Участие в работе методических объединений
Участие в работе методических объединений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна
"Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до школы"
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания является такое воспитание, в процессе которого формируются и успешно развиваются органы чувств: глаза, уши, нос, язык, которые обладают природными способностями определять цвет, форму, величину предметов, ощущать и распознавать пространство, временные отношения, слушать и распознавать различные звуки, ощущать запахи, чувствовать различные вкусы.Формируются и развиваются анализаторы –тело(кожа), тактильные анализаторы– руки, которые распознают внешние качества предметов и температуру предметов и окружающей среды. Казалось бы, что эти качества заложены в человеке от природы. Однако своевременное развитие этих качеств, иначе говоря, сенсорное воспитаниев условиях дошкольного учреждения и семьи имеет огромное значение в формированииполноценной личностиребёнка.
Главными задачами сенсорного воспитания являются
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться и внимательно слушать, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить, формируя стойкий интерес, с использованием приёмов загадочности, тайны, которые очень любят дети.При этом используются собственный опыт детей, пример воспитателя и родителей. Например: на вопрос «Почему крапива жжётся?» у детей имеется ответ из собственного опыта: « У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжёт».Родители и воспитатель добавят из своего личного опыта, что крапива очень полезна при некоторых заболеваниях. Пополнить сведения можно и через чтение познавательной литературы.
2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко – круглое.
Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у птицы есть голова, туловище, хвост.
Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у птицы – клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные в природных условиях или в условиях жизнедеятельности человека.
Цвет( основные цвета - красный, зелёный, синий, жёлтый)
Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
Вкус( сладкий, кислый, горький, солёный)
Обоняние (запах дыма, аромат духов и т. д.)
Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий, высокий, низкий голос, звук, тон)
Время (секунда, минута,час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима- лето)
Эталон пространственных представлений (верх, низ, право, лево и т.д.)
Эталон осязания ( гладкий, колючий, пушистый и т.д.)
4. Формировать у детей умение использовать свои сенсорные навыки в разных видах образовательной деятельности.
Математика. Усвоив эталоны величины - большой, маленький- ребёнок может посчитать или разбить на две группы предметы определённой величины.
Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует её в аппликации, рисовании, лепке.
В сюжетно - ролевой игре (например «День рождения») ребёнок зная разные вкусы продуктов - сладкие, кислые, горькие, солёные- будет правильно готовить угощения.
Для решения задач сенсорного воспитания используются разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое. Сладкое, ароматное ( цвет, форма, вкус, запах)
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: « Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода к корням.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглая, цвет - жёлтое (красное, зелёное), на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Сравниваем квадрат и круг методом наложения или обследуем пальчиком, прослеживая, есть углы или нет. Круг – круглый, катится. Нет углов. Квадрат– есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т.е. многократного повторения. Например: найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их в коробку такого же цвета.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать определённые условия
1. Разнообразная содержательная детская деятельность
2. Богатая предметно- развивающая среда ( оснащение зоны сенсорного развития)
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать предметы.
4. Наличие в зоне сенсорики Монтессори- материалов.
5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. В лесу, в парке, на участке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у лиственницы – жёлтая, у осины- красная или лиловая. Рассматривая картину осеннего леса, дети ярче воспринимают информацию. Воспитатель акцентирует внимание детей на цвете, величине, форме, красоте наблюдаемого объекта; дети начинают слышать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учатся определять запах грибов, цветов, прелой зелени.
Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об из сезонных изменениях.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся только рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию и естественное продолжение в школьном возрасте и в продолжение всей жизни. Ведь не секрет, что часть взрослых людей слепа и глуха в определённых жизненных ситуациях.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит правильно называть то или иное свойство объекта, необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов- это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте положительно влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и, как следствие, - творческие способности ребёнка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а впоследствии, возможно, и создать его самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении»
«Сенсорное воспитание – основа умственного развития
детей дошкольного возраста»
Так случилось, что моя профессиональная деятельность связана с развитием ребёнка дошкольного возраста. Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки, нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!
Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как именно он, по моему мнению, имеет огромное значение для ребенка на раннем этапе его развития.
В течение последних лет я работала над авторским проектом, который имеет как теоретическое обоснование, так и конкретную практическую направленность.
Актуальность проекта и его новизна определяются созданием условий для формирования у детей дошкольного возраста универсальных, в том числе творческих, способностей, что соответствует современным требованиям педагогики, методики и федеральным государственным требованиям к дошкольному воспитанию и образованию.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир на уровне анализа, сравнений, умозаключений, маленькие дети – на уровне эмоций. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В дошкольном возрасте у ребёнка чрезвычайно развита познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Истиной является то, что дети–дошкольники проходят через известный всем период «почемучек». Их интересует не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но всё-таки основой познания для ребёнка дошкольного возраста остаётся чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно – действенное и наглядно- образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления, в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности ( игровой, изобразительной, трудовой).
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру исследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи:
ищет нужный предмет и выделяет его;
устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие от других и объединяющие с другими объектами;
создаёт образ незнакомого предмета.
В случае, если ребёнок имеет дело с новым предметом, его обследование снова превращается в развёрнутый процесс. Действия руки выступают как способ обследования, если необходимо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не даёт необходимой и полной информации о его свойствах.
Младший дошкольник ещё не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в 5-7 лет у ребёнка появляется системное рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По наблюдениям и выводам Н.Г. Агенесовой, время рассматривания простой по содержанию картины у дошкольников постоянно возрастает, составляя в 3-4 года - 6 минут, в 5 лет – 7 минут 6 секунд, а в 6 лет – 10 минут 3 секунды.
Ребёнок знакомится с сенсорными эталонами, в процессе деятельности предполагающих ориентировку в свойствах предметов и их обследование. Исследование под руководством Л.А. Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Мой проект направлен на воспитание у дошкольников основ художественного вкуса, предпосылок эстетической избирательности, что особенно значимо в современных социокультурных условиях. Ведущей концептуальной идеей проекта, подчинённой цели выявления и развития сенсорных способностей детей, является создание условий для их деятельности на основе адаптированного к возрастным особенностям содержания обучения. Оно включает календарно- тематическое планирование дополнительных занятий, индивидуальной деятельности, работу с родителями, взаимодействие и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Определяя первоочередное условие реализации проекта- взаимодействие ребёнка и взрослого и установление контакта между ними, я делаю акцент на личностном развитии всех субъектов образовательного процесса, в рамках сотрудничества.
Существенным достижением проекта являются новые формы организации обучения дошкольников в детском саду. Мною предложен комплексный подход и интеграция в организации занятий по сенсорному воспитанию, изобразительное творчество, занятия по развитию восприятия окружающего мира, всех его оттенков, цвета и красоты, что является необходимым условием к построению воспитательно-образовательного процесса в рамках федеральных государственных требований.
В работе использую Монтессори-материалы, которые являются составной частью основ развития и систематической подготовке ребёнка к новой возрастной группе. Данная система побуждает ребёнка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребёнка важно научить его чувствовать. Поэтому результатом психолого-педагогической работы стали Монтессори- материалы для развития чувств одновременно с другими развивающими материалами (например, музыка А.В. Моцарта).
Монтессори- материалы являются составной частью подготовительной среды. По уровню ясности, структуре и логическому мышлению Монтессори-материалы соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребёнка, они существенно помогают упорядочить постижение окружающего мира ребёнком, обладающим в этом возрасте мощными созидательными силами, которые активизируют работу по развитию и построению его личности. Ребёнок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно даёт возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.
На основе изучения Монтессори-материалов мной были разработаны и созданы авторские игры, материалы и пособия.
Цель проекта
Сформировать определённые социальные навыки у ребёнка в сензитивный период его развития.
Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и необходимы для успешного обучения в детском саду, школе и организации многих видов труда.
Педагогические задачи
- Развитие самостоятельности ребёнка через Монтессори- материалы
- Обучение детей – дошкольников определённым видам жизнедеятельности в соответствии с его возрастными особенностями
- Выявление потенциальных творческих способностей и дарований дошкольника
- Воспитание умения владения собой
- Формирование отношения к окружающему миру и эстетика его восприятия
Проблема эксперимента
дети первой младшей группы не ориентируются в понятиях «цвет», «форма», «величина»
Противоречие
заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения.
Гипотеза
Если в сензитивный период научить детей воспринимать, сравнивать, различать и применять эти понятия, дети станут более самостоятельными и будут с интересом воспринимать мир, в котором они живут.
Новизна исследования
Использование информационно – коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования;
Использование игр и пособий на основе Монтессори – материалов, бытовых предметов (прищепок, крышек от пластиковых бутылок и т.п.)
Актуальность проблемы
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные сведения об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Чувственное познание внешнего мира - также является важнейшим звеном в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимой предпосылкой интеллектуального развития.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Познавательная активность ребёнка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Сенсорное воспитание помогает развивать познавательную сферу ребёнка раннего возраста, т. к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает воспитателям расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленённо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.).
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах.
Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. На 2-3 году жизни обеспечивается первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определённых предметов, по которому данные предметы можно узнать.
Результаты начальной диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно – слуховое восприятие.
Из бесед с родителями выяснилось, что дети, в основном, не обращают внимание на качественные признаки предметов.
Ожидаемые результаты реализации проекта (работа с дошкольниками)
У детей вырастет уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины
Дети научатся играть в дидактические игры, пользоваться играми и пособиями на основе Монтессори-материалов
После создания определённых условий при реализации проекта, формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным;
Ожидаемые результаты реализации проекта (работа с родителями)
У родителей повышается уровень знаний по сенсорному развитию ребёнка
Родители обучаются умению создавать дома условия для подбора и проведения дидактических игр в кругу семьи
Родители заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей
Этапы и сроки проектной деятельности
1 этап – информационно-аналитический; вхождение в эксперимент, обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям - 1 год
изучение понятий, касающихся темы проекта;
изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей согласно ФГТ
изучение возможности участия родителей в реализации проекта;
2 этап – проектировочный; разработка и апробирование Монтессори-материалов и дидактических игр по сенсорному восприятию, экспериментальная деятельность на их основе - 2 года
диагностика сенсорного развития детей в группе;
анкетирование родителей;
пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
3 этап – диагностико – аналитический; подведение итога эксперимента - 1год
анализ полученных результатов, выводы;
Принципы обучения и воспитания в процессе реализации проекта
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип прочности
Методы проекта
анализ литературы по данной проблеме
анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме
включённое педагогическое наблюдение
совместные игры
проведение образовательной деятельности
индивидуальная работа с детьми
мониторинговая деятельность (аналитика, анкетирование)
Результаты работы в проекте
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробирована и практически реализована позитивная деятельность детей с Монтессори- материалами
Подтверждена верность гипотезы , формирование представлений о сенсорных эталонах стало успешным у детей в сензитивный период
У детей повысился уровень знаний, умений и определённых навыков в рамках проекта
Повысился уровень знаний у родителей по сенсорному развитию
Родители получили методические рекомендации по созданию условий для подбора и проведения дидактических игр в условиях семьи, консультации и беседы по вопросам приобретения дидактических игр и игрушек.
Практическая значимость проекта
Внедрение после экспериментальной апробации опыта, обеспечивающего эффективное использование игр, пособий и материалов на основе Монтессори- материалов, дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах
Разработка практических методических материалов и дидактических игр
Возможность использования проекта воспитателями других групп и других дошкольных образовательных учреждений
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех цветов спектра и их оттенков через дидактические игры и Монтессори- материалы;
Дополнение системы дидактическими материалами и играми;
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;
Выступления с презентацией проекта на городских вебинарах и межрайонных мероприятиях.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности - практико-ориентированный
По содержанию - психолого-педагогический.
Участники проекта - воспитатели, дети, родители.
По времени проведения - долгосрочный (4 года)
По характеру контактов - в рамках дошкольного образовательного учреждения
Форма представления проекта – презентация.
Стратегия осуществления проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»: с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельных играх детей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое образовательное пространство «семья - детский сад».
РАССМОТРИМ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ОБУЧЕНИЯ
1 Эссенциализм-для основополагающего обучения необходим важнейший набор знаний. Основоположник- Платон.
2 Энциклопедизм- обучение, доступное всем. Основоположник- Я. Коменский
3 Прагматизм- « сосредоточенное на ребёнке» движение. Основоположник- Дьюи
4 Глобальная учебная программа- создание международной программы, которая поможет всем ученикам превратиться в граждан планеты с широким кругозором, способных обучаться в течении своей жизни.
5 Сенсорное обучение в раннем возрасте. Основоположник- Аристотель. Он первым выдвинул теорию о том, что знание приходит к нам через чувства. Различные варианты данной модели предлагали Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, в наше время – это теория Марии Монтессори.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организация образовательной деятельности по сенсорному развитию согласно федеральным государственным требованиям
Занятие№1« Большие и маленькие»
Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине.
Занятие№2 « Знакомство с формой предметов»
Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.
Занятие №3« Разноцветные матрёшки»
Цель: Познакомить детей с основными цветами
Совместная деятельность
Игра «Собери бусы»
Игра с дидактическим кубом
Игра « Разноцветное домино», « Волшебные рамки»рисование пальчиком по манной крупе, « Цветовая дорожка», вкладыш «Кружок + Квадрат»
Работа с родителями
Анкетирование « Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Ззанятие№4 « Мячик круглый есть у нас»
Цель: Учить детей выделять предметы круглой формы
Занятие №5 « Нанизывание колец на стержень»
Цель: Учить детей действиям с предметами- собирать пирамидку, совершенствовать координацию движений рук.
Занятие №6 « Складывание двухместной матрёшки»
Цель: Учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понятие слов «большой», «маленький».
Занятие №7 « Машинки по местам»
Цель: Формировать умение действовать с предметами, ориентируясь на их цвет и величину.
Совместная деятельность
Подвижные игры с мячом
Игры за дидактическим столом: « Пирамиды», вкладыш «Домик», мягкий куб « Теремок»
Игра « Что делают матрёшки», рисование разноцветных дорожек.
Работа с родителями
Консультация « Как и во что, играть с детьми»
Занятие №8« Подбери по цвету»
Цель: Учить чередовать предметы по цвету.
Занятие №9 « Что звучит»
Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами (барабан, дудочка) Развивать слуховое восприятие
Занятие №10 « Один-много»
Цель: знакомить детей с этими понятиями.
Занятие №11 « Кубик, шарик»
Цель: формировать умение выбирать предмет с ориентировкой на форму.
Совместная деятельность
Рассматривание иллюстраций по теме
Игра « Волшебный мешочек»
Игры с дидактическим панно
Познавательно исследовательская деятельность: эксперимент- построим пирамиду из кубиков и из шариков.
Работа с родителями
Открытое занятие «Геометрическая мозаика»
Занятие №12 «Цветные квадраты»
Цель: Продолжать учить детей различать форму и цвет предметов.
Занятие №13 « Вышивание» (развитие мелкой моторики рук-шнуровки)
Цель: Развивать мелкую моторику рук, мышление, последовательность продеваний шнурка.
Занятие №14« Маша обедает»
Цель: Продолжать соотносить предметы по величине.
Занятие №15 « Угадай, кто идёт»
Цель: Продолжать развивать слуховое восприятие.
Совместная деятельность
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Художественное творчество. Лепка « Колобок»
Игра « Выложи по образцу»
Игра « Выложи дом из палочек» (логические блоки Дьенеша)
Шнуровки « Солнышко», «Ёжик», «Грибок».
Работа с родителями
Консультация « Как знакомить детей с величиной предметов»
Занятие №16 « Что делают матрёшки»
Цель: Формировать умение экспериментировать с предметами, ориентируясь на их величину.
Занятие №17 « Курочка и цыплята»
Цель: Обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Занятие №18 « Круг и квадрат»
Цель: Продолжать учить детей чередовать предметы по форме.
Совместная деятельность
Игра « Что нам привёз Мишутка»
Игры с дидактическим панно
Игра « Найди такое же колечко»
Игра « Цветовая дорожка» (Монтессори- материалы)
Игра « Спрячь мышку в домик»
Работа с родителями
Лекторий « Значение сенсорного развития детей в раннем возрасте»
Занятие №19 « Поручение»
Цель: Обучать ребёнка различать и называть игрушки, а так же выделять их основные качества( цвет, размер)
Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Занятие №20 «Ёлочки и грибочки»
Цель: Продолжать учить детей чередовать предметы по цвету.
Занятие №21 « Гуси и гусята»
Цель: Учить чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных.
Занятие №22«Найди палочку»
Цель: Научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырёх возможных. Закрепить умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветов в спектре.
Совместная деятельность
Подвижная игра «Разноцветные ленточки»
Игра «Волшебный столик» (Монтессори- материалы»
Игра «Разберём и соберём» (строительный материал)
ИЗО- деятельность рисование « Большой- маленький»
Работа с родителями
Памятка для родителей «Зачем нужна сенсорика, и почему её нужно развивать»
Рекомендации для родителей
по сенсорному воспитанию дошкольников
Не обязательно быть узким специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого раннего возраста имеет сенсорное воспитание. Чем скорее и лучше научится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его интеллектуальное развитие. Насыщение детских представлений разными чувствами и ощущениями – задача вполне осуществимая, ведь у детей сенсорные зоны нервной системы высокочувствительны, особенно в раннем возрасте, т.к. левое полушарие, отвечающее за логическое, понятийное мышление, развивается лишь к семи годам.
Человек появляется на свет с уже вполне сформированными, но еще не способными к активному функционированию органами чувств. Ребенок может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр., но пользоваться своими ощущениями ему предстоит еще научиться.
Мария Монтессори, замечательный итальянский педагог и психолог, основоположница сенсорного воспитания детей, считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок ЗНАЛ цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он «УТОНЧЯЛ» свои чувства, упражняя внимание, сравнивая и высказывая суждения о предметах». «Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания», - писала М.Монтессори.-
Так давайте поможем малышу совершить эту сложную и удивительную работу по «утончению» собственных чувств! Немного времени и фантазии любящей мамы – и в вашем распоряжении уникальный сенсорный материал для занятий с ребенком». Ориентировочный возраст для начала занятий – полтора года.
Материалы для развития (утончения) тактильного чувства
Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он будет сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, таким образом упорядочивая мышление.
1.«СЕНСОРНАЯ ПЕРЧАТКА»
Для ее изготовления вам понадобятся шерстяная перчатка и 5 лоскутков тканей (3х2 см), различающихся на ощупь. В моем случае это – бархат, искусственный мех, шелк, а также кусочек шершавой губки для мытья посуды и кусочек лопнувшего мячика с «пупырышками». Эти лоскутки пришиваются на кончики пальцев перчатки. А на ладонь я пришила лоскут (6х6 см) из махрового полотенца. Мама надевает перчатку на руку. Малыш «знакомится» со всеми пальчиками – ощупывает каждый. Мама комментирует: гладкий, пушистый, мягкий, колючий, шершавый и т.д. После этого ребенок закрывает глазки, а мама гладит его по животику или по ножке разными пальчиками. Малышпытается угадать – какойпальчик его коснулся. В конце можно сделать массаж жесткой махровой ладошкой.
2.«СЕНСОРНАЯ ДОРОЖКА»
На лоскут плотной ткани (150х30см) пришиваются пуговицы различного размера и цвета. Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.
Когда ребенок подрастет, усложните упражнения для ног. Возьмите несколько подносов. В один из них налейте немного воды, в другой насыпьте крахмал или соду, в третий положите ватные шарики, в четвертый – мех, впятый – бархатную или наждачнуюбумагу, в шестой – фасоль. Предложите ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросите, что он при этом чувствует. Повторите хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочиняйте историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника.
3.«ДОМАШНЯЯ ПЕСОЧНИЦА»
Кроме развития тактильной чувствительности, игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка.
Вам понадобятся деревянный или пластиковый ящик (я использовала глубокий поддон от холодильника), чистый просеянный песок (можно купить в магазине стройматериалов пятикилограммовый мешок). Песок должен заполнять ящик на треть. На смоченной водой поверхности песка можно оставлять отпечатки кистей рук (внутренней и внешней стороны), выполнять зигзагообразные и круговые движения пальчиками. При этом нужно прислушиваться к ощущениям, а потом поговорить о них.
Поиграйте с малышом в «кладоискателей». Для этого закопайте в сухой песок различные небольшие металлические предметы (скрепки, пуговицы, обрывки цепочек, шурупы, ключи, крышки от бутылок) и дайте ребенку магнит. Держа магнит, малыш ручкой ныряет в песок и выуживает очередное, прилипшее к магниту, сокровище. Старшим детишкам можно назвать точное количество добываемых сокровищ – заодно тренировка счета.
Материалы для развития и утончения термического чувства,
чувства вкуса и обоняния
Очень мало родители уделяют внимания развитию этих чувств в воспитании ребенка. Но тепловое восприятие, развитие и утончение вкуса, различение запахов тоже нуждаются в тренировке. Они готовят ребенка к практической жизни, к углубленному изучению природы.
