Артикуляционная гимнастика
Опубликовано 10.04.2020 - 17:39 - Трофимова Светлана Викторовна
Уважаемые родители!
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно произносил все звуки речи, говорил четко, понятно для окружающих, выполняйте с ним артикуляционную гимнастику!
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
- Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
- Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ.
- "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
- "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.
- "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ:
- Покусываниеи почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
- «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- «Рыбки разговаривают».Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Сжать большим пальцеми указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
- «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
- «Недовольная лошадка».Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
- Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые.
- Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
- Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).
- Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ И ЩЕК
- Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА.
- «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА.
- «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- «Катушка».Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
- «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- «Гармошка».Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
- «Оближем губки».Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,затем нижнюю губу по кругу.