Родительские собрания
Родительское собрание «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств».
Памятки для родителей.
Родительское собрание на тему "Семейные традиции".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств».
Во многом успешность социальной адаптации ребенка зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что, естественно, примиряет его с обществом.
Ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик», — говорит отец, думая, что именно этим он вырастит из сына мужчину. Или: «Что ты так восторгаешься, надо быть сдержаннее». И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников, вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем 6-7-летние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими.
У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношения к нему взрослых людей, и прежде всего его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности.
➠ Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет «букет» чувств ребенка. И среди самых сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминирует это чувство. Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.
Эмоциональное насыщение жизни ребенка может доводить его до истощения. Ведь весь день насыщен эмоциями, чувства переполняют ребенка. По каждому, может быть, на взгляд взрослого, пустяковому случаю ребенок «фонтанирует» сложной гаммой чувств. Когда ребенок эмоционально устает, он перестает адекватно воспринимать окружающий его мир. Здесь родители могут заметить отказ ребенка от выполнения элементарных правил, сопротивление указаниям родителей. Это сигнал к перемене ситуации, в которой находится ребенок. Необходимо дать ему эмоционально отдохнуть.
➠ Вторым после любви у ребенка востребовано чувство справедливости. Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков. Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ребенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пульсируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.
Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания унизить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство «правды», и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал или которую слышал от взрослых.
В эмоциональной обойме у ребенка еще много чувств. Это и ревность, и сочувствие, и злость, и зависть, и радость и... Можно еще много перечислять. Все эмоции, которые испытывает взрослый человек, испытывает и ребенок. Только в отличие от взрослого он еще не научился ими управлять. В этом ему необходимо помогать.
Воспитание чувств может идти разными путями. Нужно помнить одно, что последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды. Ребенок подражает всем действиям родителей. А значит, он им подражает и в проявлении чувств. Если родители сочувствуют окружающим людям, то сочувствие сформируется и у ребенка. Но ему надо помочь в этом. К примеру, если у мамы болит голова, а ребенок бегает, шалит, необходимо обратить его внимание на то, что остальные домочадцы ходят тихо и разговаривают негромко. Полезно переносить ситуацию на ребенка. Можно сказать ему приблизительно так: «Помнишь, как у тебя болел зуб? Мы все старались тебе помочь, не кричали и не топали ногами. Вот сейчас у мамы болит голова так же, как у тебя болел зуб, поэтому все стараются ей помочь».
Все проявления чувств необходимо обсуждать. Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему семья не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.
➠ И уж, конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.
Полезно также в семье нежно здороваться, с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.
На развитии чувств сказывается и чтение книг, где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:
* Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?
* Почему ты так думаешь?
* Какие действия героя вызывают у тебя чувство одобрения, а какие порицания?
* Почему именно эти чувства?
* Как бы ты себя повел на месте героя книги?
* Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.
Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые на взгляд родителей слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства, как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попросить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.
Ребенок не должен догадываться, что идет процесс воспитания. Не надо ему объявлять, что сейчас будут формировать у него чувства. Деликатно, ненавязчиво, прибегая к игре, организовывать так деятельность ребенка, чтобы проявление его чувств было логичным для всей системы семейного воспитания.
Эмоционально-волевая сфера В эмоциональной сфере младшего школьника растет сдержанность, преобладает бодрое, жизнерадостное настроение ученика, ребенок проявляет интерес и доброжелательность к окружающим время эмоции младшего школьника еще ду уже бурные, ребенок легко теряет равновесие, выходит из себя, склонен к аффектам (Л С Славинана).
Основным источником эмоций является учебная и игровая деятельность
Интенсивно формируются высшие чувства (В О Сухомлинский) Особую роль играют интеллектуальные эмоции, тесно связанные с учебной деятельностью: удивление, сомнение, переживания нового, радость пи знанием.
Нравственные чувства проявляются в форме симпатии, дружбы, товарищества, долга, гуманности Сравнение переживаний своих с переживаниями окружающих способствует развитию осознанности своих эмоций Ученик от окружающих уважения, признания и понимания, резко негативно реагирует на унижение его достоинств.
