Картотека наблюдений по экологии
Предварительный просмотр:
Наблюдение 1.
Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Предложить им потрогать белый ствол берёзы. Обратить внимание, что дерево высокое и, чтобы его рассмотреть, надо высоко поднять голову. Понаблюдать, как, медленно кружась в воздухе, листья падают на землю.
Падают, падают листья, в нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья по ветру вьются – летят.
Дидактическая игра «Найди самый красивый листик».
Наблюдение 2.
Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Почему так неспокойно ведут себя деревья?
Дует, дует ветер, дует, задувает,
Жёлтые листочки с дерева срывает.
Дидактическая игра «Найди самый большой листик».
Наблюдение 3.
Падают листья. Вокруг детского сада, в лесу, на бульварах стелется жёлтая дорожка. Очень яркие деревья. Красивы оранжевые и золотистые берёзки. Первые приметы близкой осени – «золотые монетки» в тонких берёзовых прядях. Больные деревья скорее теряют листья, чем здоровые. Осенний ковёр слишком непривычно рябит в глазах.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса… (А.Пушкин).
Наблюдение 4.
Наблюдение за деревьями. Почему листья опадают с деревьев, с чем это связано? Игра «Хорошо - плохо».
Ночью листья с деревьев слетели,
Словно кто-то их начал трясти.
Утром ветер поднялся с постели
И решил чистоту навести.
Он с метлою ходил, напевая
Тихо – тихо, но теперь мостовая
Словно мамино блюдо блестит. (М.Газиев).
Дидактическая игра «Собери красивый букет».
Наблюдение 5.
Отметить окраску листьев. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны деревьям зимой и осенью на земле.
Стало вдруг светлее вдвое,
Дверь, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах…
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Е.Трутнева).
Наблюдение 6.
Побеседовать с детьми, что опавшие листья часто сжигают. Хорошо ли это? (очень вредно дышать едким дымом). Чем, выделяется место, где жгли костёр? (на нём ничего не растёт). Значит, огонь нанёс вред растениям. А, что, произошло с подземными обитателями? (человек на крыше их дома развёл костёр, кто успел, уполз, остальные погибают). А корни деревьев? Место костра – это как рана на теле человека.
Наблюдение 7.
Осмотр участка в солнечный день. Все ли деревья одновременно начинают сбрасывать листву? (первыми остаются без листьев берёзы). Когда усиливается листопад? (после заморозков, при сильном ветре). Обратить внимание на то, что у деревьев после опадания листьев сохраняются почки. Рассмотреть почки у берёзы и рябины, указать разницу.
Наблюдение 8.
Рассмотреть ягоды рябины. Отметить, что ягоды стали красными, но ещё не созрели, они ещё горькие.
Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют, и, галдя, его клюют. (Рябина).
На каких деревьях есть ещё плоды? Кому зимой ягоды рябинки очень пригодятся? Что делают люди из плодов рябины?
Наблюдение 9.
«Весной вырастают, осенью опадают». Кто это,такие? Посмотрите, какие стоят деревья. Как можно назвать деревья без листьев? Почему деревья голые? Почему осенью листья с деревьев опадают? Чем похожи деревья? Чем отличаются деревья, растущие вокруг детсада.
Чтобы закрепить умение узнавать деревья по стволу, коре, листьям, плодам предложить детям отгадать загадки:
«Что за дерево: и зиму, и лето зелено?».
«Что летом и зимой, в рубахе одной?». (Ель, сосна).
«В белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы». (Берёза).
Как названы в загадках листья? (шуба, рубаха).
Почему? На какие «косицы» сели синицы? Похожи ли ветви берёзы на «косицы»? Как назван в загадке ствол берёзы? Почему?
Наблюдение 10.
Рассмотреть с детьми сосну. Предложить им описать её строение. Почему сосна тянется вверх, даёт высокие без сучков стволы? (стремится к свету). Для чего, люди использовали высокие стволы сосен? (для изготовления корабельных матч, домов и т.д.).
Стоит столб до небес, а на нём шатёр – навес:
Красной меди, столб точёный, а навес сквозной, зелёный. (Сосна).
Наблюдение 11.
Наблюдать за деревьями вокруг детского сада. Сравнить, как было возле детсада в начале осени, летом. Что изменилось? (деревья стоят голые, листья шуршат под ногами, птицы не щебечут на ветках, ветер гуляет между деревьев, только сосны стоят зелёные).
Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ель).
Стоит Алёна – платок зелёный.
Тонкий стан – белый сарафан. (Берёза).
Никто её не пугает, а вся дрожит. (Осина).
Наблюдение 12.
Предложить детям покрасоваться красотой снежного убора деревьев и кустарников. Снег запорошил деревья, траву, кусты. Листьев совсем не осталось. Под снежным покрывалом деревьям будет тепло, корни не замёрзнут. Ходить возле кустов нельзя, чтобы не сломать ветви. На рябинках алеют гроздья спелых ягод. Это хорошее угощение для птиц.
Целый день летит снежок, сеется вокруг,
Вьётся, пляшет возле щёк, словно белый пух…
А земле – и, кстати, ей полог пуховой:
После ветров и дождей время на покой.
Наблюдение 13.
Наблюдать за деревьями после снегопада. Обратить внимание детей на то, что веточки нагнулись. Осторожно стряхнуть с них снег. Срезать одну веточку, отнести в группу и поставить в воду. Через некоторое время согнуть её и показать детям, что она гнётся. Значит, дерево живое и через некоторое время распустит почки. Сделать вывод, что для роста растений нужно тепло.
Мы принесли с мороза веточки берёзы.
У тёплой батареи ветви отогрели.
И напоили вволю водою снеговою.
А ветки пили, пили и листья распустили.
И в зимний день январский берёзы стали майскими.
Наблюдение 14.
Обратить внимание детей на то, что в январе бывают сильные морозы, ветки на деревьях, кустарниках особенно хрупкие в это время. Как можно догадаться, что на улице мороз? (по скрипу снега, не слышно птиц, стоит туман).
Деревья зимой пронизаны ветром
И стужею самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
Наблюдение 15.
Срезать и поставить в воду ветки разных деревьев. Рассмотреть почки на ветках (цвет, форму, величину). Сравнить ветки разных деревьев.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НЕБЕСНЫМИ ТЕЛАМИ.
Наблюдение 1.
Предложить детям внимательно посмотреть вокруг и найти объекты живой и неживой природы. Сказать, что солнце, звёзды, луна это тоже неживая природа. Чем они отличаются?
Словно крыша над землёю, голубые небеса.
А под крышей голубою – реки, горы и леса.
Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,
Страны все, и все народы, и конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Наблюдение 2.
Посмотреть на своём участке, где в сентябре всходит и заходит солнце. Какую роль выполняет солнце в жизни человека и животных? (солнце – источник света и тепла, без него на земле жизнь была бы невозможна). Обратить внимание детей на то, что солнце осенью стало прохладнее.
Солнышко усталое, скупо греешь ты!
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте, да в шорохе наш осенний сад.
На дорожках ворохи пёстрые лежат.
Рассказать. Что по восходу и заходу солнца можно определить погоду на ближайшее время. Если при восходе и заходе заря имеет розовый, жёлтый или золотой цвет, то погода будет малооблачная без осадков. Летом тепло, зимой – морозно. Если солнце садится в тучу, а заря имеет красную окраску, то погода будет облачной. Летом дождь, а зимой – снег.
Наблюдение 3.
Стихотворение Я.Аким «Луна».
Луна взошла. Блестит луна.
В окне чернеющем видна.
У солнца кончен день рабочий,
Луна взошла, спокойной ночи.
Обратить внимание на Луну. Одинаково ли в разное время выглядит Луна? Когда на небе нет Луны – это время, называется новолунием. Затем Луна появляется в виде изогнутого серпа, обращённого в сторону Солнца. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днём и принимает вид целого диска. Это полнолуние. Потом она начинает уменьшаться и становится опять серпом, но обращённым уже в другую сторону. Это старый месяц.
Наблюдение 4.
На вечерней прогулке предложить детям найти на небе Полярную звезду и созвездие Большой Медведицы.
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы).
Предложить детям нарисовать на снегу созвездие Большой Медведицы.
Наблюдение 5.
Наблюдение за солнцем.
Светит, сверкает, всех согревает! (Солнце).
Солнышко, повернись,
Красное, разожгись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай,
Зимний холод забывай!
Солнце может быть прекрасным погодным ориентиром.
Приметы:
Если зимой солнце в серьгах – к сильному морозу.
Если зимой солнечный закат пурпурного цвета – к большому снегу.
Если зимой вокруг солнца туманный круг – к метели.
Наблюдение 6.
Стали дни короче, солнце светит мало.
Вот пришли морозы, и зима настала. (И.Суриков).
В солнечный день посмотреть утром, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется вечером. Определить, короче ли стал путь солнца. Когда наступит самый короткий день? Вспомнить: светло ли было летом и осенью, когда уходили дети домой.
Наблюдение 7.
Звёзды ясные, звёзды прекрасные,
Нашептали цветам сказки чудные.
Лепестки улыбнулись атласные,
Задрожали листы изумрудные.
Вспомнить с детьми, что звёздное небо всегда очаровывает и завораживает. Звёздная карта неба – это опора мореплавателя и путешественника, хлебороба и охотника, лесоруба и сплавщика. Предложить детям изучать ночное небо, оно поведает о многом.
Народные приметы:
Зимой звёзды кажутся очень блестящими к холоду.
Звёзды сильно мерцают к ненастью.
Наблюдение 8.
Цель: углубить знания детей о солнце, луне, звёздах.
- Посмотрите на небо. Какое оно? На что похоже небо? Что вы видите на небе? Сколько звёзд? Одинаковы ли они? На что похожи россыпи звёзд? Какая луна? С чем её можно сравнить? Как назвать небо, если на нём видны звёзды? А как называют ночь, если светит луна? А если нет луны? Что ярче светит – луна или солнце? Вот потому про солнышко говорят «яркое», а про луну – «бледная». Греет ли луна? Поэтому про луну говорят: «Светит, да не греет».
А теперь послушайте загадку: «Над домом у дорожки висит пол лепёшки». Объясните и докажите, что это луна. Почему про неё сказано пол лепёшки? Когда про луну говорят «полная луна»?
Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна: И блестящий снег,
Белая равнина, И саней далёких
Полная луна. Одинокий бег.
В дальнейшем наблюдаем с детьми, как постепенно луна становится полной. «Вся дорожка усыпана горошком» - предложить детям показать «дорожку», «горошек», о которых говорится в загадке. Рассмотрев россыпи звёзд, предложить детям загадать друг другу загадки про вечернее небо, луну, звёзды. Отгадать их и объяснить ответы.
НАБЛЮДЕНИЕ: «МЫ – СЛЕДОПЫТЫ».
На прогулках, экскурсиях предложить детям научиться читать следы, т.е. узнавать, кому они принадлежат (человеку, животному или птице), о чём говорят эти следы. Используемые при этом загадки помогают усилить интерес к таким наблюдениям.
Дети рассматривают следы человека на земле, мокром песке, свежем снегу, сухом асфальте. Всегда ли заметен след? На какой поверхности он не виден? Когда он остаётся?
Дети пытаются определить: взрослый прошёл или ребёнок, в какой обуви шёл человек, шёл он или бежал.
- Послушайте загадки и попробуйте прочитать следы: «Я хожу, а он остаётся» (След человека). «Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной» (следы от лыж).
