"Учитель года -2013"

Иванова Оксана Викторовна

Презентация педагогического опыта на районе, открытый урок на район, визитка и мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учатся у того, кого любят»

И.В. Гете

    Далеко… Далеко в детстве… В детстве я выбрала свою профессию. Профессию – учителя.

   Помню: я, маленькая десятилетняя девчушка, рассаживая на полу кукол, выводила закорючки мелом на старом чемодане. Чуть позже папа смастерил мне классную доску, а подружки сидели среди кукол и так же выступали в роли учениц, записывая что-то в тетрадках, разрезанных на две половинки.

      И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»… Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас: я – первая учительница. Именно я встречаю первого сентября малышей-первоклассников и веду их в мир знаний. По традиции, старшеклассники дарят новичкам символические «ключики знаний», связывая в сознании «детей-первооткрывателей» сказку и действительность. А проводником по удивительному миру Знаний буду я – первая учительница. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они для нас, педагогов, верными соратниками, единомышленниками. От меня зависит, какой действительность будут воспринимать мои друзья-первоклашки: победит ли, как в сказке, добро и справедливость в их душах; смогут ли они, став взрослыми, сохранить в себе веру, надежду, любовь; смогут ли выйти во «взрослый» «жестокий» мир яркими личностями.

   Итак, звонок прозвенел. Вот тебе моя рука… Я всегда буду рядом… Я помогу… Я порадуюсь твоим успехам. Вперед – в «большой мир»!..

     Педагогическое кредо, как и всякая вера, вынашивается в муках, в трудах, в сомнениях, в слезах, в боли, в обидах. Его не выдают вместе с дипломом педагогического университета. Но именно в стенах университета я впервые задумалась о том, что будет главным в моей деятельности, постепенно начинали формироваться мои профессиональные педагогические заповеди:

  • Всякий ребенок от природы талантлив.

   Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учеба была им в радость, нужно, чтобы они все время, каждый день получали и создавали что-то новое. Представляете, к нам на классный час вдруг залетел инопланетянин! Настоящий! Зелененький! И ребята его не испугались, а помогли разобраться в сложных «земных знаках дорожного движения». Каждый рассказал Вушу (так звали инопланетянина) о себе, и … обо мне – учителе; в творческой мастерской разработали самый безопасный маршрут до школы; каждый поразил Вуша своим талантом…

  • Развивая личность ребёнка – развивайся сам.

    Современный учитель должен находиться в постоянном поиске интересных форм и методов учебной и воспитательной работы, нового смысла своей деятельности. «Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». (Авиценна). Поэтому мне не стыдно учится у своих учеников тому, чем они владеют лучше, чем я - новым компьютерным технологиям. Как-то на уроке окружающего мира  мои ученики демонстрировали сделанные презентации, а Даша принесла видеоролик. Всем стало очень интересно, как и в какой программе монтируются ролики. Мы с ребятами остались после уроков и попробовали сделать ролик о нашем классе. Творили все! И ролик получился!

  • Создавай ситуации успеха.

   Я уверена, творческое использование профессиональных знаний, разнообразие форм, методов и приёмов, изучение передового опыта помогут мне в создании ситуации успеха, формировании у детей особого типа мышления, социализации их личностей. На своих уроках я всегда стараюсь создать атмосферу доброжелательности. Мы смело можем шагать навстречу завтрашнему дню!

   Вот тебе моя рука! Я всегда буду рядом! Я помогу! Твори! Открывай мир Знаний! Открывай мир людей! Наполняй его светом своей души! Все получится! Вперед!



Предварительный просмотр:

Презентационный материал.

Современная школа вступила в стадию освоения новых государственных образовательных стандартов. Одним из направлений изменения начального образования является включение в образовательный процесс современных информационных технологий. Их использование помогает учителям перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Именно о системно-деятельностном подходе как о ведущем в современном образовании говорится в государственном стандарте. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с игровыми технологиями. Именно эта идея и лежит в основе моей концепции профессиональной деятельности.

Основная цель педагогической деятельности - формирование развитой творческой личности, готовой к саморазвитию, мотивированной к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности,  осуществляющей сотрудничество с педагогами и сверстниками. В целом, можно говорить о воспитании информационной культуры, которое заключается в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

 - формирование навыков и умений, связанных с использованием ИКТ (работа с интерактивной доской, создание презентаций, видеороликов и т.д.);

- развитие логического мышления, воображения, памяти, целостного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать и анализировать, художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

- воспитание нравственных качеств личности, стремления к самостоятельному отбору информации,  формирование эстетического отношения к искусству слова, умения работать в группах.

    Любая педагогическая технология опирается, прежде всего, на возрастные особенности детей, которые, несомненно, учитываются педагогом при выборе тех или иных технологий.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Основными ценностями (по Программе духовно-нравственного развития) в моей педагогической деятельности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. Именно на осознание их (ценностей) учащимися и направлена моя педагогическая деятельность. 

Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В данном возрасте  в игре развивается: мотивационно-потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение  для ребёнка, чем личные); появляется познавательный интерес  (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает  в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания); развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения).

В структуру игры как процесса  входит: взятие на себя роли, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов ИКТ (электронные учебники, построенные по принципу «виртуального урока» с «виртуальным учителем» и «виртуальными учениками», тренажёры, мультимедийные презентации и т.д.).

«Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности».

Педагогическую технологию, объединяющую возможности ИКТ И социоигровых технологий, можно представить в следующей схеме:

Информационно-образовательная среда  нашего образовательного учреждения позволяет использовать ИКТ на уроках в школе (компьютеры, интерактивные доски, мультимедиапроектор, базы данных, программные продукты и др.), а также я использую данные технологии и  во внеурочной деятельности в качестве дистанционного обучения (через свой сайт консультирую родителей, учащихся).

Среди использованных мною методов и приемов можно выделить следующие:

 - работа с электронными учебниками по разным предметам;

 - использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) для работы с интерактивно доской;

- создание презентаций к урокам;

 - творческие работы учащихся.

Урок с использованием ИКТ имеет свои методические возможности и преимущества:

- повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и другие;

- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;

- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

- формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1 классов – 10 мин, со 2-5 классов – 15 мин.

Анализируя опыт использования, информационных  и социоигровых технологий на уроках можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объём выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

     Особое внимание я уделяю анализу результатов педагогической деятельности. Результативность бывает внешняя и внутренняя.

     Внешнюю можно  рассматривать на уровне динамики учебных достижений,  высоких показателей результатов участия учащихся в различных олимпиадах, конкурсах, смотрах.

Рассмотрим процент качества в параллели 2 классов (2011 – 2012 учебный год). Следует отметить, что самый высокий процент качества у 2 «А» класса (учитель: Гурина О.В.) - 73%. А по итогам первой четверти (2012 – 2013 учебный год) -  третьего «А» класса -  75%.

     По результатам проведённых олимпиад среди учащихся первых классов в 1 «А» классе результативность была не высока, что и отмечено на диаграмме. Но в результате применения ИКТ и социоигровых технологий результативность намного увеличилась. В третьем классе уже 18 человек стали победителями и призерами школьных олимпиад.

     

     

     Внутреннюю результативность можно проследить по сформированности психологических новообразований личности учащихся. Давыдов В.В. в своей книге «Психическое развитие  в младшем школьном возрасте» говорил, что психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться  такими новообразованиями, как произвольность мышления, рефлексия, внутренний план действий. А так же  можно говорить о сформированности у детей  целенаправленного наблюдения, коммуникативности, снижения уровня тревожности.

     Учащимся первых классов требуется опора на внешние раздражители: предметы, модели, рисунки. К третьему классу ребята уже заменяют предметы словами, могут удерживать в голове образы предметов. Это означает, что интеллектуальное развитие учащихся поднялось на новую ступеньку,  у них формируется внутренний план действий. С помощью методики «Аналогии» можно оценить особенность вербального (понятийного) мышления (методика представлена в приложении). Направленность исследования: установление логических связей между словами по заданному образцу. Детям даётся инструкция: «выбрать одно из  пяти слов,  которое находится в такой же логической связи с контрольным».  Для оценки используется количество правильных ответов, которое по таблице переводится в баллы.

    Протестированы  3 класса: 2 «А» класс – где применялись социоигровые и информационно-коммуникативные технологии -  и 2 «Б», 2 «В» классы – с традиционными формами обучения. Из диаграммы видно, что наибольшее количество баллов набрали дети 2 «А» класса.

Так же с помощью методики «Исключение лишнего» (методика представлена в приложении) можно исследовать способность к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки. Этой методикой тестировались учащиеся моего класса (1, 3 классы). В первом классе на предметном,  а в третьем – на вербальном материале. Результаты исследования первоклассников показали, что учащиеся 1 «А» класса не справились с предложенным заданием, а уже в третьеклассники показали хорошие результаты.

     Одним из новообразований является рефлексия. Под рефлексией понимается умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом. Её целью является не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и приёмы работы с учебным материалом. Рефлексия может проводиться на различных этапах урока: в начале урока как эмоциональный настрой и в конце для выявления уровня осознания содержания пройденного.

     Используя методику «Дерево творчества» (Сказочное дерево) (методика представлена в приложении) можно увидеть, плодотворно ли прошёл урок (или день), удовлетворён ли ребёнок полученными знаниями или хотелось  бы ему узнать больше.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно; 
Цветок – довольно неплохо; 
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём; 
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость

    С целью рефлексии  проводится анкетирование учащихся, из которого видно, доволен или нет ребёнок своей работой на уроке, длинным или коротким показался ему урок и т.д.:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно 

     Если в первом классе учащиеся отвечали, что они устали, настроение ухудшилось, материал им был не совсем понятен, на уроке было скучно, то к третьему классу, после того как стали применяться социоигровые и информационно-коммуникативные технологии,  дети стали  давать такие ответы, как: на уроке я был активен и остался им доволен, материал урока мне был понятен и интересен, домашнее задания мне кажется полезным и т.д.

     Так, к третьему классу учащиеся стали на уроках более активными. Например, если в первом классе активно работало 7 человек, а остальные просто «отсиживались», то к третьему – 19 человек.

     Чтобы проверить сформированность коммуникативных качеств, я воспользовалась методикой «Придумай  игру» (методика представлена в приложении). Если детям в первом классе придумать игру было сложным, то уже к третьему классу они с лёгкостью это делают и получают максимальное количество баллов.

Презентуемый опыт

     Свой педагогический опыт я распространяю на некоторых сайтах в интернете:

1. www.nsportal.ru  Ссылка на мою страницу: Мой Сайт учителя начальных классов на nsportal.ru

2. www.4stupeni.ru (26 публикаций)

     А так же выступая на педсовете и методическом объединении среди учителей нашей школы с темой самообразования «Применение игровых и информационно-коммуникативных технологий в начальной школе» делилась опытом с учителями нашей школы.

     Мной были выведены некоторые рекомендации по использованию и созданию презентаций, а так же критерии оценивания презентаций, сделанных учащимися.

Рекомендации учителям

  1. Слайды презентации используйте во время объяснения,  закрепления или создания проблемной ситуации на уроке.
  2. Отбирайте  материал для создания презентации  соответствующий принципам научности, доступности, наглядности.
  3. Последовательность  показа и логика построения  слайдов должны зависеть от содержания изучаемого материала и особенностей восприятия детей конкретного класса.
  4. В презентацию обобщающего урока включай схемы, таблицы, диаграммы. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
  5. Используйте возможности компьютерной анимации (но эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации).
  6. Не стройте весь урок на презентации. Помни! 1 класс – 10 минут, 2-5 класс – 15 минут.
  7. Приобщайте самих обучающихся к созданию электронных презентаций.

Критерии оценивания презентации

1. Содержание:

- грамотность;

- краткость и содержательность информации.

2. Оформление:

- логическая последовательность изложения;

- наличие единого стиля оформления.

3. Оригинальность представления:

- необычное начало;

- использование дополнительных эффектов (звук, графика, анимация).

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

2) Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 8 с.

3) Лапчик М.П. методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.

4) Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 28 с.

5) Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – 12 с.

6) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13./ Информатика и образование, 2002.

7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I.

8) www.eti-deti.ru/child/105.html.



Предварительный просмотр:

Анкета участника конкурса.

1

Название ОУ

МБОУ СОШ № 156

2

Фамилия, имя, отчество полностью.

Гурина Оксана Викторовна

3

Дата рождения

07.02. 1978

4

Место рождения

пос. Угра, Угранского района, Смоленской области

5

Место работы – название учебного заведения(строго по уставу), занимаемая должность в настоящий момент, с какого года работаете в данном учебном заведении, параллели, в которых преподаёте.

МБОУ средняя

общеобразовательная

школа № 156 учитель начальных классов с 2002 г.; преподаю с 1 по 4 классы.

6

Базовое образование (укажите название и год окончания ВУЗа и факультета) или иного учебного заведения.

«Нижегородский государственный педагогический университет» психолого-педагогический факультет  2006 г. (учитель начальных классов и учитель безопасности жизнедеятельности)

7

Педагогический стаж (полных лет) и квалификационная категория

10 лет; I квалификационная категория

8

Имеется ли сертифицированная авторская программа? Её название.

Нет

9

Какие новые приёмы, методы, методики используете в своей работе?

Метод проектов, ТРКМ,

ИКТ, социоигровые методики.

10

Учёная степень, почётные звания, правительственные и отраслевые награды.

ГРАМОТА за добросовестный труд (Е.М.Поляшова, 2009 г.)

ГРАМОТА за высокие результаты в обучении и воспитании  подрастающего поколения (И.Б.Тарасова, 2010г.)

Благодарственное письмо за проведение социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать» (в/ч №54046, полковник С.Нырков, 2012 г.)

11

Публикации в периодических изданиях, книги, брошюры и т. д

Публикации в электронном СМИ:

  1. Воспитательная программа «Мой дом, мой класс и Я – дружная семья» http://nsportal.ru//node/301137
  2. Социальный проект «Есть такая профессия – Родину защищать» http://nsportal.ru//node/301150

12

Какое настроение наиболее полно выражает ваше профессиональное самочувствие сегодня?

Оптимизм и новые надежды.

13

Ваши кумиры в профессии.

Лысенкова С.Н., А.С. Макаренко.

14

Ваша отличительная черта как педагога?

Ответственность, мобильность, коммуникабельность, отзывчивость.

15

Ваши три желания «золотой рыбке»

Для себя

Для школы

Для города

Для России

Здоровья и  семейного счастья.

Техническое оснащение кабинетов.

Доступные учреждения дополнительного образования.

Процветания, стабильности, мира.

16

Что бы вы хотели изменить в своей педагогической деятельности.

Расширить познания в области психологии, логопедии. Получить второе высшее образование в данных областях знаний.

17

Самое важное качество, которое Вы бы хотели воспитать у своих учеников

Порядочность.

18

Ваш любимый афоризм или девиз?

"Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе. Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться ".

19

Ваши любимые художественные произведения

Поэзия серебряного века, Эрик Берн «Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», х/ф «Большая перемена»

20

Ваше отношение к современным инновационным средствам обучения.

 Положительное. Они (средства обучения) помогают в совместной работе, со-творчестве, со-бытии.

21

Наиболее полезные и посещаемые сайты сети Интернет на Ваш взгляд.

www.nsportal.ru

www.4stupeni.ru

www.openclass.ru

www.pedsovet.su

22

Телевизионные передачи, которым вы отдаете предпочтение

Информационные, научно-познавательные.

23

Периодические издания, которые Вы покупаете или на которые подписаны

 «Начальная школа».

24

Чем вы можете блеснуть на сцене?

Артистическими способностями.

25

Что Вы ждете от участия в конкурсе «Учитель года – 2013»  в профессиональной деятельности, личной жизни?

Самореализации и творческого подъёма.



Предварительный просмотр:

Фогель Оксана Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №156 им.Б.И.Рябцева»

г.Нижнего Новгорода

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе

по программе «Гармония»

«Ещё об одной опасности письма»

Тип урока: урок-исследование.

Тема урока: «Ещё об одной опасности письма».

Цель урока:

формирование умения правильного написания глагола с возвратным значением на –тся и –ться средствами социоигровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока:

  1. продолжать знакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах;
  2.  учить обосновывать правильность выбора окончаний [ца] или  –тся и –ться при написании слов;
  3. содействовать формированию умения обобщать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изучаемому материалу;
  4. развивать логическое мышление, внимание, память и творческие способности учащихся;
  5.  формировать умение детей выделять проблему, находить пути для её решения;
  6. прививать интерес к родному языку.

Оборудование:

  1. Доска меловая.
  2. Раздаточный материал (медицинские шапочки, гирьки и весы для рефлексии, смайлики для оценки детей (смайлик дается за каждый правильный ответ), закладки с алгоритмом и запоминалкой, карточка для групповой работы, свидетельство «Юный  исследователь», коробочки для смайликов, шкала полученных знаний).
  3. Интерактивная доска.
  4. Компьютерная презентация в формате Power Point.
  5. Запись музыкального произведения  Радионяни «-ться и –тся» в формате MP3.
  6. Электронный учебник по русскому языку.

План урока.

  1.  Организационный момент. Постановка цели урока. (слайд2)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороват…ся:

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становит…ся

Добрым, доверчивым.

Доброе утро продлит…ся

до вечера!

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня мы с вами отправимся в страну Лингвинию. В ней мы посетим …(читают со слайда 3)

- А сейчас мы отправимся во дворец Орфографии.( слайд 4) Именно там располагается научно-исследовательский центр. (на ИД изображение страны и дворец Орфографии).

- А как вы думаете, где совершаются многие открытия? (в лабораториях) (слайд 5)

- Мы с вами сегодня окажемся в лаборатории русского языка .( попадаем в лабораторию)

- Под микроскопом мы изучим…, а что изучим, вы мне скажете сами.

- На столах у вас лежат научные знания, которые представлены в виде смайликов. За каждый правильный ответ вы переложите смайлик из общей научной чаши на шкалу полученных знаний.

2. Чистописание.

- Ваши тетрадочки сегодня превратятся в «Дневники исследователей». Давайте их откроем, запишем число, Дневник исследователя.

Глаз , гол (слайд 6)

- Посмотрите на экран, отгадайте ребус? (глагол)

- Вот видите, вы уже начали совершать первые открытия. Вы любите открывать что-то новое?

- Любому учёному при работе нужна аккуратность, поэтому мы с вами тоже потренируемся в написании сочетаний букв.

тся ться

- Не забудьте, что все исследователи должны делать правильные соединения.

 - Ребята, посмотрите ещё раз на сочетания букв. Подумайте, чем сегодня будем заниматься на уроке? (будем повторять написание глаголов на –ться и –тся)

(возьмите смайлики)

 - Итак, посвящение в учёные состоялось.

- Уважаемые коллеги, попрошу Вас подготовиться к исследованию и надеть  лабораторные шапочки, которые лежат у вас на столах. Мы же в лаборатории и всё должно быть стерильно.

- Вот вы и стали настоящими учёными. Теперь мы все вместе сотрудники лаборатории.

3. Исследование.

1. Письмо в лабораторию.

- Уважаемые коллеги, к нам в лабораторию пришло письмо, но моя интуиция мне подсказывает что что –то там не так. Попрошу Вас помочь мне разобраться в данной проблеме.

- Прочитай, пожалуйста, письмо   ….. (слайд 7)

(читают письмо со слайда)

- Как вы думаете, коллеги, какие ошибки в письме допустил автор? (называют слова, исправляют) (слайд 8)

- Давайте задумаемся, а почему эти ошибки мог совершить автор письма? Начнём сначала… Сначала были звуки. Может быть всё дело в них? (слайд 9)

- Попробуем поселить эти слова в звуковые домики. Запишем в наши дневники исследователя транскрипцию этих слов.

- С первым словом поработает старший сотрудник лаборатории … Иди к доске.

(дети пишут транскрипцию слов в свои дневники исследователя)(слайды 10-13)

-Уважаемые коллеги, попробуем сделать первый вывод нашего исследования.

-Как вы думаете, почему автор письма мог допустить ошибки в написании этих слов?

- Итак, это наш самый первый научный вывод. Автор письма  мог допустить в словах ошибки из-за того, что написание слов может совпадать с произношением. (слайд 14)

2. Помощь автору письма. (слайды 15-18)

- Коллеги, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как истинные исследователи давайте попробуем ответить на вопрос автора письма. Являются ли слова [сп,ица] и [вод,ица] глаголами? Прочитайте слова. (спица, спится, водица, водиться)

(Если дети не видят слова, то наводящими вопросами вывести их на нужные слова:

- Коллеги, посмотрите повнимательнее, может быть за маской этих звуковых домиков скрыто что-то ещё?

- Давайте мы их произнесём.)

- Попробуем составить с ними словосочетания или предложения. (составляют 4 предложения, , 2 из них записывают в дневники исследователя)

- Уважаемые исследователи, так как мы ответим автору письма? Являются эти слова глаголами? (не знаем, они могут быть разной части речи)

- Оказывается, слова, которые одинаково произносятся могут иметь разные значения. Вот почему автор письма не смог сам ответить на этот вопрос. (слайд 19)

Физкультминутка.

- Коллеги, а вы сможете не перепутать существительное и глагол? Давайте проверим: если вы услышите, что на конце слова надо писать ЦА – вы приседаете, а если –ТСЯ или -ТЬСЯ – то это глагол и вы изображаете его действие. Для этого мы встанем.

Курица  (Исходное положение – И.п.) лисица (И.п.) качаться (И.п.) купаться (И.п.) сестрица (И.п.) мыться (И.п.) волчица(И.п.)  драться(И.п.)  пятница(И.п.)  тянется(И.п.)  садиться(И.п.)

- Молодцы. Возьмите смайлики.

3. Исследования соседней лаборатории.

- Коллеги, представляете, наша лаборатория не единственная в Лингвинии и мне бы хотелось познакомить Вас с нашими коллегами и руководителем научно-исследовательской лаборатории Ивановым Иваном Ивановичем.

- Давайте познакомимся с их исследованиями. Посмотрите на экран.

(смотрят видео до вопроса) Используется электронный учебник для 5 класса.

- А как  думаете вы, есть ли что-нибудь общее у этих слов? (они однокоренные, произносятся одинаково)

- Давайте послушаем, как ответили на этот вопрос наши коллеги.

(смотрят дальше до слов все три слова…)

- Ой, связь прервалась… (выключаю)

- Итак, коллеги, наше исследование с исследованиями наших коллег совпадает, значит мы на верном пути.

- Таким образом, уважаемые исследователи, чтобы не ошибиться и не написать в конце слова ЦА, вместо ТСЯ, что должен был знать автор письма? (к какой части речи относится слово)

- А если оно относится у глаголу, то как проверить писать Ь или нет? (задать вопрос, если в вопросе есть Ь – то он пишется)

- Молодцы! У вас на столах лежит закладка для учебника.  (слайд 20) На одной из сторон на писан стишок – запоминалка. Давайте прочитаем её, а дома вы её сможете выучить.

 (Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол мы его вносим.)

- Коллеги, каждая выдвинутая учёными версия должна проверяться. Давайте и мы с вами проверим работает ли наша формула (запоминалка).

(Слайд 21) (А царица всё молодится. Не годится ей молодиться!)

- Первое предложение запишет младший научный сотрудник нашей лаборатории … и.т.д.

(При написании учитель задаёт вопросы: - К какой части речи относится слово «царица»? Значит пишем …. (ца)

- Давайте у глаголов определим форму.

- Какой вывод мы можем  сделать? (для проверки написания –ться и –тся нужно знать форму глагола) 

- Коллеги, давайте запишем вывод в наши дневники исследователя. 

- Возьмите, пожалуйста, свои закладочки. Составим алгоритм написания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться. (заполняют)

- Коллеги, на столах у вас лежат задания для последнего научного исследования. У каждой пары одно задание. Распределите слова на две группы. (выполняют)(слайд28)

- На задание даю одну минуту. Кто справится раньше – продолжите столбики слов своими примерами.

- Уважаемые исследователи, давайте сверим наши результаты.

- Если работа выполнена без ошибок – возьмите смайлик. (Слайд 29)

- А закончить я хочу наше исследование весёлой песенкой, которую нам прислала соседняя лаборатория. (разбираем) Послушаем, а кто хочет может подпевать.(слайд 30)

4. Итоги урока. Домашнее задание.

- Ну вот, коллеги, наше исследование  подошло к концу.

- Скажите, пожалуйста, к каким выводам мы пришли и что мы ответим автору письма.

- Попробуйте дома составить текст с ошибками для соседней лаборатории.

- А теперь посчитайте, пожалуйста, свои смайлики…

- На столах у вас лежат белые конверты. Там вы найдёте «Свидетельство» юного исследователя. Оцените свою работу на уроке

Если  у вас больше 5 – вы настоящие исследователи. Ставите себе 5

Если …….. – вы были не очень внимательны в исследовании. 4

Если – вам нужно ещё поработать над собой, проведите исследование дома ещё раз, смотри памятку исследователя.

