Внеурочная деятельность

Игнатова Ирина Викторовна

Тема занятия "Знакомство с городецкой  росписью.Элементы городецкой росписи."

Классный час "День Защитника Отечества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Знакомство с городецкой росписью. Элементы городецкой росписи.»

Цель:

1. Привитие любви к работе народных мастеров. Научить понимать народное искусство, ценить его.

2. Привитие навыков работы в технике свободной кистевой росписи (знакомство с элементами городецкой росписи). Учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

 

1. Обучающая: упражнять росписи  Городецких цветов- купавки розового цвета и бутона голубого цвета.

 2. Развивающая: учить самостоятельно, выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас . Переносить рисунок на  доску.

 3. Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

План занятия:

  1. Организационные моменты. Приветствие.
  2. Беседа.
  • Сравнение дымковских игрушек (росписи), хохломской росписи, городецкой росписи.
  • Из истории городецкой росписи.
  • Элементы росписи (сравнение с дымковской и хохломской)
  1. Творческая практическая деятельность.
  • Элементы росписи (розаны, купавки).
  • Роспись доски.

    4.Выставка и анализ детских работ.

     5.Рефлексия деятельности.

     6. Итог занятия.

Материал для занятия:   доски(вырезанные из бумаги), гуашевые  краски, мягкие кисточки- №1, № 2, подставка для кисточек, баночки под воду.

Ход занятия:

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Беседа. Введение в тему занятия:

Вы видите различные изделия народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись). Эти изделия вам уже знакомы и знакомы эти народные промыслы. А сегодня и на следующем занятии мы познакомимся с этой удивительной росписью – городецкой росписью.

А откуда же пошло название? Городецкая?

Название народный промысел получает по названию того места, где он впервые появился. Городецкая роспись появилась в селе Городец. Многие из вас сегодня впервые увидели городецкую роспись.

В чём же её особенность? Чем она отличается от росписи дымковских игрушек?

(более сложная по рисунку, уже не просто геометрические элементы)

А элементы какого орнамента? А по цвету?

(растительный орнамент) (яркие, ярмарочные цвета)

Это особенность всех народных росписей. Когда, где, на чём впервые появилась эта роспись  вы сейчас послушаете.

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в 12 веке. Для торговли места по берегам Волги были выгодные: рядом Макарьевская, крупнейшая в России ярмарка. Среди населения стали быстро развиваться разные ремёсла, в самом Городце были и кузнецы, и прянечники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву и это не случайно – это были богатые лесом места, где “ни конному, ни пешему, ни самому лешему” не пробраться.

Вот как писали в народе об этих местах:

“Вы пустыня, моя матушка, вы, леса, мои кудрявые. Вы, леса, мои, леса, братцы лесочки, леса тёмные. Ой, вы, волки, из вы серые, разбегайтесь по два по три, по единому. А вы, леса, не шатайтеся, не качайтеся. Отделись леса от старой земли, я из вас, леса, буду строиться.”

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения. В этих местах хорошо родился лён, женщины пряли нитки и ткани.

И вы заметили, часто в росписи встречается изображение коня (на тарелках, досках, донцах) – это не случайно. Конь – фигура в искусстве стародавняя. Говорят, это наследие языческих времён, когда наши пращуры верили, что иногда Солнце ездит на коне, а иногда принимает его облик. А добрее солнца и важнее его человек ничего не знал. И он думал и верил, если нарисовать солнце в виде жёлтого или красного круга, или цветка, или изобразить самого коня, то эти изображения охранят его от бед и несчастий, принесут радость и достаток в дом. Вот откуда появились эти элементы росписи – кони, цветы.

Мастера изготовляли и расписывали короба, детскую резную игрушку – коней, птиц, упряжки.

“Ехал мальчик из Казани,

Городецки новы сани.

Семисотенный конь,

С позолоченной дугой.”

Но что же всё-таки стало излюбленным в росписи у городецких мастеров?

 Отличительной чертой городецкой росписи стали и «розаны» (яблоки) и «купавки». Таких цветов и плодов не увидишь больше нигде. Это – условное красное пятно с белой иконописной оживкой (так называются эти белые линии). Да, они как бы оживляют цветок, без них бы он был намного скучнее. Городецкая роспись – свободная кистевая роспись. Цветы являются непременной частью Городецкой росписи. Изображают их кружочками, большими и маленькими – это  только подмалёвок. Почему именно кружочками? А такова традиция. Достаточно уметь изображать всего четыре цветка, купавку, розан, ромашку и розу, а впечатление об огромном количестве этих цветков создаётся благодаря их окраске – красные, синие, розовые, голубые, охристые, коричневые, вишнёвые и даже черные. Оживки на цветах делают белой краской с помощью тонкой кисточки. Городецкие цветы всегда окружены множеством листиков..

Значит эти сложные розаны, кони, птицы выполняются сразу кистью, без карандашной прорисовки, этим и прекрасна роспись. Она сохраняет живопись мазка.

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят фон, на него наносят главные фигуры, букеты. Основной цвет городецких росписей ярко-красный.

 

Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Мастера прорисовывали свою работу в несколько этапов:Городецкая роспись

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании  краска начнет отслаиваться.

Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Ребята, вы будете расписывать разделочные досточки в стиле городецкой росписи.

Посмотрите на таблицу. Здесь выполнены элементы городецкой росписи, показана последовательность их выполнения.

А сейчас приготовьте необходимые краски, кисть, альбом. Работать в той последовательности, в которой я буду показывать на листе.

(Пятно-круг, серединка- лепестки, оживка, листья, тёмные дуги)

Розан и купавка отражают самые главные признаки цветов – венчик из лепестков, ярко выраженный центр цветка.

Творческая практическая деятельность. Индивидуальная помощь.

Просмотр работ. Отметить лучшие рисунки. Во время работы учитель проходит по рядам и следит за тем,  чтобы ученики правильно составляли узор, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Самостоятельная  работа.  Выполнение рисунка на досточке.

Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какая доска получилась самой нарядной? Почему?  Какая самой веселой? Какая сказочной? Молодцы! Дети, вы справились с заданием? По окончании практической работы производится уборка рабочего места.

Ребята, обратите внимание, на доске вывешены пословицы. Прочтите их. «Кистью писать – мастерство казать».

«На то и руки даны, чтобы даром не болтались».

Как эти пословицы связаны с темой нашего урока?

 Сегодня на занятии мы выполняли ручную работу. Показали свое мастерство и талант. Работали именно кистями, как художники, вкладывали всю свою душу. Руки наши были при деле. И в самом деле, мы можем себя за это похвалить! Ваши досточки получились очень нарядными и красивыми

Рефлексия.

Ребята, а с каким настроение вы сегодня трудились?

Как вы считаете, мы чему- то научились?

Вам на уроке комфортно было?

Хотели бы вы еще раз провести такой же урок?

 Итог  урока.

 Есть на Волге город древний, настоящий он творец.

 Славится на всю Россию этот город – удалец .

 Распускаются букеты, ярко красками горя.

 Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

 Кто сегодня нам расскажет, сразу станет молодец,

 Отвечайте дружно хором. Это город - ……….. (Городец).

 

Назовите  основные узоры городецкой росписи?

Основные цвета, которые используют художники?

 

Благодарю всех за работу и внимание. Занятие  окончено. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочные мотивы. Знакомство с городецкой росписью. Элементы городецкой росписи.

Слайд 2

Городецкая роспись - Как ее нам не знать… Здесь такие узоры, Что ни в сказке сказать, Здесь такие сюжеты - Ни пером описать. Городецкая роспись - Как ее нам не знать.

Слайд 3

Городец - город на Волге.

Слайд 4

Росписи выполняются гуашью. Основной цвет ярко-красный .

Слайд 5

Основные этапы росписи Подмалевок Теневка Оживка

Слайд 6

Городецкая роспись необычная, Композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет.

Слайд 8

Городецкий конь

Слайд 9

Постановка руки Кисточка в руках у нас словно птица падающая вниз, ничто не может удержать ее – только наша кисть.



Предварительный просмотр:

Классный час, который посвящен Дню Защитников Отечества

Цель:

  1. Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.
  2. Вспомнить славные подвиги земляков.
  3. Продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.

Оформление и оборудование класса:

  • иллюстрации на военную тематику, рисунки;
  • военных профессий, фото защитников Отечества;
  • подборка книг о защитниках Родины;
  • магнитофон, телевизор, ТСО - DVD,
  • песня «У моей России – длинные реснички;
  • стихотворение «На века России слава!»;
  • гимн России;
  • песня «Давай за…» группа ЛЮБЭ.

Надписи с высказываниями:

  1. «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К. Ушинский.
  2. «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».
  3. Нужно за мир стоять- войне не бывать.
  4. Для советского солдата граница свята.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

23 февраля вся страна будет отмечать  великий праздник -  День Защитника Отечества

2. Учащиеся читают стихотворение.

1 уч-ся:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

2 уч-ся:

Поднимаясь мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

4. Вступительное слово учителя.

- 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.

- А что можно назвать Родиной?

Дети: (читают все вместе)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!

- А как называется наша большая Родина?

Дети: РОССИЯ.

Учитель:

- Очень много песен, стихотворений посвящено России.

- Сейчас мы исполним одну из песен, посвящённых России, и узнаем, кого ещё можно назвать своей Родиной - Россией.

Песня. (Приложение 1)

«У моей России длинные реснички»

1 куплет

У моей России - длинные косички.
У моей России - светлые реснички.
У моей России - голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

2 куплет

Для меня Россия – дивные берёзы.
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия – ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

- Так на кого же похожа ещё Россия?

Уч-ся: - На маму.

