Моя педагогическая копилка

Портянко Светлана Владимировна

Уважаемые коллеги-педагоги! Я приглашаю Вас на эту страницу и предлагаю Вашему вниманию результаты накопленного мною опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР –д/с №6 «Синяя птица»

Консультация для воспитателей

 «Роль дидактических игр в развитии дошкольника»

Подготовила

воспитатель

Портянко Светлана Владимировна

Малоярославец, 2016

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

        В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети  - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, всё для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива” – так писала выдающийся  советский педагог Н.К. Крупская.

            Она  также указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

  1.  Сущность дидактической игры и ее место в обучении  дошкольников

            Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. (4).

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в  узкодидактических целях.

           Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. (22, 100).

             Дидактическое направление использования игры получило развитие в  XVIII в. у педагогов   -  филантропистов (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. (22).

              С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру».(22, 101).

              Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

             В  трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.

             К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал  большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он  ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские  игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. (8).

             Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

            В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры 2 видов: свободные игры, стимулированные окружающей средой, и игры, организованные педагогом, игры с правилами. Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. (10).

            У каждого метода имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Русские народные игры были впервые собраны и обработаны Е.А.Покровским. Богатство   содержания, разнообразие форм, простота, занимательность, юмор – характерные их черты.

            Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в  узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

            Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами.

            Игры с правилами предназначены для  формирования и развития определенных качеств личности  ребенка. В дошкольной педагогике принято делить  игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

             Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

            Воспитательно–образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

            Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

             В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

             По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на  игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

             Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

             Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

             Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

            Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

            Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

            Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

            Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

           Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного воспитания является развитие мышления и речи. Эти 2 неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

            Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности  для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи дефектолог может сам варьировать условия игры.

            В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знание в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно  разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с  включением  небылиц и т.д.

             Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления детей придавали лучшие педагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому  понятию подбирают видовые.

             В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н.К.Крупская, она  неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «… игра для  них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». (22 , 6). Называя  народные игры, Н.К.Крупская отмечала их большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора.

             Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного  звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлены на развитие мыслительной способности детей.

             В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

            Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделить в старших группах детского сада. Перед дефектологами, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т.д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра.

            Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной  системе с использованием необходимой методики.

Совершенствование восприятия внешних качеств предметов через игру

             Всем известно, что каждый ребенок талантлив от природы, но этот дар подобно цветку может либо расцвести, либо завянуть. И то, что с ним будет, зависит от нас – взрослых. Поможем же ребенку познать этот сложный и интересный мир.

            Дошкольный возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что умение детей воспринимать предмет, его качество, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из сторон дошкольного воспитания.

              Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства. И, конечно же, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ведь именно форма, величина, цвет имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и времени. Правильное восприятие формы, величины и цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

             Известно, что игра не только основной вид деятельности детей дошкольного возраста, но и удовольствие, радость, средство самореализации и самовыражения. Игра позволяет выйти за пределы ограниченного мира “детской” и построить свой собственный мир.

            С помощью игры можно развивать внимание, память, воображение, мышление, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Наблюдение и анализ обучения выпускников детского сада показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, в ходе начального обучения связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

              Дети – прекрасные наблюдатели. Если на них что-то произвело впечатление, они запоминают мельчайшие детали и мы должны поддерживать ребят, помочь усвоить сенсорную культуру в области восприятия цвета, величины, формы для успешного обучения в школе.

Практическое применение дидактической игры в детском саду

           В своей работе я использую множество  дидактических  игр  и  упражнений, различной степени сложности,  в зависимости  от  индивидуальных  способностей детей. Начиная со средней группы, стараюсь включать в педагогический процесс множество игр на определение цвета, цветовосприятие. Например, в средней группе я использовала игру на определение цвета - ПРИЦЕПИ К ПАРОВОЗИКУ ВАГОНЧИКИ, которую провожу чаще всего в начале учебного года с целью закрепить уже полученные знания о цвете (4 цвета – красный, синий, жёлтый и зелёный). Ребята с большим удовольствием и старанием стремятся выполнить это задание без ошибок. К тому ж е игра эта способствует обогащению словаря дошкольника: «такой же по цвету», «одинакового цвета», «все предметы синего цвета».

            В старшей группе использовала игру на цветовосприятие, разработанную программой Г.С.Швайко,  ПОДБЕРИ ЦВЕТ И ОТТЕНОК и  НАЙДИ КВАДРАТ ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА, НО ДРУГОГО ОТТЕНКА. Эти игры так же целесообразнее проводить в начале учебного года, поскольку именно в этот период важно закрепить знания о цвете. Знания о цвете усложняются, поскольку в средней группе уже накоплена определённая база знаний о многочисленности оттенков одного цвета, поэтому в этих играх я стараюсь помочь ребятам воспринимать не просто цвет, но и видеть его оттенок, научить их проговаривать названия оттенков цвета: тёмно-красный, светло-зелёный и т.д., научить находить до пяти оттенков одного цвета. Затем в течении учебного года я усложняю игры на восприятие цвета, для этого использую игру КАКИХ ЦВЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ. В ней даётся многоцветное изображение предмета, а рядом полоски с квадратиками, на которых имеются не все цвета, использованные на картинке. Ребёнок должен определить, каких цветов не хватает и назвать близкие цвета, которые использованы в предмете.  Эти игры способствуют развитию внимания, мышления, заинтересовывает  детей.

             В период, когда мы с ребятами знакомимся с жанром портрета (период обучения приблизительно середина учебного года), я стараюсь уделять внимание детей не только расположению пропорций человека, но и черт его лица. Во время таких занятий, помимо многочисленных бесед, использования наглядных материалов, в старших группах я проводила и дидактическую игру, также разработанную Г.С.Швайко, КАКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА БЫВАЕТ У ЛЮДЕЙ. Очень важно привести детей к пониманию того, что люди могут испытывать совершенно разные эмоции, чувства и что ребята могут сами определить по изображению того или иного выражения лица, что испытывает его обладатель. Эта игра способствует развитию творческого воображения, потому что дети сами начинают рассуждать, что происходить с человеком, сопереживают, так же она способствует развитию внимания. Игра способствует углублённым знаниям о чертах лица, что облегчает впоследствии их рисование.

             Для закрепления знаний о  форме  геометрических  фигур  с  целью повторения материала средней группы, предлагала детям  узнать  в  окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.  Например,  спрашиваю:  Какую геометрическую         фигуру        напоминает       дно       тарелки?   (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

               В старшей группе использовала игру БАБОЧКИ с целью развить у детей чувство симметрии, дать понятие о том, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными, учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов. Также моя цель была и в закреплении знаний геометрических фигур: круга, овала, полукруга, полуовала и т.д. Конечно, определение цвета в этой игре тоже имеет важную роль. Дошкольники с увлечением собирали бабочек, рассматривали их, каждый радовался её красоте, а также радовался тому, что смог её собрать.

                 В начале учебного года в подготовительной группе я проводила игровое упражнение ЧТО РАЗНОЕ И ЧТО ОДИНАКОВОЕ. Моей целью является также закрепление знаний дошкольников о жанрах. Так как у дошкольников, дошедших до подготовительной группы, уже есть база знаний о жанрах в искусстве, поэтому именно эта игра позволяет закрепить, повторить, проверить эти знания. После проведения этой игры (возможно неоднократного) я ощущала, что ребятам значительно легче воспринимали занятия на тему какого-либо жанра.

                 В средней группе я старалась акцентировать внимание детей на различении деталей круглой и овальной формы, квадрата и прямоугольника. Этому способствовали дидактические игры СЛОЖИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ и ЧТО РАЗНОЕ И ЧТО ОДИНАКОВОЕ. Дошкольники средней группы с оживлением собирали картинки, подбирали предметы точно по образцу с учётом формы и величины их частей.

                Ещё одна игра, которую я проводила в средней группе, У КОГО ДРУГОЙ СНЕГОВИК основана на умении детей находить различие и сходство в деталях одинаковых предметов.

                 Таким образом, дидактические игры, проводимые мной с детьми средней, старшей и подготовительной групп, играют большую роль в течение педагогического процесса. Дети очень эффективно усваивают новый материал, закрепление знаний даётся намного легче, развитие умений происходит быстрее. Дошкольники заинтересованы в игре, это чувствуется, это позволяет разнообразить педагогический процесс, который без игры мог бы показаться детям более утомительным.

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко- маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  1.  Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/ Арсентьева В.П./ М.: ФОРУМ, 2009.

  1.  Дидактические игры и занятия/Лыкова И.А./ М.: Карапуз : Сфера, 2009.



Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР – д/с  №6 «Синяя птица»

Консультация для воспитателей

 «Развитие речи детей

в изодеятельности»

Подготовила воспитатель

Портянко Светлана Владимировна

Малоярославец, 2016.

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника

        В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

        Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

        Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

        Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

            Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Влияние изобразительной деятельности на речевую и мыслительную.

   
Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством "развязывания" языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями.
  Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Это очень отчетливо можно видеть уже у детей в возрасте около трех лет: не только показываемая картинка, но и собственный рисунок (как бы ни был он примитивен с нашей,
 взрослой точки зрения) стимулирует мыслительную деятельность ребятишек.

Наблюдая за маленькими детьми, нельзя не заметить, как часто, рассказывая одну сказку, они перескакивают на другую или, начав одно стихотворение, неожиданно переходят на другое. По-видимому, причиной этого являются какие-то случайные ассоциации.

Рома П. 3 лет 2 месяцев декламирует стихотворение:

Котик беленький,
Хвостик серенький,
Вот как, вот как,
Серенький козлик!



   Как видите, начал Рома рассказывать про котика, а кончил - про козлика.
  Леня В. 3 лет 3 месяцев рассказывал сказку про курочку-рябу. Когда он дошел до слов
"плачет дед, плачет баба", у него произошел перескок на другую сказку: "Как же мне не плакать? Лиса забралась в мой домик и не уходит!"
   Мы сказали, что к подобным перескокам приводят случайные ассоциации. Но так ли уж они случайны? Может быть, в этом явлении есть какая-то закономерность?
   У Ромы - это совершенно очевидно - причиной перескока явилось слово
"серенький", оно входило в оба стиха, т. е. в два заученных словесных стереотипа. Со стихом о козлике это слово, вероятно, оказалось связанным сильнее, поэтому и произошло соскальзывание на более упроченный стереотип. У Лени причиной перескока явилось слово "плачет", которое также входит в обе сказки.

    Значит, такие перескоки совсем не случайны, они объясняются тем, что то или иное слово входит в два стереотипа, и если один из них сильнее, то и происходит соскальзывание на него. Интересно отметить, что сами дети не замечают, что продолжают говорить уже совсем о другом. Чрезвычайно ярко явление соскальзывания на другой стереотип выражено и в рисовании маленьких детей. Е. И. Игнатьев приводит очень хороший пример; ребенок начал рисовать кошку, но, сделав несколько штрихов, сказал, что это - башня, потом добавил ряд прямоугольников (окна) и заявил: "Хороший дом!"

    Как и в речевых реакциях, такие перескоки в рисовании объясняются тем, что какой-то элемент рисунка вызывает ассоциацию с другой системой, другим зрительным образом, и мысль ребенка идет уже в ином направлении.

     А. Г. Иванов-Смоленский в опытах по изучению условных рефлексов у детей также наблюдал, что если в двух системах условных раздражителей есть какой-то общий элемент (который входит в обе системы), то это создает своего рода "дренаж" для перехода возбуждения из одной системы в другую. Иванов-Смоленский показал далее, что явление "дренажа возбуждения" имеет место и у более старших детей, но у них оно уже не проявляется в соскальзывании с одного стереотипа на другой, а остается в скрытой форме.

     Мы, взрослые люди, можем наблюдать это явление на себе - какое-то ощущение, услышанное слово и т. д. вызывает у нас не одну, а несколько ассоциаций. Однако мы продолжаем развивать определенную мысль, затормаживая побочные.
   Таким образом, частые соскальзывания мысли, отмечаемые у малышей, имеют под собой совершенно понятную физиологическую основу.

    Влияние изобразительной деятельности на речевую и мыслительную

    Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством "развязывания" языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями.
   Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Это очень отчетливо можно видеть уже у детей в возрасте около трех лет: не только показываемая картинка, но и собственный рисунок (как бы ни был он примитивен с нашей, взрослой точки зрения) стимулирует мыслительную деятельность ребятишек.

      Витя Б. 3 лет 3 месяцев начертил неправильный большой овал (рис. 4): "Это машина". Вокруг овала нарисовал много кружков: "Это колеса. Едет же машина". Одни кружки получились более правильными, а два - перечеркнутые (рис. 4,1), и Витя огорчился: "Э-эх!" - но тут же улыбнулся: "Это же рули! Вот как начну рулями рулить, как поеду!"

     Стимулирующее влияние рисования на возникновение новых ассоциаций, т. е. на протекание мыслительной деятельности, отчетливо видно у детей и в более старшем возрасте.
     Мариша К. в 3 года 7 месяцев нарисовала девочку (рис. 5,1), засмеялась:
"Это я, вот мое голубенькое платье!" - и начала рассказывать: "Жила-была Маришенька! Пошла она раз гулять одна. Она немножко забыла, что нельзя одной уходить. И вдруг..." Тут она стала торопливо рисовать вторую фигуру (рис. 5,2) с помелом в руке (рис. 5,3). "...Навстречу Баба-Яга! Она вот с такими руками... страшная! И говорит: "Я тебя съем! -" А Мариша к бабусе убежала!" 

       Этот важный факт влияния изобразительной деятельности на речевую и мыслительную часто не учитывается не только родителями, но и работниками детских учреждений. Постоянно приходится наблюдать, что во время уроков рисования в детском саду воспитательница останавливает говорящих детей, не позволяет им "отвлекаться от работы болтовней". На самом же деле рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга, и словесное описание того, что ребенок изображает, нужно даже поощрять.

      Речевая (и мыслительная) деятельность малыша активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком. Так, например, Антоша Щ. 5 лет сам рисует мало и неохотно, но с удовольствием сочиняет сказки по картинкам, которые находит в журналах. Рассматривая картинку с изображением птичьего гнезда на дереве, он стал рассказывать: "Однажды мальчик пошел в лес за грибами. Долго он ходил и вот увидел птичек в гнездышке. Очень ему понравилось, он захотел жить в таком гнездышке. Он спросил: "Птички, птички, как мне сделать такое же гнездышко?" Птички сказали - "Из коры, соломы, а внутри ваткой застелить". Он так и сделал, гнездо очень хорошее получилось, он и стал там жить, а птички ему пищу приносили. А родители ждут-ждут дома, а мальчика все нет. Они пошли в лес и нашли его, обрадовались и увели домой".

     Заключение

     Почему же рисунок оказывает такое стимулирующее действие на деятельность мозга ребенка?

     Прежде всего нельзя забывать, что мышление детей первых лет жизни есть по преимуществу мышление образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс "сцепления" ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.

    Литература:

  1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008. – 400 с.
  2. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.  Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. /сост. Е. П. Климова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР  №6 «Синяя птица»

Консультация для воспитателей

 «Как подготовить дошкольников к экскурсии в музей»

Подготовила воспитатель

 Портянко Светлана Владимировна

Малоярославец, 2017

     Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому мы стремимся к более раннему приобщению детей к музею. Встреча с хорошо знакомыми предметами вызывает у ребенка радость узнавания, оставляет положительные эмоции.          

     Мы работаем в тесном сотрудничестве с Музейно-выставочным центром, разработан план совместной работы; один раз в неделю для детей старших и подготовительных групп организовываем, экскурсии в музей, проводим совместные выставки детских рисунков с участием родителей, сотрудники музея проводят занятия, мастер-классы на базе ОУ.

     Занятия на базе музея посещают дети старшей и подготовительной групп. Работа проводится согласно плану музейных занятий и календарно-тематическому планированию нашего детского сада, которые проходят в занимательной форме, что создает эмоциональный настрой, вызывает интерес у детей к познанию.

   Перед тем как посетить музей, мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даем им первоначальный минимум знаний. Первое, на что мы обращаем внимание, - поведение в общественном месте. Каждый знает, как непросто воспитать у детей культуру поведения в общественном месте. Эта проблема не решается за ограниченный период времени - работа ведется постоянно: манера поведения, правила общения в стенах детского сада и др.  Дети постепенно усваивают несложные правила поведения в музее, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, русским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами и делиться своими впечатлениями об увиденном.

     В беседах дети активно делятся впечатлениями о занятиях в музее: рассказывают о старинных предметах быта, русском костюме. Детям очень нравятся экскурсии, они с удовольствием рассказывают родителям: где они были, что они увидели и что узнали нового. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации, поэтому  после экскурсий дети любят рисовать то, что они увидели в музее.

       В Малоярославецком музейно-выставочном центре для детей проводятся разного рода экскурсии: для детей 5-6 лет проводятся ознакомительные беседы, в которых они узнают, что такое музей, зачем он нужен и т.д.; для детей 6-7 лет – углублённые беседы, благодаря которым дети окунаются в историю каждого музейного экспоната, сильнее осознают свою причастность к истокам родного края. Вместе с сотрудниками музея, детьми и родителями мы организовываем совместные выставки творчества. Сотрудники музея проводят мастер-классы.

       В нашем ДОУ продолжается работа по темам занятий, проводимых на базе музеев. Педагогический коллектив серьезно работает над созданием условий в ДОУ, способствующих продолжению работы, проводимой на базе музеев. В ДОУ есть горница – сердце нашего детского сада – своеобразный музей  народной старины, где размещены предметы, наиболее часто  упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, горшки, лапти, прялка и др. В одной из групп есть замечательный мини-музей предметов глубокой старины. Дошкольники всего сада приходят на экскурсию в этот музей. Участвовали в создании этого мини-музея как педагоги ДОУ, так и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскались и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников.

       В нашем музее можно все трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

       Музей  существует несколько лет, он не большой, но все экспонаты в основном подлинные, представляют интерес. В музее есть такие предметы, которые экспонируются и в Музейно-выставочном центре.

          Основная цель создания музея  – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной.

       В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и  нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять, менять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини - музей  это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

       Проложенная взрослым тропинка к музею будет знакома ребенку с детства, и по ней он придет туда не раз.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  4. 4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.