Деятельность современного учителя
Предварительный просмотр:
Деятельность современного учителя
Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По-прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.
Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен, но хочу выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:
1) умственные;
2) дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);
3) перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
4) организаторские качества;
5) волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
6) коммуникативные;
7) тактичность;
8) педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
9) динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
10) эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
11) оптимистическое прогнозирование;
12) креативность.
Представленные выше профессионально значимые характеристики представляют собой – идеальный образ учителя. Возникает вопрос: «Какие качества имеют приоритетное значение для современного учителя?
Из опыта работы, думаю что учитель должен:
«Обладать способностью так спланировать свою педагогическую деятельность, чтобы достичь все поставленные цели задачи (1, 2 место);
«Обладать гибкостью в выборе методов работы с учениками» - «Быть толерантным в отношении с коллегами, учениками и родителями» (2, 3 место) ;
«Регулярно заниматься повышением своей квалификации по предмету и методике», «Обладать способностью, поддерживать свой имидж в соответствии с местом своей работы.(4, 5 место) ;
«Обладать гибкостью в работе с семьей» (6 место) ;
«Использовать пути и возможности для личного карьерного роста» (7 место);
«Регулярно взаимодействовать с коллегами и родителями учеников» (8 место) ;
«Формировать и развивать независимость суждений и организаторские способности у себя у самого (у учителя)» (9 место) ;
«Открыто признаваться в совершенных ошибках или в отсутствии информации в чем-либо» (10 место) .
Могу смело свидетельствоватьЯ о том, что большинство педагогов в своей профессиональной деятельности ориентированы преимущественно на предметную область (перечислить конкретные качества и виды деятельности). И лишь 21% считает процесс коммуникации (отношения с коллегами: учениками и родителями) важной частью образовательного процесса.
С одной стороны, приоритеты расставлены грамотно, так как же считают ученики, по данным проведенных на базе школы исследований на первое место ставятся умения учителя доходчиво объяснить материал.
С другой стороны, обращает на себя внимание тот фактор, что «взаимодействия с коллегами и родителями» находиться на последнем месте.
Нерегулярное и неэффективное взаимодействие учителя с коллегами может привести к проблемам на уровне «учитель-предметник – классный руководитель» и т. д. Отсутствие регулярного взаимодействия учителя и родителя приводит к тому, что у родителя нет информации о возможных проблемах у ребенка. У учителя также из-за отсутствия информации о ребенке, могут возникать с ним серьезные проблемы в организации образовательного процесса.
Часто родители и ученики не имеют возможности, а часто и желания получить ту или иную информацию, касающуюся образовательного процесса. В данном случае именно образовательное учреждение должно выступить организатором общего для всех информационного пространства. От того, как будут организованы информационные потоки, и насколько качественной будет обратная связь, зависит эффективность.Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и школа работает с ним постоянно и системно.