Программа по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Приложение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования МДОУ ЦРР – д/с №6 «Синяя птица»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennaya_programma_tsvetik-semitsvetik_1.docx | 82.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка №6 «Синяя птица»
Приложение к основной общеобразовательной программе
дошкольного образования МДОУ ЦРР – д/с №6 «Синяя птица»
Программа по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Воспитатель Портянко С. В.
Малоярославец, 2016
Содержание:
1.Целевой раздел
Введение
Нормативно-правовое обеспечение Программы
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи программы
1.3.Основные принципы программы
1.4.Характеристика особенностей развития детей
1.5.Ожидаемые результаты реализации рабочей программы
1.6.Модель педагогического процесса
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности
2.3. Взаимодействие с Малоярославецким музейно-выставочным центром
2.4. Организация и проведение выставок, праздников, развлечений, интегрированных мероприятий
2.5. Взаимодействие с родителями
3. Организационный раздел
3.1. Материально - техническое обеспечение реализации программы
3.2. Программно-методическое обеспечение.
Приложения
Список литературы
1.Целевой раздел
Введение
Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (изобразительного, музыкального, литературного – как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальной, художественно-речевой, театрализованной.
Вся программа направлена на развитие ребёнка, которое мы видим в приобщении детей к правильному образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры). Осуществляемое целенаправленное полноценное эстетическое воспитание обеспечивает психическое развитие, заключающееся в развитии таких процессов, как эстетическое восприятие, образное представление, воображение, мышление, внимание, воля; основных качеств личности: активность, самостоятельность, трудолюбие. Многие исследователи способностей и одарённости детей отмечают, что трудолюбие является необходимым качеством для развития этих личностных черт. К психическим процессам, необходимым для развития способности одарённости и творчества, мы относим разнообразные эмоции, такие качества, как положительное отношение к окружающему и эстетической деятельности.
У детей формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, эстетическое суждение и отношение к окружающему и искусству, к художественной деятельности. Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у них разнообразных способностей – как художественных, так и интеллектуальных. Разные виды художественной деятельности играют в этом важную роль. Все названные психические процессы и качества личности необходимы не столько для успешного творчества, но и для познавательной, трудовой, учебной деятельности.
Разрабатывая программу, мы основывались на положении о том, что эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка, а не ограничиваться только специальными занятиями. Жизнь воспитуемого должна быть наполнена эстетическими впечатлениями и широко включать разнообразную художественную деятельность и систематически организуемые выставки детского творчества.
Программа «Цветик-семицветик» создана на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой и авторской программы Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий. Подготовительная группа». Наша программа обеспечивает преемственность в художественном развитии детей с начальной школой по предмету «рисование».
МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица» эффективно взаимодействует с Малоярославецким музейно-выставочным центром. Разработан план совместной работы по художественному развитию детей. Старшие и подготовительные группы с начала учебного года каждый месяц посещают Малоярославецкий музейно-выставочный центр. Экскурсии проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица». Основная цель – приобщение дошкольников к изобразительному искусству, обеспечение интеллектуального, эстетического и личностного развития детей, воспитание в них чувства любви к родному краю, причастности к его прошлому, настоящему и будущему.
Методика ознакомления детей с изобразительным искусством и воспитания любви к нему разнообразна. Это, прежде всего, непосредственное восприятие детьми окружающего их мира:
- наблюдения;
- прогулки;
- экскурсии;
- демонстрация иллюстрированного материала;
- широкое использование художественных произведений;
- беседы;
- рассказы;
- выставки.
Изобразительная деятельность с детьми проводится в изостудии, горнице, Музейно-выставочном центре, компьютерном классе и осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица». В программу художественного развития детей внедрено планирование образовательной деятельности, связанной с изучением культурного наследия края.
Возрастная категория детей – 6-7 лет (подготовительные к школе группы).
На занятиях по изобразительной деятельности используются современные технологии:
- использование музыкального сопровождения;
- использование мультимедиа.
Сообразно нашей концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется нами в трёх направлениях:
- в эстетическом оформлении развивающей среды нашего учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;
- в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;
- в развитии художественных, творческих способностей детей.
