Тема № 2. Активное слушание.
Теория: Как решить проблему ученика.
Практика: Тренинг "Принятие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое активное слушание?
Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Например, к маме подбегает трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку». Или Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду»; дочь отказывается одевать «уродскую» шапку, в ответ на просьбу родителей одеться теплее. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо даже когда он устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вам не безразличны его переживания и вы «слышите» его. Это и значит «активно» слышать ребенка.
Как построить фразу при «активном» слушании?
• Назвать «по имени» то, что чувствует или переживает ребенок.
• Повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
• Не следует задавать вопросы. Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме. Например, ученик с мрачным видом заявляет вам: «Не буду больше разговаривать с Ванькой». Вы, используя форму утвердительного предложения отвечаете: «Ты на него обиделся».
Возможны неправильные реплики:
-А что случилось?
-Ты что, на него обиделся?
• Почему первая фраза учителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что учитель настроился на «эмоциональную» волну ученика, что он слышит и принимает его огорчение. Во втором же случае ученик может подумать, что учитель интересуется только фактом, выспрашивает о них.
• Очень важно в беседе держать паузу. После вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает разобраться ребенку в своем переживании.
Вернемся к примерам, приведенным вначале и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:
Сын: Он отнял мою машинку!
Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Сын: Больше я туда не пойду! Папа: Ты больше не хочешь ходить в школу.
Дочь: Не буду носить эту уродскую шапку! Мама: Тебе она очень не нравится.
Скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными, неестественными. Ведь легче и привычнее было бы сказать:
-Ну ничего, поиграет и отдаст...
-Как это ты не пойдешь в школу!?
-Перестань капризничать, вполне приличная шапка! При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживаниями.
Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии как только вы увидите результаты. Их по крайней мере три.
- Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Активное слушание - это не способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите. Совсем нет! Это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями.
Что такое принятие? Это умение передавать свою любовь к ученику в процессе воспитания.
Формы безусловного принятия.
1. Контакт глаз.
2.Физический контакт.
3. Пристальное (безраздельное внимание).
4. Безусловное принятие.
1. Контакт глаз. При зрительном контакте вы доброжелательно смотрите ребенку в глаза, а ребенок смотрит на вас. Независимо от его действий, необходимо поддерживать с ним этот контакт. Очень важно, чтобы его глаза находились на одном уровне (глаза в глаза). Дело в том, что гладя на ребенка «сверху», мы психологически оказываем давление; если общение происходит «снизу в верх»- преимущества на стороне ребенка, и мы невольно у него в подчинении. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись к нему спиной, что-то читая, заполняя. Ваше положение по отношению к нему - первые и самые сильные сигналы о том, насколько мы готовы его слышать и уважать.
2.Физический контакт. Это замечательная возможность для общения. Для этого необязательно целоваться, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т.п. это эмоционально питает ребенка, укрепляет психологическое равновесие. Когда мы имеем дело с подростком, который находится в «ворчливой стадии», то физический контакт может быть одним из средств искреннего общения с ним
3.Пристальное внимание- это когда вы проводите время с ребенком так, что он ощущает себя самым важным для вас человеком в мире. Чаще все это получается, когда вы наедине с ним. Безраздельное внимание требует от жертвы: необходимо уделять ребенку время. Безраздельное внимание поможет вам раскрыть причину его неустойчивого настроения или гнева.
4.Безусловное принятие. Без соблюдения этого принципа все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Дисциплина не до, а после установления добрых отношений! И только на базе них. Сообщите ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. «Как хорошо, что ты у меня есть», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты работаешь».
Практика:
Тренинг «ПРИНЯТИЕ».
Инструкция: Заполните по образцу ответы ребенку.
Ситуация и слова ребенка (Образец):
«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишки выбили у меня портфель и из него все высыпалось».
Чувство ребенка- огорчение, обида.
Ваш ответ: Ты очень расстроилась, и было очень обидно.
1. « Вы несправедливо поставили оценку. Я не буду больше отвечать».
Чувство ребенка:
Ваш ответ:
2.«Почему опять я должен убирать класс».
Чувство ребенка:
Ваш ответ:
3.«Наконец-то я на контрольной получила «5»!
Чувство ребенка:
Ваш ответ:
4.«Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».
Чувство ребенка:
Ваш ответ:
5. «Я забыл дома реферат. Но я честно его подготовил».
Чувство ребенка:
Ваш ответ:
6. «У меня никогда не было настоящих друзей. Мне кажется я так одинок».
Чувство ребенка:
Ваш ответ:
Упражнение. Прочитайте текст и отметьте способы безусловного принятия.
