Проект "Наше Подмосковье" на тему "Нейропсихологический подход в работе школьного психолога".
https://наше-подмосковье.рф/projects/12094/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_v_rabote_shkolnogo_psihologa.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический подход в работе школьного психолога
Направление:
Вектор развития
Темы:
- Образование
Муниципальное образование:
Сергиево-Посадский м.р.
Описание проекта:
Данный проект предполагает возможность рассматривать учащихся, имеющих трудности в обучении, поведении и взаимоотношениях не с точки зрения набора знаний, которыми они обладают, а с точки зрения их потенциальных возможностей, умения получать необходимые знания, умения учиться. Используемый в рамках проекта нейропсихологический подход позволяет расширить методическое обеспечение учебного процесса, своевременно диагностировать особенности индивидуального развития трудных учащихся и провести необходимую работу с ними. Задача проекта оказать помощь здоровым детям, имеющим трудности в учебной деятельности.
Стадия проекта:
Проект в стадии реализации
Цель проекта:
Создание условий для развития индивидуальных особенностей нервной системы и высших психических функций учащихся, испытывающих трудности в обучении, поведении и взаимоотношениях с окружающими.
Задачи проекта:
• Своевременная диагностика индивидуальных особенностей развития учащихся, имеющих трудности в познавательной, эмоционально-личностной и межличностной сферах. Определение группы обучающихся, нуждающихся в индивидуальной работе.
• Своевременная диагностика причин неумения учиться, неумения использовать модели поведения, соответствующие правилам, социальным нормам, неумения бесконфликтно общаться с окружающими.
• Активизация развития всех ВПФ учащихся, имеющих трудности в школе.
• Проведение индивидуальных и групповых занятий для развития индивидуальных особенностей нервной системы и ВПФ отдельных учащихся.
• Организация просветительской и консультационной работы с учителями и родителями. Проведение тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций, педагогических советов.
• Помощь в создании индивидуальных образовательных маршрутов для детей, испытывающих трудности в школе.
• Создание индивидуальных коррекционных программ, предполагающих использование базовых нейропсихологических знаний для индивидуального обучения.
Достигнутые результаты:
На сегодняшний день в рамках образовательного учреждения сформирована группа учащихся, имеющих трудности в обучении и поведении, трудности в межличностных отношениях. В свою очередь группа поделена на подгруппы соответственно возрасту, начального и среднего звена.
На протяжении учебного года с этими учащимися проводились коррекционно-развивающие занятия. Занятия носили системный характер, с периодичностью один час в неделю. В большинстве своем - в форме индивидуальных занятий, однако также использовались и групповые встречи.
Проведены индивидуальные консультации родителей учащихся, нуждающихся в дополнительном информировании об особенностях развития и потенциальных возможностях их ребенка. Проведена просветительская работа с родителями данного образовательного учреждения, с целью ознакомления их с направлениями работы психологической службы, снижения тревоги и напряжения, ознакомления с возрастными особенностями детей.
Проведены индивидуальные консультации для педагогов, имеющих трудности в обучении таких детей. Проведена просветительская работа для педагогов в рамках педагогических советов, направленная на ознакомление не только с трудностями развития отдельных учащихся, но и их возможностями. А также направленная на необходимость расширения собственных возможностей и профессиональных навыков, необходимость саморазвития, обусловленная увеличением детей, нуждающихся в индивидуальном подходе и индивидуальном образовательном маршруте.
Отмечается положительная динамика в учебной деятельности одних детей и в поведении других. Установлены доверительные отношения с родителями, выявленных для работы учащихся, 80% из которых активно принимают участие в совместной работе.
Составлены рекомендации для педагогов, работающих с этими обучающимися. А также для родителей, нуждающихся в дополнительном психологическом сопровождении в воспитании и обучении их детей.
Социальная значимость проекта:
Одним из значимых принципов современной школы, в том числе школы Московской области, является учет индивидуальных особенностей детей, в частности тех, которые имеют трудности адаптации к школе, трудности учения. Речь идет о детях, имеющих ограниченные возможности здоровья и нуждающихся в особых условиях, особых образовательных потребностях. Однако с каждым годом становится все больше детей, имеющих трудности учения, адаптации к школе, трудности поведения и взаимодействия с окружающими, чье психическое и соматическое здоровье оценивается как норма. Эти дети не могут обучаться, конфликтуют с окружающими, проявляют склонность к отклоняющемуся поведению, но в медицинских картах их состояние соответствует нормативному. Таким образом, составлять индивидуальные маршруты для этих детей не представляется возможным, так как нет соответствующих оснований. Кроме того, отмечается заметная нехватка в школах Московской области необходимых специалистов, дефектологов, логопедов, коррекционных педагогов, которые смогли бы своевременно диагностировать индивидуальные особенности трудных детей. В большинстве случаев такой ребенок признается ленивым, или имеющим пробелы в воспитании, а методы, применяемые к нему, чаще всего носят авторитарный характер. Учителя склонны искать причину в семейном воспитании, родители – в школе и педагогах. В результате ситуация заходит в тупик, а последствия такого недопонимания, чаще всего, носят отрицательный характер. Нейропсихологический подход противоположен «натаскиванию детей на результат», поскольку целью помощи является «научить учиться», а не приобрести отдельные знания и навыки. Помочь определить, чего не хватает ребенку в его умении учиться и что нужно сделать, чтобы «научиться учиться»¬ - основная задача данного подхода.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
• Индивидуальная и групповая диагностика особенностей развития нервной системы и ВПФ учащихся (сентябрь 2016, апрель 2017 г)
• Индивидуальные занятия учащихся, ориентированные на их уровень развития ВПФ и нервной системы (1 раз в неделю с октября 2016 г)
• Групповые занятия (1 раз в месяц с октября 2016 г.)
• Педагогические советы (октябрь 2016 г., январь 2017г., апрель 2017 г)
• Родительские собрания (сентябрь 2016 г., декабрь 2016 г., март 2017 г.)
• Индивидуальные консультации с детьми, родителями и педагогами (на протяжении учебного года).
Охват проекта:
Данный проект охватывает практически всех участников образовательного процесса образовательного учреждения, на базе которого проводилась его реализация. Это учащиеся и их родители начального и среднего звеньев, а также работающие с ними педагоги.
За 2016-2017 учебный год активными участниками проектной работы стали 6 человек из начальной школы, 5 человек из средней школы, 11 человек родителей соответственно, а также педагоги.
Затраченные ресурсы:
Курсы повышения квалификации в ФГБНУ «Институт возрастной физиологии России и академии образования», по теме «Основы нейропсихологии. Основы нейропсихологии развития», г. Москва, 2015 г.
Повышение профессионального мастерства в ходе практических занятий и семинаров на базе ФГБНУ «Институт возрастной физиологии России и академии образования», по теме «Развитие и коррекция индивидуальных особенностей нервной системы и высших психических функций детей, имеющих особенности развития», г. Москва 2015-2016 г.
Курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября», по теме «Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе». «Психологические факторы школьной неуспеваемости», г. Москва, 2015 г.
Используемая литература:
• «Основы нейропсихологии», А.Р. Лурия, издательсктй цент «Академия», г. Москва, 2003
• Учебное пособие «Почему ребенок не учится и как ему помочь», Ц.А. Шапликашвили, О.А. Семенова, г. Москва, издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2010 г.
• «Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования», Т.В. Ахутина, И.О. Камардина, Н.М. Пылаева, г.Москва, В.Секачев, 2014 г.
• «Введение в нейропсихологию детского возраста», А.В. Семенович, г.Москва, издательство Генезис, 2016 г.
• «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие», А.В. Семенович, г. Москва, издательство Генезис, 2015 г.
• «Нейропсихологическая диагностика. Классические материалы», Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина
Дата старта проекта:
01.09.2016
Сайт проекта: