Проекты учащихся

Иванова Оксана Викторовна

1. "Мой любимый питомец" Гурин Михаил

2. "Резинки для плетения. Вред и польза." Волкова Валерия

3. "Хлеб в нашей жизни" Щуров Сергей 

4. "Строительство дома" Суровов Роман

5. "Вскресное утро" Шахов Денис

6. «Церковь в честь Святого Благоверного князя Александра -Невского после революционных потрясений» Арефичева Валерия

7. «Чудотворная икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» Скворцова Анастасия

Скачать:


Подписи к слайдам:

МБОУ СОШ № 156
ПРОЕКТ
«Мой любимый питомец»
ВЫПОЛНИЛ:Гурин Михаил 1 «А» класс
ЦЕЛЬ:- исследование поведения кота породы Скоттиш фолдЗАДАЧИ:- изучить породу Скоттиш фолд по источникам интернета- провести наблюдение за домашним питомцем- сделать выводы об особенностях его поведения
ВИЗИТКА
ПОРОДА: Скоттиш фолдРОДИНА: ШотландияВОЗНИКЛА: 1961 г.ВЕС: 2,4-6 кгХАРАКТЕР: спокойный, миролюбивый
Барс(вес 4 кг 800 г)
НАБЛЮДЕНИЕ
Его любимая еда whiskas и kitekat
Любимые игрушки
мышка
дракоша
любимая шапочка
Барс любит спать
В своём домике
А иногда….
в бабушкиных тапках
Продукт моего проекта
Порода Скоттиш фолд настолько всеми любима, что во многих странах празднуют Всемирный день кошек – 1 МАРТА !
Видео-проект о моём питомце


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 156

Научное общество учащихся

Тема: «Мой любимый питомец»

Автор: Гурин Михаил

1 класс «А»

Научный руководитель:

Фогель Оксана Викторовна

Нижний Новгород 2014

     Летом 2012 года мне купили котёнка. Он был очень маленький, пушистый. Но самое главное, у него висели ушки. Мама сказала, что это вислоухое счастье. Мне стало интересно какой породы мой новый друг. С этого дня я решил побольше об этом узнать. Стал читать книги, интересовался у взрослых.

ТЕМА: «Мой любимый питомец»

ЦЕЛЬ: проведение исследования особенностей поведения кота породы Скоттиш фолд

ЗАДАЧИ:

- изучить породу Скоттиш фолд по источникам интернета
- провести наблюдение за домашним питомцем
- сделать выводы об особенностях его поведения  

     Скоттиш-фолд очень молодая порода кошек. В 1961 году на ферме около Coupar Angus в Tayside (Шотландия), северо-западнее Dundee родилась белая кошка с висячими ушами (скорее, направленными, если судить по сохранившимся фотографиям), которую назвали Сьюзи, и именно она считается родоначальницей современных шотландских фолдов. 

     Появилось это название в породе шотландская вислоухая потому, что котята этой породы кошек рождаются двух видов — вислоухими и прямоухими. Те котята, у которых ушки получились висячими, называются фолдами, а те, у которых ушки стоячие — страйтами.

 

                           

       Скоттиш страйт                                        Скоттиш фолд

           (британец)                                               (шотландец)

Внешность

      Изюминка шотландской кошки скоттиш-фолд - это шарообразная голова с прилегающими висячими ушами и большие круглые, широко открытые глаза, которые придают им "детский вид". Большинство людей находят этих кошек "миловидными". Эти кошки, помимо своей необычной внешности, имеют много положительных моментов в характере - это очень спокойное животное, но одновременно с этим их детская игривость, не исчезает всю взрослую жизнь. 

     Особенно нужно отметить голос кошки. Он непривычен, отличается от обычного мурлыканья, немного скрипуч.

      Котята скоттиш фолдов рождаются с прямыми ушками, и лишь спустя три-четыре недели становится ясно, останутся ли они такими или «лягут».

                         


Характер

     Характер шотландской вислоухой кошки сходный с британским. Дружелюбные и жизнерадостные, хорошо ладят с другими животными. Любят людей, в том числе незнакомых. Покладистые, интеллигентные с хорошим здоровьем, устойчивой психикой.
   
Пока шотландские котята маленькие, они, как и все дети, могут долго играть друг с другом. Взрослая кошка или кот шотландской вислоухой породы - это излучение достоинства и необыкновенной красоты!
     
Это ласковая, уживчивая кошка, которая наслаждается вниманием. Она уравновешена, любит людей. Все шотландцы, вислоухие или прямоухие, короткошерстные или длинношерстные, любят детей и весело играют с ними. Они- идеальные семейные кошки. 

      Еще одна характерная особенность породы — умение стоять на задних лапах без особого усилия. Обычно эти кошки становятся на задние лапы, если их что-то заинтересовало, но они не могут рассмотреть предмет интереса. В таком положении кошка напоминает маленького гномика.

     Если с шотландской вислоухой кошкой обращаются слишком грубо, они просто удаляются, почти никогда не царапаются и не кусаются (при правильном воспитании). Это идеальные кошки для тех, кто любит спокойных животных с необычной внешностью.

                 

                             

                                            Воспитание
   
Шотландских кошек легко воспитывать. Кошка обладает уравновешенным характером, большой привязанностью к дому и человеку, неприхотлива. Скотиш-фолды любят играть и они физически ловкие. Шотландские кошки "разговаривают" вполголоса.
      Котята шотландской вислоухой игривые, очень ручные, их можно дрессировать. Легко приучаются к когтеточке, поэтому особых хлопот хозяевам не доставляют. Иногда котята смотрят телевизор, любят мультики. Шотландские котята быстро усваивают правила и порядки проживания в квартире. Даже в самый бурный подростковый период вы не увидите скоттиша, висящего на шторах.

   

       

                                                 


ВЫВОД: изучив литературу о породе Скоттиш фолд и понаблюдав за своим питомцем, я пришёл к выводу, что мой Барс– настоящий Скоттиш фолд. Все повадки, внешность и черты характера полностью соответствуют этой породе.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
МБОУ «Школа № 156 им. Б.И. Рябцева» Исследовательская работа «Резинки для плетения. Вред и польза» Выполнила: Волкова Валерия ученица 4 «Б» класса Руководитель: Фогель О.В.

Слайд 2
Новый вид рукоделия – плетение из резинок появился недавно. Первые мастер-классы по плетению браслетов из резинок появились в сети Интернет ещё в 2011 году. Плетение из резинок

Слайд 3
« Актуальность »

Слайд 4
Цель: выяснить о пользе и вреде плетения из резиночек . Задачи: узнать о происхождении увлечения узнать о вреде и пользе плетения из резиночек провести опыты на качество резинок разработать рекомендации при покупке резиночек разработать технику безопасности при работе с резинками донести информацию до ребят Гипотеза: не все резинки для плетения вредят здоровью человека

Слайд 5
Происхождение увлечения плетения из резинок Чонг Чун Нг Китайская фабрика по изготовлению резинок

Слайд 6
Ассортимент материалов и приспособлений для плетения

Слайд 7
О пользе… Мелкую моторику рук, Сосредоточенность а значит интеллект и последовательность действий Усидчивость и аккуратность Воображение и вкус Фантазию  

Слайд 8
О вреде…  резинки и фурнитура легко могут попасть в дыхательные пути или оказаться во рту у ребёнка; ношение на пальцах, запястьях, что нарушает кровоснабжение конечностей; у некоторых вызывает аллергическую реакцию ; в летнее время растирают верхний слой кожи и вызывают раздражение ;  сидя в одном положении долго появляется сколиоз и искривление позвоночника, а так же опасность ухудшения зрения ; на основании лабораторных исследований было выявлено, что некоторые детские наборы для плетения содержат фталаты (развивают бесплодие, ожирение, аллергию, бронхиальную астму, онкологические заболевания).  

Слайд 9
Опыты на прочность на окрас на запах

Слайд 10
Рекомендации при покупке не покупать наборы для плетения в сомнительных торговых точках и сети Интернет; замените резинки из ПВХ на силиконовые аналоги, пусть и менее долгосрочные, зато безопасные для здоровья; при покупке обращайте внимание на знак качества.

Слайд 11
Техника безопасности не бери украшения, аксессуары и комплектующие материалы в рот, чтобы они не попали в дыхательные пути; ограничьте время ношения колечек и браслетов из резинок на пальцах и запястьях, особенно в летнее время; исключите совсем это увлечение, если вы страдаете аллергическими реакциями; ограничьте время занятия плетением (до 1 часа в день, не больше), чтобы не было сколиоза и искривления позвоночника, а так же падения зрения; не носи это увлечение в школу, чтобы оно не отвлекало тебя на уроках и не утомляло на переменах.

Слайд 12
Изделия

Слайд 13
Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

              Анкета

Любишь ли ты хлеб?

А) Да

Б) Нет

В) Не очень

  1. Какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

А) Черный

Б) Белый

  1. Как часто ваша семья покупает хлеб?

А) Каждый день

Б) Через день

В) Один-два раза в неделю

4.Сколько хлеба вы покупаете?

