Перспективное планирование по парциальным программам

Перспективное планирование по парциальным программам

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Перспективное планирование по реализации

региональной программы экологического образования дошкольников

 «Экология для малышей» 

(Гончарова Е.В, Гаврилова О.Н.)

Группа

2 младшая группа

Месяц

Сентябрь

Мониторинг (1-2 неделя)

Цель: Выявление уровня знаний детей по экологическому воспитанию на начало учебного года.

 «Я – житель дома»

Цель: показать детям, что у каждого человека есть свой дом. Дома бывают разные: большие и маленькие, кирпичные, деревянные. Человек любит свой дом, заботится о нем  (стр. 5, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Октябрь

 «Мы учимся ухаживать за растениями»

Цель: уточнить представления о частях комнатных растений (стебель, корень, листья, цветок) и их функциях. Дать первоначальные представления о потребностях в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ними – создание необходимых условий. Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за растениями в уголке природы  (стр. 17, 18 «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Ноябрь

 «Домашние животные» (кошка, собака)

Цель: рассматривая внешний вид животного, называть его части тела и некоторые их особенности (величину, форму, цвет). Дать представление о функциях: зачем животному глаза, уши, зубы, когти, шерсть. Формировать представление о животном как о живом организме (в отличие от игрушки, изображения на картинке): кошка живая, она ходит, смотрит, слышит, ест, играет. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным  (стр. 8, 16 «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Декабрь

 «Кто живет в лесу?» (белка, волк, заяц, лиса, медведь)

Цель: дать детям первые представления о лесных зверях: живут там, где для них есть пища, укрытие от непогоды, условия для выращивания детенышей. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным  (стр. 9, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Январь

 «Наши пернатые друзья» (воробей, голубь, ворона).

Цель: дать элементарные представления о жизни птиц; вызвать желание оказать птицам посильную помощь. Развивать у детей наблюдательность. Воспитывать у детей стремление заботиться о птицах (стр. 9, «Экология для малышей» Гончарова Е.В., проект)

Февраль

 «Какие бывают растения?»

Цель: дать детям представление о травах, кустарниках, деревьях. Учить распознавать их по составным частям.

(стр. 7, 10, 15 «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Март

Игра - драматизация: «Девочка чумазая»

Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни: формирование у детей гигиенических навыков: регулярно мыть руки и ноги. Воспитывать у детей желание быть всегда чистыми, опрятными  (стр. 20, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Апрель

 «Беседа о весне»

Цель: Развивать умение видеть весенние изменения в природе. Воспитывать у детей интерес и любовь к красоте природы весной, бережное отношение к природе родного края  (стр. 8, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Май

Мониторинг (3-4 неделя)

 Цель: Выявления уровня знаний детей по экологическому воспитанию на конец учебного года.

Итого:

8 занятий

Перспективное планирование по реализации

региональной программы экологического образования дошкольников

 «Экология для малышей» 

(Гончарова Е.В, Гаврилова О.Н.)

Месяц

Средняя группа

Сентябрь

Мониторинг (1-2 неделя)  

Цель: Выявления уровня знаний детей по экологическому воспитанию на начало учебного года.

Беседа: «Мой Таёжный»

Цель: расширить представления детей о доме, дворе, городе, где они живут. Научить замечать все происходящее вокруг. Рассказать детям о благоустройстве родного города, познакомить с различными видами транспорта, строящихся домах, учить соблюдать правила поведения на улице, в транспорте(стр. 23, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Октябрь

 «Что растёт в лесу?»

Цель: дать первоначальные знания о лесе (в лесу растут разные деревья, кустарники, ягоды, грибы; в лесу всегда тень и прохладно; осенью листья желтеют и краснеют, и лес становится красивым). Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса. Учить видеть красоту живописи и реагировать на нее.

(стр. 26, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Ноябрь

 «Зимняя одежда для…почек»

Цель: дать детям первоначальные знания о некоторых особенностях подготовки деревьев к зиме,  (стр. 34, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Декабрь

 «Мой родной край»

Цель:дать детям первоначальные сведения о коренном населении Югры. Показать, что манси и ханты – это родственные народы; о сходстве и различиях в истории, культуре (одежде, обуви, обычаях) этих народов.

(проект «Моя  Югра»  стр. 38, «Экология для малышей»

Гончарова Е.В.)

Январь

Игра-рассказ: «Кто во что одет»

Цель: уточнить представление детей о внешнем виде птиц (окраска перьев, величина и форма туловища, клюва, особенности строения ног). Учить замечать особенности внешнего вида птиц и образно описывать их, (стр. 28, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Февраль

 «Жизнь животных зимой»

Цель: познакомить детей с образом жизни животных в зимнее время; характерными особенностями их строения.

(стр. 33, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Март

 «К детям приходит Айболит»

Цель: продолжать формировать представления о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни; воспитывать сочувствие к болеющим; углублять знания о необходимости витаминов, которые содержатся во фруктах, шиповнике, зеленом луке. Уточнить представление о знакомых фруктах (название, форма, цвет, вкус). Познакомить детей с тем, как пишут письма, как оформляют конверт. Учить сажать лук, (Стр. 44, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Апрель

 «Экскурсия по экологической тропе»

Цель: продолжать учить различать и называть растения. Познакомить с подорожником, ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.

Май

Мониторинг (3-4 неделя)

Цель: Выявления уровня знаний детей по экологическому воспитанию на конец учебного года.

Итого:

8 занятий

Перспективное планирование по реализации

региональной программы экологического образования дошкольников

 «Экология для малышей» 

(Гончарова Е.В, Гаврилова О.Н.)

Группа

Старшая группа

Месяц

Сентябрь

Мониторинг (1-2 неделя)

Цель: Выявления уровня знаний детей по экологическому воспитанию на начало учебного года.

Беседа: «Мой поселок»

Цель: уточнить и расширить знания детей о поселке, о том, какие есть учреждения, улицы; побуждать интерес к родному краю; воспитывать уважение к труду людей, знать передовиков производства; развивать грамматически правильную речь.

(см. проект «Моя Югра» и стр. 49, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Октябрь

 «Как вести календарь природы»

Цель: познакомить детей со схематическими карточками-моделями, которые изображают разные состояния погоды и объекты природы. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Формировать интерес к природе, желание наблюдать за природными явлениями, (Стр. 66, , «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Ноябрь

 «Лес. Правила поведения в лесу»

Цель: закрепить умение выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (лес). Продолжить формирование обобщенного представления о лесе как доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между собой, воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязей. Уточнить знания о правилах поведения в лесу, учить осознанно применять их, (Стр. 60, 71, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Декабрь

 «Коренное население Югры»

Цель: расширить знания детей о коренном населении Югры, его занятиях, одежде и быте. Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни, (Стр. 73, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Январь

 «Знания о частях тела»

Цель: закрепить и расширить знания детей о мышцах и их значении для развития организма. Воспитывать интерес к самопознанию.

(Стр.75, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Февраль

 «Обобщение понятия «Пруд»

Цель: закреплять умение детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (пруд).

(Стр. 61, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Март

 «Обобщение понятия «Луг»

Цель: закрепить умение у детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (луг).

(Стр. 61, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Апрель

 «Особое внимание здоровью весной»

Цель: уточнить представление детей о строении и функциях различных органов тела, о том, что их нормальная жизнедеятельность определяет здоровье человека, о котором необходимо заботиться (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту в помещении и т.д.); что особое внимание надо уделять здоровью весной (больше бывать на свежем воздухе, принимать витамины).

(Стр. 76, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Май

Мониторинг (3-4 неделя)

Цель: Выявления уровня знаний детей по экологическому воспитанию на конец учебного года.

Итого:

8 занятий

Перспективное планирование по реализации

региональной программы экологического образования дошкольников

 «Экология для малышей» 

(Гончарова Е.В, Гаврилова О.Н.)

Месяц

Подготовительная группа

Сентябрь

Мониторинг (1-2 неделя)

Цель: Выявление уровня знаний детей по экологическому воспитанию на начало учебного года.

Экскурсия: «Деревья на нашей улице»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить и уточнить знания о названии и разновидности деревьев, кустарников, цветов на нашей улице. (стр. 81, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Октябрь

Беседа: «Лес – многоэтажный дом»

Цель:  уточнить и расширить представления о лесе как многоярусном, «многоэтажном» доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса. Вызвать желание беречь лес(стр. 95, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Ноябрь

 «Знакомство с человеком»

Цель: дать элементарные знания о человеке как разумном существе и части природы. Формировать представления у дошкольников о строении человека. Воспитывать интерес к самопознанию. Продолжать учить лепить фигуру человека, последовательно выполняя все этапы работы. (стр. 101, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Декабрь

 «Растительный и животный мир тундры»

Цель: познакомить детей с особенностями тундры – долгая зима и короткое лето; деревьев, цветов очень мало; тундра покрыта мхом; в тундре постоянно живут дикий северный олень, белая куропатка, сова, лемминг, (стр. 99, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Январь

 «Где зимуют лягушки?»

Цель: закрепить представление детей о жизни лягушек в природе, особенностях питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к разным температурным условиям, (стр. 107, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Февраль

 «Человек и природа»

Цель: систематизировать представления дошкольников о значении природы в жизни человека. Познакомить детей с природоохранной деятельностью человека, (стр. 134,  «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Март

 «Незнайка заболел»

 Цель: расширить имеющиеся у детей знаний о природе, использовании лекарственных растений человеком, подвести детей к выводу понятия «лекарственные растения», побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, воспитывать бережное отношение к родной природе,  (стр. 139, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Апрель

Обобщающая беседа о весне.

 Цель: уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветение травянистых растений, деревьев, кустарников; изменения в жизни животных, появление насекомых, прилет птиц, гнездование и др.). Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных (с наступлением весны становится теплее, длиннее день, оттаивает земля, растения получают много света, тепла и влаги, начинают быстро расти, для животных стало больше пищи, тепла, света; появляется много насекомых, возвращаются перелетные птицы, все птицы вьют гнезда, выводят птенцов; у других животных появляются детеныши). Закрепить понимание последовательности труда в природе, его зависимости от изменений погоды. (стр. 108, «Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

Май

Мониторинг (3-4 неделя)

Цель: Выявления уровня знаний детей по экологическому воспитанию на конец учебного года.

Итого:

8 занятий

Перспективное планирование по программе

 «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

 Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной
в младшей группе

Раздел программы

Тема занятия


Ребенок на улице

1. «Безопасность на дорогах»
Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре.

Ребёнок и другие люди

2.«О несовпадении приятной внешности и добрых намерений».
Цель: Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Ребёнок и природа

3. «Кошка и собака – наши соседи»
Цель: Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка


4. «Чтобы нам не болеть»
Цель: Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым.

5. «Что я знаю о себе? Мой организм»
Цель: Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств и их значение.


Ребенок дома

6. «В мире опасных предметов»
Цель: Закрепить у детей представление об опасных предметах для жизни и здоровья; об их необходимости для человека, правила пользования с ними. 


Ребёнок на улице

7.«Мы знакомимся с улицей»
Цель: Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу.

Ребёнок на улице


8. «Ребёнок на улице»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир

9. «Я живу в большом городе»
Цель: формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города.

Перспективное планирование по программе

 «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

 Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной
в средней группе

Раздел программы

Тема занятия



Ребёнок и другие люди

1.«Я – ребенок. Мой образ жизни»
Цель: расширять и закреплять представления детей об отличии организма ребенка от взрослого человека.

2.«О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»
Цель: Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях.

Ребёнок и природа


3. «Насекомые»
Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

4. «Лекарственные растения»
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.


Ребёнок дома

5. «Электроприборы»
Цель: Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём.

6. «Пожар»
Цель: Познакомить с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.


Здоровье ребёнка

7. «Обучение правилам поведения на воде»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.


Ребёнок на улице



8. «Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; знать, что люди ходят по тротуару, переходят улицу по переходу при разрешающем сигнале светофора.

9. «Зачем нужны дорожные знаки»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки.

Перспективное планирование по программе

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

 Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной
в старшей  группе

Раздел программы

Тема занятия


Ребёнок и другие люди

1.«Если чужой приходит в дом»
Цель: Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец.

2.«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»
Цель: Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.


Ребенок и природа

3.«Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Цель: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть.


Ребёнок дома

4.«Огонь – судья беспечности людей»
Цель: Познакомить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания о безопасности шалостей с огнем.

Здоровье и эмоциональное благополучие

5.«Поездка к морю»
Цель: Закрепить представления детей о том, как вести себя на воде (в море); учить оказывать элементарную помощь пострадавшим.

6.«Микробы и вирусы»
Цель: Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены.

7. «Витамины и полезные продукты»
Цель: Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.


Ребёнок на улице

8.«Улица города»
Цель: Закрепить у детей знания правил дорожного движения; познакомить детей со знаками; расширить знания о правилах поведения детей на улице.

9.«Знакомство с транспортом»
Цель: Дать представления о транспорте разного вида; закрепить правила поведения на улице.

Перспективное планирование по программе

 «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной
в подготовительной   группе

Раздел программы

Тема занятия

Ребенок и другие люди

1.«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»
Цель: Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

Ребёнок и природа

2.«Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды»
Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь.

Ребёнок и природа

3. «Жизнь в лесу»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). 
Учить бережно относиться ко всему живому.

Ребёнок дома

4.«Служба 01, 02, 03»
Цель: Познакомить детей со службами «01, 02, 03»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что – либо, открывать дверь квартиры в отсутствии взрослого.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

5. «Дорога к доброму здоровью»
Цель: Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

6. «Личная гигиена»
Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.


Ребенок дома

7. «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Цель: Закрепить у детей представления о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Здоровье и 
Эмоциональное благополучие ребёнка

8.«Конфликты между людьми»
Цель: Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами.

Ребёнок на улице

9.«Транспорт города»
Цель: Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте.


Перспективное планирование по  парциальной программе

«Малыши играют в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста

(авторы: В.Г.Гришин)

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

  1.  «В стране шахматных чудес»
  2.  «Мудрец»

Октябрь

  1.  «Волшебная доска»
  2.  «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски»

Ноябрь

  1.  «Ни шагу назад»
  2.  «Прямолинейная, бесхитростная фигура»

Декабрь

  1.  «Вежливые слоны»
  2.  «Могучая фигура»

Январь

  1.  «Прыг, скок и вбок»
  2.  «И король жаждет боя»

Февраль

  1.  «Как ладья похудела»
  2.  «Нотация волшебной доски»

Март

  1.  «Волшебный квадрат»
  2.  «Спасительница – оппозиция»

Апрель

  1.  «Непобедимый»
  2.  «Волшебный мир комбинаций»

Май

  1.  «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»
  2.  «Здоровые телом – сильные духом»
  3.  «В гостях хорошо, а дома лучше»