Моделирование в ДОУ

Алёна Алексеевна Ганкевич

Добро пожаловать! На этой странице Вы можете увидеть теоретические и практические материалы по теме "Моделирование в дошкольном возрасте". Эти материалы можно использовать как на педагогических советах, так и на занятиях с детьми.

Вашему вниманию представлены:

Лекция на тему "Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста"

Презентация к лекции по этой же теме

Серии занятий с использованием моделей по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция57 КБ
Файл Презентация92.9 КБ
Файл Серия занятий266.64 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция

Тема: Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста

Цель: Сформировать у аудитории четкие представления о методе моделирования, как средстве формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников.
  2. Дать характеристику методу моделирования.
  3. Рассмотреть виды и функции моделей.
  4. Рассмотреть этапы овладения детьми моделями

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод моделирование. Это происходит потому, что ребенок, выступающий, как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И.М. Сечинов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сечинова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических.

Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Эффективность применения моделирования в дошкольном возрасте была доказана рядом психологических и педагогических исследований (Л.А. Венгер, Е.Е. Сапогова). Они раскрыли возможности исследования наглядных моделей в обучении дошкольников грамоте, формировании математических представлений, ознакомлении с трудом взрослых. Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

Исследователи (Л.А. Венгер, Г.А. Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, конструирование и т.д.), однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи "замещаемое - замещающее"; некоторых правил моделирования, замещении содержания, видоизменении готовых моделей.

Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. В этих формах деятельности ребенок осваивает разные алфавиты и синтаксисы, если пользоваться терминологией знаковых систем (Н.Г. Салминой), и они сами становятся предметом анализа. Одно и тоже содержание ребенок научается выражать на разных языках - символьном, графическом и т.д.

Второй этап становления знаково-символической деятельности - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.

  • Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах.
  • Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным, В.И. Логиновой, М.В. Крулехт). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой деятельности.

Третий этап становления знаково-символической деятельности - умственное экспериментирование. Знаково-символическая деятельность приобретает функцию опережающего отражения действительности, прогнозирования, предвидения. Именно здесь максимально полно реализуется функция знаков как усилителей человеческих способностей в реальном мире. Здесь лежат широкие возможности развития креативности, творчества как усиление субъектом самого себя (Н. Роджерс)

Кроме того, третий этап характеризуется наличием всех процессов, в которых знаково-символическая деятельность находит своё воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация и обобщение (Н.Г. Салмина). Рассмотрим их особенности.

Замещение - знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональное воспроизведение реальности, использующая любые способы работы. Под замещением, как правило, имеется в виду замены каких-либо объектов или предметов разнозначными предметами.

Кодирование (декодирование) - вид деятельности со знаково-символическими средствами, который заключается в переводе реальности на знаково-символический язык и в последующем декодировании информации. В кодировании могут использоваться любые заместители.

Схематизация - знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок "видит" сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальности посредством схемы. Схемы выступают средством ориентировки в действительности.

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Моделирование - знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счёт оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены структурные, функциональные элементы.

  • Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).
  • Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Содержание моделирования заключает в себе опосредственное, практическое или теоретическое обследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определенном отношении, и дающая при его исследовании в конечном итоге, информацию о самом модулируемом объекте (И.Б. Новиков).

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Результаты исследований показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

  • позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
  • положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;
  • улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
  • повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
  • формирует цельное представление об экосистемах и временах года;
  • способствует развитию продуктивного творчества детей;
  • содействует развитию высших форм образного мышления.

Психологи в своих работах показали, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина, В. В. Запрожца, Н. Н. Поддъякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л. А. Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей «являются действия пространственного моделирования – построения и использования наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям».

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

В дидактике выделяют три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, план помещения (автор С.И. Николаева).

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно – схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Полезна демонстрация картонных моделей, на которых изображено одно из закономерных и широко распространённых явлений животного мира – защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая (модель бабочки «павлиний глаз»).

Третий вид - графические модели, обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы и т.п.). Этот вид моделей используется в основном в школе.

Л. М Фридман выделяет следующие виды моделей: модель – заместитель, модель – представление, модель – интерпретация, модель исследовательская.

В зависимости от материала модели делятся на два основных вида: материальные и идеальные.

К статическим относятся модели, геометрически подобные оригиналам, они передают пространственные особенности оригиналов в определённом масштабе (макеты домов, модели самолётов). К динамическим относятся такие, которые воспроизводят какие – то процессы, явления (модель реки и будущей плотины). Идеальные модели делятся на три вида: образные или иконические (рисунки, чертежи); знаковые (знаково-символические); мыслительные (умственные) – представления о каком – либо явлении, предмете или процессе, выражающие теоретическую схему моделируемого объекта. Создание материальных и идеальных (образных и знаково-символических) моделей производиться на основе предварительного создания моделей – наглядных образов моделируемых объектов.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
  • быть простой и доступной для создания и действия с ней;
  • ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
  • облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов).

Функции моделей

Название функции

Характеристика функции

1

Гносеологическая

Средство познания нового

2

Эвристическая

Способ познания, предвосхищение его

3

Рационалистическая

Упорядочивание и схематизация представлений

4

Критериальная

Описание явлений, интерпретация теории

5

Измерительная

Определение проявления свойств, отношений действительности

Не все функции моделей реализуются в работе с детьми дошкольного возраста. Л.А. Венгер В. С. Мухина и др. отмечают, что по мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и структуре моделирования – модели начинают использовать в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции.

С.Ф. Гробов и Е.В. Чудинова дают подробную характеристику функций:

Первая как исторически наиболее ранняя функция состоит в фиксации выделенных внечувствительных отношений между реальными объектами мира и действий с этими объектами. На этом этапе модель неотделима от схемы общего способа действий или структуры объекта. Как структура объекта, так и общий способ действий с объектом  представляются в схеме в виде зафиксированных отношений, выявленных путём анализа действий с объектом и не данных в непосредственном чувственном опыте. Знаковые формы, которые может принимать модель, разнообразны – это формулы, схемы, графики, чертежи, пространственные макеты и пр.

Вторая функция модели обнаруживается, когда модель начинает систематически использоваться как средство для постановки новых задач, для получения нового знания об исследуемом объекте.

Третья функция заключается в переходе к собственно моделированию как «обратному воздействию» на реальность, наличие сразу нескольких принципиально разнокачественных моделей «одной»  реальности даёт возможным выделение реальности как ограниченной определённым способом рассмотрения и ставит её в симметричные отношения с собственными моделями: реальность может быть рассмотрена как модель своей модели.

Четвёртая функция предполагает использование модели как средства представления собственно исследующего действия. При таком использовании модели фиксируется траектория собственного познавательного движения.

Исходя из возрастных особенностей дошкольников, и прежде всего учитывая преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, преимущественно реализуются первые две функции моделей.

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

  • начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
  • целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
  • обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Список использованной литературы:

  1. Венгер, Л. Психология/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 1988.
  2. Основы теории подобия и моделирования (терминология) / М.: Наука 2003 г. 25с.
  3. Гальперин П. Л. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984.
  5. Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / Минск “Наука и техника” 1983 г. 120с.
  6. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.
  7. Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей, - М. : ФОРУМ, 2011.
  8. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.
  9. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. – М.: Детство-Пресс, 2003.
  10. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольников. М., 1997.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила: Ганкевич А.А .

Слайд 2

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Эффективность применения моделирования в дошкольном возрасте была доказана рядом психологических и педагогических исследований ( Л.А. Венгер , Е.Е. Сапогова ). Они раскрыли возможности исследования наглядных моделей в обучении дошкольников грамоте, формировании математических представлений, ознакомлении с трудом взрослых . Исследователи ( Л.А. Венгер , Г.А. Глотова ) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей, однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи "замещаемое - замещающее"; некоторых правил моделирования, замещении содержания, видоизменении готовых моделей.

Слайд 3

Моделирование это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов ( В.И. Логинова ) Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов ( В.В. Давыдов ). Моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей ( Л.А . Венгер , О.М. Дьяченко ). Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Слайд 4

Положительные результаты при использовании метода моделирования позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; формирует цельное представление об экосистемах и временах года; способствует развитию продуктивного творчества детей; содействует развитию высших форм образного мышления .

Слайд 5

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах . Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве . Второй вид - предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Третий вид - графические модели , обобщённо передающие разные виды отношений.

Слайд 6

Функции моделей Название функции Характеристика функции 1 Гносеологическая Средство познания нового 2 Эвристическая Способ познания, предвосхищение его 3 Рационалистическая Упорядочивание и схематизация представлений 4 Критериальная Описание явлений, интерпретация теории 5 Измерительная Определение проявления свойств, отношений действительности

Слайд 7

Этапы овладения детьми моделями Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями . На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям . Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Слайд 8

Требования к моделям

Слайд 9

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Серия занятий с использованием моделей по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

Серия занятий состоят из 5 блоков, в каждом блоке по три занятия. Занятия сгруппированы по тематическому принципу. В каждом занятии реализуется задача по использованию модели как средства формирования представлений о труде взрослых».

Каждое занятие проводится с использованием модели

  • «лесенка», где картинки прикрепляются постепенно, начиная с нижней ступени. Дети составляют рассказ с помощью воспитателя;
  • «кубик», где на каждой стороне кубика находятся изображения, имеющие отношение к изучаемой профессии. Дети составляют рассказ с помощью воспитателя;
  • модель платья (серия занятий о профессии швея). Каждый ребёнок берёт себе по одной детали и рассказывает, что там нарисовано. Воспитатель вывешивает детали на доску. В конце должно получиться платье. Дети составляют рассказ с помощью воспитателя;
  • «паровозик», где, к примеру, последний вагончик – больной ребёнок, а локомотив – здоровый ребёнок. Все остальные вагончики скрыты. Дети совместно с воспитателем открывают вагончики и проговаривают, что необходимо сделать, чтоб ребёнок выздоровел. В конце составляется рассказ о профессии врач;
  • «ромашка», где на каждом лепестке находиться изображение, имеющее отношение к изучаемой профессии. По представленным картинкам дети составляют рассказ с помощью воспитателя;
  • проводились занятия, где дети самостоятельно пытались составить модель из заранее заготовленных изображений и собственных рисунков.

Занятие в старшей группе «Врач».

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с работой врача.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде врача.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда врача, о характере врачебного трудового процесса (цель, орудия труда, средства достижения результата, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду врача.

Ход занятия

Психологическая речевая настройка (дети встают в круг, берутся за руки вместе с воспитателем).

Добрый день добрый час как я рада видеть вас

Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели (дети садятся за столы)

На доске вывешена модель в виде паровозика с вагончиками, где последний вагончик – больной ребёнок, а локомотив – здоровый ребёнок. Все остальные вагончики скрыты.

- Ребята, посмотрите, что висит на доске? Что нарисовано на вагончиках? Как вы думаете, что должен сделать больной ребёнок, чтобы выздороветь? (ответы детей)

- Давайте откроем следующий вагончик и посмотрим, что же должен сделать больной! (открываю вагончик, где нарисован врач, к которому пришёл пациент).

- Ребята, как вы думаете, что врач говорит больному? Во что одет врач? Почему? Что врач будет делать, чтоб узнать, чем заболел ребёнок? (ответы детей)

- Давайте откроем следующий вагончик и узнаем, что должен сделать врач, чтоб узнать, чем болен пациент, (открываю вагончик, где изображены фонендоскоп, градусник, ложка, лекарства).

Проговариваем с детьми ещё раз, что делает врач.

- Ну вот ребята, мы и дошли до вагончика, где ребёнок здоров, значит мы всё правильно сказали. Молодцы!

Физминутка «Замри»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

Продолжение. Теперь вы знаете, как работает врач. Врача надо внимательно слушать и выполнять все его рекомендации.  А теперь отгадайте мои загадки.

Громко кашляет Серёжа.
У него бронхит, похоже.
В поликлинику звонят,
А Серёже говорят:
— Ты не бойся и не плачь –
К тебе едет добрый…

Юля маленькая плачет –
Нос распух, и лоб горячий.
Мама вяжет ей носочки,
Утешает нежно дочку:
- Чтобы сбить температуру,
Выпей, Юленька…

В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.

Я под мышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.

Если кто-то занеможет,
Он немедленно поможет.
Есть сироп, зеленка, йод.
Голова болит? Живот?
Хочешь градусник? Уколы?
Нет, болеть не стоит в школе...
Все же заболел? Не плачь!
Вмиг тебе поможет...

Закончить наше занятие мне хочется  стихотворением

Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
Таблетки, микстура и теплое слово,
Компресс, полосканье и доброе слово.
Горчичники, банки и нежное слово, -
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова.
Без нежного слова - не лечат больного.

Занятие в старшей группе «Врач». Вторая часть.

Задачи:

  • Закрепить и расширить знания детей о работе врача.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде врача.
  • Формировать у детей представление о разновидностях врачебной практики, содержании и структуре труда врача, о характере врачебного трудового процесса (цель, орудия труда,  результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду врача.

Ход занятия

Здравствуйте ребята!

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим.
И тихонечко сидим
.

- Ребята, кто из вас помнит, о чём мы говорили на прошлом занятии? (ответы детей)

Сегодня мы с вами поговорим, опять о врачах, только о разных. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … !
(хирург)

Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках.
(окулист)

Мама лечит всех зверей -
Кошку, пса и ламу.
Болен друг? Звонят скорей,
Вызывают маму.
Мама знает все таблетки,
Для ежа и птички в клетке.
(ветеринар)

Бормашины слышен звук —
Снова кто-то лечит зуб.
Хоть процесс леченья долог,
Боль облегчит...
(стоматолог)

Этого врача не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто
….. (детский врач, педиатр)

На столе воспитателя лежит модель в виде ромашки. На каждом лепестке изображён врач и больной, инструменты и результат (педиатр, стоматолог, ветеринар, окулист, ЛОР, травматолог), середина ромашки стихотворение про врача.

- Ребята, выберете себе по одному лепестку ромашки и внимательно посмотрите,  что на нём изображено. Подумайте, что это за врач.

- Ну что? Кто из вас хочет начать?

- Расскажи, что видишь на лепестке? Как ты думаешь, как называют этого врача? Чем пользуется врач в процессе работы?

  • Стоматолог (бор машина, зеркальце, щипцы).
  • Педиатр (фонендоскоп, градусник, шпатель для языка).
  • ЛОР (ушная воронка, шпатель для языка, зеркало).
  • Ветеринар (ножницы, изогнутые - для выстригания шерсти, фонендоскоп, зеркало, пинцет, шприц, пипетка и др.).
  • Окулист (таблица для проверки зрения, налобный рефлектор).
  • Травматолог (бинты, гипс и др.).

Физминутка «Зверобика»

Уселась кошка на окошко.

И стала лапкой ушко мыть.

И мы движение за кошкой

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Наклоны головы вправо-влево. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха. Хлопки в ладоши. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха).

Змея ползёт лесной тропой,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Извивающие движения туловищем. Рукой показываем такое движение. Волнообразные движения рукой).

Мартышка к нам спустилась с ветки.

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьяны – наши предки,

А предков, дети, надо уважать!

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Имитация движения спуска по канату. Подскок на месте. Имитация движения спуска по канату).

А сейчас я проверю ваши знания, устроим небольшую викторину. Внимательно слушайте мои вопросы и поднимайте руку, если знаете ответ.

  • Какой врач лечит детей?
  • Какой врач использует в работе скальпель?
  • Кто знает всё о глазах?
  • Какой врач лечит животных?
  • Какой врач исследует уши, горло и нос?
  • Если вовремя посещать этого врача, то ваши зубки будут здоровые и красивые?
  • Какой врач вылечит  перелом?

- Молодцы ребята! Вам понравилось занятие? А сейчас послушайте стихотворение про врача.

Тигр в клетке чем-то болен,
Тигру в клетке не до игр.
Тигр очень недоволен
И рычит сердито тигр.
Тигр простыл, у тигра насморк.
Насморк портит аппетит.
Тигр не ест вкуснейший завтрак,
А чихает и сопит.
Собрались врачи у клетки
И решают, кто смелей,
Чтобы тигру дать таблетки
И избавить от соплей.
Выбор сделан, выбор ясен.
Всё понятно без речей.
Всем известно, доктор Вася
Самый храбрый из врачей.
Доктор Вася может смело
Хоть кому намазать йод.
Тигра вылечит и целый
Обязательно уйдёт.
Подошёл к больному Вася,
Заглянул ему в глаза.
Тигр вздрогнул: - я согласен.
Я лечиться – только за.
Тигр высморкался ловко,
Чуть поморщился слегка
И таблеток упаковку
Выпил с кружкой молока.
Быстро завтрак съел до крошки,
Стал катать по клетке мяч,
Намекая, мол, от кошки
Что ещё вам надо, врач.
Тигр сидит, чихнуть боится,
Улыбаясь во весь рот.
Он всегда готов лечиться,
А болеть – наоборот.
Если вдруг больной опасен,
Если вдруг широк в плечах,
Вам поможет доктор Вася,
Лучше Васи нет врача.

Занятие - развлечение в старшей группе «Врач».

Задачи:

  • Закрепить знания детей с работой врача в ходе развлечения.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде врача.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда врача, о характере врачебного трудового процесса (цель, орудия труда, средства достижения результата, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду врача.

Ход занятия

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не обычное занятие!

Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

- Вы сами сегодня будете мне рассказывать, чему вы научились. Я принесла вам раскраски. Когда вы их раскрасите, я скажу, что мы будем делать дальше.  Пока вы будете разукрашивать, я прочитаю вам сказку «Айболит».

- Молодцы дети! У вас получились очень красивые картинки. А теперь встаньте все из-за столов, идите на коврик. Посовещайтесь и посмотрите внимательно на картинки друг друга. Вам нужно встать в правильном порядке. Каждый расскажет, что изображено на его картинке и у нас получится рассказ.

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»

Занятие в старшей группе «Комбайнёр».

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с работой комбайнёра.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде комбайнёра.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда комбайнёра, о характере трудового процесса (цель, орудия труда, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду комбайнёра.

Ход занятия

Эстафета дружбы

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог:  «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

- Ребята, вы знаете, что такое «сезонная работа»? (ответы детей)

- Сезонная работа – это работа, которая выполняется в течении определённого периода времени (сезона). Например: рыбная промышленность (улов и разведение рыбы), лесное хозяйство (лесозаготовки, лесосплав, посадка леса).

- А какие сезонные работы знаете вы?

- Сегодня на занятии мы поговорим о комбайнёре. Его работа считается сезонной, так как комбайнёр работает только осенью, когда необходимо собирать урожай.  