Учитель:

- Прослушайте запись одного из стихотворений о России: «На века России нашей слава». (Приложение 2)

- Ребята, а вы знаете, почему именно День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?

Уч-ся рассказывает историю этого праздника.

В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.

А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».

Учитель:

- Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

- Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.

- Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины. (Приложение 3)

- Вспомните имена былинных богатырей?

Уч-ся :

- Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель:

- А из истории Древней Руси?

Уч-ся :

1. Великий полководец-Александр Невский, который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

Учитель:

- А из истории образования Московского государства?

Уч-ся :

2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.

3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.

Учитель:

- А из истории Российской империи?

Уч-ся :

4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.

Это было в период 18 века.

5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

6. Георгий Константинович Жуков.

В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны -Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.

- Можно бесконечно перечислять имена наших защитников: полководцев, офицеров, которые участвовали в различных войнах- Афганской, Чеченской. Их имена мы никогда не забудем!

- В исполнении Олега Газманова прозвучит песня, посвящённая всем офицерам.

Прослушивание песни «Офицеры».

Учитель:

- Много наших побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями.

- За Родину сражались не только взрослые, но и дети. Мы всегда помним о них. (Приложение 4)

( На доске висят фото детей, погибших, защищающих свою Родину.)

.

Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сынов и дочерей. Тех, кто сейчас среди нас и тех, кто уже никогда не вернётся.

(Далее уч-ся читают стихотворения.)

1 уч-ся:

Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.

2 уч-ся:

Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.

3 уч-ся:

Пусть небо будет голубым
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

4 уч-ся:

Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту - и наш народ
Гордится Армией по праву.

Учитель:

- Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах?

Дети:

  1. Сухопутные.
  2. Военно-воздушные.
  3. Военно-морской флот.
  4. Ракетные войска стратегического назначения.

Учитель:

- А какие военные профессии вы знаете?

Дети перечисляют:

Учитель:

- А кто нужнее в Армии?

- На этот вопрос ответить невозможно.

- Какой палец нужнее?

- Все нужны.

- Одним пальцем не ударишь-

- Нужно все пальцы сжать в кулак,

- И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.

-Какие строчки можно посвятить каждой профессии? (Приложение 5)

(Дети читают стихи.)

Танкист

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой

Лётчик

Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
Военный врач
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасёт,
Он перевяжет раны!
Врач извлечёт из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!»

Сапёр

Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придёт сапёр,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слёз, и боли!

Десантник

Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

Моряк

На мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днём, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!

Подводник

Вот дивная картина-
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!

Артиллерист

Да здравствуют артиллеристы-
Защитники наших земель,
Подносчики наших снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!

Пограничники

На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
Наше небо сторожат!

Учитель:

- Так можно ответить на вопрос – кто нужнее Армии?

Дети:

- Нет. Все военные профессии нужны Вооружённым силам! Они все связаны между собой.

1 уч-ся:

Как далеко от нас война,
О ней мы узнаём теперь из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
Мы узнаём их в скверах и садах
В дни памяти и праздничные даты
По блеску в нестареющих глазах.
Они по-прежнему – отважные солдаты.

2 уч-ся:

Как дороги им встречи в дни побед,
Воспоминанья, крепкие объятия.
Пускай не виделись они помногу лет,
Ведь ветераны все- родные братья.
Послушаем их тихий разговор,
Их песни, что они тогда певали,
О чём мечтали и как шли на бой,
Когда страну родную защищали.

- В заключении уч-ся читают стихи, посвящённые ветеранам.

Ветераны Отчизны любимой,
Всех нас спас только ваш героизм.
Вы, сплотившись семьёю единой,
Как один, били дружно фашизм.

К вам Россия слова обращает,
Вами враг был опасный разбит.
Вас Отчизна наша заверяет:
Подвиг ваш на Руси не забыт!

От фашистской смертельной отравы
Мир избавили вы на века.
Ваша жизнь, после битвы кровавой,
Очень часто была нелегка.

Вы Отчизну с нуля поднимали,
Из окопов вернувшись домой.
Душу с сердцем стране отдавали,
И не ведали слова покой.

Ветераны, вас стало так мало...
Посвящаем слова свои вам!
Вырвав с корнем змеиное жало,
Право жить подарили вы нам.

Убирают скульптуры героев
В cтранах тех, где забыли о вас.
Эти страны рождают изгоев,
Черти там начинают свой пляс.

Память нашу никто не посмеет,
Уничтожить, разрушить, стереть.
Флаг Победы по-прежнему реет
И огонь будет вечный гореть.

Учитель:

- Дорогие защитники Отечества, ещё раз поздравляем Вас всех с этим светлым праздником. Желаем всем вам чистого неба над головой, крепкого здоровья, счастья . Живите, радуйтесь жизни. А вы подрастающее поколение растите стойкими, мужественными, чтобы всегда были готовы защитить свою Родину!!!