5.Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем

Б) Делаю сухарики

В) Убираю до следующего раза

      Г) Собираю крошки и кормлю птиц

      Д) Выкидываю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Строительство дома» Работу выполнил: ученик 3 «Б» класса Суровов Роман Руководитель: Фогель О.В.

Слайд 2

Введение. Я всегда хотел узнать, как строятся дома, поэтому и выбрал эту тему. В этом проекте мы разберёмся и узнаем о том, что потребуется для строительства дома. И в будущем, я надеюсь, что стану строителем. Цели проекта: 1. Создание проекта дома. 2. Как строят дом? (С подробным описанием). 3. Сделать вывод. Задачи проекта: Узнать о строительстве домов. Создать чертёж дома. Создать макет дома для уроков окружающего мира.

Слайд 4

Строительство дома. Проект. Проект подготавливается перед началом любого строительства. Благодаря разработке проекта дома довольно точно подсчитывается итоговая стоимость всех материалов и работ. Этапы разработки проекта частного дома 1. Перед началом работы непосредственно над проектом дома, потребуетсопределиться с назначением дома. 2. Определиться о наличие других построек на участке. Будет ли отдельный гараж и на какое количество машин рассчитан, расположение бани, скважины. Создание эскизного проекта Архитектор делает наброски планировки, пространственных и стилевых решений. Данные чертежи включают в себя план застройки, кровли и этажей дома. Также отображается внешний вид фасада, продольный и поперечный разрез здания.

Слайд 5

Разработка рабочего проекта жилого дома 1. Этап проектирования: в нем прорисовывается расположение всех комнат и их размеры, а также отмечаются места, где будут располагаться окна и двери. Какой применить вид фундамента и насколько его заглубить. 2. Необходимо рассчитать и спроектировать системы: канализации, водоснабжения, вентиляционной системы, схемы отопления и электрооборудования. 3. определить цветовую гамму фасадов, крыши, стен, отделкой внутренних помещений.

Слайд 6

Виды материалов, из которых строят дома. По материалам несущих конструкций (стен, покрытий, колонн) жилые здания подразделяют на: 1. каменные и кирпичные Для тех, кто предпочитает более капитальные строения, в которых можно жить круглый год, стоит посоветовать построить дом из кирпича или бетонных блоков. Известно, что существуют два основных вида кирпича – красный и белый, который также называют "силикатным".

Слайд 7

2. Бетонные Шлакоблок – это строительный материал, который производится из бетона методом вибропрессовки. В настоящее время представлено множество видов бетонных блоков, изготовленных на основе технологии ячеистого бетона – пенобетон и газобетон. 3 .Деревянные. В деревянных жилых домах стены и перекрытия могут быть из деревянных панелей, стены могут быть из брусьев и бревен. Они могут иметь не более 1 - 2 этажей. Долговечность этого вида зданий 25 лет. Деревянные дома считаются экологически чистыми.

Слайд 8

4. Смешанный тип. Структура такого дома состоит, как правило, из двух частей: 1. каменный первый этаж, 2. каркасный верх. Недостатком каркасного строения является низкая звукоизоляция. Вывод: Разработано немало современных технологий, которые позволяют процесс строительства загородного дома сделать проще и быстрее. Изучите все имеющиеся материалы и технологии очень внимательно, и тогда ваш дом будет надёжным, прочным, а его красота будет радовать ваших внуков и правнуков.

Слайд 9

Строительство дома. Фундамент. Фунда́мент —строительная несущая конструкция , изготавливаются из бетона , камня или дерева .Поверх фундамента укладывается гидроизоляция, которая не пропускает воду и влагу в жилище. Стены. Стена́ — вертикальная ограждающая конструкция, отделяющая помещение от окружающего пространства или соседнего помещения. Стена здания — несущий и (или) ограждающий элемент здания . Сначала возводятся стены, а затем прорезают оконные и дверные проёмы.

Слайд 10

Перекрытие . Перекрытие — горизонтальная внутренняя защитная конструкция, которая разделяет по высоте смежные помещения в здании или сооружении . Кровельные работы. Кро́вля — верхний элемент покрытия здания, подвергающийся атмосферным воздействиям. Главной её функцией является отвод дождевой и талой воды. Кровля может быть в разной степени утеплена. Чтобы с кровли на плоских крышах эффективно скатывалась вода, они имеют небольшой уклон.

Слайд 11

Вывод. Из этого проекта я узнал много интересного. Познакомился с различными видами материалов, из которых строят дома. Изучил этапы строительства дома. Благодаря этому проекту, я надеюсь, что уже определился с профессией.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 156 им. Б.И. Рябцева»



Исследовательская работа 


Тема: «История русской деревянной избы».

