Информация для учащихся и родителей

Шавалиева Эльвира Гамильевна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТ № 1                              6 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!


ЗАЧЕТ № 2                                   6 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Вариант. I

1. Найти соответствие. Отметить правильные ответы. 
I. Кокки                                                 A. Палочковидные

II. Бациллы                                           Б. Шарообразные

III. Вибрионы                                       B. Спиралевидные

IV. Спириллы                                       Г. Изогнутые

2. Важную роль в накоплении кислорода на земле сыграли:

А. Цианобактерии                 Б. Бациллы                В. Спириллы                            Г. Вибрионы

3.  По рисунку определите, что изображено под цифрой 6, 3, 4.

А. 6- жгутики                       Б.  3- нуклеоид                        В.  4- мембрана 

Г.  6- мембрана                    Д.  3- цитоплазма                    Е.  4- цитоплазма 

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

4.  По рисунку определите формы бактерий: под цифрой 1 ..., 3 ..., 5 ....

А. Кокки                                  Б. Спириллы                             В. Диплококки 

Г. Вибрионы                           Д. Палочковидные                   Е. Стрептококки 

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

5.  Бактерии, вызывающие заболевания называются

А.  Симбионты              Б. Патогенные                В. Сапротрофы               Г. Кисломолочные 


ЗАЧЕТ № 3                           6 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Корень

1. Корень выполняет функцию:

А. Механическую              Б. всасывающую          В. Проводящую                Г. все эти функции.

2. Главным называется корень:

А. самый толстый                                                    Б. самый длинный

В. самый разветвленный                                         Г. развивающийся из зародышевого корешка.

3. Придаточные корни отрастают от:

А. главного корня                                                    Б. побегов

В. боковых корней                                                   Г. любого из этих образований.

4. В стержневой корневой системе:

А. главный корень хорошо выражен                     Б. нет главного корня

В. несколько главных корней                                  Г.  нет боковых корней

5. Мочковатая корневая система образована:

А. придаточными корнями                                      Б. корневищами

В. главными корнями                                               Г. совокупностью всех этих органов.

6. Мочковатая корневая система присуща:

А. моркови                 Б.  ламинарии                В. пшенице                   Г. ни один из ответов не верен.

7. Корни пшеницы проникают на глубину:

А. 50 см                         Б.  20 см                                   В. 1 м                                  Г. 2 м.

8. Самые необходимые для растений соли:

А. фосфора               Б. азота                        В. калия                   Г. все приблизительно в равной мере.

9. Образовательная ткань в корне находится:

А. на верхушке                                                             Б. на всем его протяжении

В. у основания                                                               Г. в зоне всасывания.

10. Корневой чехлик отсутствует у:

А. пшеницы                           Б. лука                          В. ряски                              Г. березы.

11.  Длина корневых волосков у пшеницы может достигать:

А. 9 мм                                  Б.  2 мм                                  В. 16 мм                                      Г. 24 мм.

12. Самую большую длину у корней древесных растений имеет:

А. зона деления            Б. корневой чехлик                 В. зона роста                      Г. зона проведения.

13. Боковые корни отходят от главного:

А. в зоне проведения                                                      Б. в области корневого чехлика

В. в зоне роста                                                                 Г. боковые корни не связаны с главным.

14. Фосфорные удобрения:

А. усиливают рост корня                                                Б. ускоряют созревание плодов

В. усиливают рост стебля                                               Г. ускоряют раскрытие листьев

15. Корнеплод представляет собой видоизменение:

А. боковых корней           Б. главного корня           В. придаточных корней          Г. подземного побега.

16. У моркови есть:

А. корневище                    Б. корнеклубень                          В. клубень                     Г. корнеплод.

17. Корневые клубни представляют собой видоизменение:

А. придаточных корней                                                       Б. главного корня

В. корневища                                                                         Г. столона.

18. Корневые клубни есть у:

А. георгина                                  Б. свеклы                   В. картофеля                       Г. всех этих растений.

19. Воздушные корни свойственны:

А. томату                               Б. осоке                               В. орхидее                     Г. огурцу.

20. Цепляющиеся корни свойственны:

А. картофелю             Б. папоротнику                     В. плющу                Г. всем этим растениям.


Побег

1. Побег содержит:

А. стебель и корни                                                           Б. стебель, листья и почки;

В. стебель, корни и почки                                               Г. листья и цветки.

2. Узел — это:

А. видоизменение почки                                                 Б. зона роста побега

В. утолщение стебля                                                       Г. место отхождения от стебля листа и почки.

3. Очередное листорасположение свойственно:

А. сирени                                Б. клену                                    В. березе                          Г. вороньему глазу.

4.   Супротивное листорасположение свойственно:

А. ржи                                    Б. жасмину                                  В. ламинарии                Г. шиповнику.

5. Придаточные почки могут находиться на:

А. междоузлиях                  Б. корнях                               В. листьях                           Г.всех этих частях растения.

6. Почка — это:

А. зачаток сложного листа                                                                Б. зачаток стебля с корнем

В. зачаток побега                                                                                 Г. ни один из ответов не верен.

7.        Листовая мозаика — это:

А. заболевание листьев                                                                      Б. чередование пятен хлорофилла на листе,

В. способ расположения листьев на стебле                                      Г.вид листовой пластинки.

8.        Почечные чешуи представляют собой:

А. видоизменения семядолей                                                            Б.  зачаток побега

В. видоизменение пробки побега                                                      Г. видоизменения листа.

9.        Осевая часть почки — это:

А. зачаток стебля                                                                                Б. скрученные зачатки листьев

В. зачаток стебля с главным корнем                                                 Г. пучок пазушных почек.

10. Вставочный рост побега происходит за счет деления клеток:

 А. пазушных почек                                                                            Б. всего междоузлия

В. основания молодых междоузлий                                                  Г.кольцевого слоя камбия.

11.  Прищипка верхушки побега приводит к:

А. усилению ветвления                                                                       Б. ослаблению ветвления

В. усилению роста главного корня                                                    Г. ускорению зацветания.

12. Прикорневая розетка свойственна:

А. землянике                           Б. одуванчику                      В. подорожнику                     Г.всем этим растениям.

13. Побег фасоли растет:

А. цепляясь за опору видоизмененными листьями                                  Б. обвиваясь стеблем вокруг опоры

В. цепляясь за опору придаточными корнями                                          Г. возможны все варианты.

14. Побег гороха растет:

А. цепляясь за опору видоизмененными листьями                                 Б. обвиваясь стеблем вокруг опоры

В. цепляясь за опору придаточными корнями                                         Г. возможны все варианты.

15. Побег плюща растет:

А. цепляясь за опору видоизмененными листьями                                  Б. обвиваясь стеблем вокруг опоры

В. цепляясь за опору придаточными корнями                                          Г. возможны все варианты.

16.  Корневище — это видоизменение:

А. боковых корней                       Б. главного корня                     В. придаточных корней                 Г. побегов.

17. Столон — это:

А. боковой корень                                                                              Б. видоизмененный подземный побег,

В. видоизменение листа                                                                    Г. утолщение главного корня.

18. Клубень — это видоизменение:

А. главного корня                         Б. побега                        В. бокового корня                    Г. придаточного корня.

19. Столон отличается от корневища:

А. наличием листьев                                                                                Б. большей длиной

В. меньшим запасом питательных веществ                                           Г. отсутствием на конце клубней.

20. Корневища свойственны для:

А. гороха                                 Б. картофеля                                        В. чеснока                                  Г.ландыша.


Лист

1. В состав листа входит:

А. луб               Б. пластинка              В. древесина                 Г. все эти образования.

2.        Прилистников нет у:

А. сирени         Б. ландыша            В. пастушьей сумки      Г. всех этих растений.

3.        Прилистники превращаются в колючки у:

А. рябины        Б. дуба              В. акации                 Г. ни у одного из этих растений.

4.        Сидячие листья свойственны:

А. ясеню           Б. рябине              В. крапиве                 Г. элодее.

        .     5   Листовое влагалище характерно для:

А. каштана          Б. пшеницы           В. осины               Г. гвоздики.

6.        Непарноперистый лист есть у:

А. каштана         Б. рябины             В. дуба                 Г. всех этих растений.

7.        Пальчато-сложный лист свойственен:

А. шиповнику                Б. фасоли              В. каштану                 Г. клену.

8.        Цельный край листа характерен для:

А. крапивы               Б. подорожника        В. березы              Г. всех этих растений.

9.        Зубчатый край листа есть у:

А. элодеи              Б. ландыша                 В. березы                   Г. всех этих растений.

10.        Параллельное жилкование листа характерно для:

А. кукурузы            Б. пшеницы                В. ковыля               Г. всех этих растений.

11.        Замыкающие клетки образуют:

А. столбчатую ткань                 Б. устьица                  В. губчатую ткань,  

Г.  проводящие пучки.

12.        У растений с горизонтально расположенными листьями устьица:

А. расположены в основном на нижней стороне листа

Б. отсутствуют             В. расположены в основном на верхней стороне листа,  

Г. расположены равномерно на обеих сторонах листа.

13.        У растений с плавающими листьями устьица:

А. расположены в основном на нижней стороне листа

Б. отсутствуют,

В. расположены в основном на верхней стороне листа,

Г. расположены равномерно на обеих сторонах листа.

14.        На 1 мм2 поверхности листа находится устьиц:

А. единицы             Б. десятки                В. сотни               Г. тысячи.

15.        Кожица листа состоит из:

А. трех слоев клеток                      Б. одного слоя клеток

В. двенадцати слоев клеток          Г.нескольких десятков слоев клеток.

16.        Губчатая ткань листа находится:

А. под кожицей листа                     Б. под столбчатой тканью

В. вокруг устьиц                             Г. внутри сосудисто-волокнистых пучков.

17.        Большая часть всасываемой растением воды:

А. запасается в корнях                    Б. запасается в стебле

В. испаряется                                    Г. расходуется в процессе фотосинтеза.

18.        Растения сухих жарких мест зачастую:

А. имеют крупные листья                     Б.не имеют листьев

В. имеют небольшие листья                  Г. имеют сложные листья.

19.        Перистое жилкование листа обычно характерно:

А. двудольным       Б. однодольным        В. голосеменным           Г. водорослям.

20.        Живое содержимое часто отсутствует в клетках тканей:

А. основной           Б. образовательной           В. механической         Г. запасающей


ЗАЧЕТ № 4   (итоговый)                           6 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Вариант. I

Часть А (выберите верный ответ, запишите его. Например: 1. 1;  2. 1)

1. Какие организмы состоят из сходных клеток и не имеют тканей?

1) мхи                                  2) папоротники 

3) водоросли                     4) псилофиты

10. Процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца — признак живого, присущий

1) животным                                2) грибам

3) бактериям гниения                 4) растениям

2. Приспособленность кактусов к жизни в пустыни состоит в том, что у них

1) прекращаются все процессы жизнедеятельности

2) корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

3) устьица расположены на нижней стороне листа

4) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых запасается вода в период дождей

11. Клубень представляет собой видоизмененный подземный побег, так как

1) на нем расположены почки

2) ион поглощает воду и минеральные вещества

3) в нем органические вещества расщепляются до минеральных

4) в нем образуются органические вещества из неорганических

3. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор,

1) клубеньковые бактерии 

2) мицелий грибов

3) дождевые черви       

4) одноклеточные водоросли

12. Органические вещества из листьев во все органы передвигаются по

1) клеткам сердцевины 

2) сосудам древесины

3) клеткам коры  

4) ситовидным трубкам

4. Транспорт воды и минеральных веществ из корня в стебель происходит в процессе

1)дыхания

2)отложения органических веществ в запас

3)образования органических веществ

4)корневого давления и испарения воды листьями

13. Что представляет собой почка растений?

1)зародыш с запасом питательных веществ         2)зачаточный побег

3)видоизмененный стебель                          

4)часть стебля с листьями

5. Какие организмы вступают в симбиоз с деревьями и обеспечивают их водой и минеральными веществами?

1)шляпочные грибы                    

 2)плесневые грибы

3)дрожжи                                        

4)бактерии

14. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве?

1)поглощает воду, минеральные соли и органические вещества

2)образует споры, участвующие в размножении

3)участвует в образовании половых клеток

4)формирует корневые волоски

6. Приспособление растений к опылению ветром — наличие цветков

1)ярких, крупных                           2)с резким запахом

3)с нектарниками                         

4)с тычинками на длинных нитях

15. Цветок — орган размножения растения, так как в нем

образуются

1)половые клетки            2)споры

3)лепестки                          4)чашелистики

7. Голосеменные — более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1)семена                           2)цветки и плоды

3)корни                            

4)листья в форме иголок (хвоинки)

16. Лишайник — комплексный организм, так как он

1)состоит из разных тканей               

2)имеет сложный цикл развития

3)представляет собой симбиоз гриба и водоросли

4)образует микоризу с корнями деревьев

8. Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к

1)загрязнению атмосферы                    2)плодородию почвы

3)освещенности местности                   4)влажности воздуха

17. Почему покрытосеменные считают процветающей группой растений?

1)они размножаются спорами

2)семена у них расположены внутри плода

3)семена лежат на чешуйках шишки

4)они размножаются половым путем

9. Что представляет собой побег?

1)стебель с расположенными на нем листьями и почками

2)видоизмененный корень

3)конус нарастания

4)часть корня с корневыми волосками

18.

К какому царству относят организм, тело которого

представляет собой мицелий, состоящий из гиф?

1)растений                          2)бактерий

3)грибов                          4)лишайников

Часть В.  Выберите несколько верных ответов.

В 1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

A)поглощается кислород

Б) выделяется углекислый газ

B)поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества образуются

Е) органические вещества расходуются

В 2. Прочитайте задание и выпишите буквы, обозначающие верные элементы ответа.

Грибы неправильно относить к растениям, так как они

A)питаются готовыми органическими веществами

Б) растут в течение всей жизни

B) содержат в оболочках клеток хитин

Г) выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме

Д) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Е) дышат кислородом воздуха

В 3. Установите соответствие между характеристикой корня и видом корня, к которому она относится.

Характеристика корня  

1) развивается из зародышевого корешка  

2) отрастает от нижней части стебля

3) растет вертикально вниз

4) хорошо развит у двудольных растений

5) развивается у кукурузы и пшеницы

6) развивается у одуванчика и лопуха

вид корня

А – мочковатый корень

Б – стержневой корень

В 4. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен.

Признаки растений 

1) число частей в цветке соответствует трем

2) число частей в цветке соответствует четырем или пяти

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) корневая система стержневая

6) корневая система мочковатая

Уровень С

Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых растений» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает.

2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские гаметы - яйцеклетки. 3.Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка.

4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия.

5. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает.

6. Слияние женской и мужской гамет называют оплодотворением



Предварительный просмотр:

Вводная контрольная работа                                               8 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Вариант. 1

Часть А (выберите верный ответ, запишите его. Например: 1. 1;  2. 1)

1 У амебы вредные продукты обмена выделяются

а) через всю поверхность тела

б) через сократительную вакуоль

в) через пищеварительную вакуоль

г) через поверхность тела и сократительную вакуоль

2 Тело инфузории-туфельки:

а) покрыто жгутиками                  б) покрыто ресничками

в) покрыто слизью                      г) имеет гладкую оболочку

3 При неблагоприятных условиях большинство простейших:

а) погибает, но перед этим размножается           б) погибает

в) образует споры                г) переходит в состояние цисты

4 Вольвокс нельзя отнести к многоклеточным организмам, т.к.:

а) тело вольвокса содержит мало клеток

б) клетки вольвокса не связаны друг с другом

в) изолированная клетка вольвокса может существовать как самостоятельный организм

г) верны все ответы

5 В эктодерме гидры больше всего содержится клеток следующего типа:

а) нервных                                      б) кожно-мускульных

в) стрекательных                            г) промежуточных

6 Регенерация у гидры - это

а) процесс бесполого размножения

б) почкование

в) процесс восстановления утраченных частей тела

г) как размножения, так и восстановления

7 Кишечная полость у кишечнополостных связана с наружной средой

а) через рот и анальное отверстие          б) только через рот

в) могут быть разные варианты      г) через рот и порошицу

8 Плоские черви имеют

а) первичную полость тела         б) вторичную полость тела

в) кишечную полость тела           г) не имеет полости тела

9 Нервная система у планарии

а) разбросано-узлового типа                   б) сетевого типа

в) узлового типа                                        г) отсутствует

10 Плоские черви

а) имеют двустороннюю симметрию

б) кожно-мускульный мешок

в) специальную выделительную систему

г) верны все ответы

11 У дождевого червя из органов чувств имеются

а) обоняние                      б) вкус                      в) слух

г) специальных органов чувств нет

12 Полость тела у аскариды

а) заполнена воздухом                     б) заполнена жидкостью

в) заполнена соединительной тканью            г) отсутствует

13 В каждом членике тела дождевого червя повторяются

а) нервные узлы                          б) выделительные трубочки

в) кольцевые кровеносные сосуды         г) верны все ответы

14 Дождевой червь дышит

а) в бескислородной среде           б) атмосферным воздухом

в) возможны оба варианта               г) дыхание отсутствует

15 Раковина обыкновенного прудовика покрыта слоем

а) извести                             б) рогоподобного вещества

в) хитина                              г) кремния

16 К брюхоногим моллюскам относятся

а) голый слизень                           б) живородка

в) битиния                                        г) верны все ответы

17 Нервная система у рака состоит из

а) надглоточного нервного узла

б) подглоточного нервного узла

в) брюшной нервной цепочки

г) верны все ответы

18 Брюшко паука-крестовика имеет

а) три членика                                 б) нечленистое строение

в) пять члеников                     г) ни один из ответов не верен

19 Тело членистоногих состоит из:

а) головы, груди и брюшка            б) головы и туловища

в) головогруди и туловища

г) головы, груди и брюшка; головогруди и брюшка

20 У насекомых число пар двигательных конечностей может быть равно

а) 3                  б) 4              в) 5              г) верны все ответы

21 Рыбы относятся к типу:

а) бесхордовые          б) полухордовые               в) хордовые

22 Тело покрыто костной чешуей:

а) только у хрящевых рыб               б) только у костных рыб

в) у всех рыб, за редким исключением

23 Кожа у пресмыкающихся:

а) имеет сальные железы                  б) сухая (без желез)

в) имеет небольшое количество желез, выделяющих слизь

24 Сердце у пресмыкающихся:

а) трехкамерное                                    б) четырехкамерное

в) трехкамерное, кроме крокодилов

25 Оплодотворение у пресмыкающихся:

а) наружное                             б) внутреннее

в) как наружное, так и внутреннее

Часть В

1. Расположите уровни организации жизни в порядке их усложнения:

  1. клеточный;                           3. биосферный;                    5. организменный;              7. видовой
  2. органо-тканевый;                 4. молекулярный;                 6. биоценотический;  

2. Распределите животных по группам

А. Млекопитающие

Б. Земноводные

В. Пресмыкающиеся

Г. Птицы

1 землеройка

2 кит

3 удав

4 прыткая ящерица

5 гребенчатый тритон

6 киви 7 гренландский тюлень

8 остромордая лягушка 9 пингвин

10 утконос

11 жабы

12 иволга

13 ехидна

14 нильский крокодил

15 уж обыкновенный


Промежуточная контрольная работа                                               8 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 Желаю успеха!

Вариант. I

Часть А (выберите верный ответ, запишите его. Например: 1. 1;  2. 1)

1.Какую из функций кровь не выполняет

1) секреторную                          2) гуморальную

3) выделительную                     4) защитную

2. Какая ткань имеет многоядерные волокна?

1) поперечно-полосатая мышечная           2) нервная

3) гладкая мышечная                      4) соединительная

3. К чему прилегает надкостница?

1) к суставному хрящу

2) к костным канальцам

3) к костным пластинкам

 4) к компактному веществу кости

4. Что вызывает грипп?

1) палочка Коха                               2) вирус гриппа

3) бледная трепонема                      4) ВИЧ

5. В какую систему органов входит селезенка?

1) в пищеварительную              2) в эндокринную

3) в иммунную                           4) в дыхательную

6. Где образуются клетки крови?

1) в правом предсердии           2) в спинном мозге

3) в красном костном мозге

7. Костная ткань представляет собой разновидность ткани

1) эпителиальной                          2) соединительной

3) мышечной поперечнополосатой

4) мышечной гладкой

8. Соединения костей, при которых многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой, относят к типу

1) подвижных

2) малоподвижных

3) полуподвижных

4) неподвижных

9. Какой буквой на рисунке обозначена бедренная кость?

1) А           2) Б            3) В            4) Г

10. Рост кости в толщину происходит за счет деления клеток

1) желтого костного мозга

2) надкостницы, сросшейся с костью

3) наружного плотного вещества

4) внутреннего губчатого вещества

11. Какую группу крови имеет «универсальный реципиент»

1) I           2) II           3) III            4) IV

12.Для формирования правильной осанки нужно:

1 меньше бегать;

2) носить портфель в правой руке;

3) чередовать виды мышечной деятельности;

 4) спать в мягкой постели.

13. Эритроциты участвуют в:

1) переносе кровью питательных веществ и продуктов обмена;

2) переносе кровью кислорода и углекислого газа.

3) свертывании крови;

4) в фагоцитозе.

14. Средний слой стенки сердца образован:

1) соединительной тканью;        2) мышечной тканью;

3) эпителиальной тканью;           4) нервной тканью.

15. Организм человека постоянно подвергается воздействию огромного числа болезнетворных бактерий, грибов, вирусов, но не заболевает, если:

1) у него имеется естественный иммунитет;

2) человек постоянно принимает лекарства от многих болезней;

3) постоянно уничтожает все болезнетворные микроорганизмы вокруг себя;

4) соблюдает строгий режим питания.

16. Фагоцитозом называют:

1) способность лейкоцитов выходить из сосудов;

2) уничтожение лейкоцитами бактерий, вирусов;

3) перенос эритроцитами кислорода от легких к тканям.

4) невосприимчивость организма к инфекциям.

17.Какое количество тромбоцитов содержится в 1 мм3 крови человека

1) 180-400 тыс                        2) 6-8 тыс

3) 4,5-5 млн                            4) 50-70 тыс

18. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа

1) височная, теменная                  2) лобная, теменная

3) затылочная, теменная          4) затылочная, лобная

19.Подвижно соединены:

1) ребра и грудина;               2 лицевые кости черепа;

3) бедро и голень;            4) кости основания черепа.

20.Наложение шины на сломанную кость:

1) уменьшает отек;          2) уменьшает кровотечение;

3) предупреждает смещение обломков кости;

4) препятствует проникновению микробов в рану.

Часть В.  Выберите несколько верных ответов.

1.Из левого желудочка сердца кровь вытекает:

А) по направлению к клеткам тела;                        Б) венозная;                                     В) артериальная;

Г) по направлению к легким;                                   Д) по артериям;                               Е) по венам.

2. Установите соответствие между типами костей и их примерами:

ТИПЫ КОСТЕЙ

1. трубчатая

2. плоская

ПРИМЕРЫ

А. лопатка

Б. бедренная

В. тазовая

Г. затылочная

Д. плечевая

Е. большая берцовая кость

3 Установите соответствие между особенностью регуляции физиологических функций в организме человека и её типом

ТИП РЕГУЛЯЦИИ

1) нервная

2) гуморальная

ОСОБЕННОСТИ

А) осуществляется с помощью гормонов

Б) процесс протекает медленно

РЕГУЛЯЦИИ

В) имеет высокую скорость реакции  на внешнее воздействие

Г) осуществляется с помощью электрических импульсов

Д) воздействие осуществляется через кровь


Промежуточная контрольная работа                                               8 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Вариант. II

Часть А (выберите верный ответ, запишите его. Например: 1. 1;  2. 1)

1.К покровной ткани относится:

1) костная;                                2) мерцательный эпителий;

3) эмаль зубов;                         4) жировая.

2. Губчатой костью является:

1) локтевая;                               2) лучевая;

3) позвонок;                              4) фаланга пальца.

3. Неподвижно соединены:

1)  голень и предплюсна;

2)  верхние челюсти;

3)  первый и второй шейные позвонки;

4)  бедренная кость и кости таза.

4. При переломе ребра нужно:

1) наложить шину;      2) туго забинтовать грудную клетку;

3) наложить жгут;        4) наложить марлевую повязку

5. Плоскостопие возникает при:

1)  занятиях спортом;                   2) нарушении осанки;

3) длительном сидении;               4) ношении тесной обуви.

6. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:

1) передвигаются с током крови;    

2) способны активно передвигаться;

3)  не способны проникать сквозь стенки капилляров

4) передвигаются с помощью ресничек.

7. Околосердечная сумка заполнена:

1) воздухом;                           2) соединительной тканью;

3) жировой тканью;               4) жидкостью.

8. Вещества, обезвреживающие в организме человека чужеродные тела и их яды:

1) ферменты;                                2) антитела;

3) антибиотики;                           4) гормоны.

9. В костной ткани межклеточное вещество

1) жидкое                                       2) твердое

3) отсутствует                              4) содержит запасы жира

10. Какие вещества придают кости твердость?

1) аминокислоты и белки                    2) глюкоза и крахмал

3) нуклеиновые кислоты                      4) минеральные соли

11.  Кровь II группы можно переливать людям, имеющим

1) I группу крови                            2) II или IV группу крови

3) II или   III группу крови             4) IV группу крови

12. Какой буквой на рисунке обозначен скелет предплечья верхней конечности?

1) А       2) Б        3) В       4) Г

13. Кости растут в толщину за счет надкостницы, так как

1) она расположена снаружи

2) ее поверхность гладкая

3) она образована соединительной тканью

4) в ней есть клетки, способные к делению

14. Скелет ребенка легко деформируется и искривляется при длительной нагрузке, так как в его костях органических веществ

1) нет или очень мало

2) больше, чем минеральных

3) меньше, чем минеральных

4) столько же, сколько минеральных

15. Широкий таз и 8-образный позвоночник сформировались у человека в процессе эволюции в связи с

1) родством с приматами

2) прямохождением

3) происхождением от древних млекопитающих

4) трудовой деятельностью

16. Внутреннюю среду организма образуют (ет)

1) цитоплазма клеток                            2)внутренние органы

3) кровь, лимфа, тканевая жидкость         4) полости тела  

17. Функцией тромбоцитов является

1) транспорт кислорода и углекислого газа

2) выработка гормонов

3) участие в свертывании крови

4) защита от микроорганизмов, чужеродных белков, инородных тел

18. Какую из функций кровь не выполняет

1) секреторную                                   2) гуморальную

3) выделительную                               4) защитную

19. Какое количество эритроцитов содержится в 1 мм3 крови человека

1) 180-400 тыс      2)6-8 тыс          3)4,5-5 млн     4)50-70 тыс

20. Сколько пар ребер образуют грудную клетку человека?

1) 10 пар           2) 12 пар          3)   14 пар         4) 16 пар

Часть В.  Выберите несколько верных ответов.

1. Внутренняя среда организма образована:

А) органами брюшной полости;                                  Б) кровью;                       В) межклеточной (тканевой) жидкостью;

Г) содержимым желудка;                                             Д) лимфой;                      Е) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки.

2. Установите соответствие между костью верхних конечностей и отделом, к которому она относится.

ОТДЕЛЫ КОНЕЧНОСТИ

А) собственно конечность

Б) пояс конечностей

КОСТИ КОНЕЧНОСТИ

1) плечевая кость

2) лопатка

3) ключица

4) локтевая кость

5) лучевая кость

6) кость кисти

3 Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. 

ВИД

1) естественный

2) искусственный

СПОСОБ

А) передается по наследству

Б) вырабатывается под действием вакцины

ПРИОБРЕТЕНИЯ

В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки

ИММУНИТЕТА

Г) формируется после перенесенного заболевания


ЗАЧЕТ № 4                                 8 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Вариант. I

Часть А (выберите верный ответ, запишите его. Например: 1. 1;  2. 1)

1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

1. крахмал                                     2. жиры

3. белки                                         4. белки, жиры, углеводы

13. Наименьшая скорость движения крови в

1. артериях                                        2. аорте

3. капиллярах                                    4. венах

2. Рефлекторная дуга заканчивается

1. исполнительным органом                    3. рецептором

2. чувствительным нейроном                   4. вставочным нейроном

14. Парным органом мочевыделительной системы является

  1. мочеточник                          3. мочеиспускательный канал
  2. мочевой пузырь                   4.  почка

3. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

1. фагоциты                                         2. Лимфоциты

3. эритроциты                                      4. тромбоциты

15. Дыхательные пути - это

1.  только бронхи                                  2. трахея и бронхи

3.  носовая полость, гортань, трахея

4. носовая полость, гортань, трахея, бронхи

4. Малый круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка                2. от правого желудочка

3. от аорты                                  4. от правого предсердия

16. К железам внешней секреции относят:

1. печень                                            2. половые железы

3. гипофиз                                         4. надпочечники

5.Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания

1. волосковых клеток                    3. жидкости улитки

2. мембраны улитки                      4. барабанной перепонки

17. Как называется оболочка, которой покрыты легкие?

1. легочная плевра                               2. эпителий

3. альвеола                                             4. мембрана

6. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?

1. гипертония     2. Гипотония       3. аллергия      4. аритмия

18. В органах пищеварения не расщепляются

1. углеводы                                2. води и минеральные соли

3. жиры                                       4. белки

7. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?

  1. из гладких мышц                     3. из эпителиальной ткани
  2. из скелетных мышц                 4. из соединительной ткани

19. При недостатке витамина В1 развивается

1.цинга             2.  «куриная слепота»             3. рахит

4. расстройство деятельности нервной системы

8. Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1. нервы, нервные узлы

2. спинной мозг, головной мозг

3. спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

4. головной мозг, нервы, нервные узлы

20. Понятие «анализатор» включает следующие составляющие

  1. рецептор, воспринимающий сигнал
  2. проводящие пути
  3. зона коры, где проводится анализ раздражений

все указанные компоненты

9. Пластический обмен это –

1. синтез органических веществ из неорганических

2. синтез минеральных веществ

3. окисление органических веществ

4. окисление минеральных веществ

21. К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1. инфаркт миокарда                                        2. СПИД

3. малокровие                                                     4. туберкулез

10. Кто были предками человекообразных обезьян?

1. Пргипопитеки                              2.Дриопитеки

3. Парапитеки                                  4. Австралопитеки.

22. Где в коже содержится пигмент?

1. соединительная ткань                                    2. гиподерма.

3. в клетках ростового слоя эпидермиса          4. дерма

11. Какой орган выделительной системы главный?

1. кожа          2. сердце            3. почки           4. кишечник

23.  Как называется неподвижное соединение костей?

1. стык       2. Сустав                3. Шов              4. Хрящ

12. Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве?

1. слух          2. зрение            3. обоняние          4. осязание

24. В ротовую полость открываются протоки

1. печени                                        2. поджелудочной железы

3. надпочечников                          4. слюнных желез

Часть В.  Выберите несколько верных ответов.

2. Установите соответствие

Анализаторы

А. зрительный

Б. пространственный (вестибулярный)

В. слуховой

Структуры

А стекловидное тело

Б улитка

В колбочки

Г палочки

Д наковальня

Е полукружные каналы

3 Установите соответствие

Кровеносные сосуды

А. От сердца

Б. К сердцу

Направления

А вены малого круга кровообращения

Б вены большого круга кровообращения

движения крови

В артерии малого круга кровообращения

Г артерии большого круга кровообращения

Уровень С

  1. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
  2. В чем значение крови для организма человека?


ЗАЧЕТ № 4                                 8 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

Вариант. 2

Часть А (выберите верный ответ, запишите его. Например: 1. 1;  2. 1)

1. Белки расщепляются в

1.  пищеводе                                        2.  ротовой полости 

3.  печени                                          4.  желудке, кишечнике

13. Какой участок языка воспринимает горький вкус?

1.кончик языка                                         2. корень языка

3. боковая поверхность языка                4. уздечка языка

2. Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы                                       2. нервные центры                

3. нервные узлы                           4. гормоны

14. Для профилактики от заболевания гриппом нужно:

1. заниматься спортом                            2. делать зарядку

3. не бывать на улице

4. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными

3.  Что составляет основную часть плазмы?

1.  белки         2.  жиры         3.  углеводы        4.  вода

15. Сколько изгибов образует позвоночник человека?

1. 1                             2. 2                       3. 3.                    4. 4

4.  Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка                    2. от правого желудочка

 3.  от аорты                                      4. от левого предсердия

16.  Голосовые связки расположены в

1.  глотке                                      2.  трахее

3.  гортани                                   4.   ротовой полости

5.  Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является

1. роговица                                          2. зрачок 

3. хрусталик                                         4.  стекловидное тело

17. Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:  

1. в полость рта                                2.  кровеносные сосуды

3.  органы мишени                           4.  во внешнюю среду

6.  Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека?

1.  вены                                               2.  артерии 

3.  капилляры                                        4.  клапаны

18.  У человека желудок расположен за

1.  пищеводом                                 2.  Глоткой

3.  толстой кишкой                          4.  тонкой кишкой

7.  Кровь движется к сердцу по

1. артериям                                  2. капиллярам        

3. венам                                        4. лимфатическим сосудам

19.Кто такие гельменты?

1. микроорганизмы                         2. Паразитические черв

3. Вирусы                                        4. Бактерии

8.  Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1.  гормон                                               2.  нейрон 

3.  рефлекс                                              4.  синапс

20. Энергетический обмен это  -

1. синтез органических веществ из неорганических 2.синтез минеральных веществ

3. окисление органических веществ с освобождением энергии

9. Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

1. питекантроп                                      2. Синантроп    

3. Кроманьонец                                     4. Неандерталец

21.  Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин

1.   В1                2.  С                3.  D                4.  А

10. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?

1. дизентерия                                 2.гастрит  

3. Аппендикс                                 4 холецистит

22.  Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам?

1.  дыхательная                          2.  Кровеносная

3.  выделительная                     4.  Пищеварительная

11.  Нормальное артериальное давление человека

1. 100/60           2. 120/70            3.  150/90            4. 180/100

23. Сколько воды ежедневно удаляется через почки?

1. 0,5 л                     2. 1,5 л              3.  2 л             4. до 3 л

12.  Наружная часть почки образована

1. корковым слоем                                2.  мозговым слоем

3.  почечной лоханкой                          4.  сетью капилляров

24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки:

1. 0,5 л                                       2. 1-1,5 л        

3. 2-2,5 л                                  4. Более 3 л

Часть В.  Выберите несколько верных ответов.

2. Установите соответствие

1. Глазница

2.Слёзные железы

3.Роговица

4.Радужная оболочка

5.Хрусталик

6.Сетчатка

7.Зрительный нерв

Функция структуры или

А.увлажнение и защита глаза от бактерий

Б. место расположения глаза

В. Проведение нервного импульса 

его расположение в органе

Г. Прозрачная оболочка

Д. светочувствительная оболочка

Е.. оболочка, придающая глазам цвет

Ж. орган, выполняющий функцию линзы

3 Установите соответствие

Вид иммунитета

А. Естественный

Б. Искусственный

Способ

1. передается по наследству, врожденный;

2. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки;

применения

3. возникает под действием вакцины;

4. формируется после перенесенного заболевания.

Уровень С

1. В чем состоит барьерная функция печени?

2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1                                                                                      8 класс
«Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. Правила по технике безопасности (ТБ)».

Простейшие операции с веществом (химический практикум)

Программа О.С. Габриэляна. 8 класс  

Если какая-то работа кажется тебе легкой,

это значит, что ты не знаешь ее и не умеешь делать.
Леонардо да Винчи.

Цель: Закрепить правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории. Научиться обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Оборудование и реактивы: Лабораторная посуда и оборудование (штатив, пробирка, фарфоровая чашка, химический стакан, держатель. Нагревательные приборы (спиртовка, лучина). Правила безопасности (Инструкция по технике безопасности).

 Д /з. Записи, с.105

План работы

Вводная часть. Инструктаж по ТБ

Практическая работа- 20-25 мин

Оформление отчета- 10 мин

Итог, рефлексия

Техника безопасности:

  • Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
  • Правила техники безопасности при обращении с химической посудой.
  • Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.
  • Оказание первой доврачебной помощи.

Форма отчета

N п/п

лабораторная посуда и оборудование

рисунок

применение

1.

Ознакомление с лабораторной посудой и оборудованием.

штатив

     

1 – чугунная подставка – опора

2  – стержень – закрепление зажимов

…………

пробирка

фарфоровая чашка

химический стакан

держатель

2.

Ознакомление с нагревательными приборами (спиртовкой).

спиртовка

лучина

3.

Изучение строения пламени

Строение пламени:

А) нижний

Б) средний

В) верхний слои пламени

Вывод: Я научился (научилась) _______________.


Рефлексия:

Правила выживания в химической лаборатории.

  • Если у Вас в руках жидкое – не разлейте, порошкообразное не рассыпьте, газообразное не выпустите наружу
  • Если включили – выключите.
  • Если открыли – закройте.
  • Если разобрали – соберите.
  • Если Вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
  • Если Вы не разбирали – не вздумайте собирать.
  • Если Вы одолжили что-нибудь – верните.
  • Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.
  • Если вы привели что-нибудь в беспорядок – восстановите статус кво.
  • Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
  • Если вы не знаете, как это действует, РАДИ БОГА, не трогайте.
  • Если Вас это не касается – не вмешивайтесь.
  • Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите.
  • Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.
  • Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
  • если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у Вас ничего не загорелось.
  • Если у Вас что-либо взорвалось, проверьте,  остались ли живы.
  • Если не усвоили этих правил не входите в лабораторию



Предварительный просмотр:

Практическая работа №                                                                                       8 класс
«Очистка загрязненной поваренной соли»

Простейшие операции с веществом (химический практикум)

Программа О.С. Габриэляна. 8 класс  

Если какая-то работа кажется тебе легкой,

это значит, что ты не знаешь ее и не умеешь делать.
Леонардо да Винчи.

Цель: Освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование, выпаривание, соблюдая правила безопасности.

Оборудование: Штатив лабораторный с кольцом, выпаривательная чашка, два стаканчика, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички. Инструкция по технике безопасности.

Реактивы: загрязненная поваренная соль, вода.

Д /з. Записи, с.109

План работы

Вводная часть. Инструктаж  по ТБ

Практическая  работа- 20-25 мин

Оформление отчета- 10 мин

Итог, рефлексия

Техника безопасности:

  1. Работа со спиртовкой: зажигать спиртовку можно только спичкой (нельзя зажигать спиртовку от другой спиртовки), гасить пламя можно только колпачком, запрещается передавать соседу зажженную спиртовку.
  2. Работа с горячими жидкостями и кипячение: раствор должен слегка кипеть, но не выплескиваться через край фарфоровой чашки.

В процессе подготовки к работе учащимся предлагаются вопросы, на которые дети отвечают дома и фронтально в классе перед выполнением работы:

  1. Что мы называем смесями?
  2. Какие существую способы разделения смесей? На чем они основаны?
  3. Загрязненная поваренная соль, это какая смесь? Чего с чем?
  4. Как мы будем проводить разделение этой смеси?
  5. Для чего необходимо растворение этой соли?
  6. Как сложить фильтр?
  7. Для чего необходимо фильтрование?
  8. Что мы можем отделить фильтрованием?
  9. На чем основано разделение смеси выпариванием? Какие вещества мы будем разделять выпариванием?
  10. Как, по вашему мнению, будет выглядеть чистая поваренная соль?

Алгоритм выполнения работы:

  1. Небольшое количество загрязненной поваренной соли растворяем в небольшом количестве воды. Для более быстрого растворения смесь соли и воды перемешиваем стеклянной палочкой (осторожно не касаясь стенок стакана).
  2. Складываем фильтр. Для этого листок фильтровальной бумаги складываем пополам, затем еще раз пополам, отгибаем один уголок. Фильтр вставляем в воронку и слегка смачиваем водой. Острый кончик фильтра должен лежать на стенке вороник, иначе под тяжестью воды он порвется.
  3. Воронку опускаем в кольцо штатива и ставим под нее чистый стакан, так, чтобы скошенный кончик воронки касался края стакана. Смесь наливаем осторожно по стеклянной палочке.
  4. В выпаривательную чашку наливаем немного фильтрата и ставим в кольцо штатива, под чашку устанавливаем спиртовку так, чтобы пламя слегка касалось чашки, и зажигаем спиртовку. Чтобы смесь кипела, равномерно помешиваем ее стеклянной палочкой.
  5. При появлении первых кристаллов гасим спиртовку.
  6. Оформляем работу.

Оформление отчета:

В тетрадях для практических работ,  оформляется отчет о проделанной работе. В тетрадь записывается тема практической работы, ее цель. Результаты выполнения работы заносятся в таблицу:

Форма отчета

№ опыта

Действие

Физические свойства

Наблюдения

1.

Растворение загрязненной поваренной соли.

2.

Фильтрование.

3.

Выпаривание фильтрата

        Вывод:   _______________.

После оформления таблицы делается общий вывод по работе. Чем отличается очищенная поваренная соль от загрязненной?

Критерии оценивания:

Оценка «3»  Полностью выполненная работа, но не сделан вывод.

Оценка «4»  Полностью выполненная работа со всеми выводами, но не аккуратно.

Оценка «5»   Полностью выполненная работа со всеми выводами и ответ на дополнительные вопросы:

Предложите способ разделения смеси:

1) уксуса и воды.                                                 2) воды и растительного масла.



Предварительный просмотр:

Практическая работа №                                                                                       8 класс
«Приготовление раствора сахара  с заданной массовой долей его  в растворе»

Простейшие операции с веществом (химический практикум)

Программа О.С. Габриэляна. 8 класс  

Если какая-то работа кажется тебе легкой,

это значит, что ты не знаешь ее и не умеешь делать.
Леонардо да Винчи.

Цель: Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворенного вещества. Совершенствовать умения работать с химической посудой, в приготовлении растворов веществ, в пользовании весами и разновесами, соблюдая правила безопасности. Практиковаться в вычислениях  по формулам.

Оборудование: весы лабораторные, стаканчики, стеклянная палочка, мерный цилиндр, воронка, фильтровальная бумага, предметное стекло, хим. ложка.

Реактивы: сахар, вода.

Д /з. Записи, с.117

План работы

Вводная часть. Инструктаж  по ТБ

Практическая  работа- 20-25 мин

Оформление отчета- 10 мин

Итог, рефлексия

Задание 1.

1 вариант

1. Приготовьте  50г раствора сахара  с массовой долей его  в растворе равной 8%.

2 вариант

1. Приготовьте  30г раствора сахара  с массовой долей его  в растворе равной 5%.

Техника безопасности:

Порошки берут специальной ложечкой. Вещества нельзя брать руками.

Используемую соль и ее излишки не высыпают обратно в склянку, а помещают в специальную посуду для отходов.

Со стеклянной посудой обращаются осторожно и аккуратно.

В процессе подготовки к работе учащимся предлагаются вопросы, на которые дети отвечают дома и фронтально в классе перед выполнением работы:

  1. В чем отличие насыщенного от концентрированного раствора?
  2. Что такое растворенное вещество?
  3. Что такое растворитель?
  4. Какой универсальный растворитель вы знаете?
  5. Что такое растворимость вещества? От чего она зависит?
  6. Что называется массовой долей растворенного вещества? Как ее найти?
  7. Из чего складывается масса раствора?
  8. Увеличится или уменьшится масса растворенного вещества, если к раствору прибавить воды? Соли? Раствора этой же соли?
  9. Где дома вы встречаетесь с растворами?

Правила взвешивания веществ. (Материал из курса физики 7 класса).

  1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости на более легкую чашку положить полоски бумаги, картона и т.п.
  2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, гири на – правую.
  3. Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
  4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
  5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
  6. Мелкие гири нужно брать пинцетом.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Получите от учителя задание для работы (работа выполняется по вариантам, можно попросить детей приготовить растворы необходимые для практических работ в других классах и для демонстрационных опытов).
  2. Произведите теоретические расчеты массы сахара и воды, необходимых для приготовления заданного раствора.

  1. Взвесьте сахар на весах, используя предметное стекло. Для этого уравновесьте весы с предметным стеклом. На правую чашку весов положите гири необходимой массы, а на левую чашку, на предметное стекло осторожно понемногу насыпать сахар до уравновешивания весов.
  2. Аккуратно перенесите соль в стаканчик.
  3. Мерным цилиндром отмерьте необходимое количество воды.
  4. Небольшими порциями вливайте воду в стаканчик, постоянно аккуратно перемешивая стеклянной палочкой.
  5. Отфильтруйте полученный раствор в колбу.
  6. Сделайте на колбе этикету с названием, формулой и массовой долей данной соли.
  7. Раствор сдайте учителю.
  8. Оформляем работу.

Оформление отчета:

В тетрадях для практических работ,  оформляется отчет о проделанной работе. В тетрадь записывается тема практической работы, ее цель. Далее оформляется расчетная часть. Нахождение массы соли и воды. Далее в форме плана  записывается ход выполнения работы.

Форма отчета

  1. Решение задачи:
  2. Оформление таблицы:

№ опыта

Действие

Физические свойства

Наблюдения

1.

2.

3.

        

Вывод:   _______________.

После оформления таблицы делается общий вывод по работе. Что сделали? Чему научились?

Критерии оценивания:

Оценка «3» Полностью выполненная работа.

Оценка «4» Полностью выполненная работа и решена дополнительная задача

1 вариант

1. К 370 г раствора с массовой долей 35% добавили 14 г соли. Какой концентрации получится раствор?

2 вариант

1. К 276 г раствора с массовой долей растворенного вещества 38% добавили 200 мл воды. Какой концентрации полученный раствор.

 Оценка «5»

Полностью выполненная работа со всеми выводами и решены две дополнительные задачи:

1 вариант

1. Сколько воды надо выпарить из 250 г 48%-ного раствора, чтобы получить 73%-ный раствор?

2. Найти массовую долю раствора, полученного смешиванием 150 г 68%-ного и 250 г 13%-ного растворов.

2 вариант

1. Сколько воды надо добавить к 14%-ному раствору массой 159 г, чтобы получить 10%-ный раствор?

2. Смешали 200 г 30%-ного раствора хлорида натрия и 35 г 75%-ногораствора этой же соли. Найти концентрацию полученного раствора.



Предварительный просмотр:

Пр. р. № 1 ( по учебнику «Химия. 9 класс» Габриелян)

Практическая работа № 1 «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

Цель: Научиться осуществлять химические превращения, соблюдая правила техники безопасности (ТБ).

Реактивы:  растворы CuSO4, NaOH, ZnCl2, HCl.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности  при работе:

  • с химической посудой;
  • с растворами кислот, щелочей, солей;
  • со спиртовкой.

Задача:

Вариант 2. Осуществление цепочки превращений:  CuSO4  → Cu(OH)2 →  CuO → CuCl2.

Вариант 3. Осуществление цепочки превращений:     ZnCl2 → Zn (OH)2 →  ZnCl2

                                                   ↓

                                                                                                         Na2ZnО2

Проведите соответствующие химические превращения, соблюдая правила техники безопасности ТБ. 

 Результаты запишите в таблицу. (Таблицу можно оформить на развернутый лист: третий столбик на ширину листа)

Задание. Реактивы.

Что делали?   Что наблюдали?

Уравнения реакций. Вывод.

Вариант 2.  CuSO4  → Cu(OH)2 →  CuO → CuCl2.

Осуществление цепочки превращений:

сульфат меди (П)→  гидроксид меди (П) → оксид меди (П) → хлорид меди (П).

Растворы

CuSO4, NaOH,

НCl.

В пробирку налейте 0,5 – 1 мл сульфата меди (П), добавьте  0,5 – 1 мл гидроксида натрия. Ответьте на вопросы.

1 . Что вы наблюдаете при добавлении щелочи к сульфату меди?

2. Как меняется цвет осадка при нагревании?

З. Что происходит при добавлении к черному осадку соляной  кислоты? Что вы наблюдаете при нагревании этой смеси?

Запишите уравнения трех реакций в молекулярном и ионном виде.

 Ответьте на вопросы.

1. Каким образом можно получить нерастворимое основание?

2. Какое свойство нерастворимых оснований наблюдается при нагревании?

3. Каким образом можно получить соль из основного оксида?

Вариант 3. ZnCl2 → Zn (OH)2 →  ZnCl2

        ↓

          Na2ZnО2

Осуществление цепочки превращений:     хлорид цинка     →     гидроксид цинка → цинкат натрия  → хлорид цинка.

Растворы

ZnCl2, NaOH,  HCl.

В пробирку налейте 0,5 – 1 мл хрода цинка, добавьте  по каплям гидроксида натрия до образования осадка. Ответьте на вопросы.

1 .Что происходит при добавлении щелочи к хлориду цинка?

2.Что происходит с осадком при добавлении избытка щелочи?

З.Что происходит с осадком при добавлении соляной кислоты?

Запишите уравнения трех реакций в молекулярном и ионном виде.

 Ответьте на вопросы.

1.Каким образом можно получить нерастворимое основание?

2.Какое свойство гидроксида цинка определяет его

взаимодействие с кислотой  и со щелочью?

  1. Сформулируйте вывод (опираясь на цель работы), запишите его в тетрадь.
  2. Вымойте руки с мылом.
  3. Сдайте тетрадь на проверку.
  4. Домашнее задание: подготовиться к практической работе № 2 (стр.84-85 по учебнику «Химия. 9 класс» О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2006.

 ВЫВОД:  я научилась (ся) …………………………. .



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  №2

РЕШЕНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ  ЗАДАЧ  ПО  ТЕМЕ:

 «ПОЛУЧЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ НЕМЕТАЛЛОВ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СВОЙСТВ».

Цель работы:

  1. применить знания, полученные при изучении темы, в экспериментальном решении задач;
  2. закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель.

Реактивы: оксид меди, цинк, песок, растворы:  серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, нитрата натрия, сульфата меди.

Задание 1.

В трех пробирках даны растворы веществ. С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

ВАРИАНТ 1.

В пробирках №№1, 2, 3 растворы сульфата натрия, сульфита калия, серной кислоты.

ВАРИАНТ 2.

В пробирках №№1, 2, 3 растворы сульфата меди, серной кислоты, сульфида натрия.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Задание 2.

Опытным путем осуществите следующие превращения:

ВАРИАНТ 1

 Сульфат меди  (II) → гидроксид меди  (II)  → оксид меди (II)

ВАРИАНТ 2

Оксид меди (II)   → сульфат меди  (II)  → сульфат натрия.

Задание 3.

С какими из нижеперечисленных веществ взаимодействует разбавленная серная кислота? Подчеркните названия этих веществ.

Оксид кремния (IV)

Гидроксид натрия

Гидроксид железа (III)

Хлорид бария

Нитрат натрия

Цинк

Медь

Вода

Проведите два опыта по выбору. Запишите признаки реакций и составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

Составьте план проведения превращений. Запишите уравнения всех проведенных химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Приведите рабочее место в порядок.

Составьте отчет о проделанной работе.

ОТЧЕТ:

Оборудование: ___________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

Задание (действия)

Что делали? Что наблюдали?

(выполняемые операции, рисунки с поясняющими надписями)

Вывод.

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах).

Задание 1.

Определить, что в пробирках №1, 2, 3

-----------------------------------------

В пробирке №1: _ _ _ _ _ _ _ _  _ _

-------------------------------------------

В пробирке №2: _ _ _  _ _   _ _ _ _ _ _ _ _ _

----------------------------------------

В пробирке №3:  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2.

С какими из нижепе-речисленных веществ взаимодействует разбавленная серная кислота

1. ----------------------------------------

-------------------------------------------------------

2. ----------------------------------------

-------------------------------------------------------

3. ----------------------------------------

-------------------------------------------------------

Задание 3.

Осуществить превращение.

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Ответы на контрольные вопросы

Вывод: …………………………..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Изготовление моделей углеводородов». §32-34

Слайд 2

Цель: Научиться составлять модели молекул органических веществ. Научиться записывать структурные формулы углеводородов и назвать их по международной номенклатуре.

Слайд 3

Пластилин, спички, транспортир, картонные шаблоны с углом 109 0 Оборудование: Цель работы, рабочее задание Материалы, оборудование, методы Выводы Ответы на контрольные вопросы СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Слайд 4

Теоретический материал. Углеводороды это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода. Атом углерода во всех органических соединениях четырехвалентен. Атомы углерода могут образовывать цепочки прямые, разветвленные, замкнутые. Свойства веществ завися не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов между собой. Вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но разное строение называются изомерами. Приставки указывают количество ди – два, три – три, тетра - четыре; цикло - означает замкнутый.

Слайд 6

Шаростержневые модели углеводородов

Слайд 7

В молекулах алканов (предельных углеводородов) все атомы углерода находятся в состоянии sp 3 -гибридизации . При образовании молекул предельных углеводородов у атома углерода гибридизации подверглись орбитали одного s- и трех р-электронов. Например, для молекулы метана в результате перекрывания четырех гибридных sp 3 -орбиталей атома углерода и s-орбиталей четырех атомов водорода образуется тетраэдрическая молекула метана с четырьмя одинаковыми σ-связями под углом 109 0 28 ’ , т.е. все четыре гибридные орбитали атома углерода одинаковы по форме, энергии и направлены в углы равносторонней пирамиды – тетраэдра (см. рис.):

Слайд 12

РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ:

Слайд 13

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА Необходимо знать! Для составления моделей молекул предельных углеводородов, их изомеров и галогенопроизводных, изготавливают шарики с диаметром, отвечающим ковалентному радиусу атомов: для атома углерода радиус соответствует 0,03 нм; для атома водорода – 0,0771 нм; для атома хлора – 0,099 нм. Также при составлении масштабных молекул необходимо учитывать длину связей атомов. Расстояние между атомами углерода в молекулах алканов составляет 0,154 нм, между атомом углерода и водорода – 0,109 нм, между атомом углерода и хлора – 0,176 нм.

Слайд 14

В молекулах алкенов (непредельных углеводородов) между атомами углерода двойная связь, которая отражается в структурной формуле двумя черточками: СН2=СН2(этилен или этен). Связи, отраженные этими черточками, хотя и ковалентные, но разные по способу перекрывания – одна из них σ, другая – π. При образовании атомом углерода химических связей с тремя другими атомами смешиваются одна s- и две р-орбитали и образуются три гибридные орбитали, расположенные в одной плоскости, с углами между ними 120 0 . Это sp 2 -гибридизацияатома углерода.

Слайд 15

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Запишите электронную формулу атома углерода. Составьте электронно-графические формулы атомов бора, бериллия и лития. Какие типы гибридизации электронных орбиталей атома углерода вам известны? Какова сущность процесса образования ковалентных связей с учетом характера движения электронов в атомах? Сколько изомеров у пентана? Почему для изготовления моделей молекул требуются шарики различных размеров? Какое из основных положений теории А. М. Бутлерова вы использовали при изготовлении моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных?



Предварительный просмотр:

Индивидуально-образовательный маршрут

ученика (цы) 8 класса очно-заочной формы обучения

_____________________________________________

Предмет: химия.                                                                               Учитель: Шавалиева Э.Г.

Сроки

Основное содержание

Основные затруднения

Отметка о выполнении

сентябрь

Введение. ПСХЭ. Химические формулы. Молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении.

ПР № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ».

сентябрь

Строение атомов. Изотопы. Электроны. Электронные оболочки.

октябрь

Типы химических связей.

октябрь

Простые вещества

октябрь

Моль. Молярные масса и объем. Решение задач

ноябрь

Степень окисления. Оксиды. Летучие водородные соединения.

ноябрь

Основания. Кислоты. Соли. Аморфные и кристаллические вещества.

декабрь

Чистые вещества. Смеси. Разделение смесей, очистка веществ.

 ПР № 2 «Очистка загрязнённой поваренной соли».

декабрь

Массовая и объемная доли компонентов смеси.

 ПР № 3 «Приготовление растворов с заданной массовой долей вещества».

февраль

Химические реакции. Химические уравнения.

февраль

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Решение задач по уравнениям химических реакций.

март

Растворение. ТЭД. Ионные уравнения.

апрель

Кислоты, основания, соли в свете ТЭД. Классификация, свойства.

май

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

ПР № 4 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между классами неорганическими соединениями»

Рекомендации учащимся:

  1. Составлять опорные схемы (конспекты), составлять уравнения химических реакций, решать расчетные и экспериментальные задачи.
  2. Вести терминологический словарь, используя различные источники информации: учебник, учебные пособия, энциклопедии, СМИ, Интернет, справочные пособия.
  3. Составлять кроссворды любой формы по изученным темам (наиболее понравившимся темам).

Родители (ознакомлены): _____________ / _______________________ Классный руководитель: _____________ /__________ /