доклад
рисование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_v.doc | 76.5 КБ |
ranniy_vozrast_yavlyaetsya_vazhneyshim_periodom_zhizni_cheloveka.docx | 22.89 КБ |
risovanie._mo.docx | 23.06 КБ |
master_klass_po_risovaniyumo.docx | 159.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 442 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОРАБЛИК»
Консультация для педагогов ДОУ
«Адаптация ребенка к условиям ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
Черкашина Ю.М.
соответствие занимаемой
должности
Новосибирск 2017
Адаптация – период привыкания ребенка к новым условиям жизни.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды.
В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно, т.е. нет точек соприкосновения с близкими.
Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др. – то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка). Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения.
Задача для ребенка не из легких. Процесс привыкания к ДОУ отягощается физиологическими и психологическими изменениями, которые являются одной из причин негативного отношения вновь поступивших детей к ДОУ. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, у него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что приводит к эмоциональному стрессу и даже к заболеванию.
Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Ребенка пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что возвратив домой, не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается.
Примерно так же проходит второй и третий день. Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может заболеть.
У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а именно: особенности адаптационного периода
- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность, беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторониться их и сверстников);
- часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);
- проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства желудка), может появиться сыпь на коже. Ребенка из ДОУ не выводить!
- наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно, в детском саду отказывается);
- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему;
- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;
- ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее (если ранее болел гриппом, ОРВИ, то заболевает пневмонией, если жаловался на уши, заболевает отитом. То есть заболевания приобретают более сложные формы).
Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей 2-ого года жизни. Все негативные проявления в этом возрасте выражены в этом возрасте более ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после 2-х лет. Период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На 2-ой год жизни приходится наибольшее количество заболеваний.
- затормаживается двигательная активность детей: ребенок перестает ходить (на 2-ом году жизни), боится ходить по группе, идти в туалетную комнату, т.е. психические и физиологические процессы опускаются на более низкую ступень.
Степени и сроки адаптации
1 степень – легкая адаптация (напряженная), когда у ребенка нарушается аппетит (ест выборочные блюда), легкое нарушение сна, проявляются временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит). Срок удовлетворительный – от 10 дней до 2-х недель.
2 степень – адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже. Ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на протяжении 1-ого месяца. После поступления в ДОУ ребенок, как правило, болеет (обычно ОРЗ или ОРВИ, 7-10 дней без осложнений).
Срок адаптации средней тяжести – 1 месяц.
3 степень – адаптация нежелательная, самая тяжелая, она переходит в паталогическую.
Очень длительная по срокам – от 1 до 6 месяцев.
В период адаптации 3 степени ребенок
1) либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями,
2) либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная отрицательная реакция (не расстается со своими любимыми игрушками, принесенными из дома, старается уйти, спрятаться, сидит в приемной, постоянно зовет маму, спит сидя). Таким образом, негативное отношение ко всей группе сменяется очень вялым безразличным состоянием. Такие дети нуждаются в консультации врача и психолога.
Задача педагогов – удержать вновь поступившего ребенка на 1-ой (легкой) степени адаптации.
Необходимо помнить, что у всех детей стиль (реакция) отношения к периоду адаптации одинаковый – это изменение состояния настроения, сна, аппетита. У ребенка пропадает аппетит (нельзя кормить насильно в это время, близкое приближение чужого лица со словами ешь, ешь» вызывает страх и протест, особенно, если ребенок испытывает болевые ощущения, вызывается анарекция – рвотные позывы на вид пищи, посуды, установку на кормление). Кора головного мозга не выдерживает напряжения, ребенок может заснуть на 5-10 минут после длительного плача, засыпает где угодно, просыпаясь, снова громко плачет.
В первую очередь у детей нормализуется аппетит, во вторую – сон, затем нормализуется поведение. Нормализация идет по схеме: аппетит – сон – поведение.
Процесс приспособления, т.е. адаптация к новым условиям жизни, в первые дни пребывания в детском учреждении, не всегда и не у всех проходит быстро и легко. Это связано с тем, что существует ряд причин, которые влияют на характер адаптации детей.
Факторы, влияющие на характер адаптации детей к ДОУ
1. Возраст ребенка. Легче всего адаптируются к ДОУ дети в возрасте до 5-6 месяцев. Они сравнительно легко привыкают к новым условиям, так как у них нет еще устойчивых стереотипов поведения. В этот период ребенок имеет установившийся режим дня. Главное, чтобы режим ДОУ и режим в семье совпадали. Здесь адаптация 1 степени.
Дети в возрасте от 5-6 месяцев и тем более в возрасте от 9-10 месяцев до 1года 8-9 месяцев труднее всего приспосабливаются к новым условиям жизни, так. Как уже к 5-6 месяцам у детей формируется ряд сравнительно устойчивых привычек не только на режим, но и на способы вскармливания, укладывания, высаживания на горшок и т.д. В этом возрасте дети обычно тяжело реагируют на изменение приемов проведения кормления, укладывания спать, на разрушение таких привычек, как сосание пустышки.
В возрасте от 9-10 месяцев до 1 года 8-9 месяцев у детей как правила аффективная привязанность к взрослым (он может сердиться, плакать при виде чужих взрослых, признает или маму или бабушку, ни одна тетя не может заменить маму, т.е ребенок трудно переносит разлуку с близкими). В этом возрасте еще не сформирована речь, недостаточно хорошо развита предметная деятельность. В период адаптации дети данного возраста испытывают сильное напряжение, выражают бурно негативные эмоции, теряют ранее сформировавшиеся положительные привычки. Наблюдается расстройства двигательных, речевых навыков, функций желудочно-кишечного тракта. Именно в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года 8-9- месяцев адаптация средней тяжести может перейти в паталогическую – 3 степени.
С 1 года 8-9- месяцев до 2-х лет и старше (с 2-х до 3-х лет) наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее остается разной.
С 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет у ребенка появляется потребность в общении не только со взрослыми, но и с детьми, что позволяет ему отвлечься от дома. Но все-таки речь недостаточно развита, и если не понимать ребенка, не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной системы. Адаптация может перейти во 2-ю стадию – средней тяжести.
С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Адаптация протекает легко, т.к. у ребенка уже ест жизненный опыт, он становиться более любознательным, его можно заинтересовать новый игрушкой, занятиями, он может самостоятельно чем-то заниматься. В этом возрасте сильно развита потребность в общении и ориентировочная реакция на окружающее: его внимание привлекают игрушки и другие объекты, рефлекс «Что такое?» стимулирует общение со взрослым.
2. Состояние здоровья и развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с более высоким уровнем развития, с хорошо развитой речью, имеющие навыки самообслуживания, умеющие занять себя действиями с игрушками легче привыкают к новой обстановке. Дети, отягощенный различными паталогическими состояниями (патология беременности и родов), много болеют до поступления в ДОУ, ослабленные дети значительно тяжелее переносят адаптационный период.
3. Индивидуальные особенности ВНД. Адаптация зависит от силы и типа ВНД (тип ВНД – индивидуальные свойства личности, которые влияют на процесс формирования знаний, умений, на привыкание, на особенности проявления характера). И.Павлов в своем учении о ВНД выделяет 2 типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик) с учетом взаимодействия между собой процессов возбуждения и торможения.
Дети с сильным типом ВНД холерики (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения) и флегматики (оба процесса уравновешены) ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают, забиваются в угол со слезами на глазах, плачут при приближении взрослых. Это очень сложное состояние, т.к. нервное напряжение очень велико, Эти дети при встрече с родителями начинают плакать навзрыд, поэтому в течение дня их лучше не трогать, пусть сидят в уединении.
Тяжелее всех привыкают дети – меланхолики (со слабым типом ВНД, процессы возбуждения и торможения слабо выражены). Так же, как и флегматики, эти дети очень страдают: они подавлены и тихи сидят в стороне, в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Поэтому в период приучения детей к ДОУ особое внимание следует уделять страдающим детям: флегматикам и меланхоликам, адаптация которых может иметь 3 степень – паталогическую.
4. Отрицательное влияние на течение адаптации оказывают имеющиеся в семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация бодрствования (беспорядочные, неблагополучные семьи) У детей из таких семей в период адаптации нарушения аппетита и сна становятся более глубокими, вследствие чего резко удлиняется адаптационный период.
5. Условия семейного воспитания и наличие предшествующего опыта. Малыши, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в соответствии с возрастом сформированы личностные качества - умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать, собирать игрушки),
самостоятельно обслуживать себя (умение самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет), легче привыкают к условиям ДОУ, чем дети, которые общались только с одним взрослым. Для таких детей в период адаптации требуется строгое соблюдение режима дня, привычек. Не смотря на наличие предшествующего социального опыта, в первые дни пребывания в ДОУ эмоциональное состояние таких детей неуравновешенное (они тоже настороженны, следят за чужими взрослыми, нервозны в общении с ними, плохо засыпают, в первое время ведут себя якобы спокойно – сами берут за руку взрослого, рассматривают игрушки, охотно самостоятельно влезают на горку, но уже на третий день они отказываются идти в детский сад). Новизна впечатлений держала их только 2 дня. В целом дети из хороших условий семейного воспитания адаптируются за более короткий срок.
Пути создания оптимальных условий для безболезненной адаптации к ДОУ детей раннего возраста
Адаптация к новым условиям жизни для каждого ребенка неизбежна, т.к. изменяется социальная среда. У ребенка возникает «социофобия» - социальная травма, повышенное чувство страха перед новыми людьми и обстановкой. Например, для детей от 9-10 месяцев и старше вследствие уже прочно сложившегося контакта с родителями большую трудность представляет необходимость привыкать к новым людям, особенно при этом меняются основные приемы общения. Поэтому для облегчения процесса привыкания к новым социальным условиям необходимо соблюдать следующие меры:
1. тщательная подготовка персонала к приему нового ребенка и обеспечение индивидуального осторожного подхода к вновь поступившему в ДОУ. Главное помнить!: осторожным подходом к детям и правильной организацией их приема можно облегчить переход в другие условия, не доводя до значительных нарушений поведения ребенка.
2. Вся ответственность (тяжесть) ложиться на воспитателя, который должен соблюдать определенные требования в работе с новыми детьми, а именно:
- до прихода ребенка в группу необходимо узнать его особенности и условия воспитания дома (об особенностях поступающего ребенка узнать из выписки поликлиники и вместе с врачом и старшим воспитателем обсудить, какие трудности могут возникнуть в первые дни пребывания ребенка и как их устранить).
- до приема ребенка в ДОУ путем анкетирования, посещения на дому или беседы с родителями выяснить: режим, применяемый в семье, способ кормления, укладывания, индивидуальные свойства малыша, его уменьшительное имя, привычки, любимые игрушки, занятия и т.д.
- в группе все заранее подготовить к приему ребенка (продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом, спать), согласовать с врачом и старшим воспитателем, как и чем кормить, как укладывать спать.
- желательно накануне посетить ребенка дома и в спокойной обстановке познакомиться с ним.
- в первый день прихода в ДОУ доброжелательно встретить ребенка и напомнить ему: «Я к тебе вчера в гости приходила, сегодня ты ко мне пришел, я очень рада»
- самое лучшее – это ласковое, внимательное, доброжелательное отношение к детям – «маматерапия».
Помнить, что главное в первый день пребывания в группе – это впечатление о встрече с воспитателем, лицо воспитателя должно быть очень доброжелательным, праздничным, не выражать никакой неприязни: «Дети, у нас сегодня праздник, к нам пришла Олечка. Проходи, Олечка, смотри, как много игрушек». Воспитатель должен встречать ребенка не в белом халате, а в обычной одежде.
- необходимо приблизить условия детского сада к домашним: в общении с ребенком называть его тем же именем, что называют его дома, разрешить находиться в группе со своей любимой игрушкой, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу, можно принести из дома тарелочку и ложку, к которым ребенок привык. Введение элементов семейного быта в практику работы ДОУ должно стать нормой для педагогики.
- учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и «вредные», ни в коем случае не перевоспитывать ребенка, а временно сохранять привычные для ребенка приемы воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным правилам детского учреждения.
В период адаптации не давать родителям советов отучать детей от них, это нужно делать дома за 3-4 недели до поступления в детский сад. Если ребенка начать сразу же отучать от имеющихся у него привычек, то он будет плохо есть, мало спать и много плакать – это ведет к снижению иммунитета и многим заболеваниям, поэтому, если ребенок привык засыпать только при укачивании или поглаживании, следует, не дожидаясь его возбуждения перед сном, постоять около него, слегка покачивая или поглаживая.
- следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
- нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокаивается. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить.
- следует также выставить на видное место блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть ребенок погрызет, если захочет (переключение на пищевую реакцию помогает ребенку в психологически напряженной стрессовой ситуации; не случайно, плачущий 2-3-летний малыш засовывает пальцы в рот).
- никаких новых знаний, навыков не давать и не формировать. Педагогическое воздействие начинать после окончания периода адаптации.
- вновь пришедшему ребенку для игры давать необычные красочные игрушки (хорошо использовать прием переключения на них во время приема в группу, уместно использовать в этот момент игрушки-забавы).
- затормаживают отрицательные эмоции монотонными движениями руками (дидактические пособия на шнуровку, застежку) или сжимание кистей рук: следует предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамид («бусы»), играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой.
- неплохо, если в группе будет периодически звучать негромкая спокойная музыка.
- лучше лекарство от стресса – это смех. Существует даже термин – смехотерапия. Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок смеялся. Для этого следует часто показывать игрушки-забавы, в группу приглашать необычных гостей: зайчиков, клоуна, лисичку, в роли которых могут быть как взрослые, так и дети.
- в адаптационный период устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего ребенка (основная трудность возникает в первые дни пребывания в ДОУ – это привыкание к режиму детского сада, если дома он жил по другому, индивидуальному распорядку дня). Помимо психологического напряжения (ребенок оторван от дома, родных лиц и привычного общения) добавляется еще и физиологический стресс, вызванный ломкой привычного режима дня, поэтому ребенок начинает болеть. Чтобы этого не случилось, необходимо на каждого ребенка составлять щадящий режим дня. Если ребенку только 1 год 6 мес., обязательно обеспечить ему два дневных сна, пусть даже ребенок не уснет в первый дневной сон, а полежит с открытыми глазами, отдохнет – это восстановит его силы. Если вновь пришедшему ребенку 1 год 7-8 мес., а он нуждается в двух дневных снах (так как это выяснилось из беседы с родителями), обязательно обеспечить ему эту возможность, и лишь после окончания периода адаптации постепенно переводить на один дневной сон.
3. Недопустимо принимать в группу одновременно много новых детей: принимать нужно постепенно по двое, лучше по одному ребенку с небольшими интервалами в 2-3 дня, то есть в неделю принимать не более 2-3 детей. Если в день принимаются два ребенка, они приходят в разные отрезки бодрствования (один до обеда, другой после сна). В первое время дети кушают дома, спать уходят тоже домой. Лучше принимать детей в теплое время года, начиная с весны, когда дети могут находиться на прогулке, то есть на свежем воздухе. На участке они ведут себя более спокойно.
4. Не следует сразу принимать ребенка сразу на целый день, так как каждый вновь поступающий ребенок требует к себе максимального внимания. В начальный период адаптации пребывания ребенка в ДОУ должно быть 1,5 – 2-3 часа. Возможно его пребывание с мамой или близкими родственниками.
5. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду: свободное время прихода, дополнительные выходные дни. 6. Если ребенок очень беспокоится, нужно рекомендовать матери брать его из детского сада в первые дни по возможности раньше или побыть с ребенком в группе: самой уложить его спать, накормить.
7. Если ребенок легче расстается с папой или бабушкой, а с мамой -тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе или бабушке.
8. В период привыкания малыша к детскому саду исключить манипуляции, которые травмируют ребенка, то есть избегать неприятных для нег процедур: прививки, стрижка волос, ногтей, прием горького лекарства и т.д.
9. Тщательный подбор педагогов в формирующуюся группу. Воспитатели должны принимать детей такими, какие они есть, и все проблемы детей становятся профессиональными проблемами педагогов. Воспитатель должен чутко относиться к неудачам малышей (не успел попроситься в туалет, накрошил на стол, разлил пищу и т.д.) и не стыдить их, не жаловаться родителям, особенно в присутствии детей.
10. Воспитатель должен вести тщательное наблюдение за детьми, чтобы выяснить как воздействовать на ребенка: обязательно выяснить причину плача (может ему холодно, неуютно, может он что-то хочет или кто-то его обидел, может быть он сырой или хочет на горшок, хочет пить).
11. Как будет протекать период адаптации малыша целиком зависит от того, сумеет ли воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Нужно таким образом организовать уход и воспитание, чтобы свести к минимальному все тяжести адаптационного периода – осложнения физического и психического состояния. С этой целью осуществляется ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием (поведением, настроением), аппетитом, сном ребенка в первый месяц периода привыкания к ДОУ. С этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый адаптационный лист.
Во время прихода новых детей медсестра или врач неоднократно в течение дня наблюдают за ними, на помощь может привлекаться психолог. Затем они обмениваются мнениями с воспитателями о том, как тот или иной режимный процесс сказывается на состоянии ребенка. Эти наблюдения и выводы о самочувствии малыша доводятся до сведения родителей (плохой аппетит, неуравновешенное состояние в течение какого-то отрезка времени). Это делается для того, чтобы в семье могли компенсировать возможное недосыпание или недоедание ребенка в ДОУ.
В адаптационном листе фиксируется три показателя:
-эмоциональное состояние
-аппетит
-сон
По ним судят о степени адаптации ребенка к ДОУ (легкая, средняя, тяжелая), даются рекомендации по организации помощи детям (индивидуальная работа по профилактике заболеваний и снижению эмоционального напряжения, чтобы облегчить возникшее тяжелое состояние малыша), и о сроках окончания периода адаптации для вновь поступившего ребенка. Лист заполняется каждый день в течение месяца пребывание ребенка в детском саду.
У каждого параметра по данным основным показателям есть соответствующие обозначения:
- норма, очень хорошо
- незначительные отклонения
- переменные отклонения- значительные отклонения от нормы.
На адаптационном листе пишутся выводы мини-педсовета по адаптации детей группы. Эти мини-педсоветы проводятся один раз в месяц.
Объективными показателями окончания периода адаптации детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоционально состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 442 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОРАБЛИК»
Доклад
«Соответствие содержания предметной среды психологическим особенностям детям раннего возраста »
Подготовила:
воспитатель
Черкашина Ю.М.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое . Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Для правильной организации работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличаются от детей более старшего возраста.
На этапе модернизации развития дошкольное образование активно реализует современные подходы к организации и формированию предметно- пространственной среды в ДОУ. С введением ФГОС ДО определяются условия благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка и еще больший акцент делается на учет индивидуальных потребностей детей. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной и должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности.
Предметная среда в ОО выполняет: образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Предметно-развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных
объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В ФГОС ДО перечислены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которая должна быть:
- содержательно-насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением (в соответствии с программными требованиями);
- трансформируемой , обеспечивающей возможность изменений предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды;
- вариативной, предполагающей наличие в группе различных пространств для специфических видов детской деятельности, так же разнообразие игрового оборудования и материалов, обеспечивающее игровой замысел детей, периодическая сменяемость и появление новых предметов;
- доступной, предполагающая в том числе нахождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов;
- безопасной, предполагающая соответствие предметно-пространственной среды всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности её использования .
Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. Таким образом организация предметно-пространственной среды- важный развивающий аспект в осуществлении педагогического процесса.
При создании предметной среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечивать каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни-это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении.
По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:
1. «Спокойное» функциональное пространство-пространство для спокойной деятельности детей.
2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.
3. «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.
Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему-«сжиматься и расширяться», иметь подвижные ,легко трансформируемые границы.