-  Каждый из вас, как настоящий исследователь, сейчас  сможет показать пользу или бесполезность сегодняшнего исследования.

- На столах у вас лежат гирьки, которые вам в этом помогут.

- Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, то свою гирьку положите на чашу весов, где написано: Эврика! Я всё понял!

- А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке – на другую чашу весов.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок проводился в 3 «А». Всего в этом классе 26 человек, из них 10 мальчиков и 16 девочек. В классе 2 отличника, 21 хорошист (88% качества обученности), что свидетельствует об успешном усвоении достаточно сложной программы по русскому языку под редакцией М.С. Соловейчик. Большинство учащихся имеют довольно прочные знания, умения, навыки, отличаются любознательностью и высокой мотивацией к учению. Учащиеся данного класса способны логически мыслить, анализировать по заданному алгоритму. У большинства хорошо развита речь.  Микроклимат в классе благоприятствует положительному настрою на урок, дети не стесняются друг друга, поэтому они могут включаться в работу в игровой форме.

Данный урок входит в раздел «Что мы знаем о частях речи» и  является третьим (заключительным) в теме, посвященной изучению орфографического правила «Правописание тся – ться в глаголах».

Тема урока: «Ещё об одной опасности письма»

Тип урока – комбинированный. Урок изучения орфографии.

Вид урока – урок-исследование. В основе данного урока  лежат социоигровые технологии (ролевая игра в лингвистической лаборатории). Выбор данной технологии обосновывается возрастными особенностями учащихся.  Младший школьный возраст - возраст открытого, доверчивого отношения к учителю, к его оценкам и суждениям. Младшие подростки тяготеют к игре, эмоциональны, непосредственны, стремятся к открытию нового.

Целью урока является:  

формирование умения правильного написания глагола с возвратным значением на –тся и –ться средствами социоигровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи:

- продолжать знакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах;

- учить обосновывать правильность выбора окончаний [ца] или  –тся и –ться при написании слов;

- содействовать формированию умения обобщать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изучаемому материалу;

- развивать логическое мышление, внимание, память и творческие способности учащихся;

- формировать умение детей выделять проблему, находить пути для её решения;

- прививать интерес к родному языку.

По результатам урока учащиеся должны

знать: основные признаки глагола как части речи;

            правило правописания тся-ться в глаголах.

уметь: анализировать представленный учебный материал;    

            различать правописание существительных и глаголов на [ца];

           различать формы глаголов: инфинитив и форму настоящего/будущего

           времени 3 лица;

           формулировать свою позицию;

           видеть и исправлять ошибки в употреблении глаголов;

           работать самостоятельно и в микрогруппах.

   Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.

Для обеспечения мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся были использованы следующие приемы:

«ролевая игра», мотивация на успех учебной деятельности, «провокационное» письмо, спровоцировавшее дискуссию.

 Моя деятельность была направлена на формирование способности к самопознанию, самоактуализации и самореализации.         Учебный материал для урока  был интересным и значимым для школьников. Это показала активная деятельность ребят в течение всего урока.

Для решения всех поставленных задач применялись информационно-коммуникационные технологии, которые использовались на всех этапах урока, что способствовало формированию интереса учеников к изучению материала, и являлось средством наглядности. Также на уроке был использован раздаточный материал, объединенный атрибутикой «ролевой игры»: карточки для заданий в парах, напечатанные на картинке с весами; закладки в виде пробирки, гирьки для рефлексии, обычные тетради были превращены в дневники исследований.

        Поскольку в классе находятся дети с разным типом восприятия материала, то я старалась на уроке применять методы и приемы, направленные на восприятие информации и визуалами, и аудиалами.

Практика показывает, что большинство учащихся является визуалами, поэтому считаю, что наиболее эффективно использование метода наглядной передачи информации в виде презентации, раздаточных материалов.

       Для детей аудиалов – методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (речь учителя, так же песенка из «Радионяни»).

    В ходе урока можно выделить следующие этапы в соответствии с технологиями развивающего обучения:

  • Мотивационно-ориентировочный – стадия вызова (чтение письма в лабораторию)
  • Содержательный  - этапы актуализации уже имеющихся знаний и освоение нового материала
  • Рефлексивно-оценочный

   Организационный момент, имеющий своей целью ввести детей в ролевую игру, прошел быстро, т.к. класс достаточно дисциплинирован. Использование проблемного подхода к постановке темы урока, способствовали повышению мотивационной деятельности учащихся на уроке. Ключевое слово «глагол» послужило  подсказкой к самостоятельной формулировке темы. Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера  заинтересованного закрепления материала.

Закрепление пройденного материала проходило во время социоигровой деятельности, при которой учащиеся показали достаточный уровень компетентности. Этапы закрепления построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся.

Частично-поисковый метод позволил повторить изученный материал, проверить умение применить полученные знания на практике. Частично-поисковый метод способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать.

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка), которая органично связала предыдущие и последующие этапы урока.

Рефлексия полученных знаний была организована  с использованием  адаптированной методики «Сказочное дерево» («весы» с гирьками). Мы выяснили, что детям урок понравился и они остались довольны собой. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке используется мной как одна из  составляющих успешной социализации личности.  Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко в демонстрации необходимости  сотрудничества ради достижения общей цели.

       В течение всего урока осуществлялся текущий контроль за работой учащихся. Дети получали жетончики за правильные ответы и в итоге получили оценки за работу на уроке. Каждый из них оценивал свою работу самостоятельно, в сертификатах  поставил ту оценку, которую заслужил в ходе урока.

     Я считаю, что урок прошел успешно. Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Каждый ученик был включен в активную познавательную и исследовательскую деятельность. Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы урока, через организацию поисковых форм работы, взаимопонимание, доверие, доброжелательные отношения учителя и учеников.  

   

Хочу выразить огромную благодарность, в первую очередь, детям 3-го класса МБОУ СОШ № 79 и моему коллеге, учителю начальных классов Сергеевой Наталье Александровне.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

1СЛАЙД.

Тема: «У Лукоморья дуб зелёный…»

2 СЛАЙД.

 Видеоролик

ПОПРОШУ ВЫЙТИ АССИСТЕНТА

- Ответить на этот вопрос нам поможет цепочка ассоциаций к ключевому слову.

- А какое  ключевое слово в вопросе? (дуб)

 3 СЛАЙД.

- Давайте составим цепочку ассоциаций с этим словом. Это будет наш первый шаг.

 (могучий, вековой, перун, сила, крепость, вечность, грозное, защитник, охранник)

- Среди наших ассоциаций есть одна особенная, связанная со славянской мифологией.

4 СЛАЙД.

- Я думаю, уважаемые знатоки, вы мне скажете кто такой Перун?(Перун является Богом грома и молнии)

- Вы совершенно правы, дуб является символом Бога Перуна.

- Вот мы и продвинулись ещё на один шаг вперёд к ответу на наш вопрос.

- А знаете ли вы, что и простой человек, например, учитель физики, может вызвать гром и молнию.

-(вешаю шаг) А давайте заглянем на урок физики.

   

 5 СЛАЙД. Видео

- Молния- это электрический разряд, который опасен для человека

Древние славяне были уверены, что находиться под дубом во время грозы нельзя, так как Перун мог прогневаться и убить человека.

- Вот такое грозное дерево дуб.

- Итак, мы сделали уже несколько шагов в приближении к ответу на вопрос. Узнали, что дуб связан с Богом Перуном, что находиться под дубом во время грозы опасно. Это самое могучее дерево  в России. Настоящий охранник.

- Ну, мы так и не ответили на наш вопрос: почему у Лукоморья растёт именно дуб. Может нам в этом поможет дубрава. А давайте заглянем в лес. (креплю шаг)

6 СЛАЙД.

- Может быть кто-нибудь из вас знаком с местным Сормовским Лукоморьем, в котором растут вековые дубы? (Копосовская дубрава)

- Это государственный памятник природы. Эта дубрава - одна из самых старых пойменных дубрав нашей области. Дуб здесь имеет возраст не менее 200-250 лет, достигает высоты 20-25 м и диаметра ствола от 40 до 80 см.

7 СЛАЙД.

- Но кроме дубов, вы можете увидеть здесь и другие растения.

- Давайте сделаем ещё один шаг (вешаю) к постижению экосистемы и соберём гербарий из растений Копосовской дубравы.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, все ли растения представленные на слайде могут произрастать в нашей местности.

8 СЛАЙД.

 - Вот мы и собрали гербарий растений Копосовской дубравы. Они все   лекарственные и помогают человеку сохранить здоровье. А дуб охраняет все растения под своей мощной кроной от солнца.

 - Но мы вернёмся к вопросу, почему именно дуб растёт у Лукоморья?

Практически мы на него уже ответили, осталось расставить акценты.

Итак, Лукоморье – заповедное место на окраине Вселенной, где стоит мировое дерево – дуб. Дуб – ось мира, грозный охранник, который соединяет небо и землю, природу и человека.

9-13СЛАЙД.

Люди любуясь природой оставляют свой след в виде картин.(шаг) Посмотрите, какие мощные дубы изображены на картинах русских художников.

14 СЛАЙД.

-  Но к сожалению человек оставляет не только хорошие следы.  Порой мы не задумываясь уничтожаем то, что дано нам свыше.

- К сожалению, дубрава заболела, человек  оставляет мусор, весь массив пересекают многочисленные тропы. Этот лес перестает жить как полноценное сообщество. Дуб пока находится в хорошем состоянии, но уже встречаются отдельные суховершинные деревья, например, в прошлом году очень много деревьев поели трутовики и короеды.

- А давайте мы с вами оставим свой след в виде хорошего доброго дела (шаг)

- Не допустим гибели дубравы.

- А как вы думаете, чем мы можем помочь дубраве?

(убрать мусор,

довести информацию до населения об экологической угрозе,

сделать агитационные таблички,

изготовить и повесить кормушки для птиц)

(музыка)

- Я предлагаю Вам внести свой вклад в проект «Помоги Дубраве». В листовках заявлено мероприятие – экологическая акция «У Лукоморья дуб зелёный…», которая состоится    22  апреля в  12 часов 30 минут в Международный день Земли. Предлагаю всем школам, находящимся в зале принять участие в акции. Например, убрать мусор, освободить лес от грязи.

- Место сбора у церкви Святой Живоначальной Троицы в Копосово.

- Ну чтобы у вас осталась память о сегодняшнем уроке, мне хотелось бы подарить вам жёлудь, как символ продолжения жизни, как оберег от злых чар. Повесьте желудь в окне, и вы защитите дом от злых сил.

- Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Визитка

Тихо ждут в углу игрушки,

Не играют целый день.

Ждёт щенок, повесив ушки,

Белка ждёт

И ждёт олень.

Не смеётся кукла Элли,

Не грохочет грузовик.

- Что, ребята, с вами  стало?

- Мы во всё переиграли.

Больше не во что играть…

- Пустяки, беда какая…

- Не печалься,

- Не грусти…

- Хочешь в сказку поиграем?

- Хочу.

- Жди, она уже в пути.

(сказочный мотив)

- В некотором царстве, в волшебном государстве, в детском садике, что на улице Ясной и началась моя педагогическая деятельность.

(песня)

- Где мои семнадцать лет?

- В садике на Ясной.

- Где же главный мой секрет?

- В садике на Ясной.

- Где оставила я след?

- В садике на Ясной.

- А где меня сегодня нет?

- В садике на Ясной.

- В садике я поняла: не хочу расставаться с моими ребятами. Поступила в педагогический институт и пошла работать в школу. Давайте вспомним, как всё начиналось.

Королева –воспитательница

Ах, я рыдаю, не шутя,

В предчувствии мороки,

Ведь завтра бедное дитя

Отправят на уроки.

Принцесса

Нет, я учиться не хочу,

Я лучше в космос полечу.

А, может, на Гавайи

Поеду на трамвае!

Королева

Бедные голубки,

Ах, мои кровиночки,

Вот надули губки!

Вот в глазах слезиночки!

Кончились забавы-

Начались мучения.

И на что нам, право,

Ваше обучение?

Королева

В школе ты получишь

Разные познания.

Принцесса

Пожалейте королевскую дочку…

Не желаем учиться – и точка!

Шут

Разослать быстроногих гонцов

Да собрать мудрецов-хитрецов!

Приходите все-все поскорей!

Научить королевских детей!

Шут 1

К нам дамский портной из предместья с доброй пожаловал вестью.

Кружевник

Коклюшка и нитка-простой инструмент.

Ну как чудесам не дивиться?

Простушка красавицей станет в момент,

Дитя в мудреца превратится.

Позвольте, милая принцесса,

Вам предложить для интереса

Ажурный сказочный жилет

Плела его я много лет

Лишь на себя его ты одеваешь-

На все вопросы ты ответы знаешь.

Шут

Что такое столица?

Принцесса

Это город, куда приезжают повеселиться.

Шут 1

Так. А кто же правит страной?

Принцесса

Дамский портной.

- Сразу после окончания школы я получила профессию кружевницы-вышивальщицы. Попробовала себя в ней, но поняла, что не хочу сидеть за пяльцами. С тех пор это моё хобби.

- Хочу рисовать…

(песня)

Маляр заборы красит, не любит отдыхать.

Мы тоже взяли кисти и будем помогать.

Так вот или вот так.

Так вот или вот так.

Берите кисть, ребята,

И будем помогать.

- Интересная работа. Да это же ребус! Попробую его отгадать: Мы вас любим. Хотим на сцену. 10 класс.

- Да это же мои первые ученики. Они учатся сейчас в 10 классе. А для моих малышей они верные друзья и вожатые.

(песня детей)

- Вышли мы на сцену, потому что любим.

Любим педагога, что учил нас когда-то.

Мы умеем помогать и поэтому идём.

Мы идём навстречу к маленьким ребятам,

Помогаем им во всём, помогаем рьяно.

А ребята в этом классе с горящими глазами,

Добрыми сердцами, золотыми голосами,

Крепкими объятьями и светлыми мечтами.

Учитель-сказка, учитель-мечта,

Попадая в его класс, пропадаешь навсегда.(2)

Наш учитель,

И мудрый, и строгий,

Ведёт он нас точно по верной дороге.

Вот родители наши –

В тревогах, заботе,

В учебной, а так же внеклассной работе.

А вот и вожатых дружный отряд,

Любовью они окружили ребят.

А вот наконец-то и наши ребята.

Учителю помощь мы словом, и делом,

Который, конечно, и мудрый, и строгий,

Который ведёт нас по верной дороге,

Храня от различных невзгод и проблем

Дом, в котором уютно всем.

(песня)

Встретились мы здесь недаром

С добрым весёлым взглядом,

Дружбы причал мы здесь найдём.

Чтобы всегда быть вместе,

Чтобы жизнь стала песней,

Сами себе построим дом.

Дружба наша – крепкая стена,

Что так  часто снилась нам.

В доме этом, ярком и большом,

Хватит места нам с тобой!