Инновационный проект учителя Ахметхановой Г.М «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Ахметханова Гульнара Масгутовна

Инновационный проект учителя Ахметхановой Г.М  «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития  креативности младших школьников  и повышения результативности обучения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_ahmethanovoy.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития

креативности младших школьников 
и повышения результативности обучения» 

Г. М. Ахметханова

                                                                          учитель английского языка

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Мульминская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Английский язык как учебный предмет-это дополнительное «окно» в мир. Это средство для пополнения знаний, то есть на занятиях учащиеся пополняют и расширяют знания и представления, полученные ими по другим предметам: литературе, музыке, истории, географии и др. 
Определяя возможное развитие креативности у младших школьников, необходимо опираться на сформированную в научной литературе точку зрения о том, что сензитивный период приходится на 8-9 лет. Именно в этом возрасте формируются и начинают развиваться такие качества личности как новизна, критичность, направленность на творчество, способность преобразовывать. 


Развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших школьников и особенностей содержания предмета в школе. 
Актуальность данного проекта состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод мини-проекта, элементы технологии “Моя копилка”, ИКТ. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении. 
Исходя из вышесказанного, можно выделить проблемы наиболее актуальные и значимые в сегодняшнем, быстро меняющимся мире: 


1. преобладание все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку,   наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку, как наиболее значимых социальному заказу общества и современным целям образования; 


2. возрастание роли английского языка в современном мире, серьезная увлеченность компьютерными технологиями обучающимися с одной стороны и снижение мотивации к учебной деятельности и познавательного интереса школьников; 


3. возрастающая практическая значимость школьного курса иностранного языка и дефицит учебного времени. 


Объектом проекта является - процесс формирования креативности младших школьников. 


Предметом - использование ИКТ на уроках английского языка для повышения результативности обучения 


Методами является: наблюдение, синтез и анализ, диагностика 
Цель проекта: формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся, креативного подхода к изучению английского языка средствами инновационных коммуникационных технологий 
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: 
– изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме. 
– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности; 
– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии МК, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления.


Гипотеза: если целенаправленно, эффективно использовать ИКТ на уроках английского языка, креативное мышление, то это будет «живительным источником» активизации познавательного интереса и повышения результативности обучающихся.

 
Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Именно для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр и др. 

Методы и приемы, формирующие креативное мышление 
Проектная технология.
 

В начальной школе возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проекты могут быть индивидуальными ( например, коллаж или буклет “Разрешите представиться – это я”, “Мое фамильное дерево”) и групповыми (“Мы о себе”, “Моя школа”). 
На уроках во вторых–четвертых классах возможно использование следующих проектных заданий: 


1. “Я-журналист”. Детям были предложены различные варианты анкетного опроса:
а) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету” (на экран проецируется таблица):
Имя Еда Напитки 

б) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто и как проводит свободное время. Заполни следующую анкету” (на экране таблица): 

Имя День недели Вид занятий 



2. “Мы оформляем коллаж”. Каждый ребенок дома работает самостоятельно, используя фотографии, рисунки, создание ‘слайд – презентаций’; предлагаю детям темы и примерный план: 


а) “I am happy” (имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы); 


б) “My favorite clothes” 


3. “Fruit salad/ Vegetable salad” (проводится в рамках темы “Food”) Заранее распределяется, кто и что приносит в класс (посуду, овощи, фрукты). На уроке организуется тренировка детей в употреблении лексики, необходимых для общения и клише (с опорой на принесенные предметы и совместно созданные слайд – презентации), с помощью гиперссылки дети проверяют правильность своих высказываний. Затем класс разбивается на группы, каждая получает свое задание (на английском языке) – натереть морковь (grate the carrots), нарезать свеклу кубиками (cut into cubes beets) натереть на терке яблоко (grate the apples), почистить апельсин (clean orange), украсить салат (decorate salad), накрыть на стол (set the table) и т.д. Группа выполняет на столе все указания шеф-повара (chief-cooker) с соответствующей вывеской: “Фруктовый салад”, “Овощной салат”. 
Учитель – “консультант” задает вопросы на английском языке: “Что ты делаешь?”, “Что это?”, “Какого цвета?”, дает советы: “Режь аккуратно”, комментирует действия детей: “Молодец, ты делаешь все правильно” и т.д.


Ролевые игры 


Продуманная игра в английском языке − это одновременно и обучение, и развитие речевых навыков, и тренировка памяти, и коррекция произношения, и повторение всего того, что уже знакомо. Важно и то, что игры универсальны в том смысле, что они могут быть использованы и как обучение, и как проверка или аудит знаний. 
Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одноклассники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют ученики, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков. 


1. Игра: «Близнецы» 


Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог. 
Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу. 


2. Игра-спектакль. 


Эффективной и продуктивной формой обучения является игра-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. 
Например инсценировка сказки «Колобок» (tale about Kolobok) 


3. Ролевая игра “Послы”. 


Класс делится на подгруппы, не менее 5 человек. Каждая группа загадывает, например, профессию или животного, или знаменитость и т.д. Приняв на себя данную роль, один представитель идет в другую группу и отвечает там на вопросы от имени этого персонажа. Если догадываются, кто он, его берут в “плен”, а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа, которая смогла взять в плен большое количество пленников. 


Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она 
- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке; 
- усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся; 
- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. 
Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. 


Опыт использования элементов технологии “Моя копилка” на уроках английского языка. 

Демонстрация учащимися своих достижений. Этому способствует работа детей с разделом – “Моя копилка” и их участие в выставках, конкурсах. Это раздел, с которым дети работают постоянно. “Копилка” – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, альбом с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, фотографии детей, аппликации, поделки. Работе с “Копилкой” посвящаю целый урок один раз в четверть. Ученики получают задание работать в парах, демонстрируя свои “Копилки” друг другу, сами выбирают материалы, которые считают наиболее интересными и ценными. Например, изучая тему “Животные”, дети готовят рисунки, фотографии,коллажи своих домашних любимчиков. Они рассказывают друг другу про своих питомцев, затем объединяются в небольшие группы и каждая группа готовит обзор своих “Копилок” для презентации всему классу. Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – рисование, раскрашивание, конструирование (в том числе грамматических символов), пение. Предлагаю им рисовать и комментировать нарисованное на английском языке. 


Используя геометрические фигурки, которые есть в их “копилках”, конструируем грамматические структуры (повествовательные и вопросительные предложения), поем песенки, пропевая речевые образцы, жестами и движениями передаем содержание. Это помогает выработке правильной интонации и артикуляции звуков. 
Применение технологии критического мышления на уроках английского языка. Используются на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”. 

- Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму: 


1. Red, white, blue – 


2. Yellow, grey, green – 
3. Purple, orange, black – a) Where have you been? 
b) To London down and back. 
c) How do you do? 
(По теме “Цвета”) 


- Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают: 
1. Yellow leaves, orange leaves, 
Red and green and brown. 
Rainy time, windy time, 
Autumn comes to town. 
2.The snow is falling, 
The wind is blowing. 
The ground is white 
All day and all night. 


- Тема “Мой домашний любимчик”. Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала: 


1. I’ve got a dog, 


5. I take him out 


12. He loves me, too! 


4. His nose is black. 8. We run and play.

 
11. I love my dog! 


9. Such clever tricks 


7. Such fun we have! 2. His name is Jack. 


6. Every day, 


3. His head is white, 


10. My dog can do. 


Интерактивные методы обучения особенно эффективны на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка. 


Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а более практичная, приземлённая - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение, построенное на взаимодействии, воздействии. 


Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). 
Cледует признать, что интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду вполне конкретные, и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, а самое главное учащийся благодаря системному применению интерактивных методов повысит свою результативность, значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках. Снижается утомляемость, учащийся не имеет возможности отсидеться, работают все, появляется интерес к изучаемому материалу, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. 


-Урок-мюзикл. 
Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность учащихся. 

- Проведение разминок, фонетических зарядок на английском языке. 
Разнообразные мультимедийные игры, песни, стихотворения, мультфильмы, аудио способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. 
Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Euro Tallk”, “Learn to Speak English”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. 


Внеклассная работа. Положительное влияние на развитие креативных способностей учащихся, повышение уровня знаний по предмету оказывает внеклассная работа. Недели иностранного языка, фестивали культур стали традиционными, фестиваль языков народов Казахстана. 
Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка. 
Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе. Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование креативной личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей. 

Ресурсы

Возможное финансовое обеспечение проекта: - бюджет школы,

- спонсорские средства,

Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы: наличие оснащенной материально-технической базы школы для развития исследовательской деятельности обучающихся. Школа имеет 12 учебных кабинетов, спортивный зал, мастерскую, 1 компьютерный класс, доступ в Интернет сервер, локальную сеть, у каждого учителя имеются ноутбуки, 2 интерактивные доски, 6 проекторов. Полное укомплектование учебниками, методической литературой, регулярное пополнение библиотеки методической, научно-популярной, познавательной, справочной и художественной литературой.

Программное обеспечение: рабочие программы педагогов с запланированными урочными и внеурочными проектами.

Информационно-методические:

- теоретико-практические, учебно-методические семинары, - творческие группы,

- работа над единой методической темой.

Мотивационные ресурсы:

- система материального поощрения за счет стимулирующих выплат; - моральное поощрение:

Сетевое взаимодействие

 Методическая поддержка, организация курсовой подготовки, проведение РМО, семинаров по формированию проектной деятельности образовательного учреждения.