При нарушениях эмоциональной сферы ребенок может проявлять грубость, упрямство, вспыльчивость, драчливость и другие формы эмоциональной неуравновешенности Чаще всего причинами этого является различие между завышенным рвением притязаний и реальными возможностями его реализации
Волевые качества младших школьников является основой их систематического обучения и одновременно развиваются благодаря ему Воля младшего школьника отмечается достаточно высоким уровнем произвольности, которая позволяет ему осознавать и и выполнять обязательные задания, подчинить им свою активность, управлять познавательными процессами, выполнять сложные инструкции и требования взрослых У школьников появляется особая волевое действие - в Чинок, ориентированный на интересы окружающих людей.
Растет требовательность к себе и другим, расширяется сфера осознания обязанностей, понимание необходимости их выполнения
Проявления воли младшего школьника в значительной мере зависят от ситуации, требуют внешней поддержки со стороны взрослого Поэтому в начальной школе необходимо создать атмосферу четких требований и правил поведения, спокойно-положительный социально-психологический климат В этот период у детей формируются такие волевые черты характера, как целеустремленность, организованность, сдержанность, дисциплинированность, настойчивость тощщо.
Заключение об эмоционально-волевые процессы младшего школьника:
- в эмоциональной сфере ребенка возрастает сдержанность, преобладает бодрое, жизнерадостное настроение;
- основным источником эмоций ребенка есть учебная и игровая деятельность
- интенсивно формируются высшие чувства (интеллектуальные, моральные, эстетические);
- волевые качества детей является основой их систематического обучения и одновременно развиваются благодаря ему;
- у ребенка появляется особая волевое действие - поступок, ориентированный на интересы окружающих людей;
- проявления воли младшего школьника заметно зависят от ситуации, требуют внешней поддержки со стороны взрослого
6 Личность младшего школьника
Личность младшего школьника отмечается системой свойств, которых не было у дошкольника Эти свойства относятся к новообразованиям личности младшего школьника Ими выступают произвольность, внутренний план действий и рефлексия На их основе развивается теоретическое мышление, без которого дальнейшее обучение будет затрудненным (В В Давыдов, Д Б Эльконин)
Произвольность заключается в саморегуляции поведения в соответствии с требованиями взрослых Она обеспечивает постановку целей деятельности, поиск средств их достижения с преодолением препятствий на этом пути Произвольность мл лодшого школьника в наибольшей степени проявляется в сфере образованияня.
Внутренний план действий позволяет планировать и продумывать заранее ход выполнения деятельности и подбирать все необходимое для этого; устно решать задачи; давать словесные отчеты о выполнении Например, на ур годах труда после сообщения темы учитель просит учеников разложить на парте необходимые материалы, потом дети прослушивают порядок последующей работы и только теперь начинают изготовления изделия Таки и порядок работы приучает детей продумывать заранее все условия выполнения деятельноститі.
Умение объяснить свои действия, аргументировать их, найти и исправить ошибки лежат в основе рефлексии - способности к объективному анализу собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности
Развитие личности младшего школьника происходит в сложной системе его взаимоотношений с родителями, учителем, сверстниками и другими детьми авторитетным лицом для младшего школьника является учитель Поэтому взаимоотношения с ровесниками косвенные отношением учителя Наибольшей популярностью в классе пользуются отличники, учащиеся с высокой учебно й успеваемостью и - наоборот (О В Киричук) В классе появляются отдельные микрогруппы, объединенные взаимными симпатиями В процессе взаимоотношений усложняется моральное поведение: ученик усваивает систему моральных норм по-разному строя свое поведение в различных направлениях взаимоотношений Это свидетельствует о достаточной управляемость и контролируемость нравственного поведения младшего школьника Некоторые новые моральные нормы младший школьник розу Мие формально, поэтому учителю необходимо добиваться, чтобы ученик не просто знал эту норму, но и пользовался ею в соответствующих ситуациях.Ведущие потребности младшего школьника – познавательные.
