"Учитель России - 2023"
Тема моей методической мастерской на конкурсе "Учитель России - 2023" - «Лэпбук как способ развития познавательной активности и систематизации знаний младших школьников на уроках русского языка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые члены жюри. Меня зовут Иванова Оксана Викторовна. Я учитель начальных классов высшей квалификационной категории Сормовской православной гимназии им. Иоанна Богослова.
Тема моей методической мастерской «Лэпбук как способ развития познавательной активности и систематизации знаний младших школьников на уроках русского языка»
Одна из серьезных проблем современного образования - значительное снижение познавательной активности учащихся. На практике я стала замечать, что учащиеся просто заучивают правила, не понимая их смысла, у ребят пропадает мотивация к обучению. Да и многие правила вызывают затруднения для понимания. Ведь основная задача учителя, в учебном процессе, заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он смог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно их расширить. Одним из способов достижения этой цели я нахожу использование на уроках методику создания лепбука.
Не секрет, что у каждого человека ведущим является свой вид памяти.
Как правило, учитель начальной школы использует на уроках огромное количество наглядности. Соответственно для ребёнка, у которого преобладает зрительная память это прекрасно подходит. Он легко выучит правило, стихотворение по картинке, плакату или схеме. Это очень сильно облегчИт ему обучение.
Речь учителя, ответы одноклассников, проговаривание хором – материал, который воспринимается на слух ребёнком – аудиалом.
А что делать ребёнку – кинестетику? Ему ведь надо всё потрогать, пощупать. Детям, познающим мир тактильным способом, очень сложно воспринять словесные объяснения учителя. Педагогу приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Также в каждом классе есть особые ученики, таких принято называть «слабыми». Для них процесс запоминания так же вызывает большие трудности. Чаще всего неудачные попытки приводят к тому, что ребёнок просто теряет интерес не только к данному материалу, но и к предмету в целом. К таким ученикам нужен особый подход.
Размышляя над данной проблемой, я вспомнила своё детство, когда мы с подружками делали домики для бумажных кукол, объёмная книжка с яркими запоминающимися картинками.
Мне стало интересно, есть ли подобное средство в обучении детей. И вот совсем недавно для себя открыла познавательную форму совместной работы с детьми - создание лэпбука.
Впервые «Лэпбук» появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006 году. Адаптировала данное средство обучения для российского образования Татьяна Пироженко.
Лепбук – это самодельная интерактивная тетрадь с кармашками, дверками, окошками, с вкладками и подвижными деталями, на которых размещается информация по какой – то определённой теме. В неё удобно включать все правила изучаемые на уроках русского языка.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС:
- позволяет интегрировать разные виды деятельности (речевую, познавательную, игровую);
- позволяет учитывать индивидуальные способности детей (в нём представлены задания разной сложности);
- даёт возможность структурировать сложную информацию;
- позволяет разнообразить самую скучную тему и научить простому способу запоминания (особенно если ребенок кинестетик и визуал);
- вариативность использования заданий (есть возможность добавлять новые задания в «кармашки»).
Так же эта тетрадь помогает оживить уроки.
Учащимся лэпбук поможет запомнить скучные правила в игровой форме, повысить интерес к изучению предмета, собрать изученные темы в одном месте и многократно повторять их.
В работе с лэпбуком я выделяю три этапа: у каждого свои задачи и содержание.
Знакомство с тетрадью начинаю с первых дней обучения детей в школе. На подготовительном этапе в первом полугодии букварного периода знакомлю каждого ребёнка к обращению с лэпбуком как информационным помощником. Для этого первоклассники знакомятся со строением тетради, каждый ребёнок изготавливает отдельную страничку, посвящённую какой-либо букве. Затем эти странички могут быть собраны в отдельную папку.
На этом этапе лэпбук может изготавливаться в виде раскладушки. Он может быть посвящён работе со звуком, словом.
На начальном этапе, во втором полугодии первого класса, необходимо сформировать у детей первоначальные умения пользоваться лэпбуком, познакомить с элементами исследовательской деятельности. На этом этапе у детей формируется представление о нём как об обучающей папке.
На основном этапе нужно научить детей приёмам работы с информацией разных видов, научить отбирать содержание для наполнения тетради, а самое важное - выработать привычку обращаться к нему в случае необходимости повторения и закрепления материала.
Чтобы решить поставленные задачи, работать с тетрадью можно на уроках разного типа:
На уроках открытия нового знания учащиеся узнают новые термины, правила, учатся применять их на практике.
Введение новой темы возможно с помощью интерактивной тетради в разных вариантах:
первый вариант - в лэпбуке есть только названия разделов и его нужно будет постепенно заполнять в ходе изучения темы.
Например, изучая тему «Имя существительное» во 2 классе, первый кармашек будет на определение части речи, где учащиеся разбирая правило выделяют ключевые слова и вписывают их в рамку лэпбука. На этапе первичного закрепления ребята выполняют задание на определение части речи однокоренных слов из лэпбука. А дома имеют возможность сканировав QR-код и выполнить дифференцированное задание на платформе «Яндекс.Учебник» по выбору. На следующих уроках, уже в 3 классе изучаются категории имени сущечтвительного и лэпбук дополняется. новыми правилами и примерами.
Второй вариант введения новой темы: это может быть заранее подготовленная и наполненная материалами страничка тетради, которую учитель показывает и предлагает внимательно рассмотреть, задать вопросы, изучить, тем самым активизируя познавательные возможности, проводя пропедевтику работы на будущих уроках.
Например, при изучении темы «Состав слова» в 3 классе можно показать всю страничку с паровозиком, где обозначены все части слова. Дети в ходе работы с лэпбуком выстраивают содержательные линии будущих уроков. При изучении приставки в облачко учащиеся собирают все приставки, которые им встречаются и т.д. В конце всех уроков выводят алгоритм разбора слова по составу и выполняют тренировочные упражнения на платформе «Яндекс.Учебник» по QR-коду, размещенному в лэпбуке.
На уроках закрепления и рефлексии главное – научить фиксировать собственные трудности, учить выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления, а так же повторить и обобщить пройденный материал. Для реализации дифференцированного подхода можно использовать разные варианты лэпбука: полностью оформленные или с возможностью добавления материалов в разделы папки.
Например, можно организовать работу со словарными словами, причём у каждого ребёнка свои слова, те, которые он никак не может запомнить. Изготавливаются круги (два или три со слогами, в зависимости от кол-ва слогов в слове), в центре скрепляю ниткой и поворачивая круг учащиеся составляют словарные слова, раскрашивая каждое слово одним цветом и выделяя незапоминающиеся буквы.
При изучении темы «Однокоренные слова», детям предлагается задание в лэпбуке: записать на грибке вкладыше однокоренные слова по имеющемуся на шляпке корню и поместить грибы в корзину - кармашек. Причём работу можно организовать в парах с взаимопроверкой. Дома ребята выполняют проект «Гербарий – корнярий».
На этих уроках многократное повторение одного и того же учебного материала происходит в разных форматах и способствует успешному закреплению материала, применению знаний в новых ситуациях.
На уроках систематизации знаний уместно организовать работу, направленную на создание самого лэпбука. Для этого есть соответствующие предпосылки:
- дети уже обладают необходимым запасом знаний по данной теме, а работа над макетом или лэпбуком поможет детям выделить главное, систематизировать и структурировать информацию, а также продемонстрировать индивидуальный уровень знаний по данной теме, добавляя разделы лэпбука или пополняя уже имеющиеся.
Например, работая со словарными словами, учащиеся постоянно добавляют их в лэпбук. Во втором полугодии первого класса при изучении темы «Правописание гласных после шипящих» - есть возможность дополнять бочки новыми словами. Учащиеся дома придумывают слова с «дырками» для соседа по парте, а на уроке ими обмениваются.
При изучении темы «Текст» в 3 классе проводится работа с правилом, выделяя ключевые слова. Так же слова выделяются и в самих текстах, наблюдая над строением и определяют вид текста, вкладывая его в соответствующий кармашек (учащиеся могут дополнять виды текстов своими примерами).
Целесообразно на таких уроках использовать групповые формы работы, тогда вместе с развитием познавательных универсальных учебных действий, дети приобретают навыки работы в группе, учатся взаимодействовать друг с другом.
Уроки развивающего контроля проводятся по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.
Очевидно, что на уроках данного типа применение лэпбука практически невозможно. Поэтому предлагаю использовать в нём QR-коды. Для этого нахожу задания, имеющие функции контроля в сети Интернет на платформах «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», после чего при помощи специальной программы можно сгенерировать QR-код. Таким образом, используя современное цифровое оборудование, дети одновременно могут через QR-коды получить доступ к заданиям, отобранным учителем для контроля, выполнить их, получить объективный результат в виде отметки, а так же выполнить работу над ошибками.
Например, при изучении темы «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне», учащиеся могут воспользоваться QR-кодами для тренировки знаний базового и повышенного уровня, а так же проверить свои знания по данной теме, они получают QR-коды, которые приведут их на платформу «Яндекс. Учебник», где для них сгенерированы индивидуальные задания, которые система проверит автоматически.
Таким образом, создание лэпбука может стать формой представления итогов проектной или творческой работы обучающихся, итогом изучения темы или раздела по любому учебному предмету.
Важно обратить внимание на разделы лэпбука, они должны отражать все ключевые вопросы темы.
Ценным является то, что для его создания ребенку необходимо научиться из большого объема информации выбрать необходимую.
Учащиеся с удовольствием играют с лэпбуком на переменах, составляя слова, придумывая различные игры и формы наполнения тетради.
Работа по изготовлению лэпбука происходит в несколько этапов:
1 этап - Выбор темы.
Нужно решить, будет лэпбук формой обобщения знаний по одной теме или по целому разделу, ставлю цель, задачи. Когда тема определена, перехожу к плану.
2 этап – Продумываю, какими материалами заполню учебное пособие. Это могут быть игры, стихи, загадки, пословицы, картинки, конверты с играми, карточки с заданиями, кроссворды и т.д. Важно не перегружать лэпбук методическими рекомендациями, никаких больших текстов с описаниями и лишней информацией! Здесь приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
3 этап – Рисую макет лэпбука. Продумываю, в каком месте, в каком виде будет отображаться каждый из пунктов плана. Схематично зарисовываю. Иногда ребята, проявляя творчество, сами планируют где, что и как разместить на страничке. Очень важно расположить материал по разделам, чтобы ребёнок не тратил много времени на поиски нужной страницы.
4 этап – Всё распечатываю. Можно воспользоваться готовыми шаблонами конвертов, кармашков, которые можно найти в интернете.
5 этап – работа с лэпбуком на уроках и переменах.
Практическое применение проводится с обучающимися на базе «Сормовской православной гимназии», где обучение ведётся по программе «Школа России».
Оценку уровня сформированности «Познавательной потребности» я проводила по методике Льва Моисеевича Фридмана. Диаграмма показывает, что реализация данного средства обучения положительно сказывается на уровне развития познавательной потребности. Большой процент учащихся проявляют повышенный интерес у детей к урокам русского языка. Так же была отмечена быстрая усваиваемость материала.
Учащиеся являются активными чтецами своих сочинений на радио «Образ», участниками гимназической игры «Всезнамус», а так же с удовольствием участвуют в олимпиадах по русскому языку различного уровня, занимая призовые места.
Эффективность применения лэпбука позволила предположить возможность его использования в дальнейшем. Так же в 4 классе планируется работа с лэпбуком на уроках окружающего мира после изучения оределённого блока темы.
Опыт работы по данной теме был представлен на методическом объединении и педсовете гимназии. Проводился мастер-класс для коллег школы №156 им.Б.И.Рябцева, материалы публиковались в интернет-источниках.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Здравствуйте, уважаемое жюри. Вашему вниманию был представлен урок русского языка в 3 классе «Собственные и нарицательные имена существительные» по программе «Школа России».
Урок входит в раздел «Части речи» является шестым при изучении данного раздела.
Тип урока: систематизация знаний по теме «Собственное и нарицательное имя существительное»
Форма урока: урок-практикум
Цель урока: закрепить и углубить понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Данную цель дети формулировали вместе со мной.
На уроке осуществлялись учебные задачи, направленные на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Структура урока соответствует типу систематизации знаний и помогает каждому включиться в работу, увидеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические знания и практические умения учащихся, полученных ранее на уроках русского языка. Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.
При разработки данного урока учитывались основные психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 3 класса.
Урок разрабатывался в соответствии с принципами активизации познавательной деятельности, научности, доступности, построен в логике системно-деятельностного подхода.
Для обеспечения мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся был использован прием создания странички из «Лэпбука».
В основе данного урока лежит технология создания странички из лэпбука. Выбор данной технологии обосновывается возрастными особенностями учащихся.
Поскольку в классе находятся дети с разным типом восприятия материала, то я старалась на уроке применять методы и приемы, направленные на восприятие информации и визуалами, и аудиалами.
Практика показывает, что большинство учащихся является визуалами, поэтому считаю, что наиболее эффективно использование метода наглядной передачи информации в виде странички из лэпбука и презентации.
Для детей аудиалов – методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (речь учителя, ответы одноклассников, проговаривание хором).
В ходе урока можно выделить следующие этапы:
- Мотивация учебной деятельности
- Содержательный - этапы актуализации уже имеющихся знаний
- Рефлексивно-оценочный
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка), которая органично связала предыдущие и последующие этапы урока.
Также на уроке был использован раздаточный материал: карточки для заданий в парах, страничка из лэпбука, карточки для обратной связи.
В течение всего урока осуществлялся текущий контроль за работой учащихся. Обратная связь организовывалась при помощи сигнальных карточек. Я считаю, что урок прошел успешно. Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Каждый ученик был включен в активную познавательную деятельность.
Рефлексия полученных знаний была организована с использованием «Рефлексивного экрана». Мы выяснили, что детям урок понравился и они остались довольны собой. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке используется мной как одна из составляющих успешной социализации личности.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр: