Тема № 1. Как различить проблему партнера.
Теория: Учимся различать проблему.
Практика: Мой стиль педагогического общения. Тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория: Учимся различать проблему.
Проблемы учителя - это такие проблемы, которые непосредственно мешают ему работать. Если взрослый расстроен, зол, это означает, что именно у него возникли проблемы; и их надо разрешить, так как это мешает ему чувствовать себя комфортно в своем пространстве.
Проблема ученика - это такие проблемы, которые беспокоят самого ребенка (например, что-то случилось дома или не ладится с товарищами). Таких проблем много, и они неизбежны. Они не мешают учителю, но не дают ребенку сосредоточиться на изучаемом материале. Взрослый обязан узнать, что беспокоит детей, чтобы помочь им «вернуться» в класс.
Одним из главных камней преткновения на пути к хорошим взаимоотношениям является неспособность понять, кому принадлежит проблема. Совершенно необходимо научиться различать проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в своей жизни и которые создают проблему им, а не педагогу, и те, которые оказывают конкретное, осязаемое влияние на педагога, идя вразрез с его интересами и потребностями.
Полезнее вести себя совершенно по-разному в тех случаях, когда учащиеся испытывают проблемы и когда проблемы принадлежат учителям. Поэтому очень важно определить, кому принадлежит проблема.
Различение проблем, принадлежащих учащимся, и проблем, принадлежащих учителю, – это одна из осязаемых и конкретных (реальных) целей.
Педагоги могут отделять свои собственные проблемы от тех, которые принадлежат учащимся, задавая себе вопрос: «Оказывает ли это поведение какое-либо реальное, осязаемое и конкретное воздействие на меня? Испытываю ли я непринятие потому, что оно мне мешает, задевает, делает больно или наносит какой-либо иной ущерб? Или я чувствую непринятие просто потому, что мне хотелось бы, чтобы учащийся
поступал иначе, не имел проблем и испытывал те чувства, которые, как я полагаю, он должен испытывать?»
Если следует ответ «да» на последнее предположение, то проблема принадлежит учащемуся.
Если ответ «да» дается на предыдущую часть вопроса, то учитель действительно сталкивается с реальной проблемой.
Как распознать проблему партнера?
Модель взаимоотношений в классе Т. Гордона.
Представьте себе, как ведут себя ваши ученики в школе - все, что они делают в вашем присутствии. Это «поведенческое множество» обозначим четырехугольником - «окном Гордона». Окно разделено на две части - в первой находится то поведение, которое приемлемо для вас не мешает учебному процессу, а во второй - то, которое для вас неприемлемо и мешает выполнению ваших педагогических функций.
Приемлемое поведение (Ученики убирают класс, выполняют данное им задание Ученики слушают объяснения учителя, отвечают на вопрос учителя) |
Неприемлемое поведение (Ученики перебивают учителя, разговаривают на уроке,грубят учителю, дерутся) |
Различение принадлежности проблемы.
Когда поведение школьника находится в зоне неприемлемого поведения, тогда у учителя есть проблема. Это важный момент- различение принадлежности школьной проблемы.
Поведение ученика, который откручивает ножку стула, на котором он должен сидеть, находится в зоне неприемлемого поведения, поскольку может быть причиной появления трудностей у учителя.
Теперь представим, что на первой парте сидит девочка и заливается слезами, правда, достаточно тихо. Её мама запретила ей вечером идти на дискотеку. Эта ученица переживает проблему, связанную с ее собственной жизнью и весьма далёкую от жизни учителя. Данная проблема принадлежит ученице и располагается в верхней части окна Гордона.
Поведение, которое не является ни проблемой учителя, ни проблемой ученика -попадает в центральную зону окна - беспроблемного поведения.
Проблема ученика |
Беспроблемное поведение |
Проблемы учителя |
Правильное понимание вопроса «собственности» проблем, возникающих в педагогическом процессе, являются краеугольным камнем при построении эффективных взаимоотношений учителя и ученика.
Различия в собственности на проблему заключается в том, на кого оказывается существенный и конкретный эффект - на преподавателя или учащегося. Чтобы определить принадлежности проблемы, необходимо в затрудненной ситуации задать себе два вопроса:
1.Испытываю ли я отрицательные эмоции от того, что поведение ученика, оказывает реальное, осязаемое конкретное воздействие на меня?
2.Испытываю ли я отрицательные эмоции от того, что ученик не такой, каким бы мне его хотелось видеть?
Если вы ответили «да» на первый вопрос, то проблема принадлежит вам, и решать её должны вы.
Если же «да» получил второй вопрос, то проблема, ровно как и способы её разрешения, принадлежат ученику.
Наиболее значимыми для успешной педагогической практики являются проблемы, принадлежащие преподавателю, без их решения учебный процесс невозможен. Вместе с тем, бывают ситуации, когда учитель может помочь ученику в разрешении его проблемы. И только в беспроблемной зоне взаимоотношений процессы обучения более эффективны.
Практика: Мой стиль педагогического общения. Тест.
Задание: Выполните тест и определите свой стиль общения и учения.
Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д.;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе,
2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
а) похвалите его и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо
получилось сегодня;
в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».
4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
б) не обратите на это внимания;
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что
предпочтете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают
и общаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т, д.).
6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро
проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с
помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы, он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
а) положительно — без нее невозможно полноценное развитие;,
б) отрицательно — оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда> когда согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) сказали бы: «Хорошо, сиди спокойно»;
б) заставили бы выполнить работу еще раз;
в) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его
дело, когда-нибудь пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ для обработки ответов.
Варианты ответов | Вопросы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
А | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | |
Б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | |
В | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.
25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;
20-24 балла - склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов - выраженность либерального стиля педагогического общения.