Детская психология
Детская психология – один из важных сегментов в развитии малыша, становлении его как личность. Как ребёнок будет воспринимать окружающий мир в процессе взросления, кем он будет для общества, сможет ли он комфортно существовать среди других индивидуумов, будет ли он жестоким или добрым, безразличным к окружающим или отзывчивым. Все эти моменты уже предопределяются практически с формирования плода внутри матери. На будущее поведение ребёнка будет влиять не только социальная среда, в которой живут его родители, но и то, как его папа и мама сами подготовлены к рождению своего чада. Они должны со всей ответственностью подойти к тому, что с первых дней жизни малыша именно их любовь, внимание и забота будут основополагающим для развития психологических качеств ребёнка.
Рождение человека – первый шаг в ещё непознанный мир, в котором день сменяется ночью, есть белое и чёрное, радость и печаль. Всё ещё предстоит осознать и понять, в этом-то мама и папа должны помочь малышу. В первый год жизни, когда ещё не развита речь, ребёнок уже учится общению с его родными, неосознанно, но целенаправленно:
— просит еду, когда голодный;
— требует поменять подгузник, когда некомфортно;
— плачет, когда что-то болит;
— тянет ручки к разноцветной погремушке.
И от отзывчивости родителей к требованиям малыша также зависит будущее отношение к миру и окружающим его людей. Он учится доверию и пониманию, наблюдает, как относятся друг к другу родители, тем самым составляя в своём мышлении правила общения и поведения.
Но одной родительской среды не достаточно для правильного психического развития. Для более приемлемого восприятия окружающего мира, ребёнок должен расширять круг своего общения, развиваться в социуме. Не маловажным фактором для этого является посещение детского образовательного учреждения, где в окружении своих сверстников он будет развиваться как социально активная личность.
Воспитатели ДОУ играют не последнюю роль в становлении детского мировоззрения. Конечно, родители – это самое главное, что есть в жизни человека, это основа в формировании нравственности, характера малыша. Но иногда им не хватает времени и навыков, чтобы правильно и последовательно, не нарушая детской психики, в соответствии с возрастными особенностями давать знания, преподносить своевременную и полезную информацию.
Детский сад – это именно то место, где профессионально подходят к воспитанию маленького человека как в физическом, умственном, так и в психическом развитии. Это как дополнительная помощь РОДИТЕЛЯМ в адаптации ребёнка к социальной жизни. Мамам и папам не стоит сваливать все появившиеся проблемы на воспитателей, подумайте, может вам не хватает элементарного общения с ребёнком. Если вас что-то тревожит, обсудите это с педагогом. Возможно, потребуется содействие детского психолога, который профессионально поможет в возникших проблемах. Важно, не упустить момент для психологической помощи, иначе взрослая жизнь вашего ребёнка будет полна трудностей, непонимания, и что страшнее всего, может возникнуть полная изоляция от окружающего мира.
Любите и уважайте своих детей, и они будут любить, и уважать вас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы исследований в детской психологии | 25.07 КБ |
Особенности детского мышления | 23.35 КБ |
Развитие социальных навыков | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы исследований в детской психологии
Детские психологи используют в своих исследованиях научный метод. Они формулируют гипотезы на основе теорий и используют измеримые и Воспроизводимые методы для сбора, изучения и анализа данных, чтобы проверить полезность этих теорий.
Выбор образца
Выбор образца является важным первым шагом в проведении исследования, поскольку он будет определять степень, в которой выводы исследователя могут быть применены или обобщены к людям, отличным от тех, кто был изучен.
Некоторые решения проблемы Репрезентативности
Для обеспечения репрезентативности выборки или того, в какой степени она точно отражает более многочисленное национальное население, она должна включать лиц, которые различаются по таким факторам, как раса, пол и социальный класс.
Методы сбора данных о детях
Отчеты о детях
Одним из способов сбора информации по вопросам развития детей является запрашивание у детей самоотчетов, как правило, путем проведения собеседований. Получение самоотчетов от детей может быть сложнее, чем получение их от взрослых, поскольку дети, как правило, менее внимательны, медленнее реагируют и с меньшей вероятностью понимают поставленные перед ними вопросы. Однако самоотчеты-это единственный способ получить информацию о таких вещах, как чувства детей и их уникальные взгляды на свою жизнь.
