще вчера в желтоватой воде гавани было полно медуз. Синеватые, круглые, как тарелки, они появлялись из глубины и, колыхаясь, медленно плавали вокруг судна.
И вдруг медузы исчезли. Сколько ни всматривались матросы в желтую воду, медуз не было.
Наступил вечер. С запада пришла и закрыла полнеба туча. Порывистый ветер помчал по воде черные шквальные полосы. Разыгрался шторм.
Волны выбрасывали на берег пучки водорослей, доски. Между двух камней лежал брюшком кверху и шевелил сломанными ногами краб. Даже его выкинуло море на сушу.
А медуз на берегу не было.
Слабые студенистые существа, плохие пловцы, они перехитрили шторм. Они заранее уплыли подальше от берега и там погрузились на глубину.
Кто предупредил медуз?
Никто. Они сами услыхали приближение шторма.
У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка. В ней плавают камешки. Когда, обгоняя ветер, издалека приходят колебания воды — первые вестники шторма, камешки начинают качаться. Их движения воспринимает чуткий нерв. Сам шторм предупреждает медузу: «Берегись!»
Есть наука, которая учит людей строить машины и приборы, подражая живой природе. Она называется «бионика».
Ученые построили прибор, напоминающий колбочку медузы. Опустили его в воду, и он… заработал. Приход шторма этот прибор предсказывает за пятнадцать часов.
СУДНО ИЛИ КОРАБЛЬ
— Плыл я как-то пассажиром из Владивостока в Инчхон. Лес, бумагу везли… Вот на корабле были чистота и порядок!
— Бывал я на этом судне. Убирают его. Только настоящую чистоту, батенька, не тут искать надо! Ходил я юнгой на паруснике. Как выскоблим его, аж светится! Ляжешь в белой рубахе на палубу и лежишь. Ни пятнышка! Что там ваше судно!..
Чистота — это хорошо. Но почему старый моряк в разговоре упорно называл пароход судном, а не кораблем? Не всё ли ему равно?
Не всё.
Моряки — народ строгий. Каждому слову у них свое место.
Корабли у них — военные да парусные, суда — все остальные.
Подводная лодка — корабль. Парусный бриг — тоже.
А вот пассажирский турбоэлектроход — судно. Лесовоз, рефрижератор, китобоец — суда.
Прежде чем сказать «судно» или «корабль», подумай!
— Интересно, куда это реки спешат?
— Как — куда? В моря.
— А зачем торопиться? До моря добежал, и конец — вспять не повернешь.
— Всяко бывает. Видишь, туча плывет? Это море воду реке возвращает. По воздуху.
Автор: детский писатель Святослав Сахарнов (1923-2010). "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия" (отрывок)
На заметку. Святослав Владимирович Сахарнов замечательный детский писатель. В 1941 году, будучи курсантом первого курса военно-морского училища, был призван на фронт. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был ранен. Воевал на Черном море под Новороссийском, затем на Дальнем востоке. После войны был направлен на учёбу в Морской институт в Ленинграде, где защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата военно-морских наук. Именно во время учёбы в Ленинграде Святослав Сахарнов начал писать свои первые рассказы и сказки. Большую роль в становлении Сахарнова как писателя сыграл детский писатель Виталий Бианки, учеником которого стал Сахарнов. В течение пятнадцати лет С.В. Сахарнов был главным редактором журнала «Костёр». Участвовал в экспедициях в Арктику, на Командорские и Курильские острова, на Кубу. В 1974 и 1977 годах он изучал заповедники Танзании и Индии.
И, конечно, в своих книгах он писал о море, о подводном мире, был автором энциклопедий и научно-популярных книг, посвящённых мореходству. Не правда ли, эти книги могут стать замечательным подарком? Ведь взрослые так часто не знают что подарить. Подскажите им!
Машенька - ветреные косы
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Весёлые польки для детей
За чашкой чая
Сочини стихи, Машина
Комментарии
Замечательная статья))
Замечательная статья)))Интересная,еще раз отправиться в путешествие по морям)))Да еще в такое увлекательное!!!
Спасибо. Очень познавательно
Спасибо. Очень познавательно и интересно.
Очень интересная статья,
Очень интересная статья, познавательная. Спасибо автору и проекту "Алые паруса" за публикацию.