На этом занятии мы будем снимать первый эпизод мультфильма о Незнайке: Незнайка идет в гости к своему другу Пончику. Мы будем использовать клипы, созданные на прошлом занятии. Сделаем так, чтобы Незнайка шел точно по дорожке; смотрел на балкончик в домике Пончика; рассматривал камушки вдоль улицы. И, конечно, не забудем про глаза – они тоже будут двигаться.
На этом уроке вам понадобится сцена с улицей Цветочного города и файлы с клипами, созданные на прошлом уроке. Вы можете скачать их по этим ссылкам: http://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/maya-3D-course/1course/les... и http://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/maya-3D-course/1course/les.... Сохраните архивы в папку с 3D-моделью Незнайки Flower_City. В проводнике Windows нажмите на каждом архиве правой клавишей мыши и в открывшемся меню выберите "Извлечь все...".
Дополнительные материалы к уроку
Вторая часть видео о том, как делают современные кукольные мультфильмы.
Текстовая версия урока
Проект «Алые паруса» представляет 5-й урок учебного курса «Создание 3D мультфильмов в программе Майя».
Сегодня мы начнем снимать первый эпизод мультфильма: Незнайка идет в гости к своему другу Пончику. На этом уроке вам понадобится сцена с улицей Цветочного города, в котором живут коротышки.
Вы уже скачали с нашего сайта файл со сценой. Откроем его. Меню Файл, Open Scene, Flower_street_SC01. Чудесное местечко! Коротышки, как вы помните, размером с небольшой огурец, поэтому цветы и трава для них – как для нас деревья. Сейчас сцена выглядит темновато, но потом, в готовом мультфильме, все будет залито солнечным светом.
На сцене мы видим домики Пончика и Незнайки, и дорожку, по которой Незнайка пойдет в гости к Пончику. Сохраняем эту сцену сразу под новым именем, чтобы ничего не здесь испортить, пока мы будем работать: меню File – Save Scene As - Flower_street_neznaika_walk01 – Save As.
Сразу же отключим отображение текстур – изображений, которыми «раскрашиваются» поверхности объектов. Это ускорит работу со сценой. Для этого нажмем «5» на клавиатуре. Нажав «6» мы сможем, вернуться обратно в режим отображения текстур.
Отключим также слои, в которых лежит небо с землёй и дома. Оставим только дорожку, по которой будет идти Незнайка.
Теперь поместим на сцену Незнайку. Меню File – Import. В разделе Namespace Options надо снять флажок Use namespaces и меняем параметры в полях ниже. Для чего это нужно? Чтобы название файла не добавилось к названиям контроллеров модели при импорте Незнайки в сцену. Выбираем Neznaika_Walk; Import.
Мы загрузили Незнайку вместе с циклом походки. Перейдем в 1-й кадр. Проверяем: походка работает.
Перейдем в вид сверху: выберем 4 проекции и пробелом выберем top.
Активируем первую вкладку с инструментами; выберем инструмент EP Curve Tool и нарисуем путь, по которому Незнайка будет идти. Нажмем Enter – появилась кривая. Теперь ее надо переместить так, чтобы она лежала на поверхности дорожки. Для этого перейдем в 4 проекции и в виде сбоку приподнимем её.
Обнулим нашей кривой трансформацию, чтобы здесь стояли все нолики. Нажмем пробел и не будем отпускать его. Появиться такое меню доступа ко всем функциям Майи. Нажмем мышкой Modify, появиться подменю. Не будем отпускать мышку, чтобы подменю не пропало, выберем Freeze Transformations и отпустим левую клавишу мыши. То же самое можно сделать, выбрав в верхнем меню Modify и Freeze Transformations, но часто первый способ доступа к меню оказывается быстрее. Запомните его, мы часто будем пользоваться этим способом.
Выберем основной контроллер Незнайки, зажмем клавишу Shift и выберем наш путь, чтобы и Незнайка и путь были выделены. Теперь зайдем в меню Constrain – Motion Paths – Attach to Motion Paths. Как видим, Незнайка прикрепился к пути.
Но стоит он как-то не очень правильно, боком. Надо его развернуть. Для этого с помощью этой кнопки откроем редактор Attribute Editor, активируем вкладку Motion Path1 и поменяем Front Axis на Z. Теперь Незнайка движется, как и положено, вперед.
Теперь отключим показ дорожки. Она нам пока не нужна. Для этого возвращаемся обратно в Layer Editor и отключаем значок видимости дорожки.
Вернемся к Незнайке. Рост Незнайки – 16 см. Длина его шага – 10 см. Незнайка за 1 секунду делает 2 шага и проходит 20 см. По сценарию, Незнайка должен идти к дому Пончика в течении 10 секунд, что соответствует 250 кадрам. Давайте сразу поставим на таймлайне 250 кадров.
Подредактируем путь, чтобы он соответствовал тоже 250-ти кадрам. Потому что мы видим, что Незнайка проходит его за 120 кадров и останавливается.
Для этого мы зайдем в ГрафЭдитор. Выберем контроллер Незнайки. Найдем кривую движения и, во-первых, сделаем её линейной, чтобы Незнайка двигался с постоянной скоростью. Во-вторых, выделим последнюю точку и поставим здесь значение 250 – точка переместится на 250-й кадр. Закроем ГрафЭдитор.
Итак, наш Незнайка за 250 кадров должен проходить ровно 200 см. Теперь нам надо подредактировать кривую движения, чтобы ее длина соответствовала 200 см.
Для этого воспользуемся инструментом, который позволит нам измерить длину кривой. Зайдем в меню Create – Measure Tools – Arc Length Tool. Ткнем по кривой, у нас появятся манипуляторы. Выбрав Перемещение перетащим его в крайнюю точку кривой. Зеленые цифры показывают длину пути. Как видим, кривая у нас немного длинновата. Давайте подредактируем кривую.
Зажмем правой клавишей мыши на кривой. Появится такое меню. Не отпуская клавишу мыши потянем курсор на Control Vertex. Отпустим клавишу мыши. В виде сверху выделим крайнюю точку кривой и с помощью инструмента Перемещение подвинем её, чтобы длина кривой стала 200 см. Можно немного подвигать и другие ключевые точки кривой. Следим за пурпурными цифрами показывающими длину кривой.
Включим дорожку, чтобы лучше ориентироваться.
Абсолютные величины нам не нужны, мы сделаем примерно 200. Вот у нас получилось 208 см. Хорошо.
Теперь Незнайка идет с 1-го кадра по 250-й с одной скоростью. Обратите внимание, что Незнайка делает 2 шага и после этого просто скользит. Поправим это. Откроем Traxs Editor. Покажем еще один способ открытия Тракс Эдитора: меню Windows – Animation Editors – Traxs Editor.
Выберем Незнайку, выделим наш клип и зажав Shift и выбрав вот эту нижнюю правую рамочку на клипе потащим курсор на 250-й кадр. Теперь цикл походки будет повторяться все 250 кадров.
Теперь наложим на походку клип, где Незнайка вертит головой.
Снова откроем Тракс Эдитор. Выберем character Neznaika1. Перейдем в 1-й кадр. Ткнув правой клавишей на нашем трэке (этой темной полосе), выберем созданный нами клип для головы Head_walk – Open. Посмотрим, что получилось. Теперь Незнайка смотрит по сторонам.
Давайте еще подредактируем голову, чтобы Незнайка в конце смотрел повыше. Включим Activate Keys, чтобы иметь возможность редактировать ключевые кадры. Как видите, на тайм лайне появились ключи.
На 250-ом кадре Незнайка посмотрит на домик; голову надо поднять еще выше. В 200-ом кадре тоже приподнимем чуть-чуть голову.
Отключим Activate Keys и посмотрим, что получилось. Незнайка идет, вертит головой, смотрит на какой-то камушек и смотрит наверх.
Далее Незнайка должен остановится. Отключим домики, они нам больше не нужны. В отдельном окне откроем Trax Editor: меню Windows – Animation Editors – Trax Editor.
Выделяем наш character. Ткнём правой клавишей мыши на трэке. Выбираем Import Clip to Character - Walk_Stop – Open.
