Проект театральной деятельности "Театр и мы"

Циркунова Вера Ивановна

Проект по театральной деятельности в средней группе «Театр и мы»

 

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

Б. М. Теплов

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. А это требует творческой активности личности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Дошкольники очень любят смотреть театрализованные представления. Они видят знакомые и любимые персонажи: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их поручения, дают советы, оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность проекта:

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии

через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

  1. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

  2. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

  3. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. 

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная  отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований.

Проблема.

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;

  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;

  • недостаточно театральных костюмов и атрибутов в группе.

  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Концептуальность проекта заключается в систематизации средств и методов театральной деятельности, обоснованное распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Поэтапно использую отдельные виды детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Театрализованная деятельность - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

  1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

  2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

  3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

  4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.

  5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

  6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители средней группы, педагоги дополнительного образования.

Сроки выполнения проекта: начало - сентябрь, окончание - май.

Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.

Предмет исследования: реализация и оптимальное сочетание креативного принципа в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. базирующихся на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опирается на закономерности развития дошкольника.

Задачи из разных образовательных направлений, которые, в той или иной мере, решаются сегодня в процессе организованного обучения: в сфере познавательного развития, социального развития, речевого развития, эстетического развития, развития движений. Развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели в театрализованной деятельности.

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

  • Учить детей различным средствам импровизации.

  • Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.

  • Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (родителей, социума).

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.


 

Условия реализации проекта:

  • Интеграция и дифференциация материала с содержанием основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16»

  • Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

  • Целостность педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

  • Нетрадиционные пути взаимодействия с семьей и социумом.

Ресурсное обеспечение:

  • Устав ДОУ;

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»

Критерии оценивания проекта:

  • удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ;

  • информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника;

    • повышение интереса к театрально – игровой деятельности.

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания детей.

  • усовершенствование умения детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

  • понимание эмоционального состояния другого человека и выражать своё.

  • пополнение и улучшение материально-технической базы

Риски:

  • низкая заинтересованность родителей;

  • низкая познавательная активность детей;

Пути преодоления рисков:

  • заинтересовать родителей, распределив среди них ответственных за выполнение отдельных направлений проекта. Привлечь к активному участию в проекте

  • для повышения познавательной активности детей и родителей провести в группе родительское собрание на тему: «Театр с детского сада»

Выводы:

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ проект должен стать мощным импульсом к развитию у детей чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщать его к духовному богатству, понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Перспектива в продолжение дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно – подготовительный сентябрь – октябрь

  2. Внедренческий ноябрь - апрель

  3. Заключительный май – июль

Организационно – подготовительный:

Для педагогов:

 

  • Изучить уровень знаний детей и родителей о Театре.

  • Изучить литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы.

  • Определить стратегию проекта.

  • Составить план работы по реализации проекта.

  • Проектирование театральной зоны в группе.

  • Разработать картотеку бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д. по теме проекта.

  • Создать наглядный материал “Художественное слово о театре”.

  • Организовать выставку детских творческих работ по теме «Театр».

  • Провести просветительскую работу с родителями по теме «Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС”.

  • Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

Для детей:

  • Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Театр” Интерактивные игры.

  • Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о театре. Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.

  • Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

  • презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.

Для родителей:

  • Анкетирование: «Театральное искусство с детского сада»

  • Консультации: «Играем в театр», «Театрализованные занятия в детском саду»

  • Буклеты: «Театр - дома», «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»

  • Конкурс рисунков: «Театр и мы»

  • памятки и консультации

  • совместное проведение праздника «День театра» 27 марта

  • совместное проведение драматизации «Теремок»

Внедренческий этап:

Содержание работы:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

  • Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

  • Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

  • Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей).

  • Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и настроение персонажей.

  • Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.

  • Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него.

  • Стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей.

  • Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого себя.

  • Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придумывать на заданный текст самостоятельно.

  • Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.

  • Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне

  • Поощрять желание  детей самостоятельно играть с театральными куклами.

  • Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.

  • Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.

В средней группе работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла. Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более лёгкими (можно из картона).

На театральных занятиях детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку посмотреть на себя со стороны, способствуют  формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Продолжается работа по развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол. Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка), которые придают к сочинённой ребёнком песенки новое звучание, развивают чувство ритма

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг выполнения задач проекта «Театр и мы»

(оценка педагога)

Критерии оценки:

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:

- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

- организуются выступления перед малышами.

Оценка знаний, умений и навыков детей

Группа

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая

оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3



О - отлично Х – хорошо У- удовлетворительно - неудовлетворительно

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра)

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.



Предварительный просмотр:

Работа с родителями.

Месяц

Тема

сентябрь

Зачем нужна театральная деятельность?

(обсуждение целей и задач)

октябрь

Анкетирование на выявление отношений семьи к

совместной культурно - досуговой деятельности

ноябрь

Консультация  на тему «Театр в д/ саду. Какой он?»

декабрь

Консультация воспитателя на тему

«Возрождаем домашнее чтения».

январь

Обсуждение результатов работы за первое полугодие.

Составление или коррективы  плана на второе полугодие.

февраль

Консультация  на тему «Как организовать музыкальный

вечер в семье»

март

Обсуждение темы: «Как изготовить костюм в

домашних условиях?»

апрель

Краткосрочный проект  «Куклы для театра своими руками».

май

Театрализованная игра «Путешествие в мир сказок» (показ)

Вечер вопросов и ответов

июнь

Подведение итогов работы за год.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.


1. Играет ли ваш ребенок дома в театр?

2. Играете ли вы с ребенком в театр?

3. Какие виды театра вы знаете?

4. Какие виды театра есть у вас дома?

5. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?

6. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?

7. Как часто вы посещаете театр?

8. Как часто вы посещаете театр с детьми?

9. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?

10. Вы знаете о том, что в нашем детском саду театрализованная деятельность

является приоритетным направлением в развитии детей?

11. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?

12. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?

13. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своими успехах или неудачах в данном виде

деятельности?

14. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?

15. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете:

1). Положительную. 2). Отрицательную. 3). Ничего не происходит.

16. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении?



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей.

«Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»

Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшим к опыту и знаниям людей, живущих в далёкую, седую старину, научится чтить память своих предков.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народного творчества многих поколений.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и добра, в мире творчества и фантазии, вопросов и ответов. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей..

 Для детей дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у детей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии. Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. Мы видим как у них обостряется острота реакции, глубина и эмоциональность переживаний к героям сказки или спектакля, оживляется речь, загораются глаза неподдельной радостью.

В настроении ребят появляется чувства удовлетворения и радости от участия в обыгрывании сказки, спектакля и т.д. Дети делятся своими впечатлениями не только со сверстниками, но и дома с увлечением рассказывают о своих успехах.

В процессе игры — драматизации или в самостоятельной художественной деятельности, дети быстрее знакомятся с русскими народными инструментами и могут в дальнейшем творчески и интересно применять их звучание либо как шумовое оформление спектакля, либо музыкально обогатить характер того или иного персонажа.

Так ненавязчиво музыкальные инструменты, находясь в руках детей, во время обрядовых или театрализованных представлений помогают понять душу наших предков, их представление о добре и зле, их веселый, озорной нрав, узнать лучше русскую культуру, её самобытность и неповторимость.

Ознакомления детей с русским фольклором через театральную деятельность дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке имеются кубанские костюмы, утварь, рушники, что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В познавательном уголке дети могут посмотреть фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику нашего города, Краснодарского края. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.

Существует такое понятие как «малая Родина». И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи...» Учитывая то, что на Рязанской земле многое связано с историей русского народа, их нравами, обычаями, участием в войнах, красота родного края раскрывается не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым

Тематические занятия не только расширяют кругозор ребят, закрепляют их знания о природе родного края, но и активизируют творческие проявления, раскрывают индивидуальные возможности каждого ребенка. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, связанное с формированием у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремлению сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

Часть занятий отражает тему народных праздников «Колядки», «Как на масляной недели». Детям рассказываем, что от дома к дому ходили группы ребятишек, парней, девушек, у каждого дома они пели специальные приветственные песни – колядки, в которых величали хозяина, желали в новом году здоровья, хорошего урожая. С детьми разучиваем колядки «Коляда, коляда», «Тетенька добренька». Объясняем детям, что само слово «коляда» означает (круговая еда). Занятие «Как, на масленой неделе» начинаем рассказом педагога о древнем русском празднике – масленице. Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Это самый любимый праздник русского народа, самый веселый, разгульный. Величали ее и боярыней Масленицей, госпожой масленицей. На занятии обязательно используем чучело Масленицы, наряжаем его в девичий наряд. Кроме песен о блинах инсценируем и песню «Мы давно блинов не ели».

