Родительские собрания

Уважание родители!  На данной странице будут размещаться материалы, с которыми вы можете ознакомиться в удобное для вас время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

родительского собрания на тему:

«Духовно –нравственное воспитание дошкольников

в семье»

подготовил:  воспитатель 2 младшей группы

МДОУ детского сада п. Песочное

Левченко Наталья Михайловна

                                                  2017г

Цель: обсудить с родителями основные правила и законы нравственного воспитания ребенка в семье.

Задачи:

1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое     мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями    формирования    нравственных убеждений ребёнка;

2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Структуру доклада:

  1. Вступление
  2. Определение духовности и нравственности
  3.  Методы и условия нравственного воспитания ребенка в семье
  4. Заключение  

Список используемой литературы:

  • Интернет ресурсы
  • Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- М., 1995
  • Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье / М. Климова – Фюгнерова. -Минск,1981.
  • Любицына, М. И. О воспитании детей / М.И. Любицына, В.А. Сухомлинский. – Л., 1974.

Добрый день уважаемые родители. Я очень рада видеть всех вас в нашем добром семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела вы пришли на эту встречу. Тема сегодняшнего собрания «Духовно –нравственное воспитание дошкольников в семье». Тема конечно немного не стандартная, но тем не менее очень важная для каждого из нас. Потому что темп современной жизни, а также стремление к материальному благополучию приводит к тому что порой мы не имеем сил даже для удовлетворения духовного общения друг с другом, со своими детьми. Так давайте же сегодня все вместе остановимся и оглядимся вокруг, подумаем и решим какими же мы хотим видеть наших детей в будущем, ведь самое главное в нашей жизни-это семья, это наши дети. Кто же если не мы привьет нашим детям духовно-нравственные ценности.  Семья как известно является главным институтом воспитания, так как большую часть своей жизни ребёнок проводит в семье. Есть очень хорошее высказывание В.А. Сухомлинского «Семья-эта та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро». «Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Наши дети вырастут, заведут семью, родят детей, станут сознательными членами общества. И от того насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Для начала давайте же определим, что же такое духовность и нравственность.

«В словаре русского языка» С.И. Ожегова:

«Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

«Нравственность» -это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовность- это та ценность, которую нельзя потерять, ибо потеряв духовность, человек перестает быть Человеком! Нравственность – это фундамент, на которую ложится духовность. Так вот духовно-нравственное воспитание человека начинается с раннего возраста в семье. Именно в окружении родных ребенок учится познавать Бога, мир, совершает поступки, опираясь на полученные в семье знания и опыт.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких   для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации-такая семейная атмосфера приведет   к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. 

-Ответьте мне пожалуйста каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем? (ответы родителей)

-Как вы считаете, что мы должны сделать сегодня для достижения цели? (ответы родителей)

Сегодня опираясь на труды педагогов В.А. Сухомлинского, С.И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, я хочу выделить и зачитать вам следующие методы и условия формирования нравственного воспитания ребёнка в семье:

  1. Атмосфера любви.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Но не стоит забывать, что чрезмерная, слепая, неразумная материнская любовь может дать обратный эффект и ребенок вырастит безнравственным потребителем.

  1. Искренность

Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать, и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

  1. Разъяснение. Воздействие словом.

Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».  Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом, мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство родителя, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,

переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых.  С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом.  Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.  

  1. Без упреков. 

Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.  

5) Наказание -крайняя мера воздействия, имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.  Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда» И.А. Ильин.

8) Необходимость воспитывать чувства.

 Это значит и словом, и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка.

 Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Исключение прибавочных раздражителей.

Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

 Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к семи годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи с этим:

 а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

 б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчёркнуто», - писал И.А. Ильин.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения. И в заключение я хочу прочитать вам стихотворение:

1.Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде, или нет.

2.Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители- пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным- пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Я надеюсь, что сегодня многие из вас узнали что-то новое и полезное для себя. Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались над тем, а какой пример я подаю своему ребенку? И тогда возможно вы захотите что-то изменить. Уважаемые родители будущее ваших детей в ваших руках, а мы в свою очередь всегда рады оказать вам помощь и словом, и делом. Спасибо за внимание!