Родителям
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка читать в 1 классе
1.
Самое главное в процессе обучения ребенка правильному чтению, это то, чтобы родители постоянно находились в курсе того, что происходит в школе (какие предметы изучает их ребенок, насколько сложно они даются, как ребенок учится). В первом классе каждому из родителей нужно по мере своих возможностей стараться проверять домашнее задание, помогать в решении сложных задач.
2
Проявляйте активность. Выделяйте на чтение не менее двадцати-тридцати минут ежедневно. Для начала убедитесь, что ребенок точно знает все буквы, умеет складывать их в слоги. Иногда бывает так, что первоклашка путает буквы, и, естественно, читать правильно у него не получается.
3
Если с буквами все в порядке, то приступайте к процессу обучения. Выберите книгу с крупным, четким шрифтом (букварь, детские сказки). Прочитайте пару предложений сами, проговаривая каждый слог, с правильной интонацией. Затем прочтите их вместе с ребенком.
4
Далее попросите сына или дочь прочесть эти же предложения самостоятельно. Для тренировки правильного чтения отлично подойдет заучивание и проговаривание поговорок.
5
Проявляйте терпение и поддерживайте ребенка. Говорите ему, что он непременно научится читать хорошо, с правильной интонацией. Похвала необходима детям, поскольку они очень ранимы и не уверены в себе. Когда у них что-то не получается, они начинают бояться трудностей и поэтому пытаются избежать их всеми доступными способами.
6
Наймите репетитора, если позволяет ваш семейный бюджет. Можно также попросить самого учителя чтения или русского языка позаниматься с вашим ребенком – так обойдется даже дешевле.
7
До начала занятий составьте план работы на ближайший месяц или два. Сообщите о ваших целях и ожиданиях от занятий, желаемых результатах, которых вы бы хотели, чтобы достиг ваш ребенок. Выслушайте предложения самого учителя или репетитора.
8
Контролируйте процесс обучения. Анализируйте, есть ли какие-то продвижения, улучшается ли техника чтения вашего сына или дочери. Корректируйте план занятий, чтобы добиться наиболее высоких результатов.
9
Обычно индивидуальные занятия более эффективны, поскольку ребенку приходится тренироваться и готовиться гораздо больше. Если он что-то не понимает, то не стесняется спрашивать.
10
Запишите первоклашку на факультативы или дополнительные занятия (обычно они есть в каждой школе и работают на постоянной основе). Как правило, на подобных занятиях учитель подбирает индивидуальный подход к каждому учащемуся, применяя ту или иную обучающую программу чтения.
Почему ребенок плохо учится
Причин плохой успеваемости ребенка существует достаточно много. Чтобы понять, почему ребенок получает низкие оценки, нужно узнать не только о нем, но и о его окружении. Иногда, к примеру, дети становятся троечниками потому, что учитель не уделяет им достаточно внимания. Ребенку необходимо, чтобы взрослые одобряли, поощряли его стремление учиться. Если же педагог игнорирует его старания, то он теряет интерес к учебному процессу.
Бывает и так, что преподаватели намеренно «не замечают» тянущих руку детей, дабы не потакать «выскочкам». Они переносят личные проблемы на учащихся, видя в них своих собственных конкурентов. Сегодня какой-нибудь Михаил Андреевич польстит начальнику и получит премию, а завтра его обиженная коллега увидит в ученике маленького Михаила и не позволит ответить на вопрос. Это, конечно, грубый пример, но, тем не менее, в реальности зачастую происходят подобные вещи.
Когда вы ищете причины низкой успеваемости школьника, нельзя забывать и о физиологии. Особенно это касается учащихся младших классов. Не у всех детей нервная система развивается одинаково быстро. Большинство малышей оказываются готовы к началу учебы к семи годам, но некоторые в семь лет еще не способны учиться по схеме, предлагаемой современной системой образования. Они непременно догонят своих сверстников, но на первых порах им будет сложнее, чем остальным. В этом случае важно, чтобы педагог был внимателен к ребенку, не заронил в нем сомнение в своих силах. Иначе школьник просто не захочет учиться, считая, что он глуп от природы, и ему не удастся ничего добиться.
Маленькие дети, как правило, охотно учатся. У них что-то может не получаться, но им не приходит в голову вопрос, зачем все это нужно. Подросток же нередко решает, что учеба – дело второстепенное. Круг его интересов широк, и сидеть за книгами кажется ему скучным, ненужным занятием.
Школьников среднего звена необходимо заинтересовать, показать им, что их мнение о школе ошибочно. И это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Ведь многие люди, становясь взрослыми, по-иному видят предметы, которые им когда-то преподавали. Девочка, выйдя замуж и осознав, что ничего не умеет делать по дому, с удовольствием посетила бы урок труда. Но, увы, права на бесплатное образование у нее уже нет.
Как повысить грамотность ребенка
1
Просмотрите тетради своего ребенка и постарайтесь классифицировать его ошибки. Они бывают от невнимательности, оттого, что ребенок плохо запомнил какие-то правила правописания, но могут быть нарушения речи или нервной деятельности. Нередко причиной неграмотности является дислексия. Даже взрослый человек часто делает на письме те же ошибки, что и в устной речи. Например, он постоянно заменяет одну гласную букву другой, и говорит точно так же. Вместо «ы» он произносит «у» или «о», путает согласные. В этом случае может быть достаточно нескольких визитов к логопеду. Но может потребоваться консультация невропатолога или детского психолога.
2
Развивайте фонематический слух ребенка. Если вы до школы не составляли звуковые модели слов - самое время этим заняться. Объясните ему, какие существуют звуки и как они обозначаются на письме. Не все слова пишутся так, как слышатся, и ребенок должен усвоить эту разницу.
3
Если нарушений речи нет, но присутствует явная невнимательность, постарайтесь избавить своего школьника от этого недостатка. Есть немало игр на внимание, и проводить их можно в любое время, в том числе на прогулке. Подберите такие, в ходе которых каждый участник должен будет четко выполнять задание. Это могут быть классики, когда надо строго соблюдать последовательность движений, упражнения со скакалкой, с мячом. Не пренебрегайте словесными и настольно-печатными играми, когда нужно точно сосчитать, например, количество шагов или назвать город на ту букву, на которую заканчивается название предыдущего. Вам могут оказать большую помощь покупные или самодельные игры с буквами, вроде «Составь слово» или «Эрудит». Ребенку понятна задача, и он невольно будет стремиться составлять слова правильно.
4
Постарайтесь приобщить ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этой ситуации вас может очень выручить компьютер или устройство для чтения электронных книг. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, нежели с бумажных страниц. Тем более что нужное произведение очень часто можно найти в интернете скорее, чем в библиотеке. Если соблюдать правила гигиены, то никакого вреда зрению ребенка компьютер не нанесет.
5
Поставьте текстовый редактор с проверкой орфографии. Объясните ребенку, что программа его проверяет, но она и сама может иногда ошибаться. Ее можно учить, но для этого надо самому точно знать, как пишется то или иное слово. Не бойтесь, что ваш ученик привыкнет полагаться на программу. В любом случае вы таким образом активизируете его зрительную память, и правописание многих слов он запомнит автоматически.
6
Могут помочь и некоторые компьютерные игры, вроде «Поля чудес». В них надо отгадать задуманное слово. Но определить его можно только тогда, когда знаешь, как оно пишется. Такие игры можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.
7
Не бойтесь социальных сетей. Конечно, страницу ребенка и его контакты необходимо контролировать. Вы легко это сумеете, если владеете компьютером лучше вашего малыша. Постарайтесь обеспечить своему школьнику такой круг общения, в котором принято писать грамотно. Объясните, что социальные сети существуют не только для того, чтобы поболтать с соседом по парте. Можно, например, получить консультацию с любым преподавателем. Это особенно важно, если ребенок чем-то всерьез увлечен и у него есть вопросы, которые он хотел бы задать компетентному человеку. Научите его проверять свои сообщения. Объясните, где в интернете можно найти словари и как ими пользоваться.