Д. Гранин. «Сад камней».
Через несколько минут к нам подошла девушка.
Она обрадовалась, увидев господина О.
- Познакомьтесь,- сказал он,- это Юкия.
Когда пришло время уходить, оказалось, что мы просидели два часа, а то и больше, но они промелькнули мгновенно.
Я вспомнил, как заблестели её глаза, когда она пожимала мою руку оглядывала меня, не скрывая радостного удивления. Наконец-то, неужели это человек, которого она ждала так долго, годы, может быть, всю жизнь. Вот такое чувство появилось у меня. И этот человек - я. Через несколько минут я чувствовал себя сказочным принцем. Всё, что бы я ни говорил, что бы ни делал вызывало её восхищение. Я был прекрасен. Я был остроумен. Моя неуклюжесть была прелестна. Казалось, никого в целом мире не волнуют мои беды так, Юкию. Глаза её влажно блестели, она тихонько гладила мою руку...
Мы смотрели назад. Юкия стояла у подъезда и кланялась, кланялась нам вслед. Поток машин заслонил её. На повороте вновь открылась её фигурка -руки повисли, голова опущена...
-Как же это,- сказал Сомов.- Только что она любила меня. Навечно любила. Куда все это делось? Я выкатил на него глаза.
-Тебя?!
-Конечно...Я-то думал что она не в силах расстаться.
-Причем тут ты? Ничего не понимая, мы уставились друг на друга к великому восторгу господина О. Сперва нас охватило возмущение: нас обманули, Так обманули. Затем обида. Затем разочарование. Затем мы были вынуждены рассмеяться.
-Какое искусство,- неуверенно сказал Сомов. -Какая актриса.
- Спектакль, - сказал я,- обман трудящихся...
Что же произошло? Как все это получилось? Были моменты, когда я холодно пытался проследить, каким образом Юкия добивалась этого. Кое-что я понимал, но не многое. Это не было ни гипнозом, ни наваждением. Все совершалось честно, открыто.
Но в глубине души я продолжал думать, что все же что-то было, хотя бы до четверти двенадцатого она любила, и, конечно, одного меня, и любила всем сердцем.
Упражнение. Прочитайте высказывание М.Терезы. Определите насколько они могут быть полезными в вашей педагогической деятельности.
Да, люди неразумны, непоследовательны и эгоистичны.
И все же люби их!
Если ты делаешь добро ,люди обвинят тебя в затаенной корысти и себялюбии.
И все же твори добро!
Добро, сделанное тобой, будет завтра же позабыто.
И все же твори добро!
Если тебе сопутствует успех, ты наживешь мнимых и действительных врагов.
И все же преуспевай!
Искренность и открытость сделают тебя уязвимым.
И все же будь искренен и открыт!
То, что ты строил годами, может разрушиться в одно мгновение.
И все же строй!
Люди нуждаются в помощи, но они же станут упрекать тебя за нее.
И все же помогай людям!
Отдай миру все самое лучшее, что имеешь, и получишь жесткий удар.
И все же отдавай миру все самое
Лучшее, что у тебя есть!
Задание: Познакомьтесь с высказываниями, которые часто мы используем в общении. Старайтесь избегать подобных неэффективных способов общения.
НАШИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ИХ 12 ТИПОВ.
- Приказы команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Чтобы я
больше этого не слышала!», «Замолчи!»... - Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не
прекратишь, я...», «Еще раз это повторится...», «Смотри, как бы не
стало хуже....... - Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как
подобает», «Ты должен уважать взрослых».., - Советы, готовые решения; «А ты возьми и скажи...», «Почему бы
тебе не попробовать...», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я
бы на твоем месте...». - Доказательства, логические выводы, нотации, лекции: «Пора бы
знать...», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась, пеняй на
себя...». - Критика, выговоры, обвинения; «Все из-за тебя», «Вечно ты...»
- Хвала (В значении осуждения); «Ну ты молодец!», «Ну ты просто гений»...
- Обзывание, высмеивание: «Какой же ты…!, «Не будь лапшой!»,
- Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты...», «Я
все равно вижу, что ты меня обманываешь»...
- Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи..», «Что
же все-таки случилось?», «Ну почему ты молчишь?»... - Сочувствие на словах, уговоры, увещевания «Успокойся»,
«Не обращай внимание», «Я тебя понимаю». - Отшучивание, уход от разговора: «Отстань!», «Не до тебя!»,
«Вечно ты со своими жалобами»...
