конспекты занятий с детьми

ДУНАЙЧЕНКО ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию в подготовительной группе  ОНР по теме:

"Мой дом. Мой город".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию в подготовительной группе  ОНР по теме:

"Мой дом. Мой город".

 Цель: Закрепить у детей знания о понятии «дом»,  «город», познакомить с одним из видов декоративного искусства - витражами, формирование у детей интереса выполнения витражей.

 Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу. Продолжать учить работать командой, уметь ценить свой и чужой труд, доводить начатое до конца.

Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы. Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности, художественный вкус.

Образовательные: Расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Повторить жилища животных. Обогащать словарь детей правильными названиями предметов , их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.  Учить подбирать обобщающие слова: инструменты, бытовая техника, игрушки, обувь, одежда. Учить образовывать прилагательные от существительных(дом из стекла-стеклянный) Коррекция мелкой моторики пальцев.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание, инсценированные

Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово,

Практические: инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка», Д/И игра «Чей домик», Д/И «Разные дома», физминутка «Карусели»

Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка», заучивание стихотворения "Моя малая родина", защита проектов по теме " Мой город"

Словарная работа:  лубяная,  достопримечательность,  цирк,  трамвай, троллейбус, геральдический, червлёный, лазоревая волна, вилообразный крест.

Оборудование: подсвечник с подготовленным на нем рисунком герба города Энгельса, набор витражных красок, презентация на компьютере

 « Наш город», «Образцы работ в витражной технике»,  спокойная музыка.

 

Ход занятия

  • Приветствие гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришли много гостей,  давайте их поприветствуем. ( Дети здороваются).

  • Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним.

Инсценировка  отрывка из сказки  «Заюшкина избушка»

(Стучат)

 -Зайчик, выходи скорее.

Из домика выходит лиса.

Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!

Уходит обратно в домик.

Воспитатель: Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?

Выходит заяц и плачет

Воспитатель: Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.

Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?

Дети отвечают (нет)

Воспитатель: Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.

Дети стучат в домик.

Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель: Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.

Лиса выходит.

Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет, у тебя права выгонять зайца из его дома.

Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла?

Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.

Игра «Чей домик»

Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит  себе пару (медведь-берлога, лиса-нора, белка-дупло, волк-логово, собака-будка)

Воспитатель: Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?

Лиса: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Оставайтесь на нашем занятии, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного.

Герои садятся.

Вы знаете, где живут звери, как называются их домики. А где живут люди? (отвечают)

Воспитатель: Для чего нужны людям дома? (отдыхают, кушают, спят, зимой здесь тепло)

Д/и «Разные дома»( картинный словарь)

-Как мы назовём дом из кирпича (кирпичный),

 из стекла, из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина ,изо льда.

Из дерева можем сравнить с лубяным?

Путешествие по городу

-Как называется наша родина? (Россия)

-Как называется город, в котором мы живем? (Энгельс)

Послушайте стихотворение " Малая Родина"

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие и покажем зайцу и лисе наш город, сколько у нас много разных домов.

Воспитатель: На каком транспорте можно отправиться в путешествие по городу? Какой общественный  транспорт ходит по нашему городу? (автобусы, маршрутные такси, троллейбусы). А вы знаете, что в нашем городе есть завод, где изготавливают троллейбусы (картинка).  Давайте поедем на троллейбусе

( дети сидят на  стульчиках, как в троллейбусе)

 Мы в троллейбус быстро сели и в окошко посмотрели, наш шофёр педаль нажал и троллейбус  побежал.

Воспитатель: Вот сейчас мы проезжаем улицу-

-дети помогают, называют улицы, на которых они живут. Улица Полтавская, Студенческая, Воронежская, Щорса, Шурова гора. Остановка. Дети выходят

и подходят к стенду с иллюстрациями

.Беседа по теме занятия с опорой на фотографии родного города( слайды)

Воспитатель: Полюбуйтесь на наш город. 

Наш город очень большой и красивый; есть много микрорайонов, интересных мест и зданий. Каждый из нас живет в своем микрорайоне, По которым, двигается много машин. В нем много интересных и любимых мест.

  • Как называется наша родина? ( Россия)
  • Наша страна очень большая, а наш город маленькая наша родина.
  • Послушайте стихотворение " Малая родина"

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя

Разучивание стихотворения по строчкам - повторение

Д\и «Кто внимательный?» 

Какого здания нет у нас в городе? (театр, дом культуры, цирк).

Какие виды пассажирского транспорта вы знаете?

Какого транспорта нет в нашем городе? (автобус, такси, троллейбус, трамвай.)

 В каком микрорайоне находится наш детский сад? (центр)

А какое любимое место у детей в городском парке? (аттракционы)

Физминутка «Карусель»

Мы на карусели сели,

 Завертелись карусели.

(ходить по кругу)

Мы на карусели сели,

 Завертелись карусели.

Вверх летели

(потянулись вверх)

Вниз летели

(присели на корточки)

Вверх летели, вниз летели

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по реке гуляет,

Нашу лодочку качает.

Д/и. «Один много» (с мячом).

Дом-дома, дорога-дороги, магазин-магазины, скамейка – скамейки,

автобус-автобусы, троллейбус- троллейбусы..

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Следующая наша остановка

Презентация проектов о достопримечательностях города.

( дети презентуют проекты, которые они сделали накануне с родителями.)

- символ города памятник Быку солевозу

- мост через реку Волгу, соединяющий два города

- место приземления 1 космонавта Ю.А.Гагарина

- храм  Воскресения Христова

Воспитатель: Молодцы! Очень много интересного вы рассказали о достопримечательностях города.

 Воспитатель: Давайте с вами придумаем полезные советы«Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно.» (не ломать деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор, соблюдать правила поведения в природе) .

Воспитатель: ребята, вы придумали очень хорошие советы.

Надеюсь, что вы их тоже будете выполнять.

Промежуточная рефлексия

Воспитатель: С какими достопримечательностями города мы с вами сегодня познакомились?

Воспитатель

- В нашем городе все живут дружно и никто никого из домов не выгоняет.

Воспитатель: Наше путешествие продолжит сейчас с вами Елена Александровна.

Музыкальная игра- рефлексия " Паровозик"

2 часть - рисование герба города

 Воспитатель: мы сейчас поговорили о нашем родном городе Энгельсе, а знаете ли вы, что у каждого города есть свой герб (ответы детей)?

Вот и у нашего города есть тоже герб, на котором изображен бык солевоз.

Герб Энгельского района представляет собой золотой геральдический щит с изображением чёрного быка с червлёными (красными) глазами, языком, рогами и копытами, на спину которого, поставлена червлёная (красная) чаша с серебряной горкой соли. В знак принадлежности Энгельского района к Саратовской области в щит помещена лазоревая (синяя) вольная часть с тремя серебряными стерлядями, расположенными в виде вилообразного креста. Золотое поле щита символизирует традиционные хлебные богатства Заволжья. Обременённый солонкой бык напоминает о том, что Покровская слобода была основана, как важный перевалочный пункт на пути доставки соли с озера Эльтон.  

 Практическая часть: Ребята, посмотрите у каждого из вас, есть набор витражных красок и также стоит прозрачный стакан с контуром герба

 г. Энгельса. Мы с вами будем закрашивать герб желтым цветом, который является символом хлебных богатств нашего края, и чёрным цветом закрасим быка солевоза, который символизирует силу. Также в верхнем левом углу голубой  символ Саратовской области три стерлядки (в руках держу готовый подсвечник). Перед началом работы приготовим  ваши  пальчики.

                   Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе           пальчики сжимаем в кулак и разжимаем

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим            подушечки всех  пальцев одной руки

Маленькие пальчики,            дотрагиваются до  пальцев другой руки)

Раз, два, три, четыре, пять –     поочередно соединяем одноименные

Начинай считать опять.          пальцы: большой с большим  и т. д.)                    

Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                         

 Мы закончили считать.                    встряхнули руки.

   (Звучит спокойная музыка).  Воспитатель наблюдает за работой детей и по мере необходимости помогает.

 В конце занятия подвожу итог, хвалю детей.