Тема № 1. Как различить проблему партнера.

Ратникова Елена Владимировна

 

Теория: Учимся различать проблему.

 

Практика: Мой стиль педагогического общения. Тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_no_1..doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Теория: Учимся различать проблему.

Проблемы учителя - это такие проблемы, которые непосредственно мешают ему работать. Если взрослый расстроен, зол, это означает, что именно у него возникли проблемы; и их надо разрешить, так как это мешает ему чувствовать себя комфортно в своем пространстве.

Проблема ученика - это такие проблемы, которые беспокоят самого ребенка (например, что-то случилось дома или не ладится с товарищами). Таких проблем много, и они неизбежны. Они не мешают учителю, но не дают ребенку сосредоточиться на изучаемом материале. Взрослый обязан узнать, что беспокоит детей, чтобы помочь им «вернуться» в класс.

Одним из главных камней преткновения на пути к хорошим взаимоотношениям является неспособность понять, кому принадлежит проблема. Совершенно необходимо научиться различать проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в своей жизни и которые создают проблему им, а не педагогу, и те, которые оказывают конкретное, осязаемое влияние на педагога, идя вразрез с его интересами и потребностями.
Полезнее вести себя совершенно по-разному в тех случаях, когда учащиеся испытывают проблемы и когда проблемы принадлежат учителям. Поэтому очень важно определить, кому принадлежит проблема.
Различение проблем, принадлежащих учащимся, и проблем, принадлежащих учителю, – это одна из осязаемых и конкретных (реальных) целей.

Педагоги могут отделять свои собственные проблемы от тех, которые принадлежат учащимся, задавая себе вопрос: «Оказывает ли это поведение какое-либо реальное, осязаемое и конкретное воздействие на меня? Испытываю ли я непринятие потому, что оно мне мешает, задевает, делает больно или наносит какой-либо иной ущерб? Или я чувствую непринятие просто потому, что мне хотелось бы, чтобы учащийся

поступал иначе, не имел проблем и испытывал те чувства, которые, как я полагаю, он должен испытывать?»

 Если следует ответ «да» на последнее предположение, то проблема принадлежит учащемуся.

Если ответ «да» дается на предыдущую часть вопроса, то учитель действительно сталкивается с реальной проблемой.

Как распознать проблему партнера?

Модель        взаимоотношений   в классе Т. Гордона.

Представьте себе, как ведут себя ваши ученики в школе - все, что они делают в вашем присутствии. Это «поведенческое множество» обозначим четырехугольником - «окном Гордона». Окно разделено на две части - в первой находится то поведение, которое приемлемо для вас не мешает учебному процессу, а во второй - то, которое для вас неприемлемо и мешает выполнению ваших педагогических функций.

Приемлемое поведение

(Ученики

убирают класс, выполняют данное

им задание Ученики слушают

объяснения учителя, отвечают на вопрос учителя)

Неприемлемое поведение 

(Ученики

перебивают учителя, разговаривают на уроке,грубят учителю, дерутся)

Различение принадлежности проблемы.

Когда поведение школьника находится в зоне неприемлемого  поведения, тогда у учителя есть проблема. Это важный момент- различение принадлежности школьной проблемы.

Поведение ученика, который откручивает ножку стула, на котором он должен сидеть, находится в зоне неприемлемого поведения, поскольку может быть причиной появления трудностей у учителя.

Теперь представим, что на первой парте сидит девочка и заливается слезами, правда, достаточно тихо. Её мама запретила ей вечером идти на дискотеку. Эта ученица переживает проблему, связанную с ее собственной жизнью и весьма далёкую от жизни учителя. Данная проблема принадлежит ученице и располагается в верхней части окна Гордона.

Поведение, которое не является ни проблемой учителя, ни проблемой ученика -попадает в центральную зону окна - беспроблемного поведения.

Проблема

ученика

Беспроблемное

поведение

Проблемы

учителя

 

Правильное понимание вопроса «собственности» проблем, возникающих в педагогическом процессе, являются краеугольным камнем при построении эффективных взаимоотношений учителя и ученика.

Различия в собственности на проблему заключается в том, на кого оказывается существенный и конкретный эффект - на преподавателя или учащегося. Чтобы определить принадлежности проблемы, необходимо в затрудненной ситуации задать себе два вопроса:

1.Испытываю ли я отрицательные эмоции от того, что поведение ученика, оказывает реальное, осязаемое конкретное воздействие на меня?

2.Испытываю ли я отрицательные эмоции от  того, что ученик не такой, каким бы мне его хотелось видеть?

Если вы  ответили «да» на первый вопрос, то проблема принадлежит вам, и решать её должны вы.

 Если же  «да» получил второй вопрос, то  проблема, ровно как и способы её разрешения, принадлежат ученику.

Наиболее значимыми для успешной педагогической практики являются проблемы, принадлежащие преподавателю, без их решения учебный процесс невозможен. Вместе с тем, бывают ситуации, когда учитель может помочь ученику в разрешении его проблемы. И только в беспроблемной зоне взаимоотношений процессы обучения более эффективны.

Практика: Мой стиль педагогического общения. Тест.

Задание: Выполните тест и определите свой стиль общения и учения.

Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а)        делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д.;

б)        говорить вам только то, что он сам захочет;

в)        оставлять свои мысли и переживания при себе,

2.        Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:

а)        доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

б)        предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в)        известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3.        Подвижный, суетливый иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

а)        похвалите его и всем детям покажете его работу;

б)        проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо
получилось сегодня;

в)        скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».

4.        Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а)        заставите его громко при всех поздороваться с вами;

б)        не обратите на это внимания;

в)        сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.

5.        Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что
предпочтете делать:

а)        спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают
и общаются;

б)        кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в)        займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т, д.).

6.        Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а)        чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро
проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;

б)        эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с
помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в)        чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7.        Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а)        ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;

б)        у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

в)        ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы, он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8.        Как вы относитесь к активности самого ребенка:

а)        положительно — без нее невозможно полноценное развитие;,

б)        отрицательно — оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

в)        положительно, но только тогда> когда согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а)        сказали бы: «Хорошо, сиди спокойно»;  

б)        заставили бы выполнить работу еще раз;        

в)        предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

а)        ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

б)        если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его
дело, когда-нибудь пожалеет;

в)        педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов.

Варианты

ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.

25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;

20-24 балла - склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов - выраженность либерального стиля педагогического общения.