Дорогойченко Андрей Васильевич

сайт учителя русского языка и литературы

Единственный путь, ведущий к знанию,- деятельность.

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: поиск нового, нестандартного в обучении

Увлечения: садоводство

Регион: Самарская область

Населенный пункт: Самара

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы "Общение поколений" г.о. Самара

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/andreyvasilevichdorogoychenko
Пришел, увидел,..научил!

yesЕсли вы любите свою профессию, если вам дорога школа, то вам сюда

 

О себе

Я - простой учитель русского языка. С самого детства мне хотелось работать в школе. И вот уже 20 лет, как я работаю в школе. И не жалею, нет, совсем не жалею! Мне неравится общаться с детьми, подростками. Работать в школе- значит оставаться всегда молодым, полным сил. У меня много выпускников, с которыми общаемся, встречаемся до сих пор. Теперь их дети- мои ученики, с которыми еще интереснее. весело наблюдать, как у них увеличиваются глаза, когда я начинаю рассказывать о проказах их пап и мам. ЭТО ЗДОРОВО, КОГДА К ТЕБЕ ИДУТ дети из одних и тех же семей, из поколения в поколение.

У меня двое сыновей: Сергей и Михаил. Старший сын гордится мною. Ему интересно присутствовать на моих уроках.Он уже знает всех моих учеников.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

По роду своей профессии я много читаю, но есть такие книги, которые на всю жизнь останутся главными для меня:

С. Алексиевич "Цинковые мальчики"-нельзя прочитать сразу. Я осилил ее за 5 месяцев. Каждый эпизод, каждое письмо- человеческая судьба, горе, отчего становится страшно.Но это нужно знать и помнить!!!-

Б.Васильев "Летят мои кони"-книга осмыслений нравственных поступков. Очень тронула история доктора Янсона.

К. Симонов "Живые и мертвые"- это эпопея о войне.

С. Есенин "Письмо к женщине"- гмн любви, человеку.

М. Горький "Детство"

Г. Владимов "Верный Руслан"

А. Приставкин "Ночевала тучка золотая"

В. Закруткин "Матерь человеческая"

Мой взгляд на мир

Я живу в реальном мире. Многое мне становится понятно. Очень жаль, что современную школу загнали в угол, где балом правит ЕГЭ. Я считаю, что современные ученики становятся похожими на роботов, которые автоматически отвечают на тестовые вопросы. Мы забываем о литературных вечерах, КВНах, викторинах. Нам стало некогда этим заниматься: впереди экзамены. Жаль. но многие со мной согласятся! Я хочу, чтобы мои ученики были не только роботами, но и могли творчески мыслить, читать наизусть стихи, петь песни, размышлять о прочитанном. Надеюсь, что в противовес ЕГЭ появится альтернативный экзамен.

Мои достижения

Финалист районного конкурса "Учитель года-2011".

Мои ученики успешно сдают ЕГЭ, ГИА (100-балльников пока нет).

Мои ученики являются победителями районных, городских олимпиад по русскому языку, краеведению.

Моё портфолио

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

 

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

 

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется техноло­гия развития критического мышления, главной особенностью которой «явля­ется "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется трехфазо­вой структурой урока: 1) вызов (акти­визация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) ре­флексия (размышление, анализ, твор­ческая интерпретация) — и реализует­ся через следующие приемы и методы работы:

  • постановка  прямых  и  скрытых вопросов к тексту (учителем или уча­щимися);
  • поиск в тексте ответов на постав­ленные вопросы;
  • маркировка   с   использованием значков,  которые ставятся на полях;
  • расположение   ключевых   слов, ключевых  предложений в логической
    последовательности;
  • графическая систематизация мате­риала текста: кластеры, таблицы, схе­мы;
  • ведение записей («бортовых жур­налов» и др.).

 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

 

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования

 

(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

 

 

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

 

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

 

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

 

 актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

 

 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

 

 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

 

 побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

 

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

 

 получить новую информацию;

 

 осмыслить ее;

 

 соотнести с уже имеющимися знаниями;

 

 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

 

 

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

 

 

 целостное осмысление, обобщение полученной информации;

 

 присвоение нового знания, новой информации учеником;

 

 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

 

 

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

 

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

 

Основные задачи дискуссии:

 

 обмен первичной информацией;

 

 выявление противоречий;

 

 переосмысления полученных сведений;

 

 сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

 

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

 

 уважение к различным точкам зрения ее участников;

 

 совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

 

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

 

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

 

Подготовительная работа:

 

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

 

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

 

- Динамичный, событийный сюжет;

 

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

 

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

 

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

 

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

 

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

 

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста ( их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

 

Последовательность действий проста и логична:

 

 посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

 

 вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

 

 по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

 

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 

 не бояться записывать все, что приходит на ум;

 

 дать волю воображению и интуиции;

 

 продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

 

 постараться построить как можно больше связей;

 

 не следовать по заранее определенному плану.

 

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

 

Предлагаю вашему вниманию доклады, разработки уроков, презентации. Надеюсь, они вам понравятся и принесут пользу.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы