4.Развивающая предметно- пространственная среда
1.Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС.
2.Паспорт группы.
3.Презентация на тему: "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО".
4.Презентация "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наука о среде Среда - это «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (В. А. Ясвин ) ? Задание: найдите в материалах ФГОС подтверждения, соответствия этому определению. Среда с точки зрения психологии : условие, процесс и результат саморазвития личности ? Задание: Объясните своими словами, приведите примеры из материалов ФГОС ДО. Среда с точки зрения педагогики : условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. ? Задание: попробуйте объяснить понятие «базовые ценности», найдите упоминание ценностных категорий в документе ФГОС ДО
? Какая характеристика среды, во ФГОС ДО, отражает интегративный характер работы педагога в образовательных областях? (найти непосредственно в документе ФГОС ДО) Образовательные области ФГОС ДО : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Найдите ответ в тексте ФГОС ДО; приведите примеры
Внимание! Для вас новый инструктивно-методический материал «Формирование структуры и содержание игровой поддержки развития детей в дошкольном образовательном учреждении» Вид учебного издания: методическое пособие Автор: П.В. Быстров Представлено как «Современные образовательные технологии» Рецензируемый методический комплект включает «Перечень целевых комплектов игровых средств» (ЦКИС) и пособие, где дано обоснование структуры и содержания основных направлений и задач игровой поддержки детей дошкольного возраста. В материале учтены требования к среде:«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»…
В «Перечне…» выделено 7 программных направлений развития «Направления» обеспечиваются 20 ЦКИС : 1. Развитие движений рук 2. Сенсорное развитие 3. Развитие речи 4. Развитие мышления 5. Развитие представлений об окружающем мире 6. Социально-эмоциональное развитие 7. Эстетическое развитие
« Какие ниши среды (содержание и наполнение ЦКИС) ДОУ наиболее актуальны ? » По Вашему мнению, можно ли так ставить вопрос? Почему? – для продуктивной деятельности; – для экспериментальной деятельности; – для трудовой деятельности; – мебель для групповых помещений; – спортивные залы; – бассейны; – музыкальные залы; – художественные студии; – оборудование помещений для релаксации; – оборудование детских площадок на улице; – кабинеты специалистов ДОО. ? Посмотрите на список и соотнесите с обр. областями ФГОС ДО
Среда многолика ФГОС ДО об аспектах предметно-пространственной образовательной среды 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. ? Задание: приведите примеры к пункту « 4». В чем выразится содержание среды? Вспомните о феноменах «полифункциональности», «интегративности» среды
Среда многолика ФГОС ДО заявляет о формировании «социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей» ФГОС ДО рассматривает среду так: система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития ФГОС ДО определяет предметно- развивающую среду как полифункциональную ? Задание: во ФГОС ДО вводится и «образовательная среда» - объясните своими словами это понятие
Вариативность среды предполагает: ● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) ● разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования ● периодическую сменяемость и появление новых предметов ? Покажите вариативность среды (предметно-пространственной) на нескольких примерах (во второй младшей группе) ? Какой документ поможет с подбором элементов среды? ? Приведите пример одного-двух полифункциональных элементов вариативной среды Вариативность и полифункциональность – вернемся к требованиям ФГОС ДО
ФГОС. Содержание образовательных областей для раннего возраста (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; Материал программы «Кроха» и ее приложений о предметно - пространственной развивающей среде для раннего возраста ? Задание: Припомнить или смоделировать самостоятельно какое-либо игровое пособие для раннего возраста по развитию навыков самообслуживания ( с возможной интеграцией различных образовательных областей)
Трофика среды! ФГОС. Содержание образовательных областей для дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. ? Задание: Рассмотрите фото на следующих двух слайдах; опишите элементы среды и назовите их; укажите также образовательную область, задачи, а также возможные интеграции.
12 Есть ли подобные элементы среды в вашей группе? Какие? В какой технике?
Внимание! ? Что в «Общих положениях» и «Требованиях…» ФГОС ДО о предметно-развивающей среде представляется Вам наиболее важным, принципиальным? Подкрепите свою мысль примерами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно-пространственная среда проектируется на основе: Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного воспитания № 1155 от 17 октября 2013 г.; Реализуемой в детском саду образовательной программы; Материальных и архитектурно-пространственных условий (наличия нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); Предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; Общих принципов построения предметно-пространственной среды.
Зачем нужна развивающая предметно- пространственная среда ребёнку? Влияние среды начинается уже с раннего возраста. С каждым годом ребенок меняется, узнает много нового, обогащает свой опыт и накапливает информацию об окружающем мире. В процессе развития ребенка окружающая среда не только определяет условия его существования, но и во многом составляет основу для формирования потребностей. Детский сад — это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда воспитателю? Реализация любой образовательной программы требует от воспитателя организации своеобразной материальной среды. Развивающая предметно-пространственная среда создается с учетом: - возрастных возможностей детей; - половых особенностей и интересов; - конструируется таким образом, чтобы ребенок в детском саду мог найти для себя увлекательное занятие. Развивающая среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, обеспечивающим такие направления, как: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс .
Всякая ли предметно-пространственная среда является развивающей? Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть, в ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении ряда принципов построения развивающей среды в группе детского сада.
Принципы построения РППС в ДОУ динамичности – статичности среды дистанции, позиции при взаимодействии детской активности, самостоятельности, творчества эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого учёта половых и возрастных различий детей открытости – закрытости среды сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды опережающего характера содержания уважения мнения ребёнка гибкого зонирования уважения к потребностям, нуждам ребенка
Одна среда для всех? Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и др.
Смысл заложенный в ФГОС - это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Дошкольное образование должно ориентироваться не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Осуществление образовательного процесса происходит, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.
Целостная модель построения РППС
Целостная модель РППС Предметное содержание: игры; предметы и игровые материалы. Пространственная организация: познавательные центры (должны строится на основе интеграции содержания и видов деятельности). Изменение во времени: обновление пособий; обогащение центров новым материалом; стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач, развёртывания определенного вида деятельности) .
Проблемы при проектировании РППС К сожалению, в практике работы некоторые варианты построения развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада имели ряд недостатков: прежде всего, среда оставалась статичной; в некоторых случаях расстановка мебели ограничивала потребность дошкольников в движении; нередко во всех возрастных группах повторялась одна и та же организация игровых центров с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой; оснащение учебных и игровых центров носило выставочный характер, мало использовались продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка; при создании не всегда учитывались особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности; дети не принимали участия в проектировании и изменении среды; существовали необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.
Основные моменты при проектировании РППС При организации развивающей предметно- пространственной среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей детей, которые имеют свои отличительные признаки: Для детей третьего года жизни отличительным является наличие свободного, большого пространства, где они могут быть в активном движении – лазании, катании . На четвёртом году жизни ребенку необходим развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими . В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в развивающей предметно- пространственной среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
Роль РППС в развитии детей Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной, развивающей. Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника . Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя : центр игры; центр двигательной деятельности; центр конструирования; центр музыкально-театрализованной деятельности. Спокойный сектор : центр книги; центр отдыха; центр природы. Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя : центр познавательной и исследовательской деятельности; центр продуктивной и творческой деятельности; центр правильной речи и моторики .
Спасибо за внимание!