1.«БАНОЧКИ С ЗАПАХАМИ»
Для работы над формированием этих чувств, я взяла баночки от «киндер – сюрпризов» и вложила внутрь различные ароматные наполнители: корицу, гвоздику, кофе, жасминовый чай, кусочек мыла, шалфей, ватку, пропитанную духами, пихтовым маслом, соевым соусом, апельсиновую кожуру и др. Нюхаем баночки, акцентируем внимание на ощущениях (для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас: ароматный, кислый, мятный, сладкий, тяжелый, резкий запах). Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, - можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т.д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки.На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник.
2.«ЧТО ТЫ СЪЕЛ?»
На блюде, покрытом салфеткой, лежат кусочки яблока, груши, виноградина, долька мандарина, кусочек банана. Малыш закрывает глаза. Вы кладете ребенку в рот кусочек фрукта и спрашиваете – что он съел?Можно налить в стаканы, например, соки апельсина, вишни, моркови и определять их на вкус. Старшие дети могут провести опыт, какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое.
3.«ХОЛОДНО ИЛИ ГОРЯЧО?»
Малышу, сидящему с закрытыми глазами, капните на ладошку холодной, теплой, горячей водой. Пусть попробует угадать. Дотроньтесь до холодного оконного стекла и теплой вещи (предварительно нагретая керамическая поверхность, тарелочка и др.) локтем, тыльной стороной ладони, кончиком носа, щекой. Обратите внимание на различие ощущений.
Походите босиком по полу с разной поверхностью: ковёр, кафель, линолеум, дерево. И после этого определите, какой пол самый холодный, а какой - самый теплый.
Подводя итог, вспомним утверждение М. Монтессори, что ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве. Таким образом, развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребенка настолько, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творчески–деятельностном самовыражении.
Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?
(Памятка для родителей)
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм и красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку. Но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич- параллепипед. Для этого необходимо развивать познавательные умения и речевые навыки, умение определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Дети должны понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются следующие сенсорные этапы: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков, различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Информационные ресурсы
1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер, 1988год
2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т.В. Галанова, 1996год
3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой, 2010год
4. «Первые шаги»Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова, 2008год
5. Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2010год, №1
6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л.Н. Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова, 2003год
7. Ковалева Л.А. «Предметно-развивающая среда в яслях».ж. «Воспитатель ДОУ», 2008год, №1
8. Важова С.А. «Сенсорное воспитание в младшей группе».ж. «Воспитатель ДОУ», 2008год, №11
9. Ивакина Г.А. «Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста». ж.«Воспитатель ДОУ», 2010год, №1
10. Гореева С.В. «Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста».ж. «Воспитатель ДОУ», 2010год, №5
11. Усова А.П. «Педагогика и психология сенсорного развития дошкольников», 1965 год
12. Венгер Л.А. «Восприятие и обучение», 1969 год
13. Венгер Л.А., Венёв Н.Д. «Формирование цвета в дошкольном детстве», 1969 год
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: Игровая- обучающая среда в группе ДОУ
воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна
Занятие включает в себя три части: организационную, практическую, заключительную
Цель:
развивать профессиональное самосознание, коммуникативную компетентность педагогов;
творческий потенциал личности;
развивать умение грамотного использования информации в воспитательно-образовательном процессе.
Ход:
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения».
К. Д. Ушинский
Вот и наша с вами педагогическая задача заключается в том, чтобы сделать мир детства занимательным, увлекательным и интересным.
Сегодня мы рассмотрим и обыграем наиболее эффективные игры и игровые упражнения, которые представляют наибольший интерес для детей, они просты в изготовлении и применении. По ходу нашей работы вы можете предложить свои интересные игры или варианты представленных игр.
Ведь все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для ребенка. Поэтому в своей практике я использую социо-игровые приемы. Знакомя Вас с содержанием этих приемов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день. А вам предлагаю побыть в роли детей и поиграть со мной в предложенные игры.
1. Игры – "Шифровки" Шифр - это условная азбука для секретного письма. Шифр может быть разный, но обязательно к нему должен прилагаться ключ. С его помощью можно прочитать или зашифровать текст .
В этих играх применяется один из методов мнемотехники – метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).
Этот метод помогает научить детей с помощью рисунков, схем, условных знаков и обозначений шифровать слова или «прочитывать» уже зашифрованные. Этот метод чаще используется в играх путешествиях, сюжетных играх, при обогащении словаря детей. Он помогает значительно повысить продуктивность запоминания.
Задание педагогам: "Придумаем кроки"
Педагоги заранее разделены на небольшие группы, каждая группа педагогов получает схему зашифрованной пословицы, где буква соответствует определённой цифре. Затем педагоги поочередно «расшифровывают» получившиеся «кроки», отмечают наиболее удачные и четкие. Ключ: №1"От доброго дерева добрый плод"; №2 "Добрые слова лучше мягкого пирога"; №3 "Добро всегда побеждает зло"(приложение примера см. ниже)
2. Игра "Кукловоды"
Ведущий предлагает одному педагогу выступить в роли «кукловода», а другому в роли «куклы». «Кукле» завязывают глаза, и «кукловод» водит ее, держа за плечи по несложному маршруту в полном молчании: 5-6 шагов вперед, остановка, поворот направо, 3 шага назад и т. д. Затем «кукле» развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца. (игра хорошо развивает у детей мышление, память, счёт)
3. Игровое упражнение "Найди и зачеркни и подчеркни"
Это упражнение на развитие устойчивости внимания.
Играющим дается небольшой текст и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать букву «а». В этом упражнении можно фиксировать время выполнения и проводить его в соревновательной форме. Для тренировки распределения и переключения внимания можно изменить инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркните букву «а», а букву «о» подчеркните». (приложение примера см. ниже)
4. "Спиной друг к другу"
Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (можно использовать песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера. (игру можно проводить в соревновательной форме)
5. «Превращения» (любимая игра моих воспитанников)
Ход: Дети делятся на небольшие группы 4-6 человек. Педагог дает в группы предметы: мяч и кубик, называя их условными именами: арбуз и щенок. Дети действуют с ними так, как если бы это были настоящие объекты.
«Арбуз» -большой, круглый, едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;
«Щенок» - гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.
Остальные команды угадывают.
ИТОГ:
3 часть. Заключительное слово ведущего:
Как известно, мы, педагоги, тоже постоянно чему-то обучаемся, приобретаем новые знания и умения, и нам необходимы хорошая память и внимание, развитое мышление, которые также нуждаются в регулярной тренировке. Я предлагаю вам экспресс-викторину "Круг , треугольник или квадрат?". В каждом высказывании викторины прячется круг, треугольник или квадрат. А может быть, то или другое. Что именно в каждом случае – вам и нужно определить.
Самая знаменитая картина Казимира Малевича ("Черный квадрат")
Форма публичного обсуждения ("Круглый стол")
Бермудский..... (треугольник)
Роман А. Солженицына ("В круге первом")
Способ посева ряда культур (Квадратно-гнездовой)
Любовный... (треугольник)
Сторонники английского парламента в период Английской буржуазной революции ("Круглоголовые")
Геометрическая фигура образованная тремя отрезками...(треугольник)
Сбор казаков (Казачий круг)
Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а только вместе!»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра №1 "Шифровка"
команда №1
1 | Ж |
2 | Х |
3 | С |
4 | Б |
5 | Ъ |
6 | Ц |
7 | Э |
8 | З |
9 | У |
10 | А |
11 | Й |
12 | Ф |
13 | И |
14 | Т |
15 | Н |
16 | Ы |
17 | В |
18 | Ё |
19 | О |
20 | Ш |
21 | К |
22 | Р |
23 | Г |
24 | Ь |
25 | П |
26 | М |
27 | Ч |
28 | Д |
29 | Я |
30 | Ю |
31 | Л |
32 | Щ |
33 | Е |
19.14. 28.19.4.22.19.23.19. 28.33.22.33.17.10. 28.19.4.22.16.11. 25.31.19.28 |
О Т Д О Б Р О Г О Д Е Р Е В А Д О Б Р Ы Й П Л О Д |
команда №2
1 | Ж |
2 | Х |
3 | С |
4 | Б |
5 | Ъ |
6 | Ц |
7 | Э |
8 | З |
9 | У |
10 | А |
11 | Й |
12 | Ф |
13 | И |
14 | Т |
15 | Н |
16 | Ы |
17 | В |
18 | Ё |
19 | О |
20 | Ш |
21 | К |
22 | Р |
23 | Г |
24 | Ь |
25 | П |
26 | М |
27 | Ч |
28 | Д |
29 | Я |
30 | Ю |
31 | Л |
32 | Щ |
33 | Е |
28.19.4.22.16.33. 3.31.19.17.10. 31.9.27.20.33. 26.29.23.21.19.23.19. 25.13.22.19.23.10 |
Д О Б Р Ы Е С Л О В А Л У Ч Ш Е М Я Г К О Г О П И Р О Г А |
команда №3
1 | Ж |
2 | Х |
3 | С |
4 | Б |
5 | Ъ |
6 | Ц |
7 | Э |
8 | З |
9 | У |
10 | А |
11 | Й |
12 | Ф |
13 | И |
14 | Т |
15 | Н |
