5 Методические рекомендации по экспериментированию

"Организация экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника» Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №8»: Кириллова Татьяна Петровна

Слайд 2

-Что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть детям всем? И родителям знания дать Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Слайд 3

Как привлечь……

Слайд 4

В соответствии с ФГОС ДО: Познавательно-исследовательская деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Двигательная деятельность Игровая деятельность Коммуникативная деятельность Виды деятельности

Слайд 5

Познавательно-исследовательская деятельность Специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Слайд 6

Как вы думаете, какие типы исследований можно использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста?

Слайд 7

Опыты и эксперименты Коллекционирование Классификация

Слайд 8

«Экспериментирование »

Слайд 9

Этапы организации эксперимента 1. Проблема 2. Постановка задачи 3. Варианты решения План эксперимента Выбор оборудования Правила безопасности Эксперимент Вывод Связь с жизнью Обобщения

Слайд 12

Творческие ответы 5 лет – 70 % 7 лет – 20 % взрослый – 2 %

Слайд 14

Цель: Поддерживать интерес к исследовательской деятельности через проведение эксперимента. Задачи: Образовательная Учить детей формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента. Развивающая Развивать познавательные процессы детей в ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента. Воспитывающая Воспитывать умение работать в коллективе.

Слайд 15

Этапы организации эксперимента 1. Проблема 2. Постановка задачи 3. Варианты решения План эксперимента Выбор оборудования Правила безопасности Эксперимент Вывод Связь с жизнью Обобщения

Слайд 16

Если эксперимент не удался: - один раз, виноват эксперимент; - два раза – экспериментатор; - три – теория.

Слайд 17

Рефлексия - - всё, что пригодится в дальнейшем. - информацию переработаю . - всё выброшу.

Слайд 18

Спасибо за внимание! Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
  2. Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.
  3. Показать технологии активизации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, апельсиновые корки, дощечки, скорлупа грецкого ореха, пенопласт, железная пластина, подносы, бумажные цветы, 2 стакана, 6 тарелочек, 6 картинок, 2 клеенки, растительное масло, пищевой краситель, соль, шипучие таблетки, щипчики, ложки пластмассовые.

Уважаемые  коллеги,   я  рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника».

План работы   мастер-класса

  1. Теоретическая часть «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
  2. Практическая часть:
  • участие педагогов в проведении опытов

- составление опытов педагогами и их презентация.

        4. Рефлексия

5. Оценка работы мастер класса. 

Ход мастер-класса:

Ведущий:  Посмотрите внимательно на ваши стульчики, если у кого –то есть значок квадратики синего или красного цвета. Займите ваши места, за определенным столом.

-Что и как? Почему и зачем?
       Как ответить успеть детям всем?
       И родителям знания дать – 
       Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими решать возникающие проблемы, творческими личностями. Дошкольники  сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Как известно, акцент в дошкольном образования перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом  или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

  • Вопрос к слушателям: Как вы думаете, какие типы исследований можно использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста? (Опыты и эксперименты Коллекционирование , Классификация )

Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.    Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Сейчас я вам раздам карточки, обсудите в группах и выделите этапы в организации и проведении экспериментов с дошкольниками.

Этапы организации эксперимента  

  1. Проблема
  2. Постановка задачи
  3. Варианты решения
  4. План эксперимента
  5. Выбор оборудования
  6. Правила безопасности
  7. Эксперимент
  8. Вывод
  9. Связь с жизнью
  10. Обобщения

 Вы конечно   вы все видели  Лошадь!  

 Ответьте не задумываясь,  сколько у лошади коленей?

Ответы педагогов:  

Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.

Обопритесь на столы на предплечья. Поменялось ваше мнение? Сколько у лошади коленей? У лошади 2 колена и 2 локтя.

Это наше традиционное мышление. Мы зациклены на своем опыте. Пятилетний ребенок дает до 70 % творческих ответов. Семилетний ребенок до 20 %, взрослые 2 % - поэтому очень важно давать ребенку высказывать свое мнение, узнавать то, как он видит окружающий мир.

 МАСТЕР-КЛАСС

Обратите внимание у вас  на столах лежат бумажные цветы. Давайте проведем опыт и узнаем, кто же находится внутри цветка?

ОПЫТ №1

Ведущий:   Опустите бумажные цветы в воду. Что происходит с цветами?

Ответы педагогов. Они стали распускаться. 

Ведущий:  Кого  мы с вами  увидели внутри цветка?

Ответы педагогов: Дюймовочку.

На экране появляется Дюймовочка

Ведущий:  Правильно,  в цветке спала девочка, она была совсем крошкой. Звали ее Дюймовочка. В этом мире ей было все интересно и неизведанно. И у нее есть к вам вопрос.

Дюймовочка: Мне интересно узнать, почему цветы распустились в воде?

Ответы педагогов:  Потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вывод: Да все правильно бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Дюймовочка: Проснувшись утром я увидела, что нахожусь на середине огромного озера.  Мне стало очень страшно. Как же мне добраться до берега?  

ОПЫТ № 2

Ведущий:  Посмотрите, что вы видите на ваших столах?

Ответы педагогов:  на столе лежат апельсиновые корки, дощечки, пенопласт, железная пластинка, скорлупа от грецкого ореха, цветы из бумаги.

Ведущий:  Сможет  ли с помощью этих предметов Дюймовочка доплыть до берега? Проверим?

Педагоги  проводят опыт.

Играет музыка «Звуки природы»

Ведущий:  Зарисуйте, кто, на чем помог доплыть Дюймовочке до берега. Покажите Дюймовочке.

Дюймовочка:   На каких предметах я доплыла до берега?

Ответы педагогов: 

Дюймовочка:  Почему?

Ответы педагогов:  Потому что они не тонут.

Дюймовочка:  Молодцы! Как много способов вы нашли.

Ведущий:  А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить цель и задачи данного опыта.

Ведущий: А  такие цель и задачи были поставлены мной при проведении этого опыта

На слайде показаны цель и задачи опыта

Цель: Поддерживать интерес к исследовательской  деятельности через проведение эксперимента.

Задачи:

Образовательная

  1. Учить детей формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента.

Развивающая

  1. Развивать познавательные процессы    детей  в  ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.

Воспитывающая

  1. Воспитывать умение работать в коллективе.

Ведущий: А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю вам самостоятельно составить эксперимент для проведения его с детьми дошкольного возраста «Лава-лампа».  Вам в помощь алгоритм структуры проведения эксперимента и карты-схемы у вас на столах.

Педагоги составляют опыт.

Ведущий:  Молодцы! У вас получилась замечательные лампы. (подсолнечное масло легче воды, жидкости не смешиваются, таблетка растворяется, пузырьки газа смешиваются с водой и маслом.)

   Есть такое мнение, если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза – экспериментатор, три – теория.

Заключительная часть

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с    различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские  удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Рефлексия.

 Ведущий:  В заключении прошу Вас оценить мастер-класс.

                              Чемодан, мясорубка,корзина

  • На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
  • Мясорубка – информацию переработаю.
  • Корзина – всё выброшу.

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

C:\Users\1\Desktop\1239329177_dum.gif

C:\Users\1\Desktop\1239329177_dum.gif     

C:\Users\1\Desktop\1239329177_dum.gif   

   C:\Users\1\Desktop\1239329177_dum.gif

C:\Users\1\Desktop\1239329177_dum.gif

C:\Users\1\Desktop\1239329177_dum.gif

Карточка-схема

Карточка-схема


Этапы организации эксперимента  

Вывод

Постановка задачи

Варианты решения

План эксперимента

Выбор оборудования

Правила безопасности

Эксперимент

Проблема

Связь с жизнью

Обобщения

Этапы организации эксперимента  

Вывод

Постановка задачи

Варианты решения

План эксперимента

Выбор оборудования

Правила безопасности

Эксперимент

Проблема

Связь с жизнью

Обобщения

Этапы организации эксперимента  

Вывод

Постановка задачи

Варианты решения

План эксперимента

Выбор оборудования

Правила безопасности

Эксперимент

Проблема

Связь с жизнью

Обобщения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 1 слайд.  

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!

 Меня зовут Кириллова Татьяна Петровна, я работаю воспитателем подготовительной к школе группы в МКДОУ «Детский сад №8».

2 слайд. Мое кредо – «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника»

3 слайд. Немного о себе  (Социальный паспорт)

4 слайд. В своей  педагогической работе я реализую Образовательную программу дошкольного образования МКДОУ «Детский сад №8», разработанную с учётом ФГОС ДО,  на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, через все виды детской деятельности. А так же парциальные программы «Здоровый малыш» М.Берсенёвой, «Система» Л.Пустынниковой, «Са-фи_дансе» Ж.Фирилеевой.

5 слайд. Основные направления работы:

  • Охрана  жизни  и  укрепление здоровья  детей;
  • Обеспечение  познавательно, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического  развития детей;
  • Создание  атмосферы эмоционального  комфорта, взаимодействие с семьей  для  полноценного  развития  ребенка;
  • Оказание консультативной  и методической помощи родителям по  вопросам воспитания, обучения и развития детей.

С целью содействия становлению ребёнка как личности, эффективного педагогического воздействия и достижения цели всестороннего развития ребёнка использую инновационные педагогические технологии. 

6-7-8 слайд (диагностика) Образовательный процесс с учётом уровня индивидуального развития каждого ребёнка своей группы. Для этого провожу педагогический мониторинг (Ю.А.Афонькина) по всем образовательным областям.

5 -7 слайд. Диагностика

       При первичном диагностировании детей по выявлению уровня педагогических воздействий показали наименьшие результаты высокого уровня % по познавательному развитию. Чтобы правильно выработать направления своей работы  в познавательном развитии,  я провела дополнительную диагностику Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности».  Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

    На первом месте у детей преобладает игровая деятельность (49 баллов), на втором месте чтение книг (27 баллов), на третьем месте – ИЗО (23 балла), на четвертом месте – экспериментирование (19 баллов), на пятом месте – детское конструирование  (19 баллов) и  труд в Уголке природы  по (16 баллов). 

       По результатам  диагностики 12% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности.

На её основании  я определила проблемы – это:

1.  Познавательный интерес неустойчивый;

2.  Не всегда дети видят проблему;

3.  Малоактивны в выдвижении идей;

4. Стремление к самостоятельности не выражено;

5. В основном пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Слайд     

Учитывая то, что на этапе завершения дошкольного образования, в соответствии с целевыми ориентирами, ребёнок :

 проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. А так же изучив работы педагогов-исследователей Парамоновой Л.А., Поддъякова Н.Н.

Я пришла к выводу, что одним из самых действенных  шагов в этом направлении, решении выявленных проблем  является технология  исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

 

10 слайд  Определила основное направление работы -

«Детское экспериментирование как средство познавательного развития старшего дошкольного возраста»

11 слайд.  Определила цель:

Формирование познавательного интереса детей в процессе овладения навыками экспериментирования как основного вида поисково-исследовательской деятельности.

12 слайд.

Для реализации поставленной цели поставила следующие задачи:

  • Формировать такие навыки экспериментальной деятельности, как умение видеть проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить способы решения проблемы, делать выводы и элементарные умозаключения. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, творческий потенциал, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность, желание и умение работать сообща, уважать мнение сверстников.

13 слайд. Технология

        Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется  педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются  и заносятся в дневники наблюдений.

Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

14 слайд. Формы исследовательской деятельности

  • игровая обучающая ситуация: ситуации - проблемы, ситуации - упражнения, ситуации - иллюстрации, ситуации - сценки, ситуации-беседы; экскурсия и наблюдения, проекты, игры, макетирование, эксперимент, диспуты с участием родителей.
  • познавательно-исследовательская учебная деятельность, познавательно-интеллектуальный досуг.
  • исследование ( работа в исследовательской лаборатории)

15 слайд Связь с другими видами деятельности

16 слайд Содержание опытно – экспериментальной деятельности

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 

 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

17 слайд

10 слайд. Создание условий для детского экспериментирования

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлена зона экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В зоне имеется   разнообразное оборудование:

— различные емкости;

 — шприцы, трубочки;  

— увеличительные стекла, лупы;

— измерительные приборы;  

— компас, бинокль;

—  микроскоп;

— губка, пенопласт, поролон, и т.д.

Созданные условия  вызывали  повышенный  интерес к исследовательской деятельности у старших дошкольников.

18 слайд-29 слайд

11 слайд .

Для работы с детьми мною был разработан перспективный план ознакомления детей с различными материалами, объектами и явлениями природы посредством опытно-экспериментальной деятельности. Данный план предусматривал организацию опытов и экспериментов в форме непосредственной образовательной деятельности, а также наблюдения и эксперименты на прогулке. В процессе экспериментирования я выдерживала структуру экспериментальной деятельности: подводила детей к постановке цели и задач, совместному поиску способов решения обозначенной проблемы, планированию действий, сравнению предположений и результатов, самостоятельной формулировке выводов. В процессе работы я  поощряю  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

   Важным моментом во время любого эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

  Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е. оформляем в рисунках, схемах.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать". Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы, занятия в разных источниках, опираюсь на опыт других педагогов. Очень помогает моей работе статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» и т.д.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное -ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если...", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Экспериментирование с воздухом давало детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий («Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта») и т.д.

Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды, вода не имеет формы.)

В процессе экспериментирования с песком дети имели возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»).

Проведение экспериментов продолжалось на прогулках:

-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

-рассматривание сосулек;

-замораживание воды;

-рисование на снегу цветной водой;

-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;

-определение направления ветра;

-наблюдение за срезом сугробов;

-изготовление цветных льдинок;

-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;

-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;

-сравнение намокаемости тканей различной фактуры;

-рисование на сухом и мокром песке;

-что быстрее высохнет дерево или камень.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент (почему так?);

• ситуация выбора.

Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.

Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

26 слайд  Работа с родителями

        Одним из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы является работа с родителями.    Не остаются в стороне от экспериментальной работы и родители моих воспитанников.

   Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.

  Так, например, детям предлагала дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

  Кроме этого, родители помогают мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

   Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

   Для информирования родителей я проводила консультации по  темам: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование с водой».

Углубленная работа по исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. Для оформления альбома «Где в природе встречается вода» собирали вместе с родителями иллюстрации, фотографии, связанные с водой, а так же загадки, пословицы, стихи о водеВ нашей группе ведется работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, «круглые столы», мастер-классы, консультации (устные, стендовые, индивидуальные), на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Родители помогали в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также с удовольствием продолжали исследования дома вместе с детьми

27 слайд «Коллекционирование»

28 слайд Дневники экспериментирования

29 слайд Дневники наблюдений

30 слайд Итоговая диагностика

           В конце первого года работы я провела повторное обследование детей Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Выбор деятельности» Л.Н.Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

     На первом месте у детей преобладает игровая деятельность (49 баллов), на втором месте экспериментирование (45 баллов), на третьем месте – чтение книг (28 баллов), на четвертом месте – ИЗО (25 балла),  на пятом месте – детское конструирование (24 балла) и  труд в Уголке природы  по (18 баллов). По результатам  диагностики 30 % детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- -повышение уровня развития познавательных процессов;

совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

 - развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

- углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

- повышение  компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе  экспериментирования дома.

31 Слайд. Вывод

В процессе работы по технологии исследовательской деятельности нами было выявлено, что она способствует у детей развитию:

         познавательной потребности,

         творческой активности;

         учит ориентироваться в новой не стандартной ситуации,

         планировать этапы своей деятельности,

         устанавливать причинно-следственные связи,

         принимать решения и применять знания в жизненных ситуациях,

         доводить начатое дело до конца и добиваться результатов,

         учит задавать вопросы на интересующие темы,

         выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам,

         самостоятельному поиску, а также способствует творческому развитию личности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что широкое использование исследовательской деятельности в образовательно-воспитательном процессе способствует развитию у дошкольников познавательного интереса, мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

В ближайшее время планирую разработать программу по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, используя имеющуюся эффективную систему работы по направлению. Считаю, что данная программа будет полезна многим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

          Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

   В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

     



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

«Вода-волшебница» в форме интеллектуальной игры-викторины

«Вопрос на засыпку»

(подготовительная к школе группа)

Цель: Систематизировать, расширить и углубить знания о свойствах воды в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить знания детей о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, жидкая). Дать представление о разных состояниях воды (вода, лёд, снег, пар).

-Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

-Развивать поисково-познавательную деятельность, наблюдательность, внимание, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу.

-Формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опыта.

Образовательные области: "Познавательное развитие", «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Обогащение словаря:  научная лаборатория, жидкость, безвкусная, прозрачная, непрозрачная, бесформенная, хрупкий, рыхлый и др.

Технология:  Исследовательская деятельность.

Методы и приемы: Словесный метод (вопросы, указания, объяснения,, пояснения, описание, инструкция), наглядный метод (карточки-схемы, мультимедиа), практический метод (опыты, эксперименты, работа с перфокартой), игровой метод (

Материалы и оборудование: фартуки, нарукавники, шапочки (10 шт.), стаканы с водой, лёд, снег, графин с водой, тарелочки,  термос, сосуды разной формы,    разносы, салфетки, картинки для коллажа,  мешочки с песком, песочные часы, табло с цифрами, магический шар, маркеры, 2 мольберта, лист А3- перфокарты (2 шт.), молоточек, А3-чистые листы, музыка, молоточек, ткань для укрывания столов, клей по количеству детей, зеркало, предметы, проектор, экран, магнитофон, столы (7 шт.),  детские стулья (10 шт.).

Ход игры-викторины

Вводная часть

1. Организационный  момент

-Ребята, давайте поздороваемся и познакомимся:

Встанем рядышком по кругу

Скажем "Здравствуйте" друг другу

Нам "Здороваться" не лень,

Всем "Привет" и "Добрый день",

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся!

Своё имя назови - руку другу ты пожми!

-Давайте назовем свое имя по кругу, при этом пожав друг другу руку. (дети поворачиваются друг другу произносят свое имя и здороваются)

-А меня зовут Татьяна Петровна! Я очень рада с вами познакомиться!

Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы с вами будем играть в очень интересную игру-викторину «Вопрос на засыпку».  Для игры ( Но сначала) нам нужно разделиться на 2 команды. Возьмите себе по одному жетончику (дети берут с разноса жетончики). У нас получилось 2 команды: команда «Капелька» и команда «Огонёк». И непросто команды – а команды учёных! И сегодня нас ждут увлекательные опыты и интересные задания в самой настоящей научной лаборатории! А теперь наденьте  фартуки, нарукавники и шапочки,  и пойдемте с вами в  научную лабораторию. (Дети заходят в зал, на экране  отображены правила безопасности)

-А вы когда-нибудь работали в научной лаборатории? (Ответы детей). Если вы работали, то, конечно же, знаете правила безопасности. Давайте вспомним их. (нам необходимо вспомнить правила безопасности):

- все опыты, работы в научной лаборатории проводим вместе со взрослым;

-перед работой надеваем защитную одежду (фартуки, нарукавники, шапочки, при необходимости очки);

-во время эксперимента нельзя трогать глаза руками;

- во время опыта ничего нельзя брать в рот;

 -все вещества и материалы для экспериментов нужно брать только специальными инструментами (например – ложкой).

 - Вспомнили правила? Молодцы! (Звучит музыкальная заставка из игры-викторины «Вопрос на засыпку»)

Основная часть

Воспитатель:

-Команды займите свои места. Правила нашей игры очень просты, услышав вопрос, его обсуди. На раздумье у вас 10 сек., после сигнала на кнопку нажми. Кто первый нажал, тот и отвечает.  За каждый правильный ответ получи мешочек с волшебным песком. А в конце мы пересчитаем, сколько мешочков у каждой команды. ( Детям в каждом раунде будет предложен вопрос. В течение 10 сек., они должны обсудить его и по окончании времени успеть нажать на кнопку. Кто  нажал первым, тот и отвечает. Если  команда ответила неправильно, право ответа переходит другой команде. Команда, которая дала правильный ответ, подтверждает его опытом).

Воспитатель: Ну, что ж я вижу - обе команды решительно настроены на победу, а значит, нас ждет увлекательная игра! (звучит музыка)

-  Мы начинаем с самого волшебного раунда.

Первый раунд «Магический шар».

(Когда воспитатель объявляет название раунда, на интерактивной доске под музыку появляется яркое оформление с названием раунда.)

(Воспитатель показывает детям магический шар, в котором находится таинственный предмет.)

Воспитатель: Какой сюрприз приготовил нам магический шар! Что же лежит в нём! Вы узнаете, отгадав загадку.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

-Итак, ребята, время для обсуждения вопроса пошло!

(После каждого задаваемого вопроса,  дети обсуждают его, звучит тихая музыка, когда музыка заканчивается – это значит, что время закончилось и нужно нажать на кнопку,  пора давать ответ на вопрос.)

- Команда «…» была быстрее. (Воспитатель определяет, чья команда была первой, выслушивает ответ команды.)

Воспитатель: Ну, что ж посмотрим…  (Воспитатель открывает магический шар и достает графин с водой.). И это правильный ответ - вода!

Воспитатель: Команда «….» возьмите свой первый мешочек с волшебным песком. (За правильный ответ одной из команд вручается мешочек с волшебным песком.)

Воспитатель: Итак, тема нашей игры-викторины «Вода-волшебница». Сегодня мы с вами узнаем много интересного о самой обыкновенной воде.

Воспитатель: Я объявляю второй раунд (звучит музыка). 

Раунд «Капелька»

 (На первом столе у каждой команды расположены атрибуты:  стаканы, вода, сосуды разных размеров, предмет)

Воспитатель: Слушайте внимательно  вопрос!

Первый вопрос: Как вы думаете, что такое вода?

Варианты ответов: Жидкость, смола, сыпучесть.

Воспитатель: Капитан команды «……» успел нажать на кнопку  первым.

(ответ детей:  вода -это жидкость).

Воспитатель: Это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме. (На экране отображается карточка-схема).

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

-Второй вопрос: Имеет ли вода запах?

-Варианты ответов: да, нет.

Воспитатель: И команда «…..» оказалась быстрее. (ответы детей - вода не имеет запаха)

Воспитатель: Действительно это так. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» вам сегодня улыбается удача, возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

-Третий вопрос: Какая вода на вкус?

-Варианты ответов: горькая, безвкусная, кислая.

Воспитатель: Команда  «……», оказалась быстрее. (ответы детей - вода не имеет вкуса)

Воспитатель: Совершенно верно. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Вам достается  волшебный мешочек с песком. Молодцы! Занимайте свои места.

-Четвертый вопрос: Вода прозрачная?

-Варианты ответов: мутная, прозрачная, цветная.

Воспитатель: И команда «…..» была быстрее. (ответы вода - прозрачная)

- Конечно это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

 Воспитатель: Вам достается  волшебный мешочек с песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Пятый вопрос: Вода имеет форму?

Варианты ответов: да, нет.

Воспитатель: И команда «…..» была быстрее. (ответы детей).

Воспитатель: Разумеется это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

 Воспитатель: Возьмите свой мешочек, он вам скоро понадобиться! Молодцы! Занимайте свои места.

Вывод:  - Итак во втором раунде вы доказали, что вода - это жидкость, она  не имеет запаха и вкуса, бесцветная, прозрачная и бесформенная. ( Вывод сопровождается показам на экране схем обозначающих свойства воды).

Воспитатель: Вот это борьба, счет…..

-Давайте передохнем и повеселимся, приглашаю все на переменку.

(На интерактивной доске под музыку появляется яркое оформление с названием «Переменка».)

Переменка

Воспитатель: Я прошу участников выйти ко мне на игровое поле.

Музыкальная игра «Пяточка-носочек»

Воспитатель: И каждая команда получает мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Воспитатель: Я объявляю третий раунд «Превращение»

(На втором столе у каждой команды лежат атрибуты:  тарелочки, снег, лед, картинки, молоточек)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы будем изучать  свойства воды, ее превращение.

Первый вопрос: Назовите   свойства снега:

Варианты ответов: прозрачный,  непрозрачный, белый.

Воспитатель: Команда «…….» была быстрее. (ответы детей -  снег непрозрачный, белый)

- Это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Второй  вопрос: Назовите ещё одно из свойств снега:

Варианты ответов: рыхлый, жидкий, колючий.

Воспитатель: Команда «……» была быстрее. (ответы детей снег - рыхлый).

- Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Третий вопрос: Назовите одно из свойств льда:

Варианты ответов: прозрачный,  непрозрачный.

Воспитатель: Команда «…….» оказалась быстрее. (ответы детей)

- Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Четвертый вопрос: Как вы думаете лед хрупкий? 

Варианты ответов: да, нет (ответы детей)

Воспитатель: Команда «……» была быстрее. (ответы детей снег- хрупкий).

- Конечно это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Следующий вопрос: Что произойдет со снегом и льдом в помещении? Варианты ответов: растают, замерзнут, засохнут.

Воспитатель: Команда «……» была быстрее. (ответы детей снег и лед -растают).

- Действительно это  правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Воспитатель:  - Итак,  в третьем раунде вы доказали, что снег - белый, непрозрачный, рыхлый;  лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий.

(вывод сопровождается показам на экране схем обозначающих свойства снега и льда)

Воспитатель: А впереди самый подвижный раунд нашей игры «Физкульт- привет». Я прошу команды выйти на игровое поле.

Командная игра на внимание и выбывание «Светофор». (желтый цвет -присесть, зеленый цвет – ходьба, красный цвет - стоять). Та команда, которая будет внимательнее, получит мешочек с волшебным песком. Внимание гонг!

Воспитатель: Игра продолжается! Пока лидирует команда «…», соперники не унывайте, все может измениться в любой момент.

Продолжаем игру!

Воспитатель: Я объявляют самый таинственный раунд нашей игры – «Облака»

Раунд  «Облака»

Воспитатель:  Внимание на экран. (Демонстрируется видеоролик  «Кипячение чайника»). Воспитатель проводит опыт на своем столе.

Опыт: У меня на столе термос. Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку? (ответы детей-пар). Если я поднесу зеркало к термосу, что произойдет  с паром? (ответы детей – зеркало запотеет от пара и на нем образуются капельки воды).

Ответьте на вопрос: Что такое пар?

Варианты ответа: вода, снег, грязь.

- Капитан команды «….» был быстрее. (ответы детей пар - вода)

- Разумеется это правильный ответ. Команда «….» возьмите волшебный мешочек с песком.

Воспитатель:  - Итак, в этом раунде вы узнали, что пар -  это вода.

(вывод сопровождается показам на экране схем обозначающих свойства пара)

Воспитатель: Мы переходи к следующему раунду «Вода вокруг нас»

Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами много узнали о воде.

- Слушайте внимательно мой вопрос: Как нужно беречь воду?

- Ответы на вопрос вы найдете, выполнив задание всей командой. Подойдите каждая команда к своему столу. У обеих команд на столах лежат картинки, вам нужно составить коллаж. Внимание гонг!

Составление коллажей.

Воспитатель: Итак, время для выполнения задания закончилось.

- Начну проверку с команды «…». Выполнили все правильно. А как с этой задачей справилась команда «….». Молодцы ребята! Так как у нас сегодня честная борьба, то за проделанную работу обе команды получают по волшебному мешочку с песком.

Воспитатель: Объявляю решающий раунд «Вопрос на засыпку». Наступает самый ответственный момент игры-викторины. Та команда, которая выиграет этот раунд, станет победителем всей игры.

- Пришло время посчитать мешочки с волшебным песком.  И узнать, сколько же секунд заработала каждая команда за всю игру. Напоминаю,  что в каждом волшебном мешочке песка ровно 10 сек.

- Команда «….» считаем. На решения финального задания «Вопрос на засыпку». (9 меш.×10=90 сек.). Возьмите мешочки развяжите и подходите к волшебным часам, а я пока открою крышку. Ребята будьте аккуратны, не рассыпайте песок, вам пригодится каждая секунда вашего времени. Я закрываю крышку. (То же самое с другой командой)

Воспитатель:  И мы продолжаем. Перед каждой командой стоит доска, с «Вопросом на засыпку». Он находится под белым листом, в решении этого задания принимает участие вся команда. Но только капитаны могут делать необходимые записи.

-  Капитаны возьмите у меня маркеры. Вставайте каждый около своей доски, сейчас мы перевернем песочные часы и время начнет свой отсчет. Помните, что с каждой упавшей песчинкой, его будет становится все меньше и меньше. Сосредоточьтесь  и быстро выполняйте задание. Потому что как только закончится песок в ваших часах, вам придется занять свои места.

 - Капитаны  откройте задание. Перед вами разные картинки, в центре капелька воды. Ваша задача соединить капельку воды с картинками,  где спряталась вода. Игроки помогают своим капитанам. Переворачиваем часы время пошло. Друзья не спешите в «Вопросе на засыпку» главное не ошибиться. (Картинки с изображением агрегатных состояний воды в окружающем мире)

Воспитатель: Команды время закончилось. Капитаны верните мне маркеры. Начну проверку с команды «…». Да здесь все правильно. Принимаю ваш ответ. Присаживайтесь на места. Проверяю команду «…». Да здесь тоже все верно. Принимаю ваше решение. Внимание на экран.

(на экране показан правильный ответ)

Воспитатель: Ребята совершенно правильно. Обе команды справились с «Вопрос на засыпку».

Заключительная часть

Воспитатель: А значит в нашей сегодняшней игре-викторине два победителя. И все получают суперпризы. Молодцы, здорово играли, как настоящие учёные. Поздравляю вас -вы большие молодцы! Это была напряженная борьба в самой настоящей научной лаборатории! В самой увлекательной интеллектуальной игре - викторине «Вопрос на засыпку»!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Совместная исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в процессе создания « Лава-лампы » Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №8»: Кириллова Татьяна Петровна

Слайд 2

Цель: Создание «Лавы-лампы» с использованием жидкостей разной плотности. Задача: Познакомить с особенностями взаимодействия разных жидкостей между собой. Развивать познавательный интерес к исследованиям и опытам, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия, складывать целое из частей. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.

Слайд 3

Оборудование для исследовательской деятельности

Слайд 4

Оборудование для исследовательской деятельности Объект, подлежащий исследованию: Предполагаемый результат: создание «Лавы-лампы»

Слайд 5

Правила безопасности Перед работай надеть защитную одежду; Все опыты проводить вместе со взрослыми; Во время опыта нельзя трогать глаза руками; Во время опыта ничего нельзя брать в рот. Все вещества и материалы для опытов нужно брать только специальными инструментами.

Слайд 6

Практическая часть

Слайд 7

Опыт №1 Цель: выяснить, как взаимодействуют растительное масло и вода. Жидкости : растительное масло, вода.

Слайд 8

Опыт № 2 Цель : Выяснить, что произойдет если добавить пищевой краситель к маслу и воде? Продукты : пищевой краситель.

Слайд 9

Опыт № 3 Цель : Выяснить, что произойдет если добавить шипучую таблетку? Продукты для опыта : шипучая таблетка, растительное масло, подкрашенная вода.

Слайд 10

Мы узнали что…. 1. Масло легче воды, поэтому оно не тонет и остается на поверхности; 2. Пищевой краситель окрасил воду, а не масло. 3. Шипучая таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность, перемешивая воду и масло.

Слайд 11

Мы узнали что…. Для создания «Лавы-лампы» нужно взять:

Слайд 12

«Лава-лампа»

Слайд 13

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Исследовательская деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Почему в хлебе много дырочек» Подготовила Воспитатель Кириллова Т.П. МКДОУ «Детский сад № 8»

Слайд 2

“ Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне сделать– и я пойму”. Конфуций

Слайд 3

Цель: Узнать, что с собой представляют дрожжи и какими свойства они обладают. Задачи : 1. Сформировать конкретные представления о дрожжах и их свойстве выделять углекислый газ, через практические опыты; Развивать любознательность у детей, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия, складывать целое из частей. Воспитывать желание заниматься экспериментальной деятельностью.

Слайд 4

Оборудование для исследовательской деятельности Продукты:

Слайд 5

Оборудование для исследовательской деятельности 2. Емкости:

Слайд 6

Оборудование для исследовательской деятельности

Слайд 7

Пищевой материал: дрожжи . Материал, подлежащий исследованию

Слайд 8

Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.

Слайд 9

Что такое дрожжи? Это одноклеточные грибы Вид дрожжей: Хлебопекарные Использование дрожжей : хлебопечение

Слайд 10

Практическая часть

Слайд 11

Опыт №1 Цель: выяснить, как выглядят дрожжи под микроскопом. Продукты для опыта : сухие дрожжи. Мы положили крупинки дрожжей в тарелочку и рассмотрели их под микроскопом. Вывод : Сухие дрожжи похожи на мелкие крупинки, на маленькие безжизненные шарики.

Слайд 12

Опыт № 2 Цель : Выяснить, чем питаются дрожжи? Продукты для опыта : сахар, белки, подсолнечное масло, вода. Мы взяли 3 стакана: в 1 стакан мы насыпали сахар и развели его слегка водой, во 2 стакан мы добавили белок от яйца, в 3 стакан мы налили подсолнечное масло. Во все три стакана мы положили немного дрожжей и стали наблюдать. Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа. Вывод : Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни. Процесс брожения не происходит с белками и жирами.

Слайд 13

Опыт 3: Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения. Продукты для опыта : дрожжи, мука, вода, сахар, соль. Мы замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место. Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше. Вывод : Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Слайд 14

Опыт № 4 Цель : собрать газ, выделяющийся в процессе брожения. Продукты для опыта : дрожжи, вода, сахар. Мы развели дрожжи и надели на бутылку шарик и стали наблюдать за процессом. Через некоторое время шарик начал постепенно надуваться. Вывод: Тесто дышит и выделяет углекислый газ, образуются пузырьки.

Слайд 15

Когда дрожжи попадают в тесто: 1. Грибки сразу принимаются за дело; 2. Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит; 3. В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются. Мы узнали что….

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!