КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ " МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"
Работа представляет собой обобщение педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_moe.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Коротаева Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Пильнинская СШ № 2 имени А. С. Пушкина
Первая квалификационная категория
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра он становится способен выполнить самостоятельно…».
Л.С. Выготский
Использование активных и интерактивных методов обучения
на уроках русского языка и литературы.
Возвращаюсь мысленно к началу моей педагогической деятельности. С самых первых уроков передо мной стоял вопрос, как научить всех? Всех: очень способных и не очень, усердных и ленивых, холериков и меланхоликов, сангвиников и флегматиков…
С той поры прошло чуть более десяти лет, в течение которых я искала ответ на заданный себе вопрос. В основу ответа на этот вопрос ставлю слова Адольфа Фридриха Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Действительно, практика жизни показывает, что в настоящее время куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Никто не отрицает важности наличия этих знаний, но происходящие сегодня изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Сегодня ФГОС ставит перед учителем следующие задачи.
- Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
- Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
- Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
- Индивидуальный подход к ученикам.
- Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
К результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования установлены личностные, метапредметные и предметные требования. Так, например, предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать следующее:
1) совершенствование видов речевой деятельности;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
4) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
5) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении;
6) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
7) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Таким образом, в условиях перехода общеобразовательных школ на Федеральный государственный образовательный стандарт перед учителями ставится задача формирования компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Для реализации данной задачи в полной мере ФГОС предусматривает применение в обучении системно-деятельностного подхода, основная идея которого заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свои собственные открытия. Задача же учителя в этом случае заключается уже не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в том, чтобы организовать деятельность детей по «открытию» новых знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к выпускникам ряд требований, среди которых обращают на себя внимание такие как «умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».
Жизненный опыт показывает, что современный мир требует от людей постоянного взаимодействия. В тоже время, мы часто сталкиваемся с неумением детей идти на компромисс. Возникает противоречие между неумением школьников организовать совместную деятельность и необходимостью воспитать личность, готовую к совместной работе.
Желание найти выход из создавшегося противоречия обусловило мою потребность в изучении современной психолого-педагогической и научно-методической литературы. Введение же ФГОС ООО способствовало формированию опыта работы с использованием системно - деятельностного подхода в обучении.
Признавая значение традиционной классно-урочной системы, все же хочу поговорить о потенциале инновационных методов обучения.
Актуальными являются уроки, которые учитель проводит в соответствии с современными стандартами образования. В настоящее время перед педагогами школ и мной лично стоит важнейшая проблема, как сделать процесс обучения еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Какие выбрать формы и методы обучения, чтобы педагог утратил центральную роль, стал организатором образовательного процесса, чтобы дети на таких занятиях взаимодействовали друг с другом, а педагог о том, чтобы усилия их были направлены на положительный результат. В практику педагогического процесса такие методы обучения вошли под названием «активные методы обучения», под которыми обычно понимается система методов, требующих от учащихся каких-либо творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы. Данные идеи в своих трудах рассматривали А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Шаталов и др.
Исходя из определения, к активным методам обучения относятся методы, использующиеся в процессе проведения занятия. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:
- начало образовательного мероприятия (приёмы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», или «Летающие имена» помогут начать урок, задать нужный ритм);
- выяснение целей, ожиданий и опасений (приёмы «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения);
- презентации учебного материала (приёмы «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят сориентировать обучающихся в теме);
- организации самостоятельной работы над темой (для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»);
- релаксации (приёмы «Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Земля, воздух, огонь и вода» позволят повысить уровень энергии в классе);
- подведения итогов урока (приёмы "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты» помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу).
Согласно определению интерактивного метода обучения, считается, что это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, что, в свою очередь, делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания учащихся служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, ученики берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
В свою очередь я, как учитель, использующий интерактивную модель обучения, выступаю в нескольких основных ролях. Например, в роли информатора-эксперта я излагаю текстовый материал, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса и т.д. В роли организатора я налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта я обращаюсь к опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Сегодня в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта предусматривается и развитие метапредметных универсальных учебных действий. Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет мне на своих уроках создавать условия для развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, применение знаний в новой ситуации, то есть формировать метапредметные УУД.
Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие. На моих уроках происходит многосторонний тип коммуникации между мною, как учителем и учащимися, а также между самими учениками. В своей работе использую коммуниктивные взаимодействия: ученик-ученик (работа в парах), ученик - группа учеников (работа в группах), ученик - аудитория или группа учеников - аудитория (презентация работы в группах), ученик - компьютер. Одним из вариантов такого взаимодействия является кейс-технология. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения.
Кейс – это интерактивные технологии, в основе которых лежит проблемное обучение, это единый информационный комплекс. Кейс-технология ориентирована на развитие у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Одним из наиболее эффективных способов применения этого метода является его использование при обучении написанию сочинения – рассуждения учащимися 9,11 классов.
При использовании кейс–метода работа над написанием сочинения состоит из этапов.
1 ступень – сбор материала для работы. Формируется кейс с текстами для написания сочинения
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).
3 ступень – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.
4 ступень – рассмотрение альтернатив: выступление учащихся с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем.
5 ступень – аргументация проблемы, формирование банка аргументов.
6 ступень – выявление типичных ошибок, которые возникают при проверке по “ Общим критериям оценивания ответа на задание третьей части работы (С)”.
Итогом такой поэтапной работы учащегося является написание им самостоятельного сочинения – рассуждения, т.е создание собственного продукта образовательной деятельности.
Преимущества работы с кейс– технологиями:
– учащиеся работают более активно, целеустремленно;
– повышается стимул к получению прогнозируемого результата, а соответственно и мотивация к обучению;
– отрабатывается мобильность и оперативность в работе;
– создаются равные условия для каждого;
– выпускники адаптируются в новых социальных условиях.
Применение интерактивного обучения также осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. К наиболее часто употребляемым можно отнести:
- При фронтальной форме приёмы микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
- При кооперативной форме работы: работа в парах (приёмы «Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах (приём «Аквариум»);
- Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;
- Технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».
Как показывает опыт, в результате такой деятельности у учеников возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать свое мнение, сопоставлять различные точки зрения. А это, в свою очередь, стимулирует выражение своего «Я», раскрывает его творческий потенциал.
Убеждена, что использование активных и интерактивных методов обучения позволяет ребятам быстрее запомнить то, что они узнали, так как
- учащиеся не только получают информацию, они вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным;
- учащиеся более глубоко прорабатывают свои идеи, т.к. не желают, чтобы они были оспорены;
- во время решения проблемы ребята используют не только свои, но и чужой опыт, обобщая его;
- учитель – равноправный субъект. Который тоже может учиться
Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей в условиях нашей школы. По мнению В.С. Лазарева, у всех инноваций имеется одно общее свойство – они представляют собой потенциальное средство повышения эффективности педагогических систем.
Практическая значимость моей инновационной деятельности состоит в создании, распространении и внедрении использования активных и интерактивных форм на уроках русского языка и литературы.
Творческая активность моих учащихся
- Победители и призеры олимпиад школьного и муниципального уровней.
- Участники и призеры конкурса «Всероссийское сочинение школьников»
- Победители и призеры интернет-олимпиады портала «Продленка».
- Победители муниципального и участники обласного конкурса чтецов «Философская лирика 20 века»
- Победители районной конференции и участники областной конференции «Под знаком Пушкина»
- Победители и призеры районного Фестиваля-конкурса детского художественного творчества «Светлячок»
Моя активная жизненная позиция.
- 2015-2017 член экспертной группы по проверке ОГЭ
- ФГОС общего образования
- Выступления на школьных заседаниях МО и педагогических советах:
- Развитие универсальных учебных действий
- Требования к современному уроку
- Формирование регулятивных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС общего образования
Показатели результативности от реализации моего педагогического опыта:
- Повысился учащихся к предметам русский язык и литература, что выражается в улучшении качества знаний.
- Наличие призеров областных конкурсов, победителей муниципальных этапов конкурсов.
Таким образом, активные и интерактивные методы обучения позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом процесс обучения строится так, что учащиеся ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие»; формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; взаимодействуют друг с другом. Это, в свою очередь, позволяет разрешить то противоречие, о котором говорилось ранее.