Ставится новая задача, предлагается загадка: «Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?» О ком эта загадка? О человеке? Значит, нам надо знакомиться со следами зверей и птиц. Чем эти следы отличаются? Можно ли определить. Зверю или птице они принадлежат? Что они делали? Ходили? Бежали? Охотились? Кормились? Чем? Вернёмся к загадке. Кто же на ветке шишки грыз? (белочка). Ответ найден. Наблюдения помогли нам отгадать загадку.
Может быть, теперь мы отгадаем более сложную загадку?
«Белый на белом написал, где бегал. Рыжая, прочтёт, белого найдёт». (Заяц, лиса).
- Интересно вам, ребята, читать следы? Как называют людей, умеющих читать следы? Кому необходимо такое умение?
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.
Наблюдение 1.
Что такое погода?
Нашу погоду в течение дня определяют солнце, воздух, вода.
Солнце даёт нам тепло, ветер образуется от перемещения воздуха, а вода, образуя облака, дарит нам дождь и снег.
Что такое снег?
Снежинки образуются так же, как дождевые капли. Когда очень холодно, капли воды замерзают в кристаллики льда и падают из облаков в виде снега.
Наблюдение 2.
Определить состояние погоды.
Какие народные приметы помогают предсказать погоду?
Перед хорошей погодой дым из трубы поднимается вверх столбом.
Если угли в костре быстро покрываются золой и тлеют тускло, то это тоже к хорошей погоде.
Перед плохой погодой дым клубится и стелется по земле.
Перед плохой погодой угли костра ярко тлеют.
Начинают гудеть провода, усиливается слышимость звуков, усиливаются запахи.
Наблюдение 3.
Наблюдение за погодой: солнце светит редко, небо хмурое, часто идёт снег. Дуют холодные ветры.
В полдень дождь перестал и что белый пушок
На вчерашнюю грязь начал падать снежок.
(«Встреча зимы» Никитин.)
Наблюдение 4.
Наблюдение за погодой.
О чём ты воешь, ветер ночной?
О чём ты сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумный? (Ф. Тютчев).
Обратить внимание детей на то, что перемена погоды во многом зависит от изменения направления и скорости ветра. Зависимость между ветрами и погодой образно показал в своих стихах Н.А. Некрасов:
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес,
Ель подломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес.
Народные приметы:
Зимой ветер дует с юга – к теплу.
Ветер усиливается к ночи – к ухудшению погоды.
Ветер дует с севера зимой – к очень холодной погоде.
Зимой ветер без инея – к бурану.
Наблюдение 5.
Рассказать детям о том, что состояние погоды издавнаопределяли по планетам и звёздам.
«Погляжу в окошко, висит лукошко». (Луна).
Дать задание детям понаблюдать за луной на небе.
Народные приметы:
Зимой вокруг луны два тусклых красноватых кольца – к сильным морозам.
Бледный цвет луны обещает обильный снегопад.
Появление туманного круга около луны – к метели.
Луна ясная и круторогая зимой – к стужи.
Ослепительно белая луна – к ветру.
Наблюдение 6.
Наблюдать за состоянием погоды.
Обратить внимание детей на первые заморозки, иней. Рассказать об этих явлениях.
И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней).
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕЙСТВИЕМ ВЕТРА.
Наблюдение 1.
Наблюдать за ветром. Обратить внимание детей на силу ветра, его направление.
Как можно определить какой силы ветер, его направление?
Когда идёт дождь, то можно увидеть, что капли падают прямо вниз или наискось. Говорят, что идёт «косой» дождь. Почему так говорят? Потому, что если нет ветра капли падают прямо вниз. Когда есть ветер, то он сдувает капли дождя, и они падают косо.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
Какую пользу и вред приносит ветер? В сухую погоду он пригоняет тучи, сильный ветер – «ураган» топит корабли, разрушает города… Очень важна сила ветра.
Наблюдение 2.
Без рук, без ног по свету рыщет, поёт да свищет. (Ветер).
Обратить внимание детей на ветер. Как вы определили, что ветер сильный?
Развивать наблюдательность. При помощи вертушек, определить, уточнить какой ветер.
Дуют ветры в феврале, воют в трубах звонко,
Змейкой мчится по земле, лёгкая позёмка.
Определить состояние погоды по ветру.
Если зимой ветер дует с юга – к теплу.
Если ветер усиливается к ночи – к ухудшению погоды.
Наблюдение 3.
Наблюдать за ветром.
Отметить направление и силу ветра. Уточнить, по каким признакам можно узнать направление ветра. Вспомнить примету: «птицы садятся на дерево по направлению от ветра».
Наблюдение 4.
Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте.
Как вы узнали, что сегодня ветер? Что делает ветер?
Прислушайтесь, какой сегодня ветер: слабый или сильный? Почему вы так решили?
Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.
Ветер листья с веток разогнал по свету.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ.
Наблюдение 1.
Предложить детям понаблюдать за облаками. Из чего состоят облака? Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождём? Куда плывут? Быстро ли двигаются или медленно? На что похожи?
Я сегодня видел сам: слон летел по небесам!
Фиолетовою тушей, не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей слон слонялся в небесах!
В синеве он важно плыл, даже солнце заслонил.
И опять случилось чудо: превратился он в верблюда…
Наблюдение 2.
Наблюдать за туманом и облаками. Что общего и в чём разница между облаками и туманом? И облака и туман состоят из капелек воды. Разница в том, что облака образуются высоко над землёй, а туман – над поверхностью земли.
Почему двигаются облака по небу? Облака и туман движутся под действием ветра.
Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака).
Наблюдение 3.
Наблюдение за облаками: на что они похожи? Что с ними происходит? Стоят на месте или движутся? Почему двигаются облака? Облака и тучи двигаются по небу благодаря движению воздуха, ветру. Чем сильнее ветер, тем быстрее двигаются облака.
Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой, солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль…
А. Толстой.
Народные приметы:
Большое белое облако на зимнем небе – к вьюге.
Идущие полосами облака – к теплу.
Если зимой облака низкие – к стуже.
Если небо затянуло тучами – к потеплению.
Наблюдение 4.
Что вы видите на небе? (облака). Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить?
Посмотрите: облака неподвижные или движутся? Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?
«Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
Наблюдение 1.
Наблюдать с детьми за снегом.
Осенью он робкий, налетит, наметёт, а солнце появится – растает.
Белая, узорная звёздочка – малышка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звёздочка, в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Наблюдение 2.
Знакомство со свойствами снега.
Провести наблюдение за снегом в тёплую погоду и в морозный день.
Спросить, чем отличается снег в морозный день и в тёплый. В морозный день снег сухой, сыпучий, а в тёплый день он тяжёлый, липкий, т.к. в нём много воды.
Наблюдение 3.
Наблюдение за снегом.
Белый, вкусный снег идёт, попадает прямо в рот,
Если очень захочу, снег весь разом проглочу!
И тогда что будет братцы! На санях не покататься!
И сугробов не видать! И в снежки не поиграть!
Предложить детям определить цвет снега. Остаётся ли он одинаковым или меняется? Какого цвета снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда лепится?
Наблюдение 4.
Наблюдение за снегом.
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо, падает, ложится.
И на утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
- Согревает ли снег землю? Снег не согревает, а только помогает сохранить тепло. Иными словами снег уменьшает теплоотдачу земли.
- Говорят, что снег и шуба похожи. Чем они похожи? В мехе шубы и в снегу много воздуха. Шуба защищает тело человека от охлаждения так же, как снег землю.
Наблюдение 5.
Наблюдение за снегом.
Не вымыт, а блестит, не поджарен, а хрустит. (Снег).
- В какую погоду снег хрустит под ногами? В тёплую или в морозную?
Предложить детям молча походит по снегу, и послушать, как он скрипит.
- Может, возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть, он о чём-то рассказывает?
- О чём снег может рассказать?
- В какой снег легче провалиться? В рыхлый или плотный?
- На каком можно прыгать, а на каком нет?