- Посмотрите, на доску. Там вы увидите лесенку. Каждая ступенька скрывает изображение. Давайте вместе посмотрим, что же там! (демонстрация модели).

Первая ступенька – комбайнёр (название профессии).

Вторая ступенька - урожай на поле (место работы).

Третья ступенька – комбайн.

Четвёртая ступенька – инструменты для ремонта машины.

Пятая ступенька – трудовые действия (комбайн на поле).

Шестая ступенька – результат труда (хлеб).

Воспитатель с детьми открывают ступеньки. Дети высказывают свои предположения, зачем это комбайнёру. Воспитатель преобразует ответы детей, уточняет их, задаёт наводящие вопросы. После того,  как все ступени открыты, воспитатель с детьми составляет рассказ по модели.

Физминутка

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще,
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

- А теперь отгадайте мои загадки.

Он идет, волну сечет
Из трубы зерно течет. (комбайн)

Он похож на капитана,

Но ведет корабль степной.

Спорит он с волной упрямо,

Только с золотой волной (Комбайнёр)

Корабль – великан,

Не по морю плывёт,

Корабль – великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт.  (комбайн)

- И закончим мы наше занятие стихотворением про комбайнёров.

Комбайнёр

Любим мы блины с вареньем,

С яблоками пирожки,

Вкусный торт на день рожденья

Из рассыпчатой муки.

Но хочу открыть я тайну:

Пирожков вам не видать,

Если в поле вдруг комбайны Хлеб не будут убирать.

На заре, лишь подрумянит

Луч рассветный тополя,

Комбайнёр к штурвалу встанет

 И скорее на поля.

 Он похож на капитана,

Но ведет корабль степной.

Спорит он с волной упрямо,

Только с золотой волной.

Берегись же, перепелка,

И кузнечик, и сурок.

Вот уже ложится колкий,

Ровный, в ниточку, валок.

И течёт, течёт пшеница

Золотистою рекой…

 И машины вереницей

Хлеб везут для нас с тобой.

Здесь его собрали горы –

Значит, булок поедим.

И за это комбайнёру Мы «спасибо» говорим!

Занятие в старшей группе «Комбайнёр». Часть вторая.

Задачи:

  • Закрепить и уточнить знания детей о работе комбайнёра.
  • Показать детям связь профессии комбайнёр с другими профессиями сельского хозяйства.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде комбайнёра.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда комбайнёра, о характере трудового процесса (цель, орудия труда, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду работников сельского хозяйства.

Ход занятия

Игра «Доброе утро»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие:

Доброе утро, Диана! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Амина! (Называются имена, идет по кругу.) и т.д.

Доброе утро, Алёна Алексеевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

- Ребята, вы помните, о чём мы говорили на прошлом занятии? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами узнаем, с кем работает комбайнёр и почему так важен его труд. Посмотрите на доску. К нам опять приехал паровозик.  Посмотрите на первый вагончик. Что на нём изображено? Кто из вас знает, с помощью кого на поле вырастает урожай?

Первый вагончик – урожай на поле.

- Выезжают на поля тракторы и вывозят удобрения, чтобы подкормить почву.

Весна звенит ручьями,

Стрекочет как будильник,

И зиму выключает,

Как будто холодильник.

И вот под снегом талым

Распахнуты поля,

 Платком пуховым стала

 Широкая земля.

- Земля оттаяла, очистилась от снега. Опять выезжают тракторы - уже с плугом и распахивают и боронят землю.

- А какие зерна готовы к севу? (ответы детей)

(Самые крупные, отборные, самые здоровые - их отбирают агрономы)

Пришла горячая пора,

Пора больших забот.

 Рокочут в поле трактора,

 Весенний сев идет.

- И вот зернышки в земле, они должны расти. Что для этого нужно?

(Ответы детей - поливают, удобряют).

Поднимается росток,

Зеленеет стебелек,

Скоро будет колосок.

Второй вагончик – комбайнёр.

-  Ребята, кто помнит, что делает комбайнёр в поле? Что вы узнали на прошлом занятии? (ответы детей).

- Колоски налились тяжелым, золотым зерном. И тут на поля выезжают.... (Комбайны).

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли.

- Комбайнеры работают с раннего утра до поздней ночи. И даже ночью - при свете фар.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

- Элеватор – это специальное зернохранилище.

Динамическая пауза

Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.

Третий вагончик – мельница.

 - Кто увозит зерно с поля? (Ответы детей).

- Правильно, шоферы. Они, как и комбайнеры, трудятся день и ночь, вывозят зерно.

- Убран урожай, но и на этом не заканчивается путь хлеба к нашему столу. Куда же везут зерно? (Ответы детей).

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу - чудесницу.

- Покажите мельницу. Кто там работает? Что там происходит с зерном? Куда везут муку?

- Действительно, оттуда богатырь - муковоз на завод муку повез.

Четвёртый вагончик – хлебозавод.

 Как называется завод? У нас он есть? Что выпускает хлебозавод?

От завода - автомата

Льется теплый хлебный запах.

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

 Куличи да калачи,

Сладкие коврижки.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый,

 Словно солнцем налитой.

- Вот как много зависит от комбайнёра. Если бы комбайнёров не было, мы бы не попробовали вкусный хлебушек.

Локомотив состава – хлеб.

Совместно с воспитателем составляется рассказ с опорой на модель.

- Молодцы ребята! Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что бы вы ещё хотели узнать о профессии комбайнёр?

Занятие – развлечение в старшей группе «Комбайнёр».

Задачи:

  • Закрепить знания детей о работе комбайнёра и других работников сельского хозяйства.
  • Закрепить знания детей о связи профессии комбайнёр с другими профессиями сельского хозяйства.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде комбайнёра.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду комбайнёра.

Ход занятия

Игра «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

- Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, и бросать мяч, а вы отвечайте и бросайте обратно мне.

- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

- А в магазин как попал? – Из пекарни (хлебозавода).

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

- Из чего? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

-Кто её посеял? – Люди.

- Кто собирает урожай? – Комбайнёры.

- Кто отбирал зерно для посева? – Агрономы.

- Кто вспахал поле? – Трактор.