Вот у нас появился клип с остановкой. Выделим его и перетащим его верхнюю строку. Посмотрим, что получилось в конце пути начиная с 200-го кадра. Поставим на тайм лайне 275 кадров. Вот он останавливается, но у нас проскальзывает нога и как-то дергается. Это происходит из-за того, что у нас цикл походки не завершен. Давайте его завершим: чуть продлим клип походки и посмотрим, где точка контакта. Это у нас 255-й кадр. Значит цикл Walk_Stop сдвигаем на 255-й кадр. Смотрим. Хорошо.
Теперь нам надо немного отредактировать путь – чуть-чуть его продлить. Для этого выделим главный контроллер Незнайки и зайдем в ГрафЭдитор.
Посмотрим, что получается. Да, еще в конце движения Незнайка должен чуть-чуть замедлиться. Финальное движение это 266-й кадр. Продлим путь до 266-го кадра.
Смотрим: в самом конце движения ноги Незнайки все равно проскальзывают. Это потому, что у нас нет замедления в конце движения. Создадим в конце движения еще один ключевой кадр.
Выбираем инструмент Insert Keys Tool, зажимаем правую клавишу мышки и ставим ключ в 255-ом кадре. После чего выделяем последний ключевой кадр и с помощью этой кнопки сглаживаем последний ключ. Активируем инструмент Перемещение и ключ, который мы только что добавили, чуть-чуть двигаем вверх. Посмотрим. Уже лучше.
Немного подредактировав можно добиться нужного результата. Путем проб и ошибок получился хороший результат.
Займемся головой. В Trax Editor’е просто растянем нужный трек: не зажимая Shift просто потянем за эту рамочку. Как видите голова больше не дергается.
Сохраним сцену.
Давайте посмотрим, как выглядит походка Незнайки.
Давайте немного оживим глаза. Так как они отрисованы с помощью текстур, давайте включим текстуры: нажмем клавишу «6».
Пусть глаза у Незнайки тоже двигаются. Глаза у нас записаны в клип, давайте разорвем с ним связь и будем анимировать глаза напрямую в сцене без привязки к клипам.
Для этого выделим нужные каналы, нажмем правую клавишу мыши и выберем Break Connections. Внизу появилось сообщение, что контроллер глаз у нас больше не задействован в движении и теперь мы сможем двигать их как нам заблагорассудится.
Выделим контроллер глаз, выделим Каналы TranslateX и TranslateY, поставим ключи и будем анимировать глаза.
Пусть Незнайка посмотрит сюда. Так как глаза двигаются намного быстрее, чем голова, то при поворотах сначала поворачиваются глаза, а потом уже голова. Смотрим, куда поворачивается голова. За 5 кадров до этого глаза должны уже смотреть в сторону поворота. Вот он что-то там увидел и рассматривает, провожая глазами. И тут, со 130-го кадра по 140-й Незнайку заинтересовал камень. Ставим ключи в 130-м кадре. Переходим в 140-й кадр и переводим взгляд на камень.
Вот Незнайка рассматривает камешки вдоль дорожки. Рассматривает он их до 190 кадра. И в 200-ом кадре Незнайка переводит взгляд наверх, на домик Пончика. Ставим ключ на канале TranslateX.
Ну вот, Незнаечка стал у нас поживее. Теперь, давайте сделаем, чтобы он несколько раз моргнул. Для этого выделим и поставим ключи на каналы, отвечающие за моргание. Человек моргает достаточно быстро, поэтому будем делать моргание за 4 кадра. Поставим ключ в 30-ом кадре, в 32-ом поставим ключ с закрытыми глазами и в 34-ом снова откроем глаза. Смотрите, Незнайка научился моргать. Выделим эти кадры, скопируем ключи и вставим их в нужные нам места. Пусть Незнайка моргнет 3 раза.
Посмотрим, что получилось. Незнайка идет, смотрит по сторонам, моргает. Включим показ всех объектов на сцене. Отличная работа! Не забудьте сохранить сцену.
На следующем уроке мы продолжим съемку эпизода. Всем пока!