Самооценка младшего школьника включает такие ее разновидности: ретроспективная (объектом является поведение в прошлом), актуальна (нынешняя поведение), перспективная (представление о возможности) По мере адекватности самооценка бывает завышенной, адекватной и заниженной По мере стабильности - стабильной и нестабильной (А И Липкина, А В Захарова).Чаще самооценка младших школьников отмечается сниженной стабильностью, она конкретна, ситуативная, зависит от оценок учителя Уровень притязаний формируется, прежде всего, на основе достигнутых успехов ов и неудач в предыдущей деятельности Стойкий неуспех в обучении приводит к потере ребенком веры в свои силы, уверенности, быстро возникают нежелательные деформации личности Поэтому учителю начальной школ и необходимо работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеху.Первоклассники склонны переоценивать собственные моральные качества и недооценивать их у своих сверстников Однако с возрастом они становятся более самокритичными Характер младшего школьника находится на этапе индивидуальной неопределенности Так, большинство учащихся имеют однотипные проявления характера: жизнерадостность, доброжелательность, любознательность и непосредственность в выражения своих чувств и отношений В негативном варианте наблюдается капризность, импульсивность, упрямство Более четко в поведении детей проявляются особенности их темперамента, обусловлен и свойствами нервной системами.
Заключение о личности младшего школьника:
- новообразованиями личности младшего школьника выступают произвольность, внутренний план действий и рефлексия;
- развитие личности младшего школьника происходит в сложной системе его взаимоотношений с родителями, учителем, сверстниками и другими детьми;
- ведущие потребности младшего школьника - познавательные;
- ученик усваивает систему моральных норм, по-разному строя свое поведение в различных направлениях взаимоотношений;
- самооценка младших школьников отмечается сниженной стабильностью и зависит от оценок учителя
Особенности эмоционально- волевой сферы
младших школьников
Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога.
В.А.Сухомлинский
Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Этот интерес побуждает ребенка к учебной активности, творчеству, преодолению встречающихся трудностей. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика , одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.
Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Возникает ситуация. Которая выстраивает эмоциональную цепочку: удивление- радость- интерес, что приводит к влечению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания.»Меня похвалили, меня увидели- значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, память, мышление.
Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок ищет любой способ, чтобы в школу не ходить.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятие решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Мл.школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.
Классному руководителю мл.школьников необходимо знать, что испытывает ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.
- Ребенок с пониженным настроением- несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический.
- Ребенок, испытывающий страх и тревогу- робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный. Нервозный, испуганный.
- Ребенок, переживающий эмоциональный подъем- смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.
- Ребенок, переживающий эмоциональный спад- угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.
Частое чередование положительных и отрицательных эмоций- эмоциональная лабильность- характерна для детей невротического склада характера.
Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребенка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.
«Я недостаточно хорош»
Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Если взрослые люди, которые окружают ребенка, постоянно констатируют его неумение в чем- либо, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова: «Я не могу, не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками.
«Я беспомощен или я бессилен»
Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. «Ты будешь делать, что скажут, ты не в праве принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают»,- это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.
«Я чужой»
Это эмоциональное отвержение ребенка. Такое часто испытывает ребенок, который в детстве был лишен эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе.
«Я сверхответственный»
Сверхответственность- это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает Сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого.
Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его всегда активным, умным и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок постоянно испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.
Иногда можно наблюдать, как родители или взрослые постоянно повторяют ребенку: «Ты должен, ты обязан». Ребенок слышит эти слова, но он их не осознает, они не превращаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование- это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, бояться проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потомк что это проявление может сказаться на результате.
Агрессивность.
Педагоги нач.школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима инд.помощь, выражающаяся в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и неурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В инд.беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.
Гиперактивность
Гиперактивные дети, это дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение.
Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований.
Правила для классного руководителя
- Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок
- Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
- В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
- Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
- Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей
- Создавайте воспитательные ситуации, которые позволят учащимся чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании детей».
Учитель: Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи.? Какие традиции вы соблюдаете в своих семьях?
Ответы родителей.
- Назовите события, которые вы празднуете или проводите семьей раз в году?
Ответы родителей.
- Назовите общие дела, которые вы организуете семьей раз в месяц?
Ответы родителей.
- Что вы делаете совместно раз в неделю?
Ответы родителей.
- Достаточно ли этого времени (один раз в году, раз в месяц, раз в неделю), чтобы в системе, планомерно, обдуманно воспитывать ребенка?
Ответы родителей.
Конечно же, мы понимаем, что соблюдение традиций, которые бывают редко в году, недостаточно, нужны такие традиции, которые позволят быть рядом с ребенком каждый день.
В моей семье есть добрая традиция каждый вечер ужинать всей семьей, ждать друг друга и не опаздывать.
