Кубановедение 10 класс
Предварительный просмотр:
Урок по кубановедению: Развитие сельского хозяйства и торговли. Становление кубанской промышленности
Учебно-воспитательные цели: расширить знания учащихся о сельском хозяйстве и торговли Краснодарского края, рассмотреть вопрос об становлении кубанской промышленности, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при изучении темы, развивать коммуникативные способности при работе в группе, продолжить формировать умения работы с контурной картой, развивать умение анализировать, сопоставлять различные источники географической информации.
Цели урока для учащихся: определить отрасли сельского хозяйства и торговли Кубани на рубеже середина – конец XIX века, выявить особенности и факторы развития с/х; выяснить, как проходило становление промышленности на Кубани.
Оборудование: настенная административная карта Краснодарского края, учебник Кубановедение 10 класс, мультимедийное оборудование, фрагмент видеофильма «Кубанские казаки» –« колхозная ярмарка». (https://www.youtube.com/watch?v=CtQ5mGQvUcY)
Тип урока: урок комплексного применения знаний (цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Эпиграф:
Я иду по широкой дороге,
Предо мною сады и поля.
В небе месяц блестит круторогий.
И листвой шелестят тополя.
Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море,
Край казачий – Родина моя! С. Чмырёв
Ход урока.
I. Введение в тему.
Учитель. - Здравствуйте, ребята. Мы с вами говорили на прошлом уроке о народной колонизации, становлении транспортной системы на Кубани и земельных отношениях. Сегодня отвечать домашнее задание вы будете по вопросам. Итак, начнем.
Вопросы:
- Что послужило причиной массового переселения людей на Кубань?
(Отмена крепостного права в России и окончание военных действий в Закубанье, в 1868г. Указ, разрешающий лицам разных сословий селиться на казачьих землях, не спрашивая согласия местных властей)
- Как называли казаки пришлых людей? (иногородние)
Сколько иногородних переселилось на Кубань за 30 лет с 1868 по 1897 года? (около миллиона)
- Как отнеслись казаки к такому переселению? (не нравилось, количество иногородних резко выросло –более половины, пришлось делиться землей, правами)
- Развитие, какого транспорта имело большое значение для хозяйственного освоения Кубани? (водного и железнодорожного)
- Первый пробный водный рейс откуда и куда совершался? (от Темрюка до ст.Тифлисской, 1859г.)
- Назовите станции первой железной дороги? (Ростов – Владикавказ)
- Кому было поручено возглавить строительство железных дорог? (инженеру барону Р.В. Штейнгеру)
- Какое значение имели железные дороги? (обогатили владельцев, дали рабочие места, способствовали интенсивному заселению края, развитию сельского хозяйства, промышленности и торговли).
- Что гласит закон о душевом наделе казака (1869г. С 17 лет от 16 до 30 десятин)
- Какая форма землепользования была на Черноморском побережье? (природно-географические условия и особенности наделения землей – хуторская и подворная)
- Что такое «испольная» форма аренды? (бедняк брал в пользование участок земли, обрабатывал его, а половину урожая отдавал владельцу участка)
- К 90-м годам XIX века кто на Кубани был крупнейшими землевладельцами? (разбогатевшие крестьяне «чумазые лендлорды»)
Учитель.- Подводя итог опроса домашнего задания, отметим, что кубанская земля не только дала возможность заниматься привычным сельскохозяйственным трудом тысячам крестьян, но и открыла простор для применения своего капитала и хозяйственного опыта многим предпринимателям и купцам.
Учащиеся формулируют тема урока.
Учитель. - Давайте обратим внимание на эпиграф. (читает ребенок)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о земле кубанской)
- Правильно, о земле кубанской, о ее плодородии, о становлении сельского хозяйства, торговли и промышленности Кубани. Запишите тему урока себе в тетрадь.
II. Изучение нового материала.
Учитель.- Итак, откройте 26 параграф, скажите, на какие основные отрасли делится сельское хозяйство? (животноводство, земледелие, виноделие)
Учитель.- Ребята, составьте определение «экстенсивному» животноводству.
(Экстенсивное животноводство – это когда скот основную часть года содержался на подножном корму.)
Учитель.- Что такое подножный корм? (природная трава лугов).
Учитель.- Давайте определим виды Животноводства и охарактеризуем их:
1.Коневодство. (развитая отрасль с/х , табунное коневодство с ростом цен на землю уступило подворному).
2.Крупный рогатый скот. (мясо и рабочая сила)
3.Овцеводство. (грубошерстные овцы, с 1870-х гг. мерсиновое тонкорунное овцеводство).
4.Козы, свиньи, домашняя птица.
- Какой можно сделать вывод?
(Животноводство хорошо развивалось на Кубани, для этого были все условия)
Учитель.- Хорошо. Какие же новшества были в развитии Земледелия?
1. До 1880-х гг. уделялось внимания намного меньше, в 1860-х гг. одно из последних мест в стране по урожайности.
2. В 80-90-х гг. XIX в. Переходили к трехпольным севооборотам, применению удобрений, поливке полей. Все больше полей отводилось под злаковые культуры: пшеница, ячмень. (Трехпольная система земледелия — система земледелия, широко распространенная в прошлом в Европе, при которой пахотная земля делилась на три части. Каждое из полей год находилось под паром, в то время как два других засевались зерновыми культурами. Трехполье исчезло после того, как обнаружилось, что клевер обогащает почву и пар совсем не обязателен.)
3. К концу 1890-х гг. подсолнечник занимал третье место кубанских посевов.
4. В 1860-х гг. в районе Анапы табачные плантации. В конце XIX в. Кубань вышла на первое место в России по сбору табака высших сортов.
5. Огородничество – помидоры, капуста, огурцы, лук – центр – Лабинский отдел.
Бахчеводство – центр – Ейский отдел.
Садоводство – из-за войн сады пришли в упадок, в 1880-х гг. возрождение – выдавали бесплатные саженцы.
Учитель.- Ребята, какой мы вывод сделаем по развитию земледелия?
(Сначала жители Кубани не придавали большого значения земледелию, но с приходом «иногородних», земледелие стало развиваться и в некоторых отраслях достигло первых мест по стране).
Учитель.- Теперь рассмотрим Виноделие. Что здесь можно выделить?
(Виноград был древнейшей плодовой культурой Кубани. Но, но как отдельная отрасль с/х виноградарство стало развиваться в конце XIX в. На Тамани и Черноморском побережье. Центр разведения – имение Абрау-Дюрсо в 1871г..Огромный вклад в виноградарство внесли начальник Черноморского округа Д.В. Пиленко и агроном Ф.И. Гейдук.
К концу века – винодельческая продукция не уступала на внутреннем рынке со знаменитыми напитками провинции Шампань).
Учитель.- Ребята, посмотрите внимательно, с какими трудностями сталкивались пионеры кубанского виноградарства? (сыпучие пески, прибой моря)
Учитель.- Какой здесь вывод сделаем? (Отрасль виноградарство занимало важное значение в с/х Кубани, принося огромный урожай)
Учитель.- Итак, ребята, как мы видим, что увеличение объема продукции сельского хозяйства требовало расширения сбыта, что стимулировало развитие в крае рыночные отношения, то есть торговля. Как же происходили эти отношения, в каких формах проявлялись?
(Ярмарочная торговля – основная система сбыта продукции на внутреннем рынке Кубани)
Учитель.- Какова была продолжительность ярмарок? (от нескольких дней до двух недель)
Учитель.- Какие станицы славились своими ярмарками? (Старощербиновская, Кущевская, Кавказская и др.)
Учитель.- Куда отправлялся купленный товар? (по Кубани, Турция, Франция, Германия, Греция).
Какая еще торговля стала развиваться в 70-90-х гг. XIXв.? (стационарная – постоянная на сельских и городских базарах)
Учитель.- Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Какое место занимала Кубань на складывающемся капиталистическом рынке России и в мировом товарном обращении в конце XIXв.? (На первое место вышла кубанская пшеница – ее вывозили в центральную Россию и почти во все рынки Европы. Так же на внутреннем рынке России и за рубежом большой спрос был на скот, семена подсолнечника, табак, шерсть, кожу. На Кубань завозили фабрично-заводскую и земледельческую технику – паровые молотилки, сноповязалки, сеялки, косилки и другую технику. С приходом техники намного увеличилась урожайность на Кубани).
Учитель.- Молодцы, ребята, мы вместе разобрали сельское хозяйство. А теперь давайте обратимся ко второй части нашей темы – Становление кубанской промышленности.
1. Мукомольное производство – примитивные (ручные), высокомеханизированные паровые, водяные, ветровые.
2. Маслобойное производство – в1899г. Братья Аведовы в Екатеринодаре до 20 тонн масла в сутки.
3. Винокуренное производство – в 1890-е годы завод барона В.Р. Штейнгеля за год 5 млн тонн спирта
4. Нефтяная промышленность – в 1864г. Отставным полковником А.Н. Новосильцевым в долине реки Кудако построена первая в стране буровая вышка, в 1866г. Первый нефтяной фонтан.
5. Цементная промышленность – ведущие позиции в экономике края. В начале 1880-х в районе г. Новороссийска первый завод по выработке высококачественного цемента. Через год завод лидер по России.
6. Металлообрабатывающая промышленность – в 1886г австрийский подданный запустил первый завод – земледельческие машины, механизмы для мельниц и маслобоен.
7. Кожевенные и табачные предприятия.
Учитель.- Давайте теперь рассмотрим, какое же влияние развитие промышленности оказало на изменение социальной структуры кубанского общества к концу XIX века?
1. 160 фабрично-заводских предприятий.
2.В Екатеринодаре из 98% казачьего населения осталось 6%, преобладали городские жители.
3.В городах Кубани больше каменных строений и мощеных улиц. На улицах Кубани - освещение, в Екатеринодаре – электрическое.
4.Разрастались династии предпринимателей и купцов (торговый дом «И.П. Бедросов с сыновьями» - табачная фабрика, «Н. Дицман с сыновьями» -паровая мельница, маслобойный завод, торговые заведения. Сын Дицмана – основал пароходство на Кубани и т.д.
5. В 1876 г.в Екатеринодаре было создано первое банковское учреждение – Общество взаимного кредита.
Учитель.- Подводя итог развития промышленности на Кубани, какой мы можем сделать вывод?
(Во второй половине XIX века на Кубани отмечается рост промышленности , прежде всего обрабатывающей сельскохозяйственное сырье, формирование местной торговой буржуазии, которая играла возрастающую роль в экономическом развитии края)
III. Рефлексия.
Обсуждение проблемных заданий.
И – интересное на уроке
Т – трудное на уроке
О – особенное
Г - главное
IV. Домашнее задание.
- Параграфы 26,27
- Подготовить сообщение по вопросу № 4 , параграфа 27