В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых уголков:
«Первая младшая группа»
Спокойное пространство:
- книжный уголок
«Активное» пространство:
- уголок ряженья
- спортивный уголок
- музыкальный центр
- уголок для мальчиков
- уголок для девочек
Рабочее пространство:
- уголок творчества
- уголок природы
- уголок экспериментирования
- сенсорный уголок
Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.
В то время как ФГОС ДО- это не столько «стандарт развития» сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении .
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 442 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОРАБЛИК»
Доклад по теме
«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста и их роль в сенсорно-речевом развитии».
Подготовила:
воспитатель
Черкашина Ю.М.
соответствие занимаемой
должности
г. Новосибирск 2017г.
Рисование- это одно из самых больших удовольствий для ребенка, т.к. приносит малышу много радости. Детский рисунок раскрывает его внутренний мир, говорит нам о эмоциональном состоянии и об индивидуальных особенностях малыша. Рисунок ребенка чрезвычайно прост и в тоже время очень выразителен. Рисуя, малыш не только отражает то, что видит, знает и слышит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Еще в раннем возрасте дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки.
Из всех видов деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с цветными гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют. благодаря использованию нетрадиционных методов рисования, ребенок может использовать и изучать свойства различных материалов; может открыть в будущем и новую технику, новый вид живописи, направление.
При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, у детей развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности.
Ребенку легче поставить на лист пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна задача подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие моторных центров речи.
На занятиях по нетрадиционному рисованию я знакомлю детей с разными способами окрашивания, различными методами набрызгивания краски. Дети узнают, что рисовать можно и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получают изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты) природного материала (листьев деревьев, коры), рисовать камешками и т. д. Технология выполнения рисунков интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь малыш знакомится с предметами разног цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка.
Поэтому целью моей работы является создание педагогических условий для усвоения сенсорных эталонов и развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Так как необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать чем хочешь, и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.
Задачи в работе с детьми:
- Способствовать условий для усвоения сенсорных эталонов и развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
- Развивать определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета, специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Сформировать у детей технические навыки рисования
- Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение и т. п.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
1. Способствует снятию детских страхов
2. Развивает уверенность в своих силах
3. Развивает пространственное мышление;
4. Учит детей свободно выражать свой замысел;
5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
6. Учит детей работать с разнообразным материалом;
7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
8. Развивает мелкую моторику рук;
9. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
10. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Проанализировав, я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребенку раннего возраста
1 рисование пальчиками;
2 рисование ладошкой;
3оттиск печатками от картофеля;
4рисование ватными палочками;
5тычек жесткой полусухой кисть;
6отпечаток листьев, вилки
7отпечаток дном бутылок
8 рисование мыльными пузырями
9 набрызг
10 кляксографию
11рисование солью
12 мячиками попрыгунчиками
Формы организации образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию:
Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
Фронтально- индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
Фронтальная. Коллективные работы детей.
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Я хочу представить вам опыт своей работы по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста.
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д.
Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
В рамках кружковой работы мной проводится работа по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста, с учётом возрастных особенностей детей.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь, и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает цветовосприятия, наблюдательность внимание;
- Развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- Развивает творческие способности.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования.
Проанализировав, я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку раннего возраста
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками;
- тычок жесткой полусухой кистью
- отпечатки листьев;
- отпечатки дном бутылки
- рисование ватными палочками;
- рисование мыльными пузырями;
- набрызг
Формы организации образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию:
Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
Фронтальная. Коллективные работы детей.
Сегодня мы с вами попробуем, используя свои творческие способности и нетрадиционные способы рисования создать рисунки, картины.
РИСОВАНИЕ РУКАМИ
1. Рисуем ладошками
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. На первых занятиях дорисовывала элементы я.
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисуем пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
КЛЯКСОГРАФИЯ
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ
Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке (губке)с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка.
Отпечатки дном бутылки, крышкой.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора.
В завершении хочется сказать, что дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Я надеюсь и вам это занятие доставило немало удовольствия.
Спасибо за внимание!