- Что могут дать такие совместные ужины для воспитания ребенка?
Ответы родителей.
Дети учатся уважать семью, друг друга.
Видят искренний интерес к себе и членам семьи.
Учатся общаться.
Вместе обсуждают семейные проблемы и находят пути их решения.
- В какой момент ужина правильно начать разговор о семейных делах?
Ответы родителей.
Учитель: Правильно. Во время чая, когда все сыты и расслаблены.
- Какие проблемы моно обсуждать со своими детьми за вечерним ужином?
- А какие семейные ежедневные традиции есть в ваших семьях?
- А какие могут появиться в ваших семьях?
- Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь. Сколько нужно времени, чтобы почитать сказку ребенку перед сном?
5 минут уходит, если читать медленно лист печатного текста.
5 минут мало или много?
Что можно воспитать в ребенке за 5 минут ежедневного спокойного общения?
Учитель записывает на доске то, что предлагают родители.
Учитель: Уважаемые родители, вы видите сами, что 5 минут общения каждый день позволяют воспитать ЧЕЛОВЕКА!
Послушайте, пожалуйста, притчу.
На скамейке во дворе огромного дома сидели отец с сыном. Отцу примерно 65 лет, а сыну 30. Сын читал газету. Вдруг откуда-то прилетел соловей, сел на цветы. Отец спросил сына: – Сынок, что это?
Сын: – Соловей, папа.
Соловей прыгал с одного цветка на другой.
Отец снова спросил: – Сынок, что это?
Глубоко вздохнув, стряхнув газету, с ленью в голосе сын снова ответил: – Это соловей.
Через какое-то мгновение прилетела птичка и села на газон. Отец снова спросил у сына: – Сынок, что это?
Теперь уже со злостью, опрокинув газету на скамейку, с грубым голосом сын ответил: – Папа, ты уже достал со своим глупым вопросом. Ты что никогда соловья не видел, и не знаешь, что это за птица? Это соловей. Со-ло-вей. Ясно?
Отец ничего не сказал, встал и ушел в дом. Через какое-то время он пришел с тетрадкой в руке. Это был его дневник. Открыв нужную страницу, дал его сыну и сказал: – Читай…. Громко!
Сын прочитал: – Сегодня я и мой пятилетний сыночек сидели во дворе на скамейке. Вдруг прилетел соловей. Сын меня 29 раз спрашивал “Что это?”. Я улыбался, обнимал его каждый раз, когда он мне задавал один и тот же вопрос. Мне доставало удовольствие каждый раз объяснять своему маленькому наивному человечку, что это соловей. Прочитав эти строки, сын вздохнул, в глазах навернулись слезы. Он обнял отца, поцеловал его в лоб и тихо прошептал: – Прости меня, папочка, прости меня глупого. А отец все глубоким взглядом смотрел на соловья, который беззаботно прыгал от одного цветка на другой.
Что вы думаете об этом?
Ответы родителей.
Для того чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, нам необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми. И тогда мы сможем передать своим детям то лучшее, что мы имеем в наших семьях.
Игра “Волшебный сундук”.
Учитель: Представьте себе, что перед нами большой вместительный волшебный сундук.
(Учитель руками изображает, как он открывает сундук.)
В этом волшебном сундуке лежат самые разные сокровища и подарки. Думаю, там лежат и всевозможные семейные традиции. Каждый по очереди может подойти к сундуку и выбрать для себя понравившийся подарок. Этот подарок вы изображаете невербально, руками. А все мы постараемся догадаться, что вы выбрали.
Думаю, что вы взяли те традиции, которые позволят вам воспитать ваших детей достойными людьми.
Предварительный просмотр:
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
- Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
- До или во время чтения выясните значения трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.
- Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
- Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.
- Прежде, чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
- Хвалите ребёнка за чтение.
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
- Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
- Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите письма.
- Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всей семье.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
- В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязнённый лист бумаги.
- Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери со стола всё лишнее.
- Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно. Открой учебник…
- Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
- Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
- Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
- Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
- Требуя что – то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что – то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
- Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
- Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
- Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
- Подумайте, в чём трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Осмотрите ребёнка спереди и сзади. Обратите внимание на:
- положение головы – подбородок должен быть слегка приподнят;
- положение плечевого пояса – линия надплечий должна быть горизонтальна, углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечий, симметричны;
- положение лопаток – они должны быть прижаты к грудной клетке и расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника. Их нижние углы должны находиться на одной горизонтальной линии;
- позвоночник – он должен образовать прямую линию вершиной вверх.