Наблюдение 6.
Наблюдение за снегом.
Взгляну в оконце, лежит белое суконце,
Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег).
- Какой он? Рыхлый, мокрый, слежавшийся?
- Как вы думаете, замерзают ли под снегом растения? Почему не замерзают?
В рыхлом, не слежавшемся снегу очень много воздуха. Такой снег хорошо сохраняет тепло.
Провести опыт: взять 10л рыхлого снега и растопить его, то получится 1л воды, остальные 9л приходятся на воздух.
Наблюдение 7.
Наблюдение за снегом.
Всю зиму пролежит, весной в речку убежит (снег).
Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает (снег).
Спросить детей, знают ли они, почему снег имеет белый цвет?
Снег состоит из мельчайших частичек замёрзлой воды. Снег кажется нам белым из-за воздуха, который находится между этими частичками льда. Чтобы убедиться в этом, можно проделать простой опыт. Взять кусочек прозрачного льда и растолочь его как можно мельче. Полученный порошок изо льда будет иметь белый цвет.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИНЕЕМ.
Вопросами направить внимание детей на состояние природы в зимнее время.
- Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите на деревьях, кустах? Попробуйте отгадать загадку:
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан… (иней).
-Только ли на кустах иней? (На крышах веранд, на проводах…)
Посмотрите друг на друга: где ещё вы видите иней? (На волосах, ресницах).
- Что такое иней? В какую погоду он бывает? Предложить детям его рассмотреть. Вместе с детьми рассматриваем в лупу веточку с инеем.
- На что же похож иней?
Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год» - «Декабрь»:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…
- О каком серебре идёт речь в стихотворении? Предложить детям отгадать загадку: «Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт».
Дети и сами придумывают загадки про иней, снег, лёд.
ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПОГОДОЙ.
Работа с календарём погоды в старшей группе.
Программное содержание:
Познакомить детей со страницей календаря природы, условными обозначениями. Учить рисовать значки, аккуратно раскрашивать квадратики «дней недели».
Развивать интерес к наблюдениям за природой.
Материал: Страница календаря «Сентябрь», «Условные обозначения»; белая бумага на каждого ребёнка; трафареты значков, квадратов дней недели; цветные карандаши.
Ход.
Понедельник.
1часть. Пробудить интерес детей к явлениям осенней природы, используя стихи, загадки, музыкальные произведения. Познакомить со страницей календаря. Отметить, что сегодня дети начнут наблюдать за природой на участке. А результаты наблюдений будут зарисовывать в календаре значками.
2часть. Познакомить детей с условными обозначениями, уточнить последовательность дней недели, их цвета т.д.
Для уточнения понимания символики значков провести игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «я загадала воробья, каким значком он обозначается? Покажите его».
3часть. С целью формирования практических умений рисовать значки предложить детям нарисовать 3-4 квадрата (дни недели), затем обратить внимание на аккуратное закрашивание. Уточнить, какой день (по цвету) изображают дети.
Дети упражняются в рисовании значков погодных явлений, учатся рисовать человека, птиц, насекомых, раскрашивать их и т.д.
На прогулке предложить детям посмотреть на небо и сказать, какого оно цвета, что на нём есть (облака, тучи, солнце). Дать определение погоды по состоянию неба (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Затем дети наблюдают за ветром или его отсутствием, ищут признаки, по которым можно обнаружить ветер. Дать детям другое определение погоды (ветреная, тихая), обсудить вместе с детьми температурные особенности погоды, обратить внимание на одежду детей, её соответствие погоде и сезону. Предложить дать определение погоде тёплая, прохладная, очень тёплая, немного прохладная, холодная. Подвести итог: например, погода сегодня солнечная, тихая, тёплая. Предложить детям запомнить это определение, чтобы после прогулки оформить календарь природы.
В группе выяснить, какими значками и где следует отметить особенности погоды. Помочь детям нарисовать значки и т.д.
Вторник.
Организуя наблюдения за погодой, использовать приём сравнения:
«Вы помните, какая вчера была погода? Сегодня она такая же или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня. Да, вчера небо было голубое, чистое, погода стояла солнечная, а сегодня небо в облаках, белесое, голубизны совсем не видно. Про такую погоду можно сказать, что она пасмурная. Теперь определим, есть ветер или нет, и сравним её со вчерашней погодой. Дети называют признаки ветра, сравнивают погоду. Да, сегодня сильный ветер, про такую погоду говорят, что она ветреная. Тепло сегодня или прохладно? Как вы одеты: так же, как вчера, или иначе? Помочь детям определить изменения в одежде, если они есть, дать общее определение погоды. Вот мы и выяснили: погода сегодня пасмурная, ветреная и прохладная.
В группе после прогулки заполняется страница календаря: вместе с детьми уточняются названия дней недели. Дети находят клетку на странице календаря, уточняют, какими значками следует отметить погоду сегодняшнего дня. Рассматривают календарь, сравнивают по значкам погоду понедельника и вторника.
Среда.
В ходе наблюдений за погодой используется новый приём – игровой. Собираясь на прогулку, предложить детям взять с собой какую-нибудь игрушку. Наблюдение проводится по той же схеме, что и прежде, но теперь дети рассказывают, например мишке, как по небу, ветру, одежде определяют состояние погоды.
Игровой приём используется и при заполнении календаря. Дети будут вовлечены в ситуацию обучения мишки лишь в том случае, если воспитатель играет его роль, произносит от его имени реплики, задаёт вопросы, совершает за него несложные действия.
Четверг.
Стремясь повысить активность детей, используется новый приём. В начале прогулки дать детям задание самостоятельно наблюдать за погодой, чтобы затем в группе правильно заполнить календарь. Во время прогулки провести также наблюдение за растительностью, её сезонным состоянием.
Обстоятельно с детьми рассмотреть какое-нибудь одно дерево, которое затем будет зарисовано в календаре. Как называется, какого цвета листья, каких больше – жёлтых или зелёных, где расположены жёлтые, а где зелёные листья, есть ли под деревом опавшие листья, какого они цвета, где листьев больше – на дереве или под ним. Красиво ли дерево с разноцветными листьями? При рассматривании дерева обратить внимание на разнообразие осенних красок. Подвести детей к пониманию красоты природы («Кому какое деревонравится и почему?).
Затем с детьми рассмотреть растительный покров земли. Трава ещё зелёная, на ней выделяются опавшие листья, которые ещё не пожухли и имеют чисто-жёлтую окраску.
В группе проводится занятие по изобразительной деятельности. Дети рисуют дерево, которое рассматривали на прогулке, и покров земли. Дать детям установку – нарисовать как можно точнее то, что наблюдали. В конце занятия все рассматривают рисунки и сообща выбирают наиболее удачный.
Пятница.
На прогулке дать детям задание: выяснить, каких в сентябре можно увидеть птиц, насекомых. Предложить понаблюдать за животными. Небольшой группой дети (3-4 человека) наблюдают за погодой.
В конце прогулки выяснить, каких животных и где дети увидели. Предложить послушать рассказы детей, которые наблюдали за погодой. Помочь им выдержать последовательность рассказа, привлечь других детей к его оценке.
В группе дети, которые наблюдали за погодой,отмечают её в календаре. Помочь детям сделать всё правильно. Вечером вместе с детьми рассмотреть заполненную страницу календаря, обратить внимание на то, что остались суббота и воскресенье, предложить понаблюдать за погодой в эти дни.
Утром в понедельник, работа с календарём завершается (дети рассказывают о том, что они наблюдали в выходные дни, и заполняют последние клетки).
Подвести итог: «Целую неделю мы с вами наблюдали за осенней природой. Всё это изображено в календаре. Пройдёт время, календарь поможет нам вспомнить, что было в эти дни. В конце октября мы будем опять наблюдать за природой. Сентябрь – начало осени, октябрь – её разгар».