В процессе приобщения дошкольников к миру театра можно сделать вывод, что у детей появляется интерес к народной культуре, истории развития родного края, истории Родины.

Дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными. Интеллектуально – эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия той или иной роли, выполнения игровых, ролевых действий, развитие сюжета.

Образ жизни русского народа, его культура волнуют детей на столько, что они легко вписываются в образ героев сказки, крестьянских детей на посиделках, отождествляя себя с ними, ярче воплощая любимый образ, его нравственные качества. Дети становятся более внимательные друг к другу, своим родным. У ребят появляется интерес к истории своей семьи. Значительно обогащается речь детей, дети инициативны в разговоре, очень любят книги.



Предварительный просмотр:

Творческое развитие дошкольников посредством театральной деятельности

«Театр - искусство прекрасное.

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 
К.С.Станиславский


Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. 
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.
Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.

Плюсы театральной деятельности.
- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки и чисто говорки в разных темпах, шёпотом
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
- Умеют строить простейший диалог.

«Театр в детском саду. Какой он?»

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами: Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром

Щека к щеке, Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот. В уголке.

Пантомимические этюды и упражнения Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как : 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак ловит большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Театральные игры и упражнения для младших дошкольников"

Для детей младшего дошкольного возраста характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В самодеятельной игре детей отражается литературно-художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течении года (чтение художественных произведений и показ их инсценировок в театре).

 Яркие художественные образы, запоминающиеся становятся основой для свободной детской игры. При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образцом преподнесенного материала. Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Такая игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, позволяет каждому ребенку проявить свою активность, творчество. Когда мы знакомим детей с произведениями нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребенком до начало игры не стоит.

Выразительное чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочтении педагог должен ставить новые художественно- игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомится с героями. При втором прочтении можно применять упражнения: изобразить героев сказки с помощью жестов, мимики, движений.

Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с различной интонацией: «здравствуйте» (радостно, сердито, приветливо) Выберите четверостишье и прочтите его детям с разными интонациями: удивленно, насмешливо, радостно, грустно. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове ( «я люблю свою лошадку»).

Детям нравятся упражнения, развивающие мимику и пантамимику. Для развития пантамимических средств выразительности используйте упражнения на память физических действий (моем посуду, качаем куклу, поливаем цветы). В играх предложить детям показать, как прыгает лягушка, заяц; ходит серый волк, медведь. Следующий этап знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается, на каком либо эпизоде и предлагает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, то в невысоком живет?» дети по ходу рассказывания сказки, изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой. Это не мешает восприятию сказки, так как это короткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения конкретным действием.

Таким образом, происходит естественное, незаученное обыгрывание сказки, дети непроизвольно запоминают сюжет сказки, слова, действия героев.

Дети младшей группы способны показать в «домашнем театре», то есть в условиях своей группы маленький спектакль, в котором организующая центральная роль принадлежит педагогу. Такой спектакль не требует приглашенных зрителей ими могут стать посаженные на стульчики куклы, мягкие игрушки. Воспитатель объявляет, что сейчас состоится спектакль и предлагает детям подумать, что для этого им понадобится. Дети с помощью воспитателя могут посадить кукол – зрителей, найти в театральном уголке шапочки и элементы костюмов и нарядиться в героев сказки.

Можно предложить детям подобрать музыкальные характеристики героев, например, придумать и спеть песенку лисы ( «петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка). На этом этапе фрагментального обыгрывания, использование костюмов нежелательно, так как основное время будет уходить на это и дети отвлекутся от главного – вхождения в образ какого- то героя.

В театрализованном представлении наличие костюмов, конечно же обязательно: это создает у детей праздничное настроение, позволяет им прочувствовать свою роль, осознать себя в ней.

Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует пригласить старших детей выступать перед ними с постановками. Малыши воспринимают старших детей как настоящих артистов. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка, кто из героев больше понравился и почему, любят ли они сами выступать. Таким образом, дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте давать им элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире (что такое театр, как нужно вести себя в зрительном зале, кто такие артисты).

Для этого чтобы дети не испугались появление страшного героя, необходимо заранее «познакомить» их с этим героем, например, воспитатель с театральной куклой может зайти в группу накануне спектакля, театрального представления.

Тогда малыши не испугаются этого героя, будут внимательные, без страха смотреть это представление. Это касается и других, наиболее «страшных» драматических персонажей, которые появляются и на утренниках. Продолжительность спектакля не должна превышать 10-15 минут. Для создания интересного спектакля воспитатели должны хорошо выстроить его «партитуру», подчинив реализации основной идеи его замысел.

В младшей группе целесообразно использовать произведения малых фольклорных форм. Драматизация небольших песенок вызывает интерес детей. исполняя песенку малыши двигаются в соответствии с текстом; каждый по своему проявляет характер изображаемого героя.

В играх импровизационного типа используются различные виды кукол настольного театра (вязанные, бумажные, баночные, плоскостные фигурки, картинки и т. д.) Распознать эмоции хорошо помогают пиктограммы, на которых изображены основные эмоции человека. Эти картинки могут соотноситься с характером эмоций, вызываемых тем или иным художественным произведением. Такую игру можно проводить до выпуска в школу постепенно усложняя. Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не сможет изобразить грустного зайку, если не задуматься о чем – то грустном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Педагог, работающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями.

В своей практике я использую различные игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи; игры с пальчиками; игры на формирование актерского мастерства.

Вывод: при умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения эмоциональности, театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности маленького человека.

Театрализованная деятельность (для педагогов)

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

В процессе театрализованных игр:

Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.

Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.

Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.

Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

Происходит коррекция поведения.

Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Цель, задачи и содержание театрализованной деятельности: 

Цель: Формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности, самостоятельности, активного участия в игре с персонажами- игрушками.

Задачи: 

Учить детей взаимодействовать друг с другом в рамках определенного сюжета;

обогащать словарь детей, способствовать его активизации, совершенствовать диалогическую речь, грамматический строй;

воспитывать коммуникативные способности.

В процессе театрализованной игры происходит постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В своей работе мы совместно с педагогами ДОУ стремимся создать все необходимые условия для театральной деятельности детей и наиболее полного раскрытия их творческого и речевого потенциала. Мы располагаем следующими видами  театра:

пальчиковый театр;

театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);

кукольный театр; ширма (би-ба-бо);

настольный театр;

театр ложек;

театр масок;

театр из картона;

вязаный;

театр из коробок, театр перчаток, театр — топотушки, театр конусный, театр на палочке.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. Очень важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Театральные  куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается, участвует в качестве положительного или отрицательного героя в образовательной деятельности, а дети учат его правилам поведения, счету, общению и т.д. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она —  неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, как наши воспитанники  внимательно и с интересом смотрят показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что увидели повторяют. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начинают говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

 Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, а также в повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, родному слову, литературе, театру.

Театрализованные игру имеют большое воспитательное значение. У детей развиваются навыки общения, в том числе и ситуативные, формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей речевого общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать







Предварительный просмотр:

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития
  • Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
  • Выработка новых форм работы с родителями.
  • Установление тесного контакта с родителями.


Для педагогов:

  • В систематизированности средств и методов театрально-игровой деятельности, обоснованное распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
  • Повышение профессионального уровня педагогов.

1. Участие в проекте 80% семей группы;

2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;

4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 4-5 лет;

5. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.

6. Создание в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по воспитанию эмоциональной выразительности у дошкольников

Заключение:
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации нашего проекта «Театр и мы».
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию. 
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. 
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.