Отчеты членов семьи, педагогов и сверстников
Другим методом сбора данных является сбор информации о ребенке у других людей, которые хорошо знают этого ребенка, таких как родители, братья и сестры, учителя и сверстники. Попытки повысить точность отчетов родителей о своих детях включают в себя сосредоточение внимания на конкретных текущих проблемах в жизни ребенка, обучение родителей быть более точными наблюдателями, использование структурированных дневников для руководства своими наблюдениями.
Непосредственное наблюдение
Чаще, конечно, нет никакой замены для наблюдения собственных непосредственных исследователей детей. Такие наблюдения могут происходить в естественных условиях, например, дома ребенка, или в лаборатории; в последнем случае, структурированное наблюдение позволяет исследователям наблюдать за ребенком, когда он выполняет какую-то высоко структурированную задачу. Одним из ограничений прямого наблюдения является то, что, когда дети и родители знают, что за ними наблюдают, они, как правило, действуют более социально приемлемыми способами, чем способы, которыми они обычно ведут себя. Чтобы минимизировать такие искажения, исследователи стараются наблюдать ненавязчиво в течение относительно длительных периодов времени, чтобы субъекты могли адаптироваться к ситуации.
Когда исследователи используют прямые наблюдения, они должны решить, какие типы поведения записывать. Они могут записывать все, что делает участник (образец записи), записывать только определенные события (выборка событий), или вести список поведений, которые происходят в заданный период времени (выборка времени). Если исследователь хочет изучить поток поведения, лучшей стратегией является запись событий в последовательности. Если вопрос исследования включает в себя нечасто встречающиеся поведения, исследователь может структурировать ситуацию, чтобы увеличить вероятность того, что поведение будет иметь место. Из-за ограничений всех методов сбора данных исследователи часто используют несколько мер одного и того же поведения.
Установление отношений и причин
Корреляционный метод
Метод корреляции включает в себя изучение взаимосвязи между двумя событиями, такими как агрессивность детей дошкольного возраста и количество агрессии, которую они смотрят по телевизору. Коэффициент корреляции выражается в направлении (положительный или отрицательный) и размер (-1.0 до +1.0) отношений. Если два фактора коррелированы, они систематически связаны друг с другом, но корреляция сама по себе не говорит нам, вызвал ли один фактор другой.
Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент позволяет исследователям установить причинно-следственные связи, оценивая конкретное поведение (например, пытаясь причинить вред другому человеку) в контролируемой лабораторной обстановке, где определенный фактор интереса (например, просмотр ТВ насилия) вводится в экспериментальную группу участников, в то время как подконтрольная группа подвергается воздействию некоторого нейтрального фактора. Исследователи используют назначение случайное назначение участников к любой из этих групп. Зависимая переменная-это поведение, на которое влияет манипуляция независимой переменной.
Проблема с лабораторными экспериментами заключается в том, что они редко имеют экологическую ценность и не могут быть легко обобщены в реальных условиях. В лабораторном аналоговом эксперименте исследователь дублирует многие особенности природной обстановки. Такой подход позволяет контролировать ситуацию, сохраняя при этом некоторый» натурализм » реальных ситуаций.
Полевые и естественные подходы
Еще менее искусственным является полевой эксперимент, в котором исследователь сознательно производит изменение реальной обстановки и измеряет там результат. Альтернативой повышения обобщаемости полученных данных является проведение анатомического эксперимента. В этом случае следователь измеряет влияние естественного изменения на поведение ребенка в реальной обстановке. Но из-за отсутствия контроля над независимой переменной и другими факторами, которые могли бы повлиять на поведение, часто трудно интерпретировать результаты естественного эксперимента.
Комбинированные проекты в исследованиях в области развития
Различные типы экспериментов, доступные исследователям, иллюстрируют важный компромисс между экспериментальным контролем и обобщаемостью результатов. Ни одна стратегия не всегда лучшая. Скорее, исследователи все чаще используют несколько исследовательских стратегий для изучения отношений и причин.
Изучение изменений во времени
Метод поперечного сечения
Наиболее распространенной стратегией исследования изменений в развитии с течением времени является сквозной метод, в котором исследователи сравнивают группы детей разного возраста в данный момент времени. Этот подход экономичен как во времени, так и в деньгах, но он не дает никакой информации об изменениях и не дает информации о причинах каких-либо наблюдаемых возрастных различий у детей-участников.
Продольный метод
Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.
Лонгитюдный метод преодолевает эти 2 недостатка перекрестного исследования потому что исследователь рассматривает таких же детей на различные этапы в их жизнях. Но у лонгитюдных исследований есть свои недостатки, включая высокую стоимость, постепенную потерю субъектов, ограниченную гибкость в использовании новых идей или методов после начала исследования и применимость результатов к когортам другого уровня.
Последовательный метод
Чтобы преодолеть некоторые из этих ограничений, исследователи могут использовать последовательный метод, который сочетает в себе черты как поперечных, так и продольных исследований. Эта структура позволяет исследователям сравнивать не только группы разных возрастов в один момент времени и отслеживать отдельных детей в течение нескольких лет, но и отслеживать возрастные когорты в течение нескольких лет.
Этика научных исследований с детьми
Одним из основных соображений при принятии решения о стратегии исследования является воздействие процедур на участников. Различные правительственные и институциональные наблюдательные советы, помимо профессиональных организаций, участвуют в разработке и поддержании руководящих принципов надлежащего обращения с людьми в ходе исследований. Эти руководящие принципы включают право быть полностью информированным о характере исследования и его процедурах, право давать информированное согласие до участия и право не подвергаться ущербу.
Не всегда легко определить этический курс действий в конкретной ситуации. Для того чтобы определить, являются ли определенные исследовательские процедуры этичными или нет, расходы участников должны быть тщательно взвешены с учетом потенциальных выгод от расширения знаний о развитии.
Предварительный просмотр:
Особенности детского мышления
Что происходит в головах детей? Какие мысли чаще всего их посещают? Что должны знать их родители, и педагоги о детском мышлении? Давайте разберёмся.
Особенности детского мировоззрения
У малышей раннего возраста удивительные мысли о Вселенной. Они все верят в несуществующие фантастические персонажи, часто придумывают свои миры и, играя, проживают в них. При этом родители не должны в этом препятствовать — пусть эта игра продолжается, это только разовьет их воображение.
Дети доверяют своим мамам и папам. Их мнение очень важно для малыша — стоит следить за своими словами о детях, не позволяя ни одному замечанию обидеть его. Обида у детей откладывается надолго — даже если они ее забывают, уже в зрелом возрасте она может проявляться в психологических проблемах — комплексах, трудностях в общении, гиперчувствительности и т.д.
Еще одна интересная особенность – у детей чувствительная реакция к конфликтам в семье. Например, родители ссорятся. Ребенку от этого некомфортно, жутко и грустно, но более того он думает, что он в этом как-то виноват. Когда случается, что родители разведены, малыш снова винит себя. Он может спросить маму и папу — в чем его вина? Надо объяснить, что никто не виноват, а он — тем более, и что родители все так же сильно его любят.
Особенности детского мышления
Дети любят делать жизнь «неживой». Они могут с опаской относиться к дивану, потому что однажды споткнулись о него, набив шишку на лбу. Дети считают, что кресло было «злым» и хотело причинить им вред. Или попробуйте оживить снежинки, когда они тают. Также дети любят материализовывать свои страхи. Они боятся, и в то же время тянутся к местам страшным — подвалам, старым домам, темным шкафам.
Ребяческое мышление удивляет его образами – их логичность не логична. Дети не анализируют глубоко. Ребенок впитывает в себя впечатления о мире и различных явлениях. Он собирает кусочки мозаики в одно целое. В то же время дети склонны думать о причинах явлений и событий. Именно поэтому они готовы задать родителям самые разные вопросы. Рекомендуется сначала ознакомиться с точкой зрения ребенка, а затем дать точный ответ: варианты детей очень интересны.
У ребенка мышление яркое, образное, но оно лишено организации. Это может создать проблемы во взрослом возрасте. Поэтому от родителей будет правильно направлять ребенка, учить его размышлять, действовать шаг за шагом, планировать. Когда ребенок собирается посвятить время творчеству, задайте ему наводящие вопросы. Когда он хочет сделать котенка из пластилина, спросите его, что он должен предпринять для этого? Какие инструменты должен взять? Какие цвета понадобятся для моделирования?
О чем думают дети, можно узнать по-другому – расспросить их самих. Будьте готовы к самым невероятным фантазиям, мыслям и идеям малыша. Наслаждайтесь возможностью соприкоснуться со своим миром и, возможно, вспомните свои детские чувства и размышления.
Развитие навыков мышления
Когнитивное развитие детей повышается, когда они развивают навыки для отслеживания своих собственных мыслительных процессов. Размышление о собственном мышлении помогает детям стать более независимыми учениками. Например, если дети могут следить за своим пониманием истории во время ее чтения, они будут знать сами, нужно ли им перечитывать конкретный раздел или искать подсказки в окружающем тексте и картинках, чтобы помочь им понять.
Поощрение творческого мышления у детей является для них ценным способом узнать, кто они, найти таланты и области интересов, которыми они могут поделиться с миром.
1. Дайте им свободное время
Одна из самых простых вещей для продвижения творческого мышления у детей, чтобы позволить им иметь время покоя: время, свободное от структурированных или запланированных мероприятий, где они должны научиться развлекать себя. Это означает, что их воображение станет сильнее, что может быть полезным в дальнейшей жизни.
2. Ограничьте время компьютера и телевидения
Ограничения времени на компьютер и телевизор позволяет больше времени проводить саморазвивающие мероприятия, такие как творческие игры. Поскольку информация, полученная из этих источников, в значительной степени пассивна, важно сбалансировать такую деятельность с позитивными действиями, когда ребенок оказывает влияние на окружающий мир.
3. Предоставьте им инструменты для творчества
Многие дети становятся неожиданно творческими, когда им дают такие предметы, как ручка и бумага, мелки или пластилин. Старайтесь не вводить слишком много ограничений, когда дети занимаются этими видами деятельности, так как это начнет становиться противодействующим, и может удержать ребенка от самовыражения.
4. Позвольте им следовать своим собственным творческим путем
Творчество у каждого человека разное. Не привязывайтесь к традиционным идеям «творческой деятельности», которые могут быть ограничивающими. Пусть ваши дети диктуют свои предпочтения, а Вы оказываете помощь и поддержку.
5. Подавать пример
Нет ничего лучше, чем хороший пример передачи наших ценностей детям в нашей жизни. Если мы хотим поощрять в них творчество, покажите им, что творчество важно для нас. Уделяя время самостоятельным творческим занятиям, и выделяя некоторое время для свободы мысли, мы можем дать толчок к творческому развитию малышей.
Предварительный просмотр:
Развитие социальных навыков
Социальные навыки являются неотъемлемой частью функционирования общества. Поэтому их развитие готовит детей к взаимодействиям во всех аспектах жизни. Проявление хороших манер, общение с другими людьми, внимательное отношение к чувствам других и выражение личных потребностей – все это важные компоненты прочных социальных навыков. Чтобы помочь детям развить эти важные навыки, требуется набор стратегий на каждом этапе взросления.
Прививание социальных навыков у младенцев
Реагируйте на потребности вашего ребенка. Дети не в состоянии сказать вам, что они хотят напрямую. Это означает, что вам надо обращать внимание на действия и невербальные сигналы, которые подает ваш ребенок. Когда вы понимаете, что нужно вашему ребенку, удовлетворите его просьбу. Если это не работает, то вы, возможно, неправильно истолковали его потребности, попробуйте ещё раз понять, что хочет от вас малыш.
Например, если ваш новорождённый, которому, скажем, месяц от роду, плачет и успокоить его бутылочкой с водой или же едой не получается, возможно ему просто надо помочь освободить желудок от скопившегося воздуха после приёма пищи. Если это не успокоит его, переходите к следующему варианту (например, покачайте его), и так далее.
Позвольте вашему ребенку исследовать мир через игру. Взрослые иногда ошибочно полагают, что дети играют просто, чтобы скоротать время. Это неправда. На самом деле, дети получают большую часть своих навыков, играя. Это один из важных способов исследования мира вокруг них, и вы любыми способами должны поощрять это.
Например, вы можете поиграть в прятки со своим ребенком. В то время как с одной стороны это простая игра, с другой стороны, в ней дети видят, что вы исчезаете и возвращаетесь. Дети так учатся радоваться вашему присутствию.
Помогите ребенку расширить границы возможного. Все нужные в жизни навыки должны быть изучены. Иногда это означает немного расширить границы возможного вашего малыша. Приучайте ребёнка к соперничеству, проводите время в играх, где ему придётся конкурировать с вами, даже если вам кажется, что малышу это немножечко не под силу. Например, если ваш ребенок любит катать мяч, попробуйте поиграть с ним в игру кто больше собьёт кеглей, или кто больше попадёт в корзину.
Не забудьте иногда проигрывать, ребёнок должен испытывать не только горечь поражения, но и радость от победы.
Обучение малышей взаимодействию с окружающими
Научите малыша чувствам. Обсуждайте свои чувства с вашим малышом. Через ваше обсуждение того, как вы чувствуете, они начинают изучать слова, связанные с эмоциями, ощущениями, и могут позже использовать эти слова, чтобы говорить о своих будущих переживаниях. Это поможет им иногда выражать свои чувства словами вместо того, чтобы проявлять свои разочарования, когда возникает недопонимание между людьми.
Вы можете сказать что-то вроде: «Я понимаю, что тебе ещё хочется поиграть, но время ложится спать. Давай доиграем завтра.”
Наблюдайте за чувствами вашего малыша. Наблюдайте, как ваш ребёнок ведёт себя в играх, во время занятий творчеством, в общении с другими, чтобы понять, какие чувства у него возникают. Наблюдая и понимая эмоции вашего малыша, вы можете более эффективно обсуждать их вместе с ним. Вы также можете научить своего малыша выражать свои чувства более социально-конструктивными способами.
Если ваш малыш сердится на то, что конфетница пуста, вы можете сказать ему: “Я знаю, что ты расстроен тем, что конфет больше нет, но сердиться из-за этого на окружающих не хорошо. Вместо этого ты можешь показать нам, что расстроен, сделав глубокий вдох и просто сказав нам, что сожалеешь об отсутствии лакомства.”
Обсудите ограничения с вашим малышом. Ребёнок должен понимать, что от него ждут родители. Конечно же он иногда будет нарушать правила, но, если вы установите нормированные рамки и дадите понять, что можно, а что нельзя, большинство малышей начнут придерживаться установленных вами правил. Также ребёнок должен понять, что с этими ограничениями он будет всегда в безопасности.
Подчеркните положительные стороны правил с вашим малышом. Например, объясните, что ваш ребенок должен выспаться сегодня, чтобы завтра он был отдохнувшим для участия в весёлых играх.
Поощряйте своего малыша заводить друзей. Дети не очень хорошо взаимодействуют друг с другом, но как только они начинают взрослеть, появляется потребность в общении с другими детьми. Поощряйте своего малыша заводить друзей и учите его таким вещам, как представлять себя. Это один из важных моментов в социализации вашего ребенка.
Не удивляйтесь, если ваш малыш играет больше с другими детьми «рядом», чем «с» ними. Параллельная игра распространена на этом этапе.
Подготовка дошкольников к ситуациям в социальной среде
Укажите вашему ребёнку границы дозволенного. В дошкольном возрасте дети с большим энтузиазмом начинают исследовать мир вокруг них. Их любопытство, кажется, не имеет предела, поэтому вы должны установить пределы.
Например, объясните ему, почему он должен оставаться во дворе, а не переходить улицу в одиночку, познакомьте с правилами дорожного движения.
Поощряйте своего ребёнка быть независимым. В то время как ограничения имеют важное значение, не забывайте развивать в детях самостоятельность. Застёгивать рубашку или куртку, зашнуровывать ботинки – это они должны приучаться делать сами.
Помимо одевания, ребёнок самостоятельно должен убирать за собой игрушки после игр, посуду со стола после приёма пищи. Это всё приучает детей становиться независимыми.
Содействие социальным взаимодействиям с другими детьми. В этом период дети начинают общаться и играть вместе, даже больше, чем в возрасте 0 – 2 года. Вы должны поощрять это социальное взаимодействие, позволяя ребенку играть с соседями и друзьями. Это придаст им уверенности в себе и желание завести больше друзей, что благотворно скажется на развитии социальных навыков.
Взаимодействие ребенка со старшими. Время общения со сверстниками является важной частью обучения социальными навыками, но не является основным моментом в развитии. Одногодки, с которыми играет ваш ребенок, скорее всего, будут иметь примерно те же социальные навыки, что и ваше чадо. Для исключения торможения в обучении, ребёнок должен контактировать с детьми старше возраста, чтобы расширить кругозор и возможность постичь больше, чем его сверстники.
Приобщайте вашего ребёнка работать в команде. Развивайте в ребёнке целеустремлённость, учите сотрудничать в коллективе, это очень важно для дальнейших успехов в жизни детей, в их будущей взрослой жизни.
Это можно делать таким способом: попросите вашего ребёнка совместно с его другом, прежде чем они приступят к играм, сделать какое-то важное дело, например, помочь вам в уборке на приусадебном участке. Эта тренировка работы в команде принесёт огромную пользу не только вам, она приобщает детей к труду, а также к его поощрению.
Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был успешным, социально значимым человеком. Не оставайтесь в стороне от его проблем, сопереживайте вместе с ним, помогайте находить выход, пусть даже из детских, возникших трудных ситуаций. И тогда не только ваши, но и детские мечты станут реальностью.