Инновационная деятельность

Воронина Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Презентация инновационной деятельности в работе учителя-логопеда по технологии ТРИЗ «Использование метода «Каталог» для развития связной речи.

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии,  которые ориентированы на развитие у детей инновационного мышления, способности генерировать новые идеи. Одной из таких педагогических технологий, направленных на качественное повышение эффективности образования,является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эта технология создана Генрихом Сауловичем Альтшулером и адаптирована  к дошкольному возрасту  Михаилом Наумовичем Шустерманом.

Ни для кого не секрет, что обучение идет более эффективно, если оно основывается на  интересе ребенка. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество,  обеспечить  не только качественный, но и увлекательный процесс развития и коррекции речи.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

    В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются при работе с детьми с Особыми возможностями здоровья дляформирования и коррекции  речи детей- через развитие интеллектуальных способностей, изобретательской смекалки, творческого воображения и мышления.

Одним из методов ТРИЗ технологий, является метод Каталога

Метод “Каталог”( нанизывание на нитку)

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть  применение синтеза сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Применение метода «Каталога» способствует  обучению детей творческому рассказыванию»

Цель метода:

  • Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию.
  • Формирование умения составлять сказочный текст по модели. В которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место действия.

  • Метод каталога. Заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Это как ткнуть в каталог — книгу пальцем наугад, посмотреть фразу, проанализировать и подставить к изначальному объекту найденное новое слово. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. При помощи и активном поощрении педагога  дошкольники, включаясь в игру, все более свободно фантазируют, выдавая идеи и преодолевая психологические барьеры стеснения и неуверенности.

Метод  Каталога можно использовать с детьми начиная с 3-3,5 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов.Для составления сказок  с детьми старшего возраста используют тексты.

  Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям

-Игры и творческие задания

-Составление моделейсказок

-Игры и творческие задания

«Назови героя»     Цель: Учить объединять героев по заданному признаку;
«Действия героя»    Цель: Учить перечислять все возможные действия героя ,проводить аналогии в действиях героев разных сказок;
«Волшебник»     Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы:
«Где- то, кто-то»     Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания;
«Парад волшебников»   Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени;
«Сказочные слова»    Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний  по заданному признаку;

«В какой сказке» Цель :учить находить сказочные тексты, которые

бы учили какому-либо жизненному правилу.

Применяя метод  Каталога,  мы используем  моделирование сказок

  • Обучаем  дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Или
  •  Предлагаем детям нескольких карточек с уже готовым схематичным изображением героев.

Составляем коллаж из сказок, с этой целью

  • Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок  
  •   Знакомые герои в новых обстоятельствах
  •   Сказка от стишка

 Для поддержания  интереса к сочинительству

  • «Собираем» сюжет в быстром темпе.
  •   Эмоционально реагируем на каждый «найденный ответ» (удивление, ужас, радость…)
  •   Используем приемы драматизации
  • Можем прекратить искать «ответы» в книге,  а придумывать  вместе с детьми окончание истории, используя  элементы «мозгового штурма».

Выяснилось, что

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ДАЮТ:

 ДЕТИ В 5 – ЛЕТНЕМ ДО 90%,

В 7 – ЛЕТНЕМ – 20%,

А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2%. 

Каков же алгоритм построения сказки по методу Каталога

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю):
  2. Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»
  3. Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на
  4. Слово: «Жил-был... карандаш!». Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
  5. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.
  6. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
  7. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  8. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  9. Уже в  группе организуется  продуктивная деятельности детей по придуманному сюжету

     рисование,  лепка, аппликация, конструирование или схематизация  

     (запись действий сказки с помощью схем).

10. Через некоторое время педагог может  предложить кому-нибудь

      из детей вспомнить вопросы, по которым составляли сказочный

      текст, и пересказать сказку.

Как сказал     Я.А. Каменский.

«Взрослые могут научить   ребенка всему, что они умеют делать  сами: творчески научить может только творческий человек».

 Вот и мы с вами сейчас подключим все свое творчество и попробуем вместе сочинить сказки по методу Каталога

 И первая сказка будет для детей 3  лет

На экране вопросы на которые мы будет отвечать, используя волшебный мешочек.

Цепочка вопросов для детей 3 лет

-Жил- был…Кто?

-С кем он дружил?

-Пришел злой… Кто?

-Кто помог друзьям спастись?

Мы сочинили маленький шедевр.  Переходим к составлению сказок для детей 6 лет.

 С вашего позволения я буду выступать в роли пальчика детей. Для этого берем любую детскую книгу и начинаем наше волшебство.

 А я постараюсь фиксировать выбранные слова схематически.

Цепочка вопросов для детей 6 лет

-Жил-был добрый …Кто?

-Какой он был? (Какое добро умел делать?)

-Пошел гулять, (путешествовать, смотреть…) …Куда?

-Встретил кого злого?

-Какое зло этот отрицательный  герой всем причинил?

-Был у нашего героя друг? Кто?

Какой он был?

Как он мог

 помочь главному герою?

Что стало со злым героем?

-Где наши друзья стали жить?

-Что стали делать?

 И в заключении хотелось бы сказать, что можно этот метод каталога применять и специализированно для коррекции речи детей.

Вот один из приемов, который можно использовать на этапе

автоматизации  звука Л на уровне словосочетаний и предложений. А также и составления  составление творческого рассказа.  Мешочки наполнены картинным материалом, насыщенным звуком Л.

Кто запомнил, что означает метод каталога?

 Правильно метод нанизывания.

Посмотрите какие чудесные бусы у нас получились.



Предварительный просмотр:

«Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми ОВЗ

на коррекционных занятиях учителя-логопеда»

(подготовила учитель-логопед Куненкова Инна Ивановна

МБДОУ №1 «Сибирячок»).

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые доступны даже детям младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Целесообразно использовать такие игры в начале каждого занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребёнка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр – это развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно – моторной координацию.

Игра «Накорми куклу Тату».

Инструкция логопеда: «Тата хочет кушать, давай еѐ накормим. Посмотри (показ действия) Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Игра «Напои птичку» (переливание воды, с помощью спринцовки (35 – 50 мл.) из одной мисочки в другую.

Инструкция логопеда: «Птичка хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку. Посмотри (показ действия). Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»- в неё набирается вода! А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай! Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке, далее содействовать самостоятельному выполнению). «Нужна помощь? Хочешь еще?» (Важно не пролить мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.)

На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего возраста использую следующие игры и упражнения:

Игра «Попробуй, повтори» (ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке) способствует стимуляции развития нервной системы, образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Нейропсихологические карточки использую так же для автоматизации и дифференциации звуков (на каждый звук определённая поза пальцев, например: коза, колечко).

Игра «Веселые карандаши» (при выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого).

Инструкция: на стол выкладывается 5–10 карандашей, собираем карандаши в кулак правой рукой, левой рукой, обеими одновременно, затем по одному выкладываем карандаши на стол: правой рукой, левой рукой, обеими руками одновременно. 

Игра «Игра топ, хлоп нос».

Инструкция логопеда: «Давай проведем разминку? Манго – топ, киви – хлоп, банан – покажи нос» (показывает картинки, дети выполняют соответствующие движения).

Игра «Молчу, шепчу, кричу»

Инструкция: показываем ребёнку карточки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать, где ребёнок должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

Упражнения образовательной кинезиологии: «Кулак». «Ребро». «Ладонь», «Колечко», «Ухо—нос», «Лезгинка», «Змейка», «Зеркальное рисование».

Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия, представляют собой графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. С этой целью на занятиях использую дидактические пособия (тетради, прописи) Т.П. Трясоруковой; «Нейропрописи: Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков» И.И. Праведниковой, Поэтапное выполнение заданий правой, левой рукой, двумя руками одновременно обеспечивает включенность в работу обоих полушарий головного мозга. Благодаря этому формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушарий. 

Пособие Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки» Комплекс упражнений направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук.

Лабиринт «Межполушарные доски». Играя в лабиринт обоими руками ребенок развивает взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий мозга. Игра влияет на мозолистое тело мозга, в результате развивается координация движения рук, мелкая моторика, восприятие, долгосрочная память, улучшается процесс чтения и письма.

На коррекционных занятиях использую метод «Биоэнергопластика» соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, что требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Этот метод позволяет повысить результативность занятий и позволяет сократить период автоматизации поставленных звуков. Таким образом, использование нейропсихологических игр и упражнений на коррекционных занятиях способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность получить стабильный положительный результат.

C:\Users\Инна\Desktop\Новая папка\IMG_20201204_112911.jpg

Игра «Накорми куклу Тату»

C:\Users\Инна\Desktop\Новая папка\IMG_20201204_121230.jpg

Игра «Попробуй, повтори»

C:\Users\Инна\Desktop\Новая папка\IMG_20201204_115325.jpg

Игра «Игра топ, хлоп нос»

C:\Users\Инна\Desktop\Новая папка\IMG_20201204_112047.jpg

Упражнение «Прошагай пальчиками»

C:\Users\Инна\Desktop\Новая папка\IMG_20201204_112259.jpg

Упражнение «Выбери цвет»

D:\!!!User!!!\Pictures\На печать\20201001_094151.jpg

Лабиринт «Межполушарные доски»



Предварительный просмотр:

Педагогический проект 

Овладение педагогами способами достижения поставленных целей в социальном компоненте образовательной среды

с помощью технологии 4к

Автор проекта: Воронина Людмила Николаевна, учитель-логопед

ОО: МБДОУ д/с №10, г. Зеленогорска, Красноярского края.

Название управленческого проекта создания ЛРОС в ОО «Территория возможностей»

Направление педагогического проекта: мастерская достижения в социальном компоненте.

Название педагогического проекта: овладение педагогами способами достижения поставленных целей в социальном компоненте образовательной среды с помощью технологии 4к.

Решаемая ключевая проблема: помочь педагогам в осуществлении достижении поставленной цели; разработать совместно с педагогами приемы как помочь детям достигать поставленных целей.        

Цели педагогического проекта:         

-развивать личностный потенциала педагогов на примере мастерской достижения.

- совершенствовать профессиональную деятельности педагогов в области формирования 4к через теоретический и практический материал.

Целевая группа: 20 педагогов ДОУ, в т.ч. узкие специалисты.  

 Основная идея педагогического проекта: разработать и апробировать способы достижения поставленных целей   для использования в профессиональном и личностном плане педагогами; разработать способы достижения цели для детей.

Тезисы, раскрывающие особенности педагогического проекта:

-Педагог овладевает способами достижения поставленных целей, разрабатывает свои оригинальные способы.

-    Педагог обучает детей, как можно достигать поставленных целей, планируют самостоятельную деятельность.

Используемые технологии: технология 4к         

Значимые продукты педагогического проекта:

-Теоретические и практические обогащение педагогов по теме: развитие личностного потенциала.

- Разработанный чек-лист, которым можно пользоваться для достижения поставленных целей.

-Копилка методических материалов по использованию с детьми мастерской достижения и использование на занятиях технологии 4 к.

Личный вклад педагога в изменения в ОО: ознакомление коллег с Мастерскими Выбора, Достижения, Жизнестойкости, организация углубленного теоретического и практического освоения Мастерской Достижения, ознакомленные и практическое освоение   технологии 4к.

Актуальность

«Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом (то есть обретение знаний) не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мертвым грузом, не интегрируются в картину мира. Познание не самодостаточно, оно лишь средство, а не самоцель.,…»- Дмитрий Алексеевич Леонтьев .Эта выдержка натолкнула меня на мысль, что мы действительно  много знаем , но это не становиться нашим истинным знанием потому что не прожито не принято нами на подсознательном уровне, не вошло в нашу картину мира. Для того чтобы прирасти какими-то новыми знаниями, надо их прожить, прочувствовать и измениться- пройти от цели до ее реализации.

«Каждому приходится сталкиваться с проблемными ситуациями трех типов:

1. Ситуации неопределённости, когда мы не знаем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий.

2. Ситуация, когда нам дана цель и надо ее достичь.

3. Ситуация, когда нам ничего не нужно, но при наличии угрозы или давления нам необходимо с ними справиться, сохранить себя.»- Леонтьев Д. А. Мне бы хотелось углубленно поработать в Мастерской Достижения.

      Эта тема актуальна для большинства педагогов и для меня лично. Часто я загораюсь какой-то идеей и на подъёме много делаю, но постепенно запал проходит и не дойдя до цели, я оставляю ее и перехожу на новое. Предполагаю, что после прохождения этого проекта, я сама смогу достигать поставленных целей и педагоги, которые будут активно включены в проект тоже разовьют свой личностный потенциал.

 Навык достижения поставленных целей, каждому человеку очень важен как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как развитие – это систематическая постановка новых целей и их достижение.   За каждым успешным делом скрывается идея. Именно она представляет собой тот начальный путь, в результате которого человек воплощает в жизнь свои мысли и желания. Но идея – это лишь временное вдохновение. Только подкрепленная мощными мотивирующими факторами, она способна привести человека к желаемой цели.

       Хочется еще немного сказать, почему мой выбор пал именно на социальный компонент.

 Во-первых, 80 процентов успеха в образовании зависит от личности педагога. Об этом говорил Александр Григорьевич Асмолов.

 Во-вторых, на совершенствование этого компонента направлен в большей степени управленческий проект и в нем обозначены такие задачи как:

- создать условия и возможности для развития ключевых компетенций педагогов, в том числе за счет изменяя в системе управления, изменения мотивационных и ценностных аспектов профессиональной деятельности педагогов

- повысить качество взаимодействия педагогов с родителями и социумом за счет поиска новых форм сотрудничества во благо ребенка.

 Эти цели направленны на совершенствование социального компонента среды.

      При реализации проекта предполагаю освоение педагогами компетенций 4 к. Все мероприятия планирую простроить с учетом этой технологии.

Цель:

1.Развитие личностного потенциала педагогов на примере Мастерской Достижения.

2. Совершенствование профессиональной деятельности педагогов в области формирования 4к через теоретический и практический материал.

     Проект будет реализовываться через теоретическое и практическое обучение педагогов. Всего в проект будет вовлечено 20 педагогов ДОУ, в т.ч. узкие специалисты.  

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация проекта основана на развитии компетенций 4к.

· Синтезированность знаний. Целостное, систематизированное восприятие изучаемых по теме вопросов. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

· Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.

Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

· Альтернативность решения.

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают креативность мышления.

. Развитие кооперации через совершенствование умения эффективной работы в команде. Создавать групповой продукт.

 . Совершенствовать коммуникативные навыки, способность интерпретировать, выражать свои мысли, чувства и факты в устной и письменной речи.

              Реализация поставленных задач будет проходить в три этапа:

1. вводный (подготовительный);

2. основной (практический);

3. заключительный (аналитический).

I этап - подготовительный: 

Задачи:

1 познакомить педагогов с темой ЛП.

2 дать понятия компетенции 4к.

3 отработать практическое применение компетенций 4к

Мероприятия

1.Семинар. «Личностный потенциал, как фактор успешности человека в современном мире»

2.Погружение в теорию. Технологии, способствующие развитию личностного потенциала детей. Знакомство с технологией 4 к.

 3. Игровой тренинг на развитие коммуникации, креативности и     критичности мышления с использованием технологий кооперации.

II этап – основной:

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с тремя Мастерскими: Выбора, Достижения, Жизнестойкости.
  2. Проработать развитие личностного потенциала в Мастерской Достижения.
  3. Разработать продукт, направленный на развитие потенциала достижения.
  4. Совершенствовать компетенции 4к на всех мероприятиях основного этапа.

Мероприятия.

1 Деловая игра. Потенциалы самоопределения, реализации, сохранения. Работа в 3 командах «Мудрость» «Сила» «Мужество». Презентация важности своих мастерских.

2.  Блок «Путь от цели к реализации»

А. Внешняя и внутренняя мотивация.

Б. Как поддерживать мотивацию достижений.

В. 15 шагов к достижению поставленной цели.

Г. Калейдоскоп идей «Как дойти до желанной цели и не сойти с дистанции»

3. Практическая групповая работа. Разработка чек-листа по достижению поставленной цели. «Как съесть слона? Секреты поэтапного достижения любой цели в жизни?»

III этап - обобщающий, заключительный этап:

Задачи:

  1. Разработать приемы в Мастерской Достижений при работе с детьми.
  2. Проведение занятий с детьми с использованием Мастерской Достижения.
  3. Провести обобщение, анализ результатов работы по проекту. Формулировка выводов и составление рекомендаций для педагогов по реализации проекта.
  4. Внедрение полученного   опыта во взаимодействии с детьми.

Мероприятия

  1. Практическое занятие «Ярмарка идей». Разработка конкретных методов и приемов работы с детьми в Мастерской Достижения, с использованием технологии 4к.
  2. Круглый стол с чаепитием «Мы это сделали- поставили цель и достигли!!!» Подведение итогов работы проекта, обратная связь. Что удалось, над чем надо еще поработать? Планы на будущее.