Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (1–9 класс)
Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 2 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю.
Развитие речи обучающихся характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства обучающихся детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Согласовано Утверждаю
Зав. образоват. отделения
Директор ГБОУ ТРОЦ
«___»_______________ 2016 «___» ______________ 2016
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-логопедических занятий
(1–9 класс).
Составители:
Учитель-логопед
Дубцова О.Р.
Емельянова О.Ю.
Кузнецова И.В.
Брюсова А.А.
2016-2017 гг
Пояснительная записка к программе
логопедической коррекции
Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 2 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю.
Развитие речи обучающихся характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства обучающихся детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
В связи с этим коррекционная логопедическая работа распределяется на 3 этапа:
1. Работа над звуковой стороной речи.
2. Работа над грамматическим и лексическим строем речи на уровне слова и предложения.
3. Формирование устной и письменной связной речи (пересказы разных видов, составление рассказов, написание изложений).
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи;
Коррекция звукопроизношения проводится в 1 классе и состоит
из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.
Коррекционная работа на фонематическом уровне продолжается во 2-3 классах. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твердых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, а также устранение оптической дисграфии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 3-5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Слова-предметы»,
«Слова-признаки», «Слова-действия».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа, проводимая в 3 классе: «Согласование слов в числе», «Согласование слов в роде»; «Словосочетания, образованные по способу управления» (4 класс), «Безударные гласные в корне слова» (5 класс), «Словосочетания и предложения, образованные по способу управления»(6 класс).
Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом (5 класс), все виды пересказа (6 класс), составление рассказов и сочинений (7-9 класс).
1 класс
(2 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в первом классе является помощь в овладении навыками чтения и письма, так как они составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие усвоения школьной программы умственно отсталым ребенком, его социальной адаптации.
Вторая задача – развитие устной речи учащихся путем пополнения и активизации словарного запаса.
Третья задача – коррекция нарушений познавательной деятельности.
Начинается работа с формирования первоначальных представлений о слове и предложении. Детям с системным нарушением речи легче всего выделить из речи «слово» как самостоятельную единицу путем сопоставления настоящего предмета и его названия (слова). Затем слова объединяются в предложения. К тому же при анализе слова легче можно выделить звук.
При развитии фонематического слуха большое значение отводится обучению звуковому анализу (выделению из слова отдельных звуков и установлению их последовательности), так как этот навык является определяющим при овладении письмом и чтением. Подобная работа проводится и при слоговом анализе и синтезе.
Первоклассники осваивают понятия гласных и согласных звуков, учатся правильно их произносить и различать их в слове; выделять мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки. Учащиеся получают основы фонематического принципа написания слов: соотнесения звука и буквы, обозначение мягкости/твердости согласных на письме буквами.
Обследование учащихся.
Зачем людям речь. Знакомство с органами речи.
Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.
Формирование первичных представлений о слове и предложении. Понятие о слове. Слово и предмет. Предложение.
Развитие фонематического анализа и синтеза. Формирование представлений о звуках. Дифференциация звуков по высоте, тембру, громкости. Определение количества и последовательности звуков. Различение слов, сходных по звуковому составу. Гласные и согласные звуки. Выделение первого звука в слове, последнего звука в слове. Определение местоположения звука в слове.
Развитие слогового анализа и синтеза. Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Подсчет количества звуков в слогах и количества слогов в слове. Порядок слогов в слове. Слогообразующая роль гласного.
Итог работы - программа дальнейшей логопедической коррекции.
Приемы работы:
- Определить звуки по беззвучной артикуляции.
- Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными согласными.
- Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим.
- Определить место звука в словах.
Программа рассчитана на групповые и индивидуальные занятия.
Использование наглядных пособий:
- Буквы и их символы.
- Слоги.
- Схемы слов для звукового анализа.
- Слоговые схемы слов.
- Конструктор «Развитие».
- Кассы букв и слогов.
2 класс
(2 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий во втором классе является дальнейшая помощь в овладении навыками чтения и письма. Повторение изученного в 1 классе:
- развитие анализа структуры предложения;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
Дифференциация звонких и глухих согласных.
Дифференциация звуков В-Ф в слогах, словах, предложениях и тексте. Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков П-Б в слогах, словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков К-Г в слогах, словах, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях и тексте.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака. Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда.
Проводится работа по предупреждению оптической дисграфии.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов, логопедический утренник.
Приемы работы:
- Определить звуки по беззвучной артикуляции.
- Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными согласными.
- Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим.
- Определить место звука в словах.
- Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
- Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия.
- Игра в лото.
- Сравнение образца буквы с наложенным и зашумленным изображением.
- Отличать правильное изображение буквы на карточке от зеркального изображения.
- Диктанты.
- Вставка пропущенных букв в словах.
- Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
Программа рассчитана на групповые занятия.
Использование наглядных пособий:
1. Образцы букв с наложенным и зашумленным изображением.
- Правильное изображение буквы на карточке и зеркальное.
- Схемы слов для звукового анализа.
- Слоговые схемы слов.
- Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы.
3 класс
(2 часа в неделю)
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем), учатся различать оппозиционные согласные, упражняются в определении ударных гласных.
В разделе лексики и морфологии дается понятие о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях (без общепринятого называниячастей речи). Учащиеся тренируются различать их, задавая вопросы, и согласовывать. Даются элементарные понятия о роде и числе. Работа ведется в контексте определенных тем (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, транспорт и т.д.).
Повторение изученного материала во 2 классе:
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Непарные твердые (ж, ш, ц, ) и мягкие (ч, щ, й) согласные.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Дифференциация звуков Л-ЛЬ, Н-НЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Р-РЬ в конце и в середине слова.
Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, С-Ц, Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ в слогах, словах, предложениях, в тексте.
Разделительный мягкий знак.
Слова-предметы, слова-признаки, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, слова-действия, согласование существительных с глаголами в роде и числе.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов. Приемы работы:
- Повторение слоговых рядов, записывание слогов на двух строчках.
- Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим.
- Определить место звука в словах.
- Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
- Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия, подобрать соответствующую картинку.
- Игра в лото.
- Диктанты.
- Вставка пропущенных букв в тексте.
- Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
- Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Программа рассчитана на групповые занятия.
Использование наглядных пособий:
- Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы.
- Предметные картинки по темам.
- Разделительный мягкий знак - слоговые таблицы.
4 класс
(2 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в четвертом классе является продолжение работы по развитию грамматического строя речи.
Во-вторых, продолжается работа по расширению и активизации словаря.
Третьей задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.
При развитии фонематического слуха упражняются в умении различать твердые/мягкие согласные.
В разделе лексики и морфологии продолжается работа со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Учащиеся получают представления о связи слов в предложении, об изменении слов по числам, падежам.
В четвертом классе начинается этап формирования грамотного письма на основе морфологического принципа русской орфографии. Вводится понятие приставки, обращается внимание на написание наиболее часто употребляемых из них. Вводится понятие «предлог» и проводится дифференциация приставок и предлогов на практическом материале.
Повторение изученного материала во 2- 3 классах:
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Разделительный мягкий знак.
Предлоги простые и сложные: НА, ПОД, В, ЗА, К, ОТ, ПО, ИЗ, С, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ.
Предметы, действия, признаки. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа, в различных косвенных падежах, согласование и управление.
Образование слов с помощью суффиксов и приставок.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов. Приемы работы:
- Диктанты.
- Вставка пропущенных предлогов в тексте.
- Дополнение предложений пропущенным словом в нужном роде, числе, падеже.
- Распространение предложений.
Программа рассчитана на групповые занятия.
Использование наглядных пособий:
- Схемы предлогов.
- Сюжетные картинки к теме «Предлоги».
- Карточки для индивидуальной работы по теме «Суффиксы», «Приставки».
5 класс
(2 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в пятом классе является формирование грамотного письма на основе морфологического принципа русской орфографии. В этом разделе дается понятие однокоренных и родственных слов, а также морфологический состав слова. Особое внимание уделяется правописанию безударных гласных в корне слова.
Во-вторых, продолжается работа по активизации словаря. В плане лексической работы проводится знакомство с антонимами, синонимами, упражнение в их дифференциации. Со словами каждой лексической группы составляются предложения, уточняется их смысловое значение.
Третья задача – развитие грамматического строя речи. Учащиеся закрепляют знания о связи слов в предложении, учатся изменять слова по числам, падежам и родам, усваивают различные способы словообразования.
Четвертой задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.
Повторение изученного материала в 4 классе:
Образование слов с помощью суффиксов и приставок.
Однокоренные и родственные слова. Выделение в группе родственных слов главного слова. Исключение «лишнего» слова из группы родственных слов. Группировка родственных слов. Образование родственных слов по данному образцу.
Сложные слова.
Безударные гласные в корне слова. Правописание слов с корнями:
-ВОД-, - ЛЕС-, -ЛИС-, -МЕР-, -МИР-, -СЕД-, -СИД-, -ПЕ-, -ПИ-, -ВЕ-,
-ВИ-, -ЛЕЗ-, -ЛИЗ-, -ПЕШ-, -ПИШ-, и т.д.
Антонимы. Синонимы.
Однозначные и многозначные слова.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов, грамматических заданий.
Приемы работы:
- Диктанты.
- Вставка пропущенных букв в корне слов.
- Замена слова синонимом.
Программа рассчитана на групповые занятия.
Использование наглядных пособий:
- Карточки с родственными словами.
- Сюжетные картинки к теме «Предлоги».
- Карточки для индивидуальной работы по теме «Безударные гласные в корне слова»
- Предметные картинки по темам: «Антонимы», «Синонимы», «Многозначные слова».
6 класс
(2часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану. Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков в построении высказываний.
Повторение раздела грамматики и синтаксиса. Предложения и словосочетания (согласование и управление).
Пересказы. Пересказ по вопросам, по опорным словам и предметным картинкам, по данному плану, по составленному плану. Самостоятельный выбор помощи при пересказе. Пересказ краткий, выборочный, творческий.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение грамматических заданий.
Использование упражнений:
- Распространение предложений.
- Составление сложных предложений из простых.
- Разделение сложных предложений на простые.
- Диктанты.
Программа рассчитана на групповые занятия.
Использование наглядных пособий:
- Сюжетные картинки.
2. Предметные картинки.
3. Репродукции картин.
7-9 класс
(2 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в седьмом классе является продолжение работы по формированию устной и письменной монологической речи. После освоения различных видов пересказа переходят к составлению собственных рассказов. В планировании даны примерные названия и темы рассказов, так как этот материал может подбираться логопедом исходя из конкретных особенностей, уровня развития и интересов детей данного класса.
Составление рассказа по данным вопросам, по серии картинок.
Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану. Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему.
Составление рассказа на заданную тему по опорным словам.
Составление рассказа-описания на заданную тему.
Организация и проведение логопедических занятий
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические занятия отводятся 5-ые и 6-ые уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время во второй половине дня.
Занятия проводятся 4 раза в неделю в 1 - 3-х классах, 3 раза в 4 - 5-х классах, 2 раза в 6 - 7-х классах. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой 20 - 45 минут.
Наполняемость групп для логопедических занятий 2 - 4 обучающихся.
При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся детей по группам.