Отгадайте загадки:

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

а как пашет - пять плугов тащит. (Трактор)

На горе-горушке

Стоит старушка,

Руками машет,

Хлеба просит;

Дашь ей хлеба —

Назад отдает. (Мельница)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет. (Хлеб)

Занят важной он работой:

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница (Агроном)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь (Пекари)

Он похож на капитана,

Но ведет корабль степной.

Спорит он с волной упрямо,

Только с золотой волной (Комбайнёр)

Динамическая пауза «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)

- Ребята, а сейчас мы  превратимся в трактористов, агрономов, комбайнёров, пекарей и т.д. и сделаем из зерна – хлеб.  Разбирайте картинки, и становитесь друг за другом в правильной последовательности, да ничего не перепутайте.

После того, как дети построили правильную цепочку, каждый рассказывает про свою работу, тем самым получается рассказ.

- Молодцы ребята! Вам понравилось занятие?

Занятие в старшей группе «Швея»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с работой швеи.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде швеи.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда швеи, о характере швейного процесса (цель, орудия труда, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду швеи.

Ход занятия

Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу. Дети садятся на свои места.

- Ребята, отгадайте мою загадку!

У меня они все разные:
Ситцевые и атласные,
И для дома, и для сада,
Для театра, и парада,
Для зимы есть и для лета
Так во что же я одета?...
(платье)

- Сегодня мы с вами будем мастерить платье из бумаги. Только все детали перепутались, помогите мне!

(на столе воспитателя лежат детали платья, на обратной стороне изображения. Каждый ребёнок берёт себе по одной детали и рассказывает о том, что там нарисовано. Воспитатель вывешивает детали на доску. В конце должно получиться платье.)

- Давайте с вами узнаем, что же нужно сделать, чтоб получилось платье!

Первая деталь – кабинет швеи (что есть у швеи).

Вторая деталь – швея делает выкройку.

Третья деталь – инструменты.

Четвёртая деталь – примерка платья.

- Вот какой платье у нас получилось! Молодцы ребята! Теперь вы знает, куда надо идти, чтоб быть на празднике нарядными!

Физминутка

Кошечка проснулась

(дети сидят на корточках, спят),

Сладко потянулась

(встают на ножки, руки в стороны),

На носочках встала

(встают на носочки),

Лапки вверх подняла

(поднимают руки вверх).

Мышку увидала,

За мышкой побежала – 2 раза

(дети бегут по кругу),

Прыг, прыг, прыг

(прыгают)

Да не поймала!

(разводят руки в стороны). 

Загадки:

Маленького роста я

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой).

Наша тётушка игла

Строчку по полю вела,

Строчка в строчку,

Строчка в строчку.

Будет платье нашей дочке. (Швейная машинка)

Пройдусь слегка горячим я

И гладкой станет простыня.

Могу поправить неполадки.

И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Смотрите, мы раскрыли пасть

В неё ткань можно класть,

Ткань в нашей пасти

Разделим мы на части. (Ножницы)

- Молодцы ребята! А закончим мы наше занятие как всегда весёлым стихотворением!

Отчего у месяца нет платья (С.Я. Маршак)

Заглянул полумесяц к портному, Не к небесному, а к земному.

- Сшей мне, мастер, нарядное платье. Буду по небу в праздник гулять я.

Снял портной с полумесяца мерку, Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней Вдвое сделался месяц полней.

И в плечах и в груди ему тесно, Так поправился месяц небесный.

Чуть не плачет с досады портной: - Что за бес подшутил надо мной!

Ваша светлость слегка пополнела Иль от стирки материя села,

Я, по правде сказать, не пойму... Ладно! Новую мерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки. Не теряет портной ни минутки.

Ну, а месяц, гуляка ночной, Стал тем временем полной луной.

Примеряет он тесное платье И, вздыхая, бормочет проклятья:

- Греховодник, мошенник, злодей! Постыдился бы добрых людей.

За последних три дня и три ночи Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил портной. Где уж спорить портному с луной!

Снял он мерку с заказчика снова: - Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол, Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко, А уж месяц стучится в окошко.

Да не месяц, а тоненький серп: В это время он шел на ущерб.

Не луна, а всего половинка: Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева портной: - Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру. Что ни день, вы меняли фигуру:

То вы делались круглым, как блин, То худым, точно этот аршин.

Шить вам платье - пустое занятье. Оставайтесь-ка лучше без платья!

Занятие в старшей группе «Швея» 2 часть.

Задачи:

  • Расширить знания детей о работе швеи.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде швеи.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда швеи, о характере швейного процесса (цель, орудия труда, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду швеи.

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а отчего у человека может подняться настроение?
Ответы детей:  - От подарка, от хорошей погоды, от улыбки друга, от музыки.
Включается музыка.
Воспитатель:  А если под такую музыку, да войдет кто-то в гости, у вас поднимется настроение?
Ответы детей.
В группу под музыку входит Девочка с чемоданчиком и очень нарядно одета.
Воспитатель:  Ой! Это же Кристина-модница, ей нелегко приходится, на Кристине каблуки, как у взрослых высоки! Любит одеваться, любит наряжаться!
Обращает внимание на одежду и чемодан девочки.
Девочка говорит, что любит наряжаться, а в этом ей помогает то, что лежит в чемодане.
Предлагает детям отгадать загадки (про инструменты)


Инструмент бывалый:
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)

Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает. (Игла)

На пальце одном,
Ведерко - вверх дном. (Наперсток)

На поляне шерстяной пляшет тонконожка,
Из -под туфельки стальной - выползает стежка. (Швейная машинка)

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море. (Утюг)

Воспитатель показывает отгадки, лежащие в чемодане, и задает вопросы:
Кому могут принадлежать эти инструменты? А кто знает, что делает швея? Как она трудится? Кто ей помогает в работе?
Воспитатель: Ребята, профессия швеи очень трудная и нужная! Может кто-то знает, почему?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает послушать пословицы о швее (заранее выученные несколькими детьми и знающими, что обозначает данная пословица).
Длинная нитка – ленивая швея.
С миру по нитке – голому рубаха.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит труд, того люди чтут.

Девочка-гостья предлагает отдохнуть и проводит физкультминутку

«Одежда для куклы»

(дети имитируют движения)
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок,
Пену пышную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку,
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда,
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.

Воспитатель: Ребята! А давайте сейчас каждый из вас превратиться в швею и расскажет о том,  как сшить одежду. А поможет вам наша модель платья.

Первая деталь – кабинет швеи (что есть у швеи).

Вторая деталь – швея делает выкройку.

Третья деталь – инструменты.

Четвёртая деталь – результат труда.

В поощрение, Девочка-гостья предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» в котором лежат кусочки ткани. Дети на ощупь определяют ткань, подбирая нужные прилагательные, говорят, что можно сшить из данной ткани.

Молодцы ребята!!!

Речёвка

(Дети, стоя в кругу, взявшись за руки, проговаривают слова).

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие - развлечение в старшей группе «Швея».

Задачи:

  • Закрепить знания детей о работе швеи.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде швеи.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда швеи, о характере швейного процесса (цель, орудия труда, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду швеи.

Ход занятия

«С добрым утром!»

- С добрым утром, глазки! (дети слегка потирают глазки, затем широко их открывают)

- С добрым утром, ушки! (дети плотно закрывают ладошками ушки, а затем открывают их)

- С добрым утром, ручки! (детки поглаживают кисти рук, а затем весело хлопают в ладоши)

- С добрым утром, ножки! (дети поглаживают ноги, а затем весело топают ими)

- С добрым утром, СОЛНЦЕ! (дети протягивают руки к солнцу)

 -  Я ПРОСНУЛСЯ (проснулась)! (дети потягиваются)

- Здравствуйте ребята! Вы помните, о чём мы говорили на прошлом занятии? Что является результатом труда швеи? (ответы детей).

- Давайте мы сейчас сыграем в игру и поделимся  знаниями друг с другом. Становитесь в круг.

- Что ещё может мастерить швея? Отвечаем по кругу, начнём с меня: «Полотенце»… (дети продолжают).

А теперь отгадайте загадки:

Для людей и для игрушек,
Для кроватей и подушек
Есть одежда. Что же, право,
Есть одежда одеяла?
 (Пододеяльник)

Я тулуп, но наизнанку
Из шиншиллы или норки.
Меня любят на гулянку
Надевать, порой девчонки.
(Шуба)

Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что? -

Футболку,... (юбку)

Чтобы скуке не поддаться -

Ярче нужно одеваться!

Я в нем печален и угрюм,

Не надену что? (Костюм)

Как избавиться от скуки? -

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет? (Платье)

Знаю я, друзья, на "пять",

В чем мне спать, а в чем гулять:

Днем на солнце я в панаме,

Ночью сплю я в чем? - В... (пижаме)

- Молодцы ребята! Вот сколько всего может сшить швея! Всего и не перечислить.

Физминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

- А теперь давайте каждый из вас нарисует, что – то одно из того, что может смастерить швея, и расскажет нам как швея это делает.

Во время рисования детей воспитатель вывешивает на доску модель ромашки:

Первый лепесток – кабинет швеи,

Второй лепесток – швея делает выкройку,

Третий лепесток – нитки, ножницы, иголки и т.д.,

Четвёртый лепесток – рисунок ребёнка.

После того, как дети закончили рисовать, обсуждается модель. Воспитатель с детьми выясняют, что не хватает результата труда. Каждый ребёнок подставляет к модели свой рисунок и составляет рассказ с помощью воспитателя.

- Молодцы ребятки!

Круг друзей

Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их. Посмотреть по очереди на всех.

Занятие в старшей группе «Почтальон».

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с работой почтальона.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде почтальона.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда почтальона, о характере трудового процесса (цель, орудия труда, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду почтальона.

Ход занятия

Сюрпризный момент. Стук в дверь. За дверью посылка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в посылке. (Достает из посылки конверт, в котором лежит письмо – пальчиковая гимнастика, загадки, рассказ про почтальона, рисунки).

Пальчиковая гимнастика "Что принес нам почтальон? "

Что принес нам почтальон? (Поднимают плечики)

С толстой сумкой ходит он. (Показывают сумку)

Перевод, журнал, газету, (Загибают по одному пальчику)

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о ком мы сегодня будем разговаривать? Правильно. А кто такой почтальон? А что нужно почтальону для работы? (Ответы детей).

Загадки.

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых ―

Вести от друзей, родных. (Почтальон)

Я синего цвета,

Вишу на стене.

И много приветов

Хранится во мне. (Почтовый ящик)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею. (Письмо)

Письмо (рассказ про почтальона).

Здравствуйте ребята! Меня зовут Сергей Павлович. Я почтальон.  Я написал вам письмо, чтоб вы знали, кто такой почтальон и как он работает.

Почтальон приходит на почту рано утром, разбирает письма, газеты и открытки, которые приехали на поездах и прилетели на самолетах из разных городов, складывает  их в сумку и несет их людям. Он пойдет в подъезд и опустит письмо или открытку в ящик. На каждом письме написаны адрес и фамилия человека, который должен его получить.  Когда почтальон разнесёт всю почту, он проверяет почтовые ящики, который развешены на улице по городу или посёлку. Забирает из них письма и открытки и несёт на почту. Потом эти письма поедут к своим адресатам на машине или на поезде.

Если вы хотите отправить письмо, вы кладете его в конверт, заклеиваете, пишете адрес, наклеиваете марку, опускаете письмо в почтовый ящик. Марка для письма как билет для человека. Чтобы письмо поехало или полетело в другой город, на него и наклеивают марку.

Физпауза

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем. Поиграем в игру «Письмо». Все встают в круг. Берутся за руки. Воспитатель говорит: «Я хочу передать письмо … », и сжимает руку соседа, тот в свою очередь своему соседу и так далее, пока письмо не дойдет до адресата.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы там видите?

Модель «Лесенка».

Первая ступенька – почтальон.

Вторая ступенька – почта.

Третья ступенька – письма, газеты.

Четвёртая ступенька – сумка.

Пятая ступенька – почтовый ящик.

После открытия всех ступеней дети составляют рассказ с помощью воспитателя.

- Молодцы ребята!!!

Игра «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

При затруднении  педагог  может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Занятие в старшей группе «Почтальон». Часть 2.

Задачи:

  • Расширять и закреплять знания детей о работе почтальона.
  • Уточнить знания детей о том, как отправлять письма.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде комбайнёра.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду комбайнёра.

Ход занятия

- Здравствуйте ребята! Если отгадаете мою загадку, узнаете, о чём сегодня будем говорить!

С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт ... (почтальон)

- На прошлом занятии вы узнали о труде почтальона. А сегодня мы всё вспомним и закрепим знания.

- Давайте поиграем в почту, научимся отправлять письма. Я буду рассказывать стишки про животных, и буду давать вам карточку со стихом. Этот будет письмо. Вы положите письмо в конверт, наклеите «марку» — самоклеящуюся картинку, нарисуете на конверте то животное, которому отправляете письмо. Это будет адрес. И положите письмо в сумку почтальона.
Мяу! Мяу!» — Рыжий кот.

Он у бабушки живет.
-  Кому ты отправишь это письмо?
Ребенок: коту.
- Что ты сделаешь для этого? Расскажи.
Ребенок: Я положу письмо в конверт, заклею конверт, наклею марку, нарисую на конверте котика, и положу письмо в сумку почтальона.
- Молодец!
Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

- Кому ты отправишь письмо?
Ребенок. Я отправлю письмо собачке.
Воспитатель предлагает и этому ребенку прокомментировать свои действия.
И-го-го!» — Вот это конь!

Хвост и грива как огонь.
- Кому это письмо?
Ребенок. Это письмо лошадке.
Ребенок комментирует свои действия и кладёт письмо в сумку.
Хрю! Хрю! Хрю!» — А это свинка.

Свинка — розовая спинка.
- А это письмо кому?
Ребенок. Это письмо свинке.
Ребенок комментирует свои действия.
Знает лисонька-лиса:

В шубе вся её краса!

- А это письмо кому?

Ребёнок. Лисе.

Ребенок комментирует свои действия.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

- А это письмо кому?

Ребёнок. Это письмо ёжику.

Ребенок комментирует свои действия.

Представить невозможно!

Поверить нелегко!

Жуёт корова сено,

А дарит молоко!

- А это письмо кому?

Ребёнок. Это письмо корове.

Ребенок комментирует свои действия.

- Вот вы и отправили свои письма, а теперь отдохнём.

Физминутка «Почтовый ящик»

На скамейку я встаю, (поднимаются на носочки)

Еле ящик достаю.       (тянуться за руками вверх)

Открываю ящик          ( «Открывают»)

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика (приседают – встают с вытянутыми руками)

Письма настоящие. 

- А теперь давайте вспомним, что происходит с письмом, после того как оно попало на почту. Посмотрите на доску. Поезд поможет нам вспомнить и правильно составить рассказ.

Первый вагончик – почтальон.

Второй вагончик – почта.

Третий вагончик – письма, газеты, открытки.

Четвёртый вагончик – почтовая сумка.

Пятый вагончик  – почтовый ящик.

Дети составляют рассказ с помощью воспитателя.

- Молодцы ребята!

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Занятие – развлечение в старшей группе «Почтальон».

Задачи:

  • Закрепить знания детей о работе почтальона.
  • Закрепить представление о содержании и структуре труда почтальона, о характере трудового процесса (цель, орудия труда, результат).
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде почтальона.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду почтальона.

Ход занятия

- Здравствуйте ребята! Вы помните, о ком мы с вами говорили на прошлом занятии?

Правильно! Послушайте стихотворение:

Кто доставит телеграмму,
Почту шустро разнесет?
Почтальоны, будьте славны!
В непогоду, в гололёд

Вы несете людям вести,
Труд достоин похвалы!
Скажем мы о вас без лести –
Вы отважны и смелы!

- А теперь ответьте на мои вопросы. И мы узнаем, как внимательно вы слушали на занятиях и  что запомнили.

  • Как называют человека, который разносит почту?
  • Где работает почтальон?
  • Что храниться на почте?
  • В чём почтальон носит письма, газеты, открытки?
  • Что почтальон опускает в почтовый ящик?
  • Куда нужно опустить письмо?  

- Молодцы ребята!!!!

- А сейчас я вам раздам картинки (письмо, почта, почтовый ящик, сумка). Разделитесь на две команды. Сейчас мы увидим, кто из вас слушал внимательно и правильно построит цепочку из картинок и составит рассказ. (Дети встают в цепочку, и каждый говорит несколько слов по своей картинке.)

- Молодцы ребята!!

Игра «Выполни задание»

Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других

Занятие в старшей группе «Учитель».

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с работой учителя.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о труде учителя.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда учителя, о характере трудового процесса (цель, средства достижения результата, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду учителя.

Ход занятия

Психологическая речевая настройка (дети встают в круг, берутся за руки вместе с воспитателем).

Добрый день добрый час как я рада видеть вас

Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели (дети садятся за столы)

- Ребята, послушайте стихотворение!

Он учит решать нас любые задачи.

Терпенье и знанья его велики.

Хороший учитель – большая удача,

Всю жизнь его помнят ученики.

Шахтер и шофер, шахматист и штангист –

Все в школе когда-то учились,

И в классы бежали вприпрыжку они,

И также контрольных страшились.

Но школьные дни все быстрее бегут,

И в прошлом учеба осталась…

А в школу их дети сегодня идут –

И все повторится сначала.

- Дети, про кого это стихотворение? Где работает учитель? Кто приходит к учителю? Как называются занятия в школе? Кто зовёт детей на урок?

- А теперь отгадайте загадки.

Кто в школе детей приучает к порядку

И проверяет ребячьи тетрадки,

Научит читать и писать, и считать,

Делить, умножать и задачи решать?  (Учитель)

Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где пройдётся, там след остаётся. (Карандаш)

Я люблю прямоту,

Я самая прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто – же я?..  (Линейка) 

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.  (Резинка)

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (Букварь)

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый... (Ранец)

Шел урок, а он молчал —

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел... (Звонок)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (Тетрадь)

Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или... (Ученик)

- Молодцы ребята! Все загадки отгадали!

Физминутка

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Вправо-влево целый день

Прыгать белочке не лень.

- Учитель – это  человек, который работает в школе и учит детей. Профессия учителя очень  важная и нужная.  Учитель нужен, чтобы давать ребятам знания, которые пригодятся им. Он учит читать, считать, писать, учит трудиться и любить труд, дружить и помогать друг другу.

- Ребята, посмотрите на доску. Что там изображено?

- Эта лесенка поможет вам правильно составить рассказ про учителя. Используйте знания, которые получили на занятии.

Нижняя ступенька – ребёнок (ученик).

Вторая ступенька – школа.

Третья ступенька – школьные принадлежности.

Четвёртая ступенька – учитель у доски.

Пятая ступенька – ребёнок за партой.

Изображения прикрепляются постепенно, начиная с нижней ступени. Дети составляют рассказ с помощью воспитателя.

В школе учитель работает в классе. Это большая комната, где стоят парты, за которыми сидят ученики,  и стол для учителя. На стене перед учениками висит доска. Учитель пользуется доской, когда объясняет материал. Он пишет на доске мелом, вешает туда таблицы и картины, которые помогают ученикам учиться. Время, в течение которого учитель занимается с детьми, называется уроком. Между уроками ученики отдыхают – это перемена. После уроков ученики идут домой, отдыхают от учебы в школе, а потом выполняют домашние задания, которые задал учитель.

- Молодцы ребята! Вам понравилось занятие?

Волшебный клубочек

Дети сидят на ковре по кругу.  Воспитатель передаёт клубок ниток,  ребёнок наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово,  или доброе пожелание,  или хвалит рядом сидящего ребёнка. Затем передаёт клубок

Занятие в старшей группе «Труд учителя».

Задачи:

  • Расширить и закрепить знания детей о работе учителя.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о личности и труде учителя.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда учителя, о характере трудового процесса (цель, средства достижения результата, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду учителя.

Ход занятия

Комплименты

Сидя в кругу,  все берутся за руки.  Глядя в глаза соседу,  надо сказать ему несколько добрых слов,  за что-то похвалить.  Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо,  мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.  При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное»,  «сладкое»,  «цветочное». Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми,  показывает пример,  подсказывает,  подбадривает,  настраивает детей.

Дети сидят на стульях по кругу.

- Ребята, кто из вас помнит, о чём мы говорили на прошлом занятии?

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Закончи предложение». Я буду говорить первую часть предложения и бросать мяч кому – то из вас, тот, у кого в руках окажется мяч закончит предложение.

  • Учитель работает ….. (в школе, в кабинете).
  • У учителя есть… (стол за которым он сидит и доска, на которой пишет.)
  • Когда учитель говорит….. (ученики слушают и пишут в тетрадях.)
  • Ученики приносят в школу…. (учебники, тетради, ручки, карандаши и др.)
  • Когда звенит звонок…. (ученики идут на урок или идут на переменку.)
  • Учитель учит детей…. (читать, писать, считать и др.)

- Молодцы ребята! А теперь давайте поговорим, каким должен быть учитель.

Дети стоят в кругу. Каждый ребёнок называет качество учителя, начинает воспитатель. Воспитатель просит ребёнка прокомментировать ответ.

- Учитель должен быть добросердечный, потому что дети любят добрых людей. Ева теперь ты….

- Умный.

 - Строгий.

 - Серьёзный.

- Современный.

- Творческий.

- Терпеливый.

- Правильно ребята. Вы всё правильно сказали.

- Посмотрите, какой интересный кубик я сегодня принесла! Он поможет вам составить хороший рассказ про учителя.  Бросайте кубик друг другу и составляйте рассказ.

1 сторона – учитель (личность учителя).

2 сторона – школьные принадлежности.

3 сторона - ученик.

4 сторона - школа.

5 сторона – учитель у доски.

6 сторона – пустая. Воспитатель задаёт ребёнку вопрос: чему учитель учит детей в школе.

Сначала дети могут описывать изображения не по порядку, а когда все изображения просмотрены, воспитатель предлагает детям передавать кубик из рук в руки и составить рассказ по порядку.

- Ребята, а может кто-нибудь из вас попробует составить целый рассказ о профессии учитель с помощью кубика?

- Послушайте маленькое стихотворение.

Назовет учитель нам

Буквы все по именам.

Объяснит задач решенье,

Вычитанье и сложенье.

Он расскажет о морях,

О лесах, цветах, зверях…

На вопрос найдет ответ

И полезный даст совет.

Воспитатель звонит колокольчиком и говорит: «Прозвенел и наш звонок, вот и кончился урок. Ребята, вам понравилось занятие? Что бы вы ещё хотели узнать про школу и учителя?»

Занятие – развлечение  в старшей группе «Учитель».

Задачи:

  • Закрепить знания детей о работе учителя.
  • Использование модели, как средства формирования представлений о личности и труде учителя.
  • Формировать у детей представление о содержании и структуре труда учителя, о характере трудового процесса (цель, средства достижения результата, результат).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду учителя.

Ход занятия

Звенит звоночек. Дети подходят к воспитателю и спрашивают: «Зачем звенит звоночек? »

Воспитатель: «Наверное, он вас куда-то зовет. Где вы раньше слышали звонок? »

Ответы детей.

Воспитатель: «Зачем в школе звенит звонок? (ответы детей) А кто-нибудь из вас был в школе? Что вам там запомнилось? Какие уроки есть у ваших старших братьев и сестер (ответы детей).

Воспитатель: когда заканчивается урок, что начинается? (перемена). А что дети делают на перемене? (играют, читают книги, рисуют, бегают, кушают).

Давайте и мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Найди и принеси». Вокруг нас много предметов. Найдите и принесите те, которые могут понадобиться ученику. Победителем будет тот, кто соберет все необходимые вещи. Звенит звонок. Дети занимают свои места.

Воспитатель: Быстро перемена кончается. Сейчас у нас будет урок рисования. Чтоб каждый из вас узнал, что ему необходимо нарисовать, надо отгадать загадку.

Загадки

Каждый год школа дверь открывает.
С теплотой всех детей принимает.
Малыши - новосёлы вселяются.
Знаешь ты, как они называются?

Первоклассники

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.

Школа

На её листочках
И цифры есть и буквы в строчку.
Листочки в клетку и в линейку,
Писать в ней ровно ты сумей-ка!

Тетрадь

Острым клювиком, как птичка,
Водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке
Должны быть строчки гладки.

Ручка

Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.

Парта 

В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.

Учитель

После того, как все загадки разгаданы, дети рисуют. После этого дети с помощью модели лесенки выстраивают цепочку из своих рисунков и составляют рассказ о профессии учитель с помощью воспитателя.

Молодцы ребята!

Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята - дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Примеры использованных моделей

C:\Users\Алена\Desktop\Рисунок1.jpg

C:\Users\Алена\Desktop\Рисунок2.jpg

C:\Users\Алена\Desktop\Рисунок3.jpg

C:\Users\Алена\Desktop\Рисунок4.jpg