Для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации родителям детей с интеллектуальными нарушениями | 59.5 КБ |
Рекомендации родителям детей с РАС | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно делать родителям для развития ребенка
с нарушением интеллекта?
Когда начинать?
В семье, в которой есть ребенок с интеллектуальной недостаточностью, проблемы возникают, прежде всего, не из-за низкого уровня его умственного развития, а из-за ложных методов обращения с ним. Если родители стесняются своего ребенка, им будет трудно относиться к нему так, чтобы он чувствовал себя спокойно и безопасно. Родители иногда настаивают на методах лечения, которые еще больше нервируют ребенка и не приносят ему никакой пользы.
Каждый шаг родителей должен быть направлен на развитие и воспитание вашего ребенка. Целесообразно, начиная с раннего возраста, общаться с ребенком, разговаривать с ним, предоставлять различную информацию в зависимости от возраста и состояния познавательных (интеллектуальных) процессов, с помощью которых человек познает окружающий мир (восприятие, память, мышление речи и др.).
Дошкольный период - важный этап коррекционно-развивающей работы с ребенком, от эффективности которого зависят дальнейшие успехи его обучения и развития.
Если пустить развитие умственно отсталого ребенка-дошкольника на самотек, то он упустит навык общения с людьми, навык предметного действия. Если ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со взрослыми, не будет играть с детьми в игры или участвовать в какой-либо деятельности, то это негативно отразится на социальной адаптации, на развитии мышления, памяти, самосознания, воображения, речи, воли и так далее. При правильном подходе к организации воспитания и обучения, можно корректировать нарушения развития познавательных процессов и речи. Поэтому следует придерживаться следующих рекомендаций:
- называть предметы, окружающие ребенка в вашем доме, которыми пользуетесь вы и ребенок во время питания (посуда), одевания (названия одежды), отдыха (кровать, стул, стол и др.);
- организация досуга, игровой деятельности (названия игрушек), прогулок. По мере взросления добавлять названия различных заведений (поликлиника, зоопарк, магазин, цирк и т.д.) и всех предметов и объектов, которые там встречаются.
- называть действия, которые выполняются ("будем есть, одеваться", "берем ложку, тарелку, хлеб", "одеваем штанишки, рубашку и др..", "Моем руки" и т.д.).
- называть основные цвета предметов, с которыми непосредственно сталкивается ребенок (мячик красный, огурец зеленый, кубик зеленый, красный, желтый и т.д.);
- называть животных, которые встречаются во дворе и на улице, растения (это дерево, это цветок, это травка), здания (это дом, детская площадка), средства передвижения (машина, автобус, самолет, велосипед и др.).
Ребенок должен знать и видеть, что каждый член семьи имеет определенные обязанности перед семьей, выполняет временные или постоянные поручения. Об этом нужно рассказывать ребенку и привлекать его к выполнению элементарных поручений: сначала под руководством взрослого класть игрушки на место, поливать комнатные растения, кормить домашних животных (кошку, рыбок и др.), убирать посуду со стола после еды, раскладывать ложки, ставить чашки. Ребенок должен принимать посильное участие в уборке помещения, наблюдать за подготовительными работами к приготовлению завтрака, обеда, ужина. Необходимо давать информацию ребенку о продуктах питания, как они называются, кто, как и что производит, откуда что берется: овощи выращивают, фрукты - яблоки, груши и др.. растут на деревьях, можно приобрести в магазине (хлеб, колбасы, сыр, конфеты и др.). Иногда уместно привлекать ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, к приобретению продуктов питания, игрушек, одежды.
Целесообразно по возможности привлекать ребенка к разнообразному посильному труду в саду, на огороде, а также привлекать его выращивать рассаду овощей, цветов и др.. В период всего весенне-летнего периода дети должны принимать участие во всех работах на огороде, под руководством родителей обрабатывать землю, поливать грядки, цветы, помогать собирать урожай (например, взрослый собирает огурцы или помидоры на грядке, передает их ребенку для складывания в корзину). При этом необходимо сообщать ребенку, куда пойдете с ним, почему, что там будете делать ("Мы с тобой пойдем в магазин купить хлеб", "Пойдем выбирать спелые огурцы на грядке" и т.д.).
В процессе деятельности следует обращать внимание ребенка на то, кто что делает ("Что я сейчас делаю?", "А ты, что сейчас делаешь?"). После завершения работы нужно учить ребенка рассказывать кому-то из членов семьи, где он был, что делал, что видел ("Мы с мамой собирали на грядке огурцы", "Мы ходили в магазин, там купили хлеб" и т.д.). Важно научить ребенка задавать вопросы, чтобы получать информацию о предметах ("Что это?", "Как называется?", "Где можно использовать?"), о животных, растениях, действиях взрослых или детей и др.
Следует помнить, что особенности умственного развития ребенка проявляются в том, что ему сложно овладеть игровой деятельностью, понять роли, правила и нормы, диктуемые игровой ситуацией.
Ребенок с нарушениями умственного развития больше фиксируется на самой игре (на манипуляции с предметами) и не всегда проявляет инициативу в восприятии ролей, правил и норм. Родители должны знать: что в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок должен быть постоянно вовлечен в общение с близкими и окружающими людьми. Сосредоточенность детской игры в этом возрасте на предметах, а не на взаимодействии в игре с другими людьми, может негативно сказаться на развитии ребенка в дальнейшем. Игнорирование взрослыми того факта, что в игре ребенок не усваивает ролевых параметров ("мама - ухаживает за ребенком", "папа - это тот, кого слушают"), может привести в дальнейшем к фиксации ребенка в игре с предметами. Одновременно игра с предметами не обеспечивает развития у ребенка необходимых способностей (понимание, восприятие, произвольности в деятельности и др.) и навыков (повторение, принятие ролевых позиций, техническое исполнение ролевых позиций и др..), от которых зависит успешное овладение учебной деятельностью в школе, именно поэтому целесообразно постоянно в ненавязчивой форме, учитывая возможности ребенка, объяснять правила и нормы сюжетно-ролевой игры и обязательно получать обратную связь от ребенка (уточнение, как он их воспринимает и понимает). Игра обеспечивает формирование самооценки ребенка.
Период дошкольного детства принято рассматривать, как возраст познавательных эмоций, доминирующими из которых являются удивление, любопытство, заинтересованность. Ребенку с нарушением умственного развития присущ замедленный темп формирования познавательных эмоций.
Умственно-отсталому ребенку присуща аффективность, которая может проявляться в бурных эмоциях; они неустойчивы, кратковременные и быстро меняются (от положительных до отрицательных и наоборот). Ребенка достаточно легко напугать замечаниями, но с такой же легкостью, в форме позитивного обращения, можно заинтересовать и вызвать удовольствие и радость.
Ребенку с нарушением умственного развития присуще выражение таких эмоций, как агрессивность, тревожность, беспокойство, взволнованность, радость, как в прямой форме, так и непосредственно в поведении. Поведенческие действия могут иметь характер капризов, несоблюдение требований взрослого, агрессивных, иногда вредоносных действий. Следует помнить: такие проявления в поведении не являются осознанными и осмысленными ребенком, поэтому они и выражают непосредственные ее чувства. Взрослый должен знать, что относиться к таким проявлениям поведения надо с пониманием и уступчивостью. Особое значение имеет телесный контакт. Так, ребенка можно прижать, обнять, погладить. Голос в выражении требований к ребенку должен быть спокойным, ласковым, уравновешенным. Следует задавать такие вопросы ребенку, чтобы он пытался проговаривать каждое свое действие или эмоцию.
Именно поэтому взрослый должен развивать любознательность ребенка, его заинтересованность и интерес к самому себе и предметам, которые его окружают. В непосредственном взаимодействии с ребенком особый упор нужно делать на формировании познавательных эмоций, применяя элементы игры. Игровые ситуации, позволяющие развивать познавательные эмоции ребенка, имеют четкие правила, с которыми взрослый обязательно знакомит ребенка. Особое значение приобретает постоянный речевой контакт в игре ребенка со взрослым. Взрослый должен выполнять роль положительно настроенного, понимающего "контролера" эмоций и поведения ребенка, направлять его, помогать ему выражать эмоции и действия, но не оценивая ребенка в процессе. Это будет способствовать формированию навыков сознательного и осмысленного овладения собственными эмоциями и поведением в будущем. Следует помнить, что именно такое отношение взрослого к эмоциональным проявлениям ребенка будет способствовать развитию его самокритичности и самоконтроля.
Следует помнить, что ребенок, находясь длительное время в домашних условиях, имеет тенденцию к недостаточно интенсивному и позитивному развитию поведения, как на уровне моторных умений и физической активности, так и в формировании социального поведения. Именно поэтому, родители должны постоянно расширять сферы контактов ребенка со сверстниками, а также не сдерживать его желание к занятиям, которые будут способствовать формированию навыков моторики поведения.
В дошкольном возрасте, чтобы подготовить ребенка к школе, нужно учить его рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать по размеру, величине (большой, маленький, одинаковые), по форме (кружочек, треугольник, квадратик), ориентироваться в пространстве (вверху-внизу, вправо-влево, длиннее - короче, труднее - легче, под, над, между, посередине и др.) на примере расположения предметов.
Обращать внимание ребенка на характерные признаки каждого времени года, на суточные изменения (утро, день, вечер, ночь), погоду (тепло, прохладно, дождь, снег, ветер, солнце светит и т.д.), одежду нужно надевать в зависимости от погоды и времени года, называть дни недели, месяцы. Учить определять времена года и погоду на соответствующих рисунках в детских книгах.
Следует рассказать ребенку о семье: кто старше по возрасту (папа, мама, бабушка, дедушка), кто младший (сестрица, братец), кто из них работает, кто учится, а кто ведет домашнее хозяйство.
Полезно рассматривать вместе с ребенком детские книги, анализировать рисунки, определять на них объекты, место их расположения, форму, цвет и прочее.
Следует также развивать у ребенка элементарные ручные умения, пользоваться карандашом, ножницами; учить его изготавливать различные изделия; вместе с ним изготавливать изделия из бумаги, пластилина, из природных материалов. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от проделанной работы, радовался результатам своего труда. При этом важно дозировать соотношение между помощью ребенку и степенью его самостоятельности: вы всегда должны предоставлять ему посильные задания для самостоятельного выполнения.
Целесообразно устраивать домашние выставки из сделанных ребенком изделий из бумаги, пластилина, соленого теста и т.д..
Полезно также научить ребенка понимать и выполнять практические задания по словесной инструкции, содержащей просьбу, распоряжение или установку.
Очень опасно, когда родители пытаются не замечать признаков умственной недостаточности и начинают доказывать всем, что у ребенка нет проблем с интеллектуальным развитием. В таких случаях родители пытаются научить ребенка таким видам деятельности и навыкам, которые он не в состоянии выполнять. Постоянное давление на ребенка может сделать его раздраженным, упрямым и даже агрессивным.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей детей с РАС
- Организовать упорядоченную предметно-пространственную среду.
- Чётко соблюдать режим дня, представленный в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребёнка), без необходимости не пропускать занятия в детском саду.
- Сохранять постоянство контактов с педагогами и (или) тьютором.
- Индивидуально дозировать, постепенно расширяя пространство ребёнка за пределы дома (освоить пространство двора, ближайших улиц, магазинов).
- При проведении занятий с ребёнком родители должны учитывать следующее:
- инструкции к заданиям должны быть краткими и понятными (что конкретно вы хотите от ребёнка);
- все действия должны сопровождаться пояснением (комментарием), доступным для понимания смысла этих действий;
- освоение любого навыка разбивайте на этапы («маленькие шаги») и осваивайте каждый по очереди.
- важно использовать игровую форму занятия или упражнения; желательно в ходе занятия переключать ребёнка на разные виды деятельности, использовать следующие формы: обучающая игра на полу, действия за столом, подвижная игра и т.д.;
- в ходе выполнения задания можно переключить внимание ребёнка с одной задачи на другую (разложи кубики по цвету, а теперь по форме, вот так, как я);
- при затруднениях следует использовать совместные действия («рука в руке»), жесты с речевым сопровождением, действия по подражанию и образцу, а также речевую инструкцию.
- Вводить ребёнка в ситуацию обучения в группе детей постепенно.
- Дозировано вводить в жизнь ребёнка новые впечатления, усложнение привычных способов действия (сначала, брать чашку со стола, затем найти способ достать её с верхней полки).
- Помогать ребёнку устанавливать контакт со сверстниками.
- Специально отрабатывать формы адекватного поведения ребёнка, навыки коммуникации и взаимодействия с взрослым.
- Обучение социальным навыкам осуществлять в контексте сценария (читать ребёнку\вместе с ребёнком много раз «социальные истории»).
- Использовать карточки «сейчас – потом».
- Сопровождать свою речь и инструкции зрительными символами и невербальной коммуникацией настолько, насколько это возможно. В новых для ребенка ситуациях, или когда он расстроен, стоит избегать исключительно вербальных инструкций (маленькие дети могут нуждаться в предметах, символизирующих то или иное занятие: маленькая игрушечная машинка может обозначать, что пришло время ребёнку садиться в машину; для ребёнка постарше эффективны фотографии реальных предметов из его окружения: фотография детского сада помогает ребёнку понять, что пришло время собираться в садик).
- Использовать «коробки ожидания» (пакет с игрушками, предметами, помогающими «скоротать» время).