Программа воспитательной работы класса

Столбовская Галина Владимировна

Программа воспитательной работы класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_ty_my.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………………………………………  3

Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………..  4

Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………...  5

Содержание воспитания …………………………………………………………………………………….....  6

Работа по направлениям деятельности………………………………………………………………..  7

Условия эффективной реализации программы ………………………………………………….  19

Заключение.  Ожидаемый   результат…………………………………………………………………..  20

Литература …………………………………………………………………………………………………………… 22

Приложение

Введение

      Воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом. В материалах государственного образовательного стандарта второго поколения отмечается, что «планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в начальной школе должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т.п. направлений личностного становления в младшем школьном возрасте. Воспитание в начальной школе социальных и личностных компетенций – это процесс формирования проявляемой ребёнком в его поведении готовности к осуществлению определённых социально и (или) личностно значимых функций»

      Одной из главных особенностей нового примерного (базисного) учебного плана первой ступени общего образования для учреждений, апробирующих образовательные стандарты второго поколения, является введение понятия «внеучебная деятельность». В общеобразовательных учреждениях впервые вводятся конкретные шесть обязательных направлений внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность. В связи с этим изменяются и подходы к организации воспитательной и внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

Пояснительная записка

Настоящая программа «Я + ТЫ = МЫ» является программой воспитания младших школьников, разработанная на основе новых требований к образовательному процессу в начальной школе по материалам государственного образовательного стандарта второго поколения.

Программа воспитательной работы  рассчитана на четыре учебных года, предполагает участие учащихся одной учебной группы с 1 по 4 класс МБОУ «Шпалозаводская  средняя общеобразовательная школа».

Программа будет  реализовываться в сотрудничестве с культурными и просветительскими центрами такими как, школьная библиотека, Дом детского творчества при МБОУ «Шпалозаводскаям  СОШ», Детская библиотека, «Центр помощи семье и детям», ГИБДД и др.

      Особенностью данной воспитательной программы является то, что ее цели и задачи решаются совместно с семьей.

      Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

     Задачи программы:

  • Изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; Содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
  • Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в классном коллективе.
  • Помочь детям лучше узнать свои характерные особенности, увидеть, что способности не статичны, а развиваются в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения.
  • Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Содержание воспитания

Содержание воспитательной деятельности планируется проводить по основным направлениям:

  • Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде  (экологическое воспитание);
  • Воспитание гражданственности  и патриотизма, правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание);
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания (духовно-нравственное воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях  (эстетическое воспитание);
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни  (трудовое воспитание);
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (спортивное, оздоровительное воспитание);
  • Диагностика и исследование состояния классного коллектива и личности каждого воспитанника.
  • Взаимодействие с родителями.

       Работа по направлениям деятельности

       Воспитание ценностного отношения к природе,

       к окружающей   среде (экологическое воспитание).

      Воспитание гражданственности и патриотизма 

     (гражданско-  патриотическое воспитание).

Цель: Воспитание любви к Отечеству и малой родине, истории, культуре, традициям народа.

         Для учащихся начальных классов воспитание любви к малой родине тесно связано с воспитанием любви к природе, образу Природы – как дому человечества. Детям данного возраста легче воспринимать Родину через представления об окружающем их мире (родной дом, двор, родные просторы, луга, поля, леса, реки и т.д.). Поэтому воспитательные задачи по двум направлениям можно объединить и совмещать проведение мероприятий.

      1 класс – «Воспитание любви к малой родине»

Понятия:

Наша «малая родина». Флора и фауна. Зависимость изменений в природе от времён года. Причины и характер природных явлений. Влияние человека на природу. Бережное отношение к зелёным насаждениям, птицам, животным. Знакомство с традициями школы, села, района.

Формы работы:

  • Экскурсии (музей истории школы, краеведческий музей, по достопримечательным местам села);
  • Классные часы «Моя малая родина – моё село»

                                   «Мои земляки»

                                   «Сказки моей бабушки»

                                   «Народные игры»                        

  • Беседы и наблюдения:

-Природа в произведениях искусства, время года, явления природы.

- Человек и природа. Правила взаимоотношений человека и природы: («Сохраняй красоту и богатство природы – это наш общий дом»; «Безнравственно только брать от природы, надо обогащать её»; «Не вреди природе, не засоряй природу»)

  • Проведение русских  и коми традиционных праздников
  • Конкурс сказок
  • Русские  и коми народные игры
  • Викторины по истории школы, села
  • КТД
  • Акции

      2 класс – «Формирование культуры отношения

      к природе Родины»

Понятия:

Природа России. Многообразие флоры и фауны. Экология. Экологическая культура и приобщение к ней. Наблюдения за явлениями природы и их отображение в слове (стихи), музыке (песни), живописи.

Способы общения человека с природой. Общение человека с животными.

Историческое наследие Родины. Поэты, художники, музыканты о любви к Родине

Формы работы:

  • Экскурсии (по историческим местам села, на предприятия)
  • Классные часы «Красная книга»

                                «Заповедные уголки России»

                               «Обычаи, традиции моего народа»

                                «Страна, в которой я живу»

  • Праздники ( «Покормите птиц» и др)
  • КТД
  • Беседы («Береги лес от браконьеров, варварского истребления цветов, целебных трав» и др.)
  • Экологические экспедиции (походы)

- «Чистая река - чистая совесть»

- «Друзья и враги леса»

- «Источники»

- «В зимнем (весеннем) парке

  • Викторины
  • Акции
  • Встречи с почётными гражданами села
  • Обсуждение художественных произведений (диспуты)
  • Разучивание песен о Родине, природе.

       3  класс – «Формирование отношения к природе

      как к общему дому»

Понятия:

Природа планеты. Флора и фауна. Земля как уникальное творение Вселенной. Защита планеты от самоуничтожения. Экология. Культура экологических знаний.

Формы работы:

  • Классные часы «Вокруг света с фотоаппаратом», «Природа мира», «По страницам «Красной книги» мира», «История моей семьи»
  • Викторины по экологическому и гражданско-патриотическому направлению
  • Конкурсы рисунков «Береги природу – наш дом», «Моя Родина» и др.
  • Экологический КВН
  • Инсценировки, миниатюры на экологическую тематику
  • Конкурсы стихов, сочинений о природе, родине

      4 класс – «Человек и природа»

Понятия:

Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесённые в бытовую жизнь. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как «психотерапевт». Человек и его многообразие творческих увлечений. Круг интересов человека и его влияние на содержание жизни. Товарищество на основе этих интересов. Человек-частичка общества. Человек – защитник Родины.

Формы работы:

  • Классные часы: «Природа и поэзия»

                                 «Природа в живописи»

                                 «Природа в музыке»

                                 «Моё хобби»

                                 «Наша домашняя коллекция»

                                 «Моя родословная»

  • Праздники (к Дню защитника Отечества)
  • Встречи с интересными людьми
  • Посещение выставок
  • Экологические экспедиции (походы)
  • Разбор художественных произведений (диспуты)

В человеке должно быть всё прекрасно:

 и лицо, и одежда, и душа, и мысли».                                                                                                                А. П. Чехов

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений  об эстетических идеалах и ценностях  (эстетическое воспитание).

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  (духовно-нравственное воспитание)

Цель: - Формировать нравственное сознание, чувства и поведение, активную жизненную позицию; выявлять и обосновывать нравственные качества  порядочного  человека как составляющих нравственного облика  гражданина.

            - Знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; формировать представления о прекрасном, как общечеловеческой ценности; воспитывать    доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.

 Воспитательные задачи по двум направлениям (духовно-  нравственное и эстетическое воспитание) можно реализовать и объединить в общие мероприятия.

    1 класс – «Формирование качеств, составляющих культуру поведения»

Понятия:

Правдивость, честность, ответственность за родных и близких. Отзывчивость на добро, вежливость, деликатность. Исполнительность, инициатива, умение вести себя в различных ситуациях.

         На основе этих понятий формируются критерии оценки человека и    объективная самооценка.

Формы работы:

  • Беседы: «Кого мы называем добрым?», «Добрым быть не просто», «Кого мы называем честным?» и т.п.
  • Уроки этикета (разбор, проигрывание ситуаций по событиям, по затруднительным случаям)
  • Экскурсии на выставки
  • Знакомство с творчеством мастеров художественного творчества.

      2 класс – «Формирование культуры взаимоотношений  (поведенческих основ)»

Понятия:

Культурный человек. Культурно – значит эстетично и этично. Культура человека – это значит сочетание красивого и доброго в нём. Благо для всех, благо для близких и благо для себя – мера великодушия и благородства людей.

Формы работы:

  • Уроки этикета (разбор, проигрывание ситуаций по лицам в общении, в которое вступает школьник;  по месту происходящих событий).
  • Занятия практикумы: «Как помочь товарищу. Если он попал в беду», «Что такое «красивый поступок»?» и т.п.
  • Игры путешествия по городу «вежливости»
  • Экскурсии на выставки
  • Знакомство с произведениями известных авторов, художников, музыкантов и т.д.

      3 – 4 класс – «Формирование культуры поведения»

Понятия:

Сдержанность, эстетичность, управление собой, настойчивость, упрямство, долг, честь, порядочность.

Рассмотрение ситуаций по ролям, которые приходится играть детям в жизни: сын или дочь, ученик, пешеход, покупатель, именинник, путешественник, гость, сосед, зритель, читатель, слушатель, оратор, корреспондент и т.д.

Формы работы:

  • Беседы о культуре поведения:

- Культура поведения

- Право

- Обязанности

- Правила жизни культурного человека

- Права ребёнка

- Упрямство и настойчивость

- Правила поведения волевого человека

  • Экскурсии на выставки творческих работ мастеров умельце земляков
  • Знакомство с культурой и искусством русского и коми народов через разные виды деятельности ( игры, праздники, посиделки и т.п.)

      Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни (трудовое воспитание).

Цель: Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов; формировать убеждённость, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;

    1 класс – «Развитие навыков самообслуживания, творчества»

Понятия:

    Дежурство по классу. Организация физкультминуток, санитарных    постов, групп озеленителей.

Формы работы:

  • Подготовка и проведение праздников в классе
  • Конкурсы фантазёров, сочинителей, модельеров, конструкторов, художников, составителей композиций, оформителей, чтецов.
  • Участие в предметных неделях, интеллектуальных играх, общешкольных делах, в школьных объединениях по интересам
  • Формирование работы и творчества.

      2 класс – «Развитие навыков самообслуживания, творчества»

Понятия:

Класс как коллектив. Принцип сменяемости общественных поручений. Дежурство в классе. Выборы ответственных за различные направления деятельности.

Формы работы:

Формирование работы и творчества. Участие в выставках, конкурсах, играх, предметных неделях, кружках и объединениях по интересам, праздниках и т.п.

      3 – 4 класс – «Формирование опыта деятельности.

      Развитие творчества»

Понятия:

Самоуправление в классном коллективе. Правила, по которым живёт класс (кодекс чести).  Творческий человек: какой он?

Формы работы:

  • Беседы «Творческий человек…»
  • Участие в выставках, конкурсах, играх, предметных неделях, кружках и объединениях по интересам, праздниках и т.п.
  • Формирование работы и творчества.

     

      Формирование ценностного отношения  к  здоровью и здоровому  образу жизни (спортивное, оздоровительное воспитание).

Цель: Формирование у детей установок на ведение здорового образа жизни и  

             развитие способов саморегуляции, укрепление и общее оздоровление

       1 класс – «Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры»

Понятия:

Уход за телом. Культура питания, сна. Уход за одеждой. Здоровье. Режим. Культура поведения во время болезни

Формы работы:

  • Классные тематические часы (с приглашением фельдшера школы)
  • Спортивные состязания, соревнования
  • Физкультминутки
  • Спортивные праздники, походы (совместно с родителями)

      2 класс – «Приобщение к гигиенической культуре»

Понятия:

Режим дня. Закаливание, прогулки. Физическая культура, приобщение детей к физической культуре.

Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма.

Формы работы:

  • Тематические беседы (с приглашением фельдшера школы)
  • Практические занятия (составить режим дня, план проведения времени)
  • Тематические классные часы
  • Конкурсы (физминуток, гимнастических упражнений,  рисунков)
  • Спортивные состязания
  • Спортивные праздники, походы (совместно с родителями)

      3 – 4 класс – «Организация здорового образа жизни»

Понятия:

Культура телодвижений. Язык тела. Утренняя гимнастика. Здоровье и его охрана. Зелёная аптека природы.

Формы работы:

  • Тематические беседы (с приглашением фельдшера школы)
  • Практические занятия (на листе бумаги изобразить «дорогу к победе над собой», листок спортивных успехов, лист добрых дел и поступков и.т.п.)
  • Тематические классные часы
  • Занятия практикумы (отработкам навыков «опрятно одеться», «уютно организовать рабочее место» и т.п.)
  • Конкурсы ( спортивных минуток, упражнений для состязаний.  рисунков, сочинений)
  • Спортивные состязания, соревнования
  • Спортивные праздники, походы (совместно с родителями)
  • Задания самому себе (изучить состояние здоровья, поговорить с родителями об особенностях своего организма и т.п.)

            Диагностика и исследование состояния классного

            коллектива и личности каждого воспитанника.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.

«Развитие произвольности психических процессов»

Понятия:

     1класс – Психические процессы: внимание, память,

     воображение, мышление речь.

Формы работы:

  • Игры на внимание
  • Упражнения, развивающие память
  • Задания на смекалку
  • Методики психодиагностики (педагог-психолог)

     2– 4 класс – Внимание. Память. Саморегуляции. Воображение.

     Воля. Мышление. Речь.

Формы работы:

  • Упражнение по развитию памяти
  • Конкурс юных сочинителей
  • Конкурс юных журналистов
  • ТРИЗ (творческое решение исследовательских задач)
  • Упражнения  по развитию логики ( карточки Никитина)
  • Игры на развитие воли
  • Методики психодиагностики (педагог-психолог)

   

  Взаимодействие с родителями.

        Воспитательная работа класса и школы не может строиться без  учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье

         Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Главная цель: Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.  

  Условия успешного сотрудничества с родителями:

  • Доброжелательные отношения с родителями (для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире);
  • Совместно выработанный единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к его личности;
  • Выработка совместных требований к ребёнку, не ущемляющих его пра и свободы;
  • Постоянное информирование родителей о процессе воспитания (чем живёт класс, школа) и успехах, продвижениях в развитии ребёнка;
  • Выявление причин дезадаптации ребёнка к школе и совместное стремление к их устранению
  • Педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры;
  • Коррекция семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребёнка (при необходимости);
  • Привлечение родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне её;
  • Выбор родительского комитета, формирование единомышленников;
  • Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

     Основные способы общения с родителями:

  1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.
  2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями, классным руководителем или получить консультацию.
  3. использование средств регулярной почты.
  4. Организация разработки домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
  5. Создание родительского клуба (комитета, совета) в классе.
  6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (праздники, концерты, выставки, интеллектуальные и спортивные игры).
  7. Уважительное общение с учётом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

   

Формы деятельности по вовлечению родителей

   в воспитательный процесс:

- Дни творчества детей и их родителей;

- Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении

   материально-технической базы класса (школы);

- Родительское общественное патрулирование;

- Шефская помощь;

 - Участие родителей в Совете класса (школы).

Деятельность по организации работы с родителями реализует следующие цели:

Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Критерии эффективности работы с родителями:

  • В начальной школе – сформированность положительного отношения к школе. Престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
  • В среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Направления деятельности:

- педагогическое  наблюдение;

- индивидуальные беседы;

- посещение семей;

- привлечение социальных служб (по необходимости);

- привлечение к участию в совместных мероприятиях;

- помощь в организации питания;

- помощь в организации летнего отдыха учащихся;

- вовлечение детей с кружки дополнительного образования, спортивные

  секции;

- оказание психолого-педагогической поддержки совместно с педагогами-

  психологами, социальным педагогом школы;

- своевременное принятие мер при выявлении проблемной ситуации.

Виды информации педагогического наблюдения:

- общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;

- статус семьи (многодетная, неполная, опекаемая, находящаяся в социально-   опасном положении, социального риска );

- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребёнка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребёнка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы.

Условия эффективной реализации программы

  • Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в среднем звене; на становление ученика как творческой личности.
  • Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
  • Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
  • Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
  • Поиск новых путей развития личности школьников.
  •  Психологическое сопровождение воспитательной программы класса, организация групповых занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся:
  • осуществлять психологическое просвещение всех участников воспитательного пространства;
  • использование в работе активных методов обучения и воспитания, снимающих физическое и психическое напряжение в учебной деятельности учебно-воспитательного процесса;
  • создать условия для обеспечения преемственности при переходе учащихся на следующую возрастную ступень: детский сад-школа, 4 класс-5 класс.
  • дифференцированный подход в воспитании и оценивание уровня достижений учащихся; создание портфолио учеников;
  • осуществлять работу по профилактике здорового образа жизни;
  • создание условий для психического здоровья учащихся;
  • взаимодействие с педагогом-психологом, школьным врачом, социальным педагогом.

Заключение

Ожидаемые результаты:

  1. Создание дружного коллектива детей и родителей. Создание положительной репутации класса.
  2. Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы.
  3. Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.

Модель выпускника начальной школы.

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Личностные качества (черты характера):

  • сознательная дисциплинированность;
  • умение дружить;
  • порядочность
  • честность, правдивость

Отношение к окружающим:

  • уважение, гуманность
  • забота о других; милосердие
  • интерес к людям, общительность;
  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
  • толерантность, уступчивость;

Интеллектуальное развитие

  • информационный кругозор
  • потребность применять знания на практике

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  • добросовестность
  • старательность
  • осознанность

Человек - творец самого себя:

  • "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
  • стремление к саморазвитию.

Культура поведения:

  • умение жить вместе с другими;
  • культура речи.

Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
  • любовь и интерес к спорту
  • отсутствие вредных привычек
  • знание способов поддержания здоровья;

Эстетическая культура

  • умение видеть прекрасное в природе и жизни.

Отношение к природе:

  • готовность охранять и защищать природу;
  • бережное отношение к окружающей среде;

Литература.

  1. Дереклеева Н. И.Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы. + Новые собрания. – М.: ВАКО», 2005
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1 – 4 классы. –  М.: «ВАКО», 2003.
  3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы) /Под.ред.И. С. Артюховой. –  М.: «ВАКО», 2005.
  4. Дик Н. Ф. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы в 3 – 4 классах/ Н.Ф. Дик, А. Н. Кацирис. – Ростов н/Д: «Феникс, 2009.
  5. Дневник классного руководителя начальной школы. - Ростов н/Д: «Феникс, 2009.
  6. Классные часы: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс/Авт.-сост. Т. Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008.
  7. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. –  М.: «ВАКО», 2004.
  9. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб.пособие /Автор-составитель В. П. Шульгина. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
  10. Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки)./ авт.-сост. Г. Т. Дьячкова, Е. В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Родительские собрания в начальной школе./ авт.-сост. Н. В. Лободина – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Цветкова И.В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.


Планирование  воспитательной работы на ______________ уч. год (1 ____класс)

                      месяц

направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

патриотическое

Беседа по ПДД  (инсп. ГИБДД) «Дорога в школу»

Участие в акции «Водитель, уважай пешеходов!»

Урок-праздник «Наши права и обязанности»

Беседа «Своё и чужое»

Беседа «Символы нашего госудаства»

Беседа «23 февраля – день защитников Отечества»

Беседа «Юрий Гагарин – первый космонавт»

Участие в конкурсе «Ученик года»

Конкурс рисунков ко дню Победы

духовно-нравственное

Урок знакомства «День знаний»

Знакомство с центральной детской библиотекой.

Игра по станциям

Праздник «Мы школьниками стали»

Беседа «Как хлеб на стол пришел»

Знакомство с шк. библ.

Игра-лото «Новый год шагает по планете»

Конкурс рисунков «Математика вокруг нас»

Праздник «Как хорошо уметь читать!»

Праздник –концерт «Для милых мам»

Конкурс-презентация «Моя семья».

Праздник «До свиданья, первый класс!»

трудовое

Организация дежурства в классе

Знакомство и уход за комнатными растениями

Работа «Фабрики Деда Мороза»

Уход за комнатными растениями

Подготовка к празднику «За честь школы»

Уход за комнатными растениями

Знакомство с  с/х работами

оздоровительное

Игра «Сладкое дерево» (поход)

«Весёлые старты», подвижные игры

Беседа по профилактике гриппа и ОРВИ

Подвижные игры на свежем воздухе

Беседа «Правила гигиены»

Веселые старты

(к 23 февраля)

Поход в зимний лес на лыжах.

Подвижные игры на свежем воздухе

«Круговая эстафета» ко Дню победы

экологическое

Кружок «Юные друзья природы» (1 раз в неделю (вторник) – станция юннатов)

Знакомство со школой, с её «зеленой зоной»

Экскурсия на станцию юннатов.

Операция «Помоги птицам зимой»

Операция «Ёлочка»

Конкурс знатоков природы

(в классе).

Беседа «Чем мы можем помочь природе»

Встреча птиц.

Конкурс знатоков природы

(среди 1 классов).

эстетическое

Участие в конкурсе «Письмо водителю»

Выставка (ЦИИ и ПТ) «Мастер – золотые руки 2009»

Участие в конкурсе поделок к Новому году.

Выставка (ЦИИ и ПТ).

Новогодний утренник.

Выставка (ЦИИ и ПТ).

Конкурс рисунков и поделок к празднику «За честь школы»

Участие в празднике «За честь школы!»

Операция «Живи, книга!» (сохранность учебников)

взаимосвязь с

родителями

Организац. родит. собрание

Родит.

собрание «Адаптация первоклассн. в школе»

Заседание родит. комитета.

Подготовка к Новому году

Посещение семей.

Родит.

собрание

«Все начинается

с семьи»

Заседание родит. комитета.

Посещение семей.

Заседание родит. комитета. Подготовка к празднику «За честь школы»

Родит. собрание

Посещение семей.

Заседание родит. комитета.

Посещение семей.

Родит. собрание

«Итоги уч.года» Конкурс «Ученик класса»


Характеристика  _________ класса

Социальная карта _______ класса

Фамилия, имя

Характеристика семьи

Семья  полная

Семья неполная

Количество детей в семье

Многодетные

Опекаемые

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.


Участие обучающихся _______ класса в различных конкурсах

        Мероприятия

Фамилия, имя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Педагогическое взаимодействие с семьями   (_________________  уч. год)

Изучение семей учащихся

Педагогическое

просвещение

родителей

Участие

родителей в

делах класса

Индивидуальная работа с родителями

Информирование родителей

о ходе и результатах обучения и воспитания

Рисуночный тест

“Моя семья”. Анкетирование родителей.

Организационное родительское собрание. Знакомство с Уставом школы.

Выбор родительского комитета.

Совместное планирование

школьных дел.

Педагогические наблюдения.

Контроль  за «неблагополучными» семьями.

Информирование родителей о проблемах детей через дневники.

Поощрения за успехи.

Посещение

семей учащихся

Проведение классных

родительских собраний. Темы:

а) «Адаптация ребенка в школе»

б) “Всё начинается с семьи”.

в) «Как помочь ребенку учиться»

г) Итоги первого года обучения

Участие в выставках, конкурсах.

Показ творческих работ семьи.

Подготовка и проведение новогоднего утренника.

Концерт к  Дню

8 Марта.

Поход в зимний лес.

Беседы с родителями  «проблемных» уч-ся:

Индивидуальные поручения родителям по подготовке к мероприятиям.

Благодарственные письма родителям первоклассников в конце учебного года.

Анкета для родителей «О талантах ребёнка».

Консультации родителей по интересующим вопросам.

Помощь в ремонте и благоустройстве класса.

Информирование родителей

об успехах  детей  в учебной деятельности.

Информационные школьные стенды, буклеты, памятки.

Анкета в конце

учебного года

“Отношение родителей и учащихся к состоянию дел

в школе”.

“День  открытых дверей.”

(Март).

Изготовление

наглядных пособий.

Беседы с родителями, детей группы «академического риска»

Конкурс «Ученик класса»

Листок здоровья обучающихся __________ класса

Фамилия, имя

Вес

Рост

Зрение

Группа

здоровья

Физк. группа

Страховой мед. полис

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.


Занятость обучающихся 1 «б» класса во внеурочное время

Фамилия, имя

Дополнительное образование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Посещение родительских собраний

                                Класс,

                                    дата          

                                                   

Фамилия, имя

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

10 заповедей по основным направлениям

и делам классного коллектива.

  • будь всегда там, где нужно людям;

  • не ожидай просьбы, приходи на помощь сам;

  • не делай зла людям и люди не будут делать зло тебе;

  • изучай окружающий мир и умей делать его лучше;

  • каждый человек имеет задатки – развивай их;

  • оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по    

          реальным поступкам;

  • будь настоящим другом природы;

  • быть сильным – значит помогать слабым;

  • изучай язык, культуру и традиции своего народа;

  • поступками и делами улучшай окружающую жизнь;

Чередование поручений в ________ классе (_________ уч. год)

Семейка «_________________»

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Командир

Учебный

Культурный

Спортивный

Оздоровительный

Трудовой

Семейка «_______________________»

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Командир

Учебный

Культурный

Спортивный

Оздоровительный

Трудовой

Семейка «____________________________________»

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Командир

Учебный

Культурный

Спортивный

Оздоровительный

Трудовой