Самообразование

Самообразование

В своем высказывании философ Д.Дидро сказал: "Люди перстают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового".

Конечно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомленности об отчественных и зарубежных достиженияхс межных с логопедией наук, от ступенек развития самого педагога, от творческой активности и инициативы. Поэтому, чтобы быть компетентной в своей профессии, постоянно работаю над самообразованием, повышаю свой профессиональный уровень, совершенствую умения и знания, передаю их детям, родителям и педагогам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план самообразования учителя – логопеда

на 2016/17 – 2017/18 учебные года

Тема самообразования: Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

Цель: Создание системы работы по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

Задачи:

  1. Изучение литературы и имеющегося опыта по данной теме.
  2. Изучение методических приемов по использованию информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях.
  3. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционно - развивающий процесс, с целью устранения речевых нарушений, а также повышения мотивации обучающихся.
  4. Разработка методических и дидактических материалов.
  5. Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно – развивающего логопедического процесса.

Актуальность выбранной темы:

          Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) (тяжелыми нарушениями речи), посещающие логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедических занятиях должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационно – коммуникативных технологий.

          Использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение информационно – коммуникативных технологий направленно на включение в работу всех анализаторных систем.

          Тема внедрения информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающий логопедический процесс обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) стала актуальна в наши дни.

          В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление самообразования: использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), как условие формирования мотивации коррекции речевых нарушений.

Этапы изучения темы самообразования:

  1. Аналитико – диагностический
  2. Прогностический
  3. Практический
  4. Обобщающий

           Срок работы над темой: 2016/17 – 2017/18 учебные года. (см. Приложение№1)

Инновационно – профессиональная деятельность на перспективу (2018/19 – 2019/20 учебные года):

  1. Использование информационно – коммуникативных технологий в системе работы учителя – логопеда с родителями.

Цель: Создание информационно – коммуникативной системы работы учителя – логопеда по просвещению педагогической культуры родителей, чьи дети посещают коррекционные школы.

  1. Диагностика речи учащихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) начальных классов с применением информационно – коммуникативных технологий.

Цель: Разработка экспресс – диагностики устной и письменной речи учащихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) начальных классов с применением информационно – коммуникативных технологий.

Личный сайт «Портфолио учителя – логопеда»

https://nsportal.ru/workspace/991778/posts

Личная страничка на образовательном портале https://proshkolu.ru/user/alkotova/folder/1143122/

Творческая группа учителей - логопедов

https://vk.com/logoped2007

Проблема

Пути решения

Сроки выполнения

Ожидаемые результаты

У обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи снижена или отсутствует мотивация коррекции речевых нарушений

Изучение:

1.ФГОС для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

2.Психолого – педагогических основ использования компьютерной техники на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

3.Санитарно – гигиенических требований и медицинских аспектов применения новых информационных технологий.

4.Технических и программных средств обеспечения педагогического процесса.

Сентябрь – декабрь 2016г.

Создание электронной картотеки литературных источников.

Написание научной статьи «Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда».

Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ (тяжелые нарушения речи).

2016 – 2017 учебный год

Пополнение копилки компьютерных коррекционно - развивающих логопедических программ и игр в логопедическом кабинете.

Написание научной статьи «Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)».

Доклад на тему: «Компьютер – как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи».

Обсуждение и анализ результатов внедрения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр в логопедическую практику на заседании МО учреждения.

Знакомство с программами iSpring Pro,  iSpring Quiz Make, iSpring Kinetics и создание флэш– презентаций, тестов и анкет, электронных книг.

2017 – 2018 учебный год

Написание научной статьи «Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций».

Участие во Всероссийской конференции с докладом на тему: «Использование возможностей информационно – коммуникативных технологий в развивающем и коррекционно – направленном обучении детей с особыми образовательными потребностями».

Обсуждение и анализ результатов внедрения информационно – коммуникативных технологий (мультимедийных продуктов, флэш – презентаций, тестов, анкет, электронных книг) в логопедическую практику на заседании МО учреждения.

Создание и использование в практике логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) медийных продуктов.

2016/17 – 2017/18 учебные года

Создание электронного банка картинок и мультимедийных презентаций, содержащих задания и упражнения, направленные на:

  • Коррекцию нарушений звукопроизношения;
  • Формирование и развитие первоначальных навыков письма и чтения;
  • Предупреждение и преодоление различных форм дисграфии, дислексии и дизорфографии.

Пополнение электронного банка медийных продуктов в логопедическом кабинете.

Прохождение курсов повышения квалификации, связанных с темой самообразования. «Речевая IT – технология БОС».

2017 – 2018 учебный год

Участие в конкурсах, завершающих прохождение курсов повышения квалификации.

Распространение опыта.

Апрель – май 2018г.

Размещение научных статей на личном сайте «Портфолио учителя – логопеда», на личной страничке образовательного портала.

Размещение флэш – презентаций, тестов и анкет, электронных книг в сетях интернета: в творческой группе учителей – логопедов.

Размещение методических материалов на информационном стенде образовательного учреждения.

Организация мастер – классов для коллег (на уровне: ОУ, района, города).



Предварительный просмотр:

Отчет о самообразовании учителя – логопеда

Котовой Алёны Викторовны

за 2016/17 – 2017/18 учебные года

          Тема самообразования: Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

          Этапы изучения темы самообразования:

  1. Аналитико – диагностический
  2. Прогностический
  3. Практический
  4. Обобщающий

          На I – Аналитико – диагностическом этапе: была изучена и обобщена психологическая и педагогическая литература по проблеме: снижения или отсутствия мотивации коррекции речевых нарушений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) (тяжелыми нарушениями речи).

          Актуальность выбранной темы:

          Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Все обучающиеся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), посещающие логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедических занятиях должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационно – коммуникативных технологий.

          Использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение информационно – коммуникативных технологий направленно на включение в работу всех анализаторных систем.

          Тема внедрения информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающий логопедический процесс обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) стала актуальна в наши дни.

          В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление самообразования: использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), как условие формирования мотивации коррекции речевых нарушений.

Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме

№ п/п

Автор

Название

Издательство

Год

1

Вильямс Р., Маклин К.

«Компьютеры в школе»

Просвещение

1998

2

Выготский Л.С.

«Принципы воспитания физически дефектных детей. Проблемы дефектологии»

Просвещение

1995

3

ГавриковаЛ.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л.

«Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе»

Научная книга

2001

4

Князева Е.В.

«Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе V вида. Коррекционная педагогика»

Просвещение

2009

5

Королевская Т. К.

«Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски»

Просвещение

1998

6

Крючкова О. Г.

«Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения»

Издательский дом

«Первое сентября»

2003

7

Кукушкина О. И.

«Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы»

Просвещение

1994

8

Кукушкина О. И.

«Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов»

Просвещение

2001

9

Кукушкина О. И.

«Применение информационных технологий в специальном образовании»

Просвещение

2003

10

Лизунова Л.Р.

«Использование информационно - коммуникационных технологий в логопедической работе»

Просвещение

2005

11

Лынская М.И.

«Информационные технологии с безречевыми детьми»

Просвещение

2001

12

Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л.

«Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование»

Просвещение

1999

13

Машбиц Е. И.

«Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения»

Педагогика

1988

14

Новикова О.В.

«Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно - мотивационных компонентов интеллекта учащихся»

Просвещение

2002

15

Пузанов Б.П.

«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития»

Просвещение

2001

16

Репина 3. А., Лизунова Л. Р.

«Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для  Тигры» // Вопросы гуманитарных наук»

Просвещение

2004

Интернет ресурсы

№ п/п

Автор

Название

Режим доступа

Год

17

Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И.

«Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО»

http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

2002

18

Жукова Е.Л.

«Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс]»

http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html

2006

19

Машбиц Е. И.

«Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения»

www.microsoft.com/enable/education

2002

20

Мохаммад Н.В.

 «ИКТ в образовательном процессе»

http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

2004

21

http://logoportal.ru/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda/.html

22

http://logoportal.ru/10252/.html

23

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.

24

http://festival.1september.ru/articles/538607/

25

http://festival.1september.ru/subjects/15/?n=155/

26

http://festival.1september.ru/articles/513744/

27

http://www.osobyirebenok.ru/Article.php?articleid=75

28

http://www.osobyirebenok.ru/Article.php?articleid=281

29

http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm

30

http://www.rusedu.info/Article830.html

          На II – Прогностическом этапе: были сформулированы цель и задачи работы над темой, определены условия реализации поставленных задач, а также были спрогнозированы результаты.

         Цель: Создание системы работы по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

          Задачи:

  1. Изучение литературы и имеющегося опыта по данной теме.
  2. Изучение методических приемов по использованию информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях.
  3. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционно - развивающий процесс, с целью устранения речевых нарушений, а также повышения мотивации обучающихся.
  4. Разработка методических и дидактических материалов.
  5. Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно – развивающего логопедического процесса.

Условия реализации поставленных задач:

  1. Использование новых моделей компьютера.
  2. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках:
  • Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения (10 минут).
  • Просмотр телепередач (15 минут).
  • Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения (15 минут).
  • Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой (15 минут).
  • Прослушивание аудиозаписи (20 минут).
  • Прослушивание аудиозаписи в наушниках (10 минут).
  1. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой. Необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса у обучающихся с ОВЗ (ТНР) к учебному материалу на логопедических занятиях.
  • Повышение у обучающихся с ОВЗ (ТНР) мотивации коррекции речевых нарушений.
  • Развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) навыков самоконтроля и самостоятельной работы.
  • Развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) восприятия, памяти, внимания, мыслительной деятельности, зрительно – моторной координации и познавательной активности.
  • Развитие произвольной регуляции деятельности учащихся с ОВЗ (ТНР) умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умение сдерживать эмоциональные порывы, умение планировать действия и предвидеть результат своих поступков.
  • Повышение эффективности логопедической работы в целом.

На III – Практическом этапе: была проделана следующая работа по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

  1. Отобраны, установлены и апробированы в практике учителя – логопеда компьютерные коррекционно – развивающие логопедические программы и игры:
  • «Логопедические пазлы: прогрессивные технологии обучения»;
  • «Логопедические упражнения: выпуск №2»;
  • «Мерсибо: работа над ошибками»;
  • «Мерсибо: начинаю читать»;
  • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [й – к – г – х]»;
  • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [р – р']»;
  • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [л – л']»;
  • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [ж – ш – щ – ч]»;
  • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [с – ц – з]»;
  • Н.С. Четверушкина «Логопедические технологии. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений»;
  • «Учимся говорить правильно: трудные звуки».
  1. Созданы и использованы в практике логопедических занятий медийные продукты, содержащие презентации POWER POINT MICROSOFT.

          Медийные и презентационные материалы применялись для:

  • Коррекции нарушений звукопроизношения;
  • Формирования и развития первоначальных навыков письма и чтения;
  • Предупреждения и преодоления различных форм дисграфии, дислексии;
  • Преодоления дизорфографии.
  1. Создан электронный банк картинок и мультимедийных презентаций, содержащих задания и упражнения, направленные на:
  • Коррекцию нарушений звукопроизношения;
  • Формирование и развитие первоначальных навыков письма и чтения;
  • Предупреждение и преодоление различных форм дисграфии, дислексии;
  • Преодоления дизорфографии.
  1. Написаны научные статьи:
  • «Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда»;
  • «Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)»;
  • «Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций».
  1. Подготовлены доклады:
  • «Компьютер – как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи»;
  • «Использование возможностей информационно – коммуникативных технологий в развивающем и коррекционно – направленном обучении детей с особыми образовательными потребностями».
  1. Участие в блиц – олимпиадах:
  • «Интернет – технологии в образовании»
  • «Мультимедиа технологии в образовании»
  • «Методика использования ИКТ на уроках»

На IV – Обобщающем этапе: была проделана следующая работа по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

  1. Проанализированы и представлены на обсуждение на заседании МО учреждения результаты:
  • Внедрения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр в логопедическую практику;
  • Внедрения информационно – коммуникативных технологий (мультимедийных продуктов, флэш – презентаций, тестов, анкет, электронных книг) в логопедическую практику.
  1. Систематизированы по папкам в электронном виде картинки, медийные и презентационные материалы, флэш– презентации, тесты и анкеты, электронные книги.
  2. Пополнена копилка компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр в логопедическом кабинете.
  3. Пополнен электронный банк медийных продуктов в логопедическом кабинете.
  4. Подготовлены и размещены в сетях Интернета следующие материалы (см. Приложение№1)

Подытоживая все выше сказанное и анализируя свой опыт работы по данному направлению, можно сделать вывод: информационно – коммуникативные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно повысить интерес обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) к учебному материалу на логопедических занятиях, и как следствие, к коррекции речевых недостатков, а также значительно обогатить коррекционно – развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов учащихся, расширить кругозор детей, воспитывать творческую личность, адаптированную в современном обществе.

Приложение№1

Личный сайт «Портфолио учителя – логопеда»

https://nsportal.ru/kotovaalena

Научные статьи

«Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда»

«Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)»

«Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций»

Доклад

«Компьютер – как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи»

Личная страничка на образовательном портале

https://proshkolu.ru/user/alkotova/folder/1150390/

Мультимедиа презентации

«Звук [р]»

«Звуки [м - м']»

«Большой – маленький»

«Грибы»

«Грибы. Какие они?»

«Деревья (в стихах)»

«Детеныши домашних животных»

«Детская одежда»

«Дни недели»

«Зима (в стихах)»

«Зимние виды спорта»

«Зимние месяцы»

«Зимние стихи»

«Инструменты»

«Интересные профессии»

«История овощей»

«Как животных цвет защищает?»

«Как ухаживать за зубами?»

«Какая бывает зима?»

«Какие бывают дома?»

«Какие бывают животные?»

«Кто живет в аквариуме?»

«Кто живет в Африке?»

«Кто как кричит?»

«Кто что делает?»

«Машины»

«Мебель»

«Мебель. Выпуск №2»

«Морские жители»

«Моя Родина – Россия»

«Насекомые: вредные и полезные»

«Насекомые и пауки»

«Наши друзья – кошки»

«Труд людей осенью»

Электронный журнал «Конференц зал»

http://www.konf-zal.ru/images/stories/konf-zal/stat-i/2017_2_konf/kotova_novokuzneck_fgos.pdf

Доклад

«Использование возможностей информационно – коммуникативных технологий в развивающем и коррекционно – направленном обучении детей с особыми образовательными потребностями»

         



Предварительный просмотр:

Слайд №1

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Слайд №2

Ученик нового поколения – это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Я.В.Стрелкова

Слайд №3

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Слайд №4

Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, через которую возможно решение задач воспитания и социализации младших школьников, формирования универсальных учебных действий; частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, организуется по направлениям (коррекционно – развивающее, спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Слайд №5

Одной из главных задач коррекционно – развивающего направления внеурочной деятельности является формирование внятной, выразительной устной речи, которое осуществляется в условиях реализации ФГОС НОО для детей ОВЗ (ТНР), а также на основе разработанной программы внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение», имеющей внешнюю рецензию.

Данная программа предназначена для внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение» с обучающимися 1 – 2 классов с тяжелыми нарушениями речи. Она является закономерным продолжением и дополнением программы коррекционного курса «Произношение».

Она разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом программ, включенных в ее структуру.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598).

Слайд №6

Внеурочная деятельность коррекционного курса «Произношение» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его речевых способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Он объединяет в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечивает структурную и содержательную преемственность учебных предметов («Произношение», «Обучение грамоте», «Русский язык», индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия), а также служит созданию гибкой системы для реализации творческих интересов личности младших школьников.

Слайд №7

        Целью программы в коррекционной направленности является воспитание у обучающихся внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

  Программа нацелена на решение задач формирования у обучающихся следующих составляющих речевой компетенции:

  • Произносительной стороны речи.
  • Языкового анализа и синтеза.
  • Сложной слоговой структуры слова.
  • Фонематического слуха.

Также задачами курса являются:

Слайд №8

Обучающие задачи:

  • Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету.
  • Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.
  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
  • Развитие мотивации к изучению русского языка.
  • Развитие творчества и обогащение словарного запаса.
  • Совершенствование общего языкового развития учащихся.
  • Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Слайд №9

Развивающие задачи:

  • Развивать смекалку и сообразительность.
  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно – деятельностный и дифференцированные подходы, основным результатом применения которых является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действия (далее УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Программа внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение» обеспечивает достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия) и предметных результатов:

Слайд №10

         Личностные результаты обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат.

Слайд №11

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей деятельности:

  • Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно).
  • Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий).
  • Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик).
  • Контроль (сличение способа действия с его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
  • Коррекцию (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами).
  • Оценку (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы).
  • Саморегуляцию (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий).

Слайд №12

         Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

         Формируя общеучебные универсальные учебные действия, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учат:

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Осуществлять поиск и отбор необходимой информации, в том числе с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационных и коммуникационных технологий и источников информации.
  • Структурировать знания.
  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
  • Владеть приемами и видами смыслового чтения в зависимости от цели и характера текста.
  • Формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задач творческого и поискового характера.

Слайд №13

          Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия: моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

          Овладение логическими универсальными учебными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно – следственных связей) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их.

Слайд №14

          Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

          Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учат:

  • Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяя его цели, функции участников, способы взаимодействия.
  • Разрешать конфликты, выявляя, идентифицируя проблему, осуществляя поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализацию.
  • Управлять поведением партнера.
  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.

          Регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия носят метапредметный характер и обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

Слайд №15

         Предметные результаты определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/ языковой/ коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

          Предметом итоговой оценки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи является достижение предметных и метапредметных результатов и достижения результатов освоения программы коррекционной работы.

Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеурочная деятельность в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Слайд №16

Коррекционная направленность внеурочных занятий курса «Произношение» обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Учитель – логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

Внеурочные занятия коррекционного курса «Произношение» строятся на общедидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми нарушениями.

Слайд №17

Общедидактические принципы

Принцип систематичности обусловливает последовательность изложения материала всего коррекционного курса «Произношение», соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип является обязательным и для всего логопедического воздействия, используемого в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т.д.).

Слайд №18

Принцип сознательности и активности. В процесс речевого воспитания и перевоспитания лиц с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого (в отношении заикающихся детей начиная со школьного возраста) к своей деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей на внеурочных занятиях по произношению стимулируется эмоциональностью педагога, различными играми или игровыми приемами и упражнениями. Также, помимо этого, используются прямые инструкции (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.).

Слайд №19

Принцип наглядности. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом артикуляторно – акустического образа. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления данного образа, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения. Такая взаимосвязь форм наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, взаимодействием первой и второй сигнальных систем.

Слайд №20

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей обучающихся с речевыми нарушениями. Он обусловлен разным развитием физиологии и биомеханики у детей, разным методическим подходом к построению коррекционных внеурочных занятий по произношению, разными средствами, формами воздействия и т.д. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и речевыми возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий.

Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса: этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследования, а также уточнение реабилитационного потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предполагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, двигательного и речевого статуса.

Слайд №21

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий. В процессе их выполнения расширяется и обогащается объем произносительных умений, совершенствуется произвольная и речевая моторика, нормализуются просодическая сторона речи. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся умений. Требуется определенное время, чтобы в произносительной стороне речи ребенка произошли приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность.

Все рассмотренные общедидактические принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи.

Слайд №22

Специфические принципы

Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процесса; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом. Разнообразные виды работ повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервно рефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Слайд №23

Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение коррекционных внеурочных занятий по произношению в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. При заикании, дислалии, дизартрии, ринолалии, афазии и других нарушениях занятия строится по – разному. Например, при заикании занятия направлены на коррекцию моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т.д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания, снятию назализации и т.д.

Слайд №24

Принцип учета симптоматики определяет произносительные возможности обучающихся с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, с алалией, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии, частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Принцип комплексности предполагает связь коррекционных внеурочных занятий по произношению с медико – психолого – педагогическими воздействиями и основными видами речевой деятельности. Например, на занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и логопедических занятиях, или у детей с дизартрией после лекарственной терапии или физиотерапии использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Слайд №25 - 28

        Для осуществления развивающих задач обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Процесс обучения должен быть занимательным по форме, что обусловлено возрастными особенностями обучаемых.    

        Для этого на занятиях используются разнообразные виды работ: практические задания с элементами игр и игровой деятельности, дидактические и раздаточные материалы, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, лингвистические сказки и др. Дидактический материал часто дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Кроме того, коррекционный курс «Произношение» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием интонационной формой и общей культуры речи.

             Чтобы дети не утомлялись, на занятиях используются задания, переключающие внимание, поэтому используются различные виды деятельности: игра, гимнастика ума, логические упражнения и многое другое.

Слайд №29

Формы работы обучающихся, используемые на занятиях: коллективные, групповые, индивидуальные.

Слайд №30

Методы обучения, используемые при проведении занятий: 

  • Словесные (устное изложение, беседа, рассказ).
  • Наглядные (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу).
  • Практические.
  • Объяснительно – иллюстративный (ученики воспринимают и усваивают готовую информацию). 
  • Репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности).
  • Частично – поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Слайд №31

              В процессе обучения используются следующие педагогические технологии: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, развивающие, информационно – коммуникационные.

Слайд №32

             Содержание и методы обучения содействуют закреплению младшими школьниками прочных знаний и умений, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. 

При выборе форм и методов работы учитываются индивидуальные возможности и способности детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Структура занятий по произношению определяется необходимостью сформировать звуковую и звуко – слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

Распределение материала внутри занятия может быть различным: оно зависит от этапа обучения; от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков; от индивидуальных особенностей состава учащихся; от систематичности коррекционного процесса; от уровня речевого развития и особенностей психической сферы детей с разными формами речевой патологией.

В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Занятия по произношению не должны быть однообразными и утомительными. Огромную роль играют средства наглядности и использование игровых приемов, элементы соревнования. Тщательно продумывается посильность предлагаемых упражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответствии с программой.

Слайд №33

Основной задачей обучения и воспитания обучающихся является их развитие и подготовка к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки – это непосредственная подготовка к дальнейшей жизни, а вся внеурочная деятельность – это некая модель самой жизни.

Ученик, выйдя из стен начальной школы, безболезненно должен стать полноправным членом общества и это является конечной целью деятельности всех педагогов нашей образовательной организации.

Слайд №34