Сегодня нам предстоит расставить камеры, настроить их и снять первый эпизод мультфильма с разных ракурсов.
На этом уроке вам понадобится сцена flower_street_neznaika_walk01.mb, в которой Незнайка идёт в гости к Пончику и зовет его, созданная на прошлом уроке. Вы можете скачать её по этой ссылке: http://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/maya-3D-course/1course/les.... Сохраните архив в папку с 3D-моделью Незнайки Flower_City. В проводнике Windows нажмите на архиве правой клавишей мыши и в открывшемся меню выберите "Извлечь все...".
Дополнительные материалы к уроку
Видео о том, как делают еще одну разновидность современных мультфильмов созданных с помощью трафаретов, объемных макетов и панорам.
Текстовая версия урока
Проект «Алые паруса» представляет седьмой урок курса «Создание 3D мультфильмов в программе Майя».
Сегодня нам предстоит расставить камеры, настроить их и снять первый эпизод мультфильма с разных ракурсов.
Итак, начнем. Откройте сцену, созданную на прошлом уроке, в которой Незнайка идёт в гости к Пончику. Вы можете скачать её с нашего сайта.
Снимать эпизод мы будем с трех разных ракурсов, для этого нам понадобятся три камеры.
Первая камера будет стоять около дома Незнайки, мы будем снимать, как Незнайка начинает идти. Вторая камера будет стоять около дома Пончика, мы будем как бы встречать Незнайку около дома. Третья камера будет снимать крупным планом, как Незнайка зовет Пончика.
Сначала установим на сцену первую камеру. Для этого зайдем в меню Create – Cameras. Здесь мы видим три основных вида камер:
Camera (обычная камера);
Camera and Aim (камера с целью) и
Camera, Aim and Up (камера с целью и наклоном).
Выберем обычную камеру. Теперь она у нас появилась где-то в сцене, давайте ее найдем.
Камера создается в нулевой точке. Вот она. Выделим её. Теперь немного увеличим размер камеры, чтобы ее было удобнее передвигать. Выделим каналы Scale и поставим 3. Это ни на что не влияет, просто так нам будет удобнее хватать камеру.
С помощью горячей клавиши W активируем инструмент Перемещение, передвинем камеру на эту дорожку и приподнимем её на высоту роста Незнайки.
Теперь в меню Panels – Perspective (то есть перспектива) – выберем camera1. Смотрите, вид в окне перспективы сразу поменялся. Теперь мы видим сцену через первую камеру.
Напомню еще другой способ доступа к любому меню Майи. Зажмем пробел и будем удерживать его. Появится такая система меню, так называемый ХОТБОКС. Выберем мышкой Panels. Далее не отпуская клавишу мыши выберем Perspective и camera1. Запомните этот способ, мы часто будем им пользоваться.
Эти способы абсолютно дублируют друг друга. Обратите внимание, эта строка меню в ХОТБОКСЕ совпадает с меню окна «Перспективный вид». Строка выше дублирует главное меню.
Опытные художники и аниматоры часто отключают показ многочисленных меню Майи для экономии места на экране и пользуются ХОТБОКСом.
Итак, мы выбрали камеру, давайте найдем для нее удачный ракурс. Сначала сфокусируем камеру на Незнайке, нажав горячую клавишу F. Раскладка клавиатуры при этом должна быть английская. Покрутив колесико мыши чуть-чуть отодвинем Незнайку, затем с помощью клавиши Alt и левой клавиши мыши немного покрутим Незнайку. С помощью клавиши Alt и колесика мыши подвинем Незнайку немного в сторону. Да, на таймлайне у нас должен стоять первый кадр.
Производя все эти манипуляции мы, на самом деле, двигаем не Незнайку, а камеру. Смысл этих действий в том, чтобы найти наиболее удачный ракурс камеры для съемок.
Давайте создадим еще две камеры. Зажмем пробел, далее выберем меню Create - Cameras - Camera. Появилась вторая камера. Активировав инструмент Перемещение поставим камеру около этой дорожки.
Теперь создадим третью камеру и поставим её около домика Пончика.