16 | Ы |
17 | В |
18 | Ё |
19 | О |
20 | Ш |
21 | К |
22 | Р |
23 | Г |
24 | Ь |
25 | П |
26 | М |
27 | Ч |
28 | Д |
29 | Я |
30 | Ю |
31 | Л |
32 | Щ |
33 | Е |
28.19.4.22.19. 17.3.33.23.28.10. 25.19.4.33.1.28.10.33.14. 8.31.19. |
Д О Б Р О В С Е Г Д А П О Б Е Ж Д А Е Т З Л О |
Игровое упражнение №3
«Найди и зачеркни»
В лес(а)х р(а)стёт много съедобных грибов. Под берёз(а)ми ч(а)сто встреч(а)ются подберёзовики,(а) под осин(а)ми- подосиновики. Н(а) опушке под еловой л(а)пой, мы н(а)шли большой белый гриб.
КЛЮЧ:" А"-10(зачеркнуть)
"О"-20(подчеркнуть)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: " Организация проектной деятельности в современном детском саду- как способ повышения эффективной воспитательно- образовательной деятельности"
….Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это было прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Отличительные признаки метода проекта от других методов организации педагогического процесса:
-практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
-нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество воспитанников;
- интерес к деятельности, приносящий публичный результат (проект «генеалогическое древо»),личная заинтересованность в нём.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным.
При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.
Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.
В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по – разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.
Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или , даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
-задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
-целенаправленную детскую деятельность;
-формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы.
Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Педагоги
Родители
Дети дошкольного возраста
Учитель-логопед
Медицинская сестра
Инструктор по ФИЗ воспитанию
Руководитель ИЗО
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
Творческие. После воплощения проекта в жизнь проводится оформление
результата в виде детского праздника (развлечений).
Исследовательские. Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые. Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков т пр.)
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево -игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
-комплексные;
-межгрупповые;
-групповые;
-творческие;
-индивидуальные
Исследовательские
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
Наглядный
Игровой
Словесный
Мотивирующий
Организационный
ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Актуальность проблемы;
Противоречие;
Проблема;
Гипотеза;
Тип проекта;
Цель проекта;
Задачи;
Принципы;
Методы;
Ожидаемые результаты;
Этапы и сроки проектной деятельности;
Результаты;
Основные задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность детском саду:
1) вхождение в проект;
2)организация деятельности;
3) осуществление деятельности;
4) презентация результатов;
Первый этап – вхождение в проект.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чтоо хочу узнать?, Как узнать?. изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – организация и реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап- осуществление деятельности
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта
Четвёртый этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игровые
Личностно-ориентированные
Здоровьесберегающие
Информационно-коммуникационные
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий ), средней продолжительности, долгосрочные.
Долгосрочные (1, 2, 3 года)
Среднесрочные (1-3 месяца)
Краткосрочные (одно или несколько занятий)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети овладевают навыками получения и сбора информации по выбранной теме проекта
Дети проявляют творческие способности в различных видах деятельности
Дети овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Дети овладевают необходимыми универсальными учебными действиями и навыками
Активное участие родителей в проектной деятельности
ОБЩИЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА
Повышение имиджа педагогов;
Расширение партнерских взаимоотношений;
Развитие проектного мышления у педагогов и родителей;
Развитие интегративных качеств у детей, формирование у них проектировочных шагов;
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
…………………………………………………..
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.