8
Отдайте ребенка в кружок иностранного языка. Осваивая логику незнакомой для него речи, он подсознательно начнет постигать и трудные для него явления родного языка. У людей, которые с детства знают несколько языков, обычно не бывает проблем с грамотностью. Даже если ваш ученик не овладеет в совершенстве английским или французским, полученные знания никогда не будут лишними.
Как научить ребенка решать задачи
Однако важно, чтобы ребенок к этому моменту умел считать, измерять, сравнивать, понимал соотношение части и целого. Эти умения должны быть основой обучения, иначе знания окажутся скорее вредными, чем полезными.
Важно организовать обучение в игре. Начинать следует с простых арифметических задач на сложение и вычитание, в одно действие. Не форсируйте обучение. Если ребенок не понял действие, повторите. Пусть он активно участвует в составлении задач. Объясните, что задача должна иметь условие («Что известно в задаче») и требование или вопрос («Что требуется найти»). Научите его ставить перед собой указанные вопросы и отвечать на них, что обеспечит понимание задачи, сделает решение осознанным.
Для того чтобы научить ребенка решать задачи правильно полезно действовать поэтапно.
1. Научить составлять и решать задачи, в которых ребенок действующее лицо.
- Дайте ребенку в руки 3 вафли. Потом еще одну. Организуйте беседу.
- Что я сделала? (Дала мне 3 вафли, потом еще 1).
- Какой вопрос можно задать? (Сколько стало вафель?).
- Итак, у Димы было 3 вафли. Мама дала еще 1. Сколько вафель стало у Димы, обобщаете вы.
- Стало меньше или больше? (Больше).
- Как решить задачу? (К 3 вафлям прибавить 1 - получится 4). Если ребенок затрудняется, пусть пересчитает вафли.
Составьте и решите 2-3 задачи подобного типа. Аналогично разберите несколько задач на вычитание. «Дайте ребенку 8 конфет. Пусть он их пересчитает. Попросите отдать 1 конфету папе». Спросите: «Что известно? Какой можно задать вопрос? Стало меньше или больше? Как узнать, сколько осталось конфет?».
2. Научить записывать решение.
Решите задачу, акцентируя внимание на следующем: если стало больше - ставим знак «+»; если меньше, то «-». Покажите, как записать решение с помощью карточек, на которых изображены цифры и знаки (+,-, =). Объясните, что означают числа в записи решения.
3. Закрепить умения с помощью «задач-иллюстраций».
Например, «На лесной опушке сидели 7 зайцев и 2 белочки. Сколько всего зверей сидело на опушке?». Не озвучивая задачу, создайте игровую ситуацию. Попросите ребенка расположить на опушке зайцев и белочек. Предложите составить условие, поставить вопрос, решить и записать решение.
4. Научить решать устные задачи.
Эти задачи озвучиваются родителями устно. Ребенок может только представить образ действий, описанных в задаче. Например, «На пальме росло 5 ананасов. 3 сняли. Сколько ананасов осталось на пальме?» Решение задачи записывается числовым примером.
5. Научить составлять задачу по заданному примеру.
Составьте из карточек пример: 7 + 2. Пусть ребенок придумает условие, поставит вопрос и решит задачу, дополнив запись примера ответом.
Так, постепенно, проявляя творчество и терпение, вы сформируете у ребенка правильные и полезные умения.
Как научить ребенка пересказывать текст
1
Начните с ознакомления с простым, доступным пониманию ребенка текстом. Дошкольникам и младшим школьникам лучше предложить сказку или короткое литературное произведение. Если ребенок умеет читать, попросите это сделать вслух. Детям старшего возраста под силу будут рассказы или учебные тексты.
2
Разделите текст на части - по абзацам или по смыслу. Задавайте ребенку последовательно по одному вопросу к каждому отрывку. Постарайтесь дать возможность ему самому сформулировать ответы, но если у него не получается, помогите.
3
Помогая ребенку отвечать на вопросы, вместе с ним ищите главные слова или смысловые словосочетания. Используя их, составьте план текста письменно или выделите их карандашом в абзацах. Не пишите в плане большие предложения, используйте 2 -3 слова в каждом пункте.
4
Попросите ребенка, глядя на опорные слова, пересказать текст. Пусть это будет краткий и односложный пересказ, не требуйте многого. Затем вместе вернитесь к изучаемому произведению, чтобы свериться.
5
Прорабатывая текст во второй раз, показывайте ребенку яркие примеры, сопровождающие каждый пункт плана. Выразительные определения, образы, метафоры, словом, все, что поможет ему запомнить смысл и последовательность пунктов. Особенно это полезно для детей младшего школьного возраста и всех, у кого правополушарное мышление. Попросите ребенка сделать второй пересказ, уже более подробно. Подсказывайте, как формулировать развернутые предложения.
6
Поработайте над текстом в третий раз для уточнения второстепенных деталей, лучшего понимания и запоминания. Затем предложите ребенку снова, уже самостоятельно, пересказать его. Проработайте вместе несколько текстов в течение 3 – 5 дней, за это время ребенок приобретет навык самостоятельной работы с ними.
Как научить аккуратно писать
1
Развивайте мелкую моторику малыша с помощью игр и увлекательных занятий. Займитесь лепкой фигурок из соленого теста. Кроме самого изготовления, результат творчества можно покрасить. Рисуйте ребенку несложные фигуры и давайте их вырезать из бумаги. Для девочек можно купить наборы бумажных кукол с одеждой. В развитии мелкой моторики поможет сбор пазлов и конструкторов. В перерывах между играми делайте ребенку массаж ладоней, занимайтесь развлекательной гимнастикой и устраивайте физкультминутки.
2
Сделайте ребенку шаблоны для тренировок в чистописании. Расчертите листок по примеру школьной прописи: узкие строки и пересекающие их косые линии. Напишите каллиграфическим почерком образцы букв. Но расставлять их нужно не только в начале строки, а чередуя с местами для повтора ребенком. Если образец будет повторен не верно, следующим примером будет служить аккуратная буква, а не испорченный вариант. Не переходите к изучению нового этапа до тех пор, пока не закрепите предыдущий успех. Кроме работы с прописями, занимайтесь с ребенком написанием четверостиший. Благодаря этому он научится писать не только аккуратные буквы, но и целые отрывки текста.
3
Объясните ребенку, как нужно сидеть во время письма. Правильная поза не только помогает формировать аккуратный подчерк, но и позволяет сохранять нужное положение осанки и не испортить зрение. Ребенок должен сесть прямо и согнуть колени под прямым углом. Руки нужно положить на стол и не упираться на него локтями. Голову нужно наклонить, но расстояние между глазами и тетрадью не должно быть меньше 20 см. Ручку нужно взять большим и указательным пальцем, прижимая ее к верхней фаланге среднего. Кончик пишущего прибора должен быть направлен в сторону правого плеча (для правши) или левого (для левши).
Как улучшить технику чтения
1
Выясните, как в действительности читает ваш ребенок. Как правило, техника чтения определяется по тому, насколько быстро и внятно он читает вслух. Есть дети, которые даже в первом классе читают про себя и великолепно понимают прочитанное, но запинаются и медлят, если их просят сделать это вслух. Выяснить это достаточно просто. Дайте своему ребенку прочитать отрывок и спросите, что же он понял. В этом случае можно особенно не беспокоиться, а проблема решается с помощью игры. Если вы привыкли читать с ребенком по вечерам сказки, поменяйтесь ролями. Пусть теперь он будет чтецом, а вы - слушателем.
2
Если ребенок плохо читает и вслух, и про себя, причин тому может быть несколько. Возможно, он не совсем понял, каким образом буквы складываются в слова. Может быть, сам процесс чтения отнимает у него столько сил, что на понимание смысла их уже не остается. В этом случае помогут кубики с буквами, разрезные азбуки, игры типа «Эрудит». Но сначала определите, насколько у ребенка развит фонематический слух, и умеет ли он отличать звук от буквы.
3
Предложите вашему школьнику выполнить несколько упражнений. Напишите какое-либо хорошо знакомое ему слово. Попросите сосчитать, сколько в нем букв. Это он наверняка сделает с легкостью. Затем попросите посчитать звуки. Если это вызовет затруднения, объясните, что буква - это значок, что этим значком вовсе не обязательно обозначается звук. Предложите определить, какие гласные и согласные звуки есть в слове, какие звуки произносятся мягко. Повторяйте упражнение периодически. Оно напрямую не связано с техникой чтения, ребенок даже не поймет, что вы озабочены тем, как он читает, а соответственно, не будет зацикливаться.
4
Большую пользу могут принести звуковые модели. Чтобы научиться их составлять, достаточно обычной школьной тетрадки в клеточку и набора карандашей или фломастеров. Договоритесь, каким цветом вы будете обозначать гласные, а каким - согласные. Когда ребенок научится делать это быстро и без ошибок, усложните задание. Например, предложите разные цвета для мягких и твердых согласных, шипящих, свистящих и т.д.
5
Убедитесь, что ваш ребенок правильно произносит все звуки. Для техники чтения может оказаться важной даже легкая дислексия. Например, если ребенок путает два звука, то он и при чтении будет невольно запинаться, когда нужно произнести один из них. Проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, потребуется несколько занятий, чтобы избавиться от этого недостатка.
6
Нередки случаи, когда ребенок просто очень медленно говорит. Можно немного увеличить темп речи. Используйте скороговорки. Поможет в этом случае и артикуляционная гимнастика. Не надейтесь полностью перевоспитать своего флегматика, изменить природу не получится, но научить его произносить слова чуть-чуть быстрее вполне реально.
7
Человек легче усваивает какое-либо действие, когда понимает, что оно ему необходимо или как минимум интересно. Ребенку упражнения на технику чтения могут показаться надоедливыми или занудными. Он должен понять, зачем ему нужно читать. Интереса к книгам он может и не проявлять. Определите, чем увлекается ваш ребенок, и дайте ему понять, что в книгах он может почерпнуть нужную ему информацию. При этом многие современные дети с недоверием относятся к обычным типографским книгам, но им может понравиться электронная.
8
Текстовый редактор на компьютере у вас наверняка есть. Предложите ребенку поиграть. Напечатайте слово или фразу и предложите прочитать. Затем поменяйтесь ролями. Пусть ребенок что-то напечатает, а вы прочитайте, точно произнося звуки. Поначалу фраза может быть абсолютно бессмысленной, а в словах вы наверняка найдете огромное количество ошибок. Не ругайте своего ученика. Он очень быстро поймет, что что-то делает не так. Можно объяснить, что программа чаще всего подчеркивает неправильно написанные слова или те, которые ей неизвестны. Полезно будет также «поучить» текстовый редактор новым словам. Но для этого ребенок должен научиться их правильно печатать, а соответственно - и хорошо читать.
9
Используйте современные коммуникационные технологии. Многие родители считают интернет вредным занятием, способным отвлечь школьника от учебных занятий. Для того, чтобы онт приносил пользу, им нужно грамотно пользоваться. В развитии техники чтения помогут в том числе и социальные сети. Ведь во время общения на форуме ребенку нужно прочитать сообщение, понять его и суметь ответить, а это уже само по себе способно заставить его быстро читать. Выберите подходящий ресурс, объясните ребенку правила общения, помогите зарегистрироваться и не оставляйте нового пользователя без внимания. Спрашивайте, что нового он узнал на форуме или в социальной сети, с кем познакомился. Вы и не заметите, как ребенок начнет читать очень быстро.
Как обучить ребенка быстрому чтению
1
Во время чтения, попросите ребенка закрывать закладкой уже прочитанное слово. Этот нехитрый метод позволит нарастить темп чтения и исключить повторы.
2
Напишите на двух карточках несложное слово, а ребенок должен сложить его. На одно занятие подготовьте 8-10 слов. Это упражнение можно делать на время.
3
Возьмите несложный текст, состоящий из нескольких абзацев. Попросите ребенка читать первый абзац молча, на максимально возможной для него скорости. Следующий абзац следует читать вслух, потом снова про себя.
4
Подготовьте легкий текст, дайте его ребенку и засеките время. Через минуту остановите чтение и посчитайте прочитанные слова. Повторите это упражнение еще два раза. С каждым последующим разом, прочитанных слов будет больше.
5
Научите ребенка читать скороговорки, они помогают поставить дыхание и делают речь более четкой. Попросите малыша прочитать вам скороговорки. Пусть читает сначала медленно и вполголоса, а потом громко и уверенно. Следите за тем, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов.
6
Вовлеките малыша в процесс чтения. Начните читать сказку, остановитесь на захватывающем моменте и передайте чтение ему. После чтения ребенок должен кратко пересказать прочитанное. Если в тексте встречались незнакомые слова, объясните ему их значение.
7
Используйте на уроках таблицу Шульте, это поможет развить периферийное зрение и повысит скорость чтения. Сделать таблицу не составит особого труда, начертите на листе бумаги квадрат размером 20-25 см, разделите его на 30 ячеек и впишите в них вразброс числа от 1 до 30. Ребенок должен называть цифру и указывать на нее карандашом. Перед тем как начать упражнение ему следует зафиксировать взгляд в центре таблицы, чтобы видеть ее полностью.
Как стимулировать ребенка к учебе
Случается так, что ребенок не хочет учиться, отказывается делать домашнее задание, систематически получает плохие оценки. Он совсем не тянется к знаниям и нисколько не старается. Что же делать в таком случае?
1
Выясните причины такого поведения ребенка. Поговорите с ним, пусть он расскажет, как у него дела в школе, как он общается с друзьями. Возможно, его нежелание учиться вызвано тем, что у него не складываются отношения с одноклассниками. Проанализируйте собственное поведение. Может быть, вы чересчур контролируете его? Помните, что сила действия равна силе противодействия, и чем больше вы заставляете ребенка и применяете силу, тем больше он будет сопротивляться и не желать ничего делать.
2
Чаще хвалите ребенка за его успехи, пусть и совсем маленькие. Вместо системы наказаний (или хотя бы совместно с ней) используйте систему поощрений. Например, за каждую полученную пятерку прибавляйте 15 минут ко времени прогулки или освобождайте ребенка от мытья посуды или других домашних обязанностей.
3
Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером и у телевизора. На компьютер установите специальные обучающие программы, дающие доступ к играм и развлечениям только после выполнения упражнений (например, по английскому языку).
4
Занимайтесь развитием ребенка помимо учебы в школе. Читайте вместе с ним вслух, ходите в театр, на выставки, посещайте различные культурные мероприятия. Обсуждайте прочитанное, увиденное и услышанное. Рассказывайте ребенку о жизни выдающихся людей, о том, чего они достигли и какой ценой им это далось. Рассказывайте истории из своей жизни, из жизни родственников, друзей и знакомых.
5
Проверьте, возможно, вашему ребенку не подходит система обучения, которую используют учителя в его школе. Может быть, он мыслит совсем по-другому, а его считают бездарностью и слабым учеником. Изучите информацию о способах представления и подачи учебного материала, попробуйте объяснять ребенку то, что они проходят в школе, немного по-другому.
Как научить делить слова на слоги
1
Не стоит особенно торопиться с вопросом того, как научить ребенка делить слова на слоги. Сперва малыш должен запомнить алфавит и понять принцип соединения букв между собой. Ошибка многих родителей в том, что они пытаются научить малыша складывать единичные буквы, это препятствует дальнейшему разделению слов на слоги. Соответственно, процесс освоения чтения также замедляется. Ребенок должен читать обе буквы слога в едином слиянии. Это позволяет избежать проблем, связанных с непониманием основного принципа складывания слов из слогов.
2
Когда эти навыки будут закреплены, сконцентрируйте внимание ребенка не на словах, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.
3
Если малыш не может понять, каким образом слоги складываются в слова, можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги, нужно лишь проявить немного терпения.
4
Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем словам, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме. Слова, разложенные на слоги и взятые из привычной считалочки, воспринимаются намного легче.
Как научить делать уроки самостоятельно
1
В первую очередь постарайтесь определить причины, по которым ребенок не хочет делать уроки дома. Запаситесь терпением и помните: от того, научится ли малыш работать самостоятельно, во многом будет зависеть его отношение к учебе в дальнейшем. Понаблюдайте за тем, как он занимается; может быть, он боится неудачи, поскольку вы слишком завысили требования. В таком случае успокойте его, объясните, что вы будете любить его не только за высокие оценки, но и без них.
2
Возможно, ребенок пропустил или не понял тему - тогда помогите ему с ней разобраться. Сами прочитайте и разъясните ее своему чаду, решите несколько задач для примера. Не решайте те задачи, которые заданы учителем - пусть ребенок постарается решить их самостоятельно.
3
Если ребенок привык, что вы ему помогаете, постепенно его отучайте от этого. Сядьте с ним рядом, выделите в заданиях главное так, чтобы ребенок понял, как вы это делаете, и смог в дальнейшем это делать самостоятельно. Скажите, что ненадолго отлучитесь, но потом вернетесь и проверите все, что он сделал. Со временем такие отлучки станут все более длительными, и ребенок привыкнет делать все сам.
4
Внушайте малышу мысль (желательно это делать еще до школы), что даже если попадается трудная задача, не следует отступать. Покажите, что решений у нее может быть несколько, попытайтесь нарисовать или начертить задачу, чтобы увидеть ее в новом свете. Научите ребенка добывать информацию и не сдаваться - эти навыки пригодятся ему не только для того, чтобы самостоятельно делать домашнее задание, но и в дальнейшей жизни.
5
Как только вы увидите, что для ребенка имеют значение оценки и отношение учителя в школе, можете постепенно отходить от процесса обучения. Говорите, что не знаете этой темы и помочь ему не можете (не станете же вы помогать ему до последнего класса) - пусть привыкает к самостоятельности. Если видите ответственное отношение, поощряйте ребенка денежными или другими вознаграждениями.
Как научить пользоваться часами?
1
Четких рекомендаций по возрасту нет, когда лучше начинать обучать малыша пользоваться часами. В основном это тот момент, когда ребенок уже начал свое знакомство с миром цифр и чел. Однако для начала обучения определения времени по часам необходимо, чтобы ваше чадо не просто умело проговаривать их и считать вслух, но могло отличать их по внешнему виду.
2
Также процесс обучения пройдет гораздо легче, если вам удастся купить или самостоятельно смастерить часы с подвижными стрелками и яркими крупными цифрами. Поставьте или повесьте такие часы на видное место в комнате малыша или в той комнате, где он проводит много времени (в игровой комнате или в гостиной). Постоянно обращайте внимание ребенка на эти часы во время привычных дел: подъем, завтрак, дневной сон и т.д. Объясните своему чаду, что в каждом дне одинаковое количество часов, что маленькая часовая стрелка проходит за один день два круга по циферблату. В общении с ребенком постоянно проговаривайте время, с какого и по какой час он, например, может играть. Показывайте ему это время на игрушечных часах, пусть малыш сравнит изображение на игрушечных часах с изображением на настоящих.
3
Для более полного понимания малышом времени, познакомьте его с различными видами стрелок и с их функциями. Постарайтесь как можно проще для малыша объяснить ему понятия часа, минуты, секунды. Поясните, что когда большая минутная стрелка проходит один круг, маленькая часовая стрелка проходит одно деление, переходит на следующую цифру. Точно так же и с секундной и минутной стрелкой. Обычно у детей на начальных этапах обучения пользованию часами возникает сложность в понимании, почему стрелка находиться на цифре 3, а обозначает 15 минут. Для устранения этой сложности можно смастерить своими руками такие часы, что над каждой стандартной цифрой будет надписано количество минут: над цифрой 1 подписать 5 минут, над цифрой 2 – 10 минут и т.д.
Как научить ребенка считать в столбик
1
Приступая к обучению, начните с самого простого - со сложения. Для этого возьмите чистый листок, ручку и попросите ребенка записать числа, которые нужно сложить следующим образом: единицы - под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями. Далее под самым нижним числом проведите черту.
2
Объясните, что складывать нужно, начиная с последних цифр, то есть с единиц. При сумме меньше десяти сразу записывайте под единицами. Если же получилось двузначное число, тогда под единицами запишите количество единиц, а количество десятков запомните.
3
Теперь сложите количество десятков и прибавьте число, которое вы запомнили в уме после сложения единиц. Расскажите, что сотни и тысячи слаживаются таким же образом.
4
Выполняя операции с вычитанием, поясните, что числа нужно записывать в точности как и при сложении. Если при вычитании количество единиц в уменьшаемом больше, чем в вычитаемом, необходимо «занять» десяток.
5
Покажите, что при умножении многозначного числа на однозначное сначала умножаются единицы, затем десятки и последующие разряды. Перемножая многозначные числа, действуйте последовательно. Сначала умножьте второй множитель на количество единиц первого множителя и запишите результат под чертой. Затем умножьте на количество десятков первого множителя и снова запишите результат под первым.
6
Научите ребенка проводить операции и с делением. Для этого запишите рядышком делимое число с делителем и разделите их уголком, а результат запишите под ним.
7
Ежедневно тренируйтесь, чтобы знания развивались. Но имейте в виду: занятия не должны заключатся в зазубривании, иначе это не даст никаких положительных результатов. Не переходите от одной операции счета столбиком к другой. То есть пока ребенок не научится складывать в столбик, не приступайте к обучению вычитания.
Как научить быстро считать в уме
1
Возраст, в котором ребенок должен научиться считать в уме, у каждого разный, но в среднем это 5-6 лет. Чтобы научить ребенка быстро считать в уме, для начала его нужно научить просто считать в уме, а до этого – в принципе научить считать. Как бы очевидно это ни звучало, каждому из этих пунктов нужно уделить должное внимание, а многие родители об этом забывают.
Итак, сначала ребенок должен хорошо научиться считать предметы – счетные палочки, игрушки, что угодно, и производить с ними простые арифметические операции. Если малыш не может сосчитать, сколько получится палочек, если к двум палочкам положить еще две палочки, не требуйте от него посчитать в уме, сколько будет «2+3».
2
Чтобы ребенок хорошо освоил счет в уме, он должен хорошо быть знаком с понятиями «больше» и «меньше», «поровну», разбираться в составе числа. Существует несколько разных приемов счета в пределах десятки. Ежедневными веселыми занятиями необходимо добиться того, чтобы малыш разбирался в составах чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10. Он должен освоить, например, все способы получения числа 7 в пределах десятки (1+6, 2+5, 3+4). У детей прекрасная зрительная память, поэтому даже постоянно глядя на такие примеры, ребенок привыкнет к их значениям. Очень полезно для таких операций использовать обычные карточки с цифрами или «кассу цифр».
3
С помощью игрушек или других наглядных примеров изучите с ребенком состав числа 10, чтобы он знал, что 10 – это 2+8, 3+7, 4+6 и т.д. Объясните ему, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется (разумеется, можно не так научно – «если поменяем числа местами, все равно получим столько же»), объясните, что вычитание – обратная к сложению операция. Когда дошкольник освоит сложения в пределах десятки в уме, дело пойдет гораздо быстрее.
4
Чтобы выйти за пределы десятки, можно использовать способ «до десятки». Например, требуется сложить 7 и 5. Числу 5 до 10 не хватает 5, их мы забираем у 7, остается 2. То есть, 7+5=5+5+2. А прибавить 2 к 10 не так уж сложно.
5
Главное в освоении быстрого счета в уме – это наглядность. Предложите, например, ребенку складывать и вычитать числа, которые он видит на улице. Номера машин, например. Проехала машина с номером 398 – предложите посчитать, сколько будет 3+9+8 и т.д.