Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
-формирование универсальных и предметных способов действий
- воспитание основ умения учиться
- способности к самоорганизации
- индивидуальный прогресс в развитии личности
Поэтому сегодня для анализа и объективной оценки педагогического процесса, управления качеством обучения необходим мониторинг учебных достижений учащихся. Учитель должен владеть следующей информацией: обученность учащихся, обучаемость, уровень сформированности обще-учебных умений и навыков, личностный рост, индивидуальные образовательные достижения обучающихся, комфортность обучения, доступность образования, состояние здоровья обучающихся.
1. по месту в процессе обучения:
- предварительный, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
- текущий, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
- итоговый, определяющий итоговый уровень знаний, учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
2. по содержанию:
- прогностический или планирующий, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
- пооперационный, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
3. по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
- внешний, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
- внутренний или рефлексивный, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования;
- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
- Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках.
Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.
Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.
Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.
Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.
Достижение планируемых результатов будут обеспечено за счет
внедрения следующих технологий:
- технологий открытого образования;
- внедрения моделей индивидуализации образовательных траекторий;
- развития открытой информационной среды («Сетевой город»);
- реализации программ и технологий, обеспечивающих достижение личностных результатов;
- создания единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга развития образования;
-внедрения модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации образования, поддержки учебной мотивации.
Виды осуществления диагностики результатов обучения можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:
устные ответы учащихся;
письменные работы;
практические задания.
Устные ответы учащихся – это:
рассказ о выполнении домашних заданий;
участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;
выступление на конференции;
рецензирование ответов и работ других учащихся.
Письменные работы – это:
записи в лабораторном журнале;
отчеты о выполнении домашних заданий;
самостоятельные и контрольные работы;
тестирование;
рецензирование ответов и работ других учащихся.
Практические задания – это:
изготовление приборов;
подготовка стендовых докладов;
подготовка презентаций;
подготовка рисунков «от руки»;
подготовка рисунков на компьютере;
создание фото и видеоматериалов.