C:\Users\1\Desktop\Публикация1.jpg




Работу выполнил: 

Суровов Роман -

ученик 4 класса
Руководитель:
Фогель Оксана Викторовна -

учитель начальных классов



Н.Новгород
2016 год

Содержание

Введение…………………………………………………………….стр.3

Глава 1. Деревянная русская изба.

  1. Внешний  вид деревянной рубленной избы.
  2. Традиции и правила строительства русской избы

Глава II. Внутреннее пространство избы.

Выводы.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.




Введение

      Современное общество проживает в комфортных коттеджах, многоэтажных домах. Но надо заметить, что не всегда было так… Наши предки жили в  деревянных бревенчатых домах (русских избах), располагавшихся, как правило, в сельской местности, окруженной лесами. Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России. Это легко изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции.  Само по себе понятие «Русская изба» является неотъемлемой частью фольклора и русской национальной культуры. Изба упоминается в русских народных сказках, таких как «Избушка на курьих ножках», пословицах и поговорках: «Не красна изба углами, красна пирогами» и т.д. И именно она была тем самым местом, где человек мог чувствовать себя в безопасности под надежной защитой родных стен. Не зря же в народе и по сей день говорят: «мой дом – моя крепость».

Нам захотелось  узнать, что же представляла собой русская изба и как обустраивалась, а так же изготовить модель «Русской избы» для наглядного представления старинного  деревянного дома.           Эта модель  может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и др.

Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек. Некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи  сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке... Так же мы считаем, что историю своего народа, его быта необходимо знать и нельзя забывать.

Цель: учиться самостоятельно добывать знания об истории русской избы; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Задачи: 

1. провести анализ научной литературы;

2. выявить традиции строительства и обустройства русской избы;

3. выполнить макет русской избы.

Гипотеза: использование данного комплексного подхода позволит, изучив все элементы русской избы, создать макет деревни. Приобщаясь к истокам культуры своего народа мы начинаем ощущать себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Метод проведения исследования: посещение экскурсий, изучение литературы; на основе полученной информации изготовление творческих работ из бумаги; выполнение рисунков; создание макета русской избы из дерева


Глава 1

Деревянная русская изба

.     На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т.д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами». Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение. Кроме того, у всех трех восточнославянских народов сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей  или жилая изба крохотных размеров, но непременно с печью.
    Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство.

     

  1. Внешний  вид деревянной рубленной избы

     Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?   Ученые с полным основанием полагают, что бревенчатые избы возводили  еще во II тысячелетии до нашей эры, то есть задолго до того, как эти места вошли в сферу влияния ранних славян. А в конце I тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый тип срубного бревенчатого жилища, между тем как на юге долго господствовали полуземлянки. Что ж, каждое жилище наилучшим образом подходило для своей территории.

     Вот как (рисунок 1) выглядела "средняя" жилая изба IX-XI веков. Обычно это была квадратная в плане постройка со стороной 4-5 м. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне - в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Ученым рассказали об этом зарубки-"номера", по порядку нанесенные на бревна, начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов.

Славянское жилище рисунок 1

     Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из бревен. Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. А пазы между бревнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать сруб тесом для России исторически сравнительно нов. Впервые он запечатлен на миниатюрах рукописи XVI века.

     Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.
    Зажиточные люди обыкновенно строили себе дома в два жилья, нередко с надстройкою наверху, которая придавала дому снаружи вид трехъярусного.
    К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения.
    Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником".

     Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб — основа любой крестьянской постройки. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. Закладка первого так называемого окладного венца уже могла дать представление о будущем строении.
    Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Beдь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. Крыша была покатая, на ней была солома, обработанная жидкой глиной, она была очень плотная.
     Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши. У богатых особ были кровли затейливой формы, например, бочечная в виде бочек, япанечная в виде плаща. По окраине кровля окаймлялась прорезными гребнями, рубцами, полицами, или перилами с точеными балясами. Иногда же по всей окраине делались теремки - углубления с полукруглыми или сердцеобразными линиями. Такие углубления преимущественно делались на теремах или чердаках и были иногда так малы и часты, что составляли кайму кровли, а иногда так велики, что на каждой стороне было их только по паре или по три, и в середине их вставлялись окна. Если полуземлянки, по крышу заваленные грунтом, были, как правило, лишены окон, то в ладожских избах окна уже имеются. Правда они еще весьма далеки от современных, с переплетами, форточками и ясными стеклами.   Оконное стекло появилось на Руси в X-XI веках, но даже и позже было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма (рисунок 2).