 Взаимодействие с муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «ЦВР «Тулпар»

Целевая аудитория

Проектный метод обучения может быть использован в практике работы других образовательных учреждений. Он адресован педагогическим работникам, планирующим и организующим проектную деятельность – учителям-предметникам, руководителям школьных методических объединений, руководителям районных методических объединений, заместителям директора по научно-методической работе, учебной и воспитательной работе.

План реализации проекта\ отчет по реализации проекта

Достижение ближайших и отдаленных перспектив развития происходит поэтапно. Всего        три этапа реализации работы. Этапы установлены в соответствии с двумя критериями:

1) углубление исследовательской работы школы и повышение ее результативности;

2) усложнение и совершенствование исследовательских умений педагогов и учащихся, занятых исследовательской работой.

Каждый из этапов имеет четко обозначенные временные границы, цели и задачи, содержание деятельности и предполагаемые результаты.

I этап  подготовительный, 2016-2017 учебный год. На этом этапе: разработка методического проекта; обсуждение и утверждение данного проекта на заседаниях методического совета школы, ШМО;создание материально – технических условий организации совместной проектной и исследовательской деятельности ученика и учителя; организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах проектной и исследовательской деятельности учащихся; диагностика педагогов, их готовности к реализации проектного метода обучения.(индивидуальные беседы, посещались и анализировались уроки педагогов, проведено анкетирование).

II этап  творческий, 2017-2018 учебный год.

 вовлечение в работу учителей – предметников.

 расширение форм, уровней и методов представления детских исследовательских проектов посредством меж предметной интеграции.

 анализ и прогнозирование выполнения проекта.

 применение новых технологий, форм и методов образовательной и воспитательной деятельности.

 изучение и обобщение опыта педагогов новаторов по внедрению инновационных технологий и создание условий для их практического применения.

III этап  обобщающе аналитический, 2018-2019 учебный год.

 аналитико-диагностическая деятельность;

 мониторинг влияния исследовательской и проектной деятельности на качество обучения.

 Информационная работа по распространению и обобщению итогов Проекта

Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы.

Организация исследовательской и проектной деятельности в школе требует грамотного научно - обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, дидактических, психолого-педагогических, а также кадрового обеспечения. Эти задачи могут решаться в учреждении при наличии инициативной группы педагогов - единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства. Необходимо отметить, что самым решающим звеном проектной и исследовательской деятельности является учитель. Из носителя знаний учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Овладение самостоятельной исследовательской и проектной деятельностью учащимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для учащихся начальной школы.

При организации данной работы в начальной школе наши педагоги учитывают возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно, темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, определяется в области познавательных интересов ребенка и находится в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования ограничивается 1-2 неделями в режиме урочных или внеурочных занятий. В процессе работы над темой организуются экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, ведётся подготовка практически значимых продуктов, их широкая общественная презентация (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов и руководителей). Все проекты выполняются в тесном сотрудничестве с родителями.

Для учащихся основной школы.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому при организации исследовательской и проектной деятельности педагоги нашей школы отдают приоритет групповым формам работы, при этом ученик не лишается возможности работать индивидуально.

Темы детских работ выбираются из различных содержательных областей и помогают решать проблемы близкие пониманию подростков и волнующие их лично. Проектные работы выполняются как краткосрочные, так и долгосрочные. А также бывают предметные или межпредметные.

Презентации результатов проектирования или исследования проводятся на заседаниях научного общества учащихся, участие в районных конкурсах. При этом педагоги школы учитывают реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планируют завершение работ учащихся. Таким образом, ребёнку даётся шанс публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности.

Для учащихся старшей школы.

Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской и проектной деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования и создания проектов) должно достигаться к концу 10 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого учащегося, и находятся в области их самоопределения. Для того чтобы создать условия самостоятельной творческой исследовательской и проектной деятельности учащихся педагогами проводится большая подготовительная работа. Во избежание перегрузки всех участников образовательного процесса предусмотрены ресурсы учебного времени. Приступая к работе, старшеклассник к тому времени владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области исследования и проектирования.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся и педагогов побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также позволит самому ставить перед собой новые цели и задачи.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный опыт работы может быть применен в общеобразовательном учреждении, заинтересованном в профессиональной компетентности педагогического коллектива обучения. Необходимость создания и реализации данного проекта  в любом повышении и качества проекта. Можно организовать семинары любого уровня по обмену опытом. Размещать публикации на Интернет сайтах, методических сборниках. Альманахах.

Накоплен достаточно большой опыт работы школы по совместной исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов школы. Высокий кадровый потенциал, а самое главное - достаточно высокий уровень творческой активности учителей создают условия реализации данного проекта.

Вывод:

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

2. Проектная методика находит все более широкое применение при изучении отдельных тем и разделов по предмету.

3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Собственные наблюдения и проектная деятельность показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако использование проектной методики все ещё уступает применению информационных, игровых и традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.