Выделим эти камеры и увеличим их, чтобы их было лучше видно на сцене.
Теперь сохраним сцену с именем flower_street_neznaika_walk02.
Камеры мы создали, теперь нам надо их расставить так, чтобы найти наиболее удачные ракурсы для каждой камеры.
Выделим первую камеру. По сценарию первая камера у нас будет снимать Незнайку с 1-го по 125-й кадр. При этом камера должна стоять так, чтобы мы могли увидеть домик Пончика. Так зрителю сразу станет ясно куда идет Незнайка.
Сначала поставим ключи на все каналы в 1-ом кадре. Сейчас у нас выделена первая камера, и ключи необходимы для того, чтобы могли анимировать движение камеры, так как по сценарию камера должна двигаться за Незнайкой.
Можно еще немного подвигать Незнайку, чтобы найти наиболее удачный ракурс.
Для удобства, включим еще границу кадра: зайдем в меню View – Camera Settings и включим Resolution Gate.
Как видите, у нас появилась рамка, которая показывает границы кадра.
Далее переходим на 125-й кадр и передвигаем камеру так, чтобы мы могли видеть и Незнайку, и домик Пончика. Когда мы сдвинули камеру, автоматически создался ключевой кадр.
Получился такой фрагмент. Мы видим, как идет Незнайка, и видим домик Пончика.
По умолчанию ключи создаются всегда с замедлением в начале и конце движения. Чтобы добиться равномерного движения камеры откроем Graph Editor. Меню Windows – Animation Editors – Graph Editor. Выделим все ключи и с помощью этой кнопки сделаем движение камеры линейным. Теперь камера не будет ни замедляться, ни ускоряться, а будет двигаться за Незнайкой равномерно.
В 125-ом кадре перейдем ко второй камере: Panels – Perspective – camera2. Для нее также включим границу кадра: View – Camera Settings - Resolution Gate.
Подвинем вторую камеру так, чтобы был виден и домик Незнайки и сам Незнайка. Первая камера показывала нам куда идет Незнайка, вторая же показывает откуда он идет.
Выделим камеру: пробел - меню View – Select Camera. Ставим в 125-ом кадре ключи на каналах Translate и Rotate.
Теперь сделаем анимацию камеры. Пусть камера движется за Незнайкой. Перейдем в 255-й кадр и поставим камеру в этом кадре так, чтобы Незнайку было хорошо видно. Можно еще немного поэкспериментировать, чтобы найти наиболее удачный ракурс. Мы видим Незнайку, видим домик, видим как Незнайка подходит к камере. Можно еще сделать более общий план. Далее заходим в Graph Editor, выделяем все ключи и ставим линейное движение камеры. Ни замедление, ни ускорение движения камеры нам не требуется.
Теперь в 255-ом кадре задействуем третью камеру: пробел - Panels – Perspective – camera3. Эта камера будет снимать Незнайку крупным планом. Выделим контроллер головы и сфокусируем камеру на голове Незнайки, нажав горячую клавишу F. Камера у нас встала по выделенному объекту.
Включим границу кадра: View – Camera Settings - Resolution Gate. В поисках удачного ракурса пробуем разные варианта постановки камеры.
Не забываем выделять камеру: пробел - меню View – Select Camera. Выделять её необходимо, если мы хотим анимировать камеру и ставить ключи на её контроллеры. Снова экспериментируем в поисках удачного ракурса. Сделаем, чтобы было видно как Незнайка входит в кадр и сделаем, чтобы он был немного не по центру. Посмотрим что получилось. Отлично. Не будем делать анимацию камеры, просто выделим каналы Translate и Rotate и поставим Look Selekted, чтобы мы не смогли случайно сдвинуть уже установленную камеру.
На всякий случай заблокируем и остальные камеры. Нажмем пробел, выберем Windows – Outliner – camera2, выберем каналы, которые хотим заблокировать и поставим Look Selekted. То же самое сделаем и для первой камеры.
Outliner закрываем.
Все, анимацию первого эпизода мультфильма мы закончили. До новых встреч!