волоковые рисунок 2

     Два смежных бревна прорубались до середины, а в отверстие вставлялись прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - "просветцами"... По надобности на них натягивали кожу; вообще эти отверстия в избах бедных были малы, для сохранения теплоты, и когда их закрывали, то в избе среди дня было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие и малые; первые назывались красными, последние были по фигуре своей продолговатые и узкие.

     Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Не малые споры среди ученых вызвал дополнительный венец бревен (рисунок 3), опоясывающий избы на некотором расстоянии от основного. Не забудем, что от древних домов до наших времен сохранилось хорошо если один -два нижних венца да беспорядочные обломки рухнувшей крыши и половиц: разбирайся, археолог, где что. Поэтому о конструктивном назначении найденных деталей делаются порой самые разные предположения. Какой цели служил этот дополнительный внешний венец - единой точки зрения не выработано до сих пор. Одни исследователи считают, что он окаймлял завалинку (невысокая утепляющая насыпь вдоль внешних стен избы), не давая ей расползаться. Другие ученые думают, что древние избы опоясывали не завалинки,- стена была как бы двухслойной, жилой сруб окружала своего рода галерейка, служившая одновременно и теплоизолятором и хозяйственной кладовой. Судя по археологическим данным, в самом заднем, тупиковом конце галерейки нередко размещался туалет. Понятно стремление наших предков, живших в суровом климате с морозными зимами, использовать для обогрева уборной избяное тепло и в то же время не допустить скверный запах в жилище. Туалет на Руси именовался "задок". Это слово впервые встречается в документах начала XVI века.

Русская изба рисунок 3

     Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы. Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.
     Древние избы северных славянских племен оставались в употреблении много столетий. Уже в ту давнюю пору народный талант выработал тип жилища, очень удачно отвечавшего местным условиям, да и жизнь практически до последнего времени не давала повода людям отойти от привычных, удобных и освященных традицией образцов.

  1. Традиции и правила строительства русской избы

     Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.
Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место.

     Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево.

     Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет дом, сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнал. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.

     Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья:

  • Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться.
  • Нельзя было рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью.
  • Не брали “буйное” дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев.

     Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.

  1. Обряды при возведении дома
        Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Славяне, как и другие народы, "разворачивали" строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого "образца" бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное... "В идеале" строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях - например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. В нашем городе Нижнем Новгороде тоже есть такая башня. По легенде там замуровали девушку. Эта башня в кремле называется Коромыслова. Легенда гласит:   "В Нижнем Новгороде начали каменщики строить кремль. Работали они день и ушли домой. Но, когда на утро пришли к месту постройки, то увидели, что все, что было сделано вчера, развалилось. Снова начали работать каменщики и снова на следующее утро увидели все развалившимся. Тогда решили обратиться к старикам за советом - как быть? Как сделать кремль таким, чтобы он был прочным и долговечным? И старики будто бы сказали, что надо построить кремль на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа. Рано утром пришли строители и бояре к месту постройки и стали ожидать. А неподалеку от места постройки жил посадский человек, у которого была молодая жена-красавица Алена. В то утро Алена вышла рано утром по воду на речку Почайну, взяв с собой ведра и коромысло.  Спустилась она к речке, набрала полные ведра воды и стала подниматься вверх в крутую гору. И увидела Алена, что около места постройки кремля стоят люди и чего-то ждут.Подошла Алена к строителям. Ее схватили и вместе с ведрами и коромыслом живой замуровали под основание башни. С тех пор и стала башня называться Коромысловой.А муж Алены, узнав о страшной смерти жены, бросился в Волгу"
     

 При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Ученые пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Закопанные же черепа находят и под избами X века, и под выстроенными через пять столетий после крещения - в XIV-XV  веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом - как раз под иконами! - либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка. И все-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу.

     При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.

     Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.

  1. Внутреннее пространство избы

     В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.
   
Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше. Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. 

Печь располагалась около входа (рисунок 4), справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой. В южнорусских губерниях печь обычно находилась в дальнем правом или левом углу избы с устьем, повернутым к боковой стене или входной двери. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный - в других. В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.

Русская печка

Рисунок 4

Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб".
Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.

Красный угол


Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Красный угол

В традиционном жилище почти на всей территории России, за исключением южнорусских губерний, красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

Русская изба

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно: доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки: ножки, бабки, подлавники. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с нее подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором". В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц.

Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. В севернорусских и среднерусских губерниях, в Поволжье она тянулась от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома. В южновеликорусских губерниях она шла от красного угла вдоль стены фасада. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье. На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Поэтому в некоторых губерниях России на эту лавку никогда не садились сваты. В противном случае их дело могло разладится.

Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.

Лавка

Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.

Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он считался "мужской" лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т.п. Под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ.

Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью.

Мебель и убранство

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. Такой стол с глинобитными же лавками около него были обнаружены в пронских жилищах XI-XIII веков (Рязанская губ.) и в киевской землянке XII века. Четыре ножки стола из землянки в Киеве представляют собой стойки, врытые в землю. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. В севернорусских домах стол всегда располагался вдоль половиц, то есть более узкой стороной к фасадной стене избы. В некоторых местах, например в Верхнем Поволжье, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком на полавочник под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места.

В лесной полосе России столы плотничной работы имели своеобразную форму: массивное подстолье, то есть рама, соединяющая ножки стола, забиралось досками, ножки изготовлялись короткими и толстыми, большая столешница всегда делалась съемной и выступала за подстолье для того, чтобы было удобнее сидеть. В подстолье делался шкафчик с двустворчатыми дверками для столовой утвари, хлеба, необходимого на день.

В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения и пр. столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью.

Традиционный стол

В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой".
Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

В русском быту различали следующие виды скамей: переметную, переносную и приставную. Скамья переметная - скамья с перекидной спинкой ("переметом") служила для сидения и спанья. В случае необходимости устроить спальное место спинку по верху, по круговым пазам, сделанным в верхних частях боковых ограничителей скамьи, перекидывали на другую сторону скамьи, а последнюю придвигали к лавке, так что образовывалась как бы кровать, ограниченная спереди "переметом". Спинка переметной скамьи нередко украшалась сквозной резьбой, что значительно уменьшало ее вес. Такого типа скамьи использовались главным образом в городском и монастырском быту.

Скамья

Скамья переносная - скамья с четырьмя ножками или двумя глухими досками, по мере необходимости приставлялась к столу, использовалась для сидения. Если не хватало места для спанья, скамью можно было перенести и поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для дополнительной постели. Переносные скамьи являлись одной из древнейших форм мебели у русских.
Скамья приставная - скамья с двумя ножками, расположенные лишь на одном конце сиденья, другим концом такую скамью клали на лавку. Нередко такого типа скамьи изготавливали из цельного куска дерева таким образом, что ножками служили два корня дерева, обрубленные на определенной длине.

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Изголовье или подголовник - это подставка под голову, на которую клали подушку. Она представляет собой деревянную покатую плоскость на брусочках, сзади могла быть сплошная или решетчатая спинка, по углам - резные или точеные столбики. Было два изголовья - нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клалась подушка. Постель покрывалась простынею из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под подушку. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще в обычные дни. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре. У людей средственного состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние полки, более узкие, ставили мелкую посу-ду.

Русская изба

Для хранения отдельно использовавшейся по-суды служил посудник: деревянная полка или открытый шкафчик-полочник. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшались резьбой или имели фигурные формы (например, овальные). Над одной или двумя полочками посудника с наружной стороны могла быть прибита рейка для устой-чивости посуды и для постановки тарелок на ребро. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой у хозяйки. Он издавна являлся необходимой деталью в неподвижном убранстве избы.

Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Божница довольно часто была двухъярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем - старые, поблекшие. Она располагалась всегда в красном углу избы. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Туда складывались важные документы: счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Здесь же лежало крылышко для обметания икон. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник. Такого рода полочка или шкафчик были распространены во всех русских избах, так как, по мнению крестьян, иконы должны были стоять, а не висеть в углу избы.

Божник

Божник представлял собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевом. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывали лики.

Украшение красного угла в виде птицы, размером 10-25 см, называлось голубком. Оно подвешивается к потолку перед образами на нитке или веревке. Голубков изготавливали из дерева (сосны, березы), иногда раскрашивая в красный, синий, белый, зеленый цвет. Хвост и крылья таких голубков выполнялись из лучинной щепы в виде вееров. Также были распространены птицы, туловище которых делали из соломы, а голову, крылья и хвост - из бумаги. Появление образа голубя в качестве украшения красного угла связано с христианской традицией, где голубь символизирует Святой Дух.

Красный угол также украшался накутником, прямоугольным полотнищем ткани, сшитого из двух кусков белого тонкого холста или ситца. Размеры накутника могут быть различными, обычно 70 см длиной, 150 см шириной. Белые накутники украшались по нижнему краю вышивкой, ткаными узорами, лентами, кружевом. Накутник прикреплялся в угол под образами. При этом сверху божницы или иконы были опоясаны божником.

Старообрядцы считали необходимым закрывать лики икон от посторонних глаз, поэтому их завешивали благовесткой. Она состоит из двух сшитых полотнищ белого холста, украшенных вышивкой геометрическим или стилизованным растительным орнаментом в несколько рядов красными хлопчатобумажными нитками, полосками кумача между рядами вышивки, воланами по нижнему краю или кружевом. Поле холста, свободное от полос вышивки, заполняли звездочками, выполненными красными нитками. Благовестка подвешивалась перед иконами, закрепляясь на стене или божнице с помощью матерчатых петель. Ее раздергивали только во время молитвы.

Полотенце

Для праздничного убранства избы использовалось полотенце - полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. Оно украшалось, как правило, на концах. Полотнище полотенца орнаментовалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал - это все определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Они вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни, к заветным дням - праздникам, справлявшимся по поводу важных событий, прошедших в деревне. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди - "крюки", "спички", вбитые в стены. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на ее работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - все это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Полотенце вообще играло большую роль в обрядовой жизни русской деревни. Оно было важным атрибутом свадебного, родинного, погребально-поминального ритуалов. Очень часто оно выступало объектом почитания, предметом особой важности, без которого ритуал любого обряда был бы не полон.

В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты. Накинутое на голову, оно должно было предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент ее жизни. Полотенце применялось в обряде "соединения молодых" перед венцом: им связывали руки жениха и невесты "на веки вечные, на годы долгие". Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде "бабина каша", происходившая после рождения ребенка. Однако особую роль играло полотенце в погребально-поминальном обрядности. По поверьям русских крестьян в полотенце, вывешенное в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа. Малейшее движение ткани рассматривалось как знак ее присутствия в доме. В сороковины полотенце встряхивали за околицей деревни, отправляя тем самым душу из "нашего мира" в "иной мир".

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне. В их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в них в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков "родителей", внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

Множество мелких деревянных предметов за тысячу лет бесследно исчезло, сгнило, рассыпалось в прах. Но не все. Что-то отыскано археологами, что-то может подсказать изучение культурного наследия родственных и соседних народов. Определенный свет проливают и позднейшие, зафиксированные этнографами образцы... Словом, о внутреннем убранстве русской избы можно говорить без конца.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.
Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «История русской деревянной избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.


"Мой дом - моя крепость, "-сказал мудрец

И был абсолютно прав

Не важно избушка или дворец

Кров дарит, теплом объяв,

Под сенью тихой родной избы

У милого очага

Сил набирались наши деды,

Когда шли в бой на врага!

Великая, славная, матушка - Русь,

Ты выжила в жёсткой борьбе,

Я Родиной милой с детства горжусь

И кланяюсь низко тебе!

Изба - колыбель наших предков, отцов,

Обитель добра и тепла,

Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя!

Всегда приютит, успокоит, поймёт

Накормит, согреет теплом,

И где бы мы ни были, стойко нас ждёт

Отеческий преданный дом.

Изба, ты проста, самобытна, щедра,

Загадочна, словно цветок,

И сердцу так люба твоя простота,

Так дорог родной уголок!



В ходе работы над проектом я узнал много интересного о прошлом и настоящем своей страны, о традициях строительства и обустройстве русской избы, и, наконец, сам выполнил макет русской избы, который передам в школьный музей




Список используемой литературы



1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975

3. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г.  М., 1990.

4. С.К. Шамбинаго, "Древнерусское жилище по былинам", Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

5. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 156 им. Б.И. Рябцева»

Модель «Русская изба»

C:\Users\1\Desktop\Публикация1.jpg

Выполнил:

Суровов Роман,

4 «Б» класс

Руководитель:

Фогель Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

   

                                   

Н.Новгород

2016

Идея замысла. Назначение.

               Современное общество проживает в современных комфортных коттеджах, многоэтажных домах. Но надо заметить, что не всегда было так…

               Наши предки жили в  деревянных бревенчатых домах (русских избах), располагавшихся, как правило, в сельской местности, окруженной лесами. Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России. Это легко изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах  из лиственницы. 

              Само по себе понятие «Русская изба» является неотъемлемой частью фольклора и русской национальной культуры. Изба упоминается в русских народных сказках, таких как «Избушка на курьих ножках», пословицах и поговорках: «Не красна изба углами, красна пирогами» и т.д. И именно она была тем самым местом, где человек мог чувствовать себя в безопасности под надежной защитой родных стен. Не зря же в народе и по сей день говорят: «мой дом – моя крепость».

              Мне захотелось  разобраться, что же представляла собой русская изба и как обустраивалась. Строительство избы считалось очень важным жизненным событием. Избы строили по всем традициям и правилам, строго соблюдая древние заветы. Ведь только дома человек мог чувствовать себя спокойно, ощущать благодать, любовь и тепло семейного очага. Так же немало внимания при строительстве избы отдавали и строительному материалу. Нельзя было строить из сухостоя, из деревьев, росших вдоль дорог. Чаще всего строили из молодых ровных сосен, елей и лиственницы. Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.  Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками. 
А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке...

            Мы решили изготовить модель «Русской избы» для наглядного представления старинного  деревянного дома.

           Эта модель  может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и др.

Части русской избы

DSC_0935

 Эскиз

Материалы

            Модель русской избы мы решили делать не из картона, а из дерева. Для работы  использовали фанеру и деревянные рейки.  Скручивали рейки  шурупами, а некоторые части избы сажали на жидкие гвозди.  Окна вырезали из бумаги и приклеили на модель.

Изменения, внесённые в модель

            Макет дома, созданный своими руками, как правило, имеет съемную крышу. Это нужно для того, чтобы был свободный доступ к внутренним помещениям, так как в миниатюрном здании избы придется устанавливать печь и другие предметы внутреннего убранства. Но мы сделали съёмный фундамент, так как  в дальнейшем  мы хотим  усовершенствовать нашу модель. Планируем сконструировать русскую печь и другое убранство русской избы.

Литература

  1. Л. В. Беловинский «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002
  2. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

XVI Областная детская научно-практическая краеведческая конференция

«ПРАВОСЛАВНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ - 2023»

Направление: Литературное

Номинация:  Стихотворение

Тема: «Воскресное утро»

Выполнил:

Шахов Денис,

3 «В» класс

ЧОУРО «НЕРПЦ(МП)» «Сормовская православная гимназия»

Руководитель:

Иванова Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

ЧОУРО «НЕРПЦ(МП)» «Сормовская православная гимназия»

Храмы Сормова

          В 1365 году преподобный Сергий по благословению митрополита Московского и всея Руси Алексия посетил Нижний Новгород, чтобы примирить нижегородских князей Бориса и Дмитрия Константиновичей и вернуть Нижегородский престол князю Дмитрию. 
Преподобный отправился в тяжелый и опасный путь. В то время на Руси свирепствовала чума.
По пути в Нижний Новгород преподобный Сергий основал небольшой деревянный храм в д. Лихарёво находящейся недалеко от Нижнего Новгорода в Балахнинских приделах (сейчас это поселок Копосово Сормовского района г. Н.Новгорода). На окраине деревни обреталось несколько источников с чистой питьевой водой. Игумен вполне мог освятить для исцеления больных эти Лихарёвские источники, а в память об этом событии поставить часовню или небольшой (обыденный) храм. Впоследствии в память о святом основателе этот храм именовали Троице-Сергиевой церковью, а Лихарёвские, (Копосовские) источники - Сергиевскими.
     Примирив Нижегородских князей посредством неслыханной суровости - затворением всех городских храмов,-  Преподобный отправился обратно в Лавру водным путём. Но и по сей день в лугах за Троицким храмом существуют небольшие озера, отмеченные на картах местности. Это говорит о том, что святые источники не исчезли, а пока находятся под спудом до времени.

      Мне повезло. Я учусь в 3 классе Сормовской православной гимназии г. Нижнего Новгорода и с классом мы посещаем храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Копосове. Наш духовник отец Сергий (Рубцов). Каждое утро после молитвы он наставляет нас на путь истины.

Новости православного Сормова

     Именно ему, моему духовнику, наставнику, а так же церкви Пресвятой Живоначальной Троицы будет посвящено моё стихотворение «Воскресное утро».

 В Храм иду сегодня я,

На сердце солнечная радость!

Хрустальный колокольный звон

Разносит праздничную благость!

Вхожу я в Божий дом

И вижу….

Горящие лампады

И тёплый свет свечей

Свет истинный,

Который просвещает меня и всех людей.

Наш добрый батюшка,

Духовный мой наставник!

Нам даст совет, всё разъяснит,

Как Бога мы должны любить,

За всё его благодарить,

Зачем на исповедь ходить,
И в Божьем Доме чаще быть!

Иисус Христос и Матерь Божья

И множество святых икон.

Все лики смотрят на меня

И я смотрю в себя!

Учусь молиться Богу!

О, Боже!

Я прошу тебя…

Пусть все родные будут рядом!

Пусть будет мир, любовь, добро!

Прости нас, Господи! Прости!

Благодарю тебя за всё!


Предварительный просмотр: