В контроллере рта Незнайки модели есть каналы, с помощью которых можно задать положение губ, соответствующее разным звукам.
Для удобства анимации, положение губ при произношении разных звуков можно разбить на восемь групп, в которых положение губ примерно одинаково. Для каждой из этих восьми групп есть свой канал (эти каналы выделены на рисунке красной рамкой):
Канал | Соответствующие каналу звуки |
A | А |
O | О, У, Й |
E | Е, Х, С, З |
I | И, Ы |
G | Г, К, Ж, Ш, Ч, Щ |
B | Б, М, П |
L | Л, Н, Т, Д, Р, Ц |
F | Ф, В |
На этом уроке вам понадобится сцена flower_street_neznaika_walk01.mb, в которой Незнайка идёт в гости к Пончику, созданная на прошлом уроке. Вы можете скачать её по этой ссылке: http://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/maya-3D-course/1course/les.... По этой ссылке скачайте файл с фразой, которую будет говорить Незнайка: http://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/maya-3D-course/1course/les.... Сохраните оба архива в папку с 3D-моделью Незнайки Flower_City. В проводнике Windows нажмите на каждом архиве правой клавишей мыши и в открывшемся меню выберите "Извлечь все...".
Дополнительные материалы к уроку
Третья часть видео о том, как делают современные кукольные мультфильмы.
Текстовая версия урока
Сегодня мы будем озвучивать Незнайку. Незнайка будет звать Пончика: «Пончик, Пончик, ты дома?». Перед началом работы скачайте с нашего сайта файл со сценой, в которой Незнайка идет к Пончику, а также файл с фразой, которую Незнайка будет говорить.
Итак, откроем сцену. В этот раз мы загрузим звук в нашу сцену и сделаем клип, в котором Незнайка говорит. Клип мы будем делать прямо в нашей сцене.
Сначала отключим не нужные нам детали в нашей сцене: дорожки, домики и загрузим звук.
Теперь загрузим в сцену звукой файл. Зайдем в меню Файл – Импорт; ищем папку sound, в которой у нас лежит файл «Пончик, пончик.wav». Выбираем его. Вот он появился у нас на Таймлайне.
Теперь нам надо будет сдвинуть звук в конец созданной нами анимации. Откроем Trax Editor. В поле character set выберем Незнайка1.
С помощью этого треугольника откроем звуковую дорожку - sound трек. Вот наш звук. При необходимости, с помощью колесика мыши можно масштабировать временную шкалу, и затем с помощью зажатых клавиши Alt и колесика мыши, передвигать её.
Переместим звук в конец анимации ухватив его мышкой.
Теперь на Таймлайне зададим диапазон внутри которого Незнайка будет звать Пончика. Это будет с 267-го кадра по, примерно, 350-й кадр. В этом окошке напишем 267, а в этом – 350.
Этот диапазон на Таймлайне мы и будем сегодня анимировать.
Нажмем воспроизведение и проверим слышен ли звук.
Со звуком все в порядке. На него мы и будем ориентироваться при озвучивании.
Теперь Trax Editor мы можем закрыть или свернуть.
Для того, чтобы мы видели ключи, которые будем анимировать, в поле character set выберем None. Теперь если мы выделим нужный контроллер, у нас будут показываться ключи для выделенного контроллера.
Итак, начнем. Для удобства работы растянем первое слово из фразы Незнайки на весь Таймлан. Это можно сделать потянув мышкой за этот квадратик.
Выделим контроллер рта. Первый звук в фразе Незнаки у нас «П». Посмотрите на таблицу на нашем сайте: звук «П», соответствует каналу «Би». Выделим этот канал, поставим первый ключ. Затем перейдем в 269-й кадр. В этом кадре Незнайка должен произносить звук «П», поэтому поставим в канале «Би» единичку.
Как видите рот у нас начинает двигаться.
Перейдем в 273-й кадр и сделаем звук «О». Для этого на канале «О» поставим ключ и вобьем единичку. Не очень хорошо получилось – две буквы у нас наложились друг на друга.
Перейдем обратно в 269-й кадр и в канале «О» поставим ноль. Соответственно в 273 карде в канале Би ставим ноль. Посмотрим, что получилось. Рот Незнайки произносит начало фразы. Давайте чуть-чуть приблизимся, чтобы было лучше видно.
Продолжим. Следующая буква у нас «Н» в 275-ом кадре. Посмотрите на таблицу на нашем сайте: звук «Н», соответствует каналу «L».
Выделим рот, и в 273 кадре поставим ключ на канале «L». Перейдя в 275-й поставим на нем 1, а в канал «О» поставим ноль.
Следующая буква – Ч, соответствует каналу G. Поставим на нем ключ и в 280-ом кадре поставим 1. На канале L ставим 0.
Звуку И соответствует канал I. В 280-ом кадре ставим ключи на каналах I и G. В 282-ом тоже поставим ключ на канал I и поставим единичку. В канале G поставим нолик.
Теперь звук К. Звук К соответствует каналу G. Повторяем тоже самое, только в обратном порядке.
Незнайка произносит первое слово и в 289-ом кадре замолкает. Ставим нолики во всех каналах.
Давайте еще в 289-ом кадре сделаем Незнайке улыбку. Сначала ставим ключик на канал Smile (то есть «улыбка» по-английски), а затем единичку. А в 285-ом кадре улыбки еще не было, поставим ноль.
Посмотрим что получилось.
Как-то не очень выразительно.
Можно подвигать ключики и вместо единичек в каналах поставить значения поменьше, чтобы движение губ было не таким сильным.
Ну вот, мы добились такого результата. Это выглядит гораздо лучше. Так и оставим.
Второе слово «Пончик» мы не будем анимировать «с нуля», а скопируем ключики. Если ключи не будут соответствовать, мы их немного подвигаем.
С помощью зажатой клавиши Shift и правой клавиши мыши выделим кадры с 267-го по 289-й, скопируем их и вставим в 293-й кадр.
Тут у нас наложилась улыбка на скопированное слово. Давайте это поправим, в 295-ом кадре поставим в канале Smile ноль. Посмотрим. Можно еще подвигать ключики, добиваясь лучшего результата. Ну вот, в общем и целом - хорошо.
Далее в 322-ом кадре Незнайка начинает говорить слово ТЫ. Звук Т соответствует каналу L. В 320-ом кадре поставим ключ на канале L. Можно выделить все каналы и тоже проставить в них ключи. На случай, если нам нужно будет их анимировать. Теперь в 322-ом кадре поставим в канале L 1, в канале Smile (улыбка) поставим ноль.
Дальше в 324-ом кадре у нас идет звук Ы. Ы соответствует каналу I. Ставим здесь 1, а в канале L ставим ноль. В 326-ом кадре в канале I ставим ноль.
В 324-ом кадре можно еще сделать улыбку. Ставим ключ в канале Smile в 324-ом кадре, в 326-ом ставим 1. Смотрим что получилось.
Расширим немного диапазон на таймлайне. И еще переместим ключ из 326-го в 327-й кадр, потому что звук Ы, все-таки, должен немного дольше тянуться. Вот так будет лучше.
Далее идет слово ДОМА. Звук Д соответствует каналу L, ставим в нем 1. В 327-ом кадре поставим ноль. В канал Smile тоже ставим ноль в 328-ом кадре.
В 330-ом кадре в канал L ставим ноль и ставим единичку в канале О. В 328-ом кадре в канале О ставим ноль. Послушаем, что получилось. Давайте ключи из 330-го кадра передвинем в 331-й.
Дальше идет звук М, который соответствует каналу «Би». Ставим ключи в 331-м кадре на каналах О и «Би». В 335-ом кадре в канале О ставим ноль, а в «Би» ставим 1.
В 338-ом кадре начинается звук А. В 335-ом ставим ключ в канале А. В 338-ом кадре в канале А ставим 1, а в канале Би – ставим ноль. В 342-ом кадре в канале А ставим ноль и в канале Smile поставим единичку, чтобы Незнайка в конце улыбнулся. Незнайка начнет улыбаться в 338-ом кадре, в этом кадре канале Smile поставим 0.
Посмотрим что получилось.
Давайте звук А чуть-чуть подлиннее сделаем. Передвинем ключи из 342 кадра в 344-й и из 338-го в 339-й. Так будет более выразительно.
Смотрим результат. Отлично получилось.
Наблюдая за людьми, можно отметить важную для нас деталь: когда человек говорит его тело и голова редко остаются неподвижными. Поэтому Незнайке тоже надо добавить движение головы и тела.
Начнем с головы. Потянув мышкой за этот квадратик до 267-го кадра сделаем видимым на таймлайне весь клип где Незнайка говорит.
Выделим контроллер головы и поставим ключи на каналах Rotate. У нас получилось, что Незнайка опустил голову. С помощью клавиш Ctrl и Z отменяем это. Зайдем в Trax Editor и, удерживая клавишу Shift, выделим наши клипы. Затем правой клавишей нажмем на них и отключим их, сняв галочку Enable Clip. Теперь, когда мы будем ставить ключики на контроллеры головы, голова не будет опускаться. Перейдем в 268-й кадр и поставим ключ. Все в порядке. Теперь клипы можно включить, но они нам сейчас не нужны в данный момент и поэтому мы их не будем трогать.
Пусть на звуке «О» Незнайка немного поднимет голову. Сначала в 270-ом кадре чуть-чуть опустим голову, можно её наклонить в сторону или повернуть – как вам больше нравится.
Когда Незнайка открывает максимально рот, голову мы чуть-чуть приподнимем. Можно по всем каналам сделать какое-нибудь минимальное движение. Вот видите, уже получается поживее.
Когда Незнайка закрывает рот, чуть-чуть опустим голову. В 284-ом кадре опустим голову посильнее, так как когда рот закрывается, мышцы расслабляются, и соответственно голова наклоняется. Теперь, выделив все ключики, скопируем их на второе слово «Пончик». Неплохо.
Теперь перейдем на фразу «ТЫ ДОМА». Голову чуть-чуть повернем. В принципе можно делать как вам нравится. Но лучше всего будет поставить перед собой зеркало и наблюдая движения головы пытаться их копировать. Или можно записать самого себя на камеру и повторять свои движения головы. Профессиональные аниматоры используют один из этих способов или сразу оба.
Продолжим. Повторяем движения на букве О. Давайте еще чуть-чуть голову выше закинем, а здесь голову опустим. Зеркало это очень полезный инструмент. Какие-то небольшие движения придадут больше естественности нашему персонажу. Пусть будет так. На улыбке голова чуть-чуть опускается. Поставим здесь на все каналы ключ. Давайте посмотрим, что получилось. Очень даже неплохо.
В принципе амплитуду движений можно чуть-чуть поправить. Зайдем Graph Editor. Выделим контроллеры головы. Вот эти все пики, где больше всего движения, можно сделать чуть-чуть поменьше. Выделим их, и, удерживая клавишу Shift, с помощью колесика мыши сдвинем их. Вот это движение слишком явно выбивается и здесь можно сделать более плавными. Голова будет не так сильно дергаться. Давайте посмотрим, оценим результат.
Также можно пройтись по другим каналам, уменьшить амплитуду движения.
Можно сделать немного разные движения, чтобы они не повторялись, так как мы просто скопировали ключи с первого слова «Пончик» на второе. Давайте это чуть-чуть тоже подправим. Не трогаем первую точку в 267-ом кадре, так как она должна совпадать с последней точкой предыдущего клипа, в котором Незнайка подошел к дому Пончика.
Поправим теперь ключевые точки для канала Z. Можно дополнительно сгладить движение, удалив избыточные ключи. Выделяем ключи и удаляем их с помощью клавиши Del.
Ну вот, движение головы получилось более плавным и естественным.
С головой мы закончили. Кроме головы немного пошевелим и тело, потому что тело во время разговора, как и голова, обычно не бывает неподвижным.
Выделим контроллер торса, выделим все каналы по которым происходит вращение туловища, поставим ключики. Перейдем в 280-й кадр, сделаем Незнайке небольшой наклон назад и чуть-чуть в сторону. В 292-ом кадре немного наклоним Незнайку в другую сторону.
Далее голова наклоняется в левую сторону, давайте в 322-ом кадре тело тоже наклоним влево и чуть-чуть вперед. Следите, чтобы Незнайка сохранял при этом равновесие.
На звуке О опять сделаем наклон назад. В 344-ом кадре вернем Незнайку в исходное положение, скопировав ключ с 268-го в 344-й. Руки и остальные части тела трогать не будем, так как по сценарию в кадре мы будем показывать только голову и плечи Незнайки крупным планом.
Посмотрим, что получилось.
Теперь давайте сделанную сегодня анимацию запишем в клип. Для этого выделим контроллеры, которые участвуют в движении. Глаза мы не выделяем, потому что, как вы помните, мы разорвали связь глаз с нашим клипом и глаза анимировали отдельно. Выделим на Таймлайне кадры с 267-го по 245-й, откроем Trax Editor, выберем меню Create, около пункта Animation Clip нажмем на этот квадратик. Выбираем опцию Selected, пишем называние клипа Neznaika_speech и сохраняем клип Create Clip. Вот появился синий прямоугольник клипа. Проверим как он работает.
Теперь посмотрим как Незнайка будет себя вести на протяжении всего эпизода. Откроем Trax Editor, выделим ранее отключенные нами клипы, нажмем правую клавишу мыши и поставим галочку Enable Clip.
Ну вот, все получилось как мы и хотели.
С анимацией Незнайки мы закончили. На следующем уроке мы расставим камеры на сцене, чтобы снимать Незнайку во время движения с разных ракурсов, и проведем необходимую подготовительную работу для монтажа первого эпизода в готовое видео.
До новых встреч!