Бабенко Нина Юрьевна

Логопедическая работа с детьми ОВЗ

Учитель-логопед  Бабенко Нина Юрьевна МБДОУ Детский сад №34  р.п. Выездное«Чиполлино» Арзамасского района

            В нашем детском саду №34, Чиполлино»  работает логопедический пункт. В него зачисляются дети старшей, подготовительной группы.  Дети, посещающие занятия,  имеют различные речевые дефекты, в том числе и дети с ОВЗ, поэтому они  нуждаются в комплексной  поддержке  логопеда, психолога и других специалистов.

            В настоящее время учителя-логопеды   всё чаще стали внедрять в образовательный процесс  разнообразные нетрадиционные  формы работы с детьми, которые  принадлежат к числу эффективных средств , применяемых в коррекционной педагогике и помогающие  достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и развитию личностных качеств ребёнка.

          Работа учителя-логопеда особенная, она требует от педагога  постоянно поддерживать интерес   у  детей,  особенно если у них  неустойчивое, внимание,   слабо сформирована учебная деятельность или отсутствует интерес к познавательной деятельности. Наши дети очень быстро утомляются, им трудно усидеть на месте, страдают также память, логическое мышление, а речевые нарушения носят системный характер. Помимо речевых нарушений у детей часто наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение). Чтобы создать положительный эмоциональный фон, мы применяем такие нетрадиционные формы как  музыкальная ритмика ,  отлично помогающая в устранении тиков, заикания, расторможенности, чувства ритма, развитии речевого дыхания. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к учебе и приносит удовлетворение от неё;  что  также стимулирует речевую функцию.             

          В условиях детского сада также с успехом используется такая форма работы, как пескотерапия.   Взаимодействие с песком  стабилизирует психоэмоциональное  состояние детей, развивает  тактильно-кинестетические способности,  мелкую моторику, учит прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, памяти, произвольному вниманию. Используем игры на развитие фонематического слуха и предупреждение дисграфии, для автоматизации поставленных звуков и расширению лексического запаса, для коррекции грамматического строя и развития связной речи.

      Логопедические занятия проходят в игровой форме, благодаря которой  создается игровая  мотивация , которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.  В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме

           Почти на каждое  занятие  «приходит гость»,  игрушка,  создающая  мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.  Этим гостем  может быть динозаврик  Звукоежка,  медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке,  кукла, рассказывающая детям  о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из  сказки и другие.   Эти игрушки погружают  детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь  героям или  приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети.  В конце занятия они благодарят их за помощь.  Любимой игрушкой стал Доктор Звуков. «Доктор Звуков невелик, учит звуки говорить». В его саквояже найдутся интересные задания и поощрения для детей, витамины и другие «хитрости». Такая игровая ситуация  воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить какой-либо звук, но и помогают, например, Умке  выучить его любимый звук У.  Конечно, не каждое  занятие является игрой. Все зависит от целей занятия, интересов детей и индивидуальных особенностей дошколят. Кукла может использоваться на артикуляционной  и дыхательной гимнастике, в пальчиковых играх и т.д. А «живые»  подскажут ребёнку удержать   артикуляционную позу.

 

    Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей головного мозга. У детей  с общим недоразвитием  помимо собственно речевого недоразвития наряду с недостаточной  сформированностью   внимания, памяти, восприятия, отмечается  низкий запас общих знаний и представлений об окружающем, а также моторная неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы. Для решения данной проблемы в логопедическом  кабинете имеется  различное оборудование для сенсорного развития детей.

       Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, помогают    сухие бассейны, (с песком, горохом, фасолью, крупой, пуговицами, бусинами),  сухой дождь,  вода, миниаквариум, различные щётки, шарики су-джок , сенсорный коврик, изготовленный своими руками. Перечисленное оборудование способствует развитию психических процессов, вестибулярного аппарата, коррекции личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы,  обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом,  что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Добавить запись

Защита от спам-роботов