Культура речи
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЯ.
Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья»
Замусоренный язык ничем не лучше захламлённой комнаты, заляпанной пятнами одежды или неухоженного лица. Поэтому как мы следим за внешним видом, так же необходимо заботится о том, что мы говорим, как говорим и какими словами. Для этого не надо прилагать особых усилий. Откажитесь от ненормативной лексики, не увлекайтесь иностранными словами, молодёжным сленгом, следите, чтобы в речи не было слов-паразитов.
Поэтому вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач!
Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое?
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!
Культура речи взрослого, постоянно общающегося с ребенком, имеет две стороны (Г.О. Винокур): 1) правильная речь, т.е. речь без ошибок, 2) умелая и искусная речь – то есть уместное употребление фраз, или оптимальное использование языковых средств для решения своих жизненных задач.
Давайте проверим себя – не похожи ли мы на хирурга из анекдота, с которого началась наша беседа. Правильно ли мы говорим с детьми?
Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.
Недостатки, встречающиеся в речи воспитателя
Бедность языка:
1.Сюсюканье, слащавость;
2.Многословие;
3.Чрезмерная лаконичность;
4.Скороговорки. крикливость;
5.Шепелявость, гнусавость;
6.Злоупотребление иностранными словами;
7.Жаргонные слова,сленг.
Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать равносторонний треугольник с равнобедренным или ломаную линию с прямой линией или букву А с буквой Л, он учится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Чем отличается кепка от ушанки? Кепка может быть разного цвета, с разными козырьками, разного размера. Но это всё равно кепка. Чем же похожи друг на друга все кепки? Здесь надо отделить важные признаки всех кепок (чем кепки отличаются от панам или ушанок) от несущественных (форма, размер, декор могут быть разными у всех кепок, но всё же это кепки, а не береты!).
Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. Такие обсуждения делаются «по пути» — при сборе на прогулку, подготовке к обеду и так далее.
Ребенок, который привык к точной речи взрослых, даже начнет Вас потом исправлять: «Мама!!!! Это не штаны: это рейтузы, а это брюки!» И это отлично!
Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).
Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям.Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться»
Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.
Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой. СЛАЙД
ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).
Что еще нужно запомнить: как правильно говорить
- Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
- Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
- Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
- Клади (неправильно – «ложь»)
- Ляг (неправильно – «ляжь»)
Правило 6. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы! Дорогие педагоги! Я всегда удивляюсь, когда слышу на занятиях с детьми этот вопрос (причем из года в год повторяющийся), и это классика ошибки воспитателя. Привожу пример типичного диалога: «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень».
Вы когда-нибудь сами так говорили в жизни: «Сейчас приду на постоянное место жительства в свой дом» или «Сегодня наступило день недели воскресенье»? Или «сегодня у нас на обед первое блюдо борщ в столовой посуде, а третье блюдо компот в чайной посуде» Нет? Так и детям так не нужно говорить! Зачем нужен полный ответ? Это всё равно, что ехать из Петербурга в Москву через Камчатку!
Если нужно, чтобы малыши стали делиться с Вами впечатлениями, так и спросить их надо по-человечески: «Какие признаки осени Вы увидели по дороге в детский сад» (или «Какие признаки осени вы видите за окном»)? Кто больше найдет признаков осени, кто у нас самый внимательный?» И Вы услышите столько развернутых живых ответов детей, сколько Вы никогда не получите «мёртвыми вопросами», которые убивают интерес к беседе у детей!
Правило 7. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?».
Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?", или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?", или "Не можешь сказать, что бывает после весны?". Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка. Не надо сомневаться в способностях ребенка!
Правило 8. Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»
Правило 9. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:
- сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
- затем вопросы, требующие размышления анализа
- в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.
Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.
Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с дошкольниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умственной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый I может быть вызван. " Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках.
Между тем в практике работы можно часто слышать, как воспитательница, задав вопрос, тут же повторяет его, меняя формулировку. Например, воспитательница задаёт вопрос: "В какой стране мы живём? Как называется наша Родина? Вспомните, наша страна как называется?" Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные я содержательные ответы.
По словам французского философа Вольтера «Выучить несколько языков – дело нескольких лет, а чтобы научиться говорить на родном языке как следует, надо полжизни».
Желаю Вам успехов в воспитании и обучении Ваших малышей!