Ребёнок стоит к вам боком. Обратите внимание на:
- грудную клетку – она должна быть несколько приподнята;
- форму живота – он должен быть подтянутым;
- форму ног – они не должны быть согнуты в коленях.
- Лёжа на спине, зажать ногами листок бумаги и поднять его вверх, затем опустить.
- Лёжа на животе, согнутыми руками опереться о пол. Поочерёдно поднимать то правую, то левую ногу, не сгибая в коленях.
- Лёжа на животе, вытянуть руки вдоль тела. Поднимая туловище, руки отводить назад, не отрывая ноги от пола.
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно найти и назвать круглые или квадратные предметы. Можно обратиться к цвету, окраске предметов.
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог – «перестрелка».
- Начали! Повторите – «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите – «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите – «улица».
- Быстро – «кошка».
По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает.
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого – нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро –воз, теле – фон и т.п. Отвечать нужно быстро.
Предварительный просмотр:
Тема: Семейные традиции. Их роль в воспитании ребёнка.
Цель:
Обобщить представления родителей о ценности семьи и важности соблюдения добрых традиций, объединяющих родных и близких людей.
Задачи:
-раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примерах заботы о близких, проведения праздников и организации совместного труда и отдыха;
-развивать навыки ответственного поведения в семье;
-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
Ход мероприятия:
Добрый вечер уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим о семейных традициях, которые должны присутствовать в каждой семье.
Выбор темы родительского собрания обусловлен тем, что наши дети не знают, что у них есть семейные традиции и в каждой семье свои.
Я считаю, что причина таких ответов кроется в том, что родители в своё время не донесли до своих детей значение слов «СЕМЬЯ», «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ». А это очень важно для ребёнка, чтобы чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым,…..
Так вот цель нашего собрания :
в течение нашей беседы вы должны сформулировать свои семейные традиции, записать их в буклетик, дома в кругу семьи, обязательно вместе с детьми обсудить, чтобы дети чётко для себя уяснили, что они живут в дружной, крепкой семье со своими обычаями, привычками, нормами поведения. Пусть ваши дети раскрасят картинки в буклете, в процессе этого они ещё раз обо всём подумают, вспомнят какие-то события из своей жизни, у них останется яркий образ о вашем семейном разговоре. Закрепите буклетик в рамочке, повесьте на видное место и это будет хорошим символом вашей семьи , памяткой, красочной совместной работой.
Теперь вся дальнейшая наша работа будет подчинена достижению цели собрания. Слушайте, делитесь своими мыслями, рассматривайте работы детей, черпайте информацию из всего, что будет вокруг вас происходить и заполняйте буклетик.
Прежде чем приступить к работе, давайте прочитаем памятку о семейных традициях
ПАМЯТКА
Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.
- традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
- традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
- традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
- традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говорится;
- формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу сни жается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но сейчас многое изменилось.
Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга хорошо.
А ведь именно семья даёт ощущения стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
Роль семейных традиций в жизни малышей
- Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"
- Дети гордятся своей семьёй
- Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято
- Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение
Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.
- Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция
- Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным
- Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие
Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего - то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.
Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.
Хорошая традиция - совместное украшение новогодней елки.
Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.
Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном – это очень хорошая традиция!
А заведите-ка традицию любой вопрос (кроме откровенно взрослых и скандальных вопросов, конечно) решать на семейном совете с неизменным участием детей и обязательным учетом их мнения. И тогда спустя годы они будут звонить вам и навещать вас уже хотя бы потому, чтобы обсудить с вами последние события в своей жизни.
Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста.
Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.
Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение – это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность – чтобы было что вспомнить и рассказать.
В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).
Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Подведение итогов:
Давайте подведём итоги нашей встречи. Семейные традиции занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны. Ведь всё начинается с семьи. И не будем забывать хороший лозунг социалистического общества «Семья – ячейка нашего общества».
Давайте зачитаем, какие традиции вы посчитали необходимыми и возможными записать в ваши буклетики.
До свидания, до новых встреч.