От того, как осуществляется работа по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию детей, во многом зависит работоспособность детей, положительное отношение друг к другу, к окружающим предметам, эстетическое восприятие происходящего, желание творить, создавать образы в своих рисунках или других произведениях искусства.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
Цель: формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
1.Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
2. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
3. Знакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;
4. Способствовать амплификации (обогащению) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5.Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
7. Создавать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
8. Формировать эстетическую картину мира и основные элементы «Я-концепции-творца».
1.3.Основные принципы программы
- принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому;
- принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)
1.4.Характеристика особенностей развития детей
Подготовительная группа (6-7 лет)
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. 7 Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
1.5.Ожидаемые результаты реализации рабочей программы для детей подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет:
- Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
- Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей).
- Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.
- В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
- В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
- Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
2. Содержательный раздел
2. 1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности:
∙ Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
∙ Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.
∙ Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
∙ Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности.
∙ Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.
∙ Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.
∙ Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Содержание образовательной деятельности
Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, передавать своё отношение. Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств; умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, «дорабатывать» изображение. Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам. Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.
Изобразительно-выразительные умения
Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры - типичные и характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов - признаки сказочности; в сюжетном изображении:15 изображать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близком, среднем и дальнем планах, передавать пространство; в декоративном изображении: создавать нарядные стилизованные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображениям разными способами построения композиции; использование некоторых способов стилизации образов реальных предметов.
Технические умения
Совершенствование моторных характеристик умений. Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.
В аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация); совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (зайчики пляшут, хоровод елочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звездочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала.
В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительные материалы для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы. Совместное со взрослым и детьми, коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Формы работы с детьми 6-7 лет: наблюдение, беседы, проектная деятельность, дидактические игры и упражнения, творческие и изобразительные игры, экспериментирование, экскурсии в музеи города, виртуальные экскурсии, «творческая мастерская» юного художника.
2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности представлено в Приложении 1.
2.3. Взаимодействие с Малоярославецким музейно–выставочным центром им. И. А. Солдатёнкова
МДОУ ЦРР - детский сад №6 «Синяя птица» эффективно сотрудничает с Малоярославецким музейно-выставочным центром. Разработан план совместной работы; один раз в неделю для детей старших и подготовительных групп организовываем, экскурсии в музей, проводим совместные выставки детских рисунков с участием родителей, сотрудники музея проводят занятия, мастер-классы на базе ОУ.
Цель: Создание благоприятных условий для приобщения дошкольников к изобразительному искусству, истории родного края; обеспечение интеллектуального, эстетического и личностного развития детей.
Задачи:
- Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять представления детей об изобразительном искусстве;
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно – прикладного искусства;
- Пробудить у детей интерес к истории и культуре родного края, знакомить детей с творчеством малоярославецких художников, народных мастеров традициями, образом жизни предков;
- Воспитывать любовь и уважение к прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
- Воспитывать основы интеркультурности: интереса к культуре других народов, уважения к их обычаям, традициям.
Формы работы с детьми: Экскурсии в ММВЦ (проводятся научными сотрудниками музейно – выставочного центра), различные виды деятельности детей в ДОУ (предварительная работа перед экскурсией, работа по впечатлениям от экскурсий).
Экскурсии осуществляются по двум направлениям:
- постоянная экспозиция – коллекция предметов быта, изделий декоративно – прикладного искусства Почетного гражданина г. Малоярославца художника ИА. Солдатенкова (знакомство с историей, традициями, бытом, прикладным искусством родного края); выставка живописи художника О.Б.Павлова; выставка росписи по дереву, деревянной игрушки, автор – Елена Репина; выставка интарсии, автор - Почетный гражданин города Малоярославца, член Союза художников РФ Матвеичев В.Д.)
- выставочные залы (знакомство с жанрами изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство; знакомство с жанрами живописи, с изобразительными материалами, с творчеством Малоярославецких художников, скульпторов, народных мастеров; воспитанников детской художественной школы им. Афанасия Куликова).
План проведения экскурсий:
Месяц | Подготовительные группы |
сентябрь | «В мастерской художника» Знакомство с творчеством Почетного гражданина г. Малоярославца художника Игоря Алексеевича Солдатенкова. |
Выставочный зал: Выставка живописи по итогам Малоярославецкого пленера «Край родной, навек любимый» | |
октябрь | Знакомство с жанрами живописи. Творчество Малоярославецкого художника Митяшкина Владимира Валентиновича |
«Волшебный мир искусства» Творчество Малоярославецкого художника Матвеичева Вячеслава Дмитриевича (беседа о технике интарсии, создании декоративных панно, шкатулок, мебели) | |
ноябрь | «Звону много – веселей дорога» (история возникновения и бытования колокольчиков на Руси. Экспозиция коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова) |
Выставочный зал: «Страна Акварелия» (выставка художников школы живописи Сергея Андрияки) | |
декабрь | «Добрых рук волшебство» (Народные промыслы родного края. Глиняная игрушка Калужской губернии, д. Хлуднево) (Неделя игры и игрушки) |
Выставочный зал: | |
январь | «Солнечные плитки» (История возникновения, создания, бытования печных изразцов на Руси. Экспозиция коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова) |
февраль | Знакомство с жанрами живописи. Посещение постоянной экспозиции художника Олега Борисовича Павлова. |
Выставочный зал: | |
март | «Рукоделье – загляденье» (Знакомство с народным крестьянским костюмом Калужской губернии, вышивкой «перевить». Экспозиция коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова) |
Выставочный зал: | |
апрель | «Как рубашка в поле выросла» (Знакомство с народным крестьянским костюмом Калужской губернии. Экспозиция коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова) |
Выставочный зал: | |
Май - июнь | «Памятные места и святыни Калужского края» выставка по итогам «Малоярославецкого пленэра» |
2.4. Перспективное планирование работы по ознакомлению дошкольников с культурным наследием родного края представлено в Приложении 2.
2.5. Организация и проведение выставок, праздников, развлечений, интегрированных мероприятий
В МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица» имеется светлая, просторная изостудия, кукольный театр, горница, уголки по изобразительному искусству в группах, организовываются:
- Выставки детского, детско-родительского творчества:
- выставки рисунков «Краски осени», «Зимушка-зима», «Весенняя сказка», «Солнечное лето»;
- выставки, связанные с праздниками: ко дню Матери «Мы с мамой идём в детский сад», ко дню Защитников Отечества» - «Папа и я», к Международному Женскому дню – «Мамочки любимой портрет», дню Космонавтики – «Космическое путешествие», дню Великой Победы «Салют Победы»;
- тематические мини-выставки: «Моя семья», «Сказку рисуем манной крупой» и мн. другие;
- выставки творчества детей и родителей (выставка «Мой город», конкурс семейного творчества «Украсим группу своими руками», конкурс на лучшую книжку-самоделку и т.д.).
Выставки детских и детско-родительских работ осуществляются как в изостудии, так и в группах.
- Интегрированные мероприятия в подготовительной группе:
- «Прощание с осенью» (изобразительное творчество, экологическое воспитание);
- Фольклорные развлечения «Жавороночки» (изобразительное творчество, музыкально-художественная деятельность);
- «День Победы – 9 мая» (изобразительное творчество, музыкально-художественная деятельность);
- Интегрированные развлечения «Путешествие в царство Зимы», «Волшебница вода», «Космическое путешествие на планету игр» (изобразительное творчество, экологическое воспитание);
- Праздник «Разноцветная викторина» (изобразительное творчество);
- Развлечение «В гостях у мастера Карандаша» (изобразительное творчество).
3.3. Взаимодействие с родителями
Цель: привлечь родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.
Задачи:
- Объединить усилия семьи и детского сада для творческого развития детей;
- Активизировать и обогащать умения родителей по художественно-эстетическому воспитанию детей;
- Поддерживать инициативность родителей в собственных педагогических возможностях в изодеятельности.
При работе с родителями были выбраны следующие формы работы:
- консультации;
- собрания;
- беседы;
- выставки совместного творчества;
- участие родителей в праздниках, развлечениях;
- совместное посещение музейно-выставочного центра.
Перспективное планирование образовательной работы с родителями
Сентябрь
1. Родительские собрания в группах на тему: «Организация ОД по изобразительной деятельности: структура, художественные материалы, цели. Совместное с детьми участие в образовательном процессе».
2. Консультация «В музей с ребёнком».
Октябрь
1. Рекомендация для родителей «Что рисует ваш ребёнок».
2. Совместная с родителями ярмарка поделок из урожая «Дары осени».
Ноябрь
1. Участие в создании альбома «Моя малая Родина - Малоярославец»
2. Выставка детского творчества совместно с родителями «Мир профессий»
Декабрь
1. Совместная с детьми выставка декоративно-прикладного творчества «Мастерская Деда Мороза»
2.«Обучение ребёнка и типичные заблуждения родителей».
Январь
Консультация для родителей подготовительных групп «Детство художника».
Февраль
1. Консультация «Музей для ребёнка»
Март
1. Консультация на тему: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев».
Апрель
1.Детско-родительское творчество – конкурс декоративно-прикладного искусства «Космические просторы».
2. Детско-родительское творчество - конкурс декоративно-прикладного искусства «Пасхальная радость».
3. Консультация для родителей: «Художники нашего края».
Май
1. Консультация для родителей: «Обучение ребёнка и типичные заблуждения родителей».
3. Организационный раздел
3.1.Учебно-тематический план
Подготовительная группа
Занятия по изобразительной деятельности проводятся:
- два раза в неделю в МДОУ ЦРР – детский сад №6 «Синяя птица»;
- один раз в месяц в Малоярославецком музейно-выставочном центре.
Длительность занятий - 30 минут.
Месяц | Занятия по изобразительной деятельности в МДОУ ЦРР – детский сад №6 «Синяя птица» | Занятия в Малоярославецком музейно-выставочном центре им. И. А. Солдатёнкова | |
Сентябрь | Неделя 1 Тема: «Картинки на песке» Тема: «Бабочки-красавицы» Неделя 2 Тема: «Улетает наше лето» Тема: «Качели-карусели (детская площадка)» Неделя 3 Тема: «Весёлые качели» Тема: «Наша клумба» Неделя 4 Тема: «Осенний натюрморт из фруктов (овощей)» Тема: «Астры в вазе» | Тема: «В мастерской художника» | |
Октябрь Октябрь | Неделя 1 Тема: «Мы – художники-пейзажисты» Тема: «Осенняя берёза» Неделя 2 Тема: «Осенний клён и ель» Тема: «Осенний лес» Неделя 3 Тема: «Осеннее дерево под ветром и дождём» Тема: «Хмурый ветреный день» Неделя 4 Тема: «Кудрявые деревья Тема: «Лес, точно терем расписной…» | Тема: «Знакомство с жанрами живописи. Родные просторы. Пейзаж в изобразительном искусстве» | |
Ноябрь | Неделя 1 Тема: «Строим дом многоэтажный» Тема: «Такие разные зонтики» Неделя 2 Тема: «Дымковские животные» Тема: «Дымковский индюк» Неделя 3 Тема: «Барыня, няня (водоноска)» Тема: «Мы с мамой идём в детский сад» Неделя 4 Тема: «Городецкий узор на полосе из бутонов, розана и листьев» Тема: «Городецкий узор на кухонной доске» | Тема: «Делу время – потехе час» | |
Декабрь | Неделя 1 Тема: «Дети на прогулке зимой» (два занятия) Неделя 2 Тема: «Зимний убор деревьев» Тема: «Снегирь на ветке рябины» Неделя 3 Тема: «Волшебный мир ночи» Тема: «Наш город зимой» Неделя 4 Тема: «Цветочные снежинки» Тема: «Дремлет лес под сказку сна» Неделя 5 Тема: «Новогодние игрушки» | Тема: «Рукоделье – загляденье» |
Январь | Неделя 1 Тема: «Избушка на курьих ножках» Тема: «Терем-теремок» Неделя 2 Тема: «Рисуем сказку манной крупой» Неделя 3 Тема: «Снежинка» (два занятия) | Тема: «Добрых рук волшебство» - |
Февраль | Неделя 1 Тема: «Транспорт в нашем городе» Тема: «Рыбки играют, рыбки сверкают» Неделя 2 Тема: «Я с папой» Тема: «Мы с мамой улыбаемся» Неделя 3 Тема: «Комнатное растение» Тема: «Цветы в вазе» Неделя 4 Тема: «Букет цветов» Тема: «Чудо-цветок» | Тема: «Солнечные плитки» |
Март | Неделя 1 Тема: «Салфетка под конфетницу или вазу» Тема: «Моя семья» Неделя 2 Тема: «Салфетка для Гжелочки» Тема: «Гжельский узор на форме чашки, сахарницы, чайника, вазы» Неделя 3 Тема: «Хлудневская глиняная игрушка» Тема: «Ранняя весна» Неделя 4 Тема: «Хохломская шкатулочка» Тема: «Хохломские доски» Неделя 5 Тема: «Золотой петушок» Тема: «Бабочка» | Тема: «Родные просторы» |
Апрель | Неделя 1 Тема: «Звёзды и кометы» Тема: «В далёком космосе» Неделя 2 Тема: «Космический пейзаж» Тема: «Чудо-писанки» Неделя 3 Тема: «Золотые облака (весенний пейзаж)» Тема: «Заря алая разливается» Неделя 4 Тема: «День и ночь (контраст и нюанс)» Тема: «Праздничный город» | Тема: «Как рубашка в поле выросла» |
Май | Неделя 1 Тема: «День Победы – 9 мая» Тема: «Весенняя гроза» Неделя 2 Тема: «Весенний букет в вазе» Тема: «Цветущий месяц май» Неделя 3 Тема: «Букет с папоротником и солнечными зайчиками» Тема: «Что ты больше всего любишь рисовать?» Неделя 4 Тема: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» Тема: «Лягушонок и водяная лилия» | Тема: «Памятные места и святыни Калужского края» |
3.2. Материально - техническое обеспечение реализации программы
Кабинет изобразительной деятельности создан с целью развивать художественно – творческие способности дошкольников средствами изобразительной деятельности, приобщить их к изобразительному искусству.
Кабинет оснащен:
Мебель | Материалы и оборудование | Наглядные пособия |
Столы для детей | Картины | Репродукции картин русских и советских художников |
Творческий уголок | Палитры | Коллективные работы педагогов и воспитанников |
Стол | Мольберты | Пособия по декоративно – прикладному искусству: |
Стулья | Дощечки для лепки | Городецкая роспись по дереву |
Стулья детские | Восковые свечи | Дымковская игрушка Филимоновская народная игрушка |
Шкафы | Цветные карандаши | Гжельская роспись |
Тумбы | Гуашь | Жостовская роспись |
Стенды | Акварельные краски | Хохлома |
Стеллаж | Глина для лепки | Серия книг «Сказки о художниках» |
Пластилин | Иллюстрации «Любимые сказки» | |
Подставки под краски | Портреты русских художников | |
Восковые карандаши Пастельные мелки | Методический наглядно-демонстрационный материал «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт», «Животные» | |
Стаканчики для воды | Детская литература | |
Тушь | Демонстрационные альбомы | |
Фломастеры | Рабочие тетради | |
Восковые мелки | Наглядно – дидактические пособия | |
Клей - карандаш | Карточки «Азбука цвета» | |
Ножницы | Хохломская роспись | |
Простые карандаши | Дымковская роспись | |
Кисти (номера разные) мягкие, щетинные, клеевые | Филимоновская игрушка Гжельская посуда (техника папье-маше) | |
Керамические стаканчики под клей | Хлудневская игрушка Городецкие деревянные изделия Матрёшки (семёновская, полхо-майданская) | |
Масляные краски | Дидактические игры | |
Тарелки | Приложения к занятиям | |
Керамическая посуда | Шаблоны | |
Флуоресцентные краски | Физминутки |
Программно – методическое обеспечение
1.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
2.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду; планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006.
3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа: Программа, конспекты: - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2006.
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.
6. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/Под ред. А. А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: «Просвещение», 1985.
8. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.