Задание. Вспомните, что вы чувствовали, когда человек, с которым мы делились своими переживаниями, отвечал при помощи указанных автоматических реакций - «барьеров». Вот некоторые из наших с вами впечатлений об эффекте, который производили барьеры общения:
«Он заставляет меня замолчать, закусить язык».
«Он заставляет меня чувствовать свою неполноценность».
«Он меня обижает или сердит».
«Он заставляет меня испытывать чувство виновности или негодности».
«Он создает у меня ощущение, что на меня оказывается давление, чтобы я переменилась, что меня не принимают такой, какая я есть».
«Он вызывает у меня такое чувство, что тот человек не верит, что я могу решить свою проблему».
«Он создает впечатление, что со мной обращаются свысока, как с ребенком».
«Он заставляет меня думать, что меня не понимают».
«Он вызывает у меня такое ощущение, что мои чувства не имеют под собой никакой основы».
Если барьеры общения оказывают такое воздействие во взаимоотношениях с другими людьми, то такое же воздействие они должны оказывать и на учащихся?
Дело в том, что барьеры общения – это ответы, использование которых неэффективно в случаях сообщений, они показывают, что учащийся испытывает проблему в своей жизни: в школе или вне ее. То есть, двенадцать барьеров не способствуют общению в тех ситуациях, когда поведение учащегося помещается в верхней части прямоугольного окна – в области проблем, принадлежащих учащемуся.
Когда же поведение учащегося располагается в беспроблемной области, «барьеры» не являются такими неуместными просто потому, что нет проблем во взаимоотношениях между учителем и учащимся.
Упражнение
Инструкция: Прочитайте диалог ученицы и учителя, затем обсудите ситуации и поведение учителя в ней.
«После уроков весь класс идет на субботник. Одна из учениц, недавно пришедших в класс из другой школы, Таня, стоит у окна, не уходит. Учительница Валентина Петровна подходит в ней и видит, что та вот-вот заплачет.
В.П.: А что ты отлыниваешь? Быстро на субботник! (подходит к Тане) Что у тебя с лицом?
Т.: (обиженно, зло) Никто здесь меня не любит. У меня здесь совсем нет друзей. Для них ничего не значу и я их всех ненавижу!
В.П.: (наставительно) Ну подумай, что ты говоришь! Ты должна влиться в коллектив, и для этого надо участвовать во всех делах класса.
Т.: (плачет еще сильнее) Они мне дают всякие прозвища... они… Комаров сегодня... (замолкает)
В.П.: (прерывая) Нет, нет, не так все плохо. Возьми себя в руки, ведь ты уже не ребенок. И иди работай месте со всеми! Ну, давай, не задерживайся.
Вопросы: Как Валентина Петровна слушает Таню? Пытается ли она понять ее? Какие чувства испытывает Таня во время разговора? Какие чувства испытывает Валентина Петровна?
Упражнение. Обсудите прием активного слушания.
В.П.: Таня, что случилось? У тебя неприятности? Я могу поговорить с тобой?
Т.: (обиженно и зло) Никто здесь не любит меня, здесь нет совсем друзей. Я для них ничего не значу, я их всех ненавижу!
В.П,: Ты обижаешься и злишься на ребят..
Т.: Они дают мне всякие прозвища.., они считают меня сумасшедшей.
В.П.: Слушает молча, не вмешиваясь в эмоциональный рассказ (пассивное слушание)
Т.: А Комаров сегодня… (замолкает)
Б.Я.: Я вижу, что тебе трудно здесь.
Т.: Да, я вообще не хотела бы ходить в школу.
В.П.: Может быть, это было бы и неплохо...
Т.: (успокаиваясь) О, я бы о удовольствием, но мама говорит, что это совершенно невозможно, что я должна закончить 10 классов как все.
Б.П.: Да, и это ощущение безнадежности
Т.; Вот именно, я не знаю, что мне делатъ?
В.П.: Ты хочешь сказать, что в совершенной растерянности...
Т.; Да, да... (успокаивается)
В.П.: Ты еще что-то хочешь сказать мне?
Т.: Да нет, пожалуй.
В.П.: Ты знаешь, Тяня, я рада, что ты поделилась мной своими переживаниями- Может быть, мы еще поговорим об этом позже, может быть, после работы?
Т.: Да, спасибо, я подумаю об этом. Спасибо.
Проанализируйте, помогло ли эмпатическое (активное) слушание создать атмосферу взаимного доверия, принятия и взаимопонимания. Поскольку проблема Тани не может быть решена моментально, В.П. сумела закончить разговор таким образом, что у ученицы возникло ощущение уверенности в том, что учительница не осуждает ее, поможет ей; что